ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ГП ТУМАННЫЙ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУМАННЫЙ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ГП ТУМАННЫЙ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год) - часть 4

 

 

3.7. Порядок обращения с ртутьсодержащими отходами
Ртуть относится к группе особо токсичных веществ 1 класса опасности и,
попадая в почву, воду и воздух, загрязняет и отравляет окружающую среду. Ис-
точником загрязнения являются ртутьсодержащие лампы, термометры и при-
боры. К ртутьсодержащим отходам (далее - РСО) относятся металлическая
ртуть, отработанные ртутьсодержащие лампы, прочие изделия с ртутным за-
полнением, утратившие потребительские свойства, подлежащие обезврежива-
нию.
Сбор, упаковка, временное хранение и транспортирование РСО осу-
ществляются в соответствии с требованиями ГОСТа 25834 «Лампы электриче-
ские, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», ГОСТа 12.3.031-
83 «Работы с ртутью. Требования безопасности», ГОСТа 21575 «Ящики из гоф-
рированного картона для люминесцентных ламп», Санитарных правил при ра-
боте с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением от
04.04.88.
Хранение РСО должно проводиться в специально оборудованном поме-
щении, расположенном отдельно от производственных помещений. Помещение
для хранения твердых ртутьсодержащих отходов (класс Е по ГОСТ
639-78
«Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия»), а
также ламп с ртутным заполнением и твердых отходов класса Г по ГОСТ 1639-
78 должно располагаться на расстоянии не менее 100 м от производственных
зданий.
Хранение и транспортирование РСО должно осуществляться в герметич-
ных емкостях, устойчивых к механическим, химическим, термическим и про-
чим воздействиям (ГОСТ 12.3.031-83 «Работа с ртутью. Требования безопасно-
сти»).
Ввиду того, что РСО согласно ГОСТу 19403 «Грузы опасные» относятся
к категории опасных грузов, их перевозку следует осуществлять согласно Пра-
вилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. На каждый рейс
машины, перевозящей отходы, инженером-экологом должен оформляться пас-
порт на вывоз отходов. Факт сдачи ртутьсодержащих отходов подтверждается
возращением паспорта на вывоз отходов с отметкой о приеме представителя
специализированного предприятия.
При транспортировании ртутьсодержащих отходов необходимо обеспе-
чивать обязательную укладку мест правильными рядами во избежание повре-
ждения тары в пути, потери ртути и загрязнения транспортных средств и окру-
жающей природной среды ртутью. Битые лампы должны транспортироваться в
герметичных контейнерах с ручками для переноса.
Сбор ртутьсодержащих отходов проводится специализированной органи-
зацией, обезвреживание ртутьсодержащих отходов проводится организацией
имеющей лицензию на обезвреживание. Сбор ртутьсодержащих отходов от
населения осуществляется:
- товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом
или иным специализированным потребительским кооперативов, либо юридиче-
50
ским лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившим договоры на
оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме;
- юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключив-
шим с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказа-
ние услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;
- при проживании физических лиц в частном секторе - путем подворово-
го объезда на основании плана-графика, с указанием места и времени сбора,
разрабатываемого специализированной организацией-перевозчиком, либо пу-
тем индивидуального вывоза по заявкам, поступившим от жителей в диспет-
черские службы специализированной организации.
Оплата расходов по сбору и вывозу отходов осуществляется на основании
договора или контракта между администрацией и специализированной органи-
зацией-перевозчиком в соответствии с действующим законодательством.
Организации и предприятия, не относящиеся к субъектом малого и сред-
него бизнеса, разрабатывают и согласовывают в установленном порядке проек-
ты нормативов образования и лимитов размещения отходов.
Организации, отчитывающиеся по форме федерального государственного
статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, ис-
пользовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов про-
изводства и потребления», включают данные об РСО в указанную форму.
3.8. Санитарно-защитные зоны
При размещении предприятий и сооружений санитарной очистки необхо-
димо учитывать размеры их санитарно-защитных зон. Обязательно проводить
согласование с органами охраны окружающей среды и санитарно-
эпидемиологического надзора мест, в которых намечено расположение данных
сооружений. Размеры санитарно-защитных зон основных сооружений приведе-
ны в таблице 3.5.
Таблица 3.5.
Размеры санитарно-защитных зон для предприятий и сооружений
санитарной очистки
Минимальный
Классификация
Предприятия и сооружения
размер санитарно-
объектов
защитной зоны, м
Предприятия по промышленной переработке быто-
вых отходов мощностью, тыс. т. в год:
До 40
III
500
Свыше 40
II
1000
Склады свежего компоста
II
500
Полигоны твердых бытовых отходов
II
500
Сливные станции
III
500
Центральные базы по сбору утильсырья
III
300
Мусороперегрузочные станции
IV
100
Базы по содержанию и ремонту уборочных машин и
IV
100
механизмов
51
3.9. Структура затрат на осуществление процесса обращения с отходами
Величина затрат на осуществление процесса сбора, перемещения и захо-
ронения твердых бытовых отходов зависит от общего объема ТБО, полноты
технологического цикла, применяемых технологий, цены эксплуатируемой
техники, плеча перевозки и др. Общий объем ТБО определяется с использова-
нием разработанных нормативов годового объема накопления ТБО на душу
населения. Общий объем
F
складывается из:
ТБО
F
F
F
F
F
F
,
ТБО
H
C
O
M
П
где
F
- общий объем образования отходов от населения,
F
- объем отходов,
H
C
образуемых социальной сферой (магазины, больницы, вокзалы, школы и т.п.),
F
- объем офисных отходов (конторы, банки, проектные институты, бизнес-
O
центры),
F
- муниципальные отходы (отходы зеленого строительства, улич-
M
ный смет, листва, сбор из городских урн),
F
- отходы быта предприятий.
П
Общий объем образования ТБО от населения в жилищном фонде опреде-
ляется средней нормой накопления на одного жителя и общей численностью
населения. Объем твердых бытовых отходов, образующихся не от населения,
определяется в процессе ведения мониторинга отходов для данного муници-
пального образования. В долях от общего объема образования отходов от насе-
ления это составляет 30-60%.
Стоимость процесса обращения с отходами будет складываться следую-
щим образом:
С
С
С
С
С
О
СБОРА
УДАЛЕНИЯ
УТИЛИЗАЦИИ
ЗАХОРОНЕНИ
Я
В стоимость сбора входят:
Затраты на организацию и обслуживание контейнерных площадок
Затраты на приобретение, ремонт и обновление контейнерного парка
Заработная плата обслуживающего персонала
Накладные расходы
Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодатель-
ством.
В стоимость удаления входят:
Затраты на обслуживание, ремонт, обновление парка автотранспорта
Заработная плата водителей, ремонтников и т.п.
Затраты на горюче-смазочные материалы
Накладные расходы
Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодатель-
ством.
В стоимость утилизации входят:
Затраты на обслуживание, ремонт, обновление технологических ли-
ний
Заработная плата обслуживающего персонала
Затраты на электроэнергию (энергоносители и т.п.)
52
Накладные расходы
Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодатель-
ством.
В стоимость захоронения входят:
Затраты на обслуживание, ремонт, обновление парка спецмашин
Заработная плата водителей, ремонтников и т.п.
Затраты на горюче-смазочные материалы
Затраты на изоляционные материалы и мероприятия в соответствии с
регламентом работы полигона
Накладные расходы
Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодатель-
ством.
Если для этапа сбора отходов характерны основные затраты в начале -
при организации контейнерных площадок, то для этапов транспортировки, ути-
лизации и захоронения характерны постоянно растущие затраты, связанные с
ростом цен на топливо и электроэнергию. Также стоимость всех этапов процес-
са обращения с отходами будет постоянно расти по причине необходимости
увеличения заработной платы и сопряженных с ней налоговых отчислений -
ввиду инфляции, поэтому для прогнозирования изменения общей стоимости
процесса обращения с отходами необходимо вводить при расчетах поправоч-
ный коэффициент, определяющий влияние инфляционных процессов на конеч-
ную стоимость.
Сдерживающим фактором роста платежей для населения должны являть-
ся мероприятия, направленные на совершенствование технологии процесса об-
ращения с отходами и увеличения объема возврата в производство вторичного
сырья. Все виды расчетов должны утверждаться аудитом, который проводится
специализированными и аккредитованными для данного вида деятельности ор-
ганизациями.
3.10. Разработка системы отчетности в сфере обращения с отходами
Форма отчетности создается для ведения учета и контроля за процессом
обращения с отходами на территории городского поселения Туманный Коль-
ского района Мурманской области. В результате появится возможность не
только учитывать все источники образования отходов и их объемы, но и путь
следования отходов. Таким образом, введение учета обеспечит обоснованное
взимание платежей, исключение образования несанкционированных свалок.
Форма отчетности заполняется всеми субъектами хозяйственной деятель-
ности независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
осуществляющих свою деятельность в области обращения с отходами. В соот-
ветствии с ниже приведенной классификацией (таблица 3.6) выбирается кате-
гория, к которой относится объект. В соответствии с выбранной категорией за-
полняются отчетные формы. Отчетность по приведенной форме предоставляет-
53
ся ежеквартально специально уполномоченным органам в сфере обращения с
отходами.
Таблица 3.6.
Категории объектов
Единицы измерения
1. Жилой фонд:
1 человек
- неблагоустроенный жилой фонд;
- благоустроенный жилой фонд.
2. Предприниматели без образования юридического
1 сотрудник
лица.
3. Предприятия, учреждения, юридические лица.
1 сотрудник
3.1. Предприятия торговли:
- промышленными товарами;
- продовольственными товарами;
- зоомагазины, цветочные магазины;
кв. м площади
- ларьки, палатки;
- рыночные комплексы вещевые;
- рыночные комплексы продовольственные;
- складские помещения.
3.2. Учреждения здравоохранения:
- поликлиники, амбулатории;
1 посещение
- стационары всех типов;
1 место
- аптеки, аптечные киоски.
кв. м площади
3.3. Учреждения временного проживания населе-
ния:
1 место
- учреждения санаторно-курортные, дома отдыха;
- гостиницы;
- общежития.
3.4. Организации и учреждения управления, проект-
ные организации, кредитно-финансовые учрежде-
ния и предприятия связи:
- административные учреждения;
1 сотрудник
- проектные организации, офисы, конторы;
- банки;
- юридические консультации, нотариальные конто-
ры, суды;
- отделения связи.
3.5. Учебно-образовательные учреждения, в том
числе дошкольного образования:
- детские сады;
1 место
- школы;
1 учащийся
- школы-интернаты;
1 учащийся
- училища;
1 учащийся
1
- высшие учебные заведения.
учащийся
3.6.
Культурно-спортивные, развлекательные
54
Категории объектов
Единицы измерения
учреждения:
1 место
- кинотеатры;
1 место
- театры;
1 посещение
- библиотеки;
1 посещение
- спортивные залы, бассейны;
1 место
- спортивно-концертные комплексы;
кв. м площади
- залы игровых автоматов, казино, клубы;
кв. м площади
- выставочные комплексы;
1 посещение
- музеи, галереи;
кв. м площади
- церкви.
3.7. Предприятия бытового обслуживания:
- ремонт бытовой техники;
кв. м площади
- ремонт обуви и др.;
кв. м площади
- химчистки, прачечные;
кв. м площади
- бани;
кв. м площади
- косметические и парикмахерские салоны;
1 место
- ателье по пошиву и ремонту одежды;
1 сотрудник
- предприятия общественного питания.
1 место
3.8. Учреждения жилищно-коммунального
хозяй-
ства:
кв. м обслуживаемой
- жилищно-эксплуатационные организации;
площади
кв. м площади
- кладбища;
кв. м площади
- городские парки.
3.9. Предприятия пассажирского транспорта:
- ж/д вокзалы,
1 пассажир
- автовокзалы.
3.11. Совершенствование нормативно-правового обеспечения мероприятий
в сфере обращения с отходами
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы город-
ского поселения Туманный Кольского района Мурманской области предпола-
гают создание правовых основ функционирования единой комплексной систе-
мы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, ба-
зирующейся на стратегическом курсе создания индустриальной основы сорти-
ровки отходов и сокращения объёмов захоронения отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления согласно статье 8 Фе-
дерального закона «Об отходах производства и потребления», статье 14 Феде-
рального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены организация
сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В целях совершенствования нормативно-правового и методического
обеспечения в сфере обращения с отходами необходимо разработать правила
55
обращения с отходами, которые будут регламентировать обращение с отходами
на протяжении всего цикла от их образования до использования или до захоро-
нения, с позиций охраны окружающей природной среды и ресурсосбережения.
Основные вопросы, которые должны быть отражены в нормативно- пра-
вовых актах органа местного самоуправления:
- полный охват услугой по вывозу и размещению отходов всех объектов
образования отходов (требования о заключении договоров на вывоз, периодич-
ность вывоза);
- обязанность юридических лиц (в том числе организаций, управляющих
жилищным фондом и ТСЖ) и физических лиц (осуществляющих непосред-
ственное управление жилыми помещениями) заключать договоры на сбор и
вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов.
Для создания правового поля в сфере обращения с отходами на террито-
рии городского поселения необходимо разработать и принять следующие му-
ниципальные нормативно-правовые акты:
- правила обращения с отходами на территории городского поселения
Туманный Кольского района Мурманской области;
- инвестиционные программы организаций, участвующих в реализации
Генеральной схемы очистки;
- порядок осуществления сбора отходов, сортировки и захоронения отхо-
дов;
- типовой договор на сбор и вывоз ТБО (с указанием объема вывоза, пе-
риодичности вывоза, требования к контейнерным площадкам, требования к ка-
честву оказания услуг, обязанности и ответственность сторон);
- долгосрочные надбавки к тарифам организаций коммунального ком-
плекса, осуществляющих свою деятельность в сфере захоронения ТБО в случа-
ях, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ.
Наличие утвержденных инвестиционных программ позволит устанавли-
вать инвестиционные надбавки к тарифам на услуги по захоронению (утилиза-
ции) ТБО.
Органы местного самоуправления могут устанавливать порядок рассмот-
рения вопросов об определении объемов, источников и сроков поступления
средств, в части касающейся инвестиционных проектов реализуемых путем
совместного финансирования организаций коммунального комплекса несколь-
ких муниципальных образований, предусмотрев, в том числе способы оформ-
ления достигнутых договоренностей.
Органы местного самоуправления запрашивают и получают у организа-
ций коммунального комплекса информацию и необходимые материалы по во-
просам реализации мероприятий, предусмотренных программой комплексного
развития и генеральными схемами, в формате, определяемом органом местного
самоуправления. Соответствующие положения о правах указанных сторон за-
крепляются в заключаемых сторонами соглашениях.
Администрация городского поселения Туманный осуществляет контроль
не только за выполнением мероприятий, целевым и эффективным расходовани-
ем средств, но и за достижением целевых индикаторов, предусмотренных про-
56
граммой комплексного развития объектов, используемых при обращении с от-
ходами, и Генеральной схемой.
57
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ЛЕТНЕЙ И ЗИМНЕЙ БОРКЕ
Протяженность основной улично-дорожной сети в п.г.т. Туманный со-
ставляет 2,6 км, из них 1,7 км с цементобетонным покрытием, 0,9 км с грунто-
вым покрытием.
Механизированная уборка городских территорий является одной из важ-
ных и сложных задач жилищно-коммунальных организаций. Качество работ по
уборке территорий зависит от рациональной организации работ и выполнения
технологических режимов. Летом выполняют работы, обеспечивающие макси-
мальную чистоту городских дорог и приземных слоев воздуха. Зимой проводят
наиболее трудоемкие работы: удаление свежевыпавшего и уплотненного снега,
борьба с гололедом, предотвращение снежно-ледяных образований.
4.1. Технология летнего содержания дорог
При летней уборке городских территорий с дорожных покрытий удаляет-
ся смет с такой периодичностью, чтобы его количество на дорогах не превыша-
ло установленной санитарной нормы. Кроме того, в летнюю уборку входят
удаление с проезжей части и лотков улиц грязи в межсезонные и дождливые
периоды года; очистка отстойных колодцев дождевой канализации; уборка
опавших листьев; снижение запыленности воздуха и улучшение микроклимата
в жаркие дни. Основным фактором, влияющим на засорение улиц, является ин-
тенсивность движения городского транспорта. На накопление смета и засоре-
ние улиц существенно влияют также благоустройство прилегающих улиц, тро-
туаров, мест выезда городского транспорта и состояние покрытий прилегаю-
щих дворовых территорий.
Основной операцией летней уборки территории городского поселения
Туманный является подметание. На улицах с интенсивным движением уборка
заключается главным образом в очистке проезжей части от смета. Для дорог
местного значения периодичность уборки составляет 1 раз в 3 суток.
Степень засоренности городских дорог зависит от интенсивности движе-
ния транспорта, состояния дорожных покрытий. При малой интенсивности (до
60 автомобилей в час) смет распределяется равномерно. При большой интен-
сивности отбрасывается потоками воздуха по сторонам и распределяется вдоль
бортового камня полосой на ширину 0.5 м. Установлена допустимая норма за-
соренности краевых частей дорог (лотков) со средним и интенсивным движе-
нием транспорта по улицам с усовершенствованным покрытием (автодороги 1-
ой и 2-ой категории) - 30 г/м2, на асфальтированных проездах второстепенной
значимости и малой интенсивности движения (автодороги 3-ей категории) - 80
г/м2.
Перечень основных операций технологического процесса летней уборки
автодорог приведен в таблице 4.1.
58
Таблица 4.1.
Основные операции технологического процесса летней уборки автодорог
№п/п
Операции технологического процес-
Средства механизации
са
1.
Подметание дорожных покрытий
Подметально-уборочные ма-
шины
2.
Уборка грунтовых наносов механизи-
Подметально-уборочные и
рованным способом с доработкой
плужно-щеточные машины,
вручную
автогрейдеры, бульдозеры,
рабочие по уборке
3.
Погрузка смета в ручную и его вывоз
Погрузчики и самосвалы
Подметание дорожных покрытий
Подметание является основной операцией по уборке улиц, площадей и
проездов, имеющих усовершенствованные покрытия. Подметание производит-
ся в таком порядке: в первую очередь подметают краевые (прибордюрные) ча-
сти дорог и улиц с интенсивным движением, маршрутами городского транс-
порта, а затем улиц со средней и малой интенсивностью движения. Наилучший
режим работы подметально-уборочных машин двухсменный (с 7 до 21 ч.).
Уборку проводят в следующем порядке: утром подметают краевые (при-
бордюрные) части дорог с интенсивным движением, затем подметают прибор-
дюрные части проездов со средней и малой интенсивностью движения и далее,
по мере накопления смета, улицы в соответствии с установленным режимом
подметания. Перед подметанием прибордюрных частей улиц должны быть
убраны тротуары с тем, чтобы исключить повторное засорение. Время уборки
тротуаров должно быть увязано с графиком работы подметально-уборочных
машин. Сроки патрульного подметания остановок городского транспорта,
участков с большим пешеходным движением увязывают со временем накопле-
ния на них смета.
Разгрузка подметально-уборочных машин от смета производится на спе-
циальных площадках, расположенных вблизи обслуживаемых улиц и имеющих
хорошие подъездные пути. На этих же площадках или недалеко от них жела-
тельно устанавливается стендер для заправки машин водой. Смет на свалки с
разгрузочных площадок вывозится самосвалами или перегружается в больше-
грузные контейнеры.
Уборка прибордюрной грязи
Уборка прибордюрной грязи (грунтовых наносов) является периодиче-
ской операцией, входящей в состав летнего содержания городских автодорог.
Грунтовые наносы в зависимости от причин, вызвавших их образование, под-
разделяются на следующие группы:
59
а) межсезонные наносы, представляющие собой загрязнения и остатки
технологических материалов, применяющихся при зимней уборке, которые
накапливаются в течение зимнего сезона и весной после таяния снега и распо-
лагаются полосой в прибордюрной части автодороги;
б) наносы, образующиеся после ливневых дождей, в летнее время года,
когда сильные дожди размывают газоны и другие поверхности открытого грун-
та и перемещают часть грунта на дорожное покрытие;
в) наносы, возникающие на проезжей части улицы, с которой граничит
строительная площадка, когда грунт колесами транспортных средств, обслужи-
вающих стройку, перемещается со строительной площадки на дорожное по-
крытие.
В весенний период производят очистку проезжей части от грязи, снежной
или ледяной корки, по мере ее таяния. Очистку прибордюрной части произво-
дят после освобождения дороги от снега и льда, пока грязь не засохла и легко
удаляется автогрейдером или бульдозером.
В случае высыхания, перед уборкой грунтовые наносы должны быть
увлажнены поливомоечной машиной, что снизит их прочность и предотвратит
пыление. Грунт сдвигается в вал и затем с помощью погрузчика подается в ку-
зов самосвала. При выполнении этих работ автогрейдер и поливомоечная ма-
шина передвигаются по направлению движения городского транспорта, по-
грузчик - против движения транспорта, за погрузчиком задним ходом движется
самосвал.
При уборке применяют универсальные и уборочные машины, а также
специальные уборочные машины. Надлежащее качество уборки после вывоза
наносов достигается ручной уборкой оставшихся загрязнений, подметанием
механизмами, а затем тщательной мойкой поверхности.
4.2. Технология зимнего содержания дорог
Технологический процесс зимней уборки автодорог осуществляется в со-
ответствии с Государственным стандартом Российской Федерации
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатаци-
онному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности до-
рожного движения» (принят постановлением Госстандарта Российской Феде-
рации от 11 октября 1993 года № 221).
Основной задачей зимней уборки дорожных покрытий является обеспе-
чение нормальной работы городского транспорта и движения пешеходов.
Уборка городских территорий зимой трудоемка. Сложность организации убор-
ки связана с неравномерной загрузкой парка снегоуборочных машин, завися-
щей от интенсивности снегопадов, их продолжительности, количества выпав-
шего снега, а также от температурных условий. Городские территории зимой
убирают в два этапа: 1) Расчистка проезжей части и проездов; 2) Удаление с го-
родских проездов собранного в валы снега.
60
Зимняя уборка включает в себя следующие операции:
1. Первоочередные:
- обработка дорожных покрытий противогололедным материалом
первую очередь посыпают наиболее опасные места - подъемы, спуски, пере-
крестки, кольца, развороты, мосты, заездные карманы остановок общественно-
го транспорта (ООТ);
- сгребание и подметание снега;
- очистка заездных карманов, разворотов, перекрестков, въездов и выез-
дов в кварталы.
2. Операции второй степени:
- формирование снежного вала;
- удаление снега с проездов (вывоз или переброска роторными снегоочи-
стителям на свободные территории);
- зачистка прибордюрной части автодороги после удаления снега;
- скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований;
- подметание дорог при длительном отсутствии снегопада.
Выполнение снегоочистительных работ возможно при условии строгого
соблюдения технологических режимов, которые обуславливают зависимость
времени работы машин от начала снегопада, что требует практически кругло-
суточной готовности машин к работе. Поэтому на период снегопадов рекомен-
дуется предусматривать круглосуточное дежурство пескоразбрасывателей и
плужно-щеточных снегоочистителей. Число таких машин должно быть мини-
мальным и обеспечивать уборку только наиболее ответственных магистралей,
отличающихся особенно напряженным движением транспорта, в первую оче-
редь городского пассажирского. Остальные пескоразбрасыватели и плужно-
щеточные снегоочистители должны работать в 1,5 смены. При этом необходи-
мо, чтобы время их работы совпадало с часами наиболее интенсивного движе-
ния транспорта. Все другие машины, применяемые при зимней уборке, должны
работать также в 1,5 смены.
В связи с тем, что пескоразбрасыватели и плужно-щеточные снегоочи-
стители заняты только часть рабочего времени (в часы снегопада), для рацио-
нального использования водительского состава рекомендуется закреплять за
водителями пескоразбрасывателей, плужно-щеточных снегоочистителей ска-
лыватели- разрыхлители, роторные снегоочистители и другие машины. Как по-
казывает практика работы эксплуатационных хозяйств, в промежутке между
снегопадами наиболее квалифицированную часть водительского состава можно
использовать для технического обслуживания и ремонта уборочной техники.
Снегоочистка
Основной способ удаления снега с покрытий дорог - подметание и сгре-
бание его в валы плужно-щеточными снегоочистителями. Перекидывание снега
шнекороторными снегоочистителями применяют на набережных рек, загород-
ных и выездных магистралях, а также на расположенных вдоль проездов сво-
бодных территориях.
61
При сравнительно малой интенсивности движения городского транспорта
(не более 120 маш./час) может быть обеспечена очистка до асфальта при помо-
щи только снегоочистителей. При большей интенсивности движения, как пра-
вило, нельзя предотвратить образования уплотненного снега без применения
химических материалов на покрытиях дорог. Химические материалы препят-
ствуют уплотнению и прикатыванию свежевыпавшего снега, снижают величи-
ну сил смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия, но их можно при-
менять только при интенсивности снегопада не менее 0,5 мм/час (при пересчете
на воду), так как в противном случае на дорожном покрытии образуются рас-
творы реагентов. Применение химических материалов дает положительный
эффект при хорошем перемешивании реагентов со снегом, которое может быть
достигнуто при движении транспортных средств интенсивностью более
100 машин/час. Городские дороги с интенсивностью движения транспорта ме-
нее 100 машин/час, а также при снегопадах интенсивностью менее 0,5 мм/час
убирают без применения химических материалов путем сгребания и сметания
снега плужно-щеточными снегоочистителями.
Каждый цикл обработки дорожного покрытия разбит на этапы: выдержку,
обработку химическими реагентами, интервал, сгребание и подметание снега.
Выдержка - время от начала снегопада до момента внесения реагентов в
снег зависит от интенсивности снегопада и температуры воздуха и принимается
такой, чтобы полностью исключить образование на дорожном покрытии рас-
творов при контакте снега и реагентов.
Интервал - период между посыпкой химических реагентов и началом
обслуживания. Интервал выдерживают только при снегопадах незначительной
интенсивности. При выполнении работ первого цикла выдерживать интервал
следует только при снегопаде интенсивностью 0,5... 1 мм/час.
При взаимодействии с реагентами снег, сохраняя свойства сыпучести, не
подвергается уплотнению и прикатыванию, благодаря чему при работе плужно-
щеточных снегоочистителей достигается высококачественная уборка дорожных
покрытий. Вал снега укладывают в прилотковой части дороги. Во всех случаях,
где это представляется возможным, для наилучшего использования ширины
проезжей части, а также упрощения последующих уборочных работ вал снега
располагают посередине двустороннего проезда.
Маршруты работы снегоочистителей выбирают так, чтобы сгребание и
сметание начинались с проездов с наиболее интенсивным движением, а также
имеющих торговые и административные центры до начала работы этих учре-
ждений.
В особых эксплуатационных условиях (подъемы городских дорог, подъ-
езды к мостам, туннелям и т. п.), когда требуется повысить коэффициент сцеп-
ления колес транспортных средств с дорожным покрытием, необходимо при-
менять специальные химические реагенты.
При выполнении снегоочистительных работ особое внимание следует
уделять расчистке перекрестков и остановок городского транспорта. При рас-
чистке перекрестков машина движется перпендикулярно валу, а при расчистке
остановок и подъездов - сбоку, захватывая лишь его часть. Число проходов ма-
62
шины зависит от площади поперечного сечения вала. Собранный снег сдвига-
ется в расположенный рядом вал или на свободные площади.
Удаление уплотненного снега и льда
Уплотненный снег с дорожных покрытий убирают автогрейдером, снаб-
женным специальным ножом гребенчатой формы, или скалывателями-
рыхлителями. Снег удаляют складированием в прилотковой части проезда или
на площадях, свободных от застройки. Кроме того, снег можно ссыпать в люки
обводненной дождевой или хозяйственно-фекальной канализации.
В транспортные средства снег грузят снегопогрузчиками или роторными
снегоочистителями в следующем порядке. Снегопогрузчик движется вдоль
прилотковой части улицы в направлении, противоположном движению город-
ского транспорта. Находящийся под погрузкой самосвал также движется зад-
ним ходом за погрузчиком. После загрузки самосвал вливается в общий поток
транспорта, не мешая ему. Движение самосвала задним ходом и работа погруз-
чика создают повышенную опасность для пешеходов. В связи с этим в процессе
погрузки около снегопогрузчика должен находиться дежурный рабочий, кото-
рый руководит погрузкой и не допускает людей в зону работы машины. Рабо-
чие, обслуживающие снегопогрузчики, должны быть одеты в специальные жи-
леты. При погрузке снега роторными снегоочистителями опасность работы по-
вышается, так как снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом в
направлении движения транспорта, сужая проезжую часть улицы. Роторный
снегоочиститель обслуживает один рабочий, ответственный за безопасность
проведения работ. Снежно-ледяные образования, остающиеся после прохода
снегопогрузчиков, должны быть в кратчайшие сроки удалены с поверхности
дорожного покрытия с помощью скалывателей-рыхлителей или путем исполь-
зования различных химических материалов.
Сгребание и подметание
Сгребание и подметание снега производится плужно-щеточным снего-
очистителем (ПМ-130Б, КДМ и т.д.), после обработки дорожных покрытий
противогололедными материалами.
Скалывание уплотненного снега
В состав работы входит: помимо скалывания уплотненного снега еще и
скалывание снежной корки в лотках, а также сгребание скола с очищенной по-
лосы. Для этой цели применяют автогрейдеры ДЗ-143, ДЗ-180.
Сдвигание снега и скола в валы
Эта операция производится частично при сгребании и подметании снега и
скола. Однако, формирование валов требует применения дополнительной тех-
ники - автогрейдеров и бульдозеров. Для этой цели применяют автогрейдеры
ДЗ-143, ДЗ-180, бульдозеры ДТ-75, Т-130, Т-170, тракторы с отвалом К-700, Т-
150.
Перекидка снега роторными очистителями
На насаждения и газоны разрешается перекидывать только свежевыпав-
ший снег. На перекидке снега на проездах с насаждениями должно быть ис-
ключено повреждение деревьев и кустарников, при этом применяются допол-
63
нительные насадки и желоба с направляющими козырьками, отрегулированны-
ми для каждого участка дорог. Это обеспечивает укладку перекидываемого
снега на узкой полосе между проезжей частью и насаждениями, или даже пере-
садку его через ряд кустарников, обеспечивая их сохранность. Для этой цели
применяют шнекороторные снегоочистители типа ДТ-75, Т-150.
Допустимые уровни и требования к зимнему содержанию автодорог
Для обеспечения свободного проезда автомобильного транспорта после
окончания снегопада в соответствии с ВСН 24-88 «Технические правила ре-
монта и содержания автомобильных дорог», определены предельно допусти-
мые значения требований к автодорогам, которые приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2.
Допустимая толщина
слоя снега на проезжей
части, мм
I
3000-7000
7
30
-
4
II
1000-3000
6
40
-
5
III
500-1000
5
60
-
6
IY
200-500
4
70
70
12
Y
Менее 200
3
80
100
16
Срок окончания снегоочистки принимают с момента прекращения снего-
пада или метели до завершения работ, обеспечивающих указанные требования.
После обеспечения свободного проезда транспорта дорожные предприятия
приступают к очередным операциям зимнего содержания автомагистралей,
приведенных выше. Сроки удаления снега, в часах, в зависимости от количе-
ства выпавшего снега и категорий автодорог, приведены в таблице 4.3.
Таблица 4.3.
Категории
Количество выпавшего снега, мм, не более
автодорог
5
10
15
I, II, III
48 час.
72 час.
96 час.
IY
72 час.
96 час.
96 час.
Y
96 час.
120 час.
144 час.
Обработка противогололедными материалами
Для борьбы с гололедом применяют профилактический метод, а также
метод пассивного воздействия, способствующий повышению коэффициента
64
сцепления шин с дорогой, покрытой гололедной пленкой. Предпочтительно ис-
пользовать профилактический метод, но его применение возможно только при
своевременном получении сводок метеорологической службы о возникновении
гололеда. После получения сводки необходимо обработать дорожное покрытие
химическими реагентами. Чтобы реагенты не разносились колесами транспорт-
ных средств, их разбрасывают непосредственно перед возникновением гололе-
да. При такой обработке ледяная пленка по поверхности дорожного покрытия
не образуется, дорога делается лишь слегка влажной.
Для устранения гололеда дорожное покрытие обрабатывают противого-
лоледными препаратами.
Обработку дорожных покрытий при профилактическом методе борьбы с
гололедом начинают с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т.е. II и
III категорий, а заканчивают на улицах I категории. Такой порядок работы в
наилучшей степени способствует сохранению реагентов на поверхности доро-
ги. Обработку дорог, покрытых гололедной пленкой, начинают с улиц I катего-
рии, затем посыпают улицы II и II категории. Параллельно необходимо прово-
дить внеочередные работы по выборочной посыпке подъемов, спусков, пере-
крестков, подъездов к мостам и туннелям. Продолжительность обработки всех
улиц I категории не должна превышать одного часа. Для ускорения производ-
ства работ по борьбе с гололедом следует обрабатывать дороги только в полосе
движения, на которую приходится примерно 60...70% ширины проезжей части
улицы.
4.3. Расчет потребности в машинах для уборки городских территорий
Работы по уборке городских территорий подразделяются на две группы в
зависимости от сроков выполнения технологических операций. К первой груп-
пе относятся работы по уборке дорожных покрытий в летнее время, ко второй -
работы по зимней уборке, выполняемые в течение строго определенного отрез-
ка времени, так называемого директивного времени. К таким работам относятся
первоочередные операции зимней уборки: обработка покрытий технологиче-
скими материалами, сгребание и подметание снега с покрытий.
4.3.1. Летние уборочные работы
Потребное количество машин для выполнения работ первой группы
определяется по формуле:
Q
сут
N
,
П
*К
К
см
см
ВП
где Qсут - суточный объем уборочных работ, Псм - эксплуатационная произво-
дительность уборочной машины за время рабочей смены, Ксм - коэффициент
сменности, Квп - коэффициент выпуска уборочных машин на линию.
Систематическую механическую уборку улиц и дорог в летнее время вы-
полняют двумя способами:
65

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/