СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 3

 

 

Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
Внесен ряд изменений в действовавшие ранее нормативные
правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
За отчетный период принято постановление Правительства
Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 612 "Об аккредитации в
области использования атомной энергии", устанавливающее порядок
аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий
(центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия
продукции, связанной с обеспечением безопасности в области
использования атомной энергии, обязательным требованиям, а также
порядок аттестации, привлечения и отбора технических экспертов для
выполнения работ по аккредитации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
20 февраля
2014 г.
№ 129 "О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации" внесены изменения в перечень
организаций, эксплуатирующих особо радиационно- и ядерно-опасные
производства и объекты, утвержденный распоряжением Правительства
Российской Федерации от
14 сентября
2009 г.
№ 1311-р, в перечень
организаций, на которые распространяется действие Федерального закона
"Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо
радиационно- и ядерно-опасные производства и объекты в области
использования атомной энергии", утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от
20 июля
2011 г.
№ 597 "О
перечне эксплуатирующих организаций, а также в перечень объектов
использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим
постоянного государственного надзора, утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 610-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля
2014 г. № 339 "О сотрудничестве по вопросам развития национальных
систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при
использовании атомной энергии в мирных целях в государствах,
являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов
использования атомной энергии" установлено, что Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору является органом,
уполномоченным
осуществлять
сотрудничество
с
органами
государственной власти государств, являющихся заказчиками сооружения
по российским проектам объектов использования атомной энергии, по
вопросам развития национальных систем регулирования ядерной и
радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных
целях, включая развитие нормативной правовой базы, систем
лицензирования и надзора в указанной области, а также по вопросам
подготовки персонала органов регулирования ядерной и радиационной
безопасности этих государств.
33
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля
2014 г.
№ 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами,
уполномоченными на осуществление государственного контроля
(надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий
по контролю" утверждены "Правила аттестации экспертов, привлекаемых
органами, уполномоченными на осуществление государственного
контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению
мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля".
Постановлением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 894 "О внесении изменения в Правила отчисления
предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно-
и ядерно-опасные производства и объекты (атомные станции), средств для
формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности
атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития",
уточнено
назначение
резерва,
формируемого организациями,
эксплуатирующими атомные станции, а именно: указано, что он
предназначен не только для финансирования затрат по обеспечению
ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при
эксплуатации атомных станций, но и для финансирования затрат по
содержанию и оснащению аварийно-спасательных формирований, оплате
их работ
(услуг) по предотвращению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня
2016 г.
№ 544 утверждено "Положение об особенностях оценки
соответствия продукции, для которой устанавливаются требования,
связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной
энергии, а также процессов ее проектирования
(включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации, утилизации и захоронения". Установлено, что
продукция до ее поставки (применения) на объект использования атомной
энергии, а также при ее эксплуатации подлежит оценке соответствия
согласно данному Положению.
Оценка соответствия осуществляется:
в форме испытаний;
в форме контроля;
в форме приемки;
в форме решения о применении импортной продукции на объекте
использования атомной энергии;
в форме регистрации;
в форме экспертизы технической документации;
34
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
в форме обязательной сертификации продукции;
в форме федерального государственного надзора в области
использования атомной энергии;
в иных формах, установленных техническими регламентами.
Положение содержит требования по порядку проведения оценки
соответствия продукции в каждой из указанных выше форм.
7.3. Федеральные нормы и правила в области использования атомной
энергии
Ростехнадзором утвержден план совершенствования нормативно-
правового регулирования безопасности и стандартизации в области
использования атомной энергии, рассчитанный на 2015-2023 гг.
За период с момента представления шестого Национального доклада
разработан ряд новых федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии.
В 2015 г. утверждена новая редакция федеральных норм и правил
"Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-
15). Выполненный при разработке новой редакции "Общих положений
обеспечения атомных станций" сравнительный анализ требований
действующих российских нормативных документов с положениями норм
МАГАТЭ по безопасности SSR-2/1 и SSR-2/2 показал, что российские
требования к безопасности АЭС в основном соответствуют требованиям
указанных норм МАГАТЭ по безопасности. Вместе с тем были выявлены
области, в которых российские нормативные документы следует
откорректировать для достижения более полной гармонизации нормами
МАГАТЭ по безопасности.
В новой редакции "Общих положений обеспечения безопасности
атомных станций":
понятие "безопасность атомной станции" приведено в соответствие с
нормами МАГАТЭ по безопасности верхнего уровня SF-1;
сформулированы требования к объему и порядку выполнения анализа
проектных и запроектных аварий;
уточнены правила классификации систем и элементов АЭС, в том
числе с учетом требований норм МАГАТЭ по безопасности SSR-2/1;
изменена формулировка целевых вероятностных ориентиров
безопасности АЭС;
введена новая категория систем и элементов АЭС
- помимо
рассматривавшихся ранее категорий "системы и элементы нормальной
эксплуатации" и "системы и элементы безопасности" в новой редакции
"Общих положений обеспечения безопасности атомных станций"
рассматривается также категория "специальные технические средства
35
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
по управлению запроектными авариями". Введен ряд требований к
указанным специальным техническим средствам;
при раскрытии понятия "культура безопасности" учтена его трактовка в
INSAG-4;
уточнены требования к реализации на атомной станции
глубокоэшелонированной защиты. В частности, введено требование о
необходимости принятия всех разумно достижимых мер,
обеспечивающих независимость уровней глубокоэшелонированной
защиты друг от друга, а также мер, направленных на предотвращение
повреждения одних физических барьеров вследствие повреждения
других, или нескольких физических барьеров вследствие одного
воздействия;
введено понятие "концепции вывода блока АЭС из эксплуатации";
введено понятие "управление в целях безопасности"
(как это
предусмотрено в нормах МАГАТЭ по безопасности SSR-2/1);
расширены требования к анализу опыта эксплуатации - в частности,
введено понятие "предвестника тяжелой аварии", указана
дополнительная процедура рассмотрения событий-предвестников,
обладающих значимой условной вероятностью перехода в тяжелую
стадию.
С момента представления предыдущего Национального доклада
также утверждены федеральные нормы и правила в области использования
атомной энергии, регламентирующие безопасную эксплуатацию
оборудования и трубопроводов АЭС, в частности:
"Требования к управлению ресурсом оборудования и трубопроводов
атомных станций. Основные положения" (НП-096-15);
"Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и
трубопроводов атомных энергетических установок" (НП-089-15);
"Правила контроля основного металла, сварных соединений и
наплавленных поверхностей при эксплуатации оборудования,
трубопроводов и других элементов атомных станций" (НП-084-15).
Взамен ранее действовавших выпущены новые федеральные нормы
и правила в области использования атомной энергии, регламентирующие
обращение с радиоактивными отходами: "Правила безопасности при
обращении с радиоактивными отходами атомных станций" (НП-002-15),
"Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких
радиоактивных отходов" (НП-019-15), "Сбор, переработки, хранение и
кондиционирование твердых радиоактивных отходов"
(НП-020-15),
"Обращение с газообразными радиоактивными отходами. Требования
безопасности" (НП-021-15).
Разработаны новые федеральные нормы и правила "Основные
требования к обоснованию прочности и термомеханического поведения
36
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
тепловыделяющих сборок и тепловыделяющих элементов в активной зоне
водо-водяных энергетических реакторов" (НП-094-15).
В соответствии с "Заявлением о политике по применению
вероятностного анализа безопасности и риск-информативных методов для
атомных станций", обнародованным Ростехнадзором в
2012 г.,
разработаны и введены в действие федеральные нормы и правила в
области использования атомной энергии "Основные требования к
вероятностному анализу безопасности" (НП-095-15).
Продолжается пересмотр федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии в соответствии с планом пересмотра в
свете уроков, извлеченных из аварии на АЭС "Фукусима-Дайичи", в
частности, пересматриваются правила проектирования сейсмостойких
АЭС, требования по обеспечению безопасности при размещении атомных
станций, федеральные нормы и правила по учету внешних воздействий,
федеральные нормы и правила, регулирующие вопросы аварийного
реагирования. Выпущена новая редакция федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии "Положение о порядке
объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным станциям в случаях
радиационно-опасных ситуаций" (НП-005-16).
Перечень федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии, распространяющихся на атомные станции, введенных в
действие за период после представления шестого Национального доклада,
представлен в Приложении 7.
7.4. Документы, утверждаемые Регулирующим органом
В период, прошедший с момента представления шестого
Национального доклада,
Ростехнадзор
продолжил разработку
административных регламентов
- документов, регламентирующих
порядок исполнения Ростехнадзором отнесенных к его полномочиям
функций и порядок предоставления Ростехнадзором государственных
услуг.
Приказом Ростехнадзора от
8 октября
2014 г. утвержден новый
"Административный регламент предоставления Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору государственной
услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной
энергии" взамен ранее действовавшего. Указанный Административный
регламент определяет порядок, сроки и последовательность
административных процедур
(действий) Ростехнадзора и его
территориальных органов, порядок взаимодействия с соискателями
лицензии/лицензиатами, иными органами государственной власти при
лицензировании.
37
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
Приказами Ростехнадзора от 27 ноября 2014 г. и от 22 сентября
2015 г. внесены изменения в "Административный регламент по
исполнению
государственной
функции
по
федеральному
государственному надзору в области использования атомной энергии":
уточнены действия, которые могут быть предприняты по результатам
проверки
(инспекции). К ним отнесены выдача предписания об
устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения,
а также, при необходимости, принятие других мер по пресечению
выявленных нарушений и привлечению к административной
ответственности, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, в том числе приостановления или аннулирования
лицензий, выданных Ростехнадзором;
уточнены предметы досудебного
(внесудебного) обжалования
действий (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора;
описан порядок приостановления, а также аннулирования лицензии.
Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2014 г. в "Административный
регламент предоставления Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору государственных услуг по
установлению
нормативов
предельно
допустимых
выбросов
радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых
сбросов радиоактивных веществ в водные объекты, выдаче разрешений на
выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду" внесены
изменения, связанные с установлением нормативов предельно допустимых
выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов
допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты, а также с
выдачей разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в
окружающую среду.
За период после представления шестого Национального доклада
приказами Ростехнадзора также утверждены:
порядок проведения экспертизы безопасности
(экспертизы
обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и
(или) видов деятельности в области использования атомной энергии;
методика определения размера платы за оказание услуги по
проведению экспертизы безопасности
(экспертизы обоснования
безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов
деятельности в области использования атомной энергии и предельного
размера платы за экспертизу одного тематического вопроса,
включенного в задание на экспертизу;
порядок надзора за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов в других областях регулирования безопасности;
критерии, применяемые при аттестации экспертов, привлекаемых
Ростехнадзором к надзору на объектах использования атомной энергии,
правила формирования и ведения реестра сведений об аттестации
38
Статья 7 "Законодательная и регулирующая основа"
экспертов, формы заявления об аттестации эксперта, перечень видов
экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов;
новая редакция "Положения о функциональной подсистеме контроля за
ядерно- и радиационно-опасными объектами единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
За период после представления шестого Национального доклада
Ростехнадзором разработаны и утверждены следующие руководства по
безопасности при использовании атомной энергии:
"Основные рекомендации к разработке вероятностного анализа
безопасности уровня 1 для блока атомной станции при инициирующих
событиях, обусловленных внешними воздействиями природного и
техногенного происхождения" (РБ-021-14);
"Рекомендации по порядку выполнения анализа надежности систем и
элементов атомных станций, важных для безопасности, и их функций"
(РБ-100-15);
"Рекомендации к структуре и содержанию руководства по управлению
запроектными авариями, в том числе тяжелыми авариями" (РБ-102-15);
и другие.
Перечень Административных регламентов и Руководств по
безопасности при использовании атомной энергии, относящихся к
атомным станциям, разработанных и введенных в действие
Ростехнадзором за период с момента представления шестого
Национального доклада, приведен в Приложении 8.
В Российской Федерации имеется эффективная
законодательная и регулирующая основа, регламентирующая
вопросы, связанные с обеспечением и регулированием
безопасности атомных станций.
39
Статья 8 "Регулирующий орган"
Статья 8. Регулирующий орган
8.1. Полномочия и обязанности Регулирующего органа
В соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности,
регулирующими органами являются орган или органы, наделенные
юридическими полномочиями выдавать лицензии и регулировать
деятельность по выбору площадки, проектированию, сооружению,
вводу в эксплуатацию, эксплуатации или выводу из эксплуатации
ядерных установок.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (с изменениями от 17 января
2015 г.), исполнительным органом власти, осуществляющим
государственное
регулирование
ядерной и радиационной
безопасности при использовании атомной энергии, является
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору
(Ростехнадзор). Этим же постановлением
Правительства Российской Федерации утверждено "Положение о
Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору".
На сегодняшний день Ростехнадзор является:
регулирующим
(в соответствии с Конвенцией о ядерной
безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности
обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения
с радиоактивными отходами) и компетентным органом
Российской Федерации (в соответствии с Поправкой к Конвенции
о физической защите ядерного материала);
органом федерального государственного надзора в области
использования атомной энергии;
органом федерального государственного строительного надзора (в
том числе, в отношении атомных станций).
Ростехнадзор обладает следующими полномочиями в области
использования атомной энергии:
вносит в Правительство Российской Федерации проекты
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и
других документов по вопросам, относящимся к сфере
деятельности Ростехнадзора;
утверждает нормативные правовые акты, относящиеся к области
использования атомной энергии:
федеральные нормы и правила;
40
Статья 8 "Регулирующий орган"
порядок выдачи разрешений на право ведения работ в
соответствии с перечнем должностей, утвержденным
Правительством Российской Федерации;
требования к составу и содержанию документов,
обосновывающих безопасность эксплуатации ядерных
установок радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов и (или) безопасность деятельности
в области использования атомной энергии, а также порядок
проведения экспертизы указанных документов;
порядок представления Эксплуатирующей организацией в
Ростехнадзор документов, содержащих результаты оценки
безопасности ОИАЭ и обосновывающих безопасность их
эксплуатации, а также требования к составу и содержанию
этих документов;
порядок проведения экспертизы безопасности (экспертизы
обоснования безопасности) объектов использования
атомной энергии и (или) видов деятельности;
порядок организации и осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов;
методики разработки нормативов предельно допустимых
выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и
нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в
водные объекты;
порядок выдачи и форма разрешений на выбросы и сбросы
радиоактивных веществ;
порядок оценки соответствия продукции, а также процессов
ее проектирования
(включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации, утилизации и захоронения;
нормативные правовые акты по другим вопросам, за
исключением вопросов, правовое регулирование которых
осуществляется
исключительно
федеральными
конституционными законами, федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации;
осуществляет, в соответствии с законодательством Российской
Федерации,
лицензирование
деятельности
в
области
использования атомной энергии;
выдает разрешения на право ведения работ работникам объектов
использования атомной энергии;
41
Статья 8 "Регулирующий орган"
устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов
радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативы
допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты;
проводит проверки
(инспекции) соблюдения юридическими и
физическими лицами требований законодательства Российской
Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в
области использования атомной энергии;
согласовывает квалификационные справочники должностей
руководителей и специалистов (служащих);
обеспечивает контроль за объектами использования атомной
энергии при возникновении на них аварий;
руководит деятельностью функциональной подсистемы контроля
за ядерно- и радиационно-опасными объектами в составе единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
применяет предусмотренные законодательством Российской
Федерации меры ограничительного, предупредительного и
профилактического характера;
разрабатывает, утверждает и вводит в действие руководства по
безопасности при использовании атомной энергии (в пределах
своей компетенции);
участвует в работе по аккредитации в области использования
атомной энергии;
осуществляет надзор за:
соблюдением норм и правил в области использования
атомной энергии, за условиями действия разрешений
(лицензий) на право ведения работ в области использования
атомной энергии;
ядерной, радиационной, технической и пожарной
безопасностью на объектах использования атомной
энергии;
физической защитой ядерных установок, радиационных
источников, пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ;
учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных
веществ, радиоактивных отходов;
выполнением международных обязательств Российской
Федерации в области обеспечения безопасности при
использовании атомной энергии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от
15 апреля
2014 г.
№ 339, Ростехнадзор является
органом, уполномоченным осуществлять в установленном порядке
42
Статья 8 "Регулирующий орган"
сотрудничество с органами государственной власти государств,
являющихся заказчиками сооружения по российским проектам
объектов использования атомной энергии. За отчетный период
Ростехнадзором подписаны межведомственные соглашения о
сотрудничестве с органами регулирования:
Народной Республики Бангладеш
(Министерство науки и
технологий);
Республики Беларусь
(Министерство по чрезвычайным
ситуациям);
Социалистической Республики Вьетнам (Вьетнамское агентство
по радиационной и ядерной безопасности);
Турецкой Республики (Турецкое агентство по атомной энергии),
а также меморандумы о взаимопонимании с органами регулирования:
Иорданского Хашимитского Королевства
(Комиссия по
регулированию энергетики и полезных ископаемых);
Арабской Республики Египет (Египетский орган регулирования
ядерной и радиологической безопасности).
Готовятся к подписанию межведомственные соглашения о
сотрудничестве с органом регулирования Федеративной Республики
Нигерия
(Орган регулирования ядерной безопасности). В рамках
указанных соглашений осуществляется содействие вышеупомянутым
органам регулирования в развитии национальных систем
регулирования безопасности при использовании атомной энергии в
части:
нормативной правовой базы;
лицензирования;
надзора за безопасностью;
подготовки персонала.
На регулярной основе проводятся семинары, рабочие совещания
и технические визиты в Россию специалистов органов регулирования
стран-заказчиков сооружения АЭС по российским проектам. В
рамках обмена опытом зарубежные специалисты приглашаются к
участию, в качестве наблюдателей, в инспекциях, проводимых
Ростехнадзором на эксплуатируемых и сооружаемых на территории
России АЭС.
В своей деятельности Ростехнадзор использует систему
управления качеством в соответствии с требованиями обновленного в
2014 г. "Положения о системе управления качеством Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в
области государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии".
В соответствии с положениями Федерального закона № 170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии", в своей деятельности
43
Статья 8 "Регулирующий орган"
Ростехнадзор предпринимает меры по усилению открытости и
прозрачности выполнения обязательств, вытекающих из Конвенции о
ядерной безопасности.
За отчетный период Ростехнадзором принято Заявление о
политике "Открытость и прозрачность в области государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии".
На официальном сайте Ростехнадзора открыт раздел "Открытый
Ростехнадзор", на котором публикуются ежегодные доклады Службы
о результатах и основных направлениях деятельности Ростехнадзора,
ежегодные планы Ростехнадзора и отчеты о выполнении этих планов.
Работают общественная приемная, общественный Совет, группа
по связи с общественностью при Информационно-аналитическом
центре Ростехнадзора.
В ноябре 2013 г., в соответствии с установленной МАГАТЭ
процедурой, проведена повторная миссия ИРРС МАГАТЭ по
выполнению Ростехнадзором рекомендаций и предложений
предыдущей миссии ИРРС в Россию в 2009 г. Повторная миссия
включала в себя также оценку деятельности Ростехнадзора в части
аварийной готовности и реагирования и учета уроков аварии на АЭС
"Фукусима-Дайичи". В ходе повторной миссии группа ИРРС
установила, что:
10 из 25 рекомендаций и 17 из 34 предложений миссии ИРРС
2009 г. были реализованы и поэтому могут считаться
выполненными;
8 из 25 рекомендаций и 6 из 34 предложений миссии ИРРС 2009 г.
можно считать выполненными, исходя из достигнутого прогресса
и уверенности в их эффективном исполнении.
Кроме того, в рамках повторной миссии 2013 г. были получены
дополнительные рекомендации и предложения, а также отмечены
5 положительных практик.
По результатам повторной миссии ИРРС МАГАТЭ 2013 г. был
разработан "План действий Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по реализации рекомендаций и
предложений пост-миссии Международного агентства по атомной
энергии "Комплексная оценка регулирующей деятельности в
Российской Федерации", утверждённый приказом Ростехнадзора,
охватывающий период с 2014 по 2017 гг. План действий содержит
3 раздела и
24 мероприятия, реализация которых запланирована в
период с 2014 по 2018 гг. Данные мероприятия предусматривают, в
частности:
сокращение разрыва между доходами работников Ростехнадзора и
эксплуатирующих организаций для возможности привлечения
компетентного персонала, особенно инспекторов;
44
Статья 8 "Регулирующий орган"
разработка системного подхода к обучению персонала
Ростехнадзора;
совершенствование взаимодействия с другими федеральными
органами исполнительной власти;
создание необходимой правовой и регулирующей базы по надзору
за реабилитацией объектов предыдущей деятельности;
гармонизация требований к аварийной готовности и реагированию
с требованиями норм МАГАТЭ по безопасности;
практику оценки аварийных учений не только для АЭС, но и для
других ОИАЭ.
Эффективной формой обмена опытом регулирующей
деятельности
являются
совместные
инспекции
объектов
использования атомной энергии с зарубежными партнерами.
В сентябре
2013 г.
при
проведении
инспекции
Нововоронежской АЭС-2 и в сентябре
2015 г. при проведении
инспекции Ленинградской АЭС-2 присутствовали представители
финского регулирующего органа STUK. В июне 2014 г. представители
Ростехнадзора присутствовали при проведении STUK инспекции АЭС
"Олкилуото-3".
В рамках международного сотрудничества в июле 2014 г. в
противоаварийной тренировке на Кольской АЭС, за проведением
которой наблюдали сотрудники Ростехнадзора, приняли участие в
качестве наблюдателей специалисты регулирующего органа Франции
(АSN). В августе того же года в противоаварийной тренировке на
Кольской АЭС в качестве наблюдателя приняло участие руководство
Национального регулирующего органа ЮАР (NNR).
В сентябре 2015 г. специалисты STUK и Иранского органа
ядерного регулирования
(INRA) приняли участие в качестве
наблюдателей в противоаварийной тренировке на Ленинградской
АЭС.
В апреле 2016 г. представитель Ростехнадзора принял участие в
противоаварийных учениях на АЭС "Ловииса", Финляндия.
В 2015 г. завершилась серия совместных семинаров с Органом
регулирования ядерной и радиационной безопасности Франции (ASN)
по обмену информацией о "стресс-тестах" и экспертизе отчетов,
подготовленных по их результатам. Указанные мероприятия в
формате "2+2"
(участвовали как представители органов
регулирования, так и эксплуатирующих организаций России и
Франции), проводимые с
2012 г., позволили детально обсудить
методологию выполнения дополнительного анализа защищенности
российских и французских АЭС от экстремальных внешних
воздействий природного и техногенного характера.
45
Статья 8 "Регулирующий орган"
8.2. Структура Регулирующего органа
Осуществление возложенных на Ростехнадзор функций по
контролю и надзору, а также по лицензированию деятельности в
области использования атомной энергии обеспечивается центральным
аппаратом и его территориальными органами. Структура
центрального аппарата, территориальных органов Ростехнадзора и
организаций научно-технической поддержки приведена на
рисунке 8.1.
46
Статья 8 "Регулирующий орган"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
Руководитель
АППАРАТ
Заместитель Руководителя
Управление по
Управление по
регулированию
регулированию
Управление
безопасности
безопасности
Управление
международного
предприятий ядерного
специальной
атомных станций и
сотрудничества
исследовательских
топливного цикла,
безопасности
и протокола
ядерных установок судов,
(30 человек)
ядерных установок
(21 человек)
радиационно-опасных
(48 человек)
объектов (38 человек)
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕУПРАВЛЕНИЯ ПО
НАДЗОРУ ЗА ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Центральное МТУ
Волжское МТУ
Уральское МТУ
Отдел инспекций
Отдел инспекций
Отдел инспекций
Белоярский отдел
ЯРБ на
ЯРБ на
ЯРБ на
инспекций ЯРБ
Билибинской АЭС
Калининской АЭС
Балаковской АЭС
Северо-Европейское МТУ
Отдел
Отдел
Отдел
Отдел
Отдел
инспекций ЯРБ
инспекций ЯРБ на
инспекций ЯРБ на
инспекций
инспекций ЯРБ
на Смоленской
Ленинградской АЭС
Ленинградской
ЯРБ на
на Курской
АЭС
АЭС-2
Курской АЭС
АЭС-2
Донское МТУ
Отдел инспекций
Отдел инспекций ЯРБ
Отдел инспекций ЯРБ
ЯРБ на Кольской
на Ростовской АЭС
на НВ АЭС
АЭС
МТУ по Сибири и Дальнему Востоку
ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Федеральное бюджетное
Федеральное
учреждение "Научно-технический
государственное
центр по ядерной и радиационной
унитарное предприятие
безопасности"
ВО "Безопасность"
Рисунок 8.1. Структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (в части, относящейся к
регулированию ядерной и радиационной безопасности АЭС)
47
Статья 8 "Регулирующий орган"
Центральный аппарат Ростехнадзора и межрегиональные
территориальные управления по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью укомплектованы персоналом, требования к
квалификации которого установлены Федеральным законом от
27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе
Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации
от 27 сентября 2005 г. № 1131 "О квалификационных требованиях к
стажу государственной гражданской службы
(государственной
службы иных видов) или стажу работы по специальности для
федеральных государственных гражданских служащих" и другими
нормативными правовыми актами.
Поддержание квалификации государственных гражданских
служащих Ростехнадзора осуществляется в рамках действующей в
Ростехнадзоре системы повышения квалификации по мере
необходимости, но не реже одного раза в три года.
В соответствии с Федеральным законом
№ 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации",
государственные гражданские служащие Ростехнадзора имеют право
на дополнительное профессиональное образование, которое
осуществляется в течение всего периода прохождения ими
гражданской службы. Вид, форма и продолжительность получения
дополнительного профессионального образования устанавливаются в
зависимости от группы и категории должности гражданской службы.
Сведения о параметрах фонда оплате труда межрегиональных
территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью Ростехнадзора за
2013-2016 гг. приведены в
Приложении 9.
В ведении Ростехнадзора находятся две организации научно-
технической поддержки в области ядерной и радиационной
безопасности
- Федеральное бюджетное учреждение "Научно-
технический центр по ядерной и радиационной безопасности" (ФБУ
"НТЦ ЯРБ") и Федеральное государственное унитарное предприятие
Внешнеторговая организация "Безопасность"
(ФГУП ВО
"Безопасность").
8.3. Процедура лицензирования и организация экспертизы
документов, обосновывающих безопасность ядерных установок
В части осуществления государственной услуги по
лицензированию объектов использования атомной энергии
Ростехнадзор руководствуется Федеральным законом № 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии" и "Положением о лицензировании
деятельности в области использования атомной энергии",
48

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/