СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 4

 

 

Статья 8 "Регулирующий орган"
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 марта 2013 г. № 280.
Ростехнадзор
в
своей
деятельности
использует
"Административный регламент предоставления Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору
государственной услуги по лицензированию деятельности в области
использования атомной энергии", утвержденный приказом
Ростехнадзора от
8 октября
2014 г. Краткая характеристика
регламента приведена в подразделе 7.4 настоящего Доклада.
В "Административном регламенте предоставления Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
государственной услуги по лицензированию деятельности в области
использования атомной энергии" установлены требования к
процедурам лицензирования.
"Положение о порядке проведения экспертизы безопасности
(экспертизы обоснования безопасности) объектов использования
атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования
атомной
энергии"
утверждено
приказом
Ростехнадзора
от 21 апреля 2014 г.
8.4. Организации научно-технической поддержки Регулирующего
органа
Для организации и проведения экспертизы безопасности
ядерных установок, на которых осуществляется режим постоянного
надзора (к таким ядерным установкам, в частности, относятся все
энергоблоки атомных станций), Ростехнадзором, в соответствии с
Федеральным законом
№ 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии", привлекаются организации научно-технической поддержки
Регулирующего органа.
Статус организаций научно-технической поддержки в
государственной системе регулирования законодательно установлен в
статье
37.1 Федерального закона
№ 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии", где указано, что организации научно-технической
поддержки осуществляют свою деятельность в целях:
научно-технического
обеспечения
государственного
регулирования безопасности, в том числе выполнения и
координации
научно-исследовательских
и
опытно-
конструкторских работ, проведения экспертиз,
включая
экспертизу безопасности;
развития и совершенствования нормативно-правовой базы в
области использования атомной энергии.
49
Статья 8 "Регулирующий орган"
Отнесение юридического лица к организациям научно-
технической поддержки осуществляется в порядке, установленном
"Положением об отнесении юридического лица к организации
научно-технической
поддержки
уполномоченного
органа
государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии", утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 387. К организациям
научно-технической поддержки Ростехнадзора отнесены ФБУ "НТЦ
ЯРБ" и ФГУП ВО "Безопасность".
ФБУ "НТЦ ЯРБ" осуществляет научно-техническую поддержку
Ростехнадзора в области использования атомной энергии по
следующим направлениям:
разработка нормативных правовых актов;
разработка и пересмотр федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии, а также руководств по
безопасности при использовании атомной энергии;
организация и проведение экспертиз безопасности (обоснований
безопасности);
научные исследования, касающиеся принципов и критериев
ядерной и радиационной безопасности;
организация и проведение аттестации программных средств;
подготовка персонала органов государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии других стран.
В штате ФБУ "НТЦ ЯРБ" состоит 289 сотрудников, в том числе:
специалистов с высшим образованием - 261;
кандидатов и докторов наук - 57.
По результатам экспертной деятельности в ФБУ "НТЦ ЯРБ" за
2013-2015 гг. выпущено
816 отчетных документов
(экспертных
заключений, отчетов и др.), в том числе: в 2013 г. - 234, в 2014 г. -
259, в 2015 г. - 323.
В 2014-2016 гг. Ростехнадзором утверждены разработанные в
ФБУ "НТЦ ЯРБ"
18 федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии и 22 руководства по безопасности
при использовании атомной энергии. В ФБУ "НТЦ ЯРБ" проводилась
также работа по рассмотрению проектов норм МАГАТЭ по
безопасности. В период с 2013 по 2015 гг. ФБУ "НТЦ ЯРБ" было
рассмотрено 25 проектов норм МАГАТЭ по безопасности, в том
числе: в 2013 г. - 10 проектов, в 2014 г. - 6, в 2015 г. - 9.
В ФБУ "НТЦ ЯРБ" разработана полнотекстовая электронная
база действующих в Российской Федерации нормативных документов
в области использования атомной энергии.
По техническим заданиям Ростехнадзора ФБУ "НТЦ ЯРБ"
анализирует имевшие место нарушения в работе АЭС, а также
50
Статья 8 "Регулирующий орган"
готовит для Ростехнадзора ежегодные сводные аналитические отчеты
по оценке состояния безопасности при эксплуатации энергоблоков
АЭС Российской Федерации на основе анализа данных,
представляемых в Ростехнадзор Эксплуатирующей организацией
АО "Концерн Росэнергоатом". Ведется используемая Ростехнадзором
в регулирующей деятельности электронная база данных "ИСИ-
Надзор" по нарушениям в работе АЭС.
В соответствии с рекомендациями п.3.58 руководства МАГАТЭ
GS-G-1.2 "Рассмотрения и оценки, проводимые регулирующим
органом для ядерных установок", органам государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии
необходимо проводить оценку применимости программных средств
(ПС), используемых при расчетном обосновании безопасности ОИАЭ.
Соответствующее требование, касающееся верификации и аттестации
ПС, имеется и в российских федеральных нормах и правилах в
области использования атомной энергии.
Аттестация программных средств, применяемых при
обосновании безопасности, осуществляется экспертным Советом по
следующим тематическим направлениям:
нейтронно-физические расчеты;
теплогидравлические расчеты;
расчеты прочности оборудования;
расчеты радиационной безопасности;
расчеты в рамках вероятностного анализа безопасности;
расчеты прочности строительных конструкций;
расчеты физико-химических процессов.
Применимость ПС оценивается на основе материалов его
верификации, представленных разработчиками ПС. В деятельности по
оценке
применимости
ПС
принимают
участие
высококвалифицированные специалисты из более
30 научно-
технических организаций
(включая предприятия и организации
атомной отрасли, ведущие высшие учебные заведения, институты
Российской академии наук).
Аттестационный паспорт программного средства содержит
сведения о назначении и области применения программного средства,
а также погрешности расчетов, обеспечиваемые программным
средством и подтвержденные при его верификации.
В 2013 г. выданы аттестационные паспорта со сроком действия
10 лет на 18 ПС, в 2014 г. - на 25 ПС, в 2015 г. - на 18 ПС. Продлено
действие аттестационных паспортов для 12 ПС (также на срок 10 лет).
На начало 2016 г. действующие аттестационные паспорта имеют 208
ПС
(перечень
размещен
на
сайте
http://www.secnrs.ru/expertise/software-review ), на различных стадиях
51
Статья 8 "Регулирующий орган"
аттестации находятся около 40 ПС.
В ФБУ "НТЦ ЯРБ" действует соответствующая требованиям
международного стандарта ISO
9001:2008 и межгосударственного
стандарта ГОСТ ISO
9001-2011 система менеджмента качества.
Система менеджмента качества используется при:
научных исследованиях, касающихся принципов и критериев
безопасности;
разработке нормативных документов в сфере регулирования
безопасности;
оценке применимости ПС в обоснованиях безопасности;
экспертизе безопасности объектов использования атомной
энергии и (или) видов деятельности.
ФБУ "НТЦ ЯРБ" издает официальный журнал Ростехнадзора
"Ядерная и радиационная безопасность", в котором публикуются
проекты и официальные тексты нормативных документов, а также
научные
(научно-технические) статьи сотрудников Ростехнадзора,
организаций научно-технической поддержки и других авторов по
актуальным вопросам регулирования ядерной и радиационной
безопасности.
Специалисты ФБУ "НТЦ ЯРБ" привлекаются к работе в составе
рабочих групп экспертов Информационно-аналитического центра
(ИАЦ) Ростехнадзора (описание ИАЦ Ростехнадзора представлено в
разделе по Статье 16 настоящего Доклада).
ФБУ "НТЦ ЯРБ" является членом Ассоциации Европейских
организаций технической поддержки
(ETSON), насчитывающей в
своем составе 15 организаций из 15 стран мира. Членство в ETSON
позволяет ФБУ "НТЦ ЯРБ" обмениваться результатами научно-
исследовательских работ, опытом регулирования ядерной и
радиационной безопасности ядерных установок, результатами оценок
безопасности для гармонизации российских и европейских подходов.
ФБУ "НТЦ ЯРБ" принимает участие в работе руководящих органов
ETSON и различных тематических рабочих групп.
Начиная с 2013 г., в рамках Ассоциации ETSON специальный
комитет (ETSON AWARD) присуждает ежегодную премию молодым
специалистам за совместные работы в области атомной энергетики.
Дважды, в 2014 и 2015 гг. молодые инженеры ФБУ "НТЦ ЯРБ" были в
числе призеров этого конкурса.
За отчетный период ФБУ "НТЦ ЯРБ" участвовало в рабочих
группах Международной программы по оценке новых проектов АЭС
(MDEP), в том числе:
в Рабочей группе по реакторам ВВЭР (WWER WG);
в Рабочей группе по системам контроля и управления (I&C WG).
52
Статья 8 "Регулирующий орган"
Также за отчетный период представители ФБУ "НТЦ ЯРБ"
принимали участие в работе рабочих групп Агентства по ядерной
энергии Организации экономического сотрудничества и развития
(АЯЭ ОЭСР), в том числе:
в Рабочей группе по опыту эксплуатации (WGOE);
в Рабочей группе по регулированию новых реакторов (WGRNR);
в Рабочей группе по оказанию помощи регулирующим органам
стран, развивающих быстрые реакторы (GSAR).
Представители ФБУ "НТЦ ЯРБ" работают в качестве членов
комитетов, наблюдателей в комитетах по разработке норм МАГАТЭ
по безопасности, совместного комитета МАГАТЭ и международного
форума поколения IV по безопасности быстрых реакторов.
ФГУП ВО "Безопасность" осуществляет научно-техническую
поддержку Ростехнадзора по следующим направлениям:
оценка соответствия оборудования, комплектующих, материалов и
полуфабрикатов, поставляемых на АЭС;
разработка нормативных правовых актов в области использования
атомной энергии;
разработка нормативных документов, относящихся к надзору за
учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов,
обучению инспекторского состава и по данному направлению;
организация и проведение экспертиз безопасности в области
использования атомной энергии;
научные исследования в сфере методологии оценки безопасности
при использовании атомной энергии;
подготовка персонала органов государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии других стран.
Численность сотрудников ФГУП ВО "Безопасность",
занимающихся экспертизой безопасности АЭС, составляет
220
человек.
В 2013-2015 гг. ФГУП ВО "Безопасность" принимало участие в
оказании научно-технической поддержки Ростехнадзора, в том числе:
разработке проектов нормативных документов, включая проект
постановления Правительства Российской Федерации об
особенностях
оценки
соответствия
оборудования,
комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на
АЭС, предъявляемым требованиям;
экспертизе обоснования безопасности объектов использования
атомной энергии, в отношении которых установлен режим
постоянного государственного надзора;
оценке соответствия оборудования, поставляемого на АЭС.
53
Статья 8 "Регулирующий орган"
За отчетный период ФГУП ВО "Безопасность" принимало
участие в рабочих группах Международной программы по оценке
новых проектов АЭС (MDEP), в том числе в:
Рабочей группе по инспекции поставщиков;
Рабочей группе по кодам и стандартам (С&S WG);
Рабочей группе по системам контроля и управления (I&C WG).
ФГУП ВО "Безопасность" осуществляет деятельность по
сотрудничеству с органами государственной власти государств,
являющихся заказчиками сооружения по российским проектам
ОИАЭ, по вопросам развития национальных систем регулирования,
включая развитие нормативной правовой базы, систем
лицензирования и надзора в указанной области, а также по вопросам
организации подготовки персонала органов регулирования ядерной и
радиационной безопасности этих государств.
В ФГУП ВО "Безопасность" действует система менеджмента
качества экспертизы, инспекций, проверок, оценки качества и
безопасности, инжиниринговой и консалтинговой деятельности в
области использования атомной энергии, сертифицированная на
соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001-2011.
В Российской Федерации функционируют независимый
Регулирующий орган
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору,
обеспеченный кадровыми, финансовыми и техническими
ресурсами.
54
Статья 9 "Ответственность обладателя лицензии"
Статья 9. Ответственность обладателя лицензии
В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии", любая деятельность в области
использования атомной энергии, подлежащая лицензированию
органами государственного регулирования безопасности, не
допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
Федеральным законом "Об использовании атомной энергии"
(статья
35) установлено, что всю полноту ответственности за
безопасность ядерной установки, а также за надлежащее обращение с
ядерными материалами и радиоактивными веществами, несет
Эксплуатирующая организация, т.е. обладатель лицензии.
Эксплуатирующая организация несет
всю полноту
ответственности за безопасность российских АЭС, а также за
надлежащее обращение с находящимися в его ведении ядерными
материалами и радиоактивными веществами. Ответственность с
Эксплуатирующей организации не снимается в связи с деятельностью
других предприятий и организаций, выполняющих для
Эксплуатирующей организации работы или предоставляющих ей
услуги.
В соответствии с требованиями федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии "Общие положения
обеспечения безопасности атомных станций"
(НП-001-15),
Эксплуатирующая организация создает структурные подразделения
для осуществления непосредственно на площадке АЭС деятельности
по сооружению и безопасной эксплуатации АЭС, наделяя их
необходимыми правами, финансовыми средствами, материально-
техническими и людскими ресурсами, обеспечивая нормативными
документами и научно-технической поддержкой, и определяет их
ответственность за эту деятельность, а также осуществляет контроль
этой деятельности. В соответствии с Уставом АО "Концерн
Росэнергоатом", заместителям Генерального директора АО "Концерн
Росэнергоатом"
директорам действующих АЭС
(филиалов АО
"Концерн Росэнергоатом") делегируется право осуществлять
руководство
производственной
и финансово-хозяйственной
деятельностью АЭС с возложением ответственности за безопасность
АЭС.
Эксплуатирующая организация информирует Ростехнадзор обо
всех случаях нарушений в работе АЭС, подпадающих под
классификационные признаки "происшествий" или "аварий",
установленных в федеральных нормах и правилах в области
использования атомной энергии, в том числе, о нарушениях пределов
и условий безопасной эксплуатации. Эксплуатирующая организация
55
Статья 9 "Ответственность обладателя лицензии"
представляет периодические отчеты о состоянии ядерной и
радиационной безопасности АЭС.
Способность
Эксплуатирующей
организации
нести
ответственность за обеспечение безопасности АЭС проверяется
Ростехнадзором в рамках процедуры лицензирования, а также при
проведении проверок (инспекций).
Описание механизма обеспечения обладателя лицензии на
ядерную установку надлежащими ресурсами
(техническими,
людскими, финансовыми) для эффективного управления аварией на
площадке и смягчения ее последствий приводится ниже в разделе по
Статье 16 настоящего Доклада.
Для получения лицензии на эксплуатацию ядерной установки
Эксплуатирующая организация обязана предоставить в Ростехнадзор
документально подтвержденную финансовую гарантию (финансовое
обеспечение) возмещения ядерного ущерба. Условия и порядок
страхования гражданско-правовой ответственности за убытки и вред,
причиненные радиационным воздействием, порядок и источники
образования страхового фонда, а также порядок выплаты социальных
гарантий определяются законодательством Российской Федерации.
Страховой защитой покрывается территория Российской Федерации и
территории других Договаривающихся сторон Венской конвенции об
ответственности за ядерный ущерб, которые могут быть подвергнуты
трансграничному ядерному ущербу. Страхование осуществляется в
Российском ядерном страховом пуле со страховыми суммами,
обеспечивающими выполнение условий Венской конвенции. Для
обеспечения надежности страховых выплат в качестве
перестраховщиков Российский ядерный страховой пул с
2009 г.
привлекает Международную пулинговую систему
(IPS). Участие
международной пулинговой системы в страховании гражданской
ответственности АО "Концерн Росэнергоатом" за ядерный ущерб
стало возможным после проведения международных страховых
инспекций на российских АЭС. По договору страхования,
заключенному на период с
2015 г. по
2016 г., осуществлено
размещение страхового риска в размере
76,4
% в национальных
ядерных страховых пулах 16 стран, входящих в Международную
пулинговую систему. Таким образом, в области гражданской
ответственности за ядерный ущерб АО "Концерн Росэнергоатом"
выполняет международные обязательства, принятые на себя
Российской Федерацией в этой области.
Реализуя принцип активного диалога с заинтересованными
сторонами, АО "Концерн Росэнергоатом" стремится обеспечивать
самый высокий уровень открытости и прозрачности своей
деятельности. Эксплуатирующая организация поддерживает активные
56
Статья 9 "Ответственность обладателя лицензии"
коммуникации со всеми заинтересованными сторонами, своевременно
предоставляя им существенную информацию по всем аспектам своей
деятельности, реагируя на запросы и пожелания заинтересованных
сторон. Руководство АО "Концерн Росэнергоатом" последовательно
реализует принципы информационной политики: своевременность,
доступность раскрываемой информации, ее достоверность и полнота
при соблюдении разумного баланса между открытостью и
коммерческими интересами Эксплуатирующей организации. Для
успешной реализации политики прозрачности применяются все
доступные сегодня формы коммуникаций: публичный интерактивный
годовой отчет, Интернет-сайт, пресс-конференции, публичные
диалоги и консультации, организация визитов представителей
заинтересованных сторон на атомные станции и многое другое.
Информационное сопровождение работы атомных станций
координируют управления информации и связей с общественностью,
действующие на каждой АЭС. Репортажи о производстве, а также
социальные материалы размещаются на сайте АО "Концерн
Росэнергоатом", в корпоративных и региональных печатных
изданиях, в эфире местных и федеральных телеканалов, в блогах и пр.
Информация о работе атомных станций и радиационной
обстановке в городах расположения атомных станций доступна на
официальном сайте АО "Концерн Росэнергоатом" и сайтах атомных
станций,
где
оперативно размещаются пресс-релизы и
информационные сообщения. Сайт АО "Концерн Росэнергоатом" -
www.rosenergoatom.ru. На сайте www.russianatom.ru в режиме
реального времени представляется информация о радиационном
мониторинге российских атомных станций. Кроме того, на всех
атомных станциях в круглосуточном режиме работают телефоны-
автоответчики, на которых ежедневно размещается информация о
текущей работе АЭС и радиационной обстановке.
В случае возникновения нештатных ситуаций в работе АЭС
предусмотрена схема оперативной рассылки информации, в которой
задействованы печатные издания городов и районов расположения
АЭС, городские и региональные теле- и радиоканалы,
информационные агентства, пресс-службы губернаторов и
региональных правительств, пресс-службы региональных управлений
МЧС и МВД. Схема рассылки применяется не только при
возникновении нештатных ситуаций, но и при попытках
информационных атак, в случаях распространения заведомо ложной
негативной информации. Традиционной практикой является
проведение пресс-туров и визитов на атомные станции, в которых
принимают участие представители российских и иностранных СМИ.
57
Статья 9 "Ответственность обладателя лицензии"
В Российской
Федерации
ответственность
Эксплуатирующей организации за безопасность АЭС
установлена законодательно и определена в нормативных
требованиях, что соответствует требованиям Статьи 9
Конвенции о ядерной безопасности.
58
Статья 10 "Приоритетность безопасности"
Статья 10. Приоритетность безопасности
10.1. Политика в области безопасности
Деятельность в области использования атомной энергии в
Российской Федерации базируется на принципах правового
регулирования, сформулированных в статье 2 Федерального закона
№ 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", таких как:
обеспечение безопасности при использовании атомной энергии -
защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от
радиационной опасности;
разграничение
ответственности
и
функций
органов
государственного
регулирования
безопасности,
органов
управления использованием атомной энергии, уполномоченного
органа управления использованием атомной энергии и
организаций, осуществляющих деятельность в области
использования атомной энергии;
независимость
органов
государственного
регулирования
безопасности от органов управления использованием атомной
энергии при принятии решений и осуществлении полномочий;
соблюдение международных обязательств и гарантий Российской
Федерации в области использования атомной энергии.
Согласно статье
34 Федерального закона
№ 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии", вмешательство в деятельность
эксплуатирующей организации в части эксплуатации ядерной
установки, радиационного источника или пункта хранения не
допускается.
Обеспечение безопасности АЭС на всех этапах её жизненного
цикла является приоритетной задачей АО "Концерн Росэнергоатом".
Для решения этой задачи АО "Концерн Росэнергоатом"
целенаправленно формирует мероприятия, направленные на
надлежащее исполнение требований законодательства Российской
Федерации в области использования атомной энергии. При этом АО
"Концерн Росэнергоатом" последовательно и целенаправленно
исполняет обязательства, предусмотренные Конвенцией о ядерной
безопасности, и следует рекомендациям МАГАТЭ.
АО "Концерн Росэнергоатом" в деятельности по эксплуатации
АЭС реализует следующие принципы:
обеспечение ядерной, радиационной, технической, пожарной
безопасности;
соблюдение законодательства Российской Федерации, соблюдение
требований федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии, соблюдение ведомственных стандартов;
59
Статья 10 "Приоритетность безопасности"
принятие решений на основе апробированной положительной
практики и технико-экономической целесообразности при
соблюдении принципов безопасности;
обеспечение экономической эффективности производства
электрической и тепловой энергии;
совершенствование культуры безопасности.
В соответствии с положениями Конвенции о ядерной
безопасности, а также Федерального закона
№ 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии", АО "Концерн Росэнергоатом" несет
всю полноту ответственности за обеспечение ядерной и радиационной
безопасности на всех этапах жизненного цикла АЭС и обеспечивает
ядерную и радиационную безопасность АО "Концерн Росэнергоатом"
путем:
осуществления единой научно-технической и экономической
политики с соблюдением приоритета безопасности;
деятельности по повышению безопасности АЭС в соответствии с
планами, составленными с учетом результатов анализов
безопасности и опыта эксплуатации, для достижения
установленных в федеральных нормах и правилах в области
использования атомной энергии целевых ориентиров безопасности
АЭС;
поддержания должной квалификации и компетенции персонала;
воспитания приверженности работников АЭС и персонала
организаций, выполняющих работы для Эксплуатирующей
организации, принципам культуры безопасности;
распространения лучших практик;
реализации мер по предотвращению аварий на АЭС;
готовности руководства и персонала Эксплуатирующей
организации и работников АЭС к аварийному реагированию.
Таким образом, АО "Концерн Росэнергоатом" выполняет
обязательства, вытекающие из Конвенции о ядерной безопасности,
учитывает рекомендации норм МАГАТЭ по безопасности АЭС, а
также положения документов Международной группы по ядерной
безопасности (INSAG) "Основные принципы безопасности атомных
станций" и "Культура безопасности".
10.2. Культура безопасности и оценка ее эффективности
Работа
по
формированию культуры
безопасности
осуществляется в соответствии с требованиями федеральных норм и
правил, с учетом рекомендаций МАГАТЭ и ВАО АЭС.
Культура безопасности в Эксплуатирующей организации, в
соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области
60
Статья 10 "Приоритетность безопасности"
использования атомной энергии "Общие положения обеспечения
безопасности атомных станций"
(НП-001-15), формируется и
поддерживается с учетом следующих принципов:
Установление приоритета безопасности АЭС над экономическими и
производственными целями
Обеспечение безопасности АЭС на всех этапах её жизненного
цикла имеет приоритет над экономическими и производственными
целями Эксплуатирующей организации, что отражено в Заявлении о
политике АО "Концерн Росэнергоатом" в области обеспечения
безопасности, в Положении об Эксплуатирующей организации, в
требованиях
руководящих
документов
и
стандартов
Эксплуатирующей организации.
Профессиональное обучение и поддержание квалификации
руководителей и персонала в каждой сфере деятельности, влияющей
на безопасность
Основные требования к формированию и поддержанию
необходимого уровня квалификации персонала АО "Концерн
Росэнергоатом" установлены в "Правилах организации работы с
персоналом на атомных станциях". При подборе кандидатур на
должность учитывается образование, опыт работы, отношение
кандидата к обеспечению безопасности АЭС. Для ряда ключевых
должностей
обязательным
является
прохождение
психофизиологического тестирования (обследования).
Строгое соблюдение дисциплины при четком распределении
полномочий и персональной ответственности руководителей и
исполнителей
Отношения, связанные с соблюдением дисциплины труда
работников организаций, эксплуатирующих радиационно- и ядерно-
опасные производства, и объекты в области использования атомной
энергии, регламентированы Федеральным законом № 35-ФЗ "Устав о
дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо
радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в
области
использования атомной энергии".
Конкретизация
распределения полномочий и персональной ответственности
работников приводится в положениях об организациях, положениях о
структурных подразделениях организаций и должностных
инструкциях работников.
Строгое соблюдение требований программ обеспечения качества,
производственных инструкций и технологических регламентов, их
периодическое обновление с учетом накапливаемого опыта
61
Статья 10 "Приоритетность безопасности"
В АО "Концерн Росэнергоатом" разработан комплект
документов, необходимых для результативного функционирования
системы менеджмента качества, включая Заявление о Политике в
области качества, общее руководство по качеству Эксплуатирующей
организации АО "Концерн Росэнергоатом", общие программы
обеспечения качества АЭС
(ПОКАС(О), ПОКАС на этапах
жизненного цикла - ПОКАС(Э), ПОКАС(ВЭ), ПОКАС(ВвЭ), ПОКАС
на лицензируемые виды деятельности, находящиеся в зоне
ответственности Эксплуатирующей организации.
Для всех энергоблоков АЭС разработаны технологические
регламенты эксплуатации и другие регламенты, для систем и
элементов АЭС - инструкции по эксплуатации. Действия персонала
АЭС определяются также должностными инструкциями и
инструкциями по охране труда. Регулярно проводятся проверки
знаний персоналом производственной и эксплуатационной
документации.
Создание атмосферы доверия и подхода к коллективной работе и
социально-бытовым условиям жизни персонала АЭС, при которых
формируется внутренняя потребность позитивного отношения к
безопасности
Приоритетность
обеспечения
безопасности
АЭС
демонстрируется высшим руководством АО "Концерн Росэнергоатом"
в своей повседневной деятельности, в том числе, при посещениях
атомных станций и встречах с персоналом. Регулярно проводятся дни
информирования, на которых высшее руководство АО "Концерн
Росэнергоатом" и АЭС акцентирует внимание персонала на наиболее
важных аспектах деятельности и отвечает на вопросы работников.
Взаимодействие между АО "Концерн Росэнергоатом" и
работниками по социальным вопросам определяется коллективным
договором между администрацией и работниками. Коллективным
договором предусмотрены следующие виды помощи работникам:
беспроцентные ссуды для улучшения жилищных условий,
компенсация процентов по ипотечным договорам, материальная
помощь попавшим в тяжелое финансовое положение. Оказывается
поддержка в части санаторно-курортного лечения работников и
членов их семей.
В АО "Концерн Росэнергоатом" организована возможность
прямого
(включая анонимное) обращения любого работника к
высшему руководству АЭС и Эксплуатирующей организации через
системы почтовых ящиков, электронную почту. Организован и
ведется блог Генерального директора, в котором не только работники
АО "Концерн Росэнергоатом", но и любой пользователь Интернета
62
Статья 10 "Приоритетность безопасности"
может задать вопрос.
Понимание каждым работником влияния его деятельности на
безопасность АЭС и последствий, к которым может привести
несоблюдение или некачественное выполнение требований программ
обеспечения качества, производственных и должностных
инструкций, технологических регламентов
При подготовке, поддержании и повышении квалификации
персонала АЭС до сведения работников доводится информация о
возможных последствиях их неправильных действий или бездействия
на безопасность АЭС, о влиянии обслуживаемого или управляемого
им оборудования на безопасность АЭС, об имевших место случаях
нарушений и отклонений в работе АЭС, в том числе, по причине
неправильных действий персонала. Впоследствии проводится
контроль качества полученных знаний.
Самоконтроль работниками своей деятельности, влияющей на
безопасность
На АЭС разработаны и применяются учебно-методические,
видеоматериалы по принципам самоконтроля при выполнении работ.
Понимание каждым руководителем и работником недопустимости
сокрытия ошибок в своей деятельности, необходимости выявления и
устранения причин их возникновения, необходимости постоянного
самосовершенствования, изучения и внедрения передового опыта, в
том числе зарубежного
В программы подготовки на должность и поддержания
квалификации работников АЭС включается курс по культуре
безопасности. Задачей данных курсов является формирование
понимания каждым работником влияния его деятельности на
безопасность АЭС и последствий, к которым может привести
несоблюдение или некачественное выполнение требований программ
обеспечения качества, производственных и должностных инструкций,
технологических регламентов. В организации эксплуатации АЭС
особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на учет
человеческого фактора в обеспечении безопасности, мерам по
предотвращению ошибок эксплуатационного персонала, учету и
использованию опыта эксплуатации, с учетом требований документов
Эксплуатирующей организации "Порядок организации работы по
предотвращению неправильных действий персонала", "Анализ и
использование опыта эксплуатации атомных станций".
Установление системы поощрений и взысканий по результатам
производственной деятельности, стимулирующей открытость
действий работников
63
Статья 10 "Приоритетность безопасности"
Система поощрений и взысканий регламентирована
следующими документами:
Типовой порядок оплаты труда работников филиалов АО
"Концерн Росэнергоатом";
Положение об итоговом дне культуры безопасности в АО
"Концерн Росэнергоатом";
На АЭС приняты заявления руководства АЭС о ненаказании за
непреднамеренную ошибку.
В соответствии с вышеперечисленными принципами, в АО
"Концерн Росэнергоатом" образован Совет по культуре безопасности
под руководством Генерального директора АО "Концерн
Росэнергоатом", созданы Советы по культуре безопасности на каждой
АЭС под руководством директоров АЭС.
Разработан и выполняется "План мероприятий по повышению
уровня культуры безопасности на АЭС", направленный на развитие у
персонала АЭС культуры безопасности.
В 2015 г. на АЭС АО "Концерн Росэнергоатом" организована и
проведена внеплановая самооценка эффективности применения
базовых основ культуры безопасности. На АЭС внеплановая
самооценка выполнялась рабочей группой или комиссией, состоящей
из руководителей и специалистов отдельных подразделений АЭС.
Внеплановая оценка культуры безопасности позволила выявить
направления, требующие совершенствования, а именно:
выявление факторов, оказывающих влияние на безопасность при
обходах оборудования оперативным и руководящим персоналом;
стимулирование добровольных сообщений персонала по
выявленным им недостаткам, собственным ошибкам,
свершившимся и не свершившимся событиям, создание
атмосферы доверия и открытости.
Результатом внеплановой самооценки стала разработка
станционных и корпоративных мероприятий по совершенствованию
культуры безопасности, которые выполняются в установленные
сроки.
10.3. Роль и значение Ростехнадзора
Ростехнадзор как независимый государственный орган проводит
государственную политику в области регулирования безопасности
ядерных установок.
В Заявлении о политике "Государственное регулирование
ядерной и радиационной безопасности на территории Российской
Федерации" Ростехнадзором заявлены цели при регулировании
64

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/