ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2017 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (2017 год) - часть 8

 

 

Общее количество земельных участков в Едином государственном
реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составило
1 791 868, что на 120 329 земельных участков меньше, чем по состоянию
на 1 января 2017 года.
Уменьшение поставленных на государственный кадастровый учет
земельных
участков
связанное
осуществлением
действий,
предусмотренных ч. 3 ст. 70 Закона о регистрации, по снятию с учета
земельных участков, государственный кадастровый учет которых
осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 года и на которые
отсутствуют сведения о правообладателях.
По состоянию на 1 января 2018 года 88% (1 577 706) от общего
количества составили земельные участки, местоположение границ которых
установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства
«уточненной» площадью),
12%
(214 162)
- земельные участки,
местоположение границ которых не установлено в соответствии с
требованиями земельного законодательства
«декларированной»
площадью) (рисунок 3-3).
земельные
участки с
декларированной
площадью,
376 461, 20%
земельные
участки с
уточненной
площадью,
1 497 052, 80%
Рис. 3-3. Структура земельных участков, содержащихся в Едином
государственном реестре недвижимости
Проведенный за 2017 год анализ статистических данных о работе с
обращениями граждан показал, что в отчетный период в Управление
112
Росреестра по Республике Башкортостан и Филиал ФГБУ
«ФКП
Росреестра» по Республике Башкортостан поступило
6 522 обращения
граждан. По сравнению с 2016 годом в Управление поступило на 10%
больше обращений, в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике
Башкортостан на 10% меньше.
Увеличение количества обращений в Управлении Росреестра по
Республике Башкортостан и снижение в Филиале ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Республике Башкортостан связано с тем, что с 1 января 2017 года
полномочия по государственному кадастровому учету осуществляет
Управление Росреестра по Республике Башкортостан.
Всего за 2017 год рассмотрено 6046 обращений, что на 13 % больше
чем в 2016 году (5252 обращений).
Возможность обращения в Управление Росреестра по Республике
Башкортостан и Филиал ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Республике
Башкортостан реализована путем направления заявителями письменных
обращений по почте, нарочно (лично) - 3810 (что на 1 % меньше чем в
2016 году (3847)), в ходе личных приемов - 163 (что на 39 % больше чем в
2016 году (99)), по сети Интернет (посредством сервиса сайта, электронной
почты)
-
2401
(что на
28
% больше чем в 2016 году (1707)), по
факсимильной связи - 4 (что на 77 % меньше чем в 2016 году (18)).
Количество обращений по государственному кадастровому учету и
(или) государственной регистрации прав, предоставлению сведений из
ЕГРН составляет 31% (3501) от общего числа обращений. Этот показатель
на
21
% меньше показателя за 2016 год. Количество обращений по
организации работы при предоставлении государственных услуг
составляет 1% (60) - от общего числа обращений. Этот показатель на 0,3 %
больше показателя за 2016 год.
Актуальным для граждан остается вопрос оценки объектов
недвижимости. За 2017 год рассмотрено 730 обращений граждан.
Из общего количества поступивших за
2017 год обращений
количество обоснованных жалоб составляет 86, что на 44 % больше чем в
2016 году (48).
На все поступившие жалобы Управлением Росреестра по Республике
Башкортостан и Филиалом ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Республике
113
Башкортостан даны разъяснения гражданам в установленном порядке. По
обоснованным жалобам в отношении сотрудников Управления Росреестра
по Республике Башкортостан и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Республике Башкортостан приняты меры дисциплинарного и/или
материального воздействия, восстановлены нарушенные права гражданина
и проведена дополнительная работа с сотрудниками по предупреждению
конфликтных ситуаций.
Всего на личном приеме за 2017 год в Управлении Росреестра по
Республике Башкортостан и Филиале ФГБУ
«ФКП Росреестра» по
Республике Башкортостан принято
6 210 заявителей:
1 341 граждан
принято на личном приеме руководством и 4 869 граждан принято в
территориальных отделах Управления Росреестра по Республике
Башкортостан и Филиала ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Республике
Башкортостан. По сравнению с 2016 годом количество принятых граждан
уменьшилось на 711 граждан, то есть на 10 %.
Важной и продуктивной является деятельность Управления
Росреестра по Республике Башкортостан по оказанию бесплатной правовой
помощи населению, разъяснению норм действующего законодательства в
ходе личного приема граждан.
Для повышения правовой грамотности населения, более полного
обеспечения прав граждан на получение информации о государственных
услугах применяются различные формы освещения деятельности
Управления Росреестра по Республике Башкортостан и Филиала ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан через средства массовой
информации и интернет-сайт Росреестра.
За 2017 год количество судебных споров в сфере кадастрового учета,
принятых к рассмотрению в арбитражном суде и судах общей юрисдикции,
составляет 751 дело. Из числа поступивших дел в 2017 году в качестве
ответчика и заинтересованного лица Управление Росреестра по Республике
Башкортостан и Филиал ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Республике
Башкортостан привлечены в 237 делах, в качестве третьего лица - 514
делах.
По данным судебным спорам имеются вступившие в законную силу
решения судов, из них:
114
- в пользу Управления Росреестра по Республике Башкортостан и
Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан всего
144 дела;
- не в пользу Управления Росреестра по Республике Башкортостан и
Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан всего
16 дел.
Основные причины признания решений о приостановлении, отказе в
осуществлении государственного кадастрового учета, в том числе с
одновременной государственной регистрацией прав, незаконными
следующие:
- приостановление в осуществлении государственного кадастрового
учета и государственной регистрации прав на объекты, которые не
отвечают
признакам
недвижимости,
либо
оспаривание
зарегистрированного права на объекты, которые фактически не являлись и
не являются объектами недвижимости в понимании ст. 130 Гражданского
кодекса Российской Федерации;
- приостановление в осуществлении государственного кадастрового
учета изменения вида разрешенного использования на вид, не
соответствующий утвержденному решению о правилах землепользования и
застройки, в случаях когда решение о правилах землепользования и
застройки было принято после постановки на государственный
кадастровый учет исходного земельного участка, в связи с чем действие
решения, определяющего градостроительный регламент, на использование
спорного земельного участка не распространяется;
- приостановление в осуществлении государственного кадастрового
учета изменений, в том числе в вязи с исправлением реестровой ошибки,
на основании решения суда, при отсутствии межевого плана.
3.1.3. Проведение работ по верификации и нормализации баз данных
Единого государственного реестра недвижимости в кадастровом округе
В соответствии с Соглашением об утверждении схемы
взаимодействия между Управлением Росреестра по Республике
Башкортостан, Филиалом ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Республике
115
Башкортостан и РГАУ МФЦ в 2017 году оперативно осуществлялось
исправление технических ошибок в сведениях Единого государственного
реестра недвижимости.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан для
исключения возможных оснований для отказа во внесении сведений по
документам, поступающим в порядке информационного взаимодействия,
участвовал в проведении предварительной проверки графических частей
карт - планов объектов землеустройства.
Также активно велась работа и анализ по определению и
установлению административных границ между субъектами для
последующего внесения указанных сведений о границах в Единый
государственный реестр недвижимости.
На постоянной основе (ежеквартально) направляются письма в адрес
органов муниципальных образований с целью уточнения учетных
характеристик
(категории земель, вида разрешенного использования)
земельных участков, регистрация прав на которые осуществлена, для
последующего корректного определения их кадастровой стоимости. В
случае получения дополнительной информации об уточнении учетных
характеристик по земельным участкам, реквизиты документов оснований
указываются во вкладке «Дополнительные сведения».
Так в 2017 году, согласно полученным ответам, приняты решения об
определении категории земель и (или) вида разрешенного использования
земельных участков в отношении 239 земельных участков, определены
оценочные группы видов разрешенного использования в отношении
1089 земельных участков.
В соответствии с протоколом совещания у заместителя Министра
экономического развития Российской Федерации
-
руководителя
Росреестра В.В. Абрамченко от 6 июня 2017 года № ВА/21-ПР на примере
Управления Росреестра по Республике Башкортостан отмечено внедрение
лучшей практики в части взаимодействия Управления Росреестра по
Республике Башкортостан и Филиала ФГБУ
«ФКП Росреестра» по
Республике Башкортостан с органами государственной власти, органами
местного самоуправления и иными организациями, а также кадастровыми
инженерами в части реализации ст. 19 Закона о регистрации.
116
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в
2017 году завершены работы по разбору и исправлению ошибок форматно-
логического контроля при выгрузке сведений в Управление Федеральной
налоговой службы России по Республике Башкортостан в рамках годовой
выгрузки 2016 года. При этом 15 ошибок из 615, содержащихся в кадастре
недвижимости в отношении сведений о земельных участках, исправлены
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан без
направления запросов.
117
3.2 Государственный мониторинг земель и землеустройство
3.2.1. Государственный мониторинг земель
3.2.1.1. Выполнение работ по государственному мониторингу земель
В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации от
25 октября
2001 года № 136-ФЗ Государственный мониторинг земель
является частью государственного экологического мониторинга
(государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой
систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на
получение достоверной информации о состоянии земель, об их
количественных и качественных характеристиках, их использовании и о
состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга
земель являются все земли в Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012
года
№ 297-р
«Основы государственной политики использования
земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы», определены
основные направления дальнейшего развития в области управления
земельным фондом, нацеленные на повышение эффективности
использования и охраны земель.
Одним из основных направлений государственной политики по
управлению земельным фондом Российской Федерации на 2012-2020 годы,
в соответствии с вышеуказанным распоряжением, является развитие
государственного мониторинга земель, который предусматривает в том
числе:
- установление особенностей государственного мониторинга земель в
зависимости от целевого назначения и разрешенного использования таких
земель;
- создание информационных систем, содержащих сведения о
результатах государственного мониторинга земель;
- совершенствование информационного взаимодействия органов
государственной власти и органов местного самоуправления при
осуществлении государственного мониторинга земель;
118
- своевременное выявление изменений состояния земель, оценку этих
изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и
устранению последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение государственного земельного надзора
за использованием и охраной земель, иных функций в области
государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а
также землеустройства;
- обеспечение граждан, юридических лиц, органов государственной
власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии
земель.
Во исполнение приказа Министерства экономического развития
Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 852 утвержден порядок
осуществления государственного мониторинга земель за исключением
земель сельскохозяйственного назначения, приказом Росреестра от
25 июня 2015 года № П/343 утвержден Порядок организации деятельности
и взаимодействия территориальных органов и структурных подразделений
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии при осуществлении государственного мониторинга земель.
В целях исполнения вышеуказанного приказа Росреестра Управлением
подготовлены сведения (по выгрузкам ЕГРН, а также годового отчета «О
наличии земель и распределении их по форме собственности, категориям,
угодьям, пользователям по Республике Башкортостан») по выполненным
работам, по количественным показателям состояния и использования
земель в Республике Башкортостан.
Мониторинг включает в себя сбор информации о состоянии земель в
Республике Башкортостан, ее обработку и хранение. Во исполнение
приказа Росреестра от 30 декабря 2015 года № П/690 «Об организации
федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами в
Российской Федерации и составлении статистического отчета о наличии и
распределении земель в 2017 году» осуществлен свод годового отчета по
состоянию на 1 января 2018 года.
В рамках реализации государственной программы
«Развитие
земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан» в
119
2017 году Министерством земельных и имущественных отношений
Республики Башкортостан заключены госконтракты с:
- АО «ВолгоНИИгипрозем» от 10 июня 2017 № 041/1 на выполнение
работ
«По почвенному обследованию, оцифровке и корректировке
электронных почвенных карт, формированию экспликаций почвенных
разновидностей и угодий земельных участков сельскохозяйственного
назначения на территории муниципальных районов Баймакский,
Зилаирский, Хайбуллинский районы Республики Башкортостан» за счет
средств республиканского бюджета на сумму 12018,2 тыс. руб., общей
площадью 781,9 тыс. га.
- АО «ВолгоНИИгипрозем» от 10 июня 2017 № 041/2 на выполнение
работ
«По почвенному обследованию, оцифровке и корректировке
электронных почвенных карт, формированию экспликаций почвенных
разновидностей и угодий земельных участков сельскохозяйственного
назначения на территории муниципальных районов Бирский, Буздякский,
Давлекановский,
Иглинский,
Кармаскалинский,
Туймазинский,
Чишминский районы Республики Башкортостан» за счет средств
республиканского бюджета на сумму 13948,3 тыс. руб., общей площадью
907,48 тыс. га.
3.2.1.2. Анализ качественного состояния земель
С целью определения обеспеченности почв элементами питания,
наблюдения за ходом изменения плодородия почв, контроля уровня
загрязнения, требуется периодическое агрохимическое и эколого-
токсикологическое обследование почв. Информация, полученная при
полевом агрохимическом обследовании, используется для разработки
проектно-сметной документации на известкование, составление планов
применения удобрений, дает возможность агрономической службе
рассчитать потребность в удобрениях и служит основой для разработки
программы повышения плодородия почв.
В Республике Башкортостан почвенное обследование проводят два
аккредитованных на право проведения агрохимических работ учреждения -
120
это Федеральное государственное бюджетное учреждение Станция
агрохимической службы «Ишимбайская» и Федеральное государственное
бюджетное учреждение «Центр агрохимической службы «Башкирский».
ФГБУ «Центр агрохимической службы «Башкирский» (далее - ФГБУ
ЦАС «Башкирский») обслуживает 30 районов республики, из которых 14
районов находятся в Северной лесостепной зоне, 5 районов в Северо-
Восточной лесостепной зоне, 7 районов в Южной лесостепной зоне и 4
района в Предуральской степной зоне.
ФГБУ ЦАС «Башкирский» является одним из ведущих аналитических
центров, который оснащен современными приборами и компьютерной
техникой, обработка аналитических данных выполняется с использованием
современных компьютерных программам, составление и корректировка
картограмм проводится с использование спутниковых снимков, почвенные
разновидности уточняются по почвенным картам, распечатка
картографического
материала
осуществляется
на
цветных
широкоформатных принтерах. Основными направлениями деятельности
Центра являются:
- агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного
назначения с комплексом аналитических работ;
- составление по результатам обследования и анализов почв
агрохимических паспортов полей, картограммам по кислотности,
содержанию гумуса, фосфора, калия, что позволяет специалистам
рассчитывать дозы удобрений под конкретные культуры, определять
общую потребность хозяйств в удобрительных средствах, а также
составлять перспективные и ежегодные программы сохранения и
повышения плодородия почв;
- разработка проектно-сметной документации на применение
удобрений, мелиорантов; контроль за осуществлением проектов по
мелиорации земель, соблюдением регламентов по использованию средств
химизации в целях предотвращения загрязнения окружающей среды;
- агроэкологический мониторинг земель.
Во всех почвенно-климатических зонах на основных типах почв
создана сеть реперных участков, где устанавливается динамика почвенного
121
плодородия более чем по 25 показателям. Продолжается определение в
пахотных почвах содержания экотоксикантов: тяжелых металлов,
радионуклидов, остаточных количеств пестицидов. Установлено, что в
землях сельскохозяйственного назначения республики содержание
тяжелых металлов (как валовых, так и подвижных форм), в основном, ниже
предельно допустимых концентраций, что позволяет получать
экологически чистую продукцию.
Одно из новых направлений - проведение векторизации участков
сельскохозяйственных угодий на основе карт внутрихозяйственного
землеустройства с использованием спутниковых снимков, создание базы
данных по результатам агроэкологического мониторинга.
В 2017 году было проведено почвенно-агрохимическое обследование в
6 муниципальных районах республики: Буздякском, Дуванском,
Уфимском, Салаватском, Татышлинском, Мечетлинском, Янаульском
районах.
Обследовано более 170 хозяйств, общая площадь обследования в 2017
году составила более 190 тыс.га.
Общая сумма затрат на агроэкологическое обследование земель
сельскохозяйственного назначения составила 18,71 млн. руб. в т.ч. за счет
средств федерального бюджета - 11,43 млн. руб., за счет собственных
средств
-
7,28 млн. руб., из республиканского бюджета средства на
проведение агроэкологического обследования земель не выделялись.
На 2018 год по программе предусмотрено почвенно-агрохимическое
обследование в 6-ти муниципальных районах: Архангельском, Аскинском,
Белокатайском, Бураевском, Дюртюлинском, Кигинском районах
республики на площади 160 ты. га.
Показатели почвенного плодородия обследованных земель
представлены в таблицах 3-4, 3-5, 3-6, 3-7.
122
Таблица 3-4.
Гумус, %
Обследов.
Ср. взв.
В том числе по классам (га)
Наименование
Цикл
площадь,
показат.,
1
2
3
4
5
районов
га
%
га
%
га
%
га
%
га
%
га
%
8
49224
7,5
524
1,1
580
1,1783
3788
7,6954
11946
24,3
32406
65,7
1
Дуванский
9
26553
7,5
0
0,0
567
2,1
3351
12,6
7534
28,4
15101
56,9
±
-22671
0,0
-524
-1,1
-13
1,0
-437
4,9
-4412
4,1
-17305
-8,8
8
43876
6,7
29938
68,2
12430
28,3
926
2,1
249
0,6
333
0,8
2
Буздякский
9
27656
6,9
15502
56,1
11084
40,1
999
3,6
71
0,3
0
0,0
±
-16220
0,2
-14436
-12,1
-1346
11,8
73
1,5
-178
-0,3
-333
-0,8
Таблица 3-5.
Подвижный фосфор, мг/кг
Сред. взв.
В том числе по классам (га)
Наименование
Обследов.
Цикл
показат.,
1
2
3
4
5
6
районов
площадь, га
мг/кг
га
%
га
%
га
%
га
%
га
%
га
%
8
49244
39
14561
29,57
21624
43,91
12196
24,8
758
1,539
105
0,2
0
0
1
Дуванский
9
26553
40
7417
27,9
13467
50,7
5150
19,4
519
2,0
0
0,0
0
0,0
±
-22691
-1
-7144
-1,6
-8157
6,8
-7046
-5,4
-239
0,4
-105
-0,2
0
0,0
8
43876
111
169
0,4
786
1,8
18845
43
18400
41,9
5676
12,9
0
0
2
Буздякский
9
27656
114
125
0,5
2679
9,7
12147
43,9
7327
26,5
5297
19,2
81
0,3
±
-16220
2
-44
0,1
1893
7,9
-6698
0,9
-11073
-15,4
-379
6,3
81
0,3
Таблица 3-6.
Обменный калий, мг/кг
Обследов.
Сред. взв.
В том числе по классам (га)
Наименование
Цикл
площадь,
показат.,
1
2
3
4
5
6
районов
га
мг/кг
га
%
га
%
га
%
га
%
га
%
га
%
8
49244
129
0
0
130
0,3
14316
29,1
34369
69,8
429
0,8
0
0
1
Дуванский
9
26553
139
0
0,0
147
0,6
6278
23,6
17704
66,7
2424
9,1
0
0,0
±
-22691
9
0
0,0
17
0,3
-8038
-5,4
-16665
-3,1
1995
8,3
0
0,0
8
43876
109
0
0
523
1,2
10779
24,5
16085
36,7
16459
37,5
30
0,1
2
Буздякский
9
27656
111
0
479
1,7
8796
31,8
10339
37,4
7979
28,9
63
0,2
±
-16220
2
0
0
-44
0,5
-1983
7,3
-5746
0,7
-8480
-8,6
33
0,1
Таблица 3-7.
Степень кислотности, (рН солевой)
Обследов.
В том числе по классам (га)
Наименование
Ср. взв.
Цикл
площадь,
1
2
3
4
5
6
районов
показат.
га
га
%
га
%
га
%
га
%
га
%
га
%
8
49244
5,6
0
0
110
0,2
4766
9,7
23904
48,5
12747
25,9
7717
15,7
1
Дуванский
9
26553
5,6
0
0,0
0
0,0
878
3,3
12888
48,5
8792
33,1
3995
15,0
±
-22691
0,0
0
0,0
-110
-0,2
-3888
-6,4
-11016
0,0
-3955
7,2
-3722
-0,6
8
43876
6,6
0
0
0
0,0
0
0,0
2663
6,1
7007
16,0
34206
9,9
2
Буздякский
9
27656
6,8
0
0,0
0
0,0
0
0,0
0
0,0
774
2,8
26882
97,2
±
-16220
0,2
0
0
0
0,0
0
0,0
-2663
-6,1
-6233
-13,2
-7324
87,3
По результатам проведенного агроэкологического мониторинга
видно, что площади обследованных земель сельскохозяйственного
назначения по сравнению с прошлым туром обследования в районах
снизились, в Буздякском на 63%, в Дуванском на 54%.
Плодородие почвы тесно связано с режимом реакции почвенной
среды. Кислые почвы в Дуванском районе занимают 51,8 % от фактически
обследованной площади, среднекислых почв - 878 га, слабокислых - 12888
га, необходимо проведение известкования почв.
В Буздякском районе почвы близкие к нейтральным и нейтральные.
Повышение содержания подвижного фосфора отмечается в
Буздякском районе
(2 мг/кг почвы). В Дуванском районе отмечается
снижение подвижного фосфора
(на
1 мг/кг почвы). Увеличение
содержание по обменному калию отмечается в Дуванском районе (на 9
мг/кг почвы) и Буздякском районе (на 2 мг/кг почвы), при этом отмечается
увеличение степени подвижности элементов питания, низкое и среднее
содержание микроэлементов в почве, таких как цинк, кобальт, марганец,
что также сказывается на формировании урожая. Недостаточное
восполнение элементов питания в почве, приводит к тому, что урожайность
сельскохозяйственных культур может снижаться.
На доступность элементов питания влияет очень много факторов:
содержание органического вещества в почве, кислотность почвенной
среды, количество осадков, температура воздуха и т.д.
По результатам обследования содержание тяжелых металлов (кадмий,
ртуть, свинец) в обследованных почвах районов не превышает ПДК,
следовательно, не наблюдается загрязнение почвы токсичными
элементами. Составлены картограммы по обеспеченности почв элементами
питания, и кислотности. Картограммы составляются с использованием
ГИС технологий, на обследованные хозяйства создана база данных по
плодородию земель сельскохозяйственного назначения.
В 2017 году ФГБУ САС «Ишимбайская» согласно плану проведено
почвенно-агрохимическое обследование в
4 муниципальных районах
республики: Абзелиловский, Зианчуринский, Куюргазинский,Федоровский
районах в
212 хозяйствах на площади более
200 тыс. га. По
дополнительному соглашению проведено почвенно-агрохимическое
125
обследование на территории 2 муниципальных районов Миякинского и
Стерлитамакского районов в 5 хозяйствах, на площади 1,0 тыс. га.
На 2018 год ФГБУ ЦАС «Ишимбайская» по заданию Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации предусмотрено почвенно-
агрохимическое обследование в 4 муниципальных районах республики:
Бижбулякском, Ермекеевском, Кармаскалинском, Стерлитамакском
районах на площади 100 тыс. га. Также по дополнительному соглашению с
хозяйствами этих районов планируется дополнительное агрохимическое
обследование почв на площади 150 тыс. га.
По результатам анализа современного состояния и оценки динамики
последних лет, изменения основных показателей плодородия почв на
подведомственной территории ФГБУ САС
«Ишимбайская», в
обследованных хозяйствах наблюдается тенденция их снижения.
Согласно полученных данных по агрохимическому обследованию
почв X-цикла, загрязнение тяжелыми металлами, пестицидами,
нефтепродуктами и другими загрязнителями не обнаружено.
В целом экологическая ситуация в обследованных хозяйствах
республики оценивается как удовлетворительная.
В Республике Башкортостан на орошаемых землях влажность почвы в
вегетационный период находилась в оптимальных пределах, а в отдельные
периоды во время затяжных дождей в корнеобитаемом слое почвы
наблюдался избыток влаги. В связи с большим количеством осадков
вегетационного периода 2017 года (превышение нормы в 1,5-2,5 раза)
полив на орошаемых землях не проводился, за исключением хозяйств, где
возделывались влаголюбивые культуры.
В 2017 году в Чишминском районе гидрогеолого-мелиоративному
обследованию подверглись сельхозугодья на Чишминской осушительной
системе на общей площади 906 га. Чишминская осушительная система
расположена на землях Шингаккульского сельсовета- 401 га, Аровского
сельсовета - 455 га (Аровский участок - 360 га и Черниговский участок -
95 га) и Енгалышевского сельсовета на площади 50 га (Балагушевский
участок).
В Шингаккульском сельсовете на обследованной территории уровни
грунтовых вод, вскрытые почвенными разрезами Р-1, Р-2, Р-4, находятся на
126
глубинах 85 см и глубже. Их минерализация составляет 955 мг/л, рН - 7,9,
относятся к водам сульфатно-гидрокарбонатного типа.
Содержание
водорастворимых солей в метровом слое почвы в среднем составляет
0,50% , что позволяет отнести их к категории слабозасоленных почв
(классификация С.А. Владыченского) хлоридно-сульфатного типа.
Кислотность метрового слоя почвы составляет в среднем 7,3.
В Аровском сельсовете на Аровском участке осушения уровни
грунтовых на обследованной территории уровни грунтовых вод, вскрытые
почвенными разрезами Р-5, Р-28, Р-37, изменяются в пределах 30-84 см.
Минерализация грунтовых вод варьирует от 414 мг/л (у д. Боголюбовка) до
2520 мг/л (у автодороги Арово-Кляшево). Показатель рН изменяется от 7,9
до 8,4, воды относятся к сульфатно-гидрокарбонатному типу. Содержание
водорастворимых солей в метровом слое почвы в среднем составляет
0,78%, что позволяет отнести их к категории среднезасоленных почв
(классификация С.А. Владыченского) хлоридно-сульфатного и хлоридно-
гидрокарбонатного типа. Кислотность метрового слоя почвы составляет в
среднем 7,1.
На Черниговском участке Аровского сельсовета грунтовые воды
почвенным разрезом Р-10 глубиной
85 см не вскрыты. Засоления
метрового слоя почвы не выявлено. Показатель рН в слое
0-40 см
составляет - 7,8.
На Балагушевском осушаемом участке Енгалышевского сельсовета
грунтовые воды залегают на глубине более 93 см (почвенным разрезом не
вскрыты). Содержание водорастворимых солей в метровом слое почвы в
среднем составляет
0,98%, что позволяет отнести их к категории
среднезасоленных почв (классификация С.А. Владыченского) хлоридно-
сульфатного типа. Кислотность метрового слоя почвы составляет в
среднем 6,9.
В Чишминском районе также проводилось гидрогеолого-
мелиоративное обследование орошаемых земель, состоящих на
кадастровом учете, на общей площади 1078 га. Чишминская оросительная
система №2 площадью 200 га находится на территории Чишминсккого
сельсовета. Чишминская оросительная система №1 площадью 300 га и
Удрякская оросительная система площадью
396 га находится на
127

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/