СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 2

 

 

Краткое изложение
вызовы, рекомендации и предложения для Регулирующего органа и
Эксплуатирующей организации:
Вызов
1: Эффективный надзор за безопасностью на
государственном уровне в условиях развития атомной
энергетики в России:
Разработка и введение в действие механизма
финансирования,
нацеленного
на
привлечение
дополнительного числа опытных сотрудников в
Ростехнадзор.
Подробная информация о решении данной проблемы приведена
в разделе 8 и Приложении 2 настоящего Доклада.
Вызов 2: Сохранение и передача знаний с учетом сооружения
АЭС за пределами России по российским проектам:
Развитие эффективной системы подготовки и
переподготовки
персонала
Ростехнадзора
и
Росэнергоатома.
Подробная информация о решении данной проблемы приведена
в подразделе 11.3 и Приложении 2 настоящего Доклада.
Вызов
3: Помощь в разработке необходимых систем в
странах, впервые приступающих к развитию атомной
энергетики ("новых ядерных странах"):
Наделение Ростехнадзора полномочиями и финансовыми
ресурсами, необходимыми для оказания помощи
национальным регуляторам в странах-получателях
российских ядерных технологий.
Способствование достаточному развитию национальной
инфраструктуры
безопасности,
позволяющему
обеспечить надлежащий нормативный контроль, а
также противоаварийную готовность и реагирование.
Подробная информация о решении данной проблемы приведена
в подразделе 8.1 и Приложении 2 настоящего Доклада.
Вызов 4: Вывоз отработавшего ядерного топлива реакторов
РБМК с площадок в целях обеспечения безопасности хранения
ОЯТ на площадках.
Подробная информация о решении данной проблемы приведена
в подразделе 19.8 и Приложении 2 настоящего Доклада.
17
Краткое изложение
Вызов 5: Расширенный мониторинг и управление ресурсом
графитовой кладки РБМК.
Подробная информация о решении данной проблемы приведена
в подразделе 6.6 и Приложении 2 настоящего Доклада.
Предложение 1: До начала строительства АЭС вблизи своей
государственной границы, Российской Федерации следует
провести оценку площадки в соответствии со стандартами
МАГАТЭ и пригласить соответствующую миссию МАГАТЭ по
Оценке площадки и проекта в части внешних событий (SEED).
За отчетный период строительство атомных станций вблизи
государственных границ Российской Федерации не начиналось.
Предложение
2: Представить в Национальном Докладе
прогресс в реализации рекомендаций миссий ИРРС и других
международных партнерских рассмотрений.
Информация о ходе реализации рекомендаций миссий ИРРС,
миссий ОСАРТ и партнерских проверок ВАО АЭС приведена в
подразделах 8.1 и 14.2 настоящего Доклада.
4. Миссии МАГАТЭ (ИРРС, ОСАРТ), партнерские проверки ВАО
АЭС
Признавая, что международные миссии по независимому
экспертному рассмотрению с участием экспертов из других стран
играют важную роль в достижении и поддержании высокого уровня
безопасности в отношении ядерных установок, Российская Федерация
продолжает сотрудничество с МАГАТЭ в сфере услуг ИРРС и
ОСАРТ, а также с ВАО АЭС - по проведению на АЭС партнерских
проверок.
Подробная информация проведенных миссиях ИРРС, об
основных результатах миссий ОСАРТ и партнерских проверок ВАО
АЭС приведена в подразделах 8.1 и 14.2 настоящего Доклада.
5. Мероприятия в свете уроков аварии на АЭС "Фукусима-
Дайичи", включая совершенствование мер по обеспечению
аварийной готовности и реагирования
В настоящем Докладе отражено выполнение мероприятий по
урокам аварии на АЭС "Фукусима-Дайичи", что соответствует
рекомендациям, содержащимся в пункте
35 Итогового доклада
Председателя 6-го Совещания Договаривающихся сторон. Подробная
18
Краткое изложение
информация о мероприятиях, выполненных и реализуемых на
российских АЭС, приведена в подразделе 6.2, разделах по Статьям 16,
17 и 18, а также в Приложении 5 настоящего Доклада.
6. Реализация Венского заявления о ядерной безопасности
Российской Федерацией развернута работа по реализации
принципов, принятых Договаривающимися сторонами в Венском
заявлении о ядерной безопасности:
для предотвращения аварий с радиологическими последствиями и
смягчения таких последствий, в случае если авария произойдет, в
федеральных нормах и правилах в области использования атомной
энергии установлены соответствующие критерии, принципы и
целевые
ориентиры
безопасности,
применяемые при
проектировании, выборе площадки и сооружении атомных
электростанций;
регулярно проводятся оценки безопасности действующих АЭС, по
результатам которых реализуются широкомасштабные программы
повышения безопасности;
Регулирующим органом утвержден и реализуется План
реализации Концепции совершенствования нормативно-правового
регулирования безопасности и стандартизации в области
использования атомной энергии на 2015-2023 гг., направленный, в
том числе, на гармонизацию с нормами МАГАТЭ по безопасности.
Конкретная информация о реализуемых и запланированных
мероприятиях и их результатах приведена в подразделе
6.2 и в
Приложении 3 настоящего Доклада.
7. Меры по повышению открытости и прозрачности для всех
заинтересованных сторон
Информация о реализации Регулирующим органом и
Эксплуатирующей организацией общей для всех Договаривающихся
сторон рекомендации в отношении повышения открытости и
прозрачности для всех заинтересованных сторон приведена в
подразделах 8.1, 9 и 16.3 настоящего Доклада.
19
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
Статья 6. Существующие ядерные установки
6.1. Краткая информация о ядерных установках
В Российской Федерации находятся в промышленной
эксплуатации 34 энергоблока на 10 площадках АЭС, в том числе:
18 энергоблоков с водо-водяными реакторами,
15 энергоблоков с
канальными кипящими реакторами, один энергоблок с реактором на
быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем. Общая
установленная мощность действующих энергоблоков АЭС АО
"Концерн Росэнергоатом" составляет
26,242 ГВт. Все энергоблоки
оборудованы приреакторными хранилищами ОЯТ, на четырех
площадках АЭС сооружены отдельные комплексы для хранения ОЯТ.
За время, прошедшее с момента представления шестого
Национального доклада, в Российской Федерации были
осуществлены:
физический (07.12.2014) и энергетический (27.12.2014) пуски и
ввод в промышленную эксплуатацию (16.09.2015) энергоблока
№ 3 Ростовской АЭС с реакторной установкой ВВЭР-1000;
физический
(27.06.2014) и энергетический
(10.12.2015) пуски
энергоблока
№ 4 Белоярской АЭС с реакторной установкой
БН-800;
физический (24.03.2016) пуск энергоблока № 1 Нововоронежской
АЭС-2 с реакторной установкой ВВЭР-1200.
В стадии подготовки к выводу из эксплуатации находятся
энергоблоки № 1 и 2 Белоярской АЭС, ОЯТ из реакторов выгружено в
приреакторные хранилища. Энергоблоки № 1 и 2 Нововоронежской
АЭС остановлены, ОЯТ удалено с площадки АЭС, получены
лицензии Ростехнадзора на вывод энергоблоков из эксплуатации. В
соответствии с Решением Госкорпорации "Росатом", для ряда
энергоблоков АЭС установлены сроки прекращения эксплуатации в
режиме генерации энергии:
энергоблока № 3 Нововоронежской АЭС - 29.12.2016;
энергоблока № 1 Билибинской АЭС - 31.12.2018;
Ведется сооружение:
энергоблока № 4 Ростовской АЭС (с РУ ВВЭР-1000/В-320);
энергоблока № 2 Нововоронежской АЭС-2 (АЭС-2006 с РУ ВВЭР-
1200/В-392М), энергоблоков № 1, 2 Ленинградской АЭС-2 (АЭС-
2006 с РУ ВВЭР-1200/В-491).
На настоящее время сооружение Балтийской АЭС (АЭС-2006 с РУ
ВВЭР-1200/В-491) приостановлено.
20
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
Получена лицензия на сооружение энергоблока № 1 Курской
АЭС-2 и лицензия на размещение энергоблока № 2 Курской АЭС-2
(проект ВВЭР-ТОИ с РУ ВВЭР-1200/В-510К).
Перечень эксплуатирующихся АЭС Российской Федерации
приведен в Приложении 1.
Основные показатели работы эксплуатирующихся энергоблоков
АЭС за 2013-2015 гг. приведены в Приложении 4.
6.2. Мероприятия на российских АЭС, выполненные в свете
уроков аварии на АЭС "Фукусима-Дайичи", в том числе меры,
предпринятые или запланированные для того, чтобы
противостоять опасным природным явлениям, которые являются
более серьезными по сравнению с теми, которые учитываются в
проектных основах
По результатам анализа защищенности российских АЭС от
экстремальных внешних воздействий и готовности атомных станций к
управлению запроектными авариями, включая тяжелые, АО "Концерн
Росэнергоатом" выполняются в установленные сроки мероприятия со
сроками реализации в
2012-2021 гг. В Приложении
5 приведены
выполненные мероприятия. В стадии реализации и завершения
находятся мероприятия по:
1) дополнительному анализу сейсмических воздействий с
интенсивностью, превышающей проектные значения, на реакторные
установки, бассейны выдержки, станционные хранилища ОЯТ,
оборудование, важное для безопасности, здания и сооружения;
2) обеспечению водородной взрывобезопасности на всех
энергоблоках АЭС с реакторами типа ВВЭР, предусматривающие
внедрение систем контроля и удаления водорода в защитных
оболочках реакторов;
3) внедрению средств аварийного и поставарийного
мониторинга
("аварийных" контрольно-измерительных приборов,
рассчитанных на работу в условиях запроектных аварий, в том числе
тяжёлых) на каждом энергоблоке АЭС с реакторами типа ВВЭР и
РБМК;
4) корректировке вероятностных анализов безопасности
энергоблоков АЭС с учетом экстремальных внешних воздействий;
5) разработке
новой и корректировке действующей
противоаварийной документации в соответствии с дополнительными
проектными решениями;
6) повышению противоаварийной готовности АЭС.
Мероприятия по повышению устойчивости к экстремальным
внешним воздействиям сооружаемых АЭС
(на этапе ввода в
21
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
эксплуатацию) и проектируемых АЭС по объему и содержанию
аналогичны мероприятиям, выполняемым на действующих АЭС. К
ним относятся:
анализ защищенности объектов АЭС при экстремальных внешних
воздействиях по методике, предложенной Ростехнадзором;
программа реализации дополнительных проектных решений для
снижения последствий запроектных аварий на АЭС;
установка дополнительного мобильного противоаварийного
оборудования
(дизель-генераторов, передвижных насосных
установок, мотопомп и др.).
Выполненные анализы защищенности АЭС показали наличие
организационно-технических особенностей при выполнении
мероприятий по повышению устойчивости энергоблоков АЭС в
зависимости от конкретного проекта. Например, при сооружении
энергоблока № 4 Ростовской АЭС и энергоблока № 4 Белоярской
АЭС практически полностью были повторены мероприятия по
повышению устойчивости энергоблоков, принятые для аналогичных
действующих энергоблоков АЭС. На энергоблоках
№ 1, 2
Нововоронежской АЭС-2, а также планируемых к сооружению
энергоблоках Курской АЭС-2 проект АЭС дополнен техническими
средствами по управлению запроектными авариями, позволяющими
осуществлять теплоотвод от реакторной установки и бассейна
выдержки отработавшего топлива, а также контролировать параметры
АЭС.
6.3. Модернизация энергоблоков АЭС
Концепция модернизации действующих АЭС России
определена документом АО "Концерн Росэнергоатом" "Концепция
модернизации действующих АЭС на период 2013-2017 годы". Ее
стратегической целью является поддержание и повышение
требуемого уровня безопасности АЭС, а также увеличение выработки
электроэнергии на действующих АЭС. При модернизации решаются
следующие задачи:
обеспечение
ядерной,
радиационной,
технической,
промышленной, экологической и пожарной безопасности
действующих АЭС в соответствии с требованиями федеральных
норм и правил в области использования атомной энергии;
управление ресурсом оборудования АЭС в период проектного и
дополнительного срока эксплуатации энергоблоков;
снижение количества нарушений в работе АЭС и внеплановых
остановов энергоблоков;
22
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
повышение экономической эффективности эксплуатации
энергоблоков в период дополнительного срока.
Текущая модернизация выполняется ежегодно на каждом
энергоблоке АЭС вне зависимости от срока его службы. Специальная
модернизация выполняется в рамках программ подготовки
энергоблоков АЭС к дополнительному сроку эксплуатации. В
процессе специальной модернизации энергоблоков АЭС реализуются
крупномасштабные работы, направленные на обеспечение
безопасности энергоблока АЭС в период дополнительного срока
эксплуатации.
Алгоритм выполнения текущей модернизации энергоблоков
АЭС представлен на рисунке 6.1.
Рисунок 6.1. Алгоритм управления текущей модернизацией АЭС
Подробное описание алгоритма управления представлено в
предыдущем национальном докладе Российской Федерации.
В соответствии с требованиями нормативных документов, АО
"Концерн Росэнергоатом" для каждой атомной станции формирует
планы краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мероприятий
по модернизации энергоблоков и объектов АЭС, а также обеспечивает
23
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
необходимое финансирование и контроль реализации планов. Для
оценки эффективности модернизации энергоблоков АЭС
устанавливаются целевые показатели. Интегральными показателями
эффективности модернизации оборудования и систем энергоблоков
АЭС являются:
положительная тенденция к снижению количества нарушений в
работе АЭС и отказов оборудования;
соответствие фактического состояния энергоблока требованиям
вновь введенных или актуализированных нормативных
документов по безопасности;
своевременная замена оборудования (элементов), выработавшего
эксплуатационный ресурс;
снижение (или сохранение на исходном уровне) себестоимости
производства электрической и тепловой энергии;
улучшение условий труда персонала.
За период 2013-2015 гг. на АЭС АО "Концерн Росэнергоатом"
выполнен значительный объем мероприятий по модернизации,
перечень некоторых из них приведен в Приложении 6.
До 2020 г. планируется продолжить выполнение ранее принятых
планов и мероприятий по повышению безопасности АЭС, а именно:
"Актуализированных мероприятий для снижения последствий
запроектных аварий на АЭС" (по результатам анализа событий на
АЭС "Фукусима-Дайичи");
"Плана мероприятий по обеспечению водородной безопасности
при работе энергоблоков АЭС с реакторами ВВЭР в режиме
нормальной эксплуатации";
"Программы по повышению надежности, эффективности,
безопасности эксплуатации тепломеханического оборудования
АЭС";
"Программы мероприятий по повышению надежности
электротехнического оборудования АЭС";
"Комплексной программы мероприятий по предупреждению
разрушений и повышению эксплуатационной эрозионно-
коррозионной стойкости трубопроводов и оборудования АЭС";
"Плана мероприятий по продлению ресурсных характеристик
активных зон реакторных установок РБМК-1000";
"Программы перевода энергоблоков ВВЭР-1000 на эксплуатацию
в 18-месячном межремонтном цикле";
"Сводной программы энергосбережения и повышения
энергетической эффективности действующих АЭС".
Реализация принятых планов и мероприятий по повышению
безопасности АЭС позволит повысить защищенность российских
24
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
АЭС от экстремальных внешних воздействий и готовность атомных
станций к управлению запроектными авариями, включая тяжелые.
6.4. Продление сроков эксплуатации энергоблоков АЭС
Продление сроков эксплуатации энергоблоков действующих
АЭС АО "Концерн Росэнергоатом" после завершения назначенного
срока службы остается одной из актуальных задач и наиболее
эффективным направлением вложения финансовых средств в
повышение безопасности АЭС и сохранение генерирующих
мощностей.
В соответствии с "Программой деятельности Государственной
корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период
(2009-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. № 705, АО "Концерн
Росэнергоатом" выполнены в полном объеме комплексы работ по
подготовке энергоблоков к ДСЭ и получены лицензии на их
дальнейшую эксплуатацию.
По состоянию на 31.07.2016 выполнены работы по продлению
сроков эксплуатации
24 энергоблоков АЭС России суммарной
установленной мощностью 16242 МВт (см. рисунок 6.2).
25000
+4КУР
20000
+2СМО
+1БАЛ
+4КОЛ
+1КЛН
15000
+3КУР
+1СМО
+3КОЛ
+3БЕЛ
+5НВО
+4ЛЕН
+2КУР
10000
+3ЛЕН
+1КУР
+2ЛЕН
+4БИЛ
+3БИЛ
+2КОЛ
+1ЛЕН
+1,2БИЛ
5000
+1КОЛ
+4НВО
+3НВО
834
417
0
2001
2002
2003
2004
2005
2006-2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2
Рисунок 6.2. Сохранение генерирующих мощностей АЭС
в результате ПСЭ
25
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
В период 2013-2015 гг. завершены работы по ПСЭ шести
энергоблоков АЭС, получены лицензии на эксплуатацию
энергоблоков в дополнительный период (см. Таблицу 6.1).
Таблица 6.1. Энергоблоки АЭС, получившие лицензии Ростехнадзора
на ДСЭ в 2013-2015 гг.
Номер
Номинальная
Лицензия Ростехнадзора
Тип
Год/АЭС
блока
мощность,
Дата
Срок
реактора
МВт(э)
выдачи
действия
2013 г.
Курская
3
РБМК-1000
1000
27.12.2013
27.12.2023
2014 г.
Калининская
1
ВВЭР-1000
1000
27.06.2014
28.06.2025
Кольская
4
ВВЭР-440
440
08.10.2014
07.12.2039
2015 г.
Смоленская
2
РБМК-1000
1000
29.05.2015
29.05.2025
Балаковская
1
ВВЭР-1000
1000
18.12.2015
18.12.2045
Курская
4
РБМК-1000
1000
21.12.2015
21.12.2030
6.5. Повышение мощности действующих энергоблоков АЭС
Начиная с 2008 г., на АЭС АО "Концерн Росэнергоатом" ведется
работа по повышению мощности действующих энергоблоков сверх
номинальной.
Повышению мощности реакторной установки для каждого
энергоблока АЭС предшествовал анализ безопасности, включающий
анализ влияния повышения мощности реакторной установки на
функционирование систем и элементов АЭС, важных для
безопасности, при нормальной эксплуатации и нарушениях
нормальной эксплуатации, включая аварии. По результатам анализа
определялись перечни требующих модернизации систем и элементов
энергоблока
АЭС и перечни необходимых изменений
эксплуатационной документации АЭС.
К разработке обоснования безопасности повышения мощности
привлекались проектные и конструкторские организации, а также
изготовители оборудования. Для каждого энергоблока были
разработаны комплексные программы повышения мощности
реакторной установки (предусматривающие выполнение испытаний и
измерений, подтверждающих соответствие реальных характеристик
энергоблока АЭС проектным значениям, включая исследование
стационарных и переходных режимов работы энергоблока, на
повышенном уровне мощности).
Разработанные обоснования безопасности АЭС, а также отчеты
о результатах испытаний энергоблоков АЭС на повышенном уровне
26
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
мощности представлялись в Ростехнадзор для получения разрешения
на эксплуатацию на повышенном уровне мощности. В Таблице 6.4
указаны энергоблоки, переведенные в промышленную эксплуатацию
на повышенном уровне мощности за период 2013-2015 гг.
Таблица 6.4. Энергоблоки АЭС, эксплуатируемые на повышенном
уровне мощности в 2013-2015 гг.
АЭС, блок
Тип РУ
Мощность,
РУ, % Nном
Балаковская АЭС, № 1
В-320 (ВВЭР-1000)
104
Балаковская АЭС, № 4
В-320 (ВВЭР-1000)
104
Ростовская АЭС, № 1
В-320 (ВВЭР-1000)
104
Кольская АЭС, № 4
В-213 (ВВЭР-440)
107
Калининская АЭС, № 1
В-338 (ВВЭР-1000)
104
Калининская АЭС, № 4
В-320 (ВВЭР-1000)
104
Ростовская АЭС, № 2
В-320 (ВВЭР-1000)
104
Кольская АЭС, № 3
В-213 (ВВЭР-440)
107
Ростовская АЭС, № 3
В-320 (ВВЭР-1000)
104
6.6. Проблемы эксплуатации действующих энергоблоков АЭС
Дополнительные мероприятия по исключению ранее
выявленной проблемы по водородной взрывозащите в пределах
герметичного ограждения РУ энергоблоков с реакторами ВВЭР
реализуются в рамках программы мероприятий в свете уроков аварии
на АЭС "Фукусима-Дайичи" (см. подраздел 6.2).
Реализуются также мероприятия, касающиеся проблемы
(вызова) Расширенного мониторинга и управления ресурсом
графитовой кладки реакторов РБМК, отмеченной в ходе
рассмотрения шестого Национального доклада Российской Федерации
для АЭС с РБМК первого поколения и связанной с формоизменением
графитовой кладки реакторов под действием радиационного
облучения. Апробированная в
2012-2013 гг. на энергоблоке
№ 1
Ленинградской АЭС технология восстановления ресурсных
характеристик графитовой кладки РУ применена в
2014 г. на
энергоблоках № 2 Курской АЭС и № 2 Ленинградской АЭС. В 2015 г.
выполнен второй цикл ВРХ на энергоблоке № 1 Ленинградской АЭС,
в 2016 г. выполнен первый цикл ВРХ на энергоблоке № 1 Курской
АЭС. Суть технологии ВРХ заключается в выполнении вертикальных
продольных резов графитовых колонн и силовом воздействии на них
для уменьшения стрел прогиба технологических каналов. На
основании положительных результатов экспертизы безопасности
эксплуатации после ремонта графитовой кладки Ростехнадзором
внесены изменения в условия действия лицензий, разрешающие
27
Статья 6 "Существующие ядерные установки"
дальнейшую эксплуатацию энергоблоков РБМК-1000 первого
поколения на энергетических уровнях мощности при условии
ежегодного внутриреакторного контроля геометрических параметров
графитовой кладки и технологических каналов реакторов.
Для повышения надежности и ресурса парогенераторов АЭС с
реакторами типа ВВЭР-1000 выполняется замена медесодержащих
трубных систем конденсаторов турбин на трубные системы,
изготовленные из титановых и нержавеющих сплавов. В 2013-2015 гг.
указанные работы были реализованы на пяти энергоблоках, что при
этом позволило улучшить вакуум в конденсаторах с суммарным
приростом мощности 12,5 МВт.
К 2015 г. на АЭС в эксплуатации находилось большое
количество высоковольтного электротехнического оборудования,
отработавшего расчётный срок эксплуатации, установленный ГОСТ и
предприятиями-изготовителями, равный
25 годам. С целью
повышения надежности электротехнического
оборудования
реализуется программа замены воздушных выключателей и
маслонаполненных измерительных трансформаторов на элегазовые,
устройств релейной защиты и автоматики на микропроцессорное
оборудование.
Дополнительная информация о выполнении принципов
Венского заявления о ядерной безопасности представлена в
Приложении 3.
Положения Статьи
6 Конвенции о ядерной
безопасности выполняются для всех действующих
энергоблоков АЭС.
По результатам анализа защищенности российских
АЭС от экстремальных внешних воздействий и готовности
атомных станций к управлению запроектными авариями,
включая тяжелые, Эксплуатирующей организацией
своевременно выполняются запланированные мероприятия.
Реализуемые
технические
и
организационные
мероприятия позволяют обеспечивать приемлемый уровень
безопасности эксплуатации действующих энергоблоков
российских АЭС в соответствии с принципами Конвенции о
ядерной безопасности и положениями Венского заявления о
ядерной безопасности.
28
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
Статья 7. Законодательная и регулирующая основа
Регулирование безопасности в области использования атомной
энергии осуществляется на основе Конституции Российской Федерации
как Основного Закона России, имеющего высшую юридическую силу и
прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в части
4 статьи
15
устанавливает в рамках единой системы национального законодательства
приоритет международных договоров Российской Федерации (в том числе
Конвенции о ядерной безопасности, принятой Российской Федерацией, а
также Венской конвенции об ответственности за ядерный ущерб,
Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим
топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами,
Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, Конвенции о
физической защите ядерного материала и других международных
договоров), ратифицированных Российской Федерацией.
Правовое регулирование безопасности в области использования
атомной энергии осуществляется на основании федеральных законов,
подзаконных актов нормативных правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии, утверждаемых органом
государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии, и нормативных правовых актов органов управления
использованием атомной энергии.
7.1. Федеральные законы
Законодательную основу регулирования правовых отношений в
области использования атомной энергии в Российской Федерации
составляют:
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии";
Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной
безопасности населения".
Отдельные аспекты, связанные с использованием атомной энергии,
регулируются следующими законами:
Федеральный закон от
10 января
2002 г.
№ 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды";
Федеральный закон от
21 декабря
1994 г.
№ 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера";
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом
регулировании";
29
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации";
Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ "Об особенностях
управления и распоряжения имуществом и акциями организаций,
осуществляющих деятельность в области использования атомной
энергии, и о внесении изменений в отдельные акты Российской
Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении
государственного
контроля
(надзора)
и
муниципального контроля";
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ "О Государственной
корпорации по атомной энергии "Росатом";
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона "О Государственной
корпорации по атомной энергии "Росатом";
Федеральный закон от
2 июля
2013 г.
№ 159-ФЗ "О внесении
изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "Об использовании
атомной энергии";
Федеральный закон от
30 марта
2016 г.
№ 74-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
целях регулирования безопасности в области использования атомной
энергии";
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от
29 декабря
2004 г.
190-ФЗ
"Градостроительный кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ "Об обращении с
радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ "Уголовный кодекс
Российской Федерации";
Федеральный закон от
30 декабря
2001 г.
№ 195-ФЗ "Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях";
Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ "Водный кодекс
Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О
недрах";
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической
экспертизе";
Федеральный закон от
26 марта
2003 г.
№ 35-ФЗ "Об
электроэнергетике";
30
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
Федеральный закон от 31 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений";
Федеральный закон от 27 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями на
30 декабря 2008 г.);
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности
гидротехнических сооружений";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной
безопасности";
Федеральный закон от 22 июля 2008 г.
№ 123-ФЗ "Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности".
Содержание основных положений федеральных законов "Об
использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности
населения", "О техническом регулировании", "Об охране окружающей
среды", "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в части регулирования
отношений в области использования атомной энергии было представлено в
предыдущих Национальных докладах Российской Федерации.
С момента представления шестого Национального доклада в
федеральные законы, регулирующие вопросы использования атомной
энергии, внесен ряд изменений, краткое изложение которых приведено
ниже.
Федеральный закон от
21 ноября
1995 г.
№ 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии"
В статье
3 новой редакции закона введены термины "ядерное
топливо" и "отработавшее ядерное топливо". Определение "отработавшее
ядерное топливо" приведено в соответствие с положениями
ратифицированной Российской Федерацией Объединенной конвенции о
безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности
обращения с радиоактивными отходами.
Изменениями в статью
20 к полномочиям органов управления
использованием атомной энергии отнесены выбор головных научных
организаций, головных конструкторских организаций и головных
проектных организаций.
Изменениями, внесенными в статью 37, установлено, что орган
управления использованием атомной энергии из числа организаций,
предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, своим
решением в установленном указанным органом порядке выбирает
31
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
головные научные организации, головные конструкторские организации и
головные проектные организации.
В новой редакции закона уточнен порядок проведения и
финансирования экспертизы обоснования безопасности объектов и (или)
видов деятельности в области использования атомной энергии. К
полномочиям органов государственного регулирования безопасности
отнесены функции выдачи заданий на проведение экспертизы и принятия
(непринятия) подготовленных экспертных заключений.
Установлено, что экспертиза проводится за счет средств соискателя
лицензии или лицензиата. При этом экспертиза объектов использования
атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного
государственного надзора (к таким объектам относятся все блоки атомных
станций), проводится организациями научно-технической поддержки
уполномоченного органа государственного регулирования безопасности.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля"
Текст закона дополнен статьей
8.1
"Применение риск-
ориентированного подхода при организации государственного контроля
(надзора)". При реализации данного подхода выбор интенсивности
(формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по
контролю (надзору) устанавливается, исходя из категории риска либо
определенного класса (категории) опасности объекта.
Федеральный закон от
29
июня
2015 г.
№ 162-ФЗ
"О стандартизации"
Вновь введенный федеральный закон устанавливает правовые
основы стандартизации в Российской Федерации и регулирует отношения,
возникающие при разработке
(ведении), утверждении, изменении
(актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по
стандартизации. Статьей
6 закона установлено, что порядок
стандартизации в отношении продукции, связанной с обеспечением
безопасности в области использования атомной энергии устанавливается
Правительством Российской Федерации.
7.2. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации
32

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/