ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год) - часть 13

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

198

Характерно, что абсолютный размер платежей 

за использование водных объектов без забора во-

дных ресурсов для целей гидроэнергетики в 2017 г. 

вырос по сравнению с предыдущим годом более 

чем на 580 млн руб., или почти на 23%. В некоторой 

степени это связано с ростом выработки гидроэ-

лектроэнергии в рассматриваемом периоде.

В 2017 году наибольший доход от суммы пла-

ты за пользование водными объектами поступил 

в федеральный бюджет по зоне деятельности 

Енисейского бассейнового водного управления 

(БВУ) – абсолютная величина этой платы равнялась 

3,2 млрд руб., или около 20% от общей величины 

этого показателя в целом по стране. Доходы, пре-

вышающие 1 млрд руб., поступили в федеральный 

бюджет от рассматриваемой платы по водополь-

зователям, расположенным в зоне деятельности 

Кубанского БВУ (1,7 млрд руб), Нижне-Волжского 

БВУ (1,6), Верхне-Волжского БВУ (1,3), Двинско-Пе-

чорского БВУ (1,2), Московско-Окского БВУ (1,16) и 

Камского БВУ (1,01 млрд руб.).

Минимальный доход от суммы платы за поль-

зование водными объектами, поступивший в фе-

деральный бюджет в 2017 г., имел место по зоне 

деятельности Западно-Каспийского и Ленского 

БВУ (соответственно 70 млн руб. и 153 млн руб.).

Наибольшее поступление платы за вырабаты-

ваемую ГЭС электроэнергию, как и в предыдущие 

периоды, отмечается по бассейну р. Енисея (60% 

от общего показателя в целом по России за данный 

вид водопользования) и по бассейну р. Волги (21%).

В отчетном 2017 г. по сравнению с 2016 г. по-

вышение доходов от платы за пользование водны-

ми объектами отмечается по зоне деятельности 

всех бассейновых водных управлений за исключе-

нием Западно-Каспийского БВУ.

Этот рост по оценке и в значительной степени 

определялся следующими факторами:

– ежегодной индексации ставок платы зи 

пользование водными объектами;

– уточнением производственных показателей 

по увеличению выпуска продукции крупных водо-

потребителей, в том числе показателя, характеризу-

ющего выработку электроэнергии на отдельных ГЭС;

– заключением дополнительных договоров 

водопользования в планируемые сроки;

– увеличением объема забора воды при ро-

сте выработки электроэнергии на теплоэлектро-

станциях;

– погашением задолженности;

– досрочным поступлением платы;

– увеличением сумм авансовых платежей;

– увеличение количества договоров за исполь-

зование акваторий водных объектов;

– оплата проведения аукционов и др.

Если же говорить о суммарной величине до-

ходов федерального бюджета в виде водного на-

лога и платежей по договорам за пользование 

водными объектами, находящимися в федераль-

ной собственности, составила в 2006  г. около 

14,3 млрд руб., в 2007 г. – 14,8, в 2008 г. – свыше 15, 

в 2009 г. – 13,6 и в 2010 г. – порядка 14,5 млрд руб. 

В 2011 г. эта сумма составила 13,7  млрд руб., а 

в 2012 г. – 13,6, в 2013 г. – 13,4 млрд руб. В 2014 г. 

соответствующая величина сократилась до 

12,6  млрд  руб., в 2015 г. вновь увеличилась до 

13,8 млрд руб. В 2016 г. рассматриваемая суммар-

ная величина превысила 15,5 млрд руб., или на 

Таблица 5.7.  Поступление от платы за пользование водными объектами доходов  

в федеральный бюджет Российской Федерации, тыс. руб.

Ро

ссий

ск

ая Ф

ед

ерация

Год

Плата за пользование водными объектами за:

Всего

забор воды из поверхностных  

водных объектов

исп

ользова

ни

е водных об

ъек

­

т

ов б

ез за

бора водных р

ес

ур

­

сов для ц

ел

ей пр

ои

звод

ства 

эл

ектри

ческ

ой эн

ергии

исп

ользова

ни

е а

ква

т

ории 

повер

хн

остных водных об

ъ­

ект

ов или их част

ей

пла

т

ежи п

об

едит

ел

ей аукци

­

он

ов на право за

ключ

ения 

договор

ов вод

оп

ользова

ния

всего

в том числе за:

за

бор пр

есн

ой воды 

из п

овер

хн

остных 

водных об

ъект

ов

за

бор мор

ск

ой воды

за

бор воды и

з п

о­

вер

хн

остных водных 

об

ъект

ов для вод

о­

сна

бж

ения нас

ел

ения

Всего

2013

10881379

8739690

8388343

33375

317972

2062807

19855

59027

2014*

10444320

8345968

7988623

43356

313989

2063151

21545

13656

2015

11256608

9018693

8490692

56908

471093

2169829

30728

37358

2016

13263824

10595996 10000368 64093

531535

2579656

44860

43312

2017 15419735** 12069126 11441868 66403

560855

3161763

66003

122843

*  Изменения по сравнению с 2013 г. вызваны, главным образом, уточнениями бюджетной классификации и порядка зачисле-

ния указанных средств в состав бюджетных доходов.

**  Кроме того, 16,6 млн руб. в качестве соответствующих пени и штрафов.

5. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

199

12% больше, чем в предшествующем году, а в от-

четном 2017 г. равнялась 17,8 млрд руб., или почти 

на 15% больше, чем в 2016 г. 

Следует отметить, что в общей сумме дохо-

дов федерального бюджета суммарные поступле-

ния от платного водопользования в последние 

годы составляли в среднем менее 0,2% (в част-

ности в 2012 г. – 0,1%, в 2013-2015 гг. – 0,1% и в 

2016- 2017 гг. – также порядка 0,1%). По отношению 

к совокупным поступлениям от налогов, сборов и 

платежей за использование природных ресурсов 

и платежей при пользовании природными ресур-

сами водный налог и соответствующие платежи в 

последние годы находились в среднем в пределах 

1%, в частности в 2012 г. – 0,6%, в 2013 г. – менее 

0,5%, в 2014 г. и в 2015 г. – порядка 0,4%, в 2016 г. – 

0,5% и в 2017 г. – вновь 0,4%).

По отношению к консолидированному бюд-

жету Российской Федерации эти налог и платежи 

находятся на уровне 0,05% от всех суммарных до-

ходов.

Примечание. 

Анализируя динамику поступлений в бюд-

жет доходов от платного водопользования, следует учитывать, 

что в соответствии с Водным кодексом-2006 года часть полно-

мочий в области водных отношений предана уполномоченным 

органам власти субъектов Российской Федерации, в том чис-

ле – предоставление права пользования водными объектами 

(за исключением водохранилищ). Таким образом, начиная с 

2007  г., администраторами платы за пользование водными 

объект ами по заключаемым договорам водопользования яв-

ляются не только федеральные, но и региональные органы 

власти. Учитывая, что 100% указанных платежей подлежит 

перечислению в федеральный бюджет, целесообразно при-

нимать во внимание уровень реализации переданных полно-

мочий органами власти субъектов Российской Федерации в 

части обеспечения собираемости доходов требует отдельного 

анализа.

Суммарный объем поступлений в федеральный 

бюджет от приведенных видов платного водополь-

зования с 2006 г. по 2010 г. незначительно увеличил-

ся в ценах соответствующих лет – с 14,3 млрд руб. 

до 14,5 млрд руб. В 2011-2017 гг. этот объем возрос 

соответственно с 14,5 до 17,8  млрд  руб. Иначе го-

воря, с 2010 г. по отчетный 2017 г. общее увеличе-

ние было на уровне порядка 23%. Одновременно в 

2010-2017 гг. общий уровень цен в стране, рассчи-

танный по индексу-дефлятору валового внутрен-

него продукта, возрос за этот период примерно в 

1,7  раза. Таким образом, в реальном исчислении 

объем соответствующих налогов и платежей (оце-

ненный по возможности их дальнейшей реализа-

ции в качестве бюджетных расходов, т.е. по своего 

рода их «покупательной» способности) уменьшился 

примерно в 1,4- 1,5 раза. При этом индексация ста-

вок соответствующего налога и платежей началась 

по сути только с 2015 г. (см. постановление Прави-

тельства страны от 26.12.2014 г. № 1509 выше); она, 

естественно, не могла за два года восполнить реаль-

ное падение предыдущего периода.

Если говорить конкретно об отчетном 2017 г., 

то по предварительным оценкам физический 

(реаль ный) темп роста анализируемых бюджет-

ных поступлений значительно превысил общий 

рост цен (индекс цен). Тем не менее, роль водного 

налога и платежей за пользование водными объ-

ектами среди всех доходов федерального бюдже-

та оставалась и остается весьма незначительной. 

При этом зачастую темпы роста других налогов, 

платежей и неналоговых поступлений превыша-

ли и продолжают превышать темпы увеличения 

поступлений от водного налога в совокупности с 

платежами за пользование водными объектами. 

Заметна также небольшая колебательная тенден-

ция в области отношения водного налога и во-

дных платежей к общей совокупности налогов, 

сборов и регулярных платежей за использование 

природных ресурсов и платежам при пользова-

нии природными ресурсами. 

Водный налог, как и платежи за пользование 

водными объектами, не являются единственными 

источниками бюджетных доходов от водопользо-

вания. В частности, в 2012-2014 гг. в бюджеты всех 

уровней управления ежегодно поступало от 4,1 до 

4,5 млрд руб. в виде платежей за негативное воз-

действие на водные объекты, прежде всего, за за-

грязнение этих объектов сточными водами. При 

этом от 0,7 до 1,1 млрд руб. поступало в доходы 

федерального бюджета (администратором рас-

сматриваемых выплат является система органов 

Росприроднадзора; сами выплаты осуществля-

ют хозяйственные объекты-водопользователи). 

Характерно также, что в этот период такого рода 

платежи составляли порядка 15% от общей суммы 

выплат за все виды негативного воздействия на 

окружающую среду.

В 2015 г. платежи за негативное воздействие 

на водные объекты достигли по сути максималь-

ной величины – почти 5,4 млрд руб., в том числе 

1,0 млрд руб. являлись доходами федерального 

бюджета, а остальное поступило в бюджеты дру-

гих уровней управления. Доля указанных выплат 

от суммы платежей за негативное воздействие на 

окружающую среду достигла 20%.

После 2015 г. соответствующие выплаты пред-

приятиями-водопользователями значительно 

уменьшились: в 2016 г. – 4,1 млрд руб., в том числе 

0,21 млрд руб. поступило в федеральный бюджет; 

в 2017 г. – 2,6 млрд руб., в том числе 0,13 млрд руб. 

поступило в федеральный бюджет. Доля «водных» 

платежей в общем объеме выплат за негативное 

воздействие на окружающую среду в 2016-2017 гг. 

составляла порядка 18-19% (таблицы 5.5 и 5.8). 

Иначе говоря, рассматриваемые поступления 

уменьшились не только в части водных объектов, 

но и по другим видам негативного воздействия на 

природу. 

Одной из главных причин вышеописанного 

снижения в последние два года, явился, судя по 

всему, актуализированный и получивший широ-

кое распространение порядок зачета (уменьше-

ния) рассматриваемых платежей при проведении 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

200

Таблица 5.8.  Динамика платежей за негативное воздействие на водные объекты*

Платеж

2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Общая сумма платежей за негативное воздей-

ствие на окружающую природную среду, млн руб. 19780 29742 23186 27928 17268 14221
в % к 2010 г.

100

150

117

141

87

72

в том числе:
платежей за негативное воздействие 

 на водные объекты – всего, млн руб.

3788

4743

4172

4919

3722

2595

в % к 2010 г.

100

125

110

130

98

68,5

из них:
в пределах нормативов загрязнения, млн руб.

1255

1347

1140

1060

973

...

в % к 2010 г.

100

107

91

84,5

77,5

...

за сверхнормативное загрязнение, млн руб.

2533

3396

3032

3859

2750

...

в % к 2010 г.

100

134

120

152

109

...

* По данным Росстата (без учета платежей небольших водопользователей и последующих уточнений). В соответствую-

щей отчетности, собираемой и обобщаемой Росстатом, указанные показатели за 2017 г. были исключены; в этой связи приведе-

ны только сведения, имеющиеся в Федеральном казначействе.

водопользователями значительных по объему и 

затратам водоохранных и водосберегающих ме-

роприятий.

Примечание. 

Следует иметь в виду, что динамика анали-

зируемых платежей представлена в ценах соответствующих 

лет, но с учетом ежегодно проводимой индексации ставок пла-

ты за негативное воздействие на окружающую среду. В част-

ности, в федеральном бюджете на 2007 г. ставки платежей за 

негативное воздействие на окружающую природную среду 

в целом и на водные объекты в частности, установленные в 

2003 г. специальным постановлением Правительства страны, 

были проиндексированы с коэффициентом 1,4, а ставки, уста-

новленные в 2005 г. аналогичным целевым постановлением 

Правительства страны – с коэффициентом 1,15. В бюджете на 

2011 г. эта индексация составила соответственно 1,93 и 1,58; в 

бюджете – 2012 г. – 2,05 и 1,67; в бюджете-2013 – 2,20 и 1,79, в 

бюджете 2014 – 2,33 и 1,89. В соответствие с Постановлением 

Правительства России от 19.11.2014 г. № 1219 в 2015 г. ставки 

соответствующих платежей также были проиндексированы. 

Что касается отчетного 2017 г., то соответствующие ставки 

были фактически проиндексированы постановлением Пра-

вительства страны от 13.09.2016 г. № 913. В частности, за 1 т 

алюминия, сбрасываемого в составе сточных вод в природ-

ные водные объекты, в 2017  г. надо было заплатить 18,4  тыс. 

руб. (против 17,6 тыс. руб. в 2016  .), за 1 т аммиака – 14,7 (14,1), 

бенз(а)пирена – 73,6 млн руб. (70,5 млн руб.) и т.д. Однако тако-

го рода индексация далеко не полностью, не всегда и не везде 

соответствовала реальному росту цен в стране.

Обращает внимание тот факт, что варьиру-

ющая, во многом маятниковая тенденция (табли-

ца 5.8) была характерна как для выплат за вредное 

воздействие в пределах нормативов, так и сумм, 

выплаченных за сверхнормативное загрязнение 

водных ресурсов. Причинами данного явления 

могут одновременно служить сразу несколько 

факторов – от общего экономического кризиса 

до регулирования рассматриваемых платежей, а 

также от согласованного с природоохранными и 

иными органами снижения фискальной нагрузки 

на объекты, осуществляющие водоохранные и 

водосберегающие мероприятия, и реструктуриза-

ции платежей до изменений в нормировании, кор-

ректировок в статистическом учете и изменений в 

охвате единиц статнаблюдения и др.

Имеющиеся статистические и аналитические 

материалы свидетельствуют как о стабильности, 

так и об изменениях отраслевой структуры рас-

сматриваемых платежей в конце первого – начале 

второго десятилетия XXI в. 

В частности, доля объектов, относящихся 

к видам экономической деятельности – «сель-

ское хозяйство, охота и представление услуг в 

этих областях», «добыча полезных ископаемых», 

«обрабатывающие производства», «транспорт и 

связь», «производство, передача и распределе-

ние электроэнергии, газа, пара и горячей воды», а 

также водопроводно-канализационное хозяйство 

(«сбор, очистка и распределение воды» плюс «уда-

ление и обработка сточных вод») – в общей сумме 

платежей в 2013 г. по сравнению с 2006 г. практи-

чески не изменилась – и в том, и в другом году эта 

доля превышала 90%. В 2014 г. она снизилась до 

86%, а в 2015 г. вновь поднялась до 94%, а в 2016 г. 

оказалась на уровне 89%. 

К сожалению, в виду исключения из соответ-

ствующей формы статистического наблюдения, 

собираемой и обобщаемой Росстатом, рассматри-

ваемых показателей, в сводном отчете за 2017 г. 

необходимые данные отсутствуют. Вместе с тем, 

можно утверждать, что подавляющая часть рас-

сматриваемых платежей приходилась, как и ра-

нее, на весьма ограниченный круг отраслей.

Небезынтересно, что в 2006-2016 гг. внутри 

этой ограниченной группы отраслей наблюдались 

определенные подвижки. В частности, доля объ-

ектов коммунального водопровода и канализа-

ции возросла с 21% в 2006 г. до более 34% в 2011 

г.; в 2012 г. она вновь сократилась до 27%; в 2013 г. 

повторно увеличилась до 37%, в 2014 г. упала до 

31%, в 2015 г. дополнительно снизилась и соста-

вила 26%, а в 2016 г. вновь увеличилась почти до 

35%. Одновременно и весьма значительно в этот 

период колебались доли добывающей и обраба-

5. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

201

тывающей промышленности, сельского хозяйства 

и транспорта (таблица 5.9). 

Все это прямо и косвенно свидетельствует, 

что значение платежей за негативное воздействие 

на окружающую среду в целом и за негативное 

воздействие на водные объекты, в частности, в 

качестве инструмента, стимулирующего приро-

до/водоохранную деятельность, или значительно 

снижалось, или росло запаздывающими темпами. 

Однако повышение этой роли сопряжено с реше-

нием как общих проблем действующего эколого-

экономического механизма, так и вопросов в об-

ласти водного налога/платежей за использование 

водных объектов. Кроме того, необходимо учи-

тывать систематическое увеличение тарифов на 

услуги по водоснабжению и водоотведению для 

населения, а также влияние общего роста цен на 

товары и услуги (особенно по отдельным видам 

деятельности и некоторым регионам страны). 

Приведенные факты свидетельствуют также 

и о том, что экономические регуляторы водополь-

зования должны дополняться другими инструмен-

тами, в том числе нерыночного характера. Послед-

нее должно быть связано с прямым увеличением 

бюджетного финансирования, придания этому 

увеличению необратимого, обязательного, повсе-

местного и строго контролируемого характера. 

Определенное участие в целевом финансирова-

нии водохозяйственных и водоохранных меро-

приятий обязаны также нести негосударственные 

предприятия и организации (например, на коопе-

рационной основе и с долевым финансировани-

ем строительства коммунальных сооружений по 

очистке сточных вод). 

Примечание.

 Среди прочих источников федеральных до-

ходов, имеющих в данном случае профильный или близкий к 

нему характер, следует отметить денежные взыскания (штра-

фы) за нарушение водного законодательства. В частности, в 

2013 г. их величина в целом по России составила 124 млн руб., 

в 2014 г. – почти 145 млн руб. и в 2015 г. – около 160 млн руб. 

В 2016 г. указанная сумма оказалась на уровне 175 млн руб., 

а в 2017 г. – 203 млн руб. При этом в бюджеты всех уровней 

управления поступило в 2016 г. почти 256 млн руб., а в 2017 г. – 

316 млн руб. такого рода взысканий. Кроме того, в федераль-

ный бюджет в 2013 г. поступило 8 млн руб. в виде госпошлины 

за выдачу разрешений на сброс загрязняющих веществ в окру-

жающую среду, в 2014 – 7, в 2015 г. – около 12, в 2016 г. – 9,2 

и в 2017 г. – 8,7 млн руб. (поступления осуществлялись через 

систему Федеральной службы по надзору в сфере природо-

пользования).

5.2.2 Финансирование водохозяйственной 

деятельности

Расходы по подразделу «Водные ресурсы» 

(«Водное хозяйство») раздела «Национальная эко-

номика» федерального бюджета страны представ-

лены в таблицах 5.10-5.14. Поскольку структура и 

система отражения соответствующих бюджетных 

расходов за последние годы менялись и непо-

средственное формирование рядов соответству-

ющих данных затруднено, рассматриваемая ин-

формация представлена в нескольких таблицах.

Выделение средств федерального бюджета на 

водохозяйственные и водоохранные мероприя-

тия по подразделу «Водные ресурсы» раздела «На-

циональная экономика» примерно до 2011 гг. про-

водилось в меньших объемах, нежели поступало 

в доходную часть федерального бюджета в виде 

водного налога, платы за использование водных 

объектов по договорам и платежей за негативное 

воздействие на эти объекты. Если прибавить сюда 

средства, проходящие по иным разделам бюджета 

(«Межбюджетные трансферты» и др.), то приход-

ная и расходная суммы были более близкими.

В 2015 г. анализируемые расходы значитель-

но сократились (таблицы 5.11 и 5.12). В 2016 г. в 

исходном Федеральном законе «О федеральном 

бюджете на 2016 г.» от 14.12.2015 г. № 359-ФЗ было 

предусмотрено ощутимое увеличение рассма-

триваемых бюджетных расходов. В дальнейшем 

это задание было уменьшено; тем не менее, фак-

Таблица 5.9. Платежи за негативное воздействие на водные объекты по видам экономической 

деятельности в России в ценах соответствующих лет, млн руб.*

Вид деятельности (отрасль)

2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Всего 

3788

4743

4172

4919

3722

2595

в том числе по предприятиям (организациям):

сельского хозяйства, охоты и представления 

услуг в этих областях

160

79

100

45

57

...

добычи полезных ископаемых

418

531

464

401

218

...

обрабатывающих производств

1025

1294

1108

2319

886

...

производства, передачи и распределения 

электроэнергии, газа, пара и горячей воды

535

932

522

487

816

...

водопроводно-канализационного хозяйства (за-

бор, распределение и очистка воды и удаление и 

обработка сточных вод)

1140

1289

1278

1285

1296

...

транспорта и связи

212

246

121

85

45

...

*  По данным Росстата (без учета платежей небольших водопользователей и последующих уточнений). В соответствую-

щей отчетности, собираемой и обобщаемой Росстатом, указанные показатели за 2017 г. были исключены; в этой связи приведе-

ны только сведения, имеющиеся в Федеральном казначействе.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

202

Таблица 5.12.  Профильные расходы по подразделу «Водное хозяйство» раздела  

«Национальная экономика» предусмотренные в федеральном бюджете на финансирование  

деятельности Росводресурсов и других ведомств в 2014­2017 гг.

Министерства, ведомства

2013 г.

1

2014 г.

1

2015 г.

1

2016 г.

1

2017 г.

2

млн руб.

Росводресурсы

19761,7

16320,3

11618,6

12232,3

12438,6

Минприроды России

566,3

2052,3

1149,1

1191,8

579,8

Минрегион России

367,3

Госстрой России

3562,0

Минстрой России

875,2

126,4

0,0

400,0

Минэкономразвития России

747,2

336,2

2058,1

2662,6

в % от всех расходов федерального бюджета 

Росводресурсы

0,148

0,110

0,074

0,075

0,083

Минприроды России

0,004

0,014

0,007

0,007

0,004

Минрегион России

0,002

Госстрой России

0,027

Минстрой России

0,006

0,0

0,0

0,003

Минэкономразвития России

0,005

0,002

0,013

0,018

1

 Данные за 2013-2016 гг. представлены на основе федеральных законов об исполнении федерального бюджета за соответ-

ствующие годы.

2

 В соответствии с Федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год» от 11.10.2018 г. № 354-ФЗ.

Таблица 5.10. Расходы, предусмотренные в федеральном бюджете по подразделу  

«Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» в 2006­2013 гг.

Показатель

2006 г. 2008 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Всего по подразделу, млн руб.

1

8043

13312 10380 15192 21973 24257

из них: 

непрограммные инвестиции в основные фонды

3510

9850

6800*

7186

1893

968

водохозяйственные мероприятия

3148

1900

1500* 53082

3245

3124

водоохранные и водохозяйственные учреждения

933

850

1500*

1706

1848

2069

Всего по подразделу в % ко всем расходам  

федерального бюджета

0,21

0,18

0,10

0,14

0,17

0,18

* Округленные данные.

1

 По данным федеральных законов об исполнении федерального бюджета за соответствующие годы. Без учета профиль-

ных и смежных затрат осуществляемых по другим разделам, подразделам, статьям и видам бюджетных расходов (в частности, 

«Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды» и «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам 

субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).

2

 Кроме того, было израсходовано по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» раздела «Националь-

ная экономика» (субсидии на содержание комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений, осуществляемые 

через систему Минрегиона России/Госстроя) в 2010 г. 1706 млн руб., в 2013 г. – 3171 млн руб.

Таблица 5.11. Расходы, предусмотренные в федеральном бюджете по подразделу  

«Водное хозяйство» раздела «Национальная экономика» в 2014­2017 гг.

Показатель

2014 г.

1

2015 г.

1

2016 г.

1

2017 г.

2

Всего, млн руб. 

19995,0

13230,2

15482,1

16081,1

В % ко всем расходам федерального бюджета

0,13

0,08

0,09

0,11

1

 Данные за 2014-2016 гг. представлены на основе федеральных законов об исполнении федерального бюджета за соответ-

ствующие годы.

2

 В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год 

и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 14.11.2017 г. № 326-ФЗ. По предварительным сведениям Федерального казначейства 

фактически было израсходовано 18,2 млрд руб.

5. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

203

Таблица 5.13. Динамика расходов Федерального агентства водных ресурсов  

(в соответствии с классификацией федерального бюджета в 2006­2013 гг.), млн руб.

Раздел и подраздел бюджета,  

статья расходов 

2006 г.

2008 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего

1

10571

13948

9351

12514

17509

19841

в том числе: 

Подраздел «Водное хозяйство (раздел 

«Национальная экономика»)

5564

5499

4138

12451

17427

9762

из них: 

руководство и управление в сфере 

установленных функций

440

628

646

673

706

769

водохозяйственные мероприятия

3148

1864

1460

5308

3245

3124

водоохранные и водохозяйствен-

ные учреждения

875

1486

1489

1706

1848

2069

Прикладные научные исследования 

и разработки (раздел «Национальная 

экономика»)

96

122

38

34

19

2

57

Раздел «Охрана окружающей среды»

59

Раздел «Межбюджетные трансферты»

4852

8326

5146

2

2

2

1

 Данные в таблице представлены на основе федеральных законов об исполнении федерального бюджета за соответству-

ющие годы.

2

 Отсутствие данных по этому показателю в 2011 г. и далее связано с изменением методологии построения и классифика-

ции федерального бюджета.

тическая величина все равно превысило объем в 

2015 г.

В 2017 г. в соответствие с законом о федераль-

ном бюджете Российской Федерации на этот и бли-

жайшие последующие годы расходы этого бюдже-

та по подразделу «Водное хозяйство» должны были 

составить свыше 18,7 млрд руб. (таб лица 5.11). По 

сведениям Федерального казначейства фактиче-

ски они оказались на уровне 18,2 млрд руб. (ана-

логичные расходы консолидированного бюджета 

равнялись 23,4 млрд руб.). Окончательная ситуа-

ция станет известна после принятия в конце 2018 г. 

Федерального закона «О исполнении федерально-

го бюджета в 2017 году».

Как уже было отмечено ранее, применитель-

но к последнему периоду следует учитывать, суще-

ственные изменения в построении бюджетов всех 

уровней управления, включая федеральный бюд-

жет. Определенные корректировки были внесены 

в систему публикаций официальных документов 

об исполнении бюджетных заданий. Указанные 

факторы, а также ряд иных особенностей, делают 

необходимыми отражение соответствующей свод-

ной информации дискретно, то есть за отдельные 

периоды, в целях ее более высокой сопоставимо-

сти между отдельными годами (таблицы 5.10-5.14).

5.2.3. Основные направления  

финансирования водохозяйственных  

и водоохранных мероприятий  

по Федеральному агентству водных ресурсов 

и другим министерствам и ведомствам

Что касается общего финансирования Росво-

дресурсов – ведущего водохозяйственного органа 

страны – из федерального бюджета, то, например, 

в 2006 г. оно возросло по сравнению с 2005 г. в 

ценах соответствующих лет на 12%, а в 2007 г. по 

сравнению с 2006 г. увеличилось в пределах 8,5%. 

Такое повышение было несколько ниже средне-

го роста цен за рассматриваемые годы. Период с 

2010 г. до 2013 г отмечен значительным повыше-

нием рассматриваемых расходов – с 9,4 млрд руб. 

до 19,8  млрд   руб., или в более чем в два раза в 

номинальном исчислении. В реальном выраже-

нии эти бюджетные издержки возросли за рас-

сматриваемый период по экспертной оценке в 

1,5-1,6 раза. В еще более высокой степени увели-

чились затраты по профильному подразделу «Во-

дное хозяйство». 

Расходы Росводресурсов за рассматрива-

емые годы в соответствии с действующей в тот 

период классификацией федерального бюджета 

представлены в таблице 5.13.

Что касается 2015 г. то здесь имело место 

ощутимое снижение соответствующих расходов. 

При этом данное уменьшение произошло как про-

тив первоначально установленного объема, так 

и по сравнению с предыдущим годом (примерно 

на 40%). Более того, в реальном исчислении – т.е. 

с поправками на рост цен – это уменьшение было 

еще значительнее. В 2016 г. первоначальное бюд-

жетное задание по рассматриваемым затратам 

было существенно выше, чем фактические расхо-

ды в 2015 г. Однако, потом это задание было офи-

циально откорректировано в меньшую сторону. 

Тем не менее, фактически в этом году было израс-

ходовано на 588 млн руб., или на 5% больше, чем 

в 2015 г. (таблица 5.14). В реальном выражении, 

то есть с поправками на рост цен, затраты 2016 г. 

были на уровне расходов в 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

204

Таблица 5.14.  Расходы Федерального агентства водных ресурсов (в соответствии  

с действующей классификацией федерального бюджета) в 2014­2017 гг., млн руб.

Показатель

2014 г.

1

2015 г.

1

2016 г.

1

2017 г.

2

Росводресурсы – всего 

19395,8 11676,7 12264,9 12486,7

в том числе 

по подразделу 

«Водное хозяйство раздела «Национальная эконо-

мика»

16320,3 11618,4 12232,3 12438,6

из них:
Государственная программа Российской Федерации 

«Охрана 

окружающей среды»

 на 2012-2020 годы

93,1

239,5

из нее:
Федеральная целевая программа 

«Охрана озера Байкал и соци-

ально-экономическое развитие Байкальской природной терри-

тории на 2012-2020 годы»

93,1

239,5

Государственная программа Российской Федерации «Воспроиз-

водство и использование природных ресурсов»

12138,8 12198,5

в том числе: 

из нее: 

Основное мероприятие «Осуществление нормирования водо-

пользования, мониторинга водных объектов и других водохо-

зяйственных мероприятий текущего характера»

849,5

Основное мероприятие «Выполнение работ по содержанию и 

обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических со-

оружений и охрана водохранилищ»

2128,7

3104,3

Основное мероприятие «Обеспечение исполнения субъектами 

Российской Федерации переданных полномочий Российской 

Федерации в области водных отношений»

1574,1

1465,1

Основное мероприятие «Обеспечение эффективной реализации 

государственных функций в сфере водных отношений»

807,8

801,0

Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственно-

го комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»

6783,2

6845,0

из нее:

Прикладные научные исследования в области национальной 

экономики. 

Государственная программа Российской Федерации «Воспроиз-

водство и использование природных ресурсов»

4,6

16,9

Образование

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение 

квалификации

Государственная программа Российской Федерации «Воспроиз-

водство и использование природных ресурсов»

0,36

1,79

в том числе 

Основное мероприятие «Обеспечение эффективной реализации 

государственных функций в сфере водных отношений»

0,36

1,79

Социальная политика

Социальное обеспечение населения 

Государственная программа Российской Федерации «Обеспе-

чение доступным и комфортным жильем и коммунальными 

услугами граждан Российской Федерации» 

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы»

27,6

29,3

в том числе 

Мероприятия по обеспечению жильем Федеральных государ-

ственных гражданских служащих

27,6

29,3

1

 Представление данных, характеризующих исполнение федерального бюджета до 2014 г., в 2014-2015 гг. и в 2016-2017 гг. осу-

ществлялось по различной структуре. В этой связи разбивка сведений за 2014 г. и 2015 г. по конкретным подразделам, статьям и 

видам расходов в этой таблице не приводится.

2

 В соответствии с Федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год» от 11.10.2018 г. № 354-ФЗ.

3

 По статье «Основное мероприятие: Осуществление водохозяйственных и водоохранных мероприятий, обеспечение без-

опасной эксплуатации гидротехнических сооружений и информационно-техническое обеспечение отрасли».

5. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

205

В отчетном 2017 г. был предусмотрен рост 

рассматриваемых бюджетных издержек на 

470 млн руб., или на 4% по сравнению с предыду-

щим годом (в текущих ценах). Итоговую величину 

можно будет проанализировать после утвержде-

ния в конце 2018 г. Федерального закона «Об ис-

полнении федерального бюджета в 2017 году».

В 2014 г., как в предшествующие периоды, 

расходы федерального бюджета по Росводресур-

сам проходили по трем разделам бюджетной клас-

сификации: «Национальная экономика» (раздел 

04), «Социальная политика» (10) «Образование» 

(раздел 07). При этом на две последние группы 

приходилась незначительная часть общих затрат 

ведомства (в 2014 г. – порядка 0,1%).

Применительно к 2015 и 2016 гг. в построении 

и отражении бюджетных заданий по Росводресур-

сам, также как и по другим министерствам и ве-

домствам, произошли определенные изменения. 

В этой связи статистические материалы, характе-

ризующие постатейные издержки по Росводре-

сурсам за 2016 г., а также за 2017 г. даны по откор-

ректированной схеме (таблица 5.14).

Следует отметить, в составе министерств и 

ведомств, получивших средства по подразделу 

«Водные ресурсы» раздела «Национальная эконо-

мика» федерального бюджета (см., в частности, та-

блицу 5.12) в 2005 г. доминирующую роль играло 

Федеральное агентство водных ресурсов. На его 

долю приходилось почти 99% всех расходов, про-

веденных по данному подразделу. В 2006 г. эта доля 

уменьшилась до 69%, поскольку значительное фи-

нансирование стало осуществляться по Минреги-

ону России (вкл. бывший Рострой). В 2010 г. доля 

Росводресурсов равнялась лишь 40%. В 2011 г. 

данный показатель увеличился до 82%, а в 2012 г. 

вновь снизился до 79% (изменения произошли в 

основном из-за общей корректировки бюджетной 

классификации и группировки соответствующих 

расходов). В 2014-2016 гг. и в 2017 г. (по оценке) это 

доминирование не только сохранилось, но и стало 

систематически преобладающим, хотя достаточно 

весомые затраты осуществлялись и продолжают 

осуществляться государственными органами, от-

личными от Росводресурсов.

В связи с вышеизложенным и в дополнения 

к анализу бюджетных расходов Росводресурсов, 

представляется целесообразным более подробно 

раскрыть соответствующие сведения по другим 

министерствам и ведомствам страны. 

Характерно, что состав министерств и ве-

домств, получающих рассматриваемые бюджет-

ные средства, периодически варьировал, так же 

как изменялась сумма выделяемых ресурсов. 

Например, в 2012 г. из общей суммы расходов 

федерального бюджета по Министерству регио-

нального развития Российской Федерации (228,3 

млрд руб.) по подразделу «Водное хозяйство» раз-

дела «Национальная экономика» было потрачено 

4,5млрд руб. В составе последней цифры доми-

нирующее положение занимали расходы по це-

левой статье «бюджетные инвестиции в объекты 

капитального строительства, не включенные в це-

левые программы (1,9 млрд руб.) и по статье «Фе-

деральная программа «Экономическое и социаль-

ное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 

период до 2013 года» (2,1 млрд руб.). Оставшиеся 

0,5 млрд руб. были израсходованы на реализацию 

некоторых других федеральных целевых про-

грамм.

В 2013 г. расходы по подразделу «Водное 

хозяйство» по этому Министерству резко сокра-

тились и составили 0,37 млрд руб. Вся эта сумма 

пришлась на субсидии на софинансирование объ-

ектов капитального строительства государствен-

ной (муниципальной) собственности при реализа-

ции ФЦП «Развитие Калининградской области на 

период до 2015 года».

В 2015 г. и в последующие годы по линии дан-

ного Министерства средства федерального бюд-

жета не выделялись (это ведовство было упразд-

нено в 2014 г.).

В 2013 г. соответствующие и значительные 

расходы появились у Федерального агентства по 

строительству и жилищно-коммунальному хозяй-

ству. В целом затраты по подразделу «Водное хо-

зяйство» раздела «Национальная экономика» по 

этому ведомству составили почти 3,6 млрд руб. 

(из 153,6 млрд руб. общих расходов Агентства в 

2013 г.).

Кроме того, по этому ведомству по разделу 

«Другие вопросы в области в области националь-

ной экономики» раздела «Национальная экономи-

ка» федерального бюджета в 2013 г. было выделе-

но и израсходовано около 3,2 млрд руб. субсидий 

на содержание комплекса защитных сооружений 

г.  Санкт-Петербурга от наводнений (в 2012 г. – 

2,2 млрд руб. по системе Минрегиона России).

В 2014 г. по данному ведомству осуществля-

лись субсидии (межбюджетные трансферты) на: а) 

софинансирование капитальных вложений в объ-

екты муниципальной собственности в рамках под-

программы «Совершенствование федеральных 

отношений и механизмов управления региональ-

ным развитием» государственной программы Рос-

сийской Федерации «Региональная политика и фе-

деральные отношения» – в объеме почти 1 млрд 

руб.; б) реализацию мероприятий федеральной 

целевой программы развития Калининградской 

области на период до 2015 г. государственной 

программы Российской Федерации «Социально-

экономическое развитие Калининградской обла-

сти до 2020 года» – в объеме более 0,3 млрд руб.

В 2015 г. и 2016 г. выделялись незначитель-

ные профильные средства Минстрою России 

(5-6 млн руб./год); в 2017 г. указанные объемы не 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

206

были предусмотрены в федеральном бюджете 

(табли ца  5.12).

В 2012 г. небольшие объемы финансирования 

были осуществлены через Министерство природ-

ных ресурсов и экологи Российской Федерации – 27 

млн руб. (до этого года такое финансирование не 

производилось). Вся названная сумма была израсхо-

дованы на реализацию Федеральной целевой про-

граммы «Развитие водохозяйственного комплекса 

Российской Федерации в 2012-2020 годах» на суб-

сидии юридическим лицам (кроме государственных 

учреждений) и физическим лицам – производите-

лям товаров, работ и услуг. В 2013  г. рассматривае-

мые расходы Минприроды России резко увеличи-

лись – до более 566 млн руб. Они также проходили 

целиком в рамках реализации ФЦП «Развитие водо-

хозяйственного комплекса Российской Федерации в 

2012-2020 годах» на субсидии юридическим лицам 

(кроме государственных учреждений) и физическим 

лицам – производителям товаров, работ и услуг.

В 2014 г. данным Министерством было затра-

чено 1,2 млрд руб. на реализацию расходов в рам-

ках Федеральной целевой программы «Развитие 

водохозяйственного комплекса Российской Фе-

дерации в 2012-2020 годах» государственной про-

граммы Российской Федерации «Воспроизводство 

и использование природных ресурсов» (в части 

иных бюджетных ассигнований). В 2015 г. соответ-

ствующие бюджетные издержки по Минприроде 

России были почти на уровне предыдущего года 

(составляли 96% от 2014 г.). В 2016 г. сначала пред-

усматривалось значительно повысить эти расхо-

ды, но потом исходное задание было уменьшено; 

фактические затраты составили 1,2 млрд руб., или 

на примерно 4% больше, чем в 2015 г.

В 2017 г. в федеральном бюджете предпола-

галось несколько снизить рассматриваемые из-

держки по сравнению с предыдущим годом (табли-

ца 5.12). Итоговые оценки можно будет дать после 

официального утверждения в конце 2018 г. закона 

об исполнении федерального бюджета за 2017 г.

Кроме приведенных выше фактов, обращает 

внимание очень большое увеличение в послед-

ние годы расходов, осуществленных по линии 

Минэконом развитие России – с 0,34  млрд  руб. в 

2015 г. до запланированных на 2017 г. 4,88 млрд руб. 

(табли ца  5.12).

5.2.4 Результативность бюджетного  

финансирования водохозяйственных  

и водоохранных работ

Генезис соответствующего финансирования 

работ в 2015-20176 гг. может быть охарактеризо-

ван на основе сведений о ходе выполнения важ-

нейших федеральных целевых программ (ФЦП). 

Соответствующие сводные данные по таким про-

граммам, как – «Развитие водохозяйственного 

комплекса Российской Федерации в 2012-2020 го-

дах», «Охрана озера Байкал и социально-экономи-

ческое развитие Байкальской природной терри-

тории на 2012-2020 годы», а также мероприятий 

в рамках Государственной программы «Воспроиз-

водство и использование природных ресурсов» – 

представлены в таблицах 5.15, 5.16.

Таблица 5.15. Финансирование мероприятий по выполнению федеральной целевой программы

«Охрана озера Байкал и социально­экономическое развитие Байкальской природной 

территории на 2012­2020 годы», млн руб.

Источник финансирования 

и направление расходова­

ния

Бюджетные 

(внебюджет­

ные) назначения

Фактически про­

финансировано 

(кассовые расхо­

ды) на реализацию 

программы

Объем фактически профи­

нансированных средств в 

соответствии с закрыты­

ми актами по заключенным 

контрактам

2016 г.

1

2017 г.

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

Объем средств – всего

541,8

331,5

139,0

285,6

119,8

240,6

в том числе из: 

федерального бюджета

376,6

277,1

93,1

239,5

80,4

194,5

бюджетов субъектов 

Российской Федерации и 

местных бюджетов

165,2

54,4

45,9

46,1

39,4

46,1

внебюджетных источников

Из общего объема средств – 

капитальные вложения, всего

541,8

331,5

139,0

285,6

119,8

240,6

в том числе из: 

федерального бюджета

376,6

277,1

45,9

239,5

80,4

194,5

бюджетов субъектов 

Российской Федерации и 

местных бюджетов

165,2

54,4

46,1

39,4

46,1

внебюджетных источников

1

 Лимиты бюджетных обязательств.

5. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

207

Таблица 5.16. Финансирование мероприятий по выполнению федеральной целевой программы 

«Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012­2020 годах», млн руб.

Источники 

финансирования и 

направление расходов

Лимиты 

бюджетных 

обязательств 

по программе за 

отчетный год

Фактически 

профинансировано 

(кассовые расходы) 

на реализацию 

программы

Объем фактически 

профинансированных 

средств в соответствии 

с закрытыми актами по 

заключенным контрактам

2017 г.

2017 г.

2017 г.

Объем средств – всего

19459,5

18655,4

15090,3

в том числе из:
федерального бюджета

10876,4

10263,2

9767,0

бюджетов субъектов 

Российской Федерации и 

местных бюджетов

2028,0

1751,9

1729,1

внебюджетных источников

6555,1

6640,3

3594,2

Из общего объема средств – 

капитальные вложения

13688,6

13138,4

9809,0

в том числе из: 

федерального бюджета

6320,8

5821,7

5562,1

бюджетов субъектов 

Российской Федерации и 

местных бюджетов

812,7

676,4

653,6

внебюджетных источников

6555,1

6640,3

3594,2

Следует отметить, что структура и состав про-

граммных заданий по ряду позиций по ФЦП «Раз-

витие водохозяйственного комплекса Российской 

Федерации в 2012-2020 годах», по Госпрограмме 

«Воспроизводство и использование природных 

ресурсов в 2015-2016 гг.» и по программе «Ох-

рана озера Байкал и социально-экономическое 

развитие Байкальской природной территории на 

2012- 2020 годы» в 2014-2017 гг. менялись. Кроме 

того, имело место как некоторое недофинансиро-

вание соответствующих работ, так и определен-

ное недоосвоение выделенных средств (невыпол-

нение заданий).

5.3 ВОДОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 

ПО НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

5.3.1 Общая характеристика основных

видов деятельности

Масштабы водопользования, негативного 

воздействия на водные объекты с одной стороны 

и объемы различных видов затрат на охрану и ра-

циональное использование водных ресурсов во 

многих случаях ощутимо расходятся (значительно 

варьируют) по различным видам экономической 

деятельности. Об этом свидетельствуют результа-

ты перекрестного анализа имеющихся массивов 

различной статистической информации, пред-

ставленной в динамике.

В частности, в таблицах 5.17-5.20 отражены 

отраслевые сведения, то есть по тем видам эко-

номической деятельности, предприятия которых 

являются основными водопользователями и глав-

ными загрязнителями водных объектов.

Следует отметить, что динамика показателей, 

характеризующих забор воды из водных объек-

тов, водопотребление, потери воды при транспор-

тировке, объем оборотного и последовательного 

использования воды и других индикаторов по 

приведенным в таблицах 5.17-5.20 видам деятель-

ности, являющихся главными водопользователя-

ми и водозагрязнителями, далеко не всегда имеет 

однозначный позитивный характер. Более того, по 

многим объектам эта динамика слабо связана с во-

досберегающей и водоохранной деятельностью, 

а определяется иными причинами (чаще всего, 

общеэкономического характера). Указанный вы-

вод вытекает из итогов комплексного анализа 

материалов статистических данных, отражающих 

различные элементы водопользования и виды 

соответствующих затрат, а также ввод в действие 

водоохранных/водосберегающих мощностей в от-

раслевом разрезе.

Более того, если сопоставить изменения, 

произошедшие в области текущих и иных затрат 

(таблицы 5.19-5.20) на охрану и рациональное ис-

пользование водных ресурсов в 2011-2016 гг. в 

отраслевом разрезе, с данными, отражающими 

динамику водопользования (таблицы 5.17-5.18), то 

можно заметить, что тенденции, имевшие место в 

каждом году, во многом не совпадают.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

208

Та

блица 5.17. О

сн

овны

е п

ок

аза

т

ели и

сп

ользова

ния воды п

о ви

дам эк

он

оми

ческ

ой д

еят

ельн

ости в Р

ос

сий

ск

ой Ф

ед

ерации в 2005

­2016 гг

., м

лн м

3

Код и ви

д экон

оми­

ческ

ой деят

ельн

о­

сти (по ОКВ

ЭД­1)

Го

д

За

бор воды и

з при

­

родных и

ст

очник

ов

Исп

ользова

но све

ж

ей воды

Потери воды при 

трансп

ортировк

е

Рас

ход воды в си

­

стемах об

оротн

ого 

и повт

орного (п

о­

след

оват

ельн

ого) 

водосна

бж

ения

Сбр

ош

ен

о ст

очных вод в п

овер

хн

ост

­

ны

е прир

одны

е вод

ое

мы

всего, на вс

е 

цели

в том чи

сле 

пресн

ой воды 

для исп

ользо

­

вания

вс

его

в т

ом чи

сл

е для нуж

д

вс

его

в т

ом чи

сл

е

прои

звод­

ственных

хозяй

ствен­

но­

питье­

вых

орош

ения

норма

тив­

но­

 очищен­

ных

загр

язн

енных

вс

его

из них 

без

 

очи

стки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Вс

его

2005

79 472,50

64 204,90

61 335,00

36 543,70

12 300,60

7 735,00

7 962,50

135 462,60

50 894,60

2 190,20

17 727,50

3 424,30

2010

78 955,50

63 805,30

59 454,70

36 429,20

9 587,40

7 858,10

7 687,70

140 713,30

49 191,30

1 877,70

16 515,80

3 416,60

2011

75 220,50

60 347,40

59 544,30

35 856,40

9 421,50

7 838,10

7 195,90

141 626,60

48 095,50

1 839,90

15 966,10

3 298,40

2012

72 052,60

58 799,00

56 864,10

33 915,30

9 037,00

7 408,40

7 532,00

142 314,40

45 525,70

1 709,90

15 678,40

3 084,90

2013

69 924,7

56 785,9

53 550,8

31 477,8

8 675,0

6 602,7

6 976,3

138 545,0

42 895,5

1 709,1

15 189,2

2 962,9

2014

70 806,83

57 826,67

55 972,93

32 388,68

8 515,63

7 141,32

7 695,63

136 590,30

43 890,8

1 836,40

14 767,89

3 228,91

2015

68 614,27

54 960,64

54 576,01

31 420,61

8 236,65

6 784,84

6 824,73

138 873,24

42 853,75

1 897,87

14 418,35

3 109,15

2016

69 498,54

55 394,47

54 692,96

31 065,71

7 875,34

6 708,64

6 790,91

137 893,48

42 894,75

1 977,67

14 719,21

3 421,51

Разд

ел A. 

Се

льск

ое х

о-

зяйс

тво, о

хо

та 

и лесное  хоз

яйс

тво

2005

18 525,10

16 084,10

9 560,20

175,30

571,40

7 510,00

4 765,90

605,40

4 690,40

14,00

1 035,50

732,00

2010

17 262,70

15 127,83

9 151,18

121,00

125,50

7 455,58

4 288,75

480,90

4 200,38

1,70

842,10

802,10

2011

16 995,1

15 258,7

9 402,6

118,10

150,40

7 557,9

4 170,9

612,40

3 829,1

3,10

891,60

855,40

2012

16 920,70

15 182,20

8 736,70

93,60

82,80

7 124,60

4 382,30

523,90

3 342,60

3,80

853,20

821,90

2013

16 898,60

14 639,06

8 326,11

97,50

71,50

6 346,98

4 124,22

498,30

2 939,73

4,30

819,40

785,00

2014

16 833,78

14 857,09

8 701,14

93,33

77,93

6 908,91

4 669,79

573,64

3 273,91

3,73

782,98

749,50

2015

15 811,58

13 994,79

8 537,14

90,50

70,68

6 576,51

3 943,63

549,92

3 232,95

5,96

771,89

745,21

2016

16 289,90

14 538,29

8 367,15

90,84

62,95

6 452,68

4 049,07

540,73

3 698,22

8,74

816,84

792,24

Разд

ел С. Д

о-

бы

ча по

ле

з-

ных иск

опае

-

мых

2005

3 077,80

1 837,20

1 842,10

1 147,50

115,00

0,40

20,90

11 628,90

1 885,70

156,30

1 019,80

344,60

2010

2 810,87

1 484,54

1 566,69

608,40

83,80

0,60

18,40

13 903,37

1 313,52

154,20

911,40

295,80

2011

2 927,6

1 709,5

1 729,2

606,50

70,60

0,40

18,60

8 600,7

1 293,1

140,10

928,90

306,20

2012

3 034,50

1 360,00

1 850,10

655,30

77,50

0,40

18,30

8 470,70

1 360,00

168,40

933,80

280,40

2013

3 056,26

1 688,02

1 890,98

677,80

69,40

0,40

13,30

8 684,54

1 322,73

201,70

847,80

228,20

2014

4 000,13

2 626,33

2 852,51

669,16

72,59

0,22

12,52

8 407,41

1 349,66

241,87

813,23

228,62

2015

4 422,80

3 034,82

3 260,47

679,08

67,15

0,22

12,80

8 708,76

1 344,38

206,57

839,11

262,27

2016

5 084,42

3 615,76

3 895,63

680,71

60,86

0,48

10,02

8 259,04

1 373,35

252,85

801,31

205,39

5. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

209

Продо

лж

ение та

блицы 5.17.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Разд

ел D

Обраба

тыва

-

ющие произ

-

вод

ств

а

2005

6 475,20

5 959,40

6 037,50

5 120,50

749,60

27,30

127,40

48 340,40

4 812,90

415,60

3 771,20

727,00

2010

5 648,72

5 463,15

5 587,06

4 834,30

585,40

35,50

93,40

43 828,52

4 342,37

305,60

3 055,88

554,30

2011

5 245,5

5 068,7

5 326,2

4 532,3

595,00

27,70

90,90

45 043,5

4 220,6

332,60

3 077,7

578,30

2012

5 068,80

4 903,10

5 159,10

4 425,00

549,30

31,90

104,50

45 306,60

4 068,20

276,40

2 881,80

456,40

2013

4 576,40

4 408,89

4 794,10

4 106,69

518,10

32,90

97,10

45 042,54

3 729,50

209,40

2 710,45

425,80

2014

4 392,12

4 216,57

4 604,24

3 943,20

487,41

37,15

80,21

44 386,22

3 553,99

218,39

2 522,90

338,82

2015

4 181,11

3 995,12

4 378,54

3 749,69

477,23

37,48

79,93

45 140,51

3 321,99

205,87

2 540,91

321,95

2016

4 240,55

4 008,71

4 393,14

3 785,34

440,07

58,1

81,34

46 277,42

3 392,99

189,01

2 634,75

304,35

Разд

ел E

. Про

-

изво

дс

тво и 

распре

де

ле

-

ние э

лек

тро

-

энерг

ии, г

аза 

и во

ды

2005

41 437,30

33 878,40

39 048,00

29 051,20

9 270,50

19,70

2 344,60

65 144,40

34 898,80

1 375,20

9 195,70

1 174,50

2010

46 336,93

37 923,16

38 971,20

30 403,88

7 870,92

28,10

2 721,97

81 205,68

35 713,90

1 258,72

9 204,80

1 270,14

2011

43 244,7

34 794,8

39 188,3

30 161,4

7 797,8

27,70

2 453,9

86 168,8

35 333,2

1 154,2

8 778,9

1 170,2

2012

40 994,70

33 812,40

37 539,70

28 324,20

7 489,10

49,70

2 535,00

87 033,00

33 503,20

1 055,70

8 730,90

1 151,30

2013

39 482,36

32 905,81

35 060,05

26 185,07

7 223,57

22,50

2 408,11

83 282,70

31 516,56

1 081,26

8 407,75

1 098,36

2014

39 383,28

32 363,66

35 860,65

27 217,37

7 022,78

22,20

2 383,41

82 017,61

32 103,78

1 037,95

8 306,45

1 506,48

2015

38 552,37

30 717,61

35 026,46

26 509,63

6 951,58

21,72

2 310,13

83 593,61

31 559,25

1 183,13

8 030,09

1 359,21

2016

37 734,92

29 979,71

34 464,39

26 128,34

6 699,67

21,71

2 205,30

81 982,86

31 015,12

1 218,09

8 253,75

1 661,47

(40). Произ

-

во

дс

тво, пере

-

да

ча и рас

-

пре

де

ление 

элек

троэнер

-

гии, г

аза, пара 

и г

оря

чей 

во

ды

2005

28 559,00

21 105,90

28 894,60

27 545,70

1 027,10

0,40

162,70

64 810,80

25 261,70

165,50

816,50

539,70

2010

30 249,99

22 185,97

29 910,89

28 661,66

907,80

4,80

237,90

80 011,46

26 282,76

108,90

1 028,11

606,60

2011

29 231,9

21 153,7

29 816,4

28 506,3

935,00

4,10

229,90

84 910,4

26 356,8

92,50

968,20

563,00

2012

27 337,20

20 454,40

28 298,40

26 962,20

867,80

3,90

271,30

86 516,00

24 726,30

87,30

999,10

582,70

2013

26 077,87

19 775,17

26 170,76

24 924,22

802,00

3,70

230,50

82 793,61

22 979,61

102,80

919,90

541,50

2014

26 290,91

19 538,96

27 209,99

25 998,73

815,37

3,52

217,35

81 551,99

24 165,17

95,57

1 367,46

985,35

2015

25 883,04

18 300,39

26 610,78

25 313,70

901,76

3,81

241,97

83 076,06

23 645,56

93,57

1 260,46

868,12

2016

25 001,93

17 442,09

25 868,09

24 631,27

860,74

3,41

254,6

81 542,09

23 014,92

91,69

1 677,23

1 294,41

(41). С

бор, 

очис

тк

а и рас

-

пре

де

ление 

во

ды

2005

12 878,30

12 772,50

10 153,40

1 505,60

8 243,50

19,30

2 181,90

333,60

9 637,10

1 209,70

8 379,20

634,80

2010

16 086,94

15 737,19

9 060,31

1 742,21

6 963,15

23,30

2 484,08

1 194,22

9 431,15

1 149,83

8 176,70

663,60

2011

14 012,9

13 641,1

9 371,9

1 655,1

6 862,8

23,60

2 224,0

1 258,4

8 976,4

1 061,7

7 810,8

607,10

2012

13 657,50

13 358,00

9 241,30

1 362,00

6 621,30

45,90

2 263,80

516,90

8 776,90

968,40

7 731,80

568,90

2013

13 404,49

13130,64 

8 889,29

1 260,85

6 421,61

18,90

2 177,62

489,10

8 536,95

978,50

7 487,84

556,80

2014

13 092,37

12 824,69

8 650,66

1 218,63

6 207,42

18,69

2 166,06

465,62

7 938,60

942,39

6 938,99

521,13

2015

12 669,33

12 417,21

8 415,68

1 195,93

6 049,82

17,92

2 068,16

517,55

7 913,69

1 089,56

6 769,64

491,10

2016

12 732,99

12 537,62

8 596,30

1 497,08

5 838,93

18,3

1 950,70

440,77

8 000,20

1 126,41

6 576,52

367,06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

210

Продо

лж

ение та

блицы 5.17.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Разд

ел I. 

Транспор

т и 

св

язь

2005

1 979,40

345,90

311,40

144,00

152,30

0,30

19,00

278,60

310,40

58,90

137,80

59,60

2010

3 509,75

1 351,28

984,10

91,10

88,60

0,50

233,60

135,00

189,20

6,30

45,00

12,90

2011

3 718,5

1 335,3

1 120,8

97,20

74,60

0,20

237,50

136,30

182,00

7,80

35,60

9,90

2012

3 408,30

1 296,80

1 057,70

98,90

67,70

0,40

257,90

134,20

182,50

8,60

32,90

6,40

2013

3 156,67

1 119,05

1 014,14

76,90

64,60

0,30

124,50

131,00

171,40

8,40

30,80

7,10

2014

2 862,86

1 209,19

997,90

71,94

64,54

0,46

233,26

113,24

176,17

10,76

30,46

8,70

2015

2 914,18

1 141,35

917,00

71,36

59,06

0,32

248,46

114,46

171,07

11,99

30,76

8,75

2016

3 150,61

1 092,85

904,56

71,21

53,18

0,34

211,6

113,55

169,53

18,31

34,12

10,44

Разд

ел O

. Пре

-

дос

тав

ление 

про

чих к

ом

-

м

уна

льных, 

социа

льных и 

перс

она

льных 

ус

лу

г

2005

1 388,10

1 387,80

610,00

127,30

456,30

5,30

126,20

48,90

1 976,70

92,70

1 879,20

213,50

2010

175,20

156,20

174,40

31,10

135,10

1,00

32,90

245,30

2 065,87

101,40

1 948,66

249,00

2011

210,90

171,70

161,80

30,00

112,60

2,00

25,90

238,60

2 021,07

164,50

1 839,8

215,60

2012

185,30

173,30

147,80

27,00

107,10

2,30

16,90

30,90

2 013,30

150,20

1 847,20

228,60

2013

210,10

184,80

145,40

31,40

101,30

1,90

19,20

14,00

2 018,04

150,40

1 864,46

204,50

2014

217,47

180,66

149,30

29,72

107,09

2,04

16,56

9,58

1 962,17

210,34

1 748,57

175,45

2015

247,59

199,14

158,54

32,65

110,94

1,24

21,38

12,95

1 942,92

219,01

1 716,85

177,18

2016

227,06

170,76

160,88

32,64

113,46

1,43

24,83

15,05

1 952,71

223,34

1 723,18

206,74

(90). У

да

ление 

ст

очных во

д, 

от

хо

дов и 

ана

лог

ична

я 

де

ят

ельнос

ть

2005

1 380,00

1 380,00

596,60

123,40

448,30

5,30

126,00

43,20

1 974,00

91,30

1 878,40

213,20

2010

168,80

149,90

165,50

28,90

131,20

0,20

32,60

242,60

2 063,71

100,50

1 947,58

248,60

2011

203,50

164,40

151,50

27,50

107,00

0,10

24,90

233,60

2 019,2

164,10

1 838,4

215,30

2012

177,80

166,00

137,20

24,30

101,50

0,10

15,80

25,90

2 011,30

149,90

1 845,70

228,20

2013

201,60

176,90

133,90

28,00

96,00

0,10

18,10

6,90

2 015,56

150,20

1 862,31

203,60

2014

210,69

174,19

138,97

26,83

102,18

0,11

16,28

2,24

1 960,15

210,33

1 746,64

174,86

2015

240,35

192,18

148,69

29,63

105,82

0,10

21,23

5,72

1 940,77

218,69

1 715,22

176,70

2016

219,86

163,81

150,76

29,36

108,37

0,14

24,6

5,36

1 950,31

222,87

1 721,57

206,32 

5. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

211

Та

блица 5.18. О

сн

овны

е п

ок

аза

т

ели и

сп

ользова

ния воды п

о от

де

льным ви

дам эк

он

оми

ческ

ой д

еят

ельн

ости в Р

ос

сий

ск

ой Ф

ед

ерации в 2017 г

., м

лн м

3

Код и ви

д эк

он

оми

ческ

ой д

ея

­

т

ельн

ости (п

о ОКВ

ЭД

­2)

За

бор воды и

з при

­

родных и

ст

очник

ов

Исп

ользова

но све

ж

ей воды

Потери воды при тра

нсп

ор­

тировк

е

Рас

ход воды в си

стемах 

обор

отного и п

овторн

ого 

(пос

лед

оват

ельн

ого) водо­

снабж

ения

Сбр

ош

ен

о ст

очных вод в п

овер

хн

остны

е 

прир

одны

е вод

ое

мы

всего, на вс

е цели

в том чи

сле пр

есной 

воды для исп

ользова

ния

всего

в т

ом чи

сл

е для нуж

д

вс

его

в т

ом чи

сл

е:

прои

зводственных

хозяй

ственно­

питье­

вых

орош

ения

норма

тивно­

очищен­

ных

загр

язн

енных

всего

из них б

ез очи

стки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вс

его

68 887,55

54 122,84

53 541,81

30 114,24

7 728,11

6 716,65

6 892,64

138 

672,57

42 575,74

1 947,80

13 588,86

2 503,45

A С

ельск

ое, лесное х

оз

яйс

тво, о

хо

-

та, рыбо

ловс

тво и рыбо

ловс

тво 

19 798,93

17 025,48

10 631,33

1 001,71

253,65

6 298,70

4 366,87

1 820,46

6 017,80

100,48

984,90

723,20

A.01 Р

ас

тениево

дс

тво и живо

тно

-

во

дс

тво, о

хо

та и пре

дос

тав

ление 

соо

тве

тс

тв

ующих у

сл

уг в э

тих 

об

лас

тях

17 726,95

15 663,70

9 270,84

889,11

234,89

6 296,12

4 280,59

1 781,74

5 139,23

75,33

938,60

683,31

B Д

обы

ча по

ле

зных иск

опаемых 

6 663,34

3 636,39

3 932,11

729,27

64,52

0,01

11,23

8 352,71

1 407,92

254,29

831,72

209,83

C Обраба

тывающие произво

дс

тва

3 880,89

3 691,50

4 034,87

3 395,05

488,40

71,78

103,97

43 853,77

2 996,84

189,38

2 308,44

302,09

D Обеспе

чение э

лек

три

ческ

ой 

энерг

ией, г

азом и паром; к

ондици

-

онирование возд

уха

22 162,88

16 154,10

24 348,15

23 253,79

733,08

2,44

180,32

78 186,43

21 989,53

100,99

970,06

576,49

E В

од

оснаб

ж

ение, во

доо

тве

дение, 

орг

анизаци

я с

бора и у

ти

лизации 

от

хо

дов, д

ея

те

льнос

ть по ликвида

-

ции заг

рязнений

11 611,07

11 406,08

8 162,30

1 213,61

5 682,32

66,87

1 865,24

533,97

9 233,13

1 143,17

8 009,11

494,92

E.36 Забор, о

чис

тк

а и распре

де

ле

-

ние во

ды

11 063,56

10 886,76

6 907,16

1 152,58

4 804,91

66,80

1 806,01

402,48

5 797,02

924,73

4 800,32

323,30

E.37.00.00 С

бор и обрабо

тк

а с

то

ч-

ных во

д

542,74

514,71

1 249,48

57,73

875,20

0,07

58,95

129,79

3 432,96

218,01

3 206,23

171,60

E.38 С

бор, обрабо

тк

а и у

ти

лизаци

я 

от

хо

дов; обрабо

тк

а в

тори

чног

о 

сырья

4,75

4,60

5,64

3,21

2,19

0,00

0,29

1,70

2,90

0,44

2,28

0,02

H Т

ранспор

тировк

а и хранение

3 594,25

1127,08

1 026,63

122,60

100,46

0,26

172,81

416,28

231,78

20,10

85,12

9,65

Приме

чание. В св

язи с перех

одом ра

зра

ботки (обобщения) данных об испо

льзовании воды по форме федера

льного статна

блюдения № 2-тп (водх

оз) за 2017 г

. в отрас

левом ра

зре

зе на акту

ализиро

-

ванную версию Общерос

сийск

ого к

лас

сифик

атора видов эк

ономическ

ой де

яте

льности (ОКВ

ЭД-2) данные в динамик

е во многом нес

опоставимы с обобщенными сведениями, по

лу

ченными за предыдущие 

годы на основе ОКВ

ЭД-1. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

212

В частности, по виду деятельности «добыча 

полезных ископаемых» с 2014 г. по 2016 г. про-

изошло снижение текущих затрат при некотором 

росте инвестиций в основной капитал и колеба-

тельном варьировании (от года к году) расходов 

на капитальный ремонт в области охраны и ра-

ционального использования водных ресурсов. 

Одновременно, в отрасли отмечается ощутимый 

рост водозабора и прямоточного водопотребле-

ния, колебательный по отдельным годам объем 

оборотного и повторно-последовательного водо-

снабжения и такой же колебательный объем сбро-

са загрязненных сточных вод.

На объектах вида деятельности «обрабатыва-

ющие производства» ситуация по ряду позиций 

значительно отличается от ситуации в добываю-

щих отраслях. Например, с 2014 г. по 2016 г. при 

варьировании от года к году величины текущих 

издержек, некотором росте объема профильного 

капитального ремонта произошло ощутимое сни-

жение водоохранных/водосберегающих инвести-

ций в основной капитал. При этом прямоточное 

использование воды сократилось; величина «обо-

ротки» незначительно возросла, а сброс загряз-

ненных стоков также незначительно увеличился.

По виду деятельности «транспорт и связь» 

в 2015-2016 гг. сократились текущие издержки, 

возрос капитальный ремонт и снизились соот-

ветствующие инвестиции. На этом фоне про-

изошло увеличение водозабора; сократилось 

водопотребление свежей воды; оставалось 

стабильным оборотное и повторно-последова-

тельное водоснабжение и снизился сброс за-

грязненных сточных вод.

Все это дополнительно свидетельствует о 

весьма сложных взаимосвязях между рацио-

нализацией водопотребления и уменьшении 

вредного воздействия на водные объекты с 

одной стороны и различными водоохранными 

и водосберегающим мероприятиями и соот-

ветствующими издержками с другой стороны. 

К сожалению, переход обобщенияи груп-

пировки отчетных данных в отраслевом раз-

резе за 2017 г. на актуализированную версию 

«Общероссийского классификатора видов 

экономической деятельности – т.е. переход с 

ОКВЭД-1 на ОКВЭД-2 – затрудняет осуществле-

ние непосредственных сравнений отчетного 

2017 г. с предыдущими периодами. Это доста-

точно наглядно видно из материалов табли-

цах 5.17-5.18 и особенно таблицах 5.19- 5.20. 

Тем не менее, актуализированная версия ОК-

ВЭД дает возможность сделать некоторые до-

полнительные выводы. В частности, высокую 

актуальность в настоящее время высокую ак-

туальность получили мероприятия по сбору, 

утилизации, переработке, уничтожению и т.п. 

отходов производства и потребления. В этой 

связи можно констатировать, что хозяйствен-

ные объекты, выделенные в соответствии с 

ОКВЭД-2 в особый вид деятельности «сбор, 

обработка и утилизация отходов; обработка 

вторичного сырья», пока являются относитель-

но небольшими водопользователями. Объем 

забора воды по этому виду деятельности со-

ставил в 2017 г. всего 4,8 млн м

3

; использова-

ние свежей воды – 5,6 млн м

3

; оборотное и по-

вторно-последовательное водопотребление 

– 1,7 млн м

3

. Сброс загрязненных сточных вод 

был на уровне 2,3  млн  м

3

, а нормативно-очи-

щенных стоков – всего 0,44 млн м

3

.

Таблица 5.19. Соотношение основных показателей водопользования и водоохранных затрат  

по видам экономической деятельности в их общероссийском объеме  

(по данным Росводресурсов и Росстата), % к итогу

Вид деятельности

Год

Основные характеристики водопользо­

вания и охраны вод

Текущие затраты, капиталь­

ный ремонт и инвестиции на 

охрану и рациональное исполь­

зование водных ресурсов

за

бор воды и

з при

­

родных и

ст

очни

­

ков для вс

ех ц

ел

ей

вод

оп

отр

еб

лени

е

вод

оотвед

ени

е

1

сбр

ос загр

язн

ен

­

ных ст

очных вод

об

ъе

м об

ор

отн

ого 

вод

осна

бж

ения

т

ек

ущи

е за

тра

­

ты

2

за

тра

ты на к

а­

пр

емонт очи

ст

­

ных с

оор

уж

ений

инвестиции в о

с­

новн

ой к

апита

л

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе: 

сельское хозяйство, охота и лесное 

хозяйство

2010

22,2

15,3

12,9

5,1

0,3

0,7

0,4

0,0

2013

24,2

15,5

6,9

5,4

0,4

0,7

0,1

0,5

2014

23,8

15,5

7,5

5,3

0,4

0,5

0,7

0,8

2015

23,0

15,6

7,5

5,3

0,4

0,6

0,4

0,7

2016

25,3

15,3

8,6

5,6

0,4

0,6

0,8

1,1

2017

3

25,7

17,3

12,1

6,9

1,3

0,7

0,1

1,0

5. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

213

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

добыча полезных ископаемых

2010

3,4

2,6

2,6

5,5

10,2

14,1

15,1

11,9

2013

4,4

3,5

3,1

5,6

6,3

10,3

5,5

11,7

2014

5,6

5,1

3,1

5,5

6,2

11,8

9,0

9,8

2015

6,4

6,0

3,1

5,8

6,3

12,2

14,0

9,8

2016

7,3

7,1

3,2

5,4

6,0

10,4

7,7

13,2

2017

9,7

7,3

3,3

6,1

6,0

10,5

5,7

14,7

обрабатывающие производства

2010

7,2

9,4

8,8

18,5

31,1

41,9

32,5

10,9

2013

6,5

9,0

8,7

17,8

32,5

42,4

38,0

29,8

2014

6,2

8,2

8,1

17,1

32,5

38,9

30,3

46,4

2015

6,1

8,0

7,8

17,6

32,5

37,6

33,1

42,9

2016

6,1

8,0

7,9

17,9

33,6

38,3

26,8

36,3

2017

5,6

7,5

7,0

17,0

31,6

37,5

35,4

32,2

производство и распределение 

электроэнергии, газа и воды

2010

58,8

65,7

66,1

55,8

58,1

31,1

42,7

48,6

2013

56,5

65,5

73,5

55,4

60,1

32,8

42,7

37,3

2014

55,6

64,1

73,1

56,2

60,0

32,4

43,4

28,5

2015

56,2

64,2

73,6

55,7

60,2

34,5

35,1

33,0

2016

53,8

63,1

72,3

56,1

59,4

35,9

55,1

36,3

2017

4

48,2

58,4

65,3

42,5

56,7

46,0

52,5

37,5

транспорт и связь

2010

4,4

1,7

0,4

0,3

0,1

4,3

2,3

2,7

2013

4,5

1,9

0,4

0,2

0,1

1,7

2,0

4,0

2014

4,0

1,8

0,4

0,2

0,1

1,9

0,8

3,4

2015

4,2

1,7

0,4

0,2

0,1

1,9

1,7

2,2

2016

4,5

1,7

0,4

0,2

0,1

1,7

1,2

2,2

2017

5

5,2

1,9

0,5

0,6

0,3

2,1

2,4

4,4

предоставление прочих коммуналь-

ных, социальных и персональных услуг

2010

0,2

0,3

4,2

11,8

0,2

3,7

4,2

0,4

2013

0,3

0,3

4,7

12,3

0,01

8,8

9,0

0,2

2014

0,3

0,3

4,5

11,8

0,0

10,4

13,4

0,7

2015

0,4

0,3

4,5

11,9

0,0

10,0

13,6

1,4

2016

0,3

0,3

4,6

11,7

0,0

10,2

7,1

0,7

2017

6

0,8

2,3

8,1

23,6

0,1

1

 Сброс сточных вод в поверхностные водоемы.

2

 Без амортизационных отчислений и посреднических услуг по сбору, транспортировке и очистке сточных вод.

3

 Здесь и далее данные за 2017 г. не вполне сопоставимы со сведениями за предыдущие годы из-за перехода на актуализированную версию Обще-

российского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2).

4

 Суммарные данные по виду деятельности «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» и «забор, очист-

ка и распределение воды» по ОКВЭД-2.

5

 Данные по виду деятельности «транспортировка и хранение» по ОКВЭД-2.

6

 Данные по виду деятельности «сбор и обработка сточных вод» по ОКВЭД-2.

Продолжение таблицы 5.19.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

 

 

источник - http://www.mnr.gov.ru/