СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 5

 

 

Статья 10 "Приоритетность безопасности"
ядерной и радиационной безопасности. В Заявлении о политике
указано, что вся деятельность Ростехнадзора направлена на
обеспечение приоритета безопасности, на создание условий, при
которых гарантируется защита персонала, населения и окружающей
природной среды от недопустимого радиационного воздействия и
предотвращается
неконтролируемое
распространение
и
использование ядерных материалов.
В рамках экспертизы обоснования безопасности при
лицензировании, а также в рамках инспекционно-надзорной
деятельности Ростехнадзор проводит анализ состояния культуры
безопасности. Требования к формированию и поддержанию культуры
безопасности содержатся в федеральных нормах и правилах "Общие
положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15).
Согласно требованиям указанного документа, "у всех работников и
организаций, связанных с размещением, сооружением, эксплуатацией
и выводом из
эксплуатации
АЭС, проектированием,
конструированием и изготовлением их систем и элементов, должна
формироваться и поддерживаться культура безопасности.
Основные требования по формированию культуры
безопасности, регламентированные вышеупомянутым нормативным
документом, приведены в предыдущем подразделе настоящего
Доклада.
В целях выполнения вышеуказанных
требований
Ростехнадзором разрабатывается руководство по безопасности
"Рекомендации по формированию и поддержанию культуры
безопасности на атомных станциях".
В Российской
Федерации
Эксплуатирующей
организацией и Ростехнадзором проводится политика
приоритетности безопасности, включающая, в том числе,
деятельность по формированию и поддержанию культуры
безопасности, нацеленная на обеспечение безопасности
атомных станций.
65
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
Статья 11. Финансовые и людские ресурсы
11.1. Финансовые ресурсы Эксплуатирующей организации
Для обеспечения выполнения обязанностей Эксплуатирующей
организацией,
осуществляющей деятельность
в
области
использования атомной энергии, Федеральной антимонопольной
службой (ФАС России) ежегодно устанавливается объем денежных
средств, необходимый для безопасной эксплуатации атомных
станций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 января 2002 г. "Об утверждении Правил отчисления
предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо
радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты
(атомные станции), средств для формирования резервов,
предназначенных для обеспечения безопасности АЭС на всех стадиях
их жизненного цикла и развития" (с учетом внесения изменений
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября
2012 г.) эксплуатирующие организации производят отчисления
средств:
в резерв, предназначенный для финансирования затрат на
ядерную, радиационную, техническую и пожарную безопасность
при эксплуатации атомных станций, содержание и оснащение
аварийно-спасательных формирований, оплату их работ (услуг) - в
размере не более
10
% выручки, полученной АО "Концерн
Росэнергоатом" от реализации товаров (работ, услуг), связанных с
использованием атомной энергии;
в резерв, предназначенный для финансирования затрат на
физическую защиту, учет и контроль ядерных материалов на
атомных станциях - в размере не более 2 % выручки АО "Концерн
Росэнергоатом";
в резерв, предназначенный для финансирования затрат на развитие
атомных станций
- на основании ежегодно утверждаемого
Госкорпорацией "Росатом" по согласованию с Министерством
экономического развития Российской Федерации, Министерством
энергетики
Российской
Федерации
и
Федеральной
антимонопольной службой перечня объектов
капитального
строительства инвестиционной программы АО "Концерн
Росэнергоатом", финансируемых в очередном финансовом году;
в резерв, предназначенный для финансирования затрат по выводу
из эксплуатации атомных станций и проведению научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ - в размере не
более 3,2 % выручки АО "Концерн Росэнергоатом";
66
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
в резерв, предназначенный для финансирования затрат на
захоронение радиоактивных отходов - исходя из прогноза объемов
радиоактивных отходов,
передаваемых АО "Концерн
Росэнергоатом" национальному оператору, а также исходя из
тарифов на захоронение радиоактивных отходов - в размере не
более 1,5 % выручки АО "Концерн Росэнергоатом".
Создание целевых резервов позволяет АО "Концерн
Росэнергоатом" формировать достаточно средств для осуществления
функций Эксплуатирующей организации и обеспечивать безопасность
атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития с
соблюдением всех норм и требований законодательства Российской
Федерации. Размеры отчислений в резервы, формируемые в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 ноября 2012 г., представлены в Таблице 11.1.
Таблица 11.1. Размеры отчислений АО "Концерн Росэнергоатом" в
резервы в 2013-2015 гг. (млн. руб.)
Показатель
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Резерв по обеспечению
безопасности
7701
8091
8411
(ЯРТиПБ)
Резерв по обеспечению
физической защиты, учета
3853
4627
4732
и контроля ядерных
материалов
Резерв по обеспечению
вывода из эксплуатации
6214
7533
7916
АЭС
Резерв по обеспечению
49796
47755
47688
развития АЭС
Резерв по обеспечению
захоронения
2890
2570
2187
радиоактивных отходов
Размеры финансирования мероприятий по модернизации АЭС,
осуществляемого за счет средств долгосрочной инвестиционной
программы АО "Концерн Росэнергоатом", указаны в Таблице 11.2.
67
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
Таблица
11.2. Финансирование мероприятий АО "Концерн
Росэнергоатом" по модернизации АЭС в 2013-2015 гг. (млн. руб.)
Финансирование программы мероприятий обеспечения безопасной и устойчивой
работы действующих энергоблоков АЭС
2013 г.
2014 г.
2015 г.
23387
24421
24104
Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами в случае
радиационной аварийной ситуации обеспечивается страхованием
гражданской ответственности по ядерным рискам. Более подробно
этот механизм описан в разделе по Статье 9 настоящего Доклада.
11.2. Людские ресурсы Эксплуатирующей организации
В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии" Эксплуатирующая организация
обеспечивает подбор, подготовку и поддержание квалификации
работников АЭС.
Система комплектования и подготовки персонала в
эксплуатирующей организации базируется на требованиях
нормативных документов к основным видам деятельности по работе с
персоналом АЭС:
подбору персонала и оформлению приема на работу;
подготовке на должность;
поддержанию квалификации;
профессиональной подготовке и повышению квалификации.
Аналогичные требования предъявляются Эксплуатирующей
организацией к персоналу организаций, предоставляющих услуги
АЭС по проектированию, техническому обслуживанию, наладке и
испытаниям энергетического оборудования.
Общая численность персонала АО "Концерн Росэнергоатом" на
31.07.2016 - около 39000 человек.
В настоящее время все АЭС России обеспечены
квалифицированным персоналом, необходимым для эксплуатации,
технического обслуживания и ремонта основного и вспомогательного
оборудования, осуществления управленческих, хозяйственных и
других функций. Общая численность оперативного персонала АЭС на
31.07.2016 составляет около 9000 человек.
Численность контрактного персонала АЭС, выполняющего
ремонтные, наладочные работы, транспортные, хозяйственные и др.
услуги, составляет около 18500 человек.
68
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
Оценка достаточности персонала на АЭС ведется:
для оперативного персонала - на основании количества рабочих
мест, прогнозируемой явочной численности, графика работы смен;
для ремонтного персонала - с использованием методики оценки
трудоемкости работ, с учетом основных экономических сметных
нормативов выполняемых работ.
Методы, используемые для анализа компетенции,
доступности и достаточности персонала, требуемого для
проведения работ в связи с серьезной аварией
Структура противоаварийной поддержки подробно описана в
разделе по Статье 16 настоящего Доклада.
Компетентность персонала АЭС и подрядных организаций,
входящих в формирования АЭС, предназначенные для ликвидации
ЧС на АЭС, оценивается:
в ходе проведения опроса или тестирования по итогам занятий по
ГО и ЧС, проводимым с персоналом АЭС и подрядных
организаций, ежегодно в соответствии с Примерными
программами обучения, разработанными МЧС России;
в ходе проведения учений и тренировок на АЭС;
в ходе проверки нештатных спасательных групп АЭС
аттестационными комиссиями АЭС или отраслевой комиссией АО
"Концерн Росэнергоатом", Ростехнадзором.
Доступность и достаточность перечисленных сил и средств
оценивается в ходе проведения учений и тренировок на АЭС
(например, комплексных противоаварийных учений с группой ОПАС
на АЭС, командно-штабных учений, проводимых на АЭС по планам
МЧС России и Минобороны России).
Ростехнадзором проводится оценка противоаварийных учений,
проводимых Эксплуатирующей организацией в соответствии со
специально разработанной методикой.
11.3. Подготовка, обучение и поддержание квалификации
персонала
Деятельность по подготовке персонала атомных станций
осуществляется в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации и включает в себя:
формирование квалификационных знаний, умений, навыков перед
допуском работника АЭС к самостоятельной работе;
69
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
сохранение и развитие квалификационных знаний и
производственных навыков в процессе трудовой деятельности, в
том числе при изменении производственных условий.
Уровень квалификации и опыта определяется на основании
требований Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих; квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и других
служащих; единого тарифно-квалификационного справочника работ и
профессий рабочих. С
1 июля
2016 г. введены в действие
профессиональные стандарты в части требований к квалификации,
необходимой для выполнения трудовых функций, оказывающих
воздействие на безопасность.
Подходы, применяемые к подготовке, обучению и поддержанию
квалификации персонала АО "Концерн Росэнергоатом", подробно
описаны в предыдущих Национальных докладах.
Основными поставщиками внешних образовательных услуг для
АО "Концерн Росэнергоатом" являются:
"Центральный институт повышения квалификации" (НОУ ДПО
ЦИПК),
Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
(НИЯУ МИФИ),
Учебно-методический центр (УМЦ) АО "ВНИИАЭС",
Федеральное государственное учреждение дополнительного
профессионального образования "Петербургский энергетический
институт повышения квалификации (ФГАОУ ДПО "ПЭИПК"),
Нововоронежский и Смоленский Учебно-тренировочные центры
(УТЦ) АО "Атомтехэнерго".
В соответствии со стандартами Эксплуатирующей организации,
на АЭС работают учебно-тренировочные подразделения (УТП АЭС).
УТП АЭС проходят процедуру аттестации
(УТП всех атомных
станций аттестованы). УТП АЭС располагают учебно-материальной
базой, достаточной для подготовки и поддержания квалификации
персонала АЭС. В зданиях и помещениях, закрепленных за УТП АЭС,
оборудованы аудитории для теоретического обучения персонала,
классы для специализированного обучения, лаборатории и
мастерские. Учебные помещения оснащены полномасштабными и
аналитическими тренажерами
(ПМТ и АТ), тренажерными
обучающими системами, учебными стендами.
На АЭС работают лаборатории психофизиологического
обеспечения
(ЛПФО), целью деятельности которых является
практическое решение комплексных задач по повышению и
поддержанию должного уровня надежности человеческого фактора
для обеспечения безопасной и эффективной работы АЭС, в числе
70
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
которых психолого-педагогическое сопровождение процессов
подготовки, поддержания и повышения квалификации персонала.
Подготовка персонала осуществляется групповым или
индивидуальным методом обучения и включает:
теоретическую подготовку;
стажировку на рабочем месте
(если требуется по данной
должности);
практическую подготовку с использованием технических средств
обучения (если требуется по данной должности);
первичную проверку знаний.
Выполнение лицами из числа персонала определенных видов
деятельности в области использования атомной энергии
осуществляется при наличии у них разрешений, выдаваемых
Ростехнадзором.
Поддержание квалификации персонала АЭС осуществляется
ежегодно по программам поддержания квалификации и направлено на
обеспечение поддержания профессиональных знаний и практических
навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Поддержание квалификации осуществляется в УТП АЭС,
подразделениях АЭС и в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность.
Программы
поддержания
квалификации персонала АЭС разрабатываются в соответствии с
требованиями стандарта Эксплуатирующей организации СТО
1.1.1.01.004.0441-2008 "Программы подготовки на должность
(профессию) и поддержания квалификации персонала атомных
станций. Основные требования".
Критерии оценки квалификации персонала АЭС установлены
Эксплуатирующей организацией.
Повышение квалификации персонала АО "Концерн
Росэнергоатом" носит непрерывный характер, проводится по мере
необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей
трудовой деятельности работников.
В
2015 г. общее количество часов обучения работников
действующих атомных станций составило 4064148 часов, в том числе
внутреннее обучение составило 3106682 часов, внешнее обучение
составило
957466 часов. В среднем на каждого работника
действующих атомных станций приходилось 117,4 часов (89,7 часов
внутреннего обучения и 27,7 часов внешнего обучения).
Затраты на внешнее
(по отношению к УТП и УТЦ АЭС)
обучение работников АО "Концерн Росэнергоатом" в
2015 г.
составили 325903 тыс. рублей.
71
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
В АО "Концерн Росэнергоатом" проводится периодическая
проверка знаний персонала АЭС
(первичная, перед допуском
работника к самостоятельной работе, очередная и внеочередная).
Объем знаний, подлежащих проверке, определяется
должностными инструкциями, инструкциями по охране труда,
радиационной и пожарной безопасности. Работники, в обязанности
которых входит замещение вышестоящих руководителей, обязаны
проходить проверку знаний также и в объеме требований
должностной инструкции по замещаемой должности.
Результаты проверки знаний вносятся в квалификационное
удостоверение.
Внеочередная проверка знаний работников АЭС проводится:
при установке нового оборудования, реконструкции или
модернизации оборудования и технологических систем;
при нарушении работником АЭС правил, норм и инструкций;
по
требованию
органов
государственного
надзора,
государственной инспекции труда, Эксплуатирующей организации
при нарушениях требований охраны труда или недостаточных
знаниях;
по результатам работы комиссий, расследовавших несчастный
случай на производстве, пожар или нарушение в работе АЭС;
при перерыве в работе в должности
(по профессии) свыше
6 месяцев;
при введении в действие новых или пересмотренных норм и
правил;
при переводе работника на другую должность, требующую
дополнительных знаний.
Внеочередная проверка знаний не отменяет сроки проведения
очередной проверки знаний.
Учет опыта эксплуатации в процессе подготовки, поддержания
и повышения квалификации персонала АЭС обеспечивается путем:
включения тем по изучению опыта эксплуатации в тематические
планы программ подготовки и поддержания квалификации, в том
числе информационных сообщений об опыте эксплуатации,
отчётов о расследовании нарушений в работе АЭС, актов
расследования несчастных случаев на производстве и информации
о других событиях;
ежегодного проведения обучения работников АО "Концерн
Росэнергоатом" в образовательных учреждениях по программам:
"Анализ причин событий на АЭС и работа в комиссиях по
расследованию причин событий на АЭС", "Анализ и
использование опыта эксплуатации АЭС";
72
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
включения тематик, связанных с анализом использования опыта
эксплуатации АЭС, в обучение инструкторского персонала;
ввода в действие в АО "Концерн Росэнергоатом" "Программы
подготовки персонала, привлекаемого к работам по
расследованию и анализу причин, значимых для безопасности и
надежности событий на атомных станциях";
проведения в производственных подразделениях АЭС
ежемесячных занятий с персоналом по разбору нарушений в
работе АЭС;
обеспечения психологической поддержки оперативного персонала,
принимающего ответственные решения, с организацией лекций,
практических занятий, и ролевых игр.
Продолжается работа по актуализации программ подготовки
персонала, расширению учебно-материальной базы, в том числе
оборудованию новых учебных помещений, модернизации и созданию
технических средств обучения, разработке учебно-методических
материалов.
АО "Концерн Росэнергоатом" традиционно уделяет большое
внимание совершенствованию учебно-материальной базы подготовки
персонала Концерна, которое осуществляется как Эксплуатирующей
организацией, так и атомными станциями.
Планы АО "Концерн Росэнергоатом" по поддержанию и
повышению квалификации персонала новых энергоблоков
предусматривают:
пересмотр и обновление учебно-методических материалов с
учетом требований федеральных законодательных и нормативных
документов и опыта эксплуатации;
внедрение
функционального
модуля
распределенной
автоматизированной
системы
управления
технической
документацией;
ввод в эксплуатацию здания учебно-тренировочного центра
Ленинградской АЭС-2;
обучение персонала строящихся энергоблоков Ленинградской
АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2 на полномасштабных
тренажерах;
ввод в эксплуатацию полномасштабного тренажера для обучения
персонала энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭС;
проведение подготовительных работ по сооружению здания УТП
Белоярской АЭС.
73
Статья 11 "Финансовые и людские ресурсы"
АО "Концерн Росэнергоатом" обладает необходимыми
финансовыми ресурсами, которые позволяют обеспечить
безопасную эксплуатацию действующих АЭС, а также
подготовку и поддержание квалификации персонала АЭС.
Все атомные станции обеспечены квалифицированным
персоналом.
Поддержание
квалификации
персонала
АЭС
осуществляется с использованием современных технических
средств обучения,
включая полномасштабные и
аналитические тренажеры.
74
Статья 12 "Человеческий фактор"
Статья 12. Человеческий фактор
12.1. Методы по предотвращению ошибок персонала
Для обеспечения безопасной эксплуатации энергоблоков АЭС
ведется постоянная работа по предотвращению ошибок персонала.
Для выявления и анализа причин нарушений в работе АЭС,
подготовки корректирующих и предупреждающих мер АО "Концерн
Росэнергоатом" применяются с 2011 г. "Методические указания по
анализу причин событий, значимых для безопасности и надежности,
пожаров, несчастных случаев, повреждений зданий и сооружений на
атомных станциях"
(РД ЭО 1.1.2.09.0095-2010), разработанные с
учетом методологии АССЕТ МАГАТЭ
(IAEA-TECDOC-632) и
методологии Института эксплуатации атомных электростанций
(ИНПО) США (INPO 90-004).
В процессе расследования событий на АЭС специалистом-
психологом проводится психологический анализ причин ошибочных
действий персонала в каждом конкретном событии. По результатам
проведенного анализа устанавливаются причины, которые привели к
ошибке в действиях человека, а также факторы (организационные,
психологические), их вызвавшие.
Проводится анализ эргономических характеристик рабочих мест
на БЩУ, ЦЩУ и других щитах и пультах управления на АЭС. По
результатам
анализа
разрабатываются
рекомендации
по
совершенствованию мнемосхем БЩУ, улучшению освещения,
вентиляции и компоновки рабочих мест.
На АЭС функционирует система обратных связей по опыту
эксплуатации АЭС. Все значительные отклонения от режимов
нормальной эксплуатации в работе оборудования и систем АЭС
подвергаются комиссионному расследованию. На основе анализа
причин, вызвавших нарушение в работе АЭС или отклонение на АЭС,
разрабатываются корректирующие и предупреждающие меры,
которые направлены на предотвращение повторения аналогичных
событий в будущем.
В производственных подразделениях АЭС ежемесячно
проводятся занятия с персоналом по разбору нарушений в работе
АЭС.
С целью эффективного использования опыта эксплуатации АЭС
АО "Концерн Росэнергоатом" поддерживается функционирование
Отраслевой информационно-аналитической системы по опыту
эксплуатации АЭС (ОИС ОЭ). В рамках этой системы организованы
сбор, обработка, хранение, анализ и распространение информации о
различных эксплуатационных данных российских и зарубежным
75
Статья 12 "Человеческий фактор"
АЭС. Для предупреждения, выявления и исправления ошибок
персонала на всех АЭС организованы:
подготовка оперативного и ремонтного персонала с применением
современных технических средств обучения и эффективных
педагогических методов;
периодическое курсовое обучение оперативного и ремонтного
персонала с целью поддержания его квалификации;
психологическая
поддержка
оперативного
персонала,
принимающего ответственные решения, с организацией
лекционно-практических занятий и ролевых игр по тематике;
анализ опыта эксплуатации российских и зарубежных АЭС на
основе поступающих информационных материалов, включая
примеры положительной практики, в том числе в рамках
международных информационных систем;
обязательный разбор с эксплуатационным персоналом
произошедших нарушений в работе оборудования и систем АЭС.
К человеческим факторам относят как ошибки операторов, так и
ошибки при проектировании. Учет человеческого фактора при
проектировании достигается за счет следующих мероприятий:
оптимизации распределения функций управления между
человеком и системой автоматизации;
проектирования рабочих мест персонала, в первую очередь
пультов управления
(БПУ, РПУ, ЦЩУ и др.), с учетом
эргономических требований и санитарных норм для создания
комфортных условий для работы;
проверка качества проекта при верификации проектных решений,
в том числе на аналитических и полномасштабных тренажерах;
привлечение к процессу проектирования персонала, имеющего
практический опыт работы на АЭС и в пуско-наладочных
организациях, для оптимальной компоновки оборудования с
целью облегчения процедур эксплуатации, технического
обслуживания и ремонта систем и оборудования АЭС.
12.2. Административно-управленческие и организационные
решения, направленные на учет человеческих факторов
Работа по обнаружению, анализу и предотвращению ошибок
персонала
проводится
на
основании
соответствующих
административно-управленческих и организационных решений.
С учетом накопленного опыта эксплуатации ведется разработка
и
корректировка
эксплуатационной
документации,
регламентирующей профессиональную деятельность персонала при
76
Статья 12 "Человеческий фактор"
выполнении работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту
технологического оборудования и систем АЭС.
В АО "Концерн Росэнергоатом" разработан и введен в действие
"Порядок организации работы по предотвращению неправильных
действий персонала", который устанавливает требования к
организации и проведению мероприятий, направленных на
предотвращение неправильных действий персонала атомных станций.
Для предупреждения неправильных действий персонала
дополнительно приняты и выполняются следующие меры:
проведение противоаварийных тренировок с оперативным
персоналом основных цехов АЭС с участием психологов;
обеспечение рабочих мест оперативного и ремонтного персонала
наглядной информацией об основных принципах STAR
(Остановись,
Подумай, Выполни, Проверь), обучение
практическому применению принципов STAR;
использование на АЭС типовых бланков целевого инструктажа
при выполнении работ по нарядам-допускам с включением в них
информации о возможных последствиях неправильного или
некачественного выполнения данной работы;
включение в требования регламентирующих документов АЭС
обязательность разработки конкретных бланков целевых обходов
оборудования и рабочих мест оперативным, ремонтным и
руководящим персоналом АЭС.
С целью улучшения качества организации и управления по
работам, направленным на учет человеческого фактора, АО "Концерн
Росэнергоатом" периодически проводит самооценки, по результатам
которых разрабатываются и реализуются корректирующие меры.
12.3. Роль Регулирующего органа в связи с вопросами
деятельности человека
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии", выполнение определенных
видов деятельности в области использования атомной энергии
осуществляется работниками при наличии у них разрешений,
выдаваемых органами государственного регулирования безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации
утвержден перечень должностей работников объектов использования
атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на
право ведения работ в области использования атомной энергии.
Разработан единый квалификационный справочник должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
77
Статья 12 "Человеческий фактор"
"Квалификационные характеристики должностей работников
организаций атомной энергетики".
Приказом Госкорпорации "Росатом" утвержден единый
перечень должностей работников атомных станций, которые должны
получать разрешения Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору на право ведения работ в
области использования атомной энергии.
Одним из обязательных условий для получения разрешения
является отсутствие у работника медицинских, в том числе
психофизиологических, противопоказаний. Перечень медицинских
противопоказаний и перечень должностей, на которые
распространяются
данные
противопоказания,
определены
Правительством Российской Федерации.
Ростехнадзором разработан и утвержден "Административный
регламент по предоставлению Федеральной службой по
экологическому,
технологическому
и атомному надзору
государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения
работ в области использования атомной энергии работникам объектов
использования
атомной
энергии".
Согласно
указанному
Административному регламенту, процедура выдачи
разрешений
работникам АЭС включает:
подачу заявки в Ростехнадзор;
рассмотрение Ростехнадзором материалов заявки;
проведение проверки знаний оперативного персонала в учебно-
тренировочных центрах и на полномасштабных тренажерах;
принятие Ростехнадзором решения о выдаче или отказе в выдаче
разрешения.
Система выдачи разрешений позволяет установить надлежащий
контроль качества подготовки персонала для АЭС.
Надзорная деятельность в области квалификации персонала
регламентируется "Положением о федеральном государственном
надзоре в области использования атомной энергии", утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации. При
осуществлении надзора за квалификацией персонала, в соответствии с
данным Положением, предметом проверок являются следующие
вопросы:
организация системы подбора и подготовки кадров, проверки
знаний и допуска к работам персонала;
соблюдение условий действия разрешений на право ведения работ
в области использования атомной энергии, выдаваемых
работникам объектов использования атомной энергии;
проведение мероприятий по предупреждению аварий и готовности
проверяемых лиц к ликвидации их последствий.
78
Статья 12 "Человеческий фактор"
Для оценки уровня квалификации персонала АЭС в рамках
надзорной деятельности проводится анализ результатов его
практической деятельности на основе отчетов о расследовании
нарушений в работе АЭС и ежегодных отчетов по оценке безопасной
эксплуатации энергоблоков. Результаты анализа представляются в
ежегодных отчетах Ростехнадзора. При анализе учитывается
статистика ошибок персонала АЭС, недостатки в работе
руководящего персонала АЭС, случаи проявления низкого уровня
культуры безопасности, причины ошибок. Ростехнадзором также
проводится анализ разработанных Эксплуатирующей организацией
корректирующих мер по предотвращению повторения ошибок
персонала, формируются предложения по повышению уровня
подготовки руководящего, оперативного и ремонтного персонала
АЭС.
Вопросы деятельности человека учитываются Ростехнадзором и
в нормативной деятельности. В качестве примера можно привести
содержащиеся в федеральных нормах и правилах "Общие положения
обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15) требования
к квалификации персонала, формированию у него культуры
безопасности, ведению эксплуатации атомной станции в соответствии
с технологическими регламентами, инструкциями и руководствами. В
утвержденном в 2015 г. руководстве по безопасности "Рекомендации
к структуре и содержанию руководства по управлению запроектными
авариями, в том числе тяжелыми авариями" специальное внимание
уделено вопросу снижения вероятности совершения персоналом
ошибок.
В последние годы наметилась тенденция к снижению
количества недостатков в подготовке персонала, ставших причинами
нарушений в работе атомных станций, подлежащих расследованию в
соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии.
Предотвращение неправильных действий персонала,
анализ недостатков в подготовке персонала являются
весьма важными в системе мер повышения безопасности
АЭС.
В Российской Федерации на государственном уровне
определены порядок и требования, по которым
Регулирующим органом организуется контроль уровня
квалификации руководящего, оперативного и другого
персонала атомных станций.
79
Статья 13 "Обеспечение качества"
Статья 13. Обеспечение качества
Федеральный закон
№ 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии" устанавливает обязанность эксплуатирующей организации
по разработке и выполнению программ обеспечения качества
(ПОКАС) на всех этапах жизненного цикла АЭС. Эксплуатирующая
организация уделяет серьезное внимание вопросам обеспечения
качества на всех этапах создания и эксплуатации АЭС. В Российской
Федерации действуют федеральные нормы и правила "Требования к
программам обеспечения качества для объектов использования
атомной энергии"
(НП-090-11), устанавливающие основные
требования к структуре, содержанию и порядку разработки ПОКАС
для объектов использования атомной энергии. Программы
обеспечения качества эксплуатации АЭС рассматриваются
Ростехнадзором при принятии решения о возможности выдачи
лицензии на эксплуатацию АЭС и другие виды деятельности в
области использования атомной энергии. Внесение изменений в
указанные программы допускается при условии подачи держателем
лицензии заявления в Ростехнадзор на изменение условий действия
выданной лицензии. Осуществление деятельности по эксплуатации
АЭС в соответствии с разработанными программами по обеспечению
качества также является предметом контроля в рамках инспекций и
проверок, проводимых Ростехнадзором.
Требования по обеспечению качества содержатся также в
следующих федеральных нормах и правилах в области использования
атомной энергии:
- "Общие положения обеспечения безопасности атомных
станций" (НП-001-15);
- "Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких
радиоактивных
отходов.
Требования
безопасности"
(НП-019-15);
- "Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых
радиоактивных
отходов.
Требования
безопасности"
(НП-020-15);
- "Обращение с газообразными радиоактивными отходами.
Требования безопасности" (НП-021-15).
За время, прошедшее с представления шестого Национального
доклада, Ростехнадзором разработано и введено в действие
руководство по безопасности при использовании атомной энергии,
затрагивающее вопросы обеспечения качества "Рекомендации по
разработке программ обеспечения качества при транспортировании
радиоактивных материалов" (РБ-110-16).
80

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/