СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 6

 

 

Статья 13 "Обеспечение качества"
Системой качества АЭС предусмотрено наличие общих и
частных ПОКАС на этапах всего жизненного цикла АЭС. ПОКАС
устанавливают организационно-технические и другие мероприятия по
обеспечению и достижению требуемых показателей качества.
В соответствии с требованиями федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии АО "Концерн
Росэнергоатом":
осуществляет выбор организаций, выполняющих работы и
предоставляющих услуги, относящиеся к лицензируемым видам
деятельности в области использования атомной энергии;
устанавливает требования к ПОКАС организаций, выполняющих
работы и предоставляющих услуги;
контролирует выполнение ПОКАС организаций, выполняющих
работы и предоставляющих услуги;
проводит внутренние проверки выполнения общей и частных
программ обеспечения качества для АЭС (ПОКАС(ВЭ) - ПОКАС
при вводе в эксплуатацию, ПОКАС(Э)
- ПОКАС при
эксплуатации, ПОКАС(ВвЭ)
- ПОКАС при выводе из
эксплуатации);
осуществляет сбор и анализ информации о качестве выполненных
работ и предоставленных услуг;
осуществляет пересмотр и актуализацию ПОКАС, относящихся к
зоне ответственности Эксплуатирующей организации.
Для оценки эффективности ПОКАС АО "Концерн
Росэнергоатом" проводит плановые проверки и аудиты
соответствующих ПОКАС каждой действующей и строящейся АЭС
по национальному стандарту ГОСТ ISO
9001-2011, ПОКАС(О),
ПОКАС(Э). Начиная с 2015 г., в программу проверки в качестве
критерия включено Руководство по безопасности МАГАТЭ GS-R-3
"Система управления для установок и деятельности". В течение
каждых двух лет проверяется выполнение требований ПОКАС(О),
ПОКАС(Э), ГОСТ ISO 9001-2011, GS-R-3 всех АЭС.
Для оценки результативности выполнения общих и частных
ПОКАС АО "Концерн Росэнергоатом" разработан руководящий
документ "Порядок оценки результативности выполнения атомными
станциями программ обеспечения качества", предусматривающий
следующие основные критерии оценки:
выполнение установленных требований федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии, требований
международных организаций,
отраслевых
нормативных
документов, документов Эксплуатирующей
организации,
локальных нормативных актов АЭС;
81
Статья 13 "Обеспечение качества"
выполнение корректирующих действий, устраняющих причины
выявленных несоответствий;
достижение основных показателей работы АЭС за отчетный
период.
Организационно-технические мероприятия по устранению
несоответствий и реализации рекомендаций по выполнению ПОКАС,
выявленных в
2013-2015 гг., признаны результативными
- все
запланированные мероприятия с
2013 г. по
2015 г. выполнены в
полном объеме.
АО "Концерн Росэнергоатом" продолжает работу по
совершенствованию и сертификации системы качества. АО "Концерн
Росэнергоатом" получен сертификат системы качества на
соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 № TIC 15 100 128018
(срок действия
-
23.05.2015-22.05.2018) с расширенной областью
действия "Управление проектированием и сооружением объектов
мирного использования атомной энергии, а также производством и
поставкой
электрической
энергии"
взамен
"Управление
производством и поставкой электрической энергии"
(орган по
сертификации TÜV Thüringen (Германия).
На ближайшую перспективу в части развития системы качества
перед АО "Концерн Росэнергоатом" стоит задача интегрирования
различных систем менеджмента АО "Концерн Росэнергоатом"
(безопасность, качество, защита окружающей среды, физическая
безопасность,
экономика,
социальная
ответственность,
энергоэффективность) в Интегрированную систему управления в
соответствии с требованиями GS-R-3.
Безопасность и эксплуатационная надежность АЭС в
значительной степени определяются соответствием примененного
оборудования требованиям федеральных норм и правил в атомной
энергетике. Контроль качества (оценку соответствия) важного для
безопасности оборудования для АЭС проводят уполномоченные
организации Госкорпорации "Росатом" и Ростехнадзора. АО "Концерн
Росэнергоатом" выполняет мониторинг качества важного для
безопасности оборудования на всех предприятиях-изготовителях и
площадках сооружаемых АЭС. В связи с чем, наряду с проверками
выполнения ПОКАС, АО "Концерн Росэнергоатом" проводит
проверки предприятий-изготовителей оборудования, важного для
безопасности АЭС, проверки организации входного контроля
оборудования на площадках АЭС. При проверках предприятий-
изготовителей оборудования, важного для безопасности АЭС,
значительное внимание уделяется проверкам выполнения требований
программ обеспечения качества при разработке оборудования,
изделий и систем, важных для безопасности АЭС ПОКАС(Р) и
82
Статья 13 "Обеспечение качества"
программ обеспечения качества при изготовлении оборудования,
изделий и систем, важных для безопасности АЭС, ПОКАС(И).
В целях повышения эффективности мероприятий по
противодействию поставкам на АЭС продукции, имеющей признаки
противоправного происхождения, АО "Концерн Росэнергоатом"
совместно с уполномоченными организациями проводят:
сбор, обработку, анализ упреждающей информации о
недобросовестных
производителях
и
поставщиках,
изготавливающих и
предлагающих продукцию, имеющую
признаки противоправного происхождения, в том числе
контрафактной и фальсифицированной;
актуализацию баз данных, содержащих информацию о
документально
подтвержденных фактах
фальсификации
продукции для АЭС;
контроль за легитимностью документации, предоставляемой в
ходе закупочных процедур, сопроводительной документации при
поставке на АЭС продукции;
принятие соответствующих превентивных и компенсирующих мер
по локализации угроз.
Указанная деятельность осуществляется в соответствии с
"Положением о мерах реагирования при получении информации о
возможных поставках/применении на АЭС продукции, имеющей
признаки противоправного происхождения".
АО "Концерн Росэнергоатом" проводятся проверки качества
сооружения АЭС генподрядными организациями. При проверках
качества сооружения АЭС генподрядными организациями
проверяется выполнение программ обеспечения качества при
сооружении АЭС ПОКАС(С).
АО "Концерн Росэнергоатом" уделяет серьезное
внимание вопросам обеспечения качества на всех этапах
жизненного цикла АЭС, руководствуясь политикой,
направленной на достижение экономически эффективной
генерации и надежного обеспечения потребителей
электрической и тепловой энергией при безусловном
соблюдении требований ядерной и радиационной
безопасности.
83
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
Статья 14. Оценка и проверка безопасности
По сложившейся в России практике, процедуры оценки и
проверки безопасности выполняются систематически в течение всего
жизненного цикла АЭС, как это и предусмотрено Конвенцией о
ядерной безопасности.
Оценку и проверку безопасности осуществляют:
Эксплуатирующая организация с привлечением научно-
исследовательских, проектных и конструкторских организаций -
разработчиков проектов АЭС и РУ, а также других независимых
организаций;
Ростехнадзор с привлечением организаций научно-технической
поддержки.
Большую роль в оценке и проверке безопасности АЭС играют
международные и зарубежные организации (МАГАТЭ, ВАО АЭС и
др.) в рамках миссий ОСАРТ, партнерских проверок, технических
визитов, миссий технической поддержки.
14.1. Оценка безопасности при лицензировании
В соответствии с Федеральным законом
№ 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии", Эксплуатирующая организация на
этапах размещения, сооружения, эксплуатации и вывода из
эксплуатации АЭС должна получать лицензии Ростехнадзора.
В процессе получения лицензий или внесения изменений в
условия действия лицензии Эксплуатирующая организация
представляет в Ростехнадзор документы, обосновывающие ядерную и
радиационную безопасность АЭС. Состав комплекта документов,
обосновывающих безопасность, определен "Административным
регламентом
предоставления
Федеральной
службой
по
экологическому,
технологическому
и атомному надзору
государственной услуги по лицензированию деятельности в области
использования атомной энергии". Порядок проведения оценки
безопасности Ростехнадзором, описан в шестом Национальном
докладе.
Все действующие энергоблоки российских атомных станций
имеют лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию. Лицензия на
эксплуатацию энергоблока АЭС предоставляется на срок, в течение
которого безопасность эксплуатации энергоблока АЭС обоснована и
подтверждена результатами экспертизы обоснования безопасности.
84
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
Информация о действующих лицензиях на эксплуатацию
энергоблоков АЭС АО "Концерн Росэнергоатом" представлена в
Приложении 1.
Согласно Федеральному закону № 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии", каждые 10 лет вплоть до вывода из эксплуатации
должна выполняться периодическая оценка безопасности АЭС.
Эксплуатирующей организацией утвержден график проведения
периодической оценки безопасности энергоблоков АЭС, разработаны
соответствующие программы. По результатам рассмотрения отчета по
периодической оценке безопасности АЭС Ростехнадзором
принимается соответствующее решение.
14.2. Проверки и инспектирование АЭС при эксплуатации
Внутренние проверки Эксплуатирующей организации
В соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона
№ 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" Эксплуатирующая
организация осуществляет постоянный контроль безопасности
эксплуатации АЭС. Периодически проверяется работоспособность
систем безопасности и других систем АЭС, важных для безопасности.
Эксплуатирующей организацией и АЭС проводятся
комплексные и целевые (риск-ориентированные) инспекционные и
производственные проверки, основными целями которых являются:
оценка выполнения требований норм, правил, стандартов и
инструкций по безопасности;
проверка выполнения и оценка результативности мероприятий по
обеспечению и повышению безопасности АЭС, в том числе
разработанных по результатам проверок АЭС органами
государственного надзора и контроля, международных миссий
рассмотрения, по результатам расследования событий на АЭС;
оценка эффективности системы управления безопасностью АЭС,
подготовка рекомендаций по повышению эффективности системы.
В 2013-2015 гг. комиссиями Эксплуатирующей организации
проведено 14, 10 и 13 инспекционных проверок АЭС, соответственно.
По результатам всех проверок разработаны и внедрены
корректирующие меры станционного и корпоративного уровня,
организована проверка наличия аналогичных несоответствий на
других АЭС и разработка целесообразных корректирующих и
предупреждающих мер.
С 2015 г. в рамках регулярных инспекционных проверок на АЭС
и в Эксплуатирующей организации проводится оценка культуры
безопасности.
85
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
В случае ухудшения состояния безопасной эксплуатации АЭС,
увеличения количества отказов оборудования или роста количества
нарушений в работе АЭС проводятся целевые проверки,
направленные на углубленное изучение причин ухудшения
конкретных областей эксплуатации.
Эксплуатирующей организацией проведены:
в
2013 г.
23 производственные проверки, в том числе
8
партнёрских визитов на АЭС для оценки качества организации
ремонтов энергоблоков АЭС;
в 2014 г. - 15 производственных проверок;
в 2015 г. - 16 производственных проверок.
В
2015 г. Эксплуатирующей организацией инициировано
проведение внеплановых целевых самооценок по темам: "Состояние и
качество эксплуатации электротехнического оборудования на АЭС" и
"Эффективность применения базовых составляющих культуры
безопасности". По итогам самооценок разработаны необходимые
корректирующие меры.
Миссии ОСАРТ МАГАТЭ
В период с 10 по 27 ноября 2014 г. на энергоблоках № 3 и 4
Кольской АЭС проходила независимая международная партнерская
проверка безопасности эксплуатации - миссия ОСАРТ МАГАТЭ. По
итогам рассмотрения эксперты ОСАРТ сформулировали одну
рекомендацию, девять предложений и выявили семь примеров
положительной практики.
Единственная рекомендация относилась к области "Управление,
организация и администрирование" и заключалась в том, что станции
следует своевременно реализовать интегрированную систему
управления.
Предложения миссии были следующими: в области
"Эксплуатация"
повысить эффективность выполняемых
операторами действий на БЩУ; в области "Техническое
обслуживание и ремонт"
усовершенствовать практику ТОиР,
касающуюся предотвращения попадания посторонних предметов в
контур охлаждения реактора; в области "Техническая поддержка"
усовершенствовать станционный контроль соответствия текущего
состояния станции и технологических процессов, а также
соответствующей документации проектным требованиям; в области
"Радиационная защита"
усовершенствовать систему контроля
радиоактивных выбросов/сбросов; в области "Химия"
контролировать дополнительные химические параметры во избежание
неблагоприятных воздействий на станционные системы; в области
86
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
"Управление тяжёлыми авариями" внедрить на АЭС руководства по
управлению тяжелыми авариями.
Среди примеров положительной практики были отмечены в
частности:
передовая технология очистки от радионуклидов, применяемая на
станции в составе комплекса по переработке ЖРО, значительно
снижает объемы РАО и позволяет использовать специальный тип
контейнеров, пригодных для длительного безопасного хранения,
транспортирования и последующего окончательного захоронения;
оказание профессиональными психологами поддержки персоналу
станции в управлении стрессовыми ситуациями;
быстродействующая система представления информации о
состоянии реактора, обеспечивающая восприятие и оценку
информации в условиях дефицита времени и стресса.
Все рекомендации и предложения миссии были тщательно
проанализированы. В начале 2015 г. был утвержден план мероприятий
Кольской АЭС по результатам миссии ОСАРТ и началась реализация
мероприятий.
С 20 по 24 июня 2016 г. на Кольской АЭС была проведена
повторная миссия ОСАРТ МАГАТЭ. В заключении миссии было
отмечено, что 80 % рекомендаций и предложений было реализовано,
20 % требуют длительного времени выполнения (оценены как
"адекватный прогресс"), для их выполнения Кольская АЭС
предприняла необходимые меры.
В период с 9 по 26 ноября 2015 г. на Нововоронежской АЭС
была проведена миссия ОСАРТ МАГАТЭ по вопросам безопасности
эксплуатации энергоблока № 5.
По итогам проделанной работы команда ОСАРТ в своем отчете
сформулировала одну рекомендацию, девять предложений и семь
примеров положительной практики. Как и на Кольской АЭС,
рекомендация касалась области "Управление, организация и
администрирование" и относилась к своевременному внедрению на
АЭС интегрированной системы управления.
Предложения команды ОСАРТ касались:
повышения контроля и санкционирования применения средств
поддержки оператору;
мотивирования персонала к предоставлению отчетов по событиям
низкого уровня;
улучшения системы онлайн-контроля ВХР.
87
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
К настоящему времени специалистами Нововоронежской АЭС
разработан план мероприятий для устранения недостатков, которые
отметила группа ОСАРТ.
Для обеих станций, принимавших миссии ОСАРТ в отчетный
период, характерно то, что две разные группы ОСАРТ отметили в
своих итоговых отчетах большую проделанную работу по самооценке
АЭС и пользу от процесса ОСАРТ.
Анализ
результатов
миссий
ОСАРТ проводится
Эксплуатирующей организацией на регулярной основе. Технические
отчеты миссий ОСАРТ рассылаются на все российские АЭС.
Приглашение миссий ОСАРТ осуществляется на основе
согласованного с МАГАТЭ долгосрочного плана проведения миссий
ОСАРТ (до 2023 г.) с частотой одна станция каждые два года. В 2015
г. Правительство Российской Федерации обратилось в МАГАТЭ с
просьбой об оказании услуг в проведении Корпоративной миссии
ОСАРТ МАГАТЭ, в рамках которой рассматриваются функции
корпоративного уровня эксплуатирующей организации. В декабре
2015 г. получено согласие МАГАТЭ на проведение такой миссии в
АО "Концерн Росэнергоатом" в 4 квартале 2018 г.
Партнерские проверки ВАО АЭС
За период 2013-2015 гг. на АЭС АО "Концерн Росэнергоатом"
проводились партнерские проверки ВАО АЭС:
в
2013 г. были проведены
3 полномасштабные партнерские
проверки (Смоленская, Ростовская и Курская АЭС); 3 повторные
партнерские проверки
(Нововоронежская, Билибинская и
Балаковская АЭС);
в
2014 г. были проведены
2 полномасштабные партнерские
проверки
(Ленинградская и Калининская АЭС);
2 повторные
партнерские проверки
(Кольская и Белоярская АЭС);
2
предпусковые партнерские проверки
(Белоярская и Ростовская
АЭС);
в
2015 г. были проведены
2 полномасштабные партнерские
проверки
(Балаковская и Билибинская АЭС);
3 повторных
партнерских проверки (Ростовская, Смоленская и Курская АЭС); 1
предпусковая партнерская проверка (Нововоронежская АЭС-2).
По результатам полномасштабных партнерских проверок ВАО
АЭС выявлены следующие недостатки на АЭС России:
в действующей документации по управлению запроектными
авариями, в том числе тяжелыми авариями, проанализирован не
весь спектр запроектных аварий;
88
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
недостаточная готовность мобильной противоаварийной техники в
режиме "Ожидание";
недостаточная детализация действий персонала при выполнении
радиационного контроля;
неполное соответствие действий персонала в зоне повышенной
радиационной опасности процедурам выполнения радиационно-
опасных работ и дозиметрическим нарядам;
отклонения показателей ВХР основных и вспомогательных
систем, важных для безопасности, от проектных значений;
проведение ремонтных работ на вскрытом оборудовании не в
полной мере гарантирует предотвращение попадания посторонних
предметов.
В ходе предпусковых партнерских проверок ВАО АЭС
Нововоронежской АЭС-2 выявлены следующие недостатки:
недостаточная квалификация персонала; нечеткие требования и
стандарты; неготовность и нехватка технических средств
(оборудование, ПМТ); недостатки надзора и мониторинга;
недостаточная инициативность и ответственность персонала. Для
устранения выявленных недостатков в установленном порядке
реализуются индивидуальные корректирующие меры.
За период 2013-2015 гг. на АЭС АО "Концерн Росэнергоатом"
было проведено 40 миссий технической поддержки ВАО АЭС.
Международные страховые инспекции
Международные страховые инспекции российских АЭС
проводятся Российским ядерным страховым пулом (РЯСП) совместно
с ядерными страховыми пулами
(ЯСП) других стран в рамках
Международной пулинговой системы
(IPS
- International Pooling
System) и имеют своей целью оценку страхового риска российских
АЭС и последующего перестрахования имущественных рисков и
рисков гражданской ответственности за ядерный ущерб АО "Концерн
Росэнергоатом" в зарубежных ЯСП.
Международные страховые инспекции (МСИ) проводились в
соответствии с Графиком страховых инспекций, одобренным
органами управления IPS. В августе
2014 г. представители
Российского и Украинского ядерных страховых пулов провели МСИ
Балаковской АЭС. Эта инспекция по счёту была третьей на данной
АЭС из проведенных РЯСП (первичная была проведена в 2009 г.,
повторная - в 2012 г.). В результате была актуализирована оценка
страховых рисков в области ядерной безопасности и эксплуатации,
89
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
ответственности за ядерный ущерб, противопожарной защиты и
имущественного ущерба.
В целом члены МСИ оценили эксплуатационное состояние и
материально-техническое
обеспечение
всех
энергоблоков
Балаковской АЭС как весьма хорошее. Станция добилась
значительных успехов в реализации рекомендаций, сделанных в ходе
предыдущих страховых инспекций.
В сентябре 2014 г. представители Российского, Британского,
Японского ЯСП и Швейцарского перестраховочного пула провели
МСИ Ленинградской АЭС. Эта инспекция по счёту была третьей из
проведенных РЯСП на данной АЭС (первичная проведена в 2009 г.,
повторная
- в
2011 г.). Была актуализирована оценка страховых
рисков в области ядерной безопасности и эксплуатации,
ответственности за ядерный ущерб, противопожарной защиты и
имущественного ущерба.
В октябре 2014 г. инженерная группа Российского, Британского
и Украинского ЯСП провела повторную МСИ энергоблоков № 1-3
Белоярской АЭС. Эта инспекция была второй из проведённых РЯСП
на данной АЭС (первичная МСИ проходила в октябре 2011 г.). В ходе
инспекции было продемонстрировано, что Белоярская АЭС
выполнила значительную часть рекомендаций, сделанных в ходе
первичной МСИ. Существующий риск ядерной ответственности перед
третьей стороной при эксплуатации энергоблока № 3 сопоставим с
рисками энергоблоков атомных электростанций умеренного риска для
АЭС 2-го поколения.
Также была проведена МСИ энергоблока № 4 Белоярской АЭС,
находившегося на этапе физического пуска реактора БН-800. Данная
проверка выполнена по поручению РЯСП. Члены инспекционной
группы оценили уровень эксплуатационного состояния и
материально-технического обеспечения энергоблока № 4 Белоярской
АЭС.
В октябре 2015 г. инженерная группа Российского, Китайского и
Украинского ЯСП провела МСИ энергоблоков № 1-4 Курской АЭС по
поручению РЯСП. Эта инспекция была третьей из проведённых РЯСП
на данной АЭС. Инспекторы актуализировали оценку страховых
рисков в области ядерной безопасности и эксплуатации,
ответственности за ядерный ущерб, противопожарной защиты и
повреждения имущества. В ходе инспекции было показано, что
персонал станции выполнил значительную часть рекомендаций,
сделанных предыдущими МСИ.
90
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
Сотрудничество Росэнергоатома с Электрисите де Франс в
области проверок безопасности
В рамках сотрудничества компаний АО "Концерн
Росэнергоатом" и Электрисите де Франс осуществляется участие их
представителей в проверках безопасности АЭС в качестве
наблюдателей.
В 2013 г. представители АО "Концерн Росэнергоатом" приняли
участие в проверке безопасности АЭС "Блайэ", в 2015 г. - в проверке
безопасности энергоблока № 3 АЭС "Фламанвиль".
В 2014 г. представители Электрисите де Франс приняли участие
в
проверке
безопасности
сооружаемых
энергоблоков
Нововоронежской АЭС-2.
По итогам российских и международных проверок (органами
государственного регулирования безопасности, Госкорпорацией
"Росатом", МАГАТЭ, ВАО АЭС, Международным ядерным
страховым пулом) сделаны выводы о соответствии действующих
российских АЭС требованиям федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии, а также международным
требованиям и стандартам.
14.3. Оценка старения оборудования в процессе эксплуатации
Требования к разработке программ по оценке старения и
управлению ресурсными характеристиками оборудования определены
федеральными нормами и правилами "Требования к управлению
ресурсом оборудования и трубопроводов атомных станций. Основные
положения", введенными в действие в ноябре
2015 г., а также
стандартом
Эксплуатирующей
организацией
"Управление
ресурсными характеристиками элементов энергоблоков АЭС". Для
приведения в соответствие с новыми федеральными нормами и
правилами внесены изменения в отраслевой стандарт, а также
разработана и утверждена "Типовая программа управления
ресурсными характеристиками элементов АС".
В
2013-2015 гг. в АО "ВНИИАЭС" актуализирована
"Отраслевая
база
данных по управлению ресурсными
характеристиками элементов АЭС".
Управление ресурсными характеристиками включает в себя:
восстановление ресурса путем замены элементов или их
модернизации;
создание эксплуатационных условий, снижающих риск
повреждений оборудования, трубопроводов, кабелей и т.д.
91
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
Первоочередной
задачей
управления
ресурсными
характеристиками является классификация всех элементов
энергоблоков по степени важности поддержания их ресурсных
характеристик в технологическом процессе.
В связи с вводом в действие новых федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии, в настоящее время на всех
АЭС проводится пересмотр "Программ управления ресурсными
характеристиками элементов АС". Реализация программ управления
ресурсными характеристиками позволяет:
обеспечить контроль ресурсных характеристик в соответствии с
требованиями нормативной и проектно-конструкторской
документации;
прогнозировать остаточный ресурс элементов и оборудования.
14.4. Оценка состояния безопасности при эксплуатации АЭС
АО "Концерн Росэнергоатом" ежегодно выполняет оценку
безопасной эксплуатации всех действующих АЭС России в
соответствии с пересмотренным в
2015 г. отраслевым стандартом
"Положение о годовых отчетах по оценке состояния безопасной
эксплуатации энергоблоков атомных станций" (СТО 1.1.1.04.001.0143-
2015) с целью:
проверки фактического состояния систем безопасности и других
систем и оборудования, важных для безопасности АЭС;
анализа состояния физических барьеров безопасности (в том числе
герметичного ограждения реакторной установки);
оценки радиационной обстановки на атомной станции и в
окружающей природной среде;
проверки выполнения программ модернизации систем и
оборудования и оценки влияния выполняемых работ на
безопасность энергоблока;
проверки состояния ядерной, радиационной, технической и
пожарной безопасности на АЭС;
анализа и оценки имевших место нарушений в работе АЭС и
ошибок персонала;
разработки мер, направленных на повышение безопасности и
надежности дальнейшей эксплуатации энергоблока АЭС.
Утверждаемые АО "Концерн Росэнергоатом" ежегодные отчеты
АЭС по оценке состояния безопасной эксплуатации энергоблоков
АЭС представляются в Ростехнадзор для рассмотрения.
АО "ВНИИАЭС" на основании утвержденных годовых отчетов
АЭС разрабатывает сводные годовые отчеты по оценке состояния
безопасной эксплуатации энергоблоков АЭС России, где приводятся
92
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
результаты анализа, и дается оценка состояния безопасной
эксплуатации всех АЭС отрасли. Такие отчеты направляются в АО
"Концерн Росэнергоатом", Ростехнадзор и на АЭС.
По результатам анализа информации по нарушениям в работе
АЭС и годовых отчетов по оценке состояния безопасности
энергоблоков АЭС ФБУ "НТЦ ЯРБ" выпускает ежегодные
аналитические отчеты, в которых анализируются тенденции
изменения основных показателей эксплуатации и формулируются
предложения по использованию опыта эксплуатации АЭС в
надзорной деятельности. Эти отчеты направляются в центральный
аппарат Ростехнадзора.
Оценки состояния безопасной эксплуатации энергоблоков АЭС
в
2013-2015 гг. показали, что на всех эксплуатируемых АЭС
поддерживается приемлемый уровень безопасности и выполняются
мероприятия, направленные на дальнейшее повышение безопасности
и надежности. В течение этого периода времени снизилось среднее
количество нарушений в работе АЭС - с 1,27 (в 2013 г.) до 1,0
нарушений на один энергоблок в год (в 2015 г.). Также наблюдается
снижение среднего количества срабатываний автоматической
аварийной защиты реакторов в год в расчете на один энергоблок (с 0,3
до
0,15 срабатываний). Величины газо-аэрозольных выбросов в
атмосферу и сбросов радионуклидов с жидкими стоками не
превышают контрольных уровней. Содержание радионуклидов в
почве,
растительности,
сельскохозяйственных
продуктах,
водохранилищах находится на уровне естественного фона. Уровни
облучения персонала, данные о которых приведены в разделе по
Статье 15 настоящего Доклада, не превышают контрольных уровней.
Мониторинг безопасности АЭС в АО "Концерн Росэнергоатом"
осуществляется по следующим основным направлениям:
контроль выполнения мероприятий по результатам проверок
(инспекций) федеральных органов исполнительной власти, в том
числе, Регулирующими органами, Госкорпорацией "Росатом", АО
"Концерн Росэнергоатом";
оценка текущего состояния безопасности и надёжности работы
энергоблоков АЭС с использованием системы показателей
эксплуатационной безопасности эксплуатируемых АЭС;
контроль выполнения мероприятий, направленных на повышение
безопасности АЭС и мероприятий по предупреждению повторения
нарушений;
контроль проведения расследования нарушений и отклонений на
АЭС;
учет и анализ отказов и повреждений оборудования АЭС;
учет и анализ событий низкого уровня.
93
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
По результатам мониторинга безопасности выполняется
подготовка ежеквартальных отчетов, в которых приводятся
результаты анализа информации по всем направлениям мониторинга,
включая анализ показателей эксплуатационной безопасности
энергоблоков АЭС и их сравнение с аналогичными показателями,
применяемыми ВАО АЭС для энергоблоков АЭС зарубежных стран,
выявляются области для улучшения и даются рекомендации по их
устранению.
14.5. Выполнение углубленной оценки безопасности энергоблоков
АЭС
Разработка отчетов по углубленной оценке безопасности
(ОУОБ) энергоблоков АЭС выполняется в рамках продления
проектных сроков эксплуатации энергоблоков, в соответствии с
требованиями руководства по безопасности при использовании
атомной энергии "Рекомендации к содержанию отчёта по
углубленной оценке безопасности действующих энергоблоков
атомных станций" (РБ-001-15). Углубленные оценки безопасности
выполнены для всех энергоблоков АЭС с реакторами типа РБМК-
1000, БН-600, ЭГП-6, а также для 10 энергоблоков АЭС с реакторами
типа ВВЭР.
В рамках разработки отчета по углубленной оценке
безопасности анализируются концепция безопасности АЭС (включая
проектные критерии и принципы безопасности, построение систем
безопасности, проектные пределы и условия, вопросы физической
защиты, обеспечение защищенности от внешних факторов
природного и техногенного происхождения, вопросы аварийной
готовности),
характеристика площадки АЭС, соответствие
требованиям норм и правил, а также установленным проектным
критериям систем и элементов, важных для безопасности, вопросы
эксплуатационной безопасности, программа работ по повышению
безопасности АЭС, выполняются детерминистические анализы
проектных и запроектных аварий, а также вероятностный анализ
безопасности. Выполненная углубленная оценка безопасности,
рассмотренная в рамках процедуры лицензирования Ростехнадзором,
подтверждает безопасность эксплуатируемых энергоблоков.
Результаты выполнения вероятностных анализов безопасности
первого уровня (ВАБ-1) для энергоблоков эксплуатируемых АЭС с
канальными и быстрыми реакторами приведены в Приложении 10, с
реакторами типа ВВЭР - в Приложении 11. Приведенные в указанных
Приложениях оцененные значения частот тяжелой запроектной
94
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
аварии соответствуют целевому ориентиру для действующих атомных
станций (< 10-4 на реактор в год, согласно публикации INSAG-12).
Работы по выполнению вероятностных анализов безопасности
второго уровня
(ВАБ-2) выполнены для эксплуатируемых
энергоблоков АЭС с реакторами типа ВВЭР. В Приложении
12
представлены результаты указанных анализов.
Работы по выполнению вероятностных анализов безопасности
второго уровня
(ВАБ-2) для энергоблоков АЭС с канальными и
быстрыми реакторами ведутся в рамках "Программы мероприятий по
внедрению методов вероятностного анализа безопасности при
эксплуатации АЭС АО "Концерн Росэнергоатом" на период до
2020 года".
Эксплуатирующей организацией выполняются работы по
периодической оценке безопасности
(ПОБ) энергоблоков АЭС в
соответствии с положениями Федерального закона № 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии", федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии "Общие положения
обеспечения безопасности атомных станций"
(НП-001-15),
руководством по безопасности при использовании атомной энергии
"Руководство по проведению периодической оценки безопасности
блока атомной станции", "Первичным графиком выполнения
периодической оценки безопасности ядерных установок и пунктов
хранения" и "Перспективным графиком выполнения периодической
оценки безопасности ядерных установок и пунктов хранения".
В настоящее время начаты работы по периодической оценке
безопасности для энергоблока № 1 Ростовской АЭС (с окончанием в
2018 г.), для энергоблока № 4 Балаковской АЭС (с окончанием в
2019 г.), для энергоблока № 4 Калининской АЭС (с окончанием в
2020 г.).
14.6. Инспекционные проверки безопасности АЭС Ростехнадзором
Организация деятельности по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью определена статьей 24.1 Федерального
закона "Об использовании атомной энергии". В этой статье
установлены понятия "уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти", "федеральный государственный надзор в
области использования атомной энергии" и "режим постоянного
государственного надзора", основания для проведения проверок, а
также требования по согласованию планов проверок с Генеральной
прокуратурой Российской Федерации.
95
Статья 14 "Оценка и проверка безопасности"
Для атомных станций порядок планирования проверок и
ограничения по срокам и количеству проверок, определяется
Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных
предпринимателей
при
осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а
также Федеральными законом "Об использовании атомной энергии".
В соответствии с "Положением о федеральном государственном
надзоре в области использования атомной энергии" предусмотрено
два вида плановых проверок: комплексные проверки, организуемые
центральным аппаратом Ростехнадзора, и целевые проверки, которые
проводятся МТУ по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью Ростехнадзора. Также предусмотрены 20 основных
предметов проверок.
Проверки по всем
(большинству) указанным вопросам
проводятся во время комплексных инспекций, организуемых и
проводимых центральным аппаратом Ростехнадзора.
Во время целевых инспекций проверяется один-два предмета
проверок, в том числе, не охваченные комплексной инспекцией.
По сложившейся практике комплексные проверки атомных
станций проводятся один раз в три-четыре года, а между
комплексными проверками межрегиональные территориальные
управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
проводят целевые проверки отдельных вопросов по результатам
анализа текущего уровня безопасности АЭС.
За период с
2013-2016 гг. центральным аппаратом
Ростехнадзора проведены следующие проверки:
в 2013 г. - плановая комплексная проверка Ростовской АЭС (с
участием наблюдателей регулирующего органа Ирана), плановая
комплексная проверка Курской АЭС, плановая комплексная
проверка центрального аппарата АО "Концерн Росэнергоатом",
внеплановая проверка готовности к физическому пуску
энергоблока № 4 Белоярской АЭС;
в 2014 г. - плановые комплексные проверки Калининской АЭС,
Ленинградской АЭС, Смоленской АЭС, повторная внеплановая
проверка центрального аппарата АО "Концерн Росэнергоатом"
устранения выявленных нарушений, внеплановая проверка
готовности к физическому пуску энергоблока
№ 3 Ростовской
АЭС;
в
2015 г.
- плановые комплексные проверки Кольской АЭС,
Билибинской АЭС;
в 2016 г. - внеплановая проверка готовности к физическому пуску
энергоблока № 1 Нововоронежской АЭС-2;
96

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/