Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2013 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2013 год) - часть 6

 

 

80
1 ноября 2012 г., подготовленный на сооружение - автомобильная дорога. Согласно
представленному техническому паспорту на государственный учет должна быть поставлена
грунтовая автомобильная дорога.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября
2007 г.
№ 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
автомобильная дорога
- объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для
движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах
полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними
конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы)
и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные
сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы
обустройства автомобильных дорог.
Указанной нормой права установлено, что к защитным дорожным сооружениям
относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства,
предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и
ветрозащитные устройства; подобные сооружения.
К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные
для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения
автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах,
которые являются препятствиями для такого движения, прогона
(зимники, мосты,
переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные
сооружения).
Таким образом, специальной нормой права, регулирующей отношения,
возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной
основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, определено,
что грунтовая автомобильная дорога не является сооружением.
Кроме того, п.
10 ст.
1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к
объектам капитального строительства отнесены здание, строение, сооружение, объекты,
строительство которых не завершено
(объекты незавершенного строительства), за
исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым
вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки
недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения,
объекты незавершенного строительства.
То обстоятельство, что на грунтовую дорогу имеется технический паспорт, не может
служить основанием для постановки на государственный учет объекта недвижимости,
поскольку инвентаризация объекта и проведение в отношении него технического учета
сами по себе не подтверждают отнесение такого объекта к недвижимому имуществу.
Следовательно, грунтовую дорогу невозможно признать конструктивно-
техническим сооружением, при перемещении которого будет причинен несоразмерный его
назначению ущерб, и отнести к недвижимому имуществу в соответствии со ст. 130
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, имущество, о
государственном учете которого представлено заявление не является объектом учета,
государственный учет которого осуществляется в соответствии с Приказом № 577.
При внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об
объектах учета данные сведения и содержащие их документы проверяются на предмет
выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении
государственного учета, предусмотренных Приказом № 577 (п. 33 Приказа № 577).
Согласно п.
70 Приказа
577 орган кадастрового учета принимает решение об
отказе в осуществлении государственного учета в случае, если имущество, о
81
государственном учете которого представлено заявление, не является объектом учета,
государственный учет которого осуществляется в соответствии с Приказом
№ 577.
Перечень оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета
является исчерпывающим.
Таким образом, орган кадастрового учета обязан при рассмотрении документов,
поданных для проведения государственного кадастрового учета, проверять является ли
имущество объектом учета.
На основании вышеизложенного, судом в удовлетворении требований было
отказано.
3.1.3 Проведение работ по верификации и нормализации баз данных
государственного кадастра недвижимости в кадастровом округе
Организация работы по верификации и нормализации баз данных, в том числе
сведений о пространственных данных границ земельных участков (количество земельных
участков, в сведения о которых выявлены ошибки; количество земельных участков,
проверенных на дату составления доклада; количество земельных участков, сведения о
которых исправлены на дату составления доклада). Характер выявленных ошибок с
указанием их количества по видам ошибок (отсутствие сведений о правах (не отражены
при наличии документов, отсутствуют документы), отсутствие сведений о
характеристиках объекта недвижимости при наличии документов, устанавливающих
такие характеристики).
11 сентября 2013 г. работа по устранению противоречий в сведениях, содержащихся
в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и
государственном кадастре недвижимости в отношении земельных участков, завершена.
По итогам проведенных работ выявлены сведения о 2 268 несопоставленных
земельных участках, что составляет 0,34% от общего количества земельных участков в
территориальном информационном ресурсе (далее - ТИР) из Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых:
- земельные участки, по которым права зарегистрированы, а в государственном
кадастре недвижимости в отношении них значится статус
«архивный» или
«аннулированный» - 921 земельный участок;
-
лесные участки из земель лесного фонда
(права зарегистрированы,
государственный кадастровый учет не проводился) - 351 участок;
- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с
ним зарегистрировано право на земельные доли, размер которых выражен в гектарах и
баллогектарах - 14 земельных участков;
- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с
ним зарегистрировано право собственности на обособленные земельные участки как на
самостоятельные объекты недвижимости, в государственном кадастре недвижимости они
учтены в составе единого землепользования - 93 земельных участка;
- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с
ним зарегистрировано право собственности на земельный участок и ограничение
(обременение) права на его часть, в то время как в государственном кадастре недвижимости
такая часть учтена как самостоятельный объект недвижимости - 889 земельных участков.
При этом в рамках проведения работ по нормализации баз данных, проводились
работы по исполнению п.
2.6 Плана мероприятий по устранению противоречий в
сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, утвержденного
врио руководителя Росреестра Н.Н. Антипиной
1 ноября 2012 г. (далее
- План
мероприятий).
В январе
2013 г. были выявлены списки технических ошибок в отношении
82
земельных участков и составлен график работ по их исправлению. Общее количество
ошибок составило 105729. Основную долю в общей массе ошибок занимали такие ошибки
как:
- не указаны атрибуты
«город»,
«населенный пункт» в адресе земельного
участка - 51690;
- не указана дата внесения кадастровой стоимости, удельного показателя
земельного участка - 31628;
- статус земельного участка «аннулированный», «архивный», «временный», при
этом сведения о правах актуальные - 8326.
В июле 2013 года в ходе работ по исправлению технических ошибок сделан вывод о
необходимости изменения критериев отбора при выявлении списков технических ошибок и
пересмотрен график работ по исправлению технических ошибок в отношении земельных
участков, при этом общее количество ошибок составило 23685.
При пересмотре указанного графика был проведен следующий анализ.
Ошибка «статус земельного участка «временный», «учтенный» не соответствует
площади «декларированная» исключена из графика, т.к. не является технической, в связи с
тем, что сведения по таким земельным участка были внесены в государственном кадастре
недвижимости в полном соответствии с представленными в Филиал Описаниями
земельных участков в переходный период с 1 марта 2008 г. по 24 октября 2008 г. (в период
применения Закона о кадастре и до вступления в силу Федерального закона от
22 июля
2008 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений»). Указанное
противоречие устраняется в порядке учета изменений при уточнении границ таких
земельных участков по обращениям заявителей.
Ошибка «отсутствует значение кадастровой стоимости, отсутствует значение
сведений о категории земель/виде разрешенного использования» исключена из графика т.к.
не является технической, в связи с тем, что сведения вносятся в государственном кадастре
недвижимости в полном соответствии с представляемыми заявителями документами при
этом отсутствие характеристик, таких как категория земель, разрешенное использование,
являющихся дополнительными, не препятствует проведению государственного
кадастрового учета. Для устранения указанных противоречий Филиалом в апреле 2013 г. до
органов местного самоуправления были доведены списки земельных участков, у которых
отсутствуют сведения о категории земель, разрешенном использовании, правообладателях,
для проведения ими анализа в рамках осуществления своих полномочий по распоряжению
земельными участками. По мере поступления документов от органов местного
самоуправления изменения вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке
информационного взаимодействия.
Ошибки «не указаны атрибуты «город», «населенный пункт» в адресе земельного
участка» и «отсутствует код КЛАДР, ОКАТО земельного участка» объединены в одну, при
этом при выгрузке учтены сведения о земельных участках с категорией земель - земли
населенных пунктов. В настоящее время ведется активная работа по нормализации
адресной системы ГКН в соответствии с протоколом селекторного совещания по вопросам
верификации и гармонизации данных
в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости,
состоявшемся
2 июля
2013 г., и письмом Росреестра
от
5 июля
2013 г.
№ 09-исх/06036-ГЕ/13 «О заполнении уровней адресных элементов в учетных системах
ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
и государственном кадастре недвижимости, а также ПК ПВД».
По ошибке
«статус земельного участка
«аннулированный»,
«архивный»,
«временный» учтены сведения о земельных участках со статусом «временный», в связи с
тем, что ошибки по сведениям о земельных участках со статусом «аннулированный»,
«архивный» не являются техническими и подлежат индивидуальному анализу. С такими
83
участками ведется работа на заседаниях рабочих групп по верификации данных Единого
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и
государственного кадастра недвижимости.
Технические ошибки «некорректное значение общей площади земельного участка»
и «не указана дата утверждения кадастровой стоимости» исправлены в полном объеме по
состоянию на 9 июля 2013 г., поэтому в измененном графике отсутствуют.
Как и в предыдущем графике основную долю в общей массе ошибок занимали
такие ошибки, как:
- не указаны атрибуты «город», «населенный пункт» в адресе земельного участка -
11729;
- не указана дата внесения кадастровой стоимости, удельного показателя земельного
участка - 10601.
В отношении указанных списков технических ошибок по земельным участкам
Филиалом проводились работы по их исправлению и ежеквартально в ФГБУ «ФКП
Росреестра» предоставлялся отчет по исправлению указанных списков.
По результатам завершения работ по указанным спискам 30 августа 2013г. в ФГБУ
«ФКП Росреестра» была представлена информация о завершении работ по исправлению
ошибок в соответствии с графиком от 10 июля 2013 г.
Специалистами Филиала на сегодняшний день появление новых технических
ошибок выявляется с помощью запросов к базе данных АИС ГКН и параллельно ведутся
работы по их исправлению.
В рамках проведения работ по нормализации баз данных проводились работы также
по исполнению п. 2.7 Плана мероприятий.
Ошибки в протоколах, подготовленных и направленных Росреестром во исполнение
п.
2.7.4 Плана мероприятий, устранены. Вместе с тем в государственном кадастре
недвижимости имеются сведения о 4 кадастровых кварталах (дублируют кадастровые
кварталы в соседних кадастровых районах), которые необходимо исключить в соответствии
с подготовленным и направленным для утверждения в ФГБУ
«ФКП Росреестра»
25 июня 2013 г. проектом приказа об утверждении кадастрового деления кадастровых
районов кадастрового округа «Свердловский».
Выявляемые ошибки по пересечению границ земельных участков с границами
земельных участков в сведениях государственном кадастре недвижимости свидетельствуют
о невозможности устранения их специалистами Филиала, в связи с чем, данные ошибки,
исправляются в порядке учета изменений, либо на основании вступивших в законную силу
решений судов об исправлении.
В Филиале организована работа по исправлению кадастровых ошибок посредством
обращения в суд и в июне 2013 года Филиалом подано одно исковое заявление с целью
устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости с
учетом рекомендаций Росреестра.
Принятые меры для получения достоверных сведений о категории земель,
разрешенном использовании, адресе
(местоположении) (кому направлены запросы, их
количество; количество полученных ответов, их содержание; количество внесенных
сведений на основании полученных документов).
В рамках проведения работ по нормализации баз данных проводились работы также
и по исполнению п. 2.10 Плана мероприятий.
Информационное взаимодействие с органами государственной власти, органами
местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, органами,
осуществляющими ведения государственного лесного реестра и ведения государственного
водного реестра осуществляется в соответствии со ст. 15 Закона о кадастре и порядком
информационного взаимодействия,
установленным постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618 «Об информационном взаимодействии
84
при ведении государственного кадастра недвижимости»
(далее
- порядок
информационного взаимодействия).
В апреле 2013 г. в рамках исполнения в том числе, Плана мероприятий по
дополнительной мобилизации налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на
2013 год и плановый период
2014-2015 годов, утвержденного
распоряжением
Правительства Свердловской области от 28 февраля 2013 г. № 219-РП, Филиалом был
проведен анализ сведений государственного кадастра недвижимости по земельным
участкам на предмет
отсутствия
сведений о категории земель, разрешенном
использовании, кадастровой стоимости, правообладателях и выявлено 303093 земельных
участка, у которых отсутствуют такие сведения. Информация по указанным земельным
участкам была доведена до всех органов местного самоуправления, расположенных на
территории Свердловской области, для проведения дополнительного анализа, в рамках
осуществления своих полномочий по распоряжению земельными участками с целью
вовлечения земельных участков в налогооблагаемый оборот и увеличения налоговых
поступлений в бюджет.
По мере проведения органами местного самоуправления анализа в отношении
списка земельных участков в Филиал в порядке информационного взаимодействия
поступают необходимые документы.
Кроме того, специалистами Филиала при выявлении подобных ситуаций в органы
государственной власти направляются запросы. Так, в 2013 году было направлено 155
запросов; на 114 запросов были получены ответы и в отношении 280 земельных участков
внесены изменения.
3.2
Государственный мониторинг земель и землеустройство
3.2.1
Государственный мониторинг земель
Ст.
67 Земельного кодекса Российской Федерации установлена необходимость
осуществления государственного мониторинга земель, представляющего собой систему
наблюдения за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель
являются все земли независимо от форм собственности, их целевого назначения и
разрешенного использования.
В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный
мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным и
осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами,
исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических
документов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации,
кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.06.2009 № 457, и приказом Министерства экономического развития
Российской Федерации от 05.10.2009 № 395 «Об утверждении типового положения о
территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии» Росреестр, территориальным органом которой является Управление
Росреестра по Свердловской области, в 2012 году осуществляло функции по оказанию
государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель.
На сегодняшний день помимо Росреестра состояние земель наблюдается и
оценивается также в системах наблюдений Росгидромета, МПР России, Минсельхоза
России и др., представляющих собой локальные системы наблюдений за отдельными
компонентами состояния окружающей среды, в том числе и земель (почв). Учитывая их
ведомственную принадлежность, каждая из этих систем ориентирована на сбор тех данных,
которые необходимы для решения задач, в интересах которых эта система создавалась. Тем
85
не менее, часть информации, которая собирается и обрабатывается в ведомственных
системах, используется для комплексного изучения состояния и использования земель.
Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель,
утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г.
№ 846, в перечень задач государственного мониторинга земель входят: своевременное
выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка
рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного
контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций
государственного и муниципального управления земельными ресурсами; обеспечение
граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с
использованием:
а) дистанционного зондирования (съёмки и наблюдения с космических аппаратов,
самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных
участков, межевых знаков и т.п.;
в) наземных съёмок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) соответствующих фондов данных.
3.2.1.1 Выполнение работ по государственному мониторингу земель
На территории Свердловской области в 2013 году в соответствии с областными и
муниципальными государственными контрактами продолжались работы, необходимые для
информационного обеспечения мониторинга земель в Свердловской области, а именно,
осуществление комплекса геодезических, картографических и землеустроительных работ
по созданию и обновлению планово-картографического материала, развитию опорной
межевой сети, вычислению площадей земельных угодий, входящих в состав земель
сельскохозяйственного назначения и земель запаса, в целях создания обобщенного,
систематизированного в соответствии с действующим законодательством свода сведений о
землях в границах сельскохозяйственных предприятий.
Регулярно на территории области проводится государственный учет земельного
фонда в разрезе административных районов и в целом по области, анализируется его
использование и состояние.
3.2.1.2 Анализ качественного состояния земель
Качественное состояние почв, прежде всего, обусловлено разнообразием
климатических, геологических, геоморфологических, растительных и других условий,
влияющих на формирование почв. Почвенные крупномасштабные обследования
территории Свердловской области, проводимые до
1999 г., позволили определить
качественный состав почв Свердловской области.
Разнообразие почвенного покрова представлено 35 генетическими типами почв: от
горно-тундровых и подзолистых на севере области до черноземов и черноземно-луговых на
юге. Преобладают подзолистые и дерново-подзолистые почвы (33,2% всего почвенного
покрова), темно-серые почвы распространены на 20% территории. Серые и светло-серые
почвы занимают 13,1% почвенного покрова области. Черноземы встречаются небольшими
массивами на юге и юго-западе области. В горной части распространены горно-таежные и
горно-тундровые почвы. К поймам рек приурочены пойменные почвы, в большинстве
своем переувлажненные.
86
На территории области, особенно в горной её части и на юго-западе
(Красноуфимский, Артинский и Ачитский районы), распространены почвы овражно-
балочного комплекса. Таких почв, по материалам последнего тура почвенного
обследования,
-
44,3 тыс. га, более половины этих земель сосредоточено на
сельскохозяйственных угодьях.
Более
60% площади земельных ресурсов представлены низкоплодородными и
малопригодными для сельского хозяйства почвами.
Почвенный покров пашни представлен наиболее плодородными почвами - серыми
лесными, черноземами, в меньшей мере
- дерново-подзолистыми. На сенокосах и
пастбищах преобладают серые лесные, серые лесные глеевые, луговые, дерново-
подзолистые и болотно-подзолистые почвы.
На сельскохозяйственных угодьях по гранулометрическому составу преобладают
глинистые и тяжелосуглинистые почвы, в меньшей мере - средне- и легкосуглинистые;
незначительные площади занимают супесчаные и песчаные почвы. На пашне преобладают
почвы с тяжелым гранулометрическим составом.
Около
4% почвенного покрова области представлено почвами с негативными
признаками: переувлажненными, заболоченными, засоленными, солонцеватыми и т. д.
Анализ данных государственного мониторинга земель, других систем наблюдений
за состоянием окружающей среды показывает, что состояние качества земель продолжает
ухудшаться. На территории Свердловской области почвы сельскохозяйственных угодий,
особенно пашни, подвергаются деградации, загрязнению, уничтожению, захламлению
отходами производства и потребления, что нередко является следствием истощительного и
потребительского использования земель.
В последние годы на территории Свердловской области из-за отсутствия
финансирования работы по почвенному и геоботаническому обследованию не проводятся,
что не позволяет получить достаточную и достоверную информацию о состоянии земель,
оценить развитие негативных почвенных процессов, провести прогноз и выработку
рекомендаций по их предупреждению и устранению.
В обновлении же в настоящее время нуждается более 80% имеющихся материалов
по почвенному обследованию и около 100% - по геоботаническому обследованию.
По данным государственного статистического учета земель и материалам
последнего тура почвенного обследования на территории области отмечаются практически
все виды деградации почвенного покрова: водная эрозия, снижение содержания гумуса в
пахотном горизонте, подкисление почв, подтопление, переувлажнение и заболачивание
почв, их переуплотнение, засоление, зарастание сельскохозяйственных угодий мелколесьем
и кустарником, загрязнение земель и нарушение почвенного покрова при строительных
работах, разработке и переработке полезных ископаемых и другие (рис. 27).
Одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и
утрату их плодородия, приводящих к загрязнению водоемов, заилению малых и больших
рек, является водная эрозия. За счет смыва почвы пашни теряют в среднем до 0,5 т/га
гумуса в год, до 20-25 кг/га азота, большое количество фосфора и калия. Основной
причиной возникновения эрозии является нерациональное и неправильное использование
земельных ресурсов, дополненное влиянием природных факторов.
87
Рис. 27 Качественная характеристика сельскохозяйственных угодий
в составе земель сельскохозяйственного назначения
Однако по данным наблюдений на федеральном полигоне государственного
мониторинга земель «Белоярский» Свердловской области, а также в результате анализа
статистической информации и картографических материалов отмечается, что наблюдается
тенденция уменьшения интенсивности процессов эрозии, обусловленная снижением
интенсивности использования пахотных угодий, значительным удельным весом
многолетних трав на пашне, размещением чистых паров на полях со спокойным рельефом,
наличием полей незасеваемой пашни и переводом её в залежь.
Ареалы проявления эрозионных процессов на территории Свердловской области
наблюдаются в основном на землях сельскохозяйственного назначения и приурочены к
массивам сельскохозяйственных угодий, в основном пашни с выраженным рельефом.
По данным государственного статистического учета земель и почвенных
обследований в Свердловской области водной эрозии подвержено
4,3% площади
сельскохозяйственных угодий. Наиболее эрозионно-опасными являются районы
Предуралья: Артинский, Ачитский, Красноуфимский, Шалинский. Здесь около 40% пашни
нуждается в противоэрозионной организации территории. На территории области около
3 млн. га представлено мелкопрофильными горными почвами, которые встречаются
преимущественно под лесами. Интенсивная вырубка лесов на этих почвах приводит к
развитию процессов водной эрозии.
1,8%
площади
сельскохозяйственных
угодий
категории
земель
сельскохозяйственного назначения занимают дефляционно-опасные почвы, из них пашни -
1,4%. Процессы ветровой эрозии на территории Свердловской области практически не
выражены из-за противостоящих факторов: большая облесенность территории, небольшой
годовой % ветров со скоростью более 8 м/сек. и др.
Переувлажненные и заболоченные земли занимают
32,8% площади
сельскохозяйственных угодий, в том числе 12,5% пашни. Особенно большие площади
переувлажненные и заболоченные почвы занимают в Зауралье, что обусловлено в первую
очередь природными условиями
(равнинный характер рельефа, тяжелый
гранулометрический состав почвообразующих пород и т. д.). Эти процессы проявляются и
88
на землях других регионов, где имеются плотины, дамбы, водохранилища, автострады и
другие сооружения, негативно влияющие на прилегающие к ним территории, вызывая
значительные изменения водного режима, подъем уровня грунтовых вод. Заболачивание
пашни приводит к выводу ее из оборота и переводу в менее ценные сельскохозяйственные
угодья. На массивах осушаемых земель из-за отсутствия ухода за дренажной сетью
прослеживаются процессы вторичного заболачивания, а в некоторых случаях и засоления
земель.
Для почв Предуралья и горной полосы характерно распространение каменистых
почв (3,3% площади сельскохозяйственных угодий), преобладающих на пахотных землях
(2,6%). Каменистость снижает качество полевых работ, затрудняет широкое использование
техники и приемов окультуривания, усиливает износ почвообрабатывающих орудий.
Особую опасность представляют подтопление и затопление земель, характерные для
территорий, прилегающих к крупным гидротехническим сооружениям, а также территорий
городов и других населенных пунктов в различных районах области. Подтопление земель,
как правило, является практически необратимым фактором деградации и в подавляющем
большинстве случаев не зависит от землепользователя. При продолжающемся поднятии
грунтовых вод качество земельных участков ухудшается и объективная их стоимость
снижается. Площадь возможного затопления земель определена для 22 паводкоопасных
районов области. Периодическому затоплению и подтоплению от весеннего половодья и
дождевых паводков подвергается территория площадью более 50 тыс. га, из них около
40 тыс. га сельскохозяйственных угодий. При этом необходимо отметить, что объективная
достоверная информация об истинных размерах проявления этого опасного процесса
отсутствует.
Засоленные, солонцеватые земли, а также земли с солонцовыми комплексами,
занимают 1,2% площади сельскохозяйственных угодий, из них пашни - 0,2%. Наибольшие
площади засоленных, солонцеватых земель находятся в юго-восточной части Свердловской
области.
За последние годы в земледелии Свердловской области наблюдалось резкое
сокращение вносимых в почву удобрений и мелиорантов. По данным Федерального
государственного бюджетного учреждения
«Государственный центр агрохимической
службы «Свердловский» (далее - ФГБУ ГЦАС «Свердловский») объемы поступления и
внесения минеральных удобрений на протяжении последних десяти лет не превышают
20 тыс. т. В 2013 году внесено 19,9 тыс. т минеральных удобрений, что составляет
107,0% к 2012 году и 8,3% от их потребности. В 2013 году в область требовалось поставить
184,4 кг минеральных удобрений на
1 га пашни. В структуре поступивших в
сельхозпредприятия удобрений по-прежнему остается высоким удельный вес азотных
удобрений, т. к. они сравнительно дешевые и более доступны для потребителей. Однако
агрохимические исследования качества сельскохозяйственных земель, проведенные ФГБУ
ГЦАС «Свердловский», показывают что, начиная с пятого цикла агрохимического
обследования (1988 - 2001 гг.), в области на 10 % площади пашни идет сокращение запасов
подвижного фосфора и обменного калия в почвах. Процесс истощения почв становится
более интенсивным в связи с низким объемом использования средств химизации
земледелия в последние годы, вследствие чего урожай сельскохозяйственных культур
формируется только за счет почвенных запасов элементов питания.
За период 1986 - 1990 гг. суммарный баланс элементов питания практически был
бездефицитным. В дальнейшем ежегодный вынос питательных веществ урожаем
культурных растений и сорняками превышает их поступление с удобрениями на
60
100 кг/га. Возмещение выноса элементов питания урожаем составляет только
22 - 30%. По состоянию на 1 января 2014 г. дефицит питательных веществ (азота, фосфора,
калия) на пашне составил 81,8 кг действующего вещества на 1 га.
В системе удобрений важное значение имеют органические удобрения. Только
применение органоминеральной системы удобрений создает надежную основу повышения
89
плодородия почв. В силу экономических и организационных причин уровень внесения
органических удобрений в области по-прежнему остается низким, ежегодно удобряется
ими не более 2,5% посевов, хотя при этом в балансе гумуса почвы расход превышает
поступление в 2,2 раза.
По итогам V цикла обследования (1988-2001 гг.) почвы в среднем содержали
5,53% гумуса, а по состоянию на 1 января 2014 г. - 5,2%. Анализ изменения содержания
гумуса показывает, что его запасы в пахотном слое почвы снижаются в среднем за год на
0,04% или по 1,0 - 1,2 тонн с 1 га. Дефицит гумуса в 2013 году составил 400 кг на 1 га. Для
восполнения недостатка гумуса необходимо в среднем вносить не менее
8 т/га
органических удобрений, что на всю площадь пашни составит 10 - 11 млн. тонн, а
фактически же в 2013 году внесено 2,5 млн. тонн органики, что составляет в среднем
1,9 т/га посевной площади.
Отсюда следует, что основным источником органического вещества,
обеспечивающим микробиологические процессы воспроизводства плодородия почвы,
являются сами растения, особенно многолетние бобовые травы.
Также остается низким уровень проводимых работ по известкованию и
фосфоритованию почв: в
2013 году внесено извести
6,4 тыс. т при среднегодовой
потребности в 801,6 тыс. т, фосфоритных удобрений внесено 3,0 тыс. т при среднегодовой
потребности в
144,2 тыс. т, хотя при этом наблюдается увеличение кислых почв
(pH до 5,0). В 2013 году площадь кислых почв по сравнению с предыдущим годом
увеличилась на 3,7 тыс. га. Показатель кислотности составляет 5,34 ед.
Сокращение удобряемых площадей, объемов известкования и фосфоритования почв
ведет к дефициту минерального питания растений, а, следовательно, к образованию
агроистощенных почв.
Рис. 28 Необрабатываемая пашня, заросшая сорно-полевым разнотравьем
В настоящее время на территории области значительные площади пахотных угодий
не обрабатываются и используются в качестве сенокосов и пастбищ или не используются и
90
постепенно зарастают сорно-полевым разнотравьем, мелколесьем, кустарником,
превращаясь постепенно в перелоги, залежи, лесопокрытые угодья. Прежде всего, это
почвы с низким плодородием, мелкоконтурные, удаленные от населенных пунктов. Часть
необрабатываемых земель годами числится под парами. Только на сегодняшний день в
фонде перераспределения земель находится
73,6 тыс. га пашни. На пониженных
слабодренированных участках с застоем поверхностных вод или относительно невысоким
залеганием грунтовых вод наблюдается заболачивание пашни.
По-прежнему актуальной проблемой остается и зарастание кормовых угодий
кустарником и мелколесьем, что приводит не только к сокращению площади этих угодий,
но и оказывает негативное влияние на изменение качества травостоя, способствует
появлению в нем грубостебельных, сорных и ядовитых растений.
По отчетным данным на территории области около
40% кормовых угодий
сельскохозяйственных предприятий заросло кустарником и мелколесьем. Одной из причин
зарастания кормовых угодий стало резкое снижение поголовья скота в
сельскохозяйственных предприятиях, а также банкротство самих предприятий. Наряду с
зарастанием сенокосов и пастбищ отмечается их закочкаривание, особенно на
переувлажненных и заболоченных землях.
Значительные площади земель выбывают из оборота в результате разработки
полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, строительных и других видов
работ. Заметный ущерб землям наносится лесохозяйственными работами и лесными
пожарами, в результате которых происходит разрушение почв, их переуплотнение,
минерализуются лесная подстилка и гумусовые горизонты, усиливаются эрозионные
процессы.
В области
61,8 тыс. га занимают нерекультивированные нарушенные земли,
представленные карьерами, выемками, отвалами, хвостохранилищами и хранилищами
горнодобывающих и перерабатывающих предприятий.
Высокая антропогенная нагрузка по-прежнему является причиной загрязнения
земель населенных мест, земель сельскохозяйственного использования химическими и
другими веществами и соединениями, в том числе 1 и 2 классов опасности (бенз(а)пирен,
свинец, никель, кобальт, кадмий и др.), захламления земель отходами производства и
потребления. Эти негативные воздействия наиболее характерны для территорий,
примыкающих к промышленным предприятиям, автомобильным трассам, нефтепроводам.
Территориями риска по загрязненности почв по санитарно-химическим показателям
являются Кировградский городской округ, Режевской городской округ, Асбестовский
городской округ и городской округ Ревда.
В отличие от воды и атмосферного воздуха, которые являются лишь миграционными
средами, почва является наиболее объективным и стабильным индикатором техногенного
загрязнения. Она четко отражает распространение загрязняющих веществ и их фактическое
распределение в компонентах окружающей среды городской территории. Наиболее
крупные промышленные города, образуя обширные зоны загрязнений, постепенно
превращаются в сплошные техногенные территории, представляющие серьезную опасность
здоровью проживающего на них населения.
Особое место среди проявлений антропогенного воздействия на почвы мегаполисов
принадлежит загрязнению городской территории тяжелыми металлами, поскольку быстрое
самоочищение почв от металлического загрязнения до требуемого уровня,
соответствующего гигиенической и экологической безопасности, затруднено, а во многих
случаях практически невозможно.
91
Рис. 29 Нарушенные земли при разработке месторождения полезных ископаемых
Основными источниками тяжелых металлов в условиях города являются:
транспортно-дорожный комплекс, промышленные предприятия и промышленно-бытовые
отходы. По данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральское
управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» опасная категория
загрязнения почв тяжелыми металлами отмечается в г. Кировград, г. Реж; умеренно-
опасная
- в г. Ревда, г. Верхняя Пышма, г. Асбест. Остальные территории городов
Свердловской области относятся к допустимой категории загрязнения.
Кроме этого на территории г. Екатеринбург выявлено 730 га сельскохозяйственных
угодий, которые также относятся к опасной категории загрязнения почв тяжелыми
металлами
(кадмием)
(Материалы государственного фонда данных, полученных в
результате проведения землеустройства, - «Отчет о научно-исследовательских работах по
эколого-геохимическому картированию почво-грунтов территории г. Екатеринбурга и
прилегающей местности», Екатеринбург, 1995 г.).
Увеличение степени загрязнения почв солями тяжелых металлов наблюдается и на
землях сельскохозяйственного назначения, при этом видовой состав загрязнителей также
увеличивается (данные наблюдений за загрязнением почв на землях сельскохозяйственного
назначения на федеральном полигоне государственного мониторинга земель «Белоярский»,
проводимого ФГБУ ГЦАС «Свердловский»).
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Свердловской области почва 43 территорий
области загрязнена цинком, свинцом - 41, ртутью - 35, никелем - 33. Под воздействием
загрязнения почвы свинцом находится практически 61% населения области, цинком в
пределах 50%, никелем - 43%, ртутью - 24%.
Почвенный покров является главным накопителем радионуклидов. В области,
прежде всего, это касается сельскохозяйственных районов с лучшими почвами: Ирбитский,
Каменский, Камышловский, Богдановичский, Талицкий и др. (зона восточно-уральского
радиоактивного следа
- ВУРСа). Необходимо отметить, что на сегодняшний день
отсутствует полная
информация о величине загрязнения территории ВУРС
трансурановыми элементами. Кроме этого, потенциальную опасность загрязнения почв
92
радионуклидами представляют функционирующие на территории области предприятия
ядерно-энергетического цикла, основные технологии которых относятся к ядерно- и
радиационно-опасным.
Серьезной проблемой для области, как и в прежние годы, остается складирование и
переработка опасных промышленных и бытовых отходов. Объем образования отходов во
всех отраслях производства, несмотря на незначительное его снижение, продолжает
оставаться высоким. По данным Свердловского областного кадастра отходов производства
и потребления основной объем образования, использования и накопления отходов
сосредоточен у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых
(85%), обрабатывающими производствами
(9,3%), а также производством и
распределением электроэнергии, газа и воды (3,4%).
В области практически отсутствуют полигоны для обезвреживания и захоронения
токсичных промышленных отходов
1-2 классов опасности. Чаще всего токсичные
промышленные отходы хранятся на территории промышленных предприятий. Кроме этого,
на территориях бывших сельскохозяйственных предприятий в полуразвалившихся складах
выявляются пестициды и агрохимикаты, запрещенные и непригодные к применению,
которые лежат под открытым небом, смываются осадками в почву, причиняя вред
окружающей среде. Хозяйства банкротятся, и пестициды переходят в категорию
«бесхозяйных».
Из 477 объектов размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов
размещения отходов 32 объекта являются бесхозяйными, площадь которых составляет
около 1000 га. Наличие отходов на таких объектах около 120 тыс.т.
В области наблюдается неблагополучная обстановка с организацией и
эксплуатацией свалок коммунальных отходов. На территории Свердловской области
находится около 1000 объектов размещения бытовых отходов, из которых половина -
несанкционированные (не определены хозяйствующие субъекты). Причем, из разрешенных
мест размещения бытовых отходов только 40% отвечают требованиям санитарных правил.
Организованные свалки все больше удаляются от городов и нередко занимают территории
с ценными землями и оказывают негативное влияние на прилегающие угодья. Кроме того,
резко возрастает количество несанкционированных свалок, расположенных в большом
количестве вдоль автомобильных и железных дорог, в местах отдыха, в прибрежных зонах
и т. д., что ухудшает экологическую обстановку, приводит к загрязнению земель и других
компонентов окружающей среды. Наиболее распространенными загрязнителями почв в
зонах влияния твердых бытовых и промышленных отходов являются нефтепродукты,
бенз(а)пирен, тяжелые металлы, в том числе: кадмий, никель, хром.
Таким образом, приведенный анализ показывает, что качественное состояние
значительной части земель области неудовлетворительное и продолжает ухудшаться,
уровень плодородия почв, достигнутый за период до 1990 года, падает и с каждым годом
процесс деградации почв идет интенсивнее.
3.2.2 Землеустройство
В соответствии с Федеральным законом от
18 июля
2005 г.
№ 78-ФЗ «О
землеустройстве», с изменениями, внесенными федеральными законами от 13 мая 2008 г.
№ 66-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ, от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ, землеустройство -
мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального
использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на
местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования
гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления
сельскохозяйственного производства.
Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской
Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов,
93
территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также
части указанных территорий и зон.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
- изменения границ объектов землеустройства;
- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной, ветровой
эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению,
уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и
химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации
нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания,
вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и
потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных
воздействий.
Землеустроительные работы проводятся в соответствии с Правилами установления
на местности границ объектов землеустройства, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 688, с соблюдением
Инструкции по межеванию
земель, утвержденной
Роскомземом 8 апреля 1996
г., Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства,
утвержденных Росземкадастром
17 февраля 2003 г., Порядка описания местоположения
границ объектов землеустройства, утвержденного Приказом Минэкономразвития
Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 267.
Землеустроительные работы проводятся на основании решений федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, договоров на проведение
землеустроительных работ, а также судебных решений. По результатам выполненных
землеустроительных работ составляется землеустроительное дело и карта (план) объекта
землеустройства. Карта
(план) объекта землеустройства составляется по форме и в
соответствии с требованиями к ее составлению, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621.
В 2013 году на территории Свердловской области проводились землеустроительные
работы по установлению охранных зон линий электропередач, газопроводов и особо
охраняемых территорий. В государственный фонд данных, полученных в результате
проведения землеустройства Управления Росреестра по Свердловской области (далее -
ГФДЗ Управления) в 2013 году поступило 2901 землеустроительное дело.
3.2.2.1 Проведение землеустройства в соответствии с решениями
федеральных органов государственной власти
На территории Свердловской области в 2013 году за счет бюджетов всех уровней
выполнены следующие землеустроительные работы.
1. За счет средств федерального бюджета:
- описание местоположения границ придорожной полосы автомобильной дороги
общего пользования федерального значения Р-354 Екатеринбург-Шадринск-Курган на двух
участках, расположенных на территориях муниципальных образований
(Белоярский
городской округ и Каменский городской округ) на площади 14,28 тыс. га, стоимость работ
- 3880,81 тыс. руб.
2. За счет средств бюджета Свердловской области:
- описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий
43 государственных ландшафтных заказников областного значения на площади
849,61 тыс. га, стоимость работ - 3680,62 тыс. руб.
94
3. За счет средств местного бюджета:
- описание местоположения границ 16 населенных пунктов на площади 9,13 тыс. га,
стоимость работ - 3184,40 тыс. руб., в том числе:
- на территориях Шалинского городского округа
(п. Вогулка, п. Пастуший,
п. Вырубка, д. Нижняя Баская) и МО «Поселок Староуткинск» (п. Староуткинск) на
площади 1,7 тыс. га, стоимость работ - 314,90 тыс. руб.;
- на территории городского округа Красноуральск (п. Дачный, д. Ясьва) на площади
0,28 тыс. га, стоимость работ - 282, 00 тыс. руб.;
- на территории Ивдельского городского округа (г. Ивдель) на площади 5,68 тыс. га,
стоимость работ - 87,50 тыс. руб.;
- на территории городского округа Верхняя Пышма (п. Шахты, п. Сагра, р.п. Исеть,
п. Залесье, п. Половинный, с. Балтым, п. Гать, п. Красный) на площади 1,47 тыс. га,
стоимость работ - 2500, 00 тыс. руб.;
- вычисление площадей земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса
по 7 сельскохозяйственным предприятиям, расположенным на территории городского
округа Ревда, на площади 13,93 тыс. га, стоимость работ - 450,00 тыс. руб.
4. За счет внебюджетных источников:
- описание местоположения границ объектов землеустройства: зон с особыми
условиями использования - 2390 шт. (объём и стоимость работ неизвестны);
- на площади 0,17 тыс. га разработаны проекты рекультивации нарушенных земель
в количестве 6 шт., стоимость работ неизвестна. Данные проекты прошли государственную
экспертизу землеустроительной документации.
Результаты
выполненных в
2013
году
землеустроительных работ
(землеустроительные дела по описанию местоположения границ объектов землеустройства,
материалы вычисления площадей земель сельскохозяйственного назначения и земель
запаса, проекты рекультивации нарушенных земель) поступили в государственный фонд
данных, полученных в результате проведения землеустройства.
3.2.2.2 Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в
результате проведения землеустройства
Согласно приказу Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 на
территории Свердловской области с
1 января
2009 г. действует Административный
регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению
государственной услуги
«Ведение государственного фонда данных, полученных в
результате проведения землеустройства»
(далее
- Регламент). В соответствии с
Регламентом государственная услуга по ведению государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ) предоставляется
Управлением Росреестра по Свердловской области и территориальными отделами
Управления.
По данным отчета по форме
№ 7-ПЗ
«Отчет по вопросам проведения
землеустройства» за
2013
г. поступило документов
- 62187 ед. хранения (за
2012 г. - 2716). В основном это документы. На 1 января 2014 г. в ГФДЗ Управления
находится на хранении 537 332 ед. хранения (по состоянию на 1 января 2013 г. - 535 615).
ГФДЗ Управления размещено по адресу г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 50.
Помещения ГФДЗ территориальных отделов Управления расположены в основном
по местоположению территориальных отделов. Наполненность архивов ГФДЗ в целом по
Управлению составляет от 85 до 100 %.
В соответствии с п. 2.2. Регламента документы ГФДЗ, носящие открытый
общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам. В течение
95
рабочего дня время работы с оригиналами документов государственного фонда данных не
ограничивается.
Выписки и выкопировки из документов ГФДЗ производятся пользователями
самостоятельно. Документы предоставляются для работы, без выноса из помещений ГФДЗ.
В течение 2013 года были предоставлены документы из ГФДЗ по 8968 запросам
граждан и юридических лиц. Поступило также 149 обращений по вопросам проведения
землеустройства. Наиболее востребованными из ГФДЗ являются картографические
материалы, материалы по созданию опорной межевой сети, материалы инвентаризации
земель, а также материалы и данные государственного мониторинга земель.
3.2.2.3
Контроль за проведением землеустройства, осуществление
государственной экспертизы землеустроительной документации, исполнение
обращений граждан и юридических лиц по вопросам проведения
землеустройства
В соответствии с Положением о государственной экспертизе землеустроительной
документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
4 апреля 2002 г. № 214, Управление Росреестра по Свердловской области организовывает
и проводит экспертизу землеустроительной документации.
Государственная экспертиза землеустроительной документации носит заявительный
характер и осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного
самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц.
Приказом Управления Росреестра по Свердловской области от
29 июля 2010 г.
№ 194 «Об организации проведения государственной экспертизы землеустроительной
документации» были утверждены Рекомендации по проведению государственной
экспертизы землеустроительной документации.
Организация проведения государственной экспертизы землеустроительной
документации с 6 мая 2010 г. осуществляется отделом землеустройства, мониторинга
земель и контроля в сфере кадастрового учета Управления Росреестра по Свердловской
области.
Всего за 2013 год поступило 6 обращений по вопросам проведения государственной
экспертизы землеустроительной документации, проведено экспертиз - 6.
Было проведено 6 государственных экспертиз землеустроительной документации
проводилась по 6 проектам:
1.
Проектная документация по объекту:
«Рекультивация свалки твердых
бытовых (коммунальных) отходов р.п. Верхняя Синячиха муниципального образования
Алапаевское Свердловской области», разработанного и представленного в ГФДЗ
Управления и на государственную экспертизу землеустроительной документации ООО
«ПромГражданПроект»;
2.
Проект «Мероприятия по рекультивации и восстановлению нарушенных
земель при строительстве «Волоконно-оптической линии связи с узлами привязки» в
составе стройки:
«Административное здание Малоистокского ЛПУ МГ ООО
«Уралтрансгаз» на землях сельскохозяйственного назначения в Сысертском и Арамильском
городских округах, в муниципальном образовании «город Екатеринбург» Свердловской
области, разработанного ООО «МЦМ «Земля» и представленного в ГФДЗ Управления и на
государственную экспертизу землеустроительной документации ООО «Газпром трансгаз
Екатеринбург»;
3.
Проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного
назначения под строительство объекта: «Объекты транспортного хозяйства и связи», в том
числе:
«Волоконно-оптическая линия связи с узлами привязки» в составе стройки:

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/