СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 7

 

 

Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
планируются комплексные инспекции в АО "Концерн
Росэнергоатом", на Балаковской АЭС, и на Белоярской АЭС.
С 01.07.2015 сведения о результатах проверок заносятся в
федеральную государственную информационную систему "Единый
реестр проверок", оператором которой является Генеральная
прокуратура Российской Федерации. Общедоступная информация из
Единого реестра проверок размещается на специализированном сайте
в сети Интернет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23
апреля
2012 г. утверждено "Положение о режиме постоянного
государственного надзора на объектах использования атомной
энергии". Перечень объектов использования атомной энергии, в
отношении которых вводится режим постоянного государственного
надзора, определен распоряжением Правительства Российской
Федерации
(в указанный перечень входят, в частности, все
энергоблоки атомных станций).
Режим постоянного государственного надзора предусматривает
постоянное пребывание на объектах использования атомной энергии
уполномоченных должностных лиц Ростехнадзора и проведение ими
контроля состояния безопасности. Списки уполномоченных лиц по
каждому объекту с режимом постоянного надзора утверждаются
руководителями
соответствующих
межрегиональных
территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью территориальных органов Ростехнадзора. В
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
руководители организаций
(филиалов), эксплуатирующих объекты
повышенной опасности, обязаны, по предъявлении уполномоченными
лицами служебных удостоверений, предоставлять этим лицам
беспрепятственный доступ к объектам повышенной опасности,
включая документы и средства контроля безопасности.
Сведения о проведенных оперативных проверках и отдельных
мероприятиях при осуществлении постоянного надзора вносятся
уполномоченными лицами в журнал постоянного государственного
надзора. В случае выявления нарушений обязательных требований
уполномоченные лица принимают меры по пресечению таких
нарушений в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Оценки состояния безопасности эксплуатации
атомных станций Российской Федерации, выполняемые в
том числе и зарубежными экспертами, систематически
проводимые Ростехнадзором комплексные и целевые
97
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
инспекции, а также мероприятия по контролю в рамках
постоянного надзора подтверждают надлежащий уровень
безопасности атомных станций и соответствуют
требованиям Конвенции о ядерной безопасности и
принципам Венского заявления о ядерной безопасности.
98
Статья 15 "Радиационная защита"
Статья 15. Радиационная защита
15.1. Законы, нормы и правила по вопросам радиационной
защиты
В Российской Федерации радиационная защита персонала
атомных станций, населения и окружающей природной среды
регулируется следующими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами:
Федеральный закон
№ 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии";
Федеральный закон
№ 3-ФЗ "О радиационной безопасности
населения";
Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон № 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом
благополучии населения";
"Нормы радиационной безопасности" (НРБ-99/2009);
"Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности" (ОСПОРБ-99/2010);
"Общие положения обеспечения безопасности атомных станций"
(НП-001-15);
"Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных
станций" (СП АС-03);
"Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных
станций" (ПРБ АС-99);
другие нормативные документы в области обеспечения
радиационной безопасности.
В указанных документах установлены основные принципы
обеспечения радиационной безопасности:
принцип нормирования непревышение допустимых пределов
индивидуальных доз облучения граждан от всех источников
ионизирующего излучения;
принцип обоснования обоснование непревышения возможного
вреда для человека и общества, причиненного дополнительным к
естественному
радиационному фону облучением при
осуществлении деятельности с использованием источников
ионизирующего излучения;
принцип оптимизации
поддержание на возможно низком и
достижимом уровне, с учетом экономических и социальных
факторов, индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц
при использовании любого источника ионизирующего излучения.
99
Статья 15 "Радиационная защита"
Федеральным законом "О радиационной безопасности
населения" устанавливаются основные гигиенические нормативы
(допустимые пределы доз) облучения на территории Российской
Федерации в результате использования источников ионизирующего
излучения:
для населения средняя годовая эффективная доза равна
0,001 Зв, за период жизни (70 лет) 0,07 Зв; в отдельные годы
допустимы большие значения эффективной дозы (0,005 Зв) при
условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за
пять последовательных лет, не превысит 0,001 Зв;
для работников средняя годовая эффективная доза равна
0,02 Зв, за период трудовой деятельности
(50 лет)
1 Зв;
допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 Зв при
условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за
пять последовательных лет, не превысит 0,02 Зв.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения
не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и
техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы,
получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских
рентгенорадиологических процедур и лечения.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране
окружающей среды", выбросы и сбросы радиоактивных веществ в
окружающую среду допускаются на основании разрешений,
выданных Ростехнадзором, в пределах установленных нормативов.
Основные принципы и критерии обеспечения безопасности АЭС
как источника радиационного воздействия на персонал, население и
окружающую среду, сформулированы в "Общих положениях
безопасности атомных станций" (НП-001-15).
В "Нормах радиационной безопасности" и "Основных
санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности"
сформулированы общие требования к организации и проведению
дозиметрического контроля облучения персонала, требования и
нормативы воздействия ионизирующего излучения.
В соответствии с требованиями "Норм радиационной
безопасности", при нормальной эксплуатации пределы доз облучения
в течение года устанавливаются, исходя из следующих значений
индивидуального пожизненного риска: для персонала 1,010-3, для
населения
5,010-5.
При обосновании защищенности от
потенциального облучения в течение года в качестве граничных
значений обобщенного риска (произведение вероятности события,
приводящего к облучению, на вероятность смерти, связанной с
облучением) принимаются следующие значения: для персонала
-
2,010-4 1/год, для населения 1,010-5 1/год.
100
Статья 15 "Радиационная защита"
"Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности" устанавливают требования по защите людей от
вредного радиационного воздействия.
С учетом достигнутого уровня безопасности АЭС в режиме
нормальной эксплуатации (фактические выбросы и сбросы АЭС по
каждому фактору воздействия составляют дозу облучения лиц из
населения менее 10 мкЗв в год) радиационный риск для населения при
эксплуатации АЭС является безусловно приемлемым (< 10-6 в год).
"Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных
станций" регламентируют и регулируют выполнение санитарно-
гигиенических требований обеспечения радиационной безопасности
персонала и населения, охраны окружающей среды не только при
эксплуатации АЭС, но и при проектировании атомных станций.
"Правила радиационной безопасности при эксплуатации АС"
регламентируют прежде всего организационные и санитарно-
гигиенические требования обеспечения радиационной безопасности
персонала при эксплуатации АЭС.
15.2. Радиационное воздействие на персонал атомных станций
Исходя из принципов обеспечения радиационной безопасности,
принятых мировым сообществом, АО "Концерн Росэнергоатом"
последовательно проводит политику по внедрению и реализации на
атомных станциях методологии оптимизации радиационной защиты,
заключающейся в поддержании на возможно низком и достижимом
уровне с учетом экономических и социальных факторов доз
облучения персонала и числа облучаемых лиц.
В результате реализации организационных и технических
мероприятий на атомных станциях наблюдается снижение
облучаемости персонала. За период с
1995 по 2015 гг. значение
коллективной дозы облучения снижено более чем в три раза, а также
минимизировано количество работников, у которых индивидуальные
дозы облучения превышают контрольный уровень, равный 18 мЗв в
год (20 мЗв в год - до 2010 г. включительно).
В целях повышение уровня радиационной защиты персонала на
АЭС в условиях увеличения объемов радиационно-опасных работ,
оптимизации индивидуальных доз облучения персонала и количества
облучаемых на АЭС лиц в АО "Концерн Росэнергоатом" в период
2010-2014 гг. реализована Программа оптимизации радиационной
защиты персонала на АЭС АО "Концерн Росэнергоатом".
В настоящее время текущие дозозатраты персонала на АЭС с
реакторами типа ВВЭР и БН практически достигли оптимального
уровня, сопоставимого с аналогичными показателями зарубежных
101
Статья 15 "Радиационная защита"
АЭС. На АЭС с реакторами типа РБМК, в силу их конструктивных
особенностей, дозозатраты персонала превышают дозозатраты на
энергоблоках АЭС с другими типами реакторных установок.
Вместе с тем, возможность дальнейшего снижения дозозатрат
на АЭС с РБМК, а также поддержания на достигнутом уровне доз
облучения персонала на АЭС с ВВЭР и БН ограничена, что
обусловлено как достигнутым уровнем, так и увеличением объемов
радиационно-опасных работ, связанных с необходимостью
выполнения
мероприятий
по
повышению безопасности,
эффективности работы действующих энергоблоков АЭС, а также по
выводу отдельных энергоблоков из эксплуатации.
В целях дальнейшей оптимизации радиационной защиты
персонала АЭС в 2015 г. введена в действие "Программа оптимизации
радиационной защиты персонала на АС", предусматривающая
выполнение в период
2015-2019 гг. комплекса мероприятий по
совершенствованию организации выполнения радиационно-опасных
работ, улучшению радиационной обстановки на оборудовании и в
помещениях АЭС, сокращению времени пребывания персонала в
полях ионизирующего излучения, совершенствованию приборного и
методического обеспечения радиационного контроля.
На рисунке
15.1
представлены
усредненные
за
последовательные трехлетние периоды значения годовых
коллективных доз облучения.
РБМК
12
Все АЭС
10
8
ВВЭР
6
Несерийные (ЭГП,
4
АМБ, БН)
2
0
Рисунок 15.1. Усредненные коллективные дозы облучения на АЭС
России для АЭС различными типами реакторных установок
(чел.Зв/блок)
102
Статья 15 "Радиационная защита"
Значения коллективных доз облучения персонала в
2015 г.
сравнимы с аналогичными показателями предыдущего года и
определяются в основном объемами плановых ремонтных работ,
выполненными на атомных станциях в 2015 г. (см. рисунок 15.2).
5
4.
4
5
3.
2013
3
2014
5
2.
2015
2
1.5
1
0 .5
0
Все КУР СМО ЛЕН БИЛ НВО КОЛ КЛН БАЛ БЕЛ РСТ
АЭС
Рисунок 15.2. Коллективные дозы облучения на АЭС России
в 2013-2015 гг. (чел.Зв/блок)
Основные пределы доз, равные 50 мЗв в год и 100 мЗв за любые
последовательные пять лет, за отчетный период (2013-2015 гг.) не
были превышены ни на одной АЭС. Количество персонала,
индивидуальные дозы облучения которого не превысили
1 мЗв
(основной предел доз для населения), составило более 80 % от числа
работников, состоящих на дозиметрическом контроле.
В период 2013-2015 гг., как и в предыдущие годы, на АЭС
России не было инцидентов, сопровождавшихся радиационными
последствиями, не было случаев несанкционированного поступления
радионуклидов в окружающую среду.
15.3. Радиационный контроль окружающей среды
Все атомные станции России оснащены системами очистки
сбросного воздуха от радионуклидов в газообразной и аэрозольной
формах.
В соответствии с п.6.6.2 СП АС-03, контроль за объектами
окружающей среды включает в себя:
103
Статья 15 "Радиационная защита"
контроль мощности дозы гамма-излучения и годовой дозы на
местности;
контроль
загрязнения
атмосферного
воздуха,
почвы,
растительности, воды открытых водоемов;
контроль загрязнения продуктов питания и кормов местного
производства.
Отбор проб окружающей среды производится в СЗЗ и ЗН АЭС.
Постоянные пункты наблюдения выбирают преимущественно в
населенных пунктах и местах, доступных для подъезда автомашин и
обслуживания в течение всего года. Пункты наблюдения располагают
относительно АЭС с учетом господствующих направлений ветров в
данной местности.
Обязательной составной частью радиационного контроля
окружающей среды (РКОС) является измерение гамма-фона в районе
расположения АЭС. Измерение гамма-фона на местности должно
производиться на территориях СЗЗ и ЗН АЭС.
РКОС осуществляется в автоматизированном режиме системой
АСКРО с передачей информации в Единую государственную
автоматизированную систему мониторинга радиационной обстановки
на территории Российской Федерации (ЕГАСМРО). Требования по
передаче информации, получаемой от АСКРО, определяются
нормативно-правовой документацией на ЕГАСМРО.
Фактические газоаэрозольные выбросы и жидкие сбросы в
режиме нормальной эксплуатации энергоблоков АЭС, как за отчетный
период, так и в предыдущие годы, были значительно ниже значений
допустимых выбросов и сбросов. При таком поступлении
радионуклидов в окружающую среду радиационные риски для
населения за счет плановых выбросов радионуклидов за пределы АЭС
в режиме нормальной эксплуатации являются приемлемыми и
создают дозу менее 10 мкЗв/год (риск менее 10-6 1/год).
15.4. Надзор за радиационной защитой персонала АЭС, населения
и окружающей среды
Надзор за радиационной защитой персонала АЭС, населения и
окружающей среды в районах расположения АЭС выполняет
Управление
государственного
санитарно-эпидемиологического
надзора Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) при
Министерстве здравоохранения Российской Федерации, его
территориальные органы.
Полный перечень нормативных правовых актов в области
радиационной безопасности персонала АЭС, населения и
окружающей среды, включая ведомственные, доступен на
104
Статья 15 "Радиационная защита"
официальном сайте ФМБА России
(www.fmbaros.ru ). Штатное
количество работников территориальных органов ФМБА России,
задействованных в надзоре за радиационной безопасностью на
атомных станциях, составляет около 50 человек.
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов,
периодичность плановых проверок АЭС, осуществляемых ФМБА,
составляет один раз в два года.
В период с 2012 по 2015 гг. территориальными органами ФМБА
России проведены плановые проверки всех действующих АЭС.
Количество внеплановых проверок АЭС, проведенных
территориальными органами ФМБА России за отчетный период,
составило 4-5 проверок в год. Внеплановые проверки проводились:
с целью контроля выполнения ранее выданных предписаний;
в связи с письменными обращениями граждан, депутатов,
общественных организаций;
в связи с извещениями о подозрениях профзаболеваний и
расследовании случаев травм;
с целью выполнения требований прокуратуры, распоряжения
вышестоящего органа.
Ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы
радиоактивных веществ в окружающую среду и устанавливает
нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ
в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов
радиоактивных веществ в водные объекты. Систематически
проводятся комплексные и целевые инспекции Ростехнадзора и
органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора по
оценке безопасности конкретных АЭС. По результатам этих
инспекций выдаются соответствующие предписания и рекомендации.
На АЭС осуществляется постоянный контроль состояния
радиационной защиты персонала АЭС, населения и поступления
радиоактивных веществ в окружающую среду. Результаты контроля в
виде ежемесячных, квартальных и годовых отчетов представляются в
надзорные органы и Эксплуатирующую организацию.
В рамках подписанного в
2010 г. Соглашения между
Ростехнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством о
взаимодействии в области государственного регулирования
радиационной безопасности при использовании атомной энергии
систематически проводятся комплексные и целевые инспекции
Ростехнадзора
и
органов
государственного
санитарно-
эпидемиологического надзора по оценке безопасности конкретных
АЭС. По результатам этих инспекций выдаются соответствующие
предписания и рекомендации.
105
Статья 15 "Радиационная защита"
В Российской Федерации обеспечена радиационная
защита персонала АЭС, населения и окружающей среды при
нормальной эксплуатации атомных станций. Дозы
облучения персонала находятся на низком уровне и не
превышают установленных нормативных значений.
Создаваемый радиационным воздействием АЭС на население
и окружающую среду при нормальной эксплуатации АЭС за
счет газоаэрозольных выбросов и жидких сбросов,
дополнительный радиационный риск является безусловно
приемлемым.
106
Статья 16 "Аварийная готовность"
Статья 16. Аварийная готовность
16.1. Нормативное регулирование вопросов аварийной готовности
на площадке АЭС и за ее пределами
Вопросы защиты персонала и населения в случае возникновения
аварий на атомных станциях в России регулируются рядом
нормативных требований. Эти нормативные требования разработаны
с учетом российского и международного опыта и учитывают
рекомендации, содержащиеся в нормах безопасности МАГАТЭ по
безопасности GSR, часть 3, GSR, часть 7 и Рекомендации МКРЗ от
2007 г. (публикация 103).
Российская Федерация участвует в международных
соглашениях
(конвенциях), затрагивающих вопросы аварийной
готовности, в том числе в части аварий с трансграничными
последствиями:
в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном пространстве, 1991 г.;
в Конвенции об оказании помощи в случае ядерной аварии или
радиационной аварийной ситуации, 1987 г.;
в Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии,
1986 г.
Вопросы аварийной готовности на АЭС и за ее пределами,
регулируются следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии";
Федеральный закон "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";
"Положение о единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций";
"Положение о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации и организации экстренной
помощи атомным станциям в случае радиационно-опасных
ситуаций" (НП-005-16);
"Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в
случае аварий на атомной станции" (НП-015-12);
"Нормы радиационной безопасности";
"Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности" и другие.
Как отмечалось в предыдущих Национальных докладах
Российской Федерации, указанные нормативные документы
107
Статья 16 "Аварийная готовность"
направлены на предупреждение возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций и снижение размеров ущерба от них.
16.2. Осуществление мероприятий по обеспечению аварийной
готовности, планы аварийной готовности АЭС
В соответствии с действующими законами и положениями, в
Российской Федерации создана и функционирует Единая
государственная
система
предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), постоянно действующим органом
управления которой является Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и
ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). РСЧС
состоит из функциональных и территориальных подсистем, и
действует на федеральном, межрегиональном, региональном,
муниципальном и объектовом уровнях
(см. рисунок
16.1) и
охватывает все территории (регионы) России. Органом повседневного
управления РСЧС является Национальный центр управления
кризисными ситуациями МЧС России.
Рисунок 16.1. Структура Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
108
Статья 16 "Аварийная готовность"
характера", постановлением Правительства Российской Федерации
утверждена классификация ЧС природного и техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций служит основанием для
формирования и заблаговременной подготовки соответствующих сил
и средств для ликвидации ЧС и их последствий. Классификация
чрезвычайных событий природного и техногенного характера
приведена в таблице 16.1 шестого Национального доклада.
МЧС России организует взаимодействие и координацию
деятельности сил и средств органов исполнительной власти (в том
числе, Ростехнадзора), местного самоуправления и организаций при
ликвидации последствий аварий на АЭС и оперативном управлении за
пределами АЭС. МЧС России организует подготовку и использование
аварийно-спасательных подразделений для оперативной локализации
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В рамках Госкорпорации "Росатом" функционирует Отраслевая
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
атомных станциях и других объектах атомного энергетического
комплекса (ОСЧС), которая является функциональной подсистемой
РСЧС. В соответствии с Положением об ОСЧС, на всех
эксплуатируемых атомных станциях функционируют станционные
(объектовые) системы предупреждения и действий при чрезвычайных
ситуациях. Описание структуры РСЧС приведено в разделе
16
шестого Национального доклада.
На уровне Эксплуатирующей организации координацию
действий с другими организациями, участвующими в реагировании
при возникновении радиационной аварии или радиационно-опасной
ситуации, а также при возникновении ЧС, вызванных техногенными и
природными факторами, угрозой террористических актов, которые
могут повлечь радиационную аварию, осуществляет Группа оказания
экстренной помощи атомным станциям (ОПАС) (см. рисунок 16.2).
109
Статья 16 "Аварийная готовность"
Рисунок 16.2. Группа оказания экстренной помощи атомным
станциям
Ключевыми элементами в структуре противоаварийной
поддержки АЭС являются: Кризисный центр (КЦ) АО "Концерн
Росэнергоатом",
Ситуационно-кризисный
центр
(СКЦ)
Госкорпорации "Росатом", Информационно-аналитический центр
(ИАЦ) Ростехнадзора и Центры технической поддержки
(ЦТП),
которые созданы в проектных и конструкторских организациях и в
ведущих российских институтах и предприятиях. Схема
информационного взаимодействия организаций, входящих в систему
аварийного реагирования, приведена в разделе
16 шестого
Национального доклада. Действия СКЦ, КЦ, ИАЦ и ЦТП
скоординированы, Центры работают в круглосуточном режиме.
На объектовом
(станционном) уровне директор атомной
станции является ответственным за выполнение работ по
предупреждению и ликвидации ЧС в пределах санитарно-защитной
зоны АЭС и за реализацию "Плана мероприятий по защите персонала
в случае аварии на атомной станции".
Порядок осуществления мер по обеспечению аварийной
готовности российских АЭС и введения в действие "Плана
мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной
станции" определен федеральными нормами и правилами в области
использования атомной энергии "Положение о порядке объявления
аварийной обстановки, оперативной передачи информации и
110
Статья 16 "Аварийная готовность"
организации экстренной помощи атомным станциям в случае
радиационно-опасных ситуаций" (НП-005-16), в котором установлены
критерии для введения на АЭС состояний "Аварийная готовность" и
"Аварийная обстановка".
Совершенствование мер по обеспечению аварийной
готовности и реагирования, включая меры в отношении
многоблочных площадок, подходы и методы оценки параметров
источника выброса
По результатам анализа защищенности российских АЭС от
экстремальных внешних воздействий и анализа готовности атомных
станций к управлению запроектными авариями, включая тяжелые
аварии, АО "Концерн Росэнергоатом" разработаны краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные мероприятия. Краткосрочные и
среднесрочные мероприятия выполнены полностью и приведены в
Приложении
5 настоящего Доклада. Долгосрочные мероприятия
выполняются в установленные сроки. На всех АЭС и в Кризисном
центре АО "Концерн Росэнергоатом" завершается реализация
следующих мероприятий по повышению противоаварийной
готовности:
создание и модернизация подвижных пунктов управления
(подвижных узлов связи) руководителей аварийных работ и
руководителя Группы оказания экстренной помощи атомным
станциям (ОПАС);
организация резервных цифровых каналов связи между АЭС и
защищенными пунктами управления противоаварийными
действиями (ЗПУПД), а также Кризисным центром АО "Концерн
Росэнергоатом";
реализован проект по обеспечению гарантированного и
бесперебойного электропитания узлов связи АЭС, узлов связи
защищенных пунктов управления противоаварийными действиями
на АЭС, в городе и в районе эвакуации.
В рамках обеспечения аварийной готовности разработаны и
установлены методики определения параметров аварийного выброса,
которые являются исходными данными для оценки радиационных
последствий аварии. При определении радиационных последствий
аварии, учитываются положения проектной и эксплуатационной
документации, базы данных по возможным радиационным авариям,
расчеты с использованиям специализированных программных
средств, результаты контроля технологических и радиационных
параметров, а также экспертные оценки.
111
Статья 16 "Аварийная готовность"
В федеральные нормы и правила в области использования
атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности
атомных станций" (НП-001-15) введено требование о необходимости
предусматривать в планах мероприятий по защите персонала и
населения меры на случай одновременного возникновения
запроектных аварий на нескольких блоках АЭС и иных ОИАЭ,
расположенных на площадке АЭС, которые сопровождаются
нарушениями инфраструктуры вне площадки АЭС
(например,
блокированием подъездных путей, нарушениями электроснабжения
АЭС, нарушениями связи).
Выполнение
противоаварийных
мероприятий
на
проектируемых и сооружаемых АЭС
Мероприятия по повышению устойчивости к экстремальным
внешним воздействиям сооружаемых АЭС, а также проектируемых
АЭС по объему и содержанию аналогичны мероприятиям,
внедряемым на действующих АЭС. К таким мероприятиям относятся:
анализ защищенности объектов АЭС при экстремальных внешних
воздействиях по методике, предложенной Ростехнадзором;
программа реализации дополнительных проектных решений для
снижения последствий запроектных аварий на АЭС, в том числе
установка дополнительного мобильного противоаварийного
оборудования
(дизель-генераторов, передвижных насосных
установок, мотопомп и др.).
Выполненные анализы защищенности АЭС показали наличие
организационно-технических
особенностей
мероприятий по
повышению устойчивости энергоблоков АЭС в зависимости от
конкретного проекта АЭС. Так, на сооружаемых энергоблоке № 4
Ростовской АЭС и энергоблоке № 4 Белоярской АЭС практически
полностью были повторены мероприятия, принятые для аналогичных
эксплуатируемых
энергоблоков
АЭС. На сооружаемых
Нововоронежской АЭС-2
(проект АЭС-2006) и Курской АЭС-2
(проект ВВЭР-ТОИ) в проекте предусмотрены дополнительные
технические средства отвода тепла к конечному поглотителю от
реактора и бассейна выдержки отработавшего топлива в виде
альтернативного промконтура с воздушной вентиляторной градирней,
питающейся от автономного дизель-генератора.
Выполнение дополнительных противоаварийных мероприятий
на сооружаемых и проектируемых АЭС позволяет повысить
устойчивость атомных станций к природным и техногенным
воздействиям, в части:
112

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/