СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 1

 

 

СЕДЬМОЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ,
ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ
О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
К седьмому Совещанию по рассмотрению
в рамках Конвенции о ядерной безопасности
Москва-2016
Седьмой Национальный доклад Российской Федерации о
выполнении обязательств, вытекающих из Конвенции о ядерной
безопасности, за период с августа 2013 г. по июль 2016 г. подготовлен
в соответствии со Статьей 5 Конвенции о ядерной безопасности.
При подготовке настоящего Доклада учтены основополагающие
положения и принципы Конвенции о ядерной безопасности и
Венского заявления о ядерной безопасности, рекомендации,
приведенные в руководящих материалах МАГАТЭ по подготовке
национальных докладов
("Руководящие принципы, касающиеся
национальных докладов, которые представляются в соответствии с
Конвенцией о ядерной безопасности" INFCIRC/572/Rev.5, "Венское
заявление о ядерной безопасности "О принципах обеспечения
достижения цели Конвенции о ядерной безопасности, касающейся
предотвращения аварий и смягчения радиологических последствий"
INFCIRC/872), в Кратком докладе Председателя
6-го Совещания
Договаривающихся сторон Конвенции о ядерной безопасности
(включая рекомендации и предложения к Российской Федерации по
проблемам/вызовам, сформулированным по итогам рассмотрения 6-го
Национального доклада Российской Федерации в 4-й Группе стран), в
Докладе Генерального директора МАГАТЭ "Авария на АЭС
"Фукусима-Дайичи".
Настоящий Доклад подготовлен Федеральной службой по
экологическому,
технологическому
и атомному надзору
(Ростехнадзор) и Государственной корпорацией по атомной энергии
"Росатом" (Госкорпорация "Росатом").
3
Содержание
Содержание
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
8
ВВЕДЕНИЕ
13
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
15
1. Развитие атомной энергетики
15
2. Развитие регулирующей основы использования атомной энергии
16
3. Вызовы, рекомендации и предложения, сформулированные на
6-м
Совещании по рассмотрению
16
4. Миссии МАГАТЭ (ИРРС, ОСАРТ), партнерские проверки ВАО АЭС
18
5. Мероприятия в свете уроков аварии на АЭС "Фукусима-Дайичи", включая
совершенствование мер по обеспечению аварийной готовности и
реагирования
18
6. Реализация Венского заявления о ядерной безопасности
19
7.
Меры по повышению открытости и прозрачности для всех
заинтересованных сторон
19
СТАТЬЯ 6. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЯДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ
20
6.1. Краткая информация о ядерных установках
20
6.2. Мероприятия на российских АЭС, выполненные в свете уроков аварии на
АЭС "Фукусима-Дайичи", в том числе меры, предпринятые или
запланированные для того, чтобы противостоять опасным природным
явлениям, которые являются более серьезными по сравнению с теми,
которые учитываются в проектных основах
21
6.3. Модернизация энергоблоков АЭС
22
6.4. Продление сроков эксплуатации энергоблоков АЭС
25
6.5. Повышение мощности действующих энергоблоков АЭС
26
6.6. Проблемы эксплуатации действующих энергоблоков АЭС
27
СТАТЬЯ 7. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ ОСНОВА
29
7.1. Федеральные законы
29
7.2. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации
32
7.3. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии . 35
7.4. Документы, утверждаемые Регулирующим органом
37
СТАТЬЯ 8. РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОРГАН
40
8.1. Полномочия и обязанности Регулирующего органа
40
8.2. Структура Регулирующего органа
46
8.3. Процедура лицензирования и организация экспертизы документов,
обосновывающих безопасность ядерных установок
48
8.4. Организации научно-технической поддержки Регулирующего органа
49
СТАТЬЯ 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЛАДАТЕЛЯ ЛИЦЕНЗИИ
55
СТАТЬЯ 10. ПРИОРИТЕТНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ
59
10.1. Политика в области безопасности
59
10.2. Культура безопасности и оценка ее эффективности
60
10.3. Роль и значение Ростехнадзора
64
4
Содержание
СТАТЬЯ 11. ФИНАНСОВЫЕ И ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ
66
11.1. Финансовые ресурсы Эксплуатирующей организации
66
11.2. Людские ресурсы Эксплуатирующей организации
68
11.3. Подготовка, обучение и поддержание квалификации персонала
69
СТАТЬЯ 12. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
75
12.1. Методы по предотвращению ошибок персонала
75
12.2. Административно-управленческие и организационные решения,
направленные на учет человеческих факторов
76
12.3. Роль Регулирующего органа в связи с вопросами деятельности человека .. 77
СТАТЬЯ 13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
80
СТАТЬЯ 14. ОЦЕНКА И ПРОВЕРКА БЕЗОПАСНОСТИ
84
14.1. Оценка безопасности при лицензировании
84
14.2. Проверки и инспектирование АЭС при эксплуатации
85
14.3. Оценка старения оборудования в процессе эксплуатации
91
14.4. Оценка состояния безопасности при эксплуатации АЭС
92
14.5. Выполнение углубленной оценки безопасности энергоблоков АЭС
94
14.6. Инспекционные проверки безопасности АЭС Ростехнадзором
95
СТАТЬЯ 15. РАДИАЦИОННАЯ ЗАЩИТА
99
15.1. Законы, нормы и правила по вопросам радиационной защиты
99
15.2. Радиационное воздействие на персонал атомных станций
101
15.3. Радиационный контроль окружающей среды
103
15.4. Надзор за радиационной защитой персонала АЭС, населения и
окружающей среды
104
СТАТЬЯ 16. АВАРИЙНАЯ ГОТОВНОСТЬ
107
16.1. Нормативное регулирование вопросов аварийной готовности на
площадке АЭС и за ее пределами
107
16.2. Осуществление мероприятий по обеспечению аварийной готовности,
планы аварийной готовности АЭС
108
16.3. Меры по информированию собственного населения, компетентных
органов сопредельных государств в отношении аварийной готовности
113
16.4. Обучение и противоаварийные тренировки на АЭС
118
16.5. Аварийно-технические центры
122
16.6. Деятельность по государственному регулированию безопасности в
области обеспечения аварийной готовности атомных станций
123
СТАТЬЯ 17. ВЫБОР ПЛОЩАДКИ АЭС
130
СТАТЬЯ 18. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СООРУЖЕНИЕ АЭС
139
18.1. Применение глубокоэшелонированной защиты
139
18.2. Использование апробированных решений
147
18.3. Процесс лицензирования, связанный с проектированием и сооружением
АЭС
149
СТАТЬЯ 19. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭС
151
19.1. Получение разрешений на эксплуатацию энергоблоков АЭС после
сооружения
151
5
Содержание
19.2. Принятая система корректировки пределов и условий безопасной
эксплуатации
151
19.3. Принятая система регламентации технического обслуживания и
ремонта, а также инспектирования и испытаний ядерных установок
152
19.4. Действия персонала при авариях и аварийных ситуациях
155
19.5. Обеспечение инженерно-технической и научной поддержки АЭС
156
19.6. Порядок учета событий на АЭС, значимых с точки зрения безопасности 157
19.7. Программы сбора и анализа информации об опыте эксплуатации АЭС.
Система использования опыта эксплуатации российских и зарубежных
АЭС
163
19.8. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным
топливом на площадках АЭС и меры, принимаемые для сокращения их
объемов
168
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
172
ПРИЛОЖЕНИЯ
175
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПЕРЕЧЕНЬ АЭС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
176
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ 6-ГО СОВЕЩАНИЯ
ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН
180
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕНСКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
184
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АЭС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013-2015 ГГ
191
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 МЕРЫ, ПРИНЯТЫЕ В СВЕТЕ УРОКОВ АВАРИИ НА АЭС УКУСИМА-
ДАЙИЧИ"
195
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И
НАДЕЖНОСТИ, РЕАЛИЗОВАННЫЕ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ЭНЕРГОБЛОКОВ АЭС РОССИИ В 2013-2015 ГГ
198
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (РАСПРОСТРАНЯЮЩИХСЯ НА АТОМНЫЕ СТАНЦИИ),
УТВЕРЖДЕННЫХ РОСТЕХНАДЗОРОМ ЗА ПЕРИОД ПОСЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ШЕСТОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА
204
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ПЕРЕЧЕНЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ И РУКОВОДСТВ ПО
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
(РАСПРОСТРАНЯЮЩИХСЯ НА АТОМНЫЕ СТАНЦИИ), РАЗРАБОТАННЫХ И
ВВЕДЕННЫХ В ДЕЙСТВИЕ РОСТЕХНАДЗОРОМ ЗА ПЕРИОД ПОСЛЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШЕСТОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА
206
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 ФИНАНСИРОВАНИЕ РОСТЕХНАДЗОРА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013-2016 ГГ
209
6
Содержание
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ РИСКОВ (ВАБ-1) ДЛЯ ЭНЕРГОБЛОКОВ
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ АЭС С КАНАЛЬНЫМИ И БЫСТРЫМИ РЕАКТОРАМИ
210
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ РИСКОВ (ВАБ-1) ДЛЯ ЭНЕРГОБЛОКОВ
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ АЭС С ВВЭР
211
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ РИСКОВ (ВАБ-2) ДЛЯ ЭНЕРГОБЛОКОВ
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ АЭС С ВВЭР
212
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ АЭС РОССИИ ПО
ИНЕС ЗА 2013 Г. - 1 ПОЛУГОДИЕ 2016 Г
213
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ ОТКЛОНЕНИЯХ НА АЭС РОССИИ ЗА
2013 Г. - 1 ПОЛУГОДИЕ 2016 Г
214
7
Принятые сокращения
Принятые сокращения
АБ
- аккумуляторная батарея
АЗ
- аварийная защита
АО
- акционерное общество
АС
- атомная станция
АСДНР
- аварийно-спасательные и другие неотложные работы
АСКРО
- автоматизированная система контроля радиационной
обстановки
АССЕТ
- Группа анализа событий, важных с точки зрения
безопасности (МАГАТЭ)
АСУ ТП
- автоматизированная система управления
технологическими процессами
АТЦ
- аварийно-технический центр
АТЭ
- Акционерное общество "Атомтехэнерго"
АЭП
- Акционерное общество "Атомэнергопроект"
АЭР
- Акционерное общество "Атомэнергоремонт"
АЭС
- атомная электрическая станция
АЯЭ
- Агентство по ядерной энергии Организации
экономического сотрудничества и развития
БВ
- бассейн выдержки
БН
- реактор на быстрых нейтронах с натриевым
теплоносителем
БПУ
- блочный пункт управления
БЩУ
- блочный щит управления
ВАБ
- вероятностный анализ безопасности
ВАО АЭС
- Всемирная ассоциация организаций,
эксплуатирующих атомные электростанции
ВАО АЭС-МЦ
- Московский Региональный Центр Всемирной
ассоциации организаций, эксплуатирующих атомные
электростанции
ВВЭР
- водо-водяной энергетический реактор
ВВЭР-ТОИ
- водо-водяной энергетический реактор типовой
оптимизированный и информатизированный
ВМТУ
- Волжское межрегиональное территориальное
управление (по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью)
ВНИИАЭС
- Акционерное общество "Всероссийский научно-
(АО
исследовательский институт по эксплуатации
"ВНИИАЭС")
атомных электростанций"
ГО
- гражданская оборона
Госкорпорация
- Государственная корпорация по атомной энергии
"Росатом"
"Росатом"
8
Принятые сокращения
ГОСТ
- государственный стандарт
ГЦН
- главный циркуляционный насос
ДГ
- дизель-генератор
ДМТУ
- Донское межрегиональное территориальное
управление (по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью)
ДСЭ
- дополнительный срок эксплуатации
ЗАО
- закрытое акционерное общество
ЗН
- зона наблюдения
ЗПУПД
- защищенный пункт управления противоаварийными
действиями
ИАЦ
- Информационно-аналитический центр
Ростехнадзора
ИБРАЭ РАН
- Институт проблем безопасного развития атомной
энергетики Российской академии наук
ИНЕС
- Международная шкала ядерных и радиологических
событий
ИНСАГ
- Международная группа по ядерной безопасности
ИП
- инженерная поддержка
ИРРС
- Комплексная оценка деятельности регулирующего
органа (МАГАТЭ)
ИСИ
- Международная система отчетности по опыту
эксплуатации (МАГАТЭ/АЯЭ)
ИСО
- Международная организация по стандартизации
КИУМ
- коэффициент использования установленной
мощности
КЦ
- Кризисный центр АО "Концерн Росэнергоатом"
КЯБ
- Конвенция о ядерной безопасности
МАГАТЭ
- Международное агентство по атомной энергии
МЗ
- меры защиты
МКРЗ
- Международная комиссия по радиологической
защите
МСИ
- международная страховая инспекция
МТУ
- межрегиональное территориальное управление
МТР
- материально-технический ресурс
МЧС России
- Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
МЭК
- Международная электротехническая комиссия
НИАЭП
- Акционерное общество "Нижегородская
инжиниринговая компания ЗАО "Атомстройэкспорт"
НИКИЭТ
- Акционерное общество "Научно-исследовательский
и конструкторский институт энерготехники"
9
Принятые сокращения
НИЦ
- научно-исследовательский центр
НИЯУ МИФИ
- Национальный исследовательский ядерный
университет "Московский инженерно-физический
институт"
НОУ ДПО
- Негосударственное образовательное учреждение
ЦИПК
дополнительного профессионального образования
"Центральный институт повышения квалификации"
НП
- федеральные нормы и правила
НПО "Тайфун"
- Научно-производственное объединение "Тайфун"
НРБ
- Нормы радиационной безопасности
НЦУКС
- Национальный центр управления в кризисных
ситуациях
ОАО
- открытое акционерное общество
АО "Концерн
- Акционерное общество "Российский концерн по
Росэнергоатом"
производству электрической и тепловой энергии на
(Концерн)
атомных станциях"
ОАО "СО ЕЭС"
- Открытое акционерное общество "Системный
оператор Единой энергетической системы"
ООБ
- отчет по обоснованию безопасности
ОВОС
- оценка воздействия на окружающую среду
ОИАЭ
- объект использования атомной энергии
ОИС ОЭ
- отраслевая информационно-аналитическая система
по опыту эксплуатации АЭС (АО "Концерн
Росэнергоатом")
ОКБ ГП
- Акционерное общество "Опытное конструкторское
бюро "Гидропресс" (ОКБ "Гидропресс")
ОКБМ
- Акционерное общество "Опытное конструкторское
бюро машиностроения им. И.И. Африкантова"
("ОКБМ Африкантов")
ОКЧС
- Отраслевая комиссия по чрезвычайным ситуациям
Госкорпорации "Росатом"
ОПАС
- Группа оказания экстренной помощи атомным
станциям
ОРУ
- открытое распределительное устройство
ОСАРТ
- Группа по рассмотрению безопасной эксплуатации
(МАГАТЭ)
ОСО
- общестанционные объекты
ОСПОРБ
- Основные санитарные правила обеспечения
радиационной безопасности
ОСХОТ
- отдельно стоящее хранилище отработавшего
ядерного топлива
ОСЧС
- Отраслевая система предупреждения и ликвидаций
чрезвычайных ситуаций Госкорпорации "Росатом"
10
Принятые сокращения
ОТВС
- отработавшая тепловыделяющая сборка
ОУОБ
- отчет по углубленной оценке безопасности
ОЭ
- опыт эксплуатации
ОЯТ
- отработавшее ядерное топливо
ПАТ
- противоаварийные тренировки
ПБ
- пожарная безопасность
ПГ
- парогенератор
ПОБ
- периодическая оценка безопасности
ПОКАС
- программа обеспечения качества
ПООБ
- предварительный отчет по обоснованию
безопасности атомной станции
ПРИС
- Информационная система по энергетическим
реакторам (МАГАТЭ)
ПСЭ
- продление срока эксплуатации
ПТД
- производственно-техническая деятельность
РАО
- радиоактивные отходы
РБ
- руководство по безопасности
РБМК
- реактор большой мощности канальный
РВ
- радиоактивные вещества
РД
- руководящий документ
РДЭС
- резервная дизельная электростанция
РЗА
- релейная защита и автоматика
РКЦ
- Региональный кризисный центр
Ростехнадзор
- Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
РПУ
- резервный пункт управления
РСЧС
- Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
РУ
- реакторная установка
РУЗА
- руководство по управлению запроектными авариями
РУТА
- руководство по управлению тяжелыми авариями
САИ ОЭ
- система анализа и использования опыта
эксплуатации атомных станций (АО "Концерн
Росэнергоатом")
САЭ
- система аварийного электроснабжения
СЗЗ
- санитарно-защитная зона
СКЦ
- Ситуационно-кризисный центр Госкорпорации
"Росатом"
СМИ
- средства массовой информации
СТОиР
- система технического обслуживания и ремонта
СУЗ
- система управления и защиты
СЧСК
- Система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций АО "Концерн
11
Принятые сокращения
Росэнергоатом"
СЧСО
- Система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объекта (в том числе
атомной станции)
ТВС
- тепловыделяющая сборка
ТГ
- турбогенератор
ТОиР
- техническое обслуживание и ремонт
ТПН
- турбопитательный насос
ТРО
- твердые радиоактивные отходы
УОБ
- углубленная оценка безопасности
УТП
- учебно-тренировочный пункт
УТЦ
- учебно-тренировочный центр
НТЦ ЯРБ
- Федеральное бюджетное учреждение "Научно-
(ФБУ "НТЦ
технический центр по ядерной и радиационной
ЯРБ")
безопасности" (ОНТП Ростехнадзора)
ФГУП
- федеральное государственное унитарное
предприятие
ЦА
- центральный аппарат
ЦТП
- центр технической поддержки
ЦЩУ
- центральный щит управления
ЧС
- чрезвычайная ситуация
ЭГП
- энергетический графитовый петлевой (реактор)
ЭО
- Эксплуатирующая организация
ЯМ
- ядерные материалы
ЯТ
- ядерное топливо
ЯРБ
- ядерная и радиационная безопасность
ЯРТиПБ
- ядерная, радиационная, техническая и пожарная
безопасность
12
Введение
Введение
Российская Федерация подписала Конвенцию о ядерной
безопасности
20 сентября
1994 г.
(постановление Правительства
Российской Федерации от 20 сентября 1994 г. № 1069) и приняла
данную Конвенцию 12 июля 1996 г. (постановление Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 377). Конвенция о
ядерной безопасности вступила в силу для России 24 октября 1996 г.
Национальная политика Российской Федерации в части
обеспечения безопасности атомных станций базируется на:
- положениях статьи 71 Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которой в ведении Российской Федерации находятся
ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- федеральных законах: "Об использовании атомной энергии",
"О радиационной безопасности населения"; "Об охране окружающей
среды"; "О пожарной безопасности"; "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов".
Эти законы направлены на защиту здоровья и жизни людей,
охрану окружающей среды при использовании атомной энергии и
призваны способствовать развитию атомной науки и техники,
содействовать укреплению международного режима безопасного
использования атомной энергии.
Федеральным законом от
21 ноября
1995 г.
№ 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии" установлено, что всю полноту
ответственности за безопасность ядерной установки, а также за
безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными
веществами несет Эксплуатирующая организация.
В Российской
Федерации
функционирует
одна
Эксплуатирующая организация АЭС
Акционерное общество
"Российский концерн по производству электрической и тепловой
энергии на атомных станциях" (АО "Концерн Росэнергоатом"), в
состав которой входят 10 эксплуатируемых атомных электростанций.
В соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной
энергии" и решением Госкорпорации "Росатом" от 27 ноября 2009 г.
АО "Концерн Росэнергоатом" признано пригодным эксплуатировать
объекты использования атомной энергии - атомные станции.
Развитие атомной энергетики в Российской Федерации
определяется программой "Развитие атомного энергопромышленного
комплекса",
утвержденной
постановлением
Правительства
Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 506-12. В качестве
основных целей в программе заявлены, в частности:
13
Введение
обеспечение
стабильного
развития
атомного
энергопромышленного комплекса в интересах инновационного
развития российской экономики и безопасного использования
атомной энергии;
сохранение геополитических позиций России в условиях
соблюдения режима нераспространения ядерных материалов и
технологий.
Действующий в Российской Федерации Регулирующий орган -
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору
(Ростехнадзор), осуществляет государственное
регулирование безопасности в области использования атомной
энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от
11 октября
2012 г. "О внесении изменений в Положение о
Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору" Ростехнадзор определен как уполномоченный
орган
государственного
регулирования безопасности
при
использовании атомной энергии. Ростехнадзор находится в ведении
Правительства Российской Федерации и не зависит от органов
государственного управления в области использования атомной
энергии.
Ниже в настоящем Докладе, в соответствии с положениями и
принципами Конвенции о ядерной безопасности и Венского заявления
о ядерной безопасности, с учетом рекомендаций
6-го Совещания
Договаривающихся сторон Конвенции о ядерной безопасности,
состоявшегося в марте-апреле 2014 г., разработанной в начале 2012 г.
Ростехнадзором и Госкорпорацией "Росатом" "Программы
мероприятий по участию заинтересованных российских ведомств и
организаций в реализации Плана действий МАГАТЭ по ядерной
безопасности", принятого на 55-й сессии Генеральной конференции
МАГАТЭ 19-23 сентября 2011 г., дается постатейная характеристика
выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из
Конвенции о ядерной безопасности.
14
Краткое изложение
Краткое изложение
В настоящем разделе приведено краткое изложение основных
изменений в развитии атомной энергетики Российской Федерации, в
регулирующей основе использования атомной энергии, рекомендаций
и предложений, сформулированных на
6-м Совещании
Договаривающихся сторон по рассмотрению национальных докладов,
и даны ссылки на разделы настоящего Доклада, содержащие
подробную информацию о реализации указанных рекомендаций и
предложений, о проведенных миссиях МАГАТЭ (ИРРС, ОСАРТ) и
партнерских проверках ВАО АЭС, о мероприятиях в свете уроков
аварии на АЭС "Фукусима-Дайичи", о реализации принципов
Венского заявления о ядерной безопасности.
1. Развитие атомной энергетики
Сегодня развитие атомной отрасли Российской Федерации
остается одним из государственных приоритетов. В 2014 г. была
утверждена новая государственная программа "Развитие атомного
энергопромышленного комплекса" на период до 2020 г. Динамичное
развитие отрасли является одним из основных условий обеспечения
энергонезависимости государства и стабильного роста экономики
страны.
В промышленной эксплуатации находятся 34 энергоблока АЭС
с общей установленной мощностью 26,242 ГВт. За время, прошедшее
с момента представления шестого Национального доклада,
осуществлены физический, энергетический пуск и ввод в
промышленную эксплуатацию энергоблока № 3 Ростовской АЭС с
реакторной установкой ВВЭР-1000, физический и энергетический
пуски энергоблока № 4 Белоярской АЭС с реакторной установкой
БН-800, а также физический пуск энергоблока № 1 Нововоронежской
АЭС-2 с реакторной установкой ВВЭР-1200.
Для ряда энергоблоков российских АЭС обоснована
возможность эксплуатации в дополнительный
(сверх проектного)
срок.
В плановом порядке осуществляется деятельность по
повышению безопасности российских АЭС.
Атомная энергетика Российской Федерации базируется на
современных достижениях науки и техники, используется потенциал
ведущих
научно-исследовательских,
конструкторских
и
промышленных организаций.
Деятельность, осуществляемая предприятиями российской
атомной энергетической отрасли, охватывает все сферы работ: это
15
Краткое изложение
научные исследования, проектирование, изготовление оборудования,
строительные, монтажные и пусконаладочные работы, весь ядерный
топливный цикл
(добыча урана, его обогащение, производство
топлива, переработка ОЯТ), обращение с радиоактивными отходами,
вывод энергоблоков АЭС из эксплуатации.
2. Развитие регулирующей основы использования атомной
энергии
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору
(Ростехнадзор), осуществляет государственное
регулирование безопасности в области использования атомной
энергии, находится в ведении Правительства Российской Федерации и
не зависит от органов государственного управления в области
использования атомной энергии.
С момента представления шестого Национального доклада в
федеральные законы, регулирующие вопросы использования атомной
энергии, внесен ряд изменений, краткое изложение которых
приведено в подразделе
7.1 настоящего Доклада, внесен ряд
изменений в действовавшие ранее нормативные правовые акты
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации (см. подразделы 7.2 и 8.1).
Регулирующим органом утвержден и реализуется план
совершенствования
нормативно-правового
регулирования
безопасности и стандартизации в области использования атомной
энергии, рассчитанный на 2015-2023 гг., направленный, в том числе,
на гармонизацию с нормами МАГАТЭ по безопасности. За отчетный
период разработан ряд новых федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии, разработан или пересмотрен ряд
административных регламентов и руководств по безопасности
Регулирующего органа (см. подразделы 7.3, 7.4, Приложения 7 и 8).
Осуществляемая деятельность направлена на развитие
эффективной регулирующей основы, регламентирующей вопросы,
связанные с обеспечением и регулированием безопасности ядерных
установок.
3. Вызовы, рекомендации и предложения, сформулированные на
6-м Совещании по рассмотрению
По итогам рассмотрения шестого Национального доклада
Российской Федерации на 6-м Совещании Договаривающихся сторон
по рассмотрению национальных докладов
(включая подробное
обсуждение в 4-й Группе стран) были сформулированы следующие
16

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/