СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

СЕДЬМОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2016 год) - часть 8

 

 

Статья 16 "Аварийная готовность"
предотвращения или ослабления последствий запроектных, в том
числе тяжёлых, аварий;
значительного увеличения времени автономной работы АЭС;
повышения эффективности системы противоаварийного
планирования и управления аварией.
16.3. Меры по информированию собственного населения,
компетентных органов сопредельных государств в отношении
аварийной готовности
Порядок информирования населения об аварийном
планировании и аварийных ситуациях
На федеральном уровне информирование осуществляется в
соответствии с межведомственной инструкцией "Об организации
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и
других заинтересованных структур при информировании населения
через средства массовой информации о прогнозируемых и
произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий
общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах
по обеспечению жизнедеятельности населения".
Госкорпорацией "Росатом" разработано "Положение об
организации
подготовки
сообщений
и информировании
общественности в случае событий, влияющих на безопасность
функционирования организаций, находящихся в ведении
Госкорпорации "Росатом".
В случае угрозы или возникновения событий, влияющих на
безопасность, а также при установлении режима повышенной
готовности или режима чрезвычайной ситуации, общую координацию
обеспечения доступа граждан и организаций к информации о
деятельности
Госкорпорации
"Росатом",
информирования
общественности и взаимодействия со СМИ осуществляют:
на федеральном уровне
комиссия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Госкорпорации "Росатом";
на объектовом уровне (в организациях и их филиалах) комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности организаций.
Планы и программы аварийных мероприятий в рамках
международных договоренностей, включая договоренности с
сопредельными государствами
113
Статья 16 "Аварийная готовность"
В целях выполнения международных обязательств Российской
Федерации в области ядерной и радиационной безопасности
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября
2009 г. № 949 установлено, что Госкорпорация "Росатом" является
компетентным органом и пунктом связи по выполнению обязательств
Российской Федерации, вытекающих из Конвенции об оперативном
оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. и Конвенции о
помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной
ситуации от 26 сентября 1986 г. (далее - Конвенции).
Во исполнение указанного постановления Правительства
Российской Федерации утвержден перечень основных задач по
обеспечению готовности компетентного органа и пункта связи по
выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из
Конвенций и международных договоров, которые относятся к
предмету Конвенций.
Российской
Федерацией
заключены
двусторонние
международные договоры в форме соглашений об оперативном
оповещении о ядерной аварии и обмене информации о ядерных
установках с Австрией, Великобританией, Германией, Данией,
Норвегией, Польшей, Румынией, Турцией, Финляндией и Швецией.
За отчетный период подобные соглашения подписаны с Республикой
Беларусь, Украиной и Республикой Армения.
Заключены также двусторонние и многосторонние
международные договоры
(соглашения) в области использования
атомной энергии, в которые включены положения (самостоятельные
статьи), предусматривающие выполнение обязательства Российской
Федерации и иностранных государств, относящихся к выполнению
Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, в том
числе:
с государствами Содружества Независимых Государств (СНГ) "Об
основных принципах сотрудничества в области использования
атомной энергии" (Статья 10);
с Японией "Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном
использовании атомной энергии" (Статья 6).
Двусторонние договоренности об оперативном оповещении
предусматривают практические меры по выполнению положений
указанных соглашений, процедуры оперативного оповещения о
ядерной аварии, обмен информацией о ядерных установках,
проведение регулярных консультаций по различным аспектам
ядерной и радиационной безопасности на гражданских объектах
использования атомной энергии, а также проведение совместных
противоаварийных учений и тренировок. Примером таких
114
Статья 16 "Аварийная готовность"
договоренностей является подписанный
16 сентября
2015 г.
международный договор межведомственного характера "Протокол
между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и
Государственным управлением Норвегии по ядерной и радиационной
безопасности о реализации практических мер по выполнению
обязательств, предусмотренных Соглашением между Правительством
Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегии об
оперативном оповещении о ядерной аварии и обмене информацией о
ядерных установках от 10 января 1993 г.".
В рамках выполнения договоренностей в обеспечении других
государств информацией, необходимой для развития их собственной
противоаварийной готовности к реагированию на аварийную
ситуацию, на атомных станциях осуществляются:
приглашение иностранных специалистов, в том числе от
МАГАТЭ, в качестве наблюдателей на комплексные
противоаварийные учения группы ОПАС, министерств и ведомств
Российской Федерации;
приглашение иностранных специалистов по обмену опытом в
вопросах противоаварийного планирования и аварийного
реагирования на международные семинары, Международные
научно-технические конференции, Международный ядерный
форум по вопросам аварийного реагирования;
круглосуточное обеспечение экспертной, консультационной и
инженерно-технической поддержки при возникновении аварийных
ситуаций и аварий на энергоблоках с реакторными установками
типа ВВЭР АЭС, входящими в ВАО АЭС-МЦ, со стороны
Регионального кризисного центра (РКЦ). РКЦ создан в 2013 г.
после аварии на АЭС "Фукусима-Дайичи" по решению Совета
управляющих ВАО АЭС-МЦ на базе Кризисного центра АО
"Концерн Росэнергоатом";
совместные противоаварийные тренировки РКЦ с зарубежными
атомными станциями, входящими в ВАО АЭС-МЦ, по отработке
взаимодействия и обмена информацией при аварийных ситуациях
на АЭС.
Основными задачами РКЦ АЭС с реакторными установками
типа ВВЭР ВАО АЭС-МЦ (см. рисунок 16.3) являются:
обеспечение экспертной
(консультативной) и инженерно-
технической поддержки при возникновении аварии в пределах
промплощадки АЭС или общей аварии на АЭС с реакторной
установкой ВВЭР;
распространение среди своих членов информации о важных для
безопасности событиях на АЭС;
115
Статья 16 "Аварийная готовность"
формирование единого информационного и экспертного
пространства.
Рисунок 16.3. Организация функционирования РКЦ ВАО АЭС-МЦ
Противоаварийное
реагирование
после
получения
уведомления от другого государства или информации из МАГАТЭ о
реальной или потенциальной транснациональной аварийной
ситуации, которая может затронуть данное государство
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации, СКЦ Госкорпорации "Росатом" выполняет функции
национального пункта обмена информацией, участвует в реализации
процедур по оперативному оповещению в случае ядерной аварии,
определенных международными договорами
(соглашениями),
федеральными законами и нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В ходе периодического тестирования каналов связи с Центром
по инцидентам и аварийным ситуациям (IEC) МАГАТЭ и с пунктами
связи государств-участников двусторонних соглашений по
оперативному оповещению о ядерных авариях, а также в ходе
международных учений и тренировок
(например, серии
116
Статья 16 "Аварийная готовность"
информационных учений МАГАТЭ CONVEX) совершенствуются
процедуры обмена информацией.
После получения в СКЦ Госкорпорации "Росатом" уведомления
о возможном трансграничном воздействии на территорию Российской
Федерации осуществляется оповещение Национального центра
управления в кризисных ситуациях (НЦУКС МЧС России).
В случае возникновения на зарубежной АЭС аварии с
радиационным воздействием на территорию и население Российской
Федерации и в случае, если авария на российской АЭС может оказать
радиационное воздействие на территории сопредельных государств,
межнациональное взаимодействие осуществляется в соответствии с
требованиями Конвенции об оказании помощи в случае ядерной
аварии или радиационной аварийной ситуации и Конвенции об
оперативном оповещении о ядерной аварии. При радиоактивном
загрязнении территории нескольких субъектов Российской Федерации
руководство (координацию) работами по ликвидации аварии и ее
последствий принимает на себя Правительственная комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности. В отдельных случаях при
радиационных авариях на АЭС может назначаться специальная
Правительственная комиссия. Под ее руководством осуществляется
ликвидация аварии и ее последствий с привлечением сил и средств
РСЧС.
Для ликвидации произошедшей радиационной аварии и ее
последствий разрабатываются планы действий по предупреждению и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций,
разрабатываемые
заблаговременно на всех уровнях РСЧС. Эти планы разрабатываются
на основе оценки риска чрезвычайных ситуаций для соответствующей
территории, в том числе радиационного характера, и выработки
возможных решений на проведение работ.
Действия по реагированию органов управления, сил и средств
РСЧС на возникновение радиационной аварии подразделяются, как
правило, на два этапа:
первый этап (организация и ведение разведки) охватывает период
от получения информации о возникновении радиационной аварии
до определения ее фактического масштаба и принятия мер по
защите населения;
второй этап действия по ликвидации радиационной аварии.
Основу сил и средств подсистем РСЧС, привлекаемых для
ликвидации последствий радиационных аварий, составляют
формирования территориальных подсистем Российской Федерации,
территории которых пострадали от радиационной аварии.
117
Статья 16 "Аварийная готовность"
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций функционирует в соответствии с
международными обязательствами Российской Федерации.
16.4. Обучение и противоаварийные тренировки на АЭС
Для подготовки персонала АЭС к действиям в аварийных
условиях проводятся: занятия в ЦТП, противоаварийные тренировки,
командно-штабные учения, сборы.
Подготовка работников Эксплуатирующей организации,
персонала атомных станций, работников обеспечивающих
предприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС,
осуществляется в соответствии с требованиями постановления
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547
"О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера".
Порядок
подготовки
работников
Эксплуатирующей
организации, персонала атомных станций и членов их семей,
работников обеспечивающих предприятий для действий в
чрезвычайных ситуациях определен "Руководством по организации и
проведению мероприятий по гражданской обороне, предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций на атомных станциях".
Подготовка осуществляется по специально разработанным
программам в образовательных учреждениях дополнительного
профессионального образования, в учебно-методических центрах по
ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, а также на курсах
гражданской обороны муниципальных образований.
Для обеспечения постоянной и эффективной готовности СЧСК в
целом и экспертных групп ЦТП, в частности, в КЦ регулярно
проводятся противоаварийные тренировки и учения. Для экспертной
поддержки принятия решений ОКЧС, обеспечения координации
действий на федеральном уровне из числа специалистов
Госкорпорации "Росатом" и подведомственных организаций
создаются экспертные группы, которые в случае необходимости
работают в СКЦ Госкорпорации "Росатом" или непосредственно на
своем предприятии. К работе в экспертных группах могут
привлекаться
специалисты
других
Федеральных органов
исполнительной власти и организаций (МЧС России, МО России,
МВД России, Росгидромет и др.).
По задачам, решаемым в ходе противоаварийных тренировок и
учений, и по составу участников тренировки подразделяют на:
комплексные противоаварийные учения (КПУ), проводимые на
одной АЭС по сценарию, максимально приближенному к
118
Статья 16 "Аварийная готовность"
условиям реальной аварии, с привлечением сил и средств,
необходимых для ликвидации ее последствий;
регулярные противоаварийные тренировки на АЭС с участием
группы ОПАС, ЦТП, и Нововоронежского АТЦ.
КПУ проводятся один раз в год (или один раз в 10 лет на каждой
АЭС) для проверки готовности всех составляющих системы
аварийного реагирования на нештатные ситуации на конкретной АЭС,
улучшения организации взаимодействия с силами и средствами, не
входящими в систему аварийного реагирования АО "Концерн
Росэнергоатом". В КПУ, проводимых на одной АЭС, принимают
участие более 1500 человек и около 130-150 единиц специальной
техники.
В
2014 г. комплексные противоаварийные учения были
проведены на Кольской АЭС, в 2015 г. - на Ленинградской АЭС (см.
рисунки 16.4-16.7).
Рисунок 16.4. Комплексные противоаварийные учения на
Ленинградской АЭС (2015 г.). Отработка подключения передвижной
насосной установки
119
Статья 16 "Аварийная готовность"
Рисунок 16.5. Комплексные противоаварийные учения на
Ленинградской АЭС (2015 г.). Отработка подключения передвижной
дизель-генераторной установки
Рисунок 16.6. Комплексные противоаварийные учения на
Ленинградской АЭС (2015 г.). Отработка дезактивации транспорта
при эвакуации персонала
120
Статья 16 "Аварийная готовность"
Рисунок 16.7. Комплексные противоаварийные учения на Кольской
АЭС (2014 г.). Отработка подключения насосной установки для
подачи охлаждающей воды на энергоблоки 1-4 Кольской АЭС
Противоаварийные тренировки проводятся четыре-пять раз в
год на разных АЭС (примерно один раз в два года на отдельной АЭС)
с участием представителей группы ОПАС, КЦ, экспертных групп
АЭС и ЦТП. Целью таких тренировок является:
проверка готовности экспертных и функциональных групп ОПАС,
КЦ, ЦТП и АЭС к реагированию на ЧС;
отработка экспертными и функциональными группами ОПАС,
ЦТП и АЭС отдельных аспектов противоаварийного
реагирования;
проверка готовности КЦ, всех его программно-технических
комплексов, систем оповещения и связи к работе в едином
информационном пространстве в реальном масштабе времени с
участниками аварийного реагирования;
отработка оперативного взаимодействия и информационного
обмена между АЭС, КЦ и ЦТП с использованием различных
средств передачи информации.
121
Статья 16 "Аварийная готовность"
Для подготовки и проведения ПАТ организуется рабочая
группа, состоящая из специалистов АЭС, АО "Концерн
Росэнергоатом" и АО "ВНИИАЭС".
В соответствии с рекомендациями МАГАТЭ к проведению
противоаварийных тренировок, для оценки действий персонала АЭС,
экспертных и функциональной групп ОПАС и ЦТП привлекаются
контролирующие лица (наблюдатели). В задачу наблюдателей входит
оценка правильности и оперативности действий участников,
адекватности их реакции на внешние события по вводным.
Ростехнадзор также проводит свои оценки правильности и
оперативности действий участников.
После каждой тренировки проводится подробный анализ ее
результатов, в рамках которого оценивается достижение целей и
выполнение поставленных перед участниками задач, поступивших
замечаний и предложений по совершенствованию системы
противоаварийной готовности АО "Концерн Росэнергоатом",
намечаются конкретные мероприятия.
Проведение ПАТ позволяет выявить и устранить узкие места в
системе
противоаварийного
реагирования,
повысить
профессиональную подготовку специалистов и эффективность
противоаварийного реагирования в целом, обменяться опытом по
вопросам противоаварийного реагирования между атомными
станциями.
При проведении ПАТ условная авария моделируется на
полномасштабном тренажере (ПМТ). В настоящее время реализован
проект передачи данных от ПМТ энергоблоков АЭС в КЦ, ЦТП и
Информационно-аналитический центр Ростехнадзора. Важной
задачей является расширение моделируемых ПМТ режимов на
область тяжелых запроектных аварий. В 2015 г. с помощью ПМТ
были отработаны процедуры управления тяжелыми запроектными
авариями на Ростовской, Балаковской и Нововоронежской АЭС.
16.5. Аварийно-технические центры
Во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации "О создании аварийно-технических центров для
ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ядерного комплекса
Российской Федерации" создан и действует ряд аварийно-технических
центров (АТЦ), в том числе: в г. Санкт-Петербурге, в г. Москве, в
г. Нововоронеже Воронежской области, в г. Северске Томской
области. АТЦ в г. Москве, в г. Нововоронеже и в г. Северске
включены в состав АТЦ (г. Санкт-Петербург) на правах филиалов.
122
Статья 16 "Аварийная готовность"
АТЦ в г. Нововоронеже является отраслевым аварийно-техническим
центром для оказания помощи АЭС в аварийных ситуациях.
16.6. Деятельность
по государственному
регулированию
безопасности в области обеспечения аварийной готовности
атомных станций
В своей деятельности по надзору за обеспечением аварийной
готовности Ростехнадзор руководствуется законами, положениями и
другими документами, перечисленными в подразделе 16.1 настоящего
Доклада.
Во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и
постановления Правительства Российской Федерации "О единой
государственной
системе
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций" Ростехнадзор в
2015 г. утвердил новое
"Положение о функциональной подсистеме контроля за ядерно- и
радиационно-опасными объектами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Указанная функциональная подсистема является частью единой
государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
(РСЧС) и объединяет силы и средства
Ростехнадзора и его территориальных органов. В Положении
определены порядок организации и деятельности, состав сил и
средств подсистемы РСЧС, действующей на федеральном и
региональном уровнях. Задачами подсистемы РСЧС являются:
контроль готовности ядерно- и радиационно-опасных объектов к
действиям по локализации ядерных и радиационных аварий и
ликвидации их последствий;
выявление нарушений, которые могут привести к возникновению
чрезвычайных ситуаций на ядерно- и радиационно-опасных
объектах, и принятие мер по их устранению;
обеспечение готовности Ростехнадзора к действиям при
возникновении чрезвычайных ситуаций на ядерно- и радиационно-
опасных объектах.
Общее руководство деятельностью подсистемы РСЧС
осуществляет руководитель Ростехнадзора. Непосредственное
руководство подсистемой РСЧС осуществляет заместитель
руководителя Ростехнадзора, координирующий деятельность
структурных подразделений Ростехнадзора, осуществляющих
регулирование безопасности в области использования атомной
энергии.
123
Статья 16 "Аварийная готовность"
В рамках подсистемы РСЧС созданы координационный орган,
постоянно действующие органы управления, органы повседневного
управления, силы и средства.
Координационным органом подсистемы РСЧС является
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору.
Постоянно действующими органами управления подсистемы
РСЧС являются:
на федеральном уровне
структурные подразделения
Ростехнадзора, уполномоченные для контроля и надзора за
ядерной и радиационной безопасностью на ядерно- и
радиационно-опасных объектах;
на региональном уровне
подразделения межрегиональных
территориальных управлений по надзору за ядерной и
радиационной безопасностью, уполномоченные для контроля и
надзора за ядерной и радиационной безопасностью на ядерно- и
радиационно-опасных объектах.
Органами повседневного управления подсистемы РСЧС
являются:
на федеральном уровне отдел оперативно-диспетчерской службы
и отдел по организации и обеспечению функционирования
системы контроля за объектами использования атомной энергии
при возникновении аварий Управления специальной безопасности
Ростехнадзора;
на региональном уровне дежурные службы и уполномоченные
отделы межрегиональных территориальных управлений по
надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
Решением руководителя Ростехнадзора для соответствующих
органов управления и сил подсистемы РСЧС может устанавливаться
один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности
при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями,
проводимыми
органами
управления и силами подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
проведение плановых и внеплановых проверок на ядерно- и
радиационно-опасных объектах на территории Российской
Федерации;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией о
состоянии ядерной и радиационной безопасности на ядерно- и
124
Статья 16 "Аварийная готовность"
радиационно-опасных объектах на территории Российской
Федерации;
планирование действий органов управления и сил подсистемы
РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
организация обучения работников Ростехнадзора способам
защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности:
введение при необходимости круглосуточного дежурства в
штатном или сокращенном составе руководителей и должностных
лиц органов управления и сил подсистемы РСЧС;
проведение работ по подготовке Информационно-аналитического
центра Ростехнадзора к функционированию в режиме аварийного
реагирования;
прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка мер по обеспечению безопасности работников
Ростехнадзора
(непосредственно находящихся на ядерно- и
радиационно-опасных объектах) и их устойчивой деятельности;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение руководителя Ростехнадзора о возникших
чрезвычайных ситуациях;
организация работы в режиме аварийного реагирования
Информационно-аналитического центра в центральном аппарате
Ростехнадзора
и групп аварийного реагирования в
межрегиональных территориальных управлениях по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью;
контроль реализации Эксплуатирующей организацией в полном
объеме мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайной
ситуации, а также по своевременному введению в действие и
надлежащему выполнению плана по защите персонала;
взаимодействие органов управления и сил всех уровней
подсистемы РСЧС с органами МЧС России и другими
заинтересованными органами и организациями;
контроль выполнения мер по проведению мероприятий по
обеспечению безопасности работников Ростехнадзора в районе
чрезвычайной ситуации.
Кроме того, вопросы аварийной готовности рассматриваются
Ростехнадзором при лицензировании и инспекционной деятельности.
В соответствии с действующим порядком лицензирования в
области использования атомной энергии в состав комплекта
документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной
безопасности при эксплуатации для каждого энергоблока АЭС, входят
инструкция по ликвидации проектных аварий, руководство по
125
Статья 16 "Аварийная готовность"
управлению запроектными авариями, план мероприятий по защите
персонала в случае аварии на атомных станциях. В обосновывающих
документах представляется также информация о подготовке и
квалификации персонала АЭС, включая его готовность к действиям
при проектных и запроектных авариях. Указанные документы
рассматриваются при получении заявления о выдаче лицензии и с
привлечением для выполнения экспертизы организации научно-
технической поддержки.
Одним из направлений инспекционной деятельности
Ростехнадзора является проверка готовности АЭС к ликвидации
аварий и их последствий.
Инспекционные проверки аварийной готовности АЭС включают
проверку и оценку:
состояния документации, определяющей действия персонала АЭС
при авариях
(инструкция по ликвидации проектных аварий,
руководство по управлению запроектными авариями, план
мероприятий по защите персонала);
организации подготовки персонала в части формирования и
поддержания навыков по управлению энергоблоком АЭС при
авариях;
готовности системы аварийного оповещения, включая техническое
состояние каналов связи;
состояния защищенных пунктов управления противоаварийными
действиями,
их
технической
оснащенности,
наличия
документации;
обеспечения мероприятий по защите персонала АЭС в случае
радиационной аварии в части готовности соответствующих
аварийных технических служб и средств;
планов и программ проведения противоаварийных тренировок и
учений на АЭС, включая взаимодействие с местными и
федеральными органами власти по обеспечению готовности к
выполнению мероприятий по защите населения.
При необходимости инспекционная проверка охватывает и
другие вопросы аварийной готовности, учитывающие специфику
конкретной АЭС.
Порядок действий Ростехнадзора при нарушениях в работе АЭС
определяется федеральными нормами и правилами в области
использования атомной энергии "Положение о порядке расследования
и учета нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08), которое
устанавливает категории нарушений в работе АЭС, подлежащих
учету, сообщения о которых направляется, в том числе, в
126
Статья 16 "Аварийная готовность"
Ростехнадзор, порядок оповещения и дальнейшего информирования о
нарушении, порядок расследования нарушения.
В соответствии с указанным нормативным документом, в случае
возникновения события с признаками и последствиями радиационных
аварий Ростехнадзором образуются комиссии по расследованию
нарушений, кроме случаев принятия Президентом Российской
Федерации
или
Правительством
Российской
Федерации
соответствующего решения об образовании Правительственной
комиссии.
В случае объявления на АЭС состояний "Аварийная готовность"
или "Аварийная обстановка" представитель центрального аппарата
Ростехнадзора находится в составе группы ОПАС. Основными
задачами представителя надзорного органа в группе ОПАС являются:
контроль полноты и своевременности принимаемых мер по
приведению аварийного энергоблока АЭС в безопасное состояние,
включая восстановление критических функций безопасности, по
ликвидации последствий аварии, а также по своевременному
вводу и реализации плана защиты персонала;
контроль достоверности и оперативности, публикуемых и
передаваемых сообщений о характере и последствиях аварии;
периодическое информирование руководства Ростехнадзора о
текущем состоянии ядерной и радиационной безопасности
аварийной АЭС и о принимаемых противоаварийных мерах.
Ростехнадзор, выступая в качестве независимого органа, при
необходимости информирует центральные и местные органы
государственной власти Российской Федерации о случившемся на
АЭС, о принятых и принимаемых мерах, а также организует работу со
средствами массовой информации.
В Ростехнадзоре
функционирует
Информационно-
аналитический центр (ИАЦ), имеющий в составе следующие рабочие
группы:
группа руководства,
группа оценки и прогнозирования технологического состояния
ОИАЭ (ОПТС),
группа оценки и прогнозирования радиационной обстановки
ОИАЭ (ОПРО),
группа поддержки технических средств,
группа по связям со средствами массовой информации и
общественностью.
Приказом Руководителя Ростехнадзора установлен состав
рабочих групп ИАЦ из работников центрального аппарата
Ростехнадзора и специалистов организации научно-технической
поддержки ФБУ "НТЦ ЯРБ", привлекаемых к работе при
127
Статья 16 "Аварийная готовность"
возникновении аварий на АЭС, в том числе при проведении ПАТ и
КПУ. Для участия в ПАТ и КПУ привлекаются также группы
аварийного реагирования МТУ Ростехнадзора (по месту проведения
ПАТ и КПУ) по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.
Для поддержания готовности ИАЦ и рабочих групп проводятся
регулярные учения и тренировки, проводимые с учетом планов АО
"Концерн Росэнергоатом" (см. рисунок 16.8).
Рисунок 16.8. Противоаварийная тренировка в ИАЦ Ростехнадзора
При проведении плановых тренировок на регулярной основе
привлекаются специалисты зарубежных органов регулирования. Так,
в ноябре 2013 г. было проведено учение на Нововоронежской АЭС с
отработкой действий противоаварийной мобильной техники с
участием экспертов, посетивших Ростехнадзор в составе повторной
миссии ИРРС МАГАТЭ. В 2014 г. в двух тренировках (на Кольской
АЭС) приняли участие специалисты регулирующих органов Франции
(АSN) и ЮАР
(NNR). В сентябре
2015 г. в тренировке на
Ленинградской АЭС участвовали специалисты STUK (Финляндия) и
Иранского органа ядерного регулирования
(INRA) в качестве
наблюдателей.
Деятельность ИАЦ Ростехнадзора, в том числе методика оценки
эффективности противоаварийных учений и тренировок, получила
высокую оценку экспертов МАГАТЭ в рамках повторной миссии
ИРРС, проведенной в ноябре
2013 г. В качестве примера
положительной практики была отмечена разработка и применение в
процессе противоаварийных учений быстродействующих кодов для
128

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/