ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год) - часть 14

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

214

Таблица 5.20. Затратные характеристики охраны и рационального использования  

водных ресурсов по видам экономической деятельности в России, (по данным Росстата,  

в фактически действовавших ценах), млн руб.

Вид 

деятельности

Текущие затраты

1,2

Затраты на капремонт водо­

охранных сооружений

Инвестиции в основной капитал

2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

3

2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

3

2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

3

Сельское хо-

зяйство, охота и 

лесное хозяйство

962

892

925

11444

57

41

115

8,24

21

596

591

6274

Добыча полезных 

ископаемых

19525

17763

16123

17085

1961

1439

1084

559

5468

7718

8886

9713

Обрабатывающие 

производства

57954

54519

59093

61257

4230

3415

3659

3449

5017

33855

24511

21194

Производство и 

распределение 

электроэнергии, 

газа и воды

43022

50149

59446 569205

5554

3619

7744

42255

22374

26084 204501 243475

Транспорт и связь

5902

2760

2670

33876 

301

179

170

2316

1241

1717

1477

29146

Предоставление 

прочих коммуналь-

ных, социальных 

и персональных 

услуг

5135

14579

15746 176347

551

1400

996

8537

188

1070

455

3577

1

 Включая выплаты сторонним организациям за оказание соответствующих услуг.

2

 Без амортизационных отчислений.

3

 Данные за 2017 г. не вполне сопоставимы со сведениями за предыдущие годы из-за перехода на актуализированную версию Общероссийского 

классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2).

4

 Суммарные данные по видам деятельности «растенееводство и животноводство, охота и оказание соответствующих услугв этих обла-

стях» и «лесоводство и лесозаготовки».

5

 Суммарные данные по виду деятельности «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» и «забор, очист-

ка и распределение воды» по ОКВЭД-2.

6

 Данные по виду деятельности «транспортировка и хранение» по ОКВЭД-2.

7

 Данные по виду деятельности «сбор и обработка сточных вод» по ОКВЭД-2.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА 

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ 

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ 
ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

6.1. Государственная политика
6.2. Полномочия федеральных органов исполнительной 

власти в системе государственного управления 

использования и охраны водных объектов

6.3. Правовое регулирование
6.4. Научно-информационное обеспечение
6.5. Международное сотрудничество в области 

использования и охраны водных объектов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

216

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА  

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ  

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  

И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

6.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Государственная политика управления в об-

ласти использования и охраны водных ресурсов 

осуществляется путем принятия и использования 

федеральных законов, указов Президента Россий-

ской Федерации, нормативных правовых актов 

Правительства Российской Федерации, федераль-

ных органов исполнительной власти, органов 

власти субъектов Российской Федерации, орга-

нов местного самоуправления в пределах своих 

полномочий.

Объектом государственной политики управ-

ления в области использования и охраны водных 

ресурсов России являются отношения в сфере во-

допользования. Предметом такой политики явля-

ются водные объекты.

Водным кодексом Российской Федерации 

(ст.  3) определены основные принципы водного 

законодательства, в т.ч. такие, как «приоритет ох-

раны водных объектов перед их использованием» 

и «приоритет использования водных объектов 

для целей питьевого и хозяйственно-бытового 

водоснабжения перед иными целями их исполь-

зования».

Водным кодексом Российской Федерации 

(гл.  4) определено осуществление государствен-

ного управления в области использования и ох-

раны водных объектов путем реализации следую-

щих полномочий органов государственной власти 

Российской Федерации, в том числе:

– владение, пользование, распоряжение во-

дными объектами, находящимися в федеральной 

собственности;

– разработка, утверждение и реализация 

схем комплексного использования и охраны во-

дных объектов и внесение изменений в эти схемы;

– осуществление федерального государ-

ственного надзора за использованием и охраной 

водных объектов;

– организация и осуществление государ-

ственного мониторинга водных объектов;

– установление порядка ведения государ-

ственного водного реестра и его ведение;

– утверждение порядка подготовки и приня-

тия решения о предоставлении водного объекта 

в пользование, порядка подготовки и заключения 

договора водопользования;

– определение порядка создания и осущест-

вления деятельности бассейновых советов;

– установление режимов пропуска паводков, 

специальных пропусков, наполнения и сработки 

(выпуска воды) водохранилищ и другое.

Водная стратегия Российской Федерации на 

период до 2020 года закрепила базовые прин-

ципы государственной политики в области ис-

пользования и охраны водных объектов. Она 

предусматривает, в частности, принятие и реали-

зацию управленческих решений по сохранению 

водных экосистем, обеспечивающих наибольший 

социальный и экономический эффект, и созда-

ние условий для эффективного взаимодействия 

участников водных отношений. В этих условиях 

эффективная организация системы управления 

водными ресурсами приобретает особое значе-

ние. Основными целями Стратегии являются:

– гарантированное обеспечение водными ре-

сурсами населения и отраслей экономики;

– охрана и восстановление водных объектов;

– обеспечение защищенности от негативного 

воздействия вод.

Для реализации целей и задач Стратегии 

Правительством Российской Федерации утверж-

дена (постановление от 19.04.2012 г. № 350) фе-

деральная целевая программа «Развитие водохо-

зяйственного комплекса Российской Федерации 

в 2012-2020 годах». Государственным заказчи-

ком  – координатором программы утверждено 

Министерство природных ресурсов и экологии 

Российской Федерации. Кроме Минприроды Рос-

сии государственными заказчиками Программы 

определены Минсельхоз России, Росводресурсы, 

Росгидромет и Росрыболовство.

Согласно Стратегии основными направле-

ниями совершенствования государственного 

управления в области использования и охра-

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

217

Рисунок 6.1.  Границы бассейновых округов

ны водных объектов (ИОВО) являются развитие 

принципов интегрированного управления во-

дных ресурсов (ИУВР), механизмов обеспечения 

сбалансированного развития водохозяйствен-

ного комплекса Российской Федерации, уси-

ление роли Российской Федерации в решении 

глобальных проблем в области использования и 

охраны водных ресурсов.

6.1.1. Бассейновые округа

В соответствии со ст. 28 Водного кодекса Рос-

сийской Федерации бассейновые округа являются 

основной единицей управления в области исполь-

зования и охраны водных объектов и состоят из 

речных бассейнов и связанных с ними подземных 

водных объектов и морей.

Водным кодексом Российской Федерации 

установлен 21 бассейновый округ: Балтийский, 

Баренцево-Беломорский, Двинско-Печорский; 

Днепровский, Донской, Кубанский, Западно-Ка-

спийский, Верхневолжский, Окский, Камский, 

Нижневолжский, Уральский, Верхнеобский, Ир-

тышский, Нижнеобский, Ангаро-Байкальский, 

Енисейский, Ленский, Анадыро-Колымский, Амур-

ский, Крымский. Границы бассейновых округов 

представлены на рисунке 6.1. Однако на сегод-

няшний день существующая структура Росводре-

сурсов организована по административно-терри-

ториальному принципу и во многом не совпадает 

с границами бассейновых округов (таблица 6.1).

В целях реализации федерального конститу-

ционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О при-

нятии в Российскую Федерацию Республики Крым 

и образовании в составе Российской Федерации 

новых субъектов – Республики Крым и города 

Севастополя» Федеральным агентством водных 

ресурсов передана часть полномочий в области 

водных отношений уполномоченным органам Ре-

спублики Крым (Соглашение утверждено распо-

ряжением Правительства Российской Федерации 

от 5 августа 2014 г. № 1466-р) и города федераль-

ного значения Севастополь (Соглашение утверж-

дено распоряжением Правительства Российской 

Федерации от 2 июля 2014 г. № 1203-р).

Утверждены Методика распределения суб-

венций из федерального бюджета, предоставляе-

мых бюджетам Республики Крым и г. Севастополя 

на осуществление части полномочий Российской 

Федерации в области водных отношений, и Пра-

вила их расходования (постановление Правитель-

ства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1539), 

в соответствии с которыми определен объем 

средств на 2015 год и плановый период.

Организован мониторинг состояния водо-

обеспечения районов Республики Крым и г. Сева-

стополь.

Существующая структура Росводресурсов ор-

ганизована по административно-территориально-

му принципу и во многом не совпадает с граница-

ми бассейновых округов (рисунок 6.1.,таблица 6.1). 

Распределение субъектов Российской Федерации 

по территориям БВУ Росводресурсов и бассейно-

вых округов представлено в таблице 6.1.

6.1.2. Бассейновые советы

В соответствии со ст. 29 Водного кодекса 

Российской Федерации в целях обеспечения ра-

ционального использования и охраны водных 

объектов во всех бассейновых округах решением 

Росводресурсов созданы бассейновые советы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

218

Таблица 6.1.  Распределение субъектов Российской Федерации по территориям БВУ 

Росводресурсов и бассейновых округов

БВУ

Бассейновый округ

наименова­

ние

территория 

субъектов Российской 

Федерации

территория субъектов  

Российской Федерации

наименование

1

2

3

4

Невско- 

Ладожское

г. Санкт-Петербург  

и Ленинградская обл.

Ленинградская обл.

Ба

лт

ийский

Калининградская обл.

Калининградская обл.

Респ. Карелия

Респ. Карелия (южная часть)

Новгородская обл.

Новгородская обл.

Псковская обл.

Псковская обл.

Архангельская обл. (небольшая западная 

часть)

Вологодская обл. (северо-западная часть)

Тверская обл. (юго-западная часть)

Смоленская обл. (северо-западная часть)

Мурманская обл.

Баренцево-Бело-

морский

Респ. Карелия (северная часть)

Двинско- 

Печерское

Архангельская обл., Не-

нецкий АО

Архангельская обл., Ненецкий АО

Двинско- 

Печорский

Вологодская обл.

Вологодская обл.

Респ. Коми

Респ. Коми

Мурманская обл.

Московско- 

Окское

Рязанская обл.

Брянская обл.

Брянская обл.

Днепровский

Калужская обл.

Калужская обл. (юго-западная часть)

Орловская обл.

Орловская обл. (небольшая западная часть)

Смоленская обл.

Смоленская обл. (центральная часть)

Тверская обл.

Курская обл.

Тульская обл.

г. Москва

Московская обл.

Донское

Курской обл.

Липецкая обл.

Липецкая обл.

Донской

Воронежская обл.

Воронежская обл.

Тамбовская обл.

Тамбовская обл. (запад., южная и вост. части)

Белгородская обл.

Белгородская обл. (восточная часть)

Ростовская обл.

Тульская обл. (северо-западная часть

Орловская обл. (восточная часть)

Ростовская обл.

Волгоградская обл. (западная часть)

Пензенская обл. (южная часть)

Саратовская обл. (западная часть)

Ставропольский край (сев.-зап. часть)

Кубанское

Краснодарский край

Краснодарский край

Кубанский

Карачаево-Черкесская 

Респ.

Карачаево-Черкесская Респ.  

(западная часть)

Ставропольский край

Ставропольский край (юго-западные  

окраины)

Респ. Адыгея

Респ. Адыгея

Западно- 

Каспийское

Респ. Калмыкия

Респ. Калмыкия

Западно- 

Каспийский

Респ. Дагестан

Респ. Дагестан

Респ. Ингушетия

Респ. Ингушетия

Кабардино-Балкарская 

Респ.

Кабардино-Балкарская Респ.

Респ. Северная Осетия-

Алания

Респ. Северная Осетия-Алания

Чеченская Респ.

Чеченская Респ.

Полномочия БВУ переданы правитель-

ству Респ. Крым

Респ. Крым

Крымский

Полномочия БВУ переданы правитель-

ству г. Севастополь

г. Севастополь

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

219

1

2

3

4

Западно- 

Каспийское

Карачаево-Черкесская Респ. (северо- 

восточная окраина)

Западно- 

Каспийский

Ставропольский край (восточная часть)

Новгородская обл. (северо-восточная 

окраина)

Верхневолжский

Вологодская обл. (запад. часть, юго- 

восточная окраина)

Верхне- 

Волжское

Пензенская обл.

Пензенская обл. (восточная часть)

Нижегородская обл.

Нижегородская обл.

Чувашская Респ.

Чувашская Респ.

Респ. Мордовия

Респ. Мордовия (восточная часть)

Ивановская обл.

Ивановская обл. (северная окраина)

Ярославская обл.

Ярославская обл.

Костромская обл.

Костромская обл.

Владимирская обл.

Московская обл. (северо-западная окраина)

Респ. Марий Эл

Смоленская обл. (северо-восточная окраина)
Тверская обл.

Ульяновская обл. (западная часть)

Орловская обл. (северная часть)

Окский

Смоленская обл. (юго-западная часть)

Калужская обл.

Тульская обл.

Московская обл.

Владимирская обл.

Ивановская обл.

Рязанская обл.

Тамбовская обл. (центральная часть)

Нижегородская обл. (юго-западная часть)

Пензенская обл. (северо-западная часть)

Респ. Мордовия (западная часть)

Камское

Респ. Башкортостан

Респ. Башкортостан

Камский

Кировская обл.

Кировская обл.

Пермский край

Пермский край

Респ. Удмуртия

Респ. Удмуртия

Оренбургская обл. (северо-западная окраина)

Респ. Татарстан (северо-восточная часть)

Свердловская обл. (юго-западная окраина)

Челябинская обл. (западная окраина)

Нижне- 

Волжское

Саратовская обл.

Саратовская обл. (восточная часть)

Нижневолжский

Респ. Татарстан

Респ. Татарстан

Ульяновская обл.

Ульяновская обл. (восточная часть)

Оренбургская обл.

Оренбургская обл. (западная часть)

Самарская обл.

Самарская обл.

Астраханская обл.

Астраханская обл.

Волгоградская обл.

Волгоградская обл. (восточная часть)

Респ. Калмыкия (северо-восточная окраина)

Оренбургская обл. (восточная часть)

Уральский

Челябинская обл. (западная часть)

Респ. Башкортостан (восточная окр.)

Верхне- 

Обское

Алтайский край

Алтайский край(западная окраина)

Верхнеобский

Кемеровская обл.

Кемеровская обл.

Новосибирская обл.

Новосибирская обл. (южная часть)

Томская обл.

Томская обл.

Респ. Алтай

Респ.Алтай

Красноярский край (юго-западная окраина)

Респ. Хакасия (северо-западная часть)

Ханты-Мансийский АО

Челябинская обл. (восточная часть)

Иртышский

Продолжение таблицы 6.1. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

220

1

2

3

4

Свердловская обл.

Иртышский

Курганская обл.

Тюменская обл.

Ханты-Мансийский АО (ю-з часть)

Новосибирская обл. (северная часть)

Омская обл.

Ненецкий АО (с-восточная окраина)

Нижнеобский

Нижне- 

Обское

Ханты-Мансийский АО Ханты-Мансийский АО (сев. часть)

Ямало-Ненецкий АО

Ямало-Ненецкий АО

Свердловская обл.

Иртышский

Курганская обл.

Челябинская обл.

Тюменская обл.

Омская обл.

Красноярский край(восточная часть)

Ангаро- 

Байкальский

Иркутская обл. (западная часть)

Усть-Ордынский Бурятский А.О.

Енисейское

Респ. Бурятия

Респ. Бурятия

Енисейский

Красноярский край

Красноярский край

Респ. Тыва

Респ. Тыва

Респ. Хакасия

Респ. Хакасия (юго-восточная окраина)

Иркутская обл.

Иркутская обл. (северная часть)

Эвенкийский А.О.

Таймырский (Долгано-Ненецкий) А.О.

Иркутская обл. (восточная часть)

Ленский

Забайкальский край (северная часть)

Респ. Бурятия (северная часть)

Хабаровский край (западная часть)

Амурская обл. (западная окраина)

Ленское

Респ. Саха (Якутия)

Респ. Саха(Якутия)

Магаданская обл.

Магаданская обл.

Анадыро-Колым-

ский

Респ. Саха(Якутия)

Камчатский край

Амурское

Чукотский АО

Чукотский АО

Сахалинская обл.

Сахалинская обл.

Амурский

Забайкальский край

Забайкальский край

Амурская обл.

Амурская обл.

Приморский край

Приморский край

Хабаровский край

Хабаровский край

Еврейская авт. обл.

Еврейская авт. обл.

Продолжение таблицы 6.1. 

В их состав сроком на 5 лет по согласованию 

входят представители уполномоченных Прави-

тельством Российской Федерации федеральных 

органов исполнительной власти, органов государ-

ственной власти субъектов Российской Федера-

ции, органов местного самоуправления, а также 

представители водопользователей, обществен-

ных объединений, общин коренных малочислен-

ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Бассейновые советы осуществляют разработ-

ку рекомендаций по:

– порядку установления и определения целе-

вых показателей качества воды в водных объек тах;

– формированию перечня водохозяйствен-

ных мероприятий и мероприятий по охране во-

дных объектов;

– определению лимитов забора (изъятия) 

водных ресурсов из водных объектов и лимитов 

сброса сточных вод, соответствующих нормати-

вам качества, в границах речных бассейнов и под-

бассейнов с учетом различных условий водности;

– определению квот забора (изъятия) водных 

ресурсов из водных объектов и сброса сточных 

вод, соответствующих нормативам качества, в гра-

ницах речных бассейнов и подбассейнов в отно-

шении каждого субъекта Российской Федерации;

– обеспечению безопасной эксплуатации во-

дохозяйственных систем;

– определению основных целевых показате-

лей уменьшения негативных последствий наво-

днений и других видов негативного воздействия 

вод, а также по формированию перечня меро-

приятий, направленных на достижение этих по-

казателей.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

221

В 2017 г. состоялось 32 заседания бассейновых 

советов по всем бассейновым округам, на которых 

среди прочих рассматривались такие вопросы, как:

– о подготовке к обеспечению безаварийного 

пропуска половодья и паводков;

–о текущей водохозяйственной обстановке в 

крупнейших бассейнах рек и задачах функциони-

рования водохозяйственных систем в условиях 

маловодья;

– о рассмотрении мероприятий, включаемых 

органами исполнительной власти субъектов Рос-

сийской Федерации в состав бюджетных проекти-

ровок Росводресурсов на 2018 год и на плановый 

период 2019-2020 годы;

– о качестве воды в водохранилищах круп-

нейших каскадов в зоне ответственности бассей-

новых водных управлений;

– о ходе реализации постановления Прави-

тельства Российской Федерации от 18.04.2014 

№  360 «Об определении границ зон затопления, 

подтопления»;

– о реализации схем комплексного использо-

вания и охраны водных объектов;

– о выполнении мероприятий по проведению 

Года экологии;

– о реализации переданных полномочий Рос-

сийской Федерации в области водных отношений.

Посредством устойчивой работы бассейно-

вых советов реализуется бассейновый принцип 

управления водными объектами.

6.1.3. Государственный мониторинг  

водных объектов

В соответствии с Постановлением Правитель-

ства Российской Федерации от 10.04.2007 г. № 219 

«Положение об осуществлении государственного 

мониторинга водных объектов» организация и 

осуществление государственного мониторинга 

водных объектов осуществляется Федеральным 

агентством водных ресурсов (Росводресурсы), 

Федеральным агентством по недропользованию 

(Роснедра), Федеральной службой по гидромете-

орологии и мониторингу окружающей среды (Рос-

гидромет) при взаимодействии с Федеральной 

службой по экологическому, технологическому 

и атомному надзору (Ростехнадзор); Федераль-

ной службой по надзору в сфере транспорта (Ро-

странснадзор); Федеральной службой по надзору 

в сфере защиты прав потребителей и благополу-

чия человека (Роспотребнадзор); Федеральным 

агентством по рыболовству (Росрыболовство). 

При этом:

– Ростехнадзор ведет мониторинг за безопас-

ностью гидротехнических сооружений (ГТС);

– Ространснадзор осуществляет мониторинг 

за безопасностью судоходных ГТС;

– Роспотребнадзор ведет социально-гигиени-

ческий мониторинг в части оценки качества воды 

источников питьевого и хозяйственно-бытового 

водоснабжения, а также оценки состояния водных 

объектов, содержащих природные лечебные ре-

сурсы, использующихся в целях рекреации;

– Росрыболовство осуществляет мониторинг 

водных объектов рыбохозяйственного назначения;

– Роснедра осуществляет мониторинг экзо-

генных геологических процессов.

Указанные федеральные органы исполни-

тельной власти обеспечивают сбор, обработку, 

хранение и представление в установленном по-

рядке в Росводресурсы сведений, необходимых 

для ведения государственного мониторинга во-

дных объектов.

Формы и порядок представления данных мо-

ниторинга утверждены приказами МПР России от 

16.02.2008 г. №30 и от 07.05.2008 г. №111.

Данные мониторинга водных объектов вне-

сены в единую автоматизированную информа-

ционную систему государственного мониторин-

га водных объектов, разработанную согласно 

п.16 Плана мероприятий по реализации Водной 

стратегии Российской Федерации на период до 

2020  года, утвержденной распоряжением Пра-

вительства Российской Федерации от 27.08.2009 

№  1235-р., введенную в эксплуатацию в 2014  г. 

(приказ Росводресурсов от 10.02.2014 г. № 35).

Наблюдения за состоянием дна, берегов, со-

стоянием и режимом использования водоохран-

ных зон и изменениями морфометрических осо-

бенностей водных объектов ведутся в субъектах 

Российской Федерации в соответствии с приказом 

Минприроды от 08.10.2014 г. №432.

Данные мониторинга, полученные уполно-

моченными органами исполнительной власти 

субъек тов Российской Федерации, представляют-

ся в соответствующие территориальные органы 

Федерального агентства водных ресурсов.

Уполномоченные органы исполнительной 

власти субъектов Российской Федерации пред-

ставляют:

1) данные регулярных наблюдений за водны-

ми объектами, состоянием их дна, берегов, водо-

охранных зон водных объектов;

2) данные наблюдений за гидротехническими 

сооружениями, находящимися в собственности 

субъектов Российской Федерации;

3) сведения о нарушениях режима использо-

вания водоохранных зон водных объектов, полу-

ченных в результате осуществления регионально-

го государстванного надзора за использованием и 

охраной водных объектов.

Причиной неисполнения большинством 

субъектов Российской Федерации возложенных 

на них обязательств является необеспеченность 

указанных мероприятий финансированием из 

бюджетов субъектов Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

222

6.1.3.1. Мониторинг поверхностных во­

дных объектов

Государственный мониторинг поверхностных 

водных объектов, осуществляемый Росгидроме-

том, предназначен для решения следующих задач:

– наблюдений за уровнем загрязнения атмос-

феры, почв, вод и донных отложений рек, озер, во-

дохранилищ и морей по физическим, химическим и 

гидробиологическим (для водных объектов) пока-

зателям с целью изучения распределения загрязня-

ющих веществ во времени и пространстве, оценки и 

прогноза состояния окружающей среды, определе-

ния эффективности мероприятий по ее защите;

– обеспечения органов государственного 

управления, хозяйственных организаций и насе-

ления систематической и экстренной информа-

цией об изменениях уровней загрязнения (в том 

числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, 

почв, водных объектов под влиянием хозяйствен-

ной деятельности и гидрометеорологических 

условий, прогнозами и предупреждениями о воз-

можных изменениях уровней загрязненности.

Основным источником получения информа-

ции о состоянии окружающей среды является го-

сударственная наблюдательная сеть, включающая 

в себя наземную подсистему стационарных и под-

вижных пунктов наблюдений и космическую на-

блюдательную систему.

В состав государственной наблюдательной 

сети входит более 30 видов наблюдательных се-

тей, основными из которых являются метеоро-

логическая, гидрологическая, аэрологическая, 

агрометеорологическая и морская гидрометеоро-

логическая.

В результате реализации первого этапа мо-

дернизации гидрометеорологической наблю-

дательной сети в кратчайшие сроки на всей тер-

ритории страны было установлено и введено в 

эксплуатацию современное оборудование. Стан-

ции были оснащены автоматизированными ком-

плексами для выполнения наблюдений, а также 

устройствами, обеспечивающими сбор, первич-

ную обработку, накопление и передачу результа-

тов измерений.

Гидрологические наблюдения по состоянию 

на 31.12.2016 проводились на 2991 посту, из ко-

торых 2655 вели наблюдения на реках и 336 – на 

озёрах и водохранилищах. Из этого количества 

2130 постов – информационные, в том числе 1897 

на реках и 233 на озёрах и водохранилищах. Сток 

воды измерялся на 2100 постах, сток наносов – на 

611 постах. Количество реперных, основных и до-

полнительных постов составляло, соответственно, 

1282, 1467 и 240. Динамика численности гидроло-

гических постов, действовавших в Российской Фе-

дерации в разные годы, начиная с 1986 года, когда 

сеть достигала своего максимального развития, 

представлена в таблице 6.2 и на рисунке 6.2.

В 2017 г. количественный состав государ-

ственной сети наблюдений следующий:

Наблюдениями за загрязнением поверхност-

ных вод суши по гидрохимическим показателям ох-

вачены 1193 водных объекта, (из них 1039 водотоков 

и 154 водоема), на которых находится 1827 пунктов, 

2498 створов, 2821 вертикаль, 3239 горизонтов). Из-

меряются 129 показателей качества воды.

Наблюдения за загрязнением поверхностных 

вод суши по гидробиологическим показателям 

Таблица 6.2. Динамика численности гидрологических постов Российской Федерации в период 

1986 – 2017 годы

Год

Количество действовавших постов

всего

речных

озёрных

1986

4481

3967

514

1992

3670

3262

408

1995

3423

3037

386

1997

3114

2752

362

1998

3089

2733

356

1999

3053

2703

350

2000

3059

2708

351

2005

3086

2731

355

2007

3080

2726

354

2010

3069

2715

352

2011

3071

2719

352

2012

3071

2719

352

2013

3044

2698

346

2014

3040

2701

339

2015

2992

2656

336

2016

2991

2655

336

2017

2991

2651

340

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

223

проводились в семи гидрографических районах 

Балтийском, Каспийском, Восточно-Сибирском, 

Карском, Тихоокеанском, Баренцевском и Азов-

ском на 133 водном объекте России на 254 гидро-

биологических пунктах и 368 створах. Программа 

наблюдений включает от 2 до 6 показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды 

в 2017 году проводились на 275 станциях в при-

брежных водах морей, омывающих территорию 

Российской Федерации.

Кроме списков действующих гидрологиче-

ских постов почти во всех УГМС есть списки так 

называемых «законсервированных» постов, часть 

из которых прекратили работу еще в 90-е годы 

прошлого столетия. Они насчитывают 368 постов, 

310 из них – речные посты. Возобновление наблю-

дений на них в последующие годы не исключается.

Состав гидрологической сети приведён в та-

блице 6.3.

Карта-схема размещения гидрологической 

сети Росгидромета по зонам деятельности УГМС 

приведена на рисунке 6.3. 

Европейский, Сибирский, Дальневосточный 

центры ФГБУ «НИЦ «Планета» осуществляли мони-

торинг наводнений на реках России, в том числе в 

режиме учащённой съёмки в период чрезвычай-

ных ситуаций на отдельных реках.

В 2017 году продолжалось выполнение ме-

роприятий по модернизации государственной 

наблюдательной сети в рамках федеральных це-

левых программ «Развитие водохозяйственного 

комплекса Российской Федерации в 2012-2020 го-

дах», «Охрана озера Байкал и социально-экономи-

ческое развитие Байкальской природной терри-

тории на 2012-2020 годы».

В 2017 г. продолжалось:

– осуществление мониторинга трансгранич-

ных водных объектов в рамках двустороннего 

сотрудничества с Белоруссией, Казахстаном, Ки-

тайской народной республикой, Эстонией, Фин-

ляндией, Литвой, Украиной, Монголией;

– осуществление мониторинга Ладожского 

озера;

– приобретение приборов и оборудования 

для осуществления гидрохимического монито-

ринга;

– техническое переоснащение действующей 

гидрометеорологической сети современными ав-

томатическими и автоматизированными комплек-

сами, оборудованием связи, инженерным обору-

дованием.

В целях выполнения обязательств Российской 

Федерации в части выполнения ряда международ-

ных правовых актов (Конвенция о трансгранич-

ном загрязнении воздуха, Конвенция об охране 

озонового слоя, Конвенции по охране Балтийско-

го, Черного и Каспийского морей, Рамочная кон-

венция ООН об изменении климата, Конвенция 

об оперативном оповещении о ядерной аварии, 

Российско-китайское соглашение о совместном 

осуществлении мониторинга трансграничных во-

дных объектов и др.) Росгидрометом осуществля-

лась регулярная передача полученных государ-

ственной сетью данных наблюдений за озоном и 

УФ-радиацией, парниковыми газами, химическим 

составом атмосферных осадков, загрязнением 

атмосферного воздуха и поверхностных вод, ра-

диационного мониторинга в соответствующие 

Мировые центры данных. В рамках двусторонних 

соглашений с Эстонией и Казахстаном в соответ-

Рисунок 6.2.  Динамика изменения количества станций и постов гидрометеорологической сети 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

224

ствии с установленным регламентом осуществля-

лись наблюдения и обмен данными о состоянии 

трансграничных водных объектов. 

Качество получаемых национальными сетя-

ми данных на международном уровне контроли-

руется путем участия аналитических лабораторий 

Росгидромета в интеркалибровочных межлабора-

торных сравнениях, и систематически показывают 

удовлетворительное качество проводимых лабо-

раториями измерений.

Площадь водосбора, приходящаяся на 1 ги-

дрологический пост на территории России, со-

ставляет 5546 км

2

, что значительно больше даже 

таких стран как Канада, Австралия, Бразилия, США 

(таблица 6.4).

Мониторинг водных объектов и водохо­

зяйственных систем и сооружений, осущест­

вляется Федеральными государственными 

бюджетными учреждениеми Росводресурсов

Бассейновые водные управления (БВУ) ведут 

государственный мониторинг поверхностных во-

дных объектов и государственный мониторинг во-

дохозяйственных систем и сооружений (ГМПВО и 

ГМВХС) совместно с Росгидрометом и другими спе-

циально уполномоченными государственными ор-

ганами в области охраны окружающей природной 

среды и водопользователями. Минприроды России 

по согласованию с участниками ведения монито-

ринга (за исключением уполномоченных органов 

исполнительной власти субъектов Российской Фе-

дерации) устанавливаются формы и порядок пред-

ставления в Росводресурсы данных мониторинга, 

Таблица 6.3.  Состав гидрологической сети Росгидромета по состоянию на 31.12.2017 г.

УГМС

Количество по­

стов

Из них

Не рабо­

тают 

(законсер­

вированы)

ГП1

с и

змер

ени

ем 

нанос

ов

информа­

ционные реперные основные

дополни­

тельные

всего ГП ОГП

ГП

ОГП ГП ОГП ГП

ОГП

ГП

ОГП

ГП

ОГП

Башкирское

67

58

9

49

15

44

4

21

4

37

5

0

0

1

1

Верхне-Волжское

110

92

18

78

20

86

18

27

1

64

16

1

1

0

0

Дальневосточное

153

148

5

84

20

116

5

62

0

71

5

15

0

23

0

Забайкальское

158

148

10

125

39

81

3

102

7

44

1

2

2

31

1

Западно-Сибирское 215

192

23

168

71

100

8

80

7

82

13

30

3

6

2

Иркутское

177

134

43

95

35

87

40

67

25

61

18

6

0

9

2

Камчатское

78

78

0

74

14

61

0

49

0

29

0

0

0

29

0

Колымское

35

31

4

20

8

27

0

12

1

19

3

0

0

8

0

Крымское

33

32

1

32

0

30

0

18

1

14

0

0

0

1

0

Мурманское

45

31

14

31

1

21

12

17

9

14

5

0

0

25

3

Обь-Иртышское

153

140

13

92

33

92

0

61

2

66

6

13

5

7

2

Приволжское

102

83

19

73

48

60

16

26

6

37

11

20

2

0

0

Приморское

76

73

3

54

0

71

3

41

1

24

2

8

0

5

0

Сахалинское

39

39

0

34

0

34

0

16

0

23

0

0

0

2

0

Северное

232

220

12

172

2

164

10

93

10

124

2

3

0

4

0

Северо-Западное

210

172

38

148

7

89

31

72

16

82

21

18

1

72

16

Северо-Кавказское

249

234

15

194 126

161

10

82

4

120

11

32

0

11

1

Среднесибирское

217

191

26

155

74

133

17

73

8

117

18

1

0

17

9

СЦГМС ЧАМ

11

11

0

11

7

11

0

11

0

0

0

0

0

0

0

Республики Татарстан

35

22

13

21

7

18

13

5

4

16

9

1

0

0

0

Уральское

139

112

27

93

0

101

21

38

11

56

12

18

4

7

3

Центральное

190

159

31

113

25

117

17

59

8

100

20

0

3

20

5

Центрально-Черно-

зёмное

84

81

3

72

23

72

2

38

0

40

3

3

0

3

0

Чукотское

15

15

0

11

2

13

0

9

0

4

0

2

0

17

1

Якутское

168

155

13

104

26

126

6

77

3

47

8

31

2

9

0

Итого 

2991 2651 340 2103 603 1915 236 1156 128 1291 189 204

23

307

46

Таблица 6.4. Плотность гидрологических сетей 

в различных странах мира  

(по данным Росгидромета)

Страна

Коли­

чество 

пос тов

Площадь 

террито­

рии, км

2

Площадь водо­

сбора, км

2

приходящаяся 

на 1 пост

Россия

2991

17075400

5709

Австралия

2100

7686850

3660

Велико-

британия

1395

244820

175

США

8400

9363000

1115

Германия

3000

357021

119

Япония

5632

377835

67

Франция

2700

547030

203

Бразилия

5000

8511970

1702

Канада

2703

9976140

3691

Беларусь

136

207600

1526

Страны ЕС

16000

4300000

270

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

225

Рис

унок 6.3.  Гидро

логическ

ая с

еть Р

осгидромета на 31.12.2017 г

.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

226

проводится разработка программного обеспече-

ния, унификация информационных и технических 

средств, обеспечивающих совместимость данных 

различных видов мониторинга окружающей сре-

ды.

В системе Росводресурсов государственный 

мониторинг водных объектов проводят 36 аккре-

дитованных гидрохимических лабораторий ор-

ганизаций, подведомственных Росводресурсам, 

в соответствии с Программами мониторинга на 

797 створах, в том числе:

– на водоемах, которые полностью располо-

жены на территориях соответствующих субъектов 

Российской Федерации и использование водных 

ресурсов которых осуществляется для обеспе-

чения питьевого и хозяйственно-бытового водо-

снабжения двух и более субъектов Российской 

Федерации;

– на трансграничных водных объектах.

6.1.3.2 Мониторинг подземных вод

Государственный мониторинг состояния 

недр (ГМСН) Российской Федерации, организация 

и осуществление которого обеспечивается Росне-

драми, является частью системы геологического 

изучения недр территории страны. ГМСН пред-

ставляет собой систему регулярных наблюдений, 

сбора, накопления, обработки и анализа инфор-

мации, оценки состояния геологической среды 

и прогноза ее изменений под влиянием природ-

ных факторов, недропользования и других видов 

хозяйственной деятельности. Функциональная 

структура ГМСН состоит из трех подсистем: мони-

торинга подземных вод, мониторинга опасных эк-

зогенных геологических процессов, мониторинга 

опасных эндогенных геологических процессов.

Оценка состояния недр осуществляется на 

основе данных наблюдений на пунктах государ-

ственной опорной наблюдательной сети (ГОНС), 

распределение которых по федеральным округам 

приведено в таблице 6.5, с учетом информации 

получаемой от водопользователей и недрополь-

зователей, а также материалов геологоразведоч-

ных работ и других информационных источников.

Регулярные наблюдения за состоянием гео-

логической среды производятся по количествен-

ным и качественным показателям, которые ха-

рактеризуют текущее состояние подземных вод, 

проявлений экзогенных геологических процессов 

и ГГд-поля и являются основой для прогноза его 

изменения.

Организационная структура ГМСН пред-

ставлена федеральным (Центр ГМСН ФГУГП «Ги-

дроспецгеология»), 7 региональными и 81 тер-

риториальными центрами государственного 

мониторинга состояния недр. Центры имеют раз-

ный организационно-правовой статус и обеспечи-

вают ведение мониторинга геологической среды 

на территории субъектов Российской Федерации, 

федеральных округов и Российской Федерации в 

целом.

Мониторинг подземных вод подразделяется 

на три уровня: объектный (локальный), террито-

риальный и региональный. Региональный центр 

ГМСН по округу осуществляет: методическое со-

провождение работ по ГМСН на территориях 

округа, обобщение данных, полученных на тер-

риториальном уровне, ведение регионального 

банка данных, информационное обеспечение тер-

риториальных органов Роснедра о состоянии под-

земных вод с прогнозом возможных негативных 

явлений и процессов. Объектный (локальный) мо-

ниторинг подземных вод проводится водополь-

зователями. Требования и порядок проведения 

объектного мониторинга, а также порядок пред-

ставления информации, полученной в процессе 

его проведения, оговариваются в лицензиях на 

право пользования подземными водами.

Для управления информационными ресур-

сами ГМСН разработана единая Информационно-

аналитическая система государственного монито-

ринга состояния недр (ИАС ГМСН) по мониторингу 

подземных вод на территориальном, региональ-

ном и федеральном уровнях. Информационный 

фонд ГМСН включает данные:

– о геологическом строении, общих гидрогео-

Таблица 6.5. Распределение пунктов ГОНС мониторинга подземных вод по федеральным окру-

гам и субъектам Российской Федерации (по данным Роснедра)

Федеральный округ

Количество наблю­

дательных скважин

Государственная опорная сеть монито­

ринга экзогенных геологических процессов

Центральный

1080

210

Северо-Западный

105

40

Южный

210

180

Северо-Кавказский

258

200

Приволжский

474

190

Уральский

130

40

Сибирский

540

180

Дальневосточный

108

60

Российская Федерация

2905

1100

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

227

логических и инженерно-геологических условиях 

территории;

– государственного учета вод и ведения мо-

ниторинга подземных вод о текущих и прогнозных 

ресурсах подземных вод и их качестве;

– о глубине залегания и режиме уровня под-

земных вод в среднем за 30-40 лет (по некоторым 

объектам наблюдения - более чем за 100 лет);

– о химическом и газовом составе, бактерио-

логическом состоянии подземных вод;

– о результатах обследований влияния ис-

точников техногенного воздействия на состоянии 

недр;

– о загрязнении и очагах загрязнения подзем-

ных вод;

– о проявлениях экзогенных геологических 

процессов и факторах их активизации;

– о воздействиях экзогенных геологических 

процессов на населенные пункты и хозяйствен-

ные объекты и последствия этих воздействий.

Центром ГМСН ежегодно подготавливается 

«Информационный бюллетень о состоянии недр 

на территории Российской Федерации», матери-

алы которого используются при подготовке госу-

дарственных докладов и другая информационная 

продукция. Кроме того, ежегодно осуществляется 

ведение дежурных карт состояния подземных вод 

по различным показателям, а также составляются 

прогнозные карты состояния подземных вод. В 

процессе стационарных наблюдений за состоя-

нием подземных вод изучается их гидродинами-

ческий и гидрохимический режимы. При изуче-

нии гидродинамического режима подземных вод 

наблюдения ведутся за их уровнями и напорами, 

расходами и температурой, при этом основное 

внимание уделяется тем водоносным горизонтам, 

воды которых используются для хозяйственно-

питьевого водоснабжения населения. Изучение 

гидрохимического режима подземных вод на 

территориях субъектов Федерации производится 

по разреженной сети наблюдательных скважин. 

Комплекс гидрохимических исследований, про-

водимый по наблюдательной сети, помимо изуче-

ния качества подземных вод, закономерностей 

формирования их химического состава, выявле-

ния взаимосвязи поверхностных, грунтовых и на-

порных вод, определяет виды и объемы антропо-

генной нагрузки на территориях, подверженных 

антропогенному воздействию. Выбор перечня 

определяемых показателей качества подземных 

водпроизводится в каждом конкретном случае 

на основе анализа многолетней информации о 

результатах аналитических исследований подзем-

ных вод и имеющихся сведений о находящихся 

вблизи источников загрязнения подземных вод.

Мониторинг экзогенных экологических про-

цессов

 (ЭГП) является составной частью функци-

ональной подсистемы государственного монито-

ринга состояния недр – ГМСН (Роснедра) единой 

государственной системы предупреждения и лик-

видации чрезвычайных ситуаций.

Учет проявлений ЭГП осуществляется путем 

накопления данных о наиболее крупных ново-

образованиях и активизации ЭГП (оползни, кар-

стовые провалы, овраги и др.), полученных в ре-

зультате специальных инженерно-геологических 

обследований территорий активизации ЭГП. Пре-

обладающая часть информационных ресурсов 

ГМСН, являющихся филиалами Центра ГМСН ФГБУ 

«Гидроспецгеология» Роснедр, куда поступает ин-

формация, полученная от наблюдательных сетей, 

а также данные геологического изучения террито-

рий субъектов Российской Федерации.

6.1.4. Ведение государственного 

водного реестра

Ведение Государственного водного реестра 

(ГВР) осуществляется в соответствии со ст. 31 Во-

дного кодекса Российской Федерации, постанов-

лением Правительства Российской Федерации 

от 28.04.2007 г. № 253 «О порядке ведения госу-

дарственного водного реестра», приказом МПР 

России от 16.07.2007 г. № 186 «Об утверждении 

Правил внесения сведений в государственный во-

дный реестр», приказом МПР России от 29.05.2007 

г № 138 «Об утверждении формы государственно-

го водного реестра».

ГВР представляет собой систематизирован-

ный свод документированных сведений о водных 

объектах, находящихся в федеральной собствен-

ности, собственности субъектов Российской Феде-

рации, собственности муниципальных образова-

ний, собственности физических лиц, юридических 

лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о 

бассейновых округах. Ведение ГВР осуществляет-

ся в целях информационного обеспечения ком-

плексного использования водных объектов, целе-

вого использования водных объектов, их охраны, 

а также в целях планирования и разработки меро-

приятий по предотвращению негативного воздей-

ствия вод и ликвидации его последствий. Структу-

ра ГВР включает следующие основные разделы:

«Водные объекты и водные ресурсы» (включа-

ются сведения: о бассейновых округах; о речных бас-

сейнах; о водных объектах, расположенных в грани-

цах речных бассейнов, в том числе об особенностях 

режима водных объектов, их физико-географиче-

ских, морфометрических и других особенностях);

«Водопользование» (включаются сведения: о 

водохозяйственных участках; о водоохранных зо-

нах и прибрежных защитных полосах, а также дру-

гих зонах с особыми условиями их использования; 

об использовании водных объектов, в том числе 

о водопотреблении и водоотведении; о договорах 

водопользования, в том числе об их государствен-

ной регистрации, переходе прав и обязанностей 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

228

по договорам водопользования, а также о пре-

кращении указанных договоров; о решениях о 

предоставлении водных объектов в пользование, 

в том числе об их государственной регистрации; 

об иных документах, на основании которых возни-

кает право собственности на водные объекты или 

право пользования водными объектами);

«Инфраструктура на водных объектах» (вклю-

чаются сведения: о водохозяйственных системах; 

о гидротехнических и иных сооружениях, распо-

ложенных на водных объектах).

По данным Росводресурсов на 01.01.2017 г. в 

Государственном водном реестре зарегистриро-

вано 87360 документов на право пользования во-

дными объектами, из них в 2016 г.:

– 5981 договор водопользования;

– 8378 решений о предоставлении в пользо-

вание водных объектов.

Кроме того, в ГВР содержится запись о 436 

действующих лицензиях на водопользование.

6.1.5. Схемы комплексного использования  

и охраны водных объектов

В соответствии со ст. 33 Водного кодекса 

Российской Федерации схемы комплексного ис-

пользования и охраны водных объектов (СКИОВО) 

включают в себя систематизированные материа-

лы о состоянии водных объектов и об их исполь-

зовании и являются основой осуществления водо-

хозяйственных мероприятий и мероприятий по 

охране водных объектов, расположенных в грани-

цах речных бассейнов.

Они разрабатываются в целях: 1) определе-

ния допустимой антропогенной нагрузки на во-

дные объекты; 2) определения потребностей в 

водных ресурсах в перспективе; 3) обеспечения 

охраны водных объектов; 4) определения основ-

ных направлений деятельности по предотвраще-

нию негативного воздействия вод.

Схемами комплексного использования и ох-

раны водных объектов устанавливаются:

– целевые показатели качества воды в водных 

объектах на период действия этих схем;

– перечень водохозяйственных мероприятий 

и мероприятий по охране водных объектов;

– водохозяйственные балансы, предназначен-

ные для оценки количества и степени освоения 

доступных для использования водных ресурсов 

в границах речных бассейнов и представляющие 

собой расчеты потребностей водопользователей 

в водных ресурсах по сравнению с доступными 

для использования водными ресурсами в грани-

цах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяй-

ственных участков при различных условиях во-

дности (с учетом неравномерного распределения 

поверхностного и подземного стоков вод в раз-

личные периоды, территориального перераспре-

деления стоков поверхностных вод, пополнения 

водных ресурсов подземных водных объектов);

– структура водохозяйственного баланса 

включает приходную и доходную части, позволя-

ющие определить наличие резерва или дефицита 

стока;

– лимиты забора (изъятия) водных ресурсов 

из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, 

соответствующих нормативам качества, в грани-

цах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяй-

ственных участков при различных условиях во-

дности;

– квоты забора (изъятия) водных ресурсов из 

водного объекта и сброса сточных вод, соответ-

ствующих нормативам качества, в границах реч-

ных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных 

участков при различных условиях водности в от-

ношении каждого субъекта Российской Федера-

ции;

– основные целевые показатели уменьшения 

негативных последствий наводнений и других ви-

дов негативного воздействия вод, перечень меро-

приятий, направленных на достижение этих пока-

зателей;

– предполагаемый объем необходимых фи-

нансовых ресурсов для реализации схем ком-

плексного использования и охраны водных объ-

ектов.

Уполномоченным Правительством Россий-

ской Федерации органом по разработке СКИОВО 

является Федеральное агентство водных ресурсов.

За период с 2008 по 2014 годы разработаны 

все 69 СКИОВО, которые в последствии были ут-

верждены.

6.1.6. Государственный надзор за использова-

нием и охраной водных объектов

Задачей государственного надзора за исполь-

зованием и охраной водных объектов является 

обеспечение соблюдения:

– требований к использованию и охране во-

дных объектов;

– особого правового режима использования зе-

мельных участков и иных объектов недвижимости, 

расположенных в границах водоохранных зон и зон 

специальной охраны источников водоснабжения;

– иных требований водного законодатель-

ства.

Государственный надзор за использовани-

ем и охраной водных объектов осуществляются 

уполномоченным Правительством Российской 

Федерации Федеральным органом исполнитель-

ной власти – Росприроднадзором Минприроды 

России (федеральный государственный надзор за 

использованием и охраной водных объектов) и 

органами исполнительной власти субъектов Рос-

сийской Федерации (региональный государствен-

ный надзор за использованием и охраной водных 

объектов).

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

229

В структуру Росприроднадзора входят 8 

департаментов по федеральным округам и 72 

управление в субъектах Российской Федерации. 

Деятельность Службы территориально охватыва-

ет всю Россию, включая моря, континентальный 

шельф и исключительную экономическую зону.

Объектами надзора являются юридические 

лица и индивидуальные предприниматели, в ча-

сти деятельности, связанной с природопользова-

нием и негативным воздействием на окружающую 

среду. 

Осуществление государственного надзора 

направлено на предупреждение, выявление и 

пресечение экологических правонарушений.

Росприроднадзором систематически прово-

дятся надзорные мероприятия в отношении субъ-

ектов хозяйственной деятельности, являющихся 

основными загрязнителями акватории рек и мо-

рей на территории Российской Федерации. 

По результатам проверок, а также рейдовых 

мероприятий выявляются нарушители природо-

охранного законодательства, которые привлека-

ются к административной ответственности. 

Спецификой надзора за безопасностью при-

родопользования на водных объектах является 

высокая степень динамичности водной среды и 

протекающих в ней процессов, а также многооб-

разием объектов надзора, их удаленность и труд-

нодоступность. Это предъявляет особые требова-

ния к осуществлению надзорных функций в этой 

сфере. 

Неотъемлемой частью осуществления меро-

приятий по надзору является использование цен-

тров лабораторного анализа, а также потенциала 

технических Морских дирекций, находящихся в 

оперативном подчинении Росприроднадзора.

Экологический надзор в территориальном 

море и исключительной экономической зоне так-

же находится в компетенции Росприроднадзора. 

Полномочия в данной области связаны с обе-

спечением соблюдения международных обяза-

тельств, в силу требований статьи 71 Конституции 

Российской Федерации.

Кроме непосредственно водоохранной цели, 

государственный надзор призван обеспечить так-

же соблюдение особого правового режима при 

эксплуатации земельных участков и объектов не-

движимости, которые расположены в водоохран-

ных или санитарных зонах, вблизи источников пи-

тьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В числе основных принципов охраны окру-

жающей среды - принцип платности возмещения 

вреда, как метод экономического регулирования.

Предъявление требований о возмещении 

вреда водным объектам является действенным 

инструментом по предотвращению и ликвидации 

негативного влияния производственной деятель-

ности на водные ресурсы. 

Сведения о результатах работы надзорных 

органов Росприроднадзора приведены в табли-

це 6.6.

Существенный вклад в обеспечение экологи-

ческой безопасности водных объектов вносит ре-

ализация полномочий Росприроднадзора в части 

проведения государственной экологической экс-

пертизы. 

Экспертизе федерального уровня подлежит 

вся планируемая хозяйственная и иная деятель-

ность во внутренних морских водах и территори-

альном море.

Основными нарушениями природоохранно-

го законодательства являются:

– движение и стоянка автотранспортных 

средств в пределах водоохраннных зон вне до-

рог и специально оборудованных мест, имеющих 

твердое покрытие, а также мойка автомашин;

– самовольное занятие территорий прибреж-

ных защитных полос водных объектов;

– незаконная добыча общераспространенных 

полезных ископаемых (песок, щебень) в пределах 

водоохранных зон и прибрежных защитных полос 

водных объектов;

– захламление земельных участков в грани-

цах водоохранных зон, захоронение отходов в 

пределах водоохранных зон и прибрежных защит-

ных полос водных объектов;

– пользование водным объектом без разре-

шительных документов;

– сброс неочищенных сточных вод в водные 

объекты.

В области санитарно-эпидемиологического 

благополучия населения государственный кон-

троль (надзор) за качеством питьевой воды осу-

ществляет Роспотребнадзор. 

Качество питьевой воды, подаваемой населе-

нию, определяется как санитарным благополучи-

Таблица 6.6. Результаты экологического надзора в области использования и охраны водных 

объектов за 2017 год.

Кол­во выявленных 

нарушений природо­

охранного законода­

тельства, всего

Привлечено к от­

ветственности в 

области исполь­

зования и охраны 

водных объектов

Сумма на­

ложенных 

штрафов, 

тыс. руб.

Сумма взы­

сканных 

штрафов, 

тыс. руб.

Сумма 

предъяв­

ленного 

вреда, 

тыс. руб.

Сума взы­

сканного 

вреда,  

тыс. руб.

13402

более 3000 хозяй-

ствующих субъектов

231221,45

18513,94

3051198,42

3303,21

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

 

 

источник - http://www.mnr.gov.ru/