ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ГП ТУМАННЫЙ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУМАННЫЙ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ГП ТУМАННЫЙ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год) - часть 3

 

 

2.2. Современное состояние уровня загрязнения исследуемой среды
В силу малой освоенности территории хозяйственной деятельностью,
удаленностью от крупных населенных пунктов и промышленных объектов, от-
сутствия на территории вредных производств, городское поселение Туманный
Кольского района отличается экологически чистой природной средой и нали-
чием территорий с ненарушенным природным ландшафтом.
Санитарное состояние атмосферного воздуха
По метеорологическим условиям рассеивания вредных примесей терри-
тория поселения относится к зоне с низким ПЗА. Высокая рассеивающая спо-
собность атмосферы обусловлена низкой повторяемостью слабых ветров, при-
земных инверсий и ситуаций застоя воздуха. При таких условиях редко проис-
ходит скопление примесей у земли.
Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на террито-
рии городского поселения Туманный не проводятся. Источниками загрязнения
атмосферного воздуха являются:
- стационарные и передвижные источники филиала
«Кольский» ОАО
«ТГК-1»;
- автотранспорт.
Иногда в холодное время года, период застойных явлений, выброшенные
загрязняющие вещества скапливаются в приземном слое, в это время может
наблюдаться превышения максимальных разовых концентраций оксида углеро-
да.
В связи с отсутствием на территории поселения объектов, имеющих
большие объемы вредных выбросов, а также с отсутствием внешнего влияния
сопредельных территорий - уровень загрязнения атмосферного воздуха на тер-
ритории поселения можно охарактеризовать как низкий.
Санитарное состояние водных объектов
Гидрологическая сеть представлена реками и озерами, основными круп-
ными водными объектами являются: Средняя (Щучья), Териберка, Воронья,
Оленка (Большая Оленка), Туманная, Серебрянские водохранилища. Реки Во-
ронья и Оленка, а также Серебрянские водохранилища являются местами нере-
ста лососевых видов рыб.
Река Туманная является источником хозяйственного питьевого водо-
снабжения пгт. Туманный. Зоны санитарной охраны водоисточника разработа-
ны и утверждены главой администрации пгт. Туманный в 2006г. В пределах зон
санитарной охраны водоисточника очагов возможного загрязнения воды и при-
легающей территории нет.
Санитарное состояние водоемов формируется под влияние природных
факторов и хозяйственной деятельности человека. Поверхностные воды загряз-
няются недостаточно очищенными хозяйственно-бытовыми сточными водами,
поверхностным стоком с водосборных площадей, на которых расположены ур-
банизированные территории. Также качество воды в водных объектах зависит
34
от соблюдения режима использования водоохранных зон (ВОЗ) и прибрежно-
защитных полос (ПЗП).
В пгт. Туманный 100% охват населения централизованным водоотведе-
нием. Очистка сточных вод осуществляется на канализационных очистных со-
оружениях (КОС), расположенных в 500 м от пгт. Туманный. Подаваемые на
очистные сооружения сточные воды от поселка перед сбросом в реку подвер-
гаются полной биологической очистке и обеззараживанию (хлорирование).
Степень очистки сточных вод - недостаточно очищенная. Сточные воды посел-
ка сбрасываются в р. Туманная на расстоянии 2,4 км от устья реки.
По удельному комбинаторному индексу загрязненности вод (УКИЗВ) во-
ды р. Териберка и р. Туманная оцениваются как загрязненные, УКИЗВ соответ-
ственно 1,81 и 2,02, воды водохранилища Серебрянское слабо загрязненные,
УКИЗВ - 1,02. В водах зафиксированы превышения среднегодовых концентра-
ций по железу и меди.
Санитарное состояние почвы
Источниками загрязнения почвы являются:
- отсутствие очистки поверхностного стока на урбанизированных террито-
риях, что в дальнейшем может привести к эрозии почвы;
- автотранспорт - загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу, со
временем оседают на почвенный покров данной территории.
Физические факторы воздействия
Основными источниками шума и вибрации является автомобильный
транспорт и электроподстанция.
К источникам электромагнитного излучения относятся линии электропе-
редач, электроподстанция, объекты филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1»; ОАО
«Мегафон», ОАО «МТС», ОАО «Северо-западный Телеком», ФГУП «РТРС».
Для всех объектов кроме электроподстанций СЗЗ не требуется.
Радиационная обстановка. Радиационный фон - ионизирующее излуче-
ние, обусловленное совместным действием природных (естественных) и техно-
генных радиационных факторов. Естественный радиационный фон на террито-
рии Кольского района связан с излучением создаваемыми радионуклидами со-
держащимися в земной коре. Техногенный радиационный фон обусловлен сжи-
ганиями каменного угля и нефти, в большей степени глобальными выпадения-
ми дальнего переноса загрязняющих компонентов от ядерных испытаний в ат-
мосфере. Ядерные испытания проводились в Северном полушарии и в первую
очередь, на Новой Земле.
Контроль радиационной обстановки ведется в пгт. Туманный на метео-
станции ГУ «Мурманского управления гидрометеослужбы». Мощность экспо-
зиционной дозы (МЭД, мкР/час) в среднем составляет 12 мкР/час (естествен-
ный природный радиационный фон). Радиационная обстановка характеризует-
ся, как удовлетворительная.
35
2.3. Существующее состояние летней и зимней уборки
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного
значения в границах городского поселения Туманный Кольского района
(утверждён Постановлением Администрации городского поселения Туманный
Кольского района №9 от 13.02.2012), в п.г.т. Туманный имеется единственная
автодорога - улица Энергетиков, протяжённость которой от очистных соору-
жений до водозаборной станции составляет 6,0 км. Однако данная цифра вклю-
чает все имеющиеся в п.г.т. Туманный проезды, в том числе, внутрикварталь-
ные. Протяжённость основного направления улицы Энергетиков от въезда в
посёлок до здания администрации составляет 1,4 км., покрытие проезжей части
- цементобетонное. Среди основных проездов местного значения посёлка Ту-
манный необходимо также назвать автоподъезд к школе (длина - 300 м, бетон-
ное покрытие проезжей части). К категории прочих автодорог муниципального
значения городского поселения может быть отнесён участок улицы Энергети-
ков, являющийся автоподъездом к водозаборной станции, которая расположена
к востоку от пгт. Туманный. Протяжённость данного автоподъезда - 900 мет-
ров, покрытие проезжей части - грунтовое. Все прочие проезды (участки улицы
Энергетиков) относятся к категории внутриквартальных. Основное пешеходное
направление - связь здания администрации городского поселения со зданием
школы.
Таким образом, общая протяженность основной улично-дорожной сети
посёлка составляет 1,7 км., а с учётом подъезда к водозабору - 2,6 км. Плот-
ность улично-дорожной сети - 4,9 км/км2 территории населенного пункта.
Уборка улиц в летнее и зимнее время производится с использованием
ручного труда. Специализированная техника отсутствует. Ручную уборку тер-
риторий осуществляют дворники.
2.4. Организация сбора и удаления отходов
2.4.1. Нормы накопления и объемы образующихся бытовых отходов
К твердым бытовым отходам относятся отходы жизнедеятельности лю-
дей, отходы текущего ремонта квартир, смет с дворовых территорий, крупнога-
баритные отходы, а также отходы культурно-бытовых, лечебно-
профилактических, образовательных учреждений, торговых предприятий, дру-
гих предприятий общественного назначения.
Исходными данными для планирования количества подлежащих удале-
нию отходов являются нормы накопления бытовых отходов, определяемые для
населения, а также для учреждений и предприятий общественного и культурно-
го назначения.
Норма накопления твердых бытовых отходов - величина не постоянная, а
изменяющаяся с течением времени. Это объясняется тем, что количество обра-
зующихся отходов зависит от уровня благосостояния населения, культуры тор-
говли, уровня развития промышленности и др. Так, отмечается тенденция роста
количества образующихся отходов с ростом доходов населения. Кроме того,
значительную долю в общей массе отходов составляет использованная упаков-
36
ка, качество которой за последние несколько лет изменилось - помимо тради-
ционных материалов, таких как бумага, картон, стекло и жесть, значительная
часть товаров упаковывается в полимерную пленку, металлическую фольгу,
пластик и др., что влияет на количество удельного образования отходов.
Наблюдается тенденция быстрого морального старения вещей, что также ведет
к росту количества отходов. Изменения, произошедшие на рынке товаров и в
уровне благосостояния населения за последнее время, несомненно, являются
причиной изменения нормы накопления отходов в большую сторону, поэтому
каждые 3-5 лет необходим пересмотр норм накопления отходов и определение
их по утвержденным методикам.
На сегодняшний день городское поселение Туманный не имеет утвер-
жденных в установленном порядке норм накопления ТБО для населения и для
объектов общественного назначения и предприятий муниципального образова-
ния. Необходимо определить нормы накопления ТБО для городского поселения
Туманный в соответствии с действующим законодательством и разработать
единую систему учета образующихся отходов потребления, которая наиболее
полно охватит всех образователей отходов.
В основу расчета объема отходов от населения положена норма накопле-
ния 225 кг/год (1,07 м3/год) на 1 человека («Рекомендациям по определению
норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР», 1982 г.).
Данная норма является завышенной и предназначена для укрупненных расче-
тов и планирования. Для учета отходов, образующихся в результате деятельно-
сти предприятий и организаций, воспользуемся типичным соотношением меж-
ду объемами отходов от населения и предприятий - 70:30. В этом случае норма
накопления отходов, учитывающая все источники их образования, составит 320
кг/год (1,53 м3/год) на 1 человека постоянно проживающего населения. Учиты-
вая, что население городского поселения Туманный составляет приблизительно
700 человек, годовой объем накопления отходов составляет около 224 тонн, или
1071 м3.
2.4.2. Существующая система сбора и вывоза отходов
Одним из приоритетных направлений природоохранной политики явля-
ется обеспечение защиты окружающей среды от опасного воздействия отходов,
образующихся в процессе производственной деятельности предприятий (орга-
низаций), и твердых бытовых отходов (ТБО) от населения.
В пгт. Туманный установлен контейнерный вид сбора отходов. Сбор и
вывоз отходов осуществляется ООО «ОРКО-инвест» в г. Мурманск по догово-
ру с УМЖКП пгт. Туманный. Твердые бытовые отходы из несменяемых сбор-
ников (контейнеров) перегружаются в мусоровоз и вывозятся на полигон в
г.Мурманск. Вывоз осуществляется в соответствии с графиками вывоза ТБО,
заключенными с организациями и предприятиями поселка. Характеристика и
местонахождение свалки представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Год ввода в эксплу-
Собствен-
Пло-
Расположение
Состояние
атацию
/ наимено-
ник
щадь, га
37
вание
документа
(номер, дата)
Городское поселение
Дорога в плохом техни-
Админист-
Туманный
ческом
состоянии.
1998 г. / Постанов-
рация
Кольского района.
Осуществляются рабо-
ление
№ 22 от
г.п. Туман-
Свалка находится в от-
3.2
ты по прикатыванию
17.09.1998
ный Коль-
работанном карьере на
бульдозером,
свалка
ского района
115 км автодороги «Се-
дымит
ребрянка»
Учет вывозимых твердых бытовых и промышленных отходов не прово-
дится.
Медицинские отходы пгт. Туманный утилизируются в соответствии с
разработанной схемой обращения медицинским учреждением ГОБУЗ «Коль-
ская центральная районная больница» в соответствии с требованиями СанПиН
2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с ме-
дицинскими отходами».
Раздельный сбор отходов не ведется, за исключением ртутьсодержащих
ламп, их сдают специализированным предприятиям по договору.
Основные проблемы и недостатки системы санитарной очистки
Отсутствуют утвержденные нормы накопления твердых бытовых отходов
для населения и объектов социального значения;
Отсутствует разработанная система снижения объема отходов, поступающих
на захоронение;
Отсутствует специализированная техника для механизированной уборки тер-
ритории.
Пути решения проблем в сфере санитарной очистки
Необходимо определение норм накопления твердых бытовых отходов для
многоквартирных домов, частных домовладений, а также предприятий и орга-
низаций социальной сферы.
Необходимо проведение работ по определению морфологического соста-
ва отходов потребления для подробного экономического расчета целесообраз-
ности и эффективности раздельного сбора отходов, а также сепарации ТБО на
всех стадиях движения отходов.
Необходимо организовать вывоз отходов на полигон ТБО.
38
3. ПРЕДЛАГАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С
ОТХОДАМИ
3.1. Организация сбора и удаления отходов потребления
Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов
Бытовые отходы, подлежащие удалению с территории населенных пунк-
тов, разделяют на твердые и жидкие бытовые отходы. К твердым бытовым от-
ходам (ТБО) относят отходы жизнедеятельности человека, отходы текущего
ремонта квартир, местного отопления, смет с дворовых территорий, крупнога-
баритные отходы населения, а также отходы учреждений и организаций обще-
ственного назначения, торговых предприятий.
Объектами санитарной очистки являются территории домовладений,
уличные и микрорайонные проезды, объекты общественного назначения, тер-
ритории предприятий, учреждений и организаций, объекты садово-паркового
хозяйства, места общественного пользования, места отдыха населения. Специ-
фическими объектами, обслуживаемыми отдельно от остальных, считаются ме-
дицинские учреждения, ветеринарные объекты.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической дея-
тельности (ОКВЭД), обращение с отходами относится к разделу «Предостав-
ление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», Код 90.00.2.
Эта группировка включает: сбор мусора, хлама, отбросов и отходов, сбор и
удаление строительного мусора, уничтожение отходов методом сжигания или
другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде,
захоронение или запахивание отходов, обработку и уничтожение опасных от-
ходов, включая очистку загрязненной почвы, захоронение радиоактивных от-
ходов.
Система сбора отходов может быть контейнерной или бесконтейнер-
ной. При контейнерной системе выделяют сменяемые и несменяемые контей-
неры. При системе сменяемых сборников отходов заполненные контейнеры
следует погружать на мусоровоз, а взамен оставлять порожние чистые контей-
неры. В этой системе применяются контейнерные мусоровозы. Применение та-
кой системы целесообразно при дальности вывоза не более 8 км, при обслужи-
вании объектов временного образования отходов и сезонных объектов (летние
кафе и павильоны, ярмарки, места с большим скоплением людей). При системе
несменяемых сборников отходов твердые бытовые отходы из контейнеров
необходимо перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на месте. В
этой системе применяются кузовные мусоровозы. Данная система сбора отхо-
дов является предпочтительной, поскольку позволяет наиболее полно исполь-
зовать мусоровозный транспорт и достигнуть большей производительности.
Выбор той или иной системы определяется рядом факторов: удаленно-
стью мест разгрузки мусоровозов, санитарно-эпидемиологическими условиями,
периодичностью санитарной обработки сборников отходов и возможностью их
39
обработки непосредственно в домовладениях, типом и количеством спецавто-
транспорта для вывоза отходов, количеством проживающих жителей и т.д.
Для осуществления раздельного сбора ТБО необходимо установить 40
контейнеров.
Организация сбора и вывоза крупногабаритных отходов
Вывоз крупногабаритных отходов (КГО) следует производить по мере
накопления, но не реже одного раза в неделю. Для их сбора необходимо орга-
низовать специально оборудованные места, расположенные на придомовых
территориях. Площадка должна иметь твердое покрытие и находиться в непо-
средственной близости от проезжей части дороги. Ее располагают на расстоя-
нии не менее 20 м от жилых домов и не более 100 м от входных дверей обслу-
живаемых зданий. Размер площадки выбирают с учетом условий подъезда спе-
цавтотранспорта при вывозе накопленных отходов. Вывоз крупногабаритных
отходов производится по графику, согласованному жилищной организацией.
Организация сбора и вывоза прочих отходов
Вывоз отходов, образующихся при проведении строительных, ремонтных
и реконструкционных работ в жилых и общественных зданиях, обеспечивается
самими предприятиями в соответствии с утвержденной Генеральной схемой
санитарной очистки. Для вывоза отходов привлекается транспорт специализи-
рованных организаций, имеющих разрешительную документацию на данный
вид деятельности. Вывоз отходов осуществляется на специально отведенные
участки, имеющие необходимую разрешительную документацию.
Отходы промышленных предприятий также вывозят сами предприятия с
привлечением транспорта специализированных организаций на специально
оборудованные полигоны, специализированные места их размещения (перера-
ботки) или сооружения для обезвреживания.
Утилизация и переработка отходов
Обезвреживание твердых бытовых отходов производится на специально
отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и пе-
реработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для
этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенство-
ванные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные за-
воды, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
3.2. Прогноз изменения количества образующихся ТБО
Согласно современным исследованиям, удельное годовое накопление от-
ходов на одного жителя населенных мест (норма накопления) имеет тенденцию
к постоянному росту. Прогнозирование образования отходов обычно произво-
дится на основе использования коэффициента годового прироста объемов ТБО
на одного человека. Согласно исследованиям, проводимым ГУП УНИИ АКХ
им. К.Д. Памфилова, величина годового прироста для крупных городов состав-
40
ляет приблизительно 0,6%. Для городского поселения Туманный, население ко-
торого составляет всего 0,7 тыс. человек, этот показатель должен быть ниже.
Расчет производится методом сложных процентов, годовой прирост принят
равным 0,1%:
V
V
(10, 001)t
,
ПР исх
где
V
- прогнозируемый объем твердых бытовых отходов,
V
- исходный
ПР
исх
объем образующихся твердых бытовых отходов, t - период прогнозирования. В
таблице 3.1 приведены прогнозируемые нормы накопления отходов жилищного
фонда.
Таблица 3.1.
Прогнозирование норм накопления отходов
Годовая норма накопления отходов
год
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2024
2029
м3/чел
1,07
1,07
1,07
1,07
1,07
1,08
1,08
1,09
кг/чел
225
225
225
226
226
226
227
228
Прогнозирование изменения норм накопления отходов (табл. 3.1) (при
постоянной численности населения) позволяет оценить количество образую-
щихся бытовых отходов от жилищного фонда на период с 2014 по 2029 годы.
Расчет объемов отходов от организаций и учреждений производится исходя из
соотношения между объемами отходов от жилищного фонда и организаций -
70:30. Прогнозируемое общее количество твердых бытовых отходов в город-
ском поселении Туманный приведено в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Прогнозируемое количество твердых бытовых отходов, образующихся на
территории городского поселения Туманный
Годовая норма
Годовой объем
Годовой объем
Полный го-
Численность
накопления
отходов от
Год
отходов от ор-
довой объем
населения, чел
отходов,
жил. сектора,
ганизаций, м3
отходов, м3
м3/чел
м3
2014
700
1,07
749,00
321,00
1070,00
2015
700
1,07
749,75
321,32
1071,07
2016
700
1,07
750,50
321,64
1072,14
2017
700
1,07
751,25
321,96
1073,21
2018
700
1,07
752,00
322,29
1074,29
2019
700
1,08
752,75
322,61
1075,36
2024
700
1,08
756,52
324,22
1080,75
2029
700
1,09
760,31
325,85
1086,16
3.3. Определение необходимого количества контейнеров для сбора твердых
бытовых отходов
При контейнерной системе сбора в отечественной практике применяются
металлические сборники твердых бытовых отходов различной вместимости от
41
0,1 до 12 м³. Контейнеры, вместимостью 0,55 и 0,75 м³ - стационарные. Мусо-
росборники, вместимостью 0,3; 0,6; 0,8; 1,1 м³ снабжены колесами. Дальнейшие
расчеты будут проводиться для контейнеров объемом 0,75 м3. Необходимость
установки контейнеров иного объема определяется организацией, ответствен-
ной за сбор ТБО. Рекомендуется использование закрывающихся контейнеров
для исключения процессов гниения и разложения отходов в летнее время года.
Сбор крупногабаритных отходов может осуществляться на площадках для сбо-
ра ТБО с последующим вывозом мусоровозом или иным специальным транс-
портом.
Число устанавливаемых контейнеров определяется исходя из объемов об-
разования и сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников дол-
жен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольше-
го их образования. Для учета отклонения фактических объемов от среднегодо-
вых в пределах 25% вводится коэффициент неравномерности
K
= 1,25. Резерв-
1
ные контейнеры на случай ремонта (5%) учитываются коэффициентом
K
=
2
1,05. Рекомендуемая периодичность вывоза отходов, согласно СанПиН 42-128-
4690-88, в теплое время года (при температуре +5 С и выше) составляет не бо-
лее одних суток (ежедневный вывоз), в холодное время года (при температуре -
5 С и ниже) - не более трех суток.
Число контейнеров
N
, подлежащих расстановке на обслуживаемом
КОНТ
участке, определяется по следующей формуле:
П
t
год
N
K
K
,
КОНТ
1
2
V
* 365
конт
где
П
- годовое накопление отходов на обслуживаемой территории, м3, t -
год
периодичность удаления отходов, сут,
V
- объем контейнера, м3.
конт
Для расчета необходимого количества контейнеров следует определить
частоту вывоза ТБО. Она выбрана с учетом требований СанПиН 42-128-4690-
88, т.е. не реже 1 раза в 3 дня в холодное время года, и ежедневный вывоз в
теплое время года. Согласно данным о средних месячных температурах (табл.
1.2), температура выше +5 градусов держится 4 месяца в году - с июня по сен-
тябрь. В этот период (122 дня) вывоз следует осуществлять ежедневно - 122
вывоза, в остальные 8 месяцев вывоз 1 раз в 3 дня - 81 вывоз. Таким образом, в
год осуществляется 203 вывоза, т.е. средняя периодичность удаления отходов
составляет 1,8 суток.
Расчеты количества контейнеров (0,75 м3) ведутся исходя из прогнозиру-
емых объемов отходов на 2015-2029 годы (табл. 3.2) для среднего периода
накопления отходов (1,8 сут.). Согласно расчетам, с 2015 по 2029 год достаточ-
но 10 контейнеров для сбора отходов.
Для удобства расстановки контейнеров по территории произведен расчет
количества человек
N
, обслуживаемых одним контейнером (табл. 3.6):
чел
V
365
конт
N
*
,
чел
K
V
t
1
0
42
где
V
- среднегодовая норма накопления ТБО на одного человека. Один кон-
0
тейнер обслуживает в среднем 113 человек.
Цена одного контейнера 0,75 м3 с крышкой и колесами (рис. 4) составляет
около 5 тысяч рублей. Для обслуживания контейнеров требуется специализи-
рованный мусоровоз с манипулятором для погрузки отходов.
Для осуществления раздельного сбора ТБО необходимо установить 40
контейнеров.
Рис. 4. Контейнер для сбора мусора вместимостью 0,75 м3
Правила организации и содержания контейнерных площадок
На территории домовладений, объектов культурно-бытового, производ-
ственного и другого назначения контейнеры размещаются (устанавливаются)
на специально оборудованных площадках.
Места размещения мест сбора отходов (площадок для контейнеров)
определяются эксплуатирующими организациями и согласовываются с отделом
архитектуры администрации муниципального района и органом Роспотребна-
дзора. Количество контейнеров на площадках должно соответствовать утвер-
жденным нормам накопления, но не более 5 штук на 1 площадке. Размер пло-
щадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров.
Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских
учреждений, от мест отдыха населения и т.д. на расстояние не менее 20 м, но не
более 100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюде-
ния установленных правил размещения мест временного хранения отходов,
расстояния устанавливаются решением специально организованной комиссии
(с участием архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, санитарно-
го врача и иных заинтересованных сторон). На территории частных домовладе-
ний места расположения мусоросборников должны определяться самими домо-
владельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных си-
43
туациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественно-
сти, административными комиссиями муниципального образования, с участием
архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, санитарного врача и
иных заинтересованных сторон.
Площадки для установки контейнеров (рис. 6) для сбора ТБО должны
иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проез-
жей части 0,02%, ограждены с трех сторон, чтобы не допускать попадания му-
сора на прилегающую территорию. Должны иметь удобный подъезд для спе-
цавтотранспорта.
Рис. 5. Контейнерная площадка
Санитарная обработка контейнерных площадок на придомовом участке
должна производиться по правилам местных органов СЭН.
После выгрузки ТБО из контейнеров-сборников в мусоровоз работник
специализированного предприятия по вывозу мусора, производивший выгруз-
ку, обязан подобрать выпавшие при выгрузке отходы.
Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из
сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промы-
вать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" -
после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать после каждого
опорожнения. Мойка контейнеров должна производиться либо жилищно-
эксплуатационными конторами, либо иными организациями, осуществляющи-
ми эту операцию на коммерческой основе.
3.4. Определение необходимого количества спецавтотранспорта для
вывоза отходов потребления
С учетом норм накопления отходов и схемы вывоза отходов определяется
необходимое количество и тип спецавтотранспорта и его потоки. Число мусо-
ровозов
N
, необходимых для вывоза отходов, определяется по формуле:
тр
K
П
1*
год
N
,
тр
365П
*К
сут исп
44
где
П
- количество бытовых отходов, подлежащих вывозу в течение года с
год
применением рассматриваемой системы, м3,
П
- суточная производитель-
сут
ность единицы данного вида транспорта, м3,
К
- коэффициент использова-
исп
ния парка (обычно принимается равным 0,8).
Суточная производительность мусоровозов (Псут):
П
N
Е,
сут
рейс
где
N
- число рейсов в сутки, Е - количество отходов, перевозимых за один
рейс
рейс, м3.
Прогноз годового количества бытовых отходов, подлежащих вывозу, на
2015-2029 годы приведен в таблице 3.2. Для определения суточной производи-
тельности спецтехники, задействованной для вывоза ТБО, необходимо оценить
количество возможных рейсов в сутки и перевозимый объем ТБО за один рейс.
Для примера рассмотрим мусоровоз КО-440-3 (рис. 6). Базовое шасси -
ГАЗ 3307, бензиновый двигатель мощностью 87,5 кВт. Вместимость кузова 7,5
куб. м, коэффициент уплотнения 1,2, максимальная масса загружаемых отходов
3100 кг, грузоподъемность манипулятора 500 кг. Цена мусоровоза около 520
тыс. рублей.
Рис. 6. Мусоровоз КО-440-3
За один рейс мусоровоз КО-440-3 может перевезти, с учетом уплотнения,
до 9 м3, т.е. 12 контейнеров 0,75 м3. Время загрузки одного контейнера состав-
ляет приблизительно 10 минут, полная загрузка занимает около 2 часов.
Для определения числа возможных рейсов в сутки необходимо опреде-
лить плечо вывоза ТБО. На данный момент вывоз отходов с территории город-
ского поселения Туманный осуществляется на полигон в г. Мурманск.
Генеральным планом предусмотрен вывоз ТБО на полигон н.п. Тери-
берка, после ввода его в эксплуатацию.
Расстояние по автодороге от п.г.т. Туманный до н.п. Териберка составля-
ет приблизительно 80 км. Следует учитывать, что за один полный рейс транс-
порт должен проделать путь туда и обратно, т.е. 160 км. Учитывая, что средняя
скорость движения мусоровоза составляет около 40 км/ч, этот путь займет при-
близительно 4 часа. С учетом времени на погрузку и разгрузку, полный рейс
45
займет до 6 часов. Таким образом, за одну 8-часовую смену один мусоровоз
может совершить 1 рейс (
N
=1).
рейс
Таким образом, суточная производительность мусоровоза КО-440-3
П
= 1*9=9 м3. Годовая производительность составляет (с учетом коэффици-
сут
ента использования парка 0,8) 2628 м3/год. Данное значение превышает годо-
вые объемы накопления ТБО (1086 м3 в 2029 году) более чем вдвое, поэтому
производительности одного мусоровоза вполне достаточно для обеспечения
вывоза отходов.
Следует учесть, однако, что при столь отдаленном расположении полиго-
на желательно организовать площадку для временного накопления ТБО вблизи
п.г.т. Туманный, что существенно сократит износ мусоровозной техники.
Для обеспечения сбора и вывоза мусора требуются рабочие следующих
профессий: водитель автомобиля, грузчик, оператор. Состав работ:
Для водителя автомобиля. Установка мусоровоза под загрузку. Управле-
ние спецоборудованием при перегрузке ТБО. Переезд к следующей контейнер-
ной площадке в пределах 1 км. Установка мусоровоза под разгрузку, управле-
ние спецоборудованием.
Для грузчика. Открывание крышек контейнеров. Кантовка контейнера
под захват манипулятора (при необходимости). Подбор просыпавшихся при по-
грузке отходов. Закрывание крышек контейнеров. Очистка кузова от остатков
ТБО после разгрузки.
Для оператора. Подготовка документации по выпуску машин на линию:
путевого листа и справки о работе спецмашин, организация своевременного
выпуска машин и периодическая проверка нахождения их на линии. Оператив-
ное перераспределение машин в случаях нарушения утвержденного графика
или изменения по каким-либо причинам условий работы машин на линии. Ре-
гистрация машин, возвращающихся в парк. Прием и обеспечение заявок на ма-
шины. Подготовка ежедневного (суточного) отчета работы машин.
Правила составления графиков и маршрутов работы спецавтотранспорта
для вывоза отходов
Для оптимизации вывоза ТБО необходимо составлять график движения
транспорта и маршрутизацию движения мусороуборочного транспорта по всем
объектам, подлежащим регулярному обслуживанию. За маршрут сбора отходов
принимают участок движения собирающего мусоровоза по обслуживаемому
району от начала до полной загрузки машины.
Графики работы спецавтотранспорта, утверждаемые руководителем спе-
циализированного предприятия, выдают водителям, а также направляют в жи-
лищно-эксплуатационные организации и в санитарно-эпидемиологическую
станцию.
При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта необходимо
располагать следующими исходными данными: подробной характеристикой
подлежащих обслуживанию объектов и района обслуживания в целом, сведе-
ниями о накоплении бытовых отходов по отдельным объектам, о состоянии
46
подъездов, интенсивности движения по отдельным улицам, о планировке квар-
талов и дворовых территорий, о местоположении объектов обезвреживания и
переработки бытовых отходов.
По каждому участку должны быть данные о числе установленных сбор-
ников отходов. При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта сле-
дует руководствоваться следующими правилами: сводить до минимума по-
вторные пробеги спецавтотранспорта по одним и тем же улицам, объединять
объекты, расположенные на улицах с особо интенсивным движением, в марш-
руты, подлежащие обслуживанию в первую очередь, объединять все объекты
по системам сбора твердых бытовых отходов, по возможности прокладывать
маршрут от центра города в направлении к месту обезвреживания, при приме-
нении кузовных мусоровозов продолжать маршрут до полного заполнения ку-
зова, предусматривать минимальные пробеги для каждой единицы спецавто-
транспорта.
3.5. Организация системы приема вторичного сырья
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований,
предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бума-
га и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соот-
ветствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека.
С целью снижения затрат на вывоз твердых бытовых отходов, вовлечения
ценных компонентов ТБО во вторичный оборот дополнительных источников
сырья необходима организация пункта сбора вторсырья: макулатуры, черного и
цветного металла (бутылок из-под напитков), стеклобоя. В перспективе на дан-
ном пункте возможно организовать прием полиэтилена и пластмасс при нали-
чии потребителя данного вида вторсырья.
В таблицах 3.3 и 3.4 представлен морфологический состав ТБО и КГО,
собираемых в жилищном фонде и общественных и торговых предприятиях го-
родов и регионов России.
Таблица 3.3.
Морфологический состав ТБО, собираемых в жилищном фонде и
общественных и торговых предприятиях городов и регионов России,
% по массе
ТБО жи-
Среднее
ТБО обществен-
Среднее
Компонент
лищного
значение,
ных и торговых
значение, %
фонда, %
%
предприятий, %
Пищевые отходы
27«37
32
13«16
15
Бумага, картон
37«41
39
45«52
48
47
Дерево
1«2
2
3«5
3
Черный металлолом
3«4
4
3«4
4
Цветной металлолом
1«2
2
1«4
3
Текстиль
3«5
4
3«5
3
Кости
1«2
1,5
1«2
1
Стекло
2«3
2,5
1«2
2
Камни, штукатурка
0,5«1
1
2«3
2
Кожа, резина
0,5«1
1
1«2
2
Пластмасса
5«6
5
8«12
10
Прочее
1«2
1
2«3
2
Отсев (менее 15 мм)
5«7
6
5«7
5
ИТОГО:
100
100
Таблица 3.4.
Ориентировочный состав крупногабаритных отходов
Содержание, %
Материал
Составляющие
по массе
Мебель, обрезки деревьев, ящики, фа-
Дерево
60
нера
Бумага, картон
6
Упаковочные материалы
Пластмасса
4
Тазы, линолеум, пленка
Керамика, стекло
15
Раковины, унитазы, листовое стекло
Бытовая техника, велосипеды, радиа-
Металл
10
торы отопления, детали а/машин
Резина, кожа, изделия из сме-
5
Шины, чемоданы, диваны, телевизоры
шанных материалов
При развитии системы сбора вторичного сырья возможны три схемы:
1) установка контейнеров для селективного сбора бумаги, стекла, пласти-
ка, металла в жилых кварталах;
2) создание сети комплексных приемных пунктов сбора вторичных ре-
сурсов;
3) организация передвижных пунктов сбора вторичных материальных ре-
сурсов.
Создание приемных пунктов для сбора вторсырья с активным привлече-
нием части предпринимателей сферы малого бизнеса, кроме всего прочего,
приведет к созданию новых рабочих мест, в том числе для инвалидов, а также
источника дополнительного дохода для наиболее неимущих слоев населения.
Раздельный сбор вторичного сырья позволяет добиться значительного со-
кращения объемов ТБО, что существенно снижает загрузку полигона ТБО,
уменьшает число стихийных свалок, оздоровляет экологическую обстановку.
Дальнейшая переработка собираемого таким образом сырья является экологи-
чески приемлемым, энерго- и ресурсосберегающим производством.
Несмотря на то, что ТБО из жилого фонда являются крупным источником
вторичного сырья, практическая реализация селективного сбора полезных ком-
понентов отходов представляет собой сложную проблему, связанную как с ор-
ганизацией сбора, так и с фактической переработкой загрязненного материала,
48
а также с уровнем цен на вторичное сырье соответствующего качества.
Наибольший интерес представляет селективный сбор утильных фракций от
общественных и торговых предприятий, качество которых выше, чем качество
утильных фракций ТБО жилого фонда. Также следует отметить, что в торговых
точках легче, чем в жилой зоне организовать централизованный селективный
сбор и транспортировку утильных компонентов.
Максимальный экономический и экологический эффект, связанный с из-
влечением утильных фракций и экономией природных ресурсов, реализуется на
двух стадиях сбора и удаления ТБО: при селективном сборе ТБО общественных
и торговых предприятий и при сборе вторсырья от населения на специально ор-
ганизованных пунктах.
Для городского поселения Туманный возможна организация стационар-
ного пункта приема в п.г.т. Туманный, что обеспечит охват населения и пред-
приятий, организаций. Основную долю вторсырья в составе ТБО, согласно
табл. 3.3, составляет макулатура. Поэтому стационарный пункт приема реко-
мендуется оснастить прессовым оборудованием для макулатуры.
3.6. Размещение и обезвреживание бытовых отходов
В настоящее время предусматриваются 3 основных метода обезврежива-
ния отходов: обезвреживание на полигонах, биотермическая переработка в
компост (биотопливо и органическое удобрение) на мусороперерабатывающих
заводах, сжигание на специализированных мусоросжигательных заводах с ути-
лизацией тепла.
Методы обезвреживания бытовых отходов выбирают на основе технико-
экономических обоснований в зависимости от местных условий и санитарных
требований.
Строительство сооружений по промышленной переработке бытовых от-
ходов экономически целесообразно для городов с населением свыше 250 тыс.
чел. с размещением их в промышленной зоне городов.
Строительство мусороперерабатывающих заводов оправдано при условии
гарантированного потребления компоста городским озеленением, колхозами и
совхозами, расположенными в пригородной зоне.
Строительство мусоросжигательных заводов следует предусматривать в
городах, в которых по климатическим условиям и санитарно-
эпидемиологическим требованиям метод сжигания является наиболее надеж-
ным (курортные зоны, города Крайнего Севера и города с особыми санитарно-
эпидемиологическими условиями).
Обобщая вышеизложенное, можно рекомендовать в качестве способа
обезвреживания отходов городского поселения Туманный размещение на
полигоне. Тем не менее, желательно сокращать количество вывозимых отходов
путем раздельного сбора, сортировки и переработки.
49

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/