ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год) - часть 15

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

230

ем источников водоснабжения, так и состоянием 

водопроводной сети. Качество питьевой воды, по-

даваемой населению из распределительной сети 

централизованного водоснабжения в 2017 г., улуч-

шилось.

Основной причиной несоответствия источни-

ков централизованного питьевого водоснабжения 

санитарно-эпидемиологическим требованиям яв-

лялось отсутствие зон санитарной охраны.

Основными причинами низкого качества пи-

тьевой воды, подаваемой населению из централи-

зованных и нецентрализованных источников во-

доснабжения, по мнению специалистов являются:

- естественное (природное) повышенное со-

держание в источниках водоснабжения солей 

кальция и магния (общая жёсткость воды), железа, 

сульфатов, хлоридов, фторидов, азотсодержащих 

соединений;

- антропогенное загрязнение поверхност-

ных и подземных источников водоснабжения в 

результате хозяйственной деятельности, включая 

сброс неочищенных промышленных, сельскохо-

зяйственных и бытовых стоков, смыв с сельскохо-

зяйственных угодий химических средств защиты 

растений и удобрений, отходов животноводства и 

прочее;

- отсутствие или низкая эффективность са-

нитарных мероприятий по предотвращению за-

грязнения вод, в том числе несоблюдение зон 

санитарной охраны водоисточников, нарушение 

нормативного порядка водохозяйственной дея-

тельности;

- использование устаревших технологий во-

доподготовки;

- высокая изношенность разводящих сетей;

- нестабильная подача воды в разводящую 

сеть, приводящая к её вторичному загрязнению.

Состояние воды водных объектов, использу-

емых для водоснабжения, купания, занятий спор-

том и отдыха населения, также оказывает влияние 

на здоровье человека.

Доля проб воды водоемов 1-й категории, не 

соответствующих санитарно-эпидемиологиче-

ским требованиям по микробиологическим и па-

разитологическим показателям, уменьшается при 

стабилизации этого показателя по санитарно-хи-

мическим показателям, что может свидетельство-

вать о некотором улучшении ее качества. Качество 

воды водоемов 2-й категории по микробиологи-

ческим и паразитологическим показателям ниже, 

чем воды водоемов 1-й категории и морей.

Динамика показателей свидетельствует об 

ухудшении качества воды морей по всем показа-

телям: санитарно-химическим, микробиологиче-

ским и паразитологическим.

6.2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ 

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Во исполнение Указа Президента Российской 

Федерации от 21.05.2012 г. №636 были сформи-

рованы федеральные органы исполнительной 

власти, в том числе органы природно-ресурсного 

и природоохранного блоков, обеспечивающие 

в пределах установленной компетенции форми-

рование государственной политики и норматив-

но-правовое регулирование в сфере изучения, 

использования, воспроизводства и охраны при-

родных ресурсов, включая водные объекты.

При рассмотрении организационной систе-

мы управления водными ресурсами необходимо 

иметь в виду систематически происходящие ре-

организационные мероприятия, связанные с по-

иском оптимальной управленческой структуры 

федеральных органов в современных социально-

экономических условиях хозяйствования (табли-

ца 6.7).

Центральным звеном в области использова-

ния и охраны водных ресурсов является Мини-

стерство природных ресурсов и экологии Россий-

ской Федерации.

Таблица 6.7.  Органы исполнительной власти и местного самоуправления  

в управлении водным фондом Российской Федерации

Министер­

ства и 

ведомства

Подведомствен­

ные службы и 

агентства

Полномочия, сведения

1

2

3

1. Федеральный уровень

Минприроды 

России

Полномочия по выработке государственной политики и норматив-

но-правовому регулированию в сфере изучения, использования, 

воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные 

объекты, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водо-

хранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

231

1

2

3

Минприроды 

России

и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных 

гидротехнических сооружений), мониторинга водных объектов, 

а также по выработке и реализации государственной политики и 

нормативно-правовому регулированию в сфере их охраны

Росводресурсы

Оказание государственных услуг, управление государственным 

имуществом, а также правоприменительные функции в сфере во-

дных ресурсов; обеспечение в пределах своей компетенции ме-

роприятий по рациональному использованию, восстановлению и 

охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредно-

го воздействия вод; предоставление права пользования водными 

объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплу-

атация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного 

назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, 

находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности; 

разработка в установленном порядке схем комплексного исполь-

зования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов 

и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспек-

тивного использования и охраны водных объектов; обеспечение 

разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, 

мероприятий по проектированию и установлению водоохранных 

зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предот-

вращению загрязнения вод; оказание государственных услуг по 

предоставлению информации, связанной с состоянием и исполь-

зованием водных объектов, находящихся в федеральной собствен-

ности; ведение государственного реестра договоров пользования 

водными объектами, государственного водного кадастра и Рос-

сийского регистра гидротехнических сооружений, осуществление 

государственного мониторинга водных объектов, государственно-

го учета поверхностных и подземных вод и их использования

Минприроды 

России

Росгидромет

Осуществляет в пределах своей компетенции государственный 

учет поверхностных вод и ведение государственного водного 

реестра (кадастра) в части поверхностных водных объектов в по-

рядке, установленном законодательством Российской Федерации; 

ведение Единого государственного фонда данных о состоянии 

окружающей среды, ее загрязнении; государственный монито-

ринг водных объектов в части поверхностных водных объектов, 

мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в 

пределах своей компетенции) ; государственный мониторинг кон-

тинентального шельфа в порядке, определяемом законодатель-

ством Российской Федерации (в пределах своей компетенции)

Росприроднадзор

Сведения об особо охраняемых водных объектах федерального 

значения, о водных объектах, расположенных в пределах особо 

охраняемых природных территорий федерального значения, и 

режимах использования водоохранных зон водных объектов

Роснедра

Сведения о подземных водных объектах, в том числе об их исполь-

зовании, водопотреблении и водоотведении

Минсельхоз 

России

Сведения об использовании водных объектов для нужд сельского 

хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, 

а также о государственных мелиоративных системах и об отнесен-

ных к государственной собственности отдельно расположенных 

гидротехнических сооружениях на водных объектах

Росрыболовство Сведения о водных объектах рыбохозяйственного значения

Продолжение таблицы 6.7.  

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

232

1

2

3

Росстрой

Является федеральным органом исполнительной власти, осущест-

вляющим функции по оказанию государственных услуг, управле-

нию государственным имуществом в сфере строительства, гра-

достроительства, промышленности строительных материалов и 

жилищно-коммунального хозяйства

Минздрав-

соцразвитие 

России

Роспотребнадзор Сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на во-

дных объектах

МЧС России

Чрезвычайные ситуации на водных объектах, ликвидация послед-

ствий вредного воздействия вод

Минтранс 

России

Росморречфлот

Сведения о пользовании акваториями водных объектов и берего-

вой полосой внутренних водных путей Российской Федерации

Ространснадзор

Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, 

расположенных на водных объектах

МИД России

Трансграничные водные объекты, международные соглашения в 

сфере использования и охраны мирового океана, морей и др. меж-

дународных и трансграничных водных объектов, координация вы-

полнения Российской Федерацией международных обязательств

Минфин 

России

Согласование и финансирование мероприятий использования и 

охраны объектов водного фонда

Минэконом-

развития 

России

Участие в разработке, согласование федеральных целевых про-

грамм использования и охраны водного фонда и др.

Росреестр

Сведения о документации, на основании которых возникает право 

собственности на водные объекты, гидротехнические и иные со-

оружения, расположенные на водных объектах; о землях водного 

фонда, заболоченных землях

Ростехнадзор

Сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, 

расположенных на водных объектах, а также об объектах, оказы-

вающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе 

осуществляющих сбросы загрязняющих веществ. Ведение Россий-

ского регистра ГТС

Минвосто-

кразвития 

России

Координирует деятельность по реализации государственных про-

грамм и федеральных целевых программ, в том числе долгосроч-

ных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством 

Российской Федерации и др.

Субъекты 

Российской 

Федерации

Владение, пользование, распоряжение водными объектами, на-

ходящимися в собственности субъектов Российской Федерации; 

установление ставок платы за пользование водными объектами, 

находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, 

порядка расчета и взимания такой платы; участие в деятельности 

бассейновых советов; разработка, утверждение и реализация 

программ субъектов Российской Федерации по использованию и 

охра- не водных объектов или их частей, расположенных на тер-

риториях субъектов Российской Федерации; резервирование ис-

точников питьевого водоснабжения; осуществление региональ-

ного государственного контроля и надзора за использованием и 

охраной водных объектов, за исключением водных объектов, под-

лежащих федеральному государственному контролю и надзору; 

утверждение правил пользования водными объектами для плава-

ния на маломерных судах; утверждение правил охраны жизни лю-

дей на водных объектах; участие в организации и осуществлении

Продолжение таблицы 6.7.  

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

233

Продолжение таблицы 6.7.  

1

2

3

Субъекты 

Российской 

Федерации

государственного мониторинга водных объектов; осуществление 

мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвида-

ции его последствий в отношении водных объектов, находящихся 

в собственности субъектов Российской Федерации; осуществле-

ние мер по охране водных объектов, находящихся в собственности 

субъектов Российской Федерации; утверждение перечней объек-

тов, подлежащих региональному государственному контролю и 

надзору за использованием и охраной водных объектов; установ-

ление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный 

государственный контроль и надзор за использованием и охраной 

водных объектов; осуществления переданных отдельных полно-

мочий Российской Федерации в области водных отношений орга-

нам государственной власти субъектов Российской Федерации

Местное 

самоуправле-

ние

Владение, пользование, распоряжение такими водными объек-

тами; осуществление мер по предотвращению негативного воз-

действия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер 

по охране таких водных объектов; установление ставок платы за 

пользование такими водными объектами, порядка расчета и взи-

мания этой платы; установление правил использования водных 

объектов общего пользования; предоставление гражданам ин-

формации об ограничениях водопользования на водных объектах 

общего пользования

Сфера деятельности Министерства, круг соот-

ветствующих задач, полномочий (обязанностей), 

прав, организации текущей работы и т.п. неодно-

кратно уточнялся и актуализировался, в т.ч. в свя-

зи с изменениями в законодательстве страны. 

В сфере использования и охраны водных 

ресурсов Минприроды России осуществляет ко-

ординацию и контроль деятельности подведом-

ственных ему Федерального агентства водных 

ресурсов, Федерального агентства по недрополь-

зованию, Федерального агентства лесного хозяй-

ства, Федеральной службы по гидрометеорологии 

и мониторингу окружающей среды и Федераль-

ной службы по надзору в сфере природопользо-

вания.

6.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Практика применения нормативно-правовых 

актов в сфере водных отношений показывает не-

обходимость их постоянного совершенствования.

6.3.1. Федеральные законы, принятые  

в развитие Водного кодекса  

Российской Федерации

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 208-ФЗ

 

«О внесении изменений в Водный кодекс Российской 

Федерации»

. Законом уточняются следующие статьи:

Гл. 3: «Основания и порядок приобретения 

права пользования поверхностными водными 

объектами или их частями»:

Ст. 11: «Основания приобретения права поль-

зования поверхностными водными объектами 

или их частями»;

Ст. 16: «Случаи и порядок заключения догово-

ра водопользования по результатам аукциона или 

без проведения аукциона»;

Ст. 37: «Общие положения о водопользовании»;

Водопользование осуществляется с предо-

ставлением или без предоставления водных 

объектов для целей питьевого и хозяйственно-

бытового водоснабжения, сброса сточных вод, 

производства электрической энергии, водного и 

воздушного транспорта, сплава древесины и иных 

предусмотренных настоящим Кодексом целей;

Ст. 47: «Использование поверхностных во-

дных объектов для целей морского, внутреннего 

водного и воздушного транспорта»;

Ст. 49. Использование акватории водных объ-

ектов для лечебных и оздоровительных целей 

санаторно-курортными организациями осущест-

вляется на основании договора водопользования, 

заключаемого без проведения аукциона;

Ст. 50 дополнить частью 1.1 следующего со-

держания:

Использование акватории водных объектов, 

необходимой для эксплуатации пляжей правооб-

ладателями земельных участков, находящихся в 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

234

государственной или муниципальной собственно-

сти и расположенных в границах береговой поло-

сы водного объекта общего пользования, а также 

для рекреационных целей физкультурно-спортив-

ными организациями, туроператорами или тура-

гентами, осуществляющими свою деятельность в 

соответствии с федеральными законами, органи-

зованного отдыха детей, ветеранов, граждан по-

жилого возраста, инвалидов, осуществляется на 

основании договора водопользования, заключае-

мого без проведения аукциона;

Ст. 51.2 «Использование водных объектов для 

целей эксплуатации мостов, подводных и подзем-

ных переходов, трубопроводов, подводных линий 

связи, других линейных объектов».

Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О 

ведении гражданами садоводства и огородниче-

ства для собственных нужд и о внесении измене-

ний в отдельные законодательные акты Россий-

ской Федерации»

:

Ст. 46. О внесении изменения в Водный кодекс 

Российской Федерации 

В части 16.1 статьи 65 Водного кодекса Рос-

сийской Федерации слова «садоводческих, ого-

роднических или дачных некоммерческих объ-

единений граждан» заменить словами «ведения 

гражданами садоводства или огородничества для 

собственных нужд».

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 225-

ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О 

водоснабжении и водоотведении» и отдельные за-

конодательные акты Российской Федерации»

:

Ст.4. Внести в Водный кодекс Российской Феде-

рации в ст. 52 следующие изменения: в пункте 3 части 

3 статьи 44 слова «рыбоохранных зон,» исключить.

Ст. 60. а) часть 1 после слов «допустимого воз-

действия на водные объекты,» дополнить словами 

«технологические нормативы, установленные в со-

ответствии с Федеральным законом от 10 января 

2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

б) пункт 1 части 6 после слов «в водных объ-

ектах» дополнить словами «или технологических 

нормативов, установленных в соответствии с Фе-

деральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ 

«Об охране окружающей среды»;

3) часть 2 статьи 69 дополнить словами «, с 

учетом особенностей возмещения вреда, причи-

ненного окружающей среде при сбросе загрязня-

ющих веществ в водные объекты через централи-

зованные системы водоотведения поселений или 

городских округов, установленных законодатель-

ством Российской Федерации в сфере водоснаб-

жения и водоотведения».

Федеральный закон от 29.07.2017 № 261-ФЗ 

«О внесении изменений в статьи 60 и 67.1 Водного 

кодекса Российской Федерации»

:

Признать утратившим силу часть 2 статьи 60.

Ст. 67.1. «О предотвращении негативного воз-

действия вод и ликвидация его последствий».

Указ Президента Российской Федерации от 19 апре-

ля 2017 года №176 «О Стратегии экологической безопас-

ности Российской Федерации на период до 2025 года»

:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию эколо-

гической безопасности Российской Федерации на 

период до 2025 года.

2. Правительству Российской Федерации в 

3-месячный срок утвердить план мероприятий по 

реализации Стратегии экологической безопасно-

сти Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Признать утратившим силу Указ Президента 

Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О 

государственной стратегии Российской Федерации 

по охране окружающей среды и обеспечению устой-

чивого развития» (Собрание актов Президента и Пра-

вительства Российской Федерации, 1994, № 6, ст.436).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его 

подписания.

6.3.2 Акты Правительства Российской Феде-

рации, принятые в соответствии с Водным 

кодексом Российской Федерации

Постановление Правительства Российской 

Федерации от 29 декабря 2017 года №1690

 «О вне-

сении изменений в ставки платы за пользование 

водными объектами, находящимися в федераль-

ной собственности». Настоящее постановление 

вступает в силу с 1 января 2018 г. Разделы III и IV 

изложить в следующей редакции:

III. Ставки платы за использование водных объ-

ектов или их частей без забора (изъятия) водных 

ресурсов для целей производства электрической 

энергии 

Речные бассейны

Ставка пла­

ты (рублей за 

1 тыс.кВт•ч 

электроэнер­

гии)

Амур

9,24

Ангара и бассейн озера Байкал

14,52

Волга

10,82

Дон

10,69

Енисей

15,07

Кубань

9,77

Лена

13,5

Обь

13,53

Реки бассейна Балтийского 

моря

9,77

Реки бассейна Баренцева моря

9,64

Реки бассейна Белого моря

9,9

Реки бассейнов Берингова, Вос-

точно-Сибирского, Чукотского 

и Японского морей, а также 

Тихого океана

10,44

Сулак

7,92

Терек

9,24

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

235

Урал

9,37

Прочие реки 

5,28

IV. Ставки платы за использование акватории 

поверхностных водных объектов или их частей 

Водные объекты

Ставка пла­

ты  

(тыс. рублей 

за 1 кв.км ис­

пользуемой 

акватории в 

год)

1. Речные бассейны:

Амур

313,2

Волга

304,8

Дон

344,4

Енисей

282

Кубань

344,4

Лена

313,2

Обь

302,4

реки бассейна Балтийско-

го моря

339,6

реки бассейна Баренцева 

моря

321,6

реки бассейна Белого 

моря

321,6

реки бассейнов Беринго-

ва, Восточно-Сибирского, 

Чукотского и Японского 

морей, а также Тихого 

океана

313,2

Самур, Сулак

344,4

Терек

344,4

Урал

320,4

прочие реки

320

2. Озера:

Байкал

282

Белое, Выгозеро, Ильмень, 

Псковское, Чудское

339,6

Ладожское, Онежское

339,6

прочие озера

320

3.

Моря (в пределах террито-

риального моря Российской 

Федерации):

Азовское

448,8

Балтийское

338,4

Баренцево

307,2

Белое

277,2

Берингово

261,6

Восточно-Сибирское, Кар-

ское, Лаптевых, Чукотское

157,2

Каспийское

422,4

Охотское, Японское

385,2

Черное

498

4.

Тихий океан (в пределах тер-

риториального моря Россий-

ской Федерации)

292,8

6.3.3. Нормативные акты Минприроды 

России, принятые в соответствии с требовани-

ями Водного Кодекса Российской Федерации и 

актов Правительства Российской Федерации

Приказ Минприроды России от 13 марта 

2017 г. №81: Признать утратившими силу: 

Приказ Минприроды России от 31 октября 

2012 г. № 358 «Об утверждении Административ-

ного регламента предоставления Федеральным 

агентством водных ресурсов государственной ус-

луги по предоставлению информации о гидротех-

нических сооружениях из Российского регистра 

гидротехнических сооружений и доступа к сведе-

ниям базы данных Российского регистра гидро-

технических сооружений» (зарегистрирован Ми-

нюстом России 4 марта 2013 г., регистрационный 

№ 27437);

Приказ Министерства природных ресурсов 

и экологии Российской Федерации от 25 апреля 

2017 г. № 198 “О внесении изменений в некото-

рые приказы Министерства природных ресурсов 

и экологии Российской Федерации и Министер-

ства природных ресурсов Российской Федерации 

в части определения местоположения береговой 

линии (границы водного объекта) органами госу-

дарственной власти субъектов Российской Феде-

рации при реализации ими переданных полно-

мочий Российской Федерации по осуществлению 

мер по охране водных объектов или их частей, на-

ходящихся в федеральной собственности и распо-

ложенных на территориях субъектов Российской 

Федерации, и Федеральным агентством водных 

ресурсов и его территориальными органами”. 

Зарегистрировано в Минюсте Российской Фе-

дерации 29 мая 2017 г. Регистрационный № 46866.

Скорректированы некоторые приказы Мин-

природы России в части определения место-

положения береговой линии (границы водного 

объекта) региональными органами власти при ре-

ализации ими переданных полномочий по охране 

водных объектов.

Так, в примерный перечень мероприятий по 

осуществлению регионами таких полномочий 

включены мероприятия по определению местопо-

ложения береговых линий (границ водных объек-

тов). Последние должны определяться в соответ-

ствии с Правилами определения местоположения 

береговой линии (постановление Правительства 

Российской Федерации от 29.04.2016 № 377).

Соответствующие мероприятия отражены в 

целевых прогнозных показателях по осуществле-

нию отдельных полномочий в области водных от-

ношений. То же касается Методических указаний 

по осуществлению регионами переданного пол-

номочия по охране водных объектов или их ча-

стей, находящихся в федеральной собственности.

Приказ Минприроды России от 25 июля 2017 г. 

№  421 

«Об утверждении административного ре-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

236

гламента Федерального агентства водных ресур-

сов по предоставлению государственной услуги 

по выдаче разрешения на создание искусствен-

ного земельного участка на водном объекте, ко-

торый находится в федеральной собственности, 

полностью расположен на территориях соответ-

ствующих субъектов Российской Федерации и 

использование водных ресурсов которого осу-

ществляется для обеспечения питьевого и хозяй-

ственно-бытового водоснабжения двух и более 

субъектов Российской Федерации, либо на во-

дном объекте (его части), который находится в 

федеральной собственности и не расположен на 

территориях субъектов Российской Федерации, 

за исключением случая создания искусственного 

земельного участка на водном объекте в границах 

морского порта».

Приказ Минприроды России от 17 ноября 

2017  г. № 611

 «О внесении изменений в админи-

стративный регламент по предоставлению орга-

нами государственной власти субъектов Россий-

ской Федерации государственной услуги в сфере 

переданного полномочия Российской Федерации 

по предоставлению водных объектов или их ча-

стей, находящихся в федеральной собственности 

и расположенных на территориях субъектов Рос-

сийской Федерации, в пользование на основа-

нии договоров водопользования, утвержденный 

приказом Минприроды России от 12 марта 2012 г. 

№ 57, и в административный регламент Федераль-

ного агентства водных ресурсов по предоставле-

нию государственной услуги по предоставлению 

водных объектов в пользование на основании 

договора водопользования, в том числе заклю-

ченного по результатам аукциона, по оформле-

нию перехода прав и обязанностей по договорам 

водопользования, утвержденный Приказом Мин-

природы России от 22 мая 2014 г. № 225».

Приказ Минприроды России от 4 декабря 

2017 г. № 648

 «О внесении изменений в форму го-

сударственного водного реестра, утвержденную 

Приказом Министерства природных ресурсов 

Российской Федерации от 29 мая 2007 г. №138».

Раздел 1 дополнен пунктом 1.2.7. в форму го-

сударственного водного реестра, утвержденную 

Приказом Министерства природных ресурсов 

Российской Федерации от 29 мая 2007 г. № 138 в 

раздел 1 «Водные объекты и водные ресурсы».

6.3.4. Надзор за правовым регулированием 

органами государственной власти субъектов 

Российской Федерации вопросов осущест-

вления переданных полномочий в области 

водных отношений

Надзор за правовым регулированием органа-

ми государственной власти субъектов Российской 

Федерации вопросов осуществления переданных 

полномочий в области водных отношений с пра-

вом направления обязательных для исполнения 

предписаний об отмене нормативных правовых 

актов субъектов Российской Федерации или о 

внесении в них изменений осуществлялся в соот-

ветствии с нормами, предусмотренными:

– Водным кодексом Российской Федерации от 

03.06.2006 г. № 74-ФЗ; (п. 2 части 9 ст. 26);

– Положением о Министерстве природных 

ресурсов и экологии Российской Федерации, ут-

вержденным постановлением Правительства Рос-

сийской Федерации от 11.11.2015 г. № 1219;

– Административным регламентом, ут-

вержденным приказом Минприроды России от 

30.10.2008 г. № 273 «Об утверждении Админи-

стративного регламента исполнения Министер-

ством природных ресурсов и экологии Россий-

ской Федерации государственной функции по 

надзору за правовым регулированием органами 

государственной власти субъектов Российской 

Федерации вопросов осуществления переданных 

полномочий Российской Федерации в области во-

дных отношений, государственной экологической 

экспертизы, объектов животного мира (за исклю-

чением объектов животного мира, отнесенных к 

объектам охоты) и среды их обитания с правом 

направления обязательных для исполнения пред-

писаний об отмене нормативных правовых актов 

субъектов Российской Федерации или о внесении 

в них изменений». 

Минприроды России в 2017 г. осуществляло 

надзор за правовым регулированием органами 

государственной власти субъектов Российской 

Федерации осуществления переданных полномо-

чий Российской Федерации в области водных от-

ношений в части:

– предоставления водных объектов или их ча-

стей, находящихся в федеральной собственности 

и расположенных на территориях субъектов Рос-

сийской Федерации, в пользование на основании 

договоров водопользования, решений о предо-

ставлении водных объектов в пользование, за ис-

ключением случаев, связанных с предоставлени-

ем водного объекта, находящегося в федеральной 

собственности, в пользование для обеспечения 

обороны страны и безопасности государства;

– осуществления мер по охране водных объ-

ектов или их частей, находящихся в федеральной 

собственности и расположенных на территориях 

субъектов Российской Федерации;

– осуществления мер по предотвращению 

негативного воздействия вод и ликвидации его 

последствий в отношении водных объектов, нахо-

дящихся в федеральной собственности и полно-

стью расположенных на территориях субъектов 

Российской Федерации.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

237

6.4.1. Научное обеспечение деятельности 

Минприроды России

Научное обеспечение на современном этапе 

определяется Федеральной целевой программой 

«Развитие водохозяйственного комплекса Рос-

сийской Федерации в 2012-2020 годах», в которой 

определены задачи прикладных научных иссле-

дований по водохозяйственному направлению 

в целях совершенствования государственного 

управления в области использования и охраны 

водных объектов, развития научно-технических 

решений, направленных на обеспечение развития 

водохозяйственного комплекса, информирова-

ния населения о целях и результатах реализации 

Программы по решению задач улучшения каче-

ства окружающей среды и экологических условий 

жизни человека, просвещения и воспитания насе-

ления, предусматривается следующий перечень 

мероприятий общесистемного характера:

– проведение научных исследований и вы-

полнение опытно-конструкторских работ, соот-

ветствующих стратегическим потребностям раз-

вития водного хозяйства;

– формирование единой информационно-

аналитической системы управления водохозяй-

ственным комплексом Российской Федерации;

– осуществление мероприятий по экспертно-

аналитическому, научно-методическому и инфор-

мационному сопровождению реализации меро-

приятий Программы;

– осуществление мероприятий, направлен-

ных на просвещение и информирование населе-

ния по вопросам использования и охраны водных 

объектов.

Приказом Минприроды России от 25.06.2012 г. 

№ 163 было утверждено положение об управлении 

реализацией ФЦП «Развитие водохозяйственно-

го комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 

годах». В целях обеспечения согласованности 

действий государственных заказчиков при ее ре-

ализации госзаказчиком – координатором Про-

граммы создан научно-координационный совет 

Программы. Методическое, информационно-ана-

литическое и организационное сопровождение 

Программы осуществляется дирекцией по ее ре-

ализации ФГБУ «Центр развития ВХК».

Перечнем научно-исследовательских и опыт-

но-конструкторских работ по реализации феде-

ральной целевой программы «Развития Водохо-

зяйственного комплекса в комплекса Российской 

Федераци в 2012-2020» предусматривается сле-

дующее: «Оцена и прогноз изменений использо-

вания водных объектов (их ресурсов), изменений 

использования водных объектов, выработка ме-

роприятий, направленных на ликвидацию локаль-

ных дефицитов водных ресурсов, анализ право-

применительной практики и разработка проектов 

законодательных и нормативных правовых актов, 

нормативно-методическое обеспечение решения 

задач управления водохозяйственными система-

ми, выявление основных видов рисков, связанных 

с водным фактором,оценка водопользования и 

состояния водных ресурсов, выработка меропри-

ятий, направленных на сокращение негативного 

антропогенного воздействия на водные объекты».

Проведение прикладных научных исследова-

ний в 2017 году осуществлялось в рамках направ-

ления «Научные исследования и эксперименталь-

ные разработки, выполняемые по договорам на 

проведение научно-исследовательских, опытно 

конструкторских и технологических работ» завер-

шены работы по следующим темам: 

– «Разработка научно-обоснованных предло-

жений по установлению нормативов допустимого 

воздействия на болота»;

– «Разработка научно-обоснованных реко-

мендаций по минимизации воздействия на эко-

систему и водохозяйственный комплекс транс-

граничного бассейна реки Селенга в границах 

Российской Федерации в связи с планами строи-

тельства гидроэнергетических объектов на терри-

тории Монголии»;

– «Разработка научно-обоснованных реко-

мендаций по развитию системы оперативного ги-

дрологического мониторинга и прогнозирования 

в бассейне Верхней Волги»;

– «Разработка научно-обоснованной прогноз-

ной оценки воздействия биогенной нагрузки на 

водохозяйственную обстановку в бассейне реки 

Западная Двина в рамках российско-белорусского 

сотрудничества в области охраны и рационального 

использования трансграничных водных объектов»;

– «Научные исследования по изучению роли 

внутренней нагрузки в формировании состояния 

экосистемы Чудско-Псковского озера и разработка 

научно-обоснованных рекомендаций по улучше-

нию экологического состояния Чудско-Псковского 

озера в рамках российско-эстонского сотрудниче-

ства в области охраны и рационального использо-

вания трансграничных водных объектов»;

– «Научные исследования по расчету природ-

ных фоновых концентраций химических веществ 

в речных водах с учетом природных особенностей 

Западной Сибири с целью разработки проекта ме-

тодики расчета природных фоновых концентра-

ций химических веществ для рек».

Информационное обеспечение

В рамках «Комплекса информационно-ком-

муникационных мероприятий, направленных на 

просвещение и информирование населения по 

6.4. НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

238

вопросам использования и охраны водных объ-

ектов» осуществляется работа по реализации 

стратегии, направленной на просвещение и ин-

формирование населения о развитии водохозяй-

ственного комплекса Российской Федерации в 

рамках Программы. 

В 2017 г. выполнены следующие мероприятия:

1. Организована и проведена Всероссийская 

информационная акция «Вода России», в которой 

приняло участие более 10 тыс. человек. Был Под-

готовлен и распространен 16-полосный Спецвы-

пуск с информацией о необходимости охраны и 

рационального использования водных объектов 

тиражом 120 тыс. экземпляров распространенных 

в 9 крупных городах. В акции приняло участие бо-

лее 10000 человек. 

2. Продолжились работы по модернизации, 

контентному наполнению и продвижению интер-

нет-сайта «Водная энциклопедия», организовано 

проведение 4-х фотоконкурсов среди пользова-

телей энциклопедии, проведена Всероссийская 

перепись малых водоемов России.

3. Организована подготовка и показ в Москве 

и в других 5 городах 2-х серий информационного 

фильма об использовании и охране водных объек-

тов. Проведена телетрансляция фильма на канале 

Общественного Российского телевидения (ОРТ).

4. Для наполнения информационного поля 

в федеральных и региональных СМИ были под-

готовлены и разосланы 45 пресс-релизов, было 

обеспечено 162 выхода в эфир информационных 

сообщений.

Осуществлена модернизация, контентное 

наполнении и продвижение информационно-об-

разовательного интернет-сайта о воде voda.org.

ru, подготовлено и размещено в сети Интернет 4 

тематических видеоролика с числом подписчиков 

более 1 млн человек.

5. Организован и проведен Российский наци-

ональный юниорский водный конкурс. Свои про-

екты представили 148 участников из 64 регионов 

России.

6. Подготовлены аналитические материалы 

для ежегодного издания государственного докла-

да «О состоянии и использовании водных ресур-

сов Российской Федерации в 2016 году».

7. Проведены общероссийские информаци-

онно-аналитические занятия по вопросам охраны 

и использования водных объектов для студентов 

и школьников. Было организованно размещение 

в 422 общеобразовательных учреждениях в 15 

субъектах Российской Федерации информацион-

но-просветительских сообщений на эту тему.

Проведен общероссийский конкурс детских 

тематических рисунков на специализированной 

интернет-странице для детей от 3-х до 18-ти лет, в 

котором приняло участие 4799 человек и подано 

6614 работ.

8. В период с 17-24 сентября в ЦПКиО им. 

Горького проведена просветительская акция 

«Я-вода». На территории парка были размещены 

4 информационно-просветительские фотозоны. 

7338 фотографий пользователей было размещено 

в соцсетях.

9. Проведены комплексные социологиче-

ские исследования эффективности мероприятий 

по просвещению и информированию населения 

в целях реализации ФЦП «Развитие водохозяй-

ственного комплекса Российской Федерации в 

2012-2020 годах». Достигнут показатель «доля 

просвещенного и информированного населения 

по вопросам охраны и использования водных 

объектов», обозначенный в ФЦП.

6.4.2. Научно-информационное обеспечение 

деятельности Росводресурсов

Научное обеспечение

Научные исследования проводились по сле-

дующим направлениям:

 - научные исследования, направленные на 

сохранение водности рек и создание водохрани-

лищ и водохозяйственных систем для эффектив-

ного удовлетворения социально-экономических 

потребностей в водных ресурсах;

 - научные исследования, направленные на 

изучение трансграничных водных объектов и вы-

полнение обязательств по международным кон-

венциям и межправительственным соглашениям;

- научные исследования, направленные на 

изучение и разработку мер по предотвращению 

негативного воздействия вод и ликвидации его 

последствий в отношении водных объектов, на-

ходящихся в федеральной собственности и рас-

положенных на территориях 2 и более субъектов 

Российской Федерации

В 2017 году завершены две научно-исследо-

вательские работы:

- Исследование влияния режима регули-

рования Краснодарского водохранилища при 

сниженной отметке НПУ (32,75 м абс.) на эксплу-

атационные и экологические характеристики во-

дохранилища. Разработка научно обоснованных 

рекомендаций и мероприятий по улучшению экс-

плуатационных и экологических характеристик 

Краснодарского водохранилища.

- Исследование воды р.р. Аргунь, Амур, Уссу-

ри, Раздольная и оз. Ханка на предмет выявления 

загрязняющих веществ, наличие и концентра-

ции которых имеют определяющее значение для 

оценки качества вод российско-китайских транс-

граничных водных объектов.

С начала 2017 года выполняются две перехо-

дящие научно-исследовательские работы:

- Исследование влияния китайского проекта 

по строительству защитных сооружений в районе 

г. Хэйхэ на гидравлику русла р. Амур, и разработка 

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

239

мер по предупреждению наводнений на россий-

ской территории в районе г. Благовещенск;

- Исследование переформирований русла, 

произошедших после паводка 2013 года на участках 

пограничных рек Аргунь, Амур и Уссури, и разра-

ботка рекомендаций по стабилизации российского 

берега и положения государственной границы.

Информационное обеспечение

В 2017 г. продолжилась организация и про-

ведение процесса информационного обеспече-

ния деятельности Росводресурсов по четырем 

направлениям: обеспечение функционирования 

аппаратно-программного комплекса центрально-

го аппарата Росводресурсов.

Поддержание в актуальном состоянии ин-

формационных систем:

- расширение функциональных возмож-

ностей информационно-коммуникационного 

комплекса оказания государственных услуг в 

электронном виде и обеспечения межведом-

ственного взаимодействия при их предостав-

лении (далее - ИКК) в части приведения логики 

функционирования ИКК к требованиям норма-

тивных правовых актов по вопросу предоставле-

ния государственных услуг;

- расширение возможностей программно-ап-

паратного комплекса «Водопользование» в части 

автоматизированного расчета и формирования 

ставки за пользования водным объектом;

Работы по переходу на оказание государ-

ственных услуг (функций) Росводресурсов в элек-

тронном виде:

размещения сведений о государственных ус-

лугах Росводресурсов в Федеральном реестре го-

сударственных услуг (функций) (далее - ФРГУ);

разработка и ввод в эксплуатацию форматов 

электронных сервисов предоставления госуслуг в 

электронном виде и обеспечения межведомствен-

ного взаимодействия при их предоставлении.

4. Работы по межведомственному информа-

ционному взаимодействию:

– организация поддержания взаимодействия 

с заинтересованными Федеральными органами 

исполнительной власти по ведению Автомати-

зированной информационной системы государ-

ственного реестра (АИС ГВР) и актуализации све-

дений в ее базу данных (БД);

– поддержание в работоспособном состоянии 

видеоконференцсвязи Росводресурсов с Нацио-

нальным центром управления обороной (НЦУО);

– организация поддержания видеоконферен-

цсвязи Росводресурсов с НЦУКС МЧС России.

– организация поддержания с Минприроды 

России по вопросу информационного обеспече-

ния функционирования СООИ Минприроды Рос-

сии на базе Ситуационного центра Минприроды 

России, с предоставлением доступа к информаци-

онным ресурсам и системам Росводресурсов;

– обеспечение функционирования в Росво-

дресурсах системы электронного документообо-

рота Федерального казначейства:

– организация поддержания межведомствен-

ного взаимодействия с заинтересованными ФОИВ, 

ОГВ субъектов Российской Федерации и органами 

власти местного самоуправления при предостав-

лении государственных и муниципальных услуг.

В 2017 году завершены три работы:

- Доработка нормативов допустимого воздей-

ствия по бассейну реки Ока;

- Разработка проекта «Временные Правила ис-

пользования водохранилища на балке «Шурдере»;

- Подготовка материалов к корректировке 

Схем комплексного использования и охраны во-

дных объектов.

С начала 2017 года ведутся две переходящие 

работы:

- Корректировка проекта «Правила использо-

вания водных ресурсов каскада водохранилищ на р. 

Сулак и ее притоках (Гунибское, Гергебильское, Ир-

ганайское, Чиркейское, Миатлинское, Чирюртское)»

- Разработка оценочного пилотного проекта 

по переводу функционирующей в Росводресурсах 

автоматизированной информационной системы 

«Государственный водный реестр» на отечествен-

ное программное обеспечение.

6.4.3. Научные исследования Росгидромета

Научные исследования Росгидромета выпол-

нялись в соответствии с планом научно-исследо-

вательских и опытно-конструкторских, технологи-

ческих и других работ для государственных нужд 

в области гидрометеорологии и мониторинга 

окружающей среды. 

Работы выполнялись по следующим направ-

лениям:

– Методы, модели и технологии гидрометео-

рологических расчетов и прогнозов;

– Система наблюдений за состоянием окружа-

ющей среды и развитие технологий сбора, обра-

ботки, архивации, распространения и управления 

данными наблюдений;

– Исследования климата, его изменений и их 

последствий. Оценка гидрометеорологического 

режима и климатических ресурсов;

– Развитие системы мониторинга загрязнения 

окружающей среды;

– Исследование гидрометеорологических 

процессов в Мировом океане, морях и морских 

устьях рек России, Арктике и Антарктике, в том чис-

ле опасных и экстремальных морских явлений. Мо-

дели и технологии морских прогнозов и расчетов;

– Геофизические исследования. Технологии 

активных воздействий на гидрометеорологиче-

ские и геофизические процессы и явления;

Арктический и антарктический научно-ис-

следовательский институт Росгидромета (ААНИИ), 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

240

Национальный научный центр морской биологии 

ДВО РАН, Институт физики атмосферы им. А.М. 

Обухова РАН, Институт океанологии им. П.П. Шир-

шова РАН, НИИ аэрокосмического мониторинга 

«АЭРОКОСМОС», Российский государственный 

гидрометеорологический университет, Южный 

научный центр РАН в 2017 г. проводили приклад-

ные научные исследования в рамках Программы 

Миннауки России «Исследования и разработки 

по приоритетным направлениям научно-техниче-

ского комплекса России на 2014-2020 гг.», направ-

ленные на изучение вопросов экологической без-

опасности в Арктической зоне путем обеспечения 

снижения экологической нагрузки на природу ар-

ктических зон, предоставления промышленным 

организациям и населению новых видов инфор-

мационных услуг в области экологии и гидромете-

орологии.

Обеспечено научно-методическое сопрово-

ждение выполнения международных программ 

в области комплексного мониторинга окружаю-

щей природной среды, в т.ч. по: Программе ООН 

«Глобальная система мониторинга окружающей 

среды – Вода» (ГСМОС-вода), Хельсинской комис-

сии по защите морской среды Балтийского моря 

(ХЕЛКОМ), Программе арктического мониторин-

га и оценки (АМАП), Стокгольмской Конвенции о 

стойких органических загрязнителях, Конвенций 

по Черному, Балтийскому и Каспийскому морям и 

др. (ГГО, ГХИ, ИГКЭ, НПО «Тайфун»).

Таблица 6.8. Протяженность госграницы 

России с пограничными странами

Погра­

ничная 

страна

Протя­

женность 

границы, 

км

Погра­

ничная 

страна

Протя­

женность 

границы, 

км

Норвегия

196

Абхазия

267

Финлян-

дия

1285

Грузия

898

Польша

206 (210)

Южная 

Осетия

74

Литва

288

Азербайд-

жан

350

Эстония

467

Казахстан

7082

Латвия

270

Монголия

3485

Беларусь

1239

Китай

4209,3

Украина

2245

КНДР

39,4

6.5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  

И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Российская Федерация продолжает занимать 

активную позицию по международному сотрудни-

честву в области использования и охраны водных 

объектов.

Российская Федерация граничит с 16 госу-

дарствами, имеет общую протяженность грани-

цы 60933 км, 7141 км которой проходит по рекам, 

475 км – по озерам и 38807 км – по морям.

Приграничными являются 26 субъектов Рос-

сийской Федерации. В том числе: 10 регионов гра-

ничат с Казахстаном, 7 – с Грузией, 6 – с Украиной, 

5 – с Китаем, по 2 – с Финляндией, Белоруссией, 

Эстонией, по 1 – с Азербайджаном, Абхазией, Юж-

ной Осетией, Латвией, Литвой, Норвегией, Поль-

шей, КНДР (таблица 6.8).

Общее количество трансграничных водных 

объектов превышает тысячу, бассейны 70 крупных 

и средних рек являются трансграничными. Среди 

них наиболее крупные: р. Вуокса – с Финляндией; 

р. Нарва, Чудско-Псковское озеро – с Эстонией; 

р.  Неман – с Литвой; р. Днепр – с Белоруссией и 

Украиной; р. Западная Двина – с Белоруссией и 

Латвией; р. Самур – с Азербайджаном; pp. Урал, 

Иртыш, Ишим, Тобол, Большой Узень и Малый 

Узень – с Казахстаном; р. Селенга – с Монголией; 

pp. Амур, Аргунь, Уссури – с Китаем; р. Туманная – с 

Китаем и КНДР (таблица 6.9).

Основой сотрудничества в сфере рациональ-

ного использования и охраны трансграничных 

вод является юридическое закрепление прав и 

обязанностей государств, которое обеспечивает-

ся законодательными актами различного уровня, 

где наиболее важное место занимают междуна-

родные конвенции.

Водной стратегией Российской Федерации 

на период до 2020 г. обозначена система мер, на-

правленных на усиление роли России в решении 

глобальных проблем в области использования и 

охраны водных ресурсов, включающих в себя:

– активизацию участия России в деятельности 

международных организаций, занимающихся про-

блемами водопользования, в том числе Шанхайской 

организации сотрудничества, Евразийского эконо-

мического сообщества и СНГ, а также в решении во-

дохозяйственных проблем в Центральной Азии;

– развитие международного сотрудничества 

в области совместного использования и охраны 

трансграничных водных объектов;

– поддержка проектов по созданию водохо-

зяйственных объектов в государствах с дефицитом 

водных ресурсов путём представления целевых 

займов и грантов, консультаций ведущих специ-

алистов в области гидрологии, гидрогеологии, ги-

дроэнергетики, реализации программ технической 

поддержки и проведения научных исследований;

– обеспечение господдержки продвижения 

российских производителей на международных 

рынках водохозяйственных услуг.

В рамках реализации межправительственных 

и межведомственных соглашений созданы и на 

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

241

Таблица 6.9. Трансграничные бассейны России

Субъект Россий­

ской Федерации Пограничная страна

Трансграничный  

бассейн

Площадь россий­

ской части,%

Наличие со­

глашения

1

2

3

4

5

Баренцево-Беломорский бассейновый округ России

Мурманская обл.

Норвегия

Ворьема

23

+

Норвегия, Финляндия

Паз/Патсйоки/Пасвик

15

+

Тулома

84

+

Респ. Карелия

Оуланкайоки, Кемь

12

+

Балтийский бассейновый округ России

Респ. Карелия

Норвегия, Финляндия

Кемийоки

3,2

+

Финляндия

Оулуйоки

1,5

+

Йянисйоки

48,5

+

Тохмайоки

50,0

+

Хиитоланйоки

27,0

+

Ракколанйоки

27,0

+

Яниссиоки

48,5

+

Юустиланйоки

40,0

+

Вуокси

23,0

+

Ваалимаанйоки

2,6

+

Калининградская 

обл.

Польша

Прохладная/Свейжа

86,0

Польша, Литва

Преголя

46

Литва, Польша, Латвия, 

Беларусь

Неман (Нямунас)

3,2

Ленинградская 

обл.

Эстония, Латвия

Нарва

36,1

Финляндия

Серьга/ Урпаланйоки

0,1

+

Псковская обл.

Литва, Латвия, Беларусь Западная Двина  

(Даугава)

9,5

Беларусь

Ловать

+

Днепровский бассейновый округ России

Смоленская, 

Брянская обл.

Беларусь

Днепр

18,0

Брянская,  

Курская обл.

Украина

Донской бассейновый округ России

Белгородская обл. Украина

Северский Донец

45,0

+

Ростовская обл.

Украина

Миус

79,3

+

Еланчик

22,7

+

Кубанский бассейновый округ России

Краснодарский 

край

Абхазия

Псоу

44,9

+

Западно-Каспийский бассейновый округ России

Респ. Северная 

Осетия - Алания Грузия

Терек

96,4

Респ. Дагестан

Сулак

82,0

Азербайджан

Самур

95,4

+

Уральский бассейновый округ России

Саратовская обл.

Казахстан

Большой Узень/Кара-

озен

61,9

+

Малый Узень/Сарыозен

51,6

+

Оренбургская 

обл.

Урал

71,9

+

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

242

плановой основе действуют рабочие органы, рас-

сматривающие широкий спектр вопросов в об-

ласти охраны окружающей среды сформирована 

нормативная правовая база сотрудничества. 

В Правительстве Российской Федерации суще-

ствует несколько органов государственной власти 

(структур), в ведении которых находятся вопросы, 

связанные с использованием и охраной трансгра-

ничных водных объектов. К ним относятся: МИД 

России, Минприроды России, Росгидромет, Росво-

дресурсы, Росрыболовство, Росморречтранс, Феде-

ральное агентство по обустройству государствен-

ной границы Российской Федерации. В центральных 

аппаратах каждой из этих структур существуют 

департаменты или отделы, ведающие вопросами 

международного сотрудничества. Параллельно в 

этом направлении ведут значительную работу тер-

риториальные органы министерств и агентств. Прак-

тическую работу по организации деятельности со-

вместных комиссий, действующих в соответствии с 

Соглашениями между странами, выполняет Феде-

ральное агентство водных ресурсов России.

Международная практика использования 

трансграничных водных объектов, основанная на 

принципах устойчивого развития, предполагает 

согласованные действия государств в бассейнах 

трансграничных водотоков при осуществлении 

водохозяйственных работ, использовании и ох-

ране водных объектов на основе международных 

договоров и соглашений. Стремление к бескон-

фликтному использованию трансграничных вод, 

сохранению их чистоты в условиях возрастающей 

антропогенной нагрузки обусловливает много-

летнюю активность России в вопросах всемирно-

го водного партнёрства и ратификацию ею ряда 

международных актов, регулирующих охрану и 

использование трансграничных вод.

Приоритетными направлениями деятельно-

сти комиссий институтов уполномоченных явля-

ются, прежде всего, это организация совместного 

мониторинга трансграничных водных объектов, 

обмен гидрологической и гидрохимической ин-

формацией, согласование режимов использова-

ния водных ресурсов и трансграничных водных 

объектов, координация противопаводковых ме-

роприятий и действий в чрезвычайных ситуациях, 

а также совместные научные исследования.

Практический опыт и итоги сотрудничества 

России с сопредельными государствами сви-

детельствуют о том, что даже при расхождении 

мнений и наличии противоречий по вопросам 

использования и охраны трансграничных водных 

ресурсов создают новые возможности и позволя-

ют преодолевать разногласия сторон, способству-

ют решению задач по стабилизации экологиче-

ского состояния трансграничных вод, и развитию 

экономик сопредельных стран.

В целом, международное сотрудничество Рос-

сии отличается достаточной конструктивностью и 

в рамках многих совместных комиссий вопросы 

использования и охраны трансграничных водных 

объектов решаются достаточно эффективно. Тем 

1

2

3

4

5

Иртышский бассейновый округ России

Курганская обл.

Казахстан

Тобол

74,4

+

Тюменская обл.

Ишим

18,0

+

Омская обл.

Казахстан, Монголия, 

Китай

Иртыш

67,0

Верхнеобский бассейновый округ России

Алтайский край

Казахстан, Монголия, 

Китай

Обь

73,77

Енисейский бассейновый округ России

Забайкальский 

край

Монголия

Енисей

88,9

+

Ангаро-Байкальский бассейновый округ России

Забайкальский 

край

Монголия

Селенга

36,7

+

Амурский бассейновый округ России

Забайкальский 

край

Монголия

Онон

+

Китай, Монголия

Аргунь

21,0

Амурская обл.

Китай

Амур

48,0

+

Хабаровский 

край

Уссури

70,0

+

Приморский 

край

Суйфун/Раздольная

40,5

+

КНДР, Китай

Тумыньцзянь/ Туманная

0,01

Продолжение таблицы 6.9.  

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

243

не менее, необходимо добиваться, прежде всего, 

согласования национальных программ и планов 

действий по использованию водных ресурсов 

трансграничных водных объектов.

В настоящее время международное сотрудни-

чество России по вопросам совместного исполь-

зования охраны трансграничных водных объектов 

осуществляется в рамках межправительственных 

соглашений с Азербайджаном, Абхазией, Беларусью, 

Казахстаном, Китаем, Монголией, Норвегией, Укра-

иной, Эстонией и Финляндией через деятельность 

межправительственных комиссий и рабочих групп.

Составы межправительственных комиссий 

формируются из числа представителей феде-

ральных министерств и ведомств (Минприроды, 

Росводресурсы, Росгидромет, Росприроднадзор, 

Роснедра, Роспотребнадзор, Минтранс России, Ми-

нэнерго России, Минсельхоз России, Росрыболов-

ство, пограничные службы Российской Федерации, 

МИД России), субъектов Российской Федерации 

приграничных территорий, представителей науки.

Состав рабочих органов демонстрирует ту мно-

гогранность трансграничных водных отношений, 

которая фокусирует в себе экономические, хозяй-

ственные, экологические интересы, которые сосре-

дотачиваются при использовании водных ресурсов, 

трансграничных водных объектов. Это обмен ги-

дрологической и гидрохимической информацией, 

согласование режимов использование водных ре-

сурсов трансграничных водохозяйственных систем, 

проведение совместных научных исследований.

6.5.1. Многостороннее сотрудничество

Российская Федерация в течение многих лет 

является активным участником Всемирного водного 

партнерства, и активность эта определяется значе-

нием, которое придается водным объектам и ресур-

сам вод, являющимся определяющими факторами 

состояния окружающей среды, благополучия соци-

альной сферы и эффективного развития экономики.

Международное сотрудничество России ос-

новано на следующих конвенциях и соглашениях:

– Международная конвенция по предотвра-

щению загрязнения моря нефтью, Лондон, 1954;

– Международная конвенция относительно 

вмешательства в открытое море в случаях аварий, 

приводящих к загрязнению нефтью, Брюссель, 1969;

– Международная конвенция о создании Меж-

дународного фонда для компенсации ущерба от 

загрязнения нефтью (дополнение к Международ-

ной конвенции о гражданской ответственности за 

ущерб от загрязнения нефтью), Брюссель, 1971;

– Международная конвенция по предотвра-

щению загрязнения моря сбросами отходов и 

других материалов, Москва - Вашингтон - Лондон 

- Мехико, 1972;

– Международная конвенция по обеспече-

нию готовности на случай загрязнения нефтью, 

борьбе с ними и сотрудничеству, Лондон, 1990;

– Международная конвенция по охране и ис-

пользованию трансграничных водотоков и между-

народных озер, Хельсинки, 1992;

– Международная конвенция по защите морской 

среды района Балтийского моря, Хельсинки, 1992;

– Международная конвенция о защите Чер-

ного моря от загрязнения, Бухарест, 1992;

– Конвенция о водно-болотных угодьях, име-

ющих международное значение главным образом 

в качестве местообитания водоплавающих птиц, 

Рамсар, 1971;

– Рамочная конвенция по защите морской 

среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция); 

первая сессия Конференции Сторон конвенции, 

организованная временным Секретариатом Кон-

венции, состоялась в Баку 23-25 мая 2007 г.;

– Особенностью Тегеранской конвенции яв-

ляется то, что она осуществляет международно-

правовое регулирование деятельности по защите 

морской среды Каспийского моря в условиях, когда 

положения существующих морских конвенций на-

прямую не применяются на Каспии. Деятельность 

Минприроды России по реализации Конвенции в 

настоящее время осуществляется во исполнение 

распоряжения Правительства Российской Федера-

ции от 27 декабря 2010 г. № 2444-р по выполнению 

плана мероприятий по реализации Стратегии со-

циально-экономического развития Северо-Кавказ-

ского федерального округа до 2025 года по пункту 

87 «Участие в реализации Рамочной конвенции по 

защите морской среды Каспийского моря (Теге-

ранской конвенции), подготовка соответствующих 

протоколов к Конвенции для принятия их на сесси-

ях Конференции Сторон Рамочной конвенции по 

защите морской среды Каспийского моря», а также 

пункта 1 раздела VI Программы действий по обеспе-

чению стратегических интересов Российской Феде-

рации в Каспийском регионе на 2013-2015 годы в 

соответствии с поручениями Президента Россий-

ской Федерации от 26 апреля 2013 г. № К-412.

ВНИИГМИ-МЦД Росгидромета в течение года 

обеспечивало эффективную работу Партнерского 

центра по поддержке Портала океанографических 

данных МОК в соответствии с ранее подписанным 

меморандумом о взаимопонимании между Росги-

дрометом и МОК ЮНЕСКО.

ДВНИГМИ Росгидромета продолжало участво-

вать в программе Глобальной системы наблюдений 

МОК, предоставляя в международный обмен дан-

ные гидрометеорологических наблюдений на бере-

говых станциях и судах добровольных наблюдений. 

Международная морская организация (ИМО)

Начавшая функционировать в 1959 г. ИМО отвеча-

ет за повышение надежности и безопасности судо-

ходства в области международной торговли и за 

предотвращение загрязнения моря с судов. ИМО 

обеспечивает механизмы для сотрудничества 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

244

между правительствами в формировании норм и 

правил для охраны морской среды через предот-

вращение и борьбу с ее загрязнением судами. 

Более 40 конвенций и соглашений, а также около 

тысячи кодексов и рекомендаций, разработанных 

ИМО, осуществляются в мировом масштабе.

Арктический совет.

 Россия по-прежнему 

является активным участником Арктического со-

вета, однако контакты на уровне органов испол-

нительной власти крайне затруднительны по фор-

мальным каналам и выходом являются контакты 

на неправительственных площадках.

Сеть водохозяйственных организаций стран 

Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии 

(СВО ВЕКЦА).

 Сеть создана для обмена мнениями, 

опытом, информацией по самым разным аспектам 

водохозяйственной деятельности, включая охрану 

водных ресурсов. Члены Сети: Азербайджан, Ар-

мения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, 

Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Уз-

бекистан, Украина. Сеть развивается при активном 

участии Научно-информационного центра Межго-

сударственной координационной водохозяйствен-

ной комиссии Центральной Азии, АО «Водстрой» и 

поддержке Правительства Российской Федерации 

и ЕЭК ООН в тесной увязке с работой Международ-

ной сети бассейновых организаций.

18-19 мая 2017 г. в г. Москве состоялась конфе-

ренция Сети на тему «Проблемы управления реч-

ными бассейнами в условиях изменения климата». 

6.5.2. Двустороннее сотрудничество

6 февряля 2017 г.

 глава Минприроды России 

Сергей Донской и Статс-секретарь Федерального 

министерства окружающей среды, охраны приро-

ды строительства и безопасности ядерных реак-

торов Германии Йохен Фласбарт провели рабочую 

встречу, на которой подтвердили приверженность 

сторон реализации положений Парижского со-

глашения. В ходе встречи стороны обсудили вза-

имодействие в рамках проекта «Восстановление 

торфяных болот в России в целях предотвращения 

пожаров и смягчения изменений климата». В на-

стоящее время проект реализуется на территории 

Московской, Псковской, Нижегородской, Тверской 

и Калужской областей. Интерес к проекту прояви-

ла Калининградская область, а также ряд других 

регионов и федеральных особо охраняемых при-

родных территорий. Межправительственной груп-

пой по изменению климата (IPSS) признан уникаль-

ный российский вклад обводненных торфяников 

в смягчение изменения климата. Отмечено, что 

российская сторона заинтересована в расширении 

географии распространения опыта Германии и его 

охвата в реализации совместных проектов. 

30 марта 2017 г. 

в Минприроды России состо-

ялось заседание российско-норвежской Рабочей 

группы по морской среде. Стороны провели об-

мен информацией о состоянии планов развития 

комплексного управления морей. В частности, рос-

сийская сторона проинформировала о разработке 

Минприроды России пилотного проекта комплекс-

ного управления природопользованием в аркти-

ческих морях и его реализации в российской части 

Баренцева моря, а также проекта Федерального за-

кона «О морском (акваториальном) планировании». 

Норвежская сторона представила информацию о 

планах обновления Плана управления норвежской 

части Баренцева моря и Лофотенских островов. 

30 мая 2017 г. 

в г.Осло (Норвегия) глава Минпри-

роды России Сергей Донской и Министр климата 

и окружающей среды Норвегии Видар Хельгесен 

подписали Итоговый протокол 19-го заседания Сме-

шанной Российско-Норвежской комиссии по со-

трудничеству в области охраны окружающей среды. 

Стороны подвели итоги деятельности Рабочих групп 

за прошедшие три года и обсудили реализацию ут-

вержденной в конце 2016 г. в Москве Программы со-

трудничества в области охраны окружающей среды. 

Россия и Норвегия учли возможные экологические 

угрозы при определении структуры деятельности 

Смешенной комиссии. В частности, в ней представ-

лены: Рабочая группа по морской среде, Рабочая 

группа в области мониторинга радиоактивного за-

грязнения окружающей среды, Рабочая группа по 

вопросам контроля и снижения загрязнения, по со-

трудничеству в области биоразнообразия, а также 

отдельным направлениям сотрудничества, таким 

как приграничное сотрудничество и охрана природ-

ного и культурного наследия. В рамках Программы 

приграничного сотрудничества между Мурманской 

областью и Губернией Финнмарк проводится работа 

в таких областях, как мониторинг атмосферного воз-

духа, совместное управление особо охраняемыми 

природными территориями, экологическое образо-

вание, взаимодействие по использованию водных 

ресурсов реки Паз. Стороны также обсудили вопрос 

модернизации Менникской плотины у гидроэлек-

тростанции «Скугфосс» в долине р. Паз. Территория 

под плотиной на российской стороне передана в 

бессрочную аренду Норвегии, при этом подъездные 

пути к ней находятся на территории заповедника. 

Ранее Минприроды России запросило информацию 

о параметрах планируемой реконструкции дамбы и 

возможном влиянии на водные экосистемы р. Паз в 

связи с запланированным изменением уровня воды 

в реке, что может отрицательно сказаться на уровне 

биоразнообразия долины реки и заповедника «Пас-

вик». Норвежская сторона проинформировала, что 

экологический план модернизации плотины, описы-

вающий проведение работ, направлен в Минприро-

ды России, российские специалисты получили при-

глашение на совместное посещение территории. 

1 июня 2017 г.

 на полях ПМЭФ-2017 глава Мин-

природы России Сергей Донской встречался с 

Министром иностранных дел Монголии Ц. Мунх-

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

245

Оргилом. Министр напомнил, что монгольской сто-

роной с участием Всемирного банка и китайской 

стороны ведется подготовка проектов по строи-

тельству гидротехнических сооружений в бассейне 

р. Селенга, которые несут потенциальную угрозу 

экосистеме озера Байкал – объекту Всемирного 

природного наследия ЮНЕСКО и напомнил о не-

обходимости рассматривать альтернативные ва-

рианты строительству ГЭС в бассейне р. Селенга. 

В частности, в качестве альтернативных вариан-

тов строительства ГЭС на р. Селенга и ее притоках, 

можно рассмотреть сооружение ветровых и сол-

нечных электростанций, современных газотур-

бинных (ГТУ) ТЭЦ, пылеугольных электростанций, 

расширении пропускной способности электросе-

тевого комплекса Монголии, а также строительстве 

новых ЛЭП между Россией и Монголией. Со своей 

стороны, Министр иностранных дел Монголии Ц. 

Мунх-Оргил отметил, что Правительство Монголии 

исключает реализацию проектов, которые могут 

нанести вред уникальной экологической системе 

озера Байкал, являющейся мировым достоянием. 

21 августа 2017 г.

 глава Минприроды России 

Сергей Донской в ходе рабочей встречи с Мини-

стром иностранных дел Монголии Ценд Мунх-

Оргилом проинформировал о проведении в 

первой половине 2017 г. в Республике Бурятия и Ир-

кутской области общественных слушаний по пла-

нируемым проектам ГЭС на р. Селенга и ее прито-

ках. По итогам слушаний признана необходимость 

обеспечить оценку воздействия на окружающую 

среду планируемых гидротехнических проектов на 

р. Селенга и ее притоках, включая оценку потенци-

ального воздействия не только на гидрологию, но 

также и на экологические процессы и биоразноо-

бразие озера Байкал и дельту реки Селенга, а также 

на традиционный уклад жизни населения региона. 

С. Донской выразил готовность к участию России в 

оценке воздействия строительства помянутых про-

ектов на экосистему озера Байкал. Стороны догово-

рились о проведении встречи совместной Рабочей 

группы для комплексного рассмотрения вопросов, 

связанных с планируемым строительством ГЭС в 

Монголии в преддверии заседания Комиссии. 

21-24 августа 2017 г. 

в г. Сочи (Краснодарский 

край) состоялось XX заседание Совместной Россий-

ско-Эстонской комиссии по охране и рационально-

му использованию трансграничных вод. Россия и 

Эстония нашли для своих трансграничных вод уни-

кальную и служащую примером форму сотрудни-

чества. Накануне глава Минприроды России Сергей 

Донской и Канцлер Министерства окружающей сре-

ды Эстонии Андрес Талиярв подписали совместное 

заявление. Как отмечается в тексте заявления: «Раз-

работанному на основе Конвенции Соглашению о 

сотрудничестве в области охраны и рационального 

использования трансграничных вод 20 августа 2017 

года исполняется 20 лет. Взаимодействие в рамках 

Конвенции и Соглашения демонстрирует успешный 

пример долгосрочного и эффективного междуна-

родного взаимодействия в природоохранной сфере. 

Хорошими примерами эффективного сотрудниче-

ства являются организация мониторинга трансгра-

ничных водных объектов на основе совместных про-

грамм; обмен информацией о водохозяйственной 

обстановке, водохозяйственных и водоохранных 

мероприятиях, случаях возникновения чрезвычай-

ных ситуаций на трансграничных водных объектах; 

налажено взаимодействие в целях безопасной экс-

плуатации гидротехнических сооружений Нарвской 

ГЭС». По итогам 20-летнего сотрудничества разрабо-

тана программа мониторинга трансграничных во-

дных объектов, включающая гидрологический, ги-

дрохимический и гидробиологический мониторинг 

Чудско-Псковского озера, Нарвского водохранили-

ща и рек бассейна р. Нарва, мониторинг макрофи-

тов Чудско-Псковского озера. Готовятся совместные 

доклады о водохозяйственной обстановке в бас-

сейне р. Нарва, совместный анализ эффективности 

выполняемых сторонами водохозяйственных и во-

доохранных мероприятий. Обеспечивается обмен 

результатами наблюдений, полученными при веде-

нии мониторинга водных объектов, осуществляется 

совместный мониторинг трансграничных подзем-

ных вод. Утвержден порядок оповещения Сторон 

Российско-Эстонского соглашения по охране и ра-

циональному использованию трансграничных вод 

о фактах и рисках возникновения чрезвычайных си-

туаций на р.Нарве и Нарвском водохранилище и др. 

Со 2 по 4 октября 2017 г.

 в Улан-Баторе состо-

ялось Первое заседание российско-монгольской 

Рабочей группы для комплексного рассмотрения 

вопросов, связанных с планируемым строитель-

ством в Монголии гидротехнических сооружений на 

водосборной территории реки Селенга, созданной 

в соответствии с решением 20-го заседания Россий-

ско-Монгольской МПК. По итогам заседания был 

подписан протокол. Российская сторона отметила, 

что выявление рисков для Байкальской природной 

территории предполагает проведение комплексной 

экологической, социальной и экономической оцен-

ки реализации всех планируемых энергетических 

и водохозяйственных проектов Монголии и их воз-

действия на р. Селенга, ее притоки и озеро Байкал. 

Как отметил в преддверии заседания глава Минпри-

роды России Сергей Донской: «Альтернатива ГЭС - 

это энергомост в рамках азиатского кольца, который 

обеспечит более низкую стоимость электричества, 

чем при реализации строительства ГЭС». В ходе 

переговоров достигнута договоренность произво-

дить обмен информацией, необходимой для выпол-

нения работ по оценке воздействия строительства 

ГЭС в бассейне р. Селенга на экосистему озера Бай-

кал, а также проводить регулярные консультации и 

встреч экспертов Рабочей группы. Стороны отмети-

ли целесообразность привлечения российских экс-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

 

 

источник - http://www.mnr.gov.ru/