Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год) - часть 10

 

 

сельское
поселение
Нижнесергинское
63
городское
поселение
Михайловское
64
муниципальное
образование
Бисертский
65
городской округ
город Нижний
66
Тагил
Нижнетагильский
73
70
73
162
95
100
310
184
Горноуральский
отдел
67
городской округ
Новоуральский
68
городской округ
городской округ
МО по
69
Первоуральск
Первоуральскому,
85
79
90
236
95
100
301
206
Шалинский
Новоуральскому
70
городской округ
городским округам
городской округ
71
Староуткинск
Полевской
72
Полевской отдел
83
100
90
124
95
94
311
161
городской округ
городской округ
73
Ревда
Ревдинский
97
77
60
130
96
100
290
260
городской округ
74
Дегтярск
Серовский
75
городской округ
Сосьвинский
76
городской округ
Гаринский
91
77
Серовский отдел
96
48
91
95
100
270
165
городской округ
Новолялинский
78
городской округ
Верхотурский
79
городской округ
Сысертский
80
городской округ
Сысертский отдел
72
56
70
207
93
100
320
287
Арамильский
81
городской округ
Тавдинский
82
городской округ
Таборинский
83
муниципальный
район
Таборинское
84
сельское
Тавдинский отдел
87
88
62
100
92
100
200
329
поселение
Кузнецовское
85
сельское
поселение
Унже-Павинское
86
сельское
поселение
Талицикий
87
городской округ
Талицкий отдел
100
68
91
102
91
100
300
249
Тугулымский
88
городской округ
Туринский
89
городской округ
Слободо-
Туринский отдел
88
133
75
1265
2
100
209
83
Туринский
90
муниципальный
район
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
91
Ницинское
143
сельское
поселение
Усть-Ницинское
92
сельское
поселение
Слободо-
Туринское
93
сельское
поселение
Сладковское
94
сельское
поселение
9
7
7
1
9
9
2
1
ИТОГО:
4
7
6
85
5
9
93
62
Показатель устраняемости выявленных правонарушений земельного законодательства
по государственному земельному надзору - устранение выявленного нарушения земельного
законодательства, достижение значения равного 100% свидетельствует об устранении всех
выявленных нарушений. В 2017 году указанный показатель составил 77%. Такой результат
свидетельствует о результативности проведенных Управлением в 2017 году мероприятий по
достижению цели, выражающейся в устранении выявленного нарушения земельного
законодательства.
Показатель полноты взыскания административных штрафов характеризует деятельность
государственных инспекторов по достижению второй основной цели исполнения
государственной функции по государственному земельному надзору
- исполнение
постановлений о назначении административных наказаний и своевременность принятия мер по
принудительному исполнению взысканий. В 2017 году указанный показатель составил 185%,
что свидетельствует о полноценном принятии госинспекторами мер по направлению
исполнительных документов по неуплаченным штрафам в службу судебных приставов.
Показатель выполняемости планов определяет фактическое исполнение планов
проведения проверок соблюдения земельного законодательства. В
2017 году указанный
показатель составил
99%. По сравнению с предыдущим годом наблюдается рост
выполняемости планов проверок. Тем не менее, данный показатель не достиг в 2017 году
максимального значения
(100%) по объективным и не зависящим от государственных
инспекторов причинам, а именно смерти 69 физических лиц, подлежащих проверке.
Показатель занятости государственных инспекторов характеризует количество
проведенных выездных и документарных проверок соблюдения земельного законодательства,
административных обследований, а также участий госинспекторов в проверках, проводимых
органами прокуратуры, в расчете на списочное количество государственных инспекторов и
объема рабочего времени в отчетном периоде. Достигнутое значение показателя, равное 162%,
хоть и меньше предыдущего года, но все-таки является самым высоким среди территориальных
органов Росреестра.
Необходимо отметить, что значительные изменения в 2016-2017 гг. рассмотренных
значений показателей обусловлено изменением подхода к их расчёту.
Анализ социально-экономических последствий осуществления государственного
земельного контроля (надзора) для улучшения (поддержания) состояния законности на
территории Свердловской области.
На рисунке
78 приведены показатели, характеризующие состояния законности
использования земельного фонда Свердловской области в разрезе по видам и субъектам
нарушений земельного законодательства, выявленных за последние три года в ходе
осуществления государственного земельного надзора.
144
4000
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
Рис. 78. Составляющие состояния законности использования земельного фонда
Свердловской области по видам и субъектам нарушений
Как видно из представленных показателей, большинство нарушений земельного
законодательства допускаются гражданами, как наиболее распространенными субъектами прав
на земельные участки. За 2017 год отчетливо виден прирост выявленных нарушений граждан
по использованию земель не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к
той или иной категории земель и разрешенным использованием. Необходимо отметить
снижение количества самовольных занятий земельных участков юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, что говорит о положительной тенденции законного
использования земель и верности принимаемых решений в сфере земельных отношений
данными субъектами правоотношений, также данная тенденция частично обусловлена
введенным мораторием на проведение плановых проверок в отношении субъектов
предпринимательства. Остальные виды нарушений не имеют значительной динамики.
145
2%
2%
2%4%
4%
5%
Юр. лица
Граждане
Долж. лица и ИП
92%
94%
96%
Рис. 79. Нарушение в разрезе субъектов
Рисунок 79 также указывает на ежегодный прирост доли нарушений, допускаемых
гражданами. Из представленных данных видно снижение доли нарушений, допускаемых
должностными лицами и индивидуальными предпринимателями, что указывает, с одной
стороны, на повышение уровня законности использования земель при осуществлении
деятельности указанными лицами, а с другой - может свидетельствовать о недостаточности
применяемых мер по выявлению и пресечению нарушений в рамках жестких требований
законодательства о защите прав юридических лиц при проведении государственного и
муниципального надзора.
Ко второй составляющей по улучшению состояния законности использования
земельного фонда Свердловской области и её поддержания на достигнутом уровне можно
отнести полноту взыскания административных штрафов. Управлением осуществляется тесное
взаимодействие по исполнению административных наказаний с Управлением Федеральной
службы судебных приставов по Свердловской области (на плановой основе осуществляется
сверка направленных в целях возбуждения исполнительного производства материалов и
результатов их рассмотрения). В целях своевременности принимаемых мер по исполнению
административных наказаний (уплате штрафов) в конце 2017 года по инициативе Управления
проведены совещания по организации электронного документооборота с Управлением
Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.
Достижение Управлением значений вышеуказанных показателей соответствует
основным задачам и принципам осуществления государственного земельного надзора, а
именно: предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства,
неотвратимости наказания за совершенное земельное правонарушение, а также реализации в
полной мере предоставленных полномочий по устранению правонарушителями выявленных
нарушений.
К третьей и немаловажной составляющей по улучшению состояния законности
использования земельного фонда Свердловской области относится деятельность Управления по
проверке актов, изданных органом государственной власти Свердловской области и органами
местного самоуправления, касающихся вопросов земельных отношений.
146
296
497
94
21901
18113
18767
2015г.
2016 г.
2017 г.
Проверено актов субъекта РФ и органов местного самоуправления
Выявлено несоответствующих земельному законодательству актов
Рис. 80. Результаты проверок актов органов власти, касающихся вопросов
земельных отношений за 2015 - 2017 гг.
Как видно из рисунка 80 наблюдается по сравнению с 2016 годом незначительное
увеличение количества проверенных Управлением актов, касающихся вопросов земельных
отношений.
При этом также видно, что кратно возросло количество выявленных актов о
предоставлении земельных участков, принятых уполномоченными органами, которые не
соответствуют требованиям действующему законодательству. Такая динамика показателей
свидетельствует, с одной стороны, о проведении должностными лицами Управления более
качественного и тщательного анализа издаваемых правовых актов, а с другой
- о
необходимости проведения разъяснительной и методической работы с органами,
уполномоченными на распоряжение земельным фондом.
Из 497 актов, выявленных госинспекторами в
2017 году как несоответствующих
действующему законодательству, приведено в соответствие
229. По
16 своевременно
неприведенным в соответствие актам Управлением направлены материалы в органы
прокуратуры.
К четвертой составляющей по улучшению состояния законности использования
земельного фонда Свердловской области относится проведение Управлением
профилактических мероприятий по предупреждению нарушений требований земельного
законодательства.
147
Распоряжением Росреестра от
30 марта
2017 г.
№ Р/0055 утверждена программа
профилактики нарушений обязательных требований, во исполнение которой руководителем
Управления 26 апреля 2017 г. утвержден график профилактических мероприятий.
Минэкономразвития России совместно с Росреестром в 2017 году разработан и внесен в
Правительство Российской Федерации проект постановления о внедрении риск-
ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2017 г. № 943 внесены
изменения в Положение о госземнадзоре, которыми установлено применение риск-
ориентированного подхода и определены критерии отнесения земельных участков к
определённой категории риска.
Приказом Росреестра от
23 ноября
2016 г.
№ П/0569 утвержден перечень актов,
содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении
мероприятий по осуществлению государственного надзора. Перечень обязательных требований
размещен в свободном доступе на официальном сайте Росреестра. Указанная мера делает более
понятными и конкретными для субъектов земельных правоотношений требования
законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на Росреестр и его
территориальные органы. Кроме того, для полной детализации проверяемых требований
земельного законодательства, его соблюдение при проведении плановых проверок в отношении
субъектов предпринимательства теперь оценивается по проверочному листу, содержащему
список контрольных вопросов, которые также размещены в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» (форма проверочного листа утверждена приказом
Росреестра от 22 ноября 2017 г. № П/0530).
Результаты проведенных контрольных мероприятий также размещаются Управлением в
свободном доступе, в том числе посредством внесения сведений в Федеральную
государственную информационную систему
«Единый реестр проверок». В
2017 году в
указанный информационный ресурс внесено сведений о
357 проведенных плановых и
внеплановых проверках субъектов предпринимательства. Кроме того, в средствах массовой
информации (печатные издания, сайты органов государственной власти и органов местного
самоуправления, сайты общественных организаций и профессиональных сообществ, городские
интернет-порталы) размещено
218 материалов о результатах мероприятий по контролю,
распространенных нарушениях земельного законодательства и его изменениях.
Госинспекторами Управления осуществлено
2004 разъяснения обязательных
требований, проведено 208 консультаций в рамках общественных мероприятий. В целях оценки
доступности и понятности населением контрольных полномочий Управления и существующих
требований законодательства проведено 360 анкетирований.
Тем самым мероприятия программы профилактики по информационной открытости о
результатах контрольно-надзорной деятельности и по информированию населения об
актуальных обязательных требованиях законодательства повышают инвестиционную
привлекательность региона и, как следствие, обеспечивают рост основных социально-
экономических показателей его развития.
3.3.3. Взаимодействие с органами государственной власти и органами местного
самоуправления
При реализации функции по государственному земельному надзору Управление
взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти, органами исполнительной власти Свердловской области, органами местного
самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями,
индивидуальными предпринимателями, физическими лицами либо иными лицами, которые
уполномочены указанными лицами на совершение соответствующих действий в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
148
Порядок взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы по
ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзор) урегулирован трехсторонним
Соглашением от
29 декабря
2010 г.
«О взаимодействии в сфере государственного
земельного контроля между Управлением Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Департаментом
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому
федеральному округу и Управлением Федеральной службы по ветеринарному и
фитосанитарному надзору по Свердловской области».
С мая 2012 г. заключено Соглашение о порядке взаимодействия Управления с
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным
имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества). Предметом данного
Соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия сторон в сфере
государственного земельного надзора
на территории Свердловской области за
использованием земельных участков, находящихся в собственности Российской
Федерации. Ежеквартально, в рамках заключенного Соглашения, Управлением в адрес
ТУ Росимущества направляются сведения о результатах проведенных проверок на
земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации.
В целях повышения результативности муниципального земельного контроля и
эффективного взаимодействия Управления при исполнении государственной функции по
государственному земельному надзору со всеми уполномоченными на осуществление
муниципального земельного контроля органами местного самоуправления Свердловской
области (их структурными подразделениями) заключены соглашения о взаимодействии при
осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного
контроля. В целях приведения положений ранее заключенных соглашений в соответствие с
требованиями действующего законодательства в 2017 году Управлением проведена работа
по их перезаключению. Результаты совместной деятельности представлены на рисунке 81.
5381
Направлено материалов
4279.47
проверок от органов
осуществляющих МЗК
Привлечено лиц к87.15
административной
ответственности по
материалам МЗК
567
На429ено административных
449
468
319
штрафов по материалам МЗК,
тыс.рублей
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Рис. 81. Взаимодействие с органами, осуществляющими муниципальный
земельный контроль
149
Как видно из рисунка
72, в
2017 году произошло падение результатов
осуществления на территории Свердловской области муниципального земельного
контроля, в связи с чем, Управлением принимаются меры по активизации выполнения
органами местного самоуправления такой муниципальной функции. Для достижения
положительных результатов, Управлением приняты к исполнению ряд мероприятий,
взятых на вооружение от иных территориальных органов Росреестра и указанных в
паспорте лучшей практики по повышению эффективности взаимодействия с органами,
осуществляющими муниципальный земельный контроль
(письмо Росреестра от
30 октября 2017 г. № 02-12826-ВА/17 «О направлении для применения в работе лучших
практик деятельности Росреестра»).
К примеру, в целях активизации деятельности муниципального земельного
контроля, запланированы к проведению в начале 2018 года со всеми Администрациями
муниципальных образований Свердловской области совещания-семинары по вопросам
эффективного взаимодействия в сфере земельных отношений, как по регистрационно-
учетному, так и по контрольно-надзорному направлению деятельности.
150
Весомый вклад по выявлению и пресечению нарушений земельного
законодательства на территории Свердловской области осуществляют органы внутренних
дел (полиция).
Сведения о результатах рассмотрения возбужденных органами прокуратуры
2017 году направлено на рассмотрение 146 постановлений) дел об административных
правонарушениях, протоколов, составленных сотрудниками правоохранительных органов (в
2017 году направлено на рассмотрение 2081 дело), а также документов, поступивших от
органов муниципального земельного контроля, своевременно направляются в органы,
передавшие соответствующие материалы.
Кроме рассмотрения направленных материалов, Управлением проводятся совместные
проверки с органами муниципального земельного контроля, органами прокуратуры, с
судебными приставами-исполнителями, территориальными органами Россельхознадзора и
Росприроднадзора, с иными органами и должностными лицами, чья деятельность связана с
реализацией функций в сфере государственного контроля (надзора).
За нарушения земельного законодательства в 2017 году привлечено к административной
ответственности лиц (всего 3634)
146
по протоколам госинспекторов
4%
по материалам органов
1162
прокуратуры
32%
2081
57%
по материалам полиции (на 75%
больше чем в 2016 г.)
244
7%
по материалам муниципального
земельного контроля
Рис. 82. Количество привлеченных лиц к административной ответственности за
нарушения земельного законодательства
В течение всего года сотрудники отдела государственного земельного надзора
Управления неоднократно принимали участие в обучающих семинарах и совещаниях с
участием должностных лиц органов внутренних дел (полиции). Результатом проведенных
мероприятий является доля привлеченных к административной ответственности лиц по
поступившим материалам о выявленных сотрудниками органов внутренних дел (полиции)
земельных правонарушениях в размере 57% от общего числа привлеченных лиц
(рисунок
82).
3.3.4. Взаимодействие с органами муниципального земельного контроля
Как уже отмечалось выше, по инициативе Управления, в целях повышения
результативности муниципального земельного контроля и эффективного взаимодействия
151
Управления при исполнении государственной функции по государственному земельному
надзору со всеми уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля
органами местного самоуправления Свердловской области
(их структурными
подразделениями) заключены соглашения о взаимодействии. Соглашения заключены на базе
разработанной Управлением типовой формы, поэтому все требования к перечню направляемых
документов, порядку и сроков их рассмотрения, являются одинаковыми.
В 2017 году взаимодействие с органами муниципального земельного контроля
осуществлялось в порядке, установленном правилами взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами,
осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1515, а также в рамках ранее
заключенных соглашений о взаимодействии.
Должностные лица органа местного самоуправления, уполномоченные на
осуществление муниципального земельного контроля, в случае выявления нарушений
требований земельного законодательства направляют в установленном соглашением порядке
материалы для привлечения виновных лиц к ответственности и принятия мер к устранению
выявленного правонарушения. Результаты налаженного взаимодействия представлены выше на
рисунке 82 (доля привлечённых к административной ответственности лиц по поступившим
материалам муниципального земельного контроля составляет 7%).
Необходимо отметить снижение в 2017 году основных показателей осуществления
муниципального земельного контроля, что свидетельствует о необходимости повышения
результативности и качества работы должностных лиц, осуществляющих муниципальный
контроль.
Инспектора муниципального земельного контроля по результатам проведенных
проверок выдают нарушителям обязательные для исполнения предписания об устранении
выявленных нарушений требований земельного законодательства, а также положений
муниципальных нормативных правовых актов, изданных в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, в целях более детального регулирования
общественных отношений по вопросам использования и охраны земель.
Результаты деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих муниципальный
земельный контроль, в разрезе муниципальных образований представлены в таблице 35.
Таблица 35
Результаты деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих муниципальный
земельный контроль, в разрезе муниципальных образований
Привлечено к
Представлен
администра-
Наложено
Наименование муниципального образования
о материалов
тивной
штрафов
проверок
ответствен-
(тыс. руб.)
ности
1
2
3
4
Арамильский городской округ
2
2
25,36
Артёмовский городской округ
6
2
10,00
Артинский городской округ
0
0
0,00
Асбестовский городской округ
0
0
0,00
Ачитский городской округ
2
2
10,00
Байкаловский муниципальный район
0
0
0,00
Белоярский городской округ
14
14
80,00
Березовский городской округ
13
2
10,00
Бисертский городской округ
3
1
0,00
152
Верхнесалдинский городской округ
1
0
0,00
Волчанский городской округ
0
0
0,00
Гаринский городской округ
0
0
0,00
Горноуральский городской округ
4
4
20,00
город Нижний Тагил
27
27
286,8
городское поселение Верхние Серги
0
0
0,00
городской округ «город Лесной»
5
3
20,00
городской округ Богданович
2
2
10,00
городской округ Верхнее Дуброво
1
1
5,00
городской округ Верх-Нейвинский
6
6
45,00
городской округ Верхний Тагил
0
0
0,00
1
2
3
4
городской округ Верхняя Пышма
2
1
5,00
городской округ Верхняя Тура
0
0
0,00
городской округ Верхотурский
1
1
5,00
городской округ Дегтярск
0
0
0,00
городской округ Заречный
2
1
5,00
городской округ ЗАТО Свободный
0
0
0,00
городской округ Карпинск
0
0
0,00
городской округ Краснотурьинск
21
17
85,00
городской округ Красноуральск
41
4
15,00
городской округ Красноуфимск
0
0
0,00
городской округ Нижняя Салда
0
0
0,00
городской округ Пелым
1
1
5,00
городской округ Первоуральск
10
5
26,4
городской округ Ревда
5
3
15,00
городской округ Рефтинской
0
0
0,00
городской округ Среднеуральск
3
0
0,00
городской округ Староуткинск
0
0
0,00
городской округ Сухой Лог
20
18
90,00
Дружининское городское поселение
0
0
0,00
Ивдельский городской округ
4
1
11,00
Ирбитское МО
0
0
0,00
Каменский городской округ
0
0
0,00
Камышловский городской округ
13
1
5,00
Качканарский городской округ
9
9
45,00
Кировградский городской округ
12
10
145,00
Кушвинский городской округ
1
1
5,00
Малышевский городской округ
5
3
15,00
Махневское МО
0
0
0,00
Михайловское МО
0
0
0,00
МО «город Екатеринбург»
65
37
1221,10
МО «город Каменск-Уральский»
4
3
30,00
МО «Камышловский муниципальный район»
2
1
5,00
МО «Поселок Уральский»
0
0
0,00
МО Алапаевское
0
0
0,00
153
МО город Алапаевск
22
16
83,00
МО город Ирбит
0
0
0,00
МО Красноуфимски округ
0
0
0,00
МО рабочий посёлок Атиг
0
0
0,00
Невьянский городской округ
5
4
20,00
Нижнесергинский муниципальный район
0
0
0,00
Нижнесергинское городское поселение
0
0
0,00
Нижнетуринский городской округ
3
2
14,00
Новолялинский городской округ
2
0
0,00
1
2
3
4
Новоуральский городской округ
15
2
10,00
Полевской городской округ
28
14
70,00
Пышминский городской округ
3
1
10,00
Режевской городской округ
2
1
5,00
Североуральский городской округ
2
2
10,00
Серовский городской округ
21
10
249,49
Слободо-Туринский муниципальный район
1
0
0,00
Сосьвинский городской округ
0
0
0,00
Сысертский городской округ
0
0
0,00
Таборинский муниципальный район
0
0
0,00
Тавдинский городской округ
0
0
0,00
Талицкий городской округ
6
3
20,00
Тугулымский городской округ
9
5
25,00
Туринский городской округ
3
2
15,00
Шалинский городской округ
0
0
0,00
Итого:
429
245
2787,15
По причине отсутствия на территории
Свердловской
области
общественных
объединений и организаций, осуществляющих общественный земельный контроль,
взаимодействие в данной сфере общественных отношений Управлением не осуществляется.
Тем не менее стоит отметить, что в результате реализации Управлением мероприятий по
информационной открытости выполнения государственной функций по осуществлению
государственного земельного надзора госинспектора Управления принимали активное участие в
съемках телевизионных сюжетов, в радио- и телепрограммах, а также в пресс-конференциях,
освещающих работу государственного земельного надзора.
154
Результатом информирования населения о выполняемой надзорной функции является то,
что в течение 2017 года из всех поступивших в Управление на рассмотрение 4490 обращений
675 обращений граждан были по вопросам государственного земельного надзора (15% от
общего количества поступивших обращений).
13%
Всего поступило обращений
Из них по вопросам нарушений
земельного законодательства
87%
Рис. 83. Количество поступивших в 2017 году в Управление обращений граждан
3.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.4.1. Сведения о проведении на территории Свердловской области государственной
кадастровой оценки земель
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов
недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Государственная
кадастровая оценка
- это совокупность процедур, направленных на определение
кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном законодательством об
оценочной деятельности, по состоянию на определенную дату.
155
Содержащиеся в 2017 году в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости определены
в соответствии с Федеральным законом от
29 июля
1998 г.
№ 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценке).
Согласно ст. 3 Закона об оценке под кадастровой стоимостью понимается стоимость,
установленная:
в результате проведения государственной кадастровой оценки;
определенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного
кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный
кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в
государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении
качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за
собой изменение их кадастровой стоимости в соответствии со ст. 24.19 Закона об оценке;
в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Внесенные в ЕГРН в результате проведения государственной кадастровой оценки
в соответствии с главой 3.1. Закона об оценке сведения о кадастровой стоимости получены на
основании совокупности следующих действий:
1)
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Государственная кадастровая оценка проводилась по решению исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще чем один раз в течение трех
лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена
последняя государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении
государственной кадастровой оценки (Заказчик), направлял его копию в Росреестр в срок, не
превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения.
На территории Свердловской области уполномоченным органом по принятию решений о
проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и
утверждению результатов определения кадастровой стоимости, в соответствии с
постановлением Правительства Свердловской области от
2 июля 2015 г.
№ 561-ПП, ст. 8 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 г. № 18-ОЗ «Об особенностях
регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» является
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее -
МУГИСО);
2) формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной
кадастровой оценке. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной
кадастровой оценке формировался и предоставлялся Заказчику по его запросу органом,
осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке. В соответствии с приказом
Росреестра от 13 января 2015 г. № П/3 полномочия по формированию перечня были закреплены
за ФГБУ «ФКП Росреестра». В перечень включались объекты недвижимости, учтенные в
государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня согласно Порядку
формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих
государственной кадастровой оценке, утвержденному приказом Минэкономразвития России от
1 ноября 2013 г. № 648;
3) отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним
договора на проведение оценки. Для проведения работ по определению кадастровой стоимости
привлекались на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на
проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных Законом об оценке.
Осуществление деятельности по определению кадастровой стоимости допускалось при наличии
у исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - Исполнитель) договора
страхования ответственности за причинение вреда имуществу в результате осуществления
указанной деятельности. Заказчик в срок не более чем пять рабочих дней со дня заключения
156
договора на проведение работ по определению кадастровой стоимости направлял в Росреестр
информацию о Заказчике и Исполнителе в соответствии со статьей 24.14 Закона об оценке;
4) определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении
кадастровой стоимости. Определение кадастровой стоимости осуществлялось оценщиками в
соответствии с требованиями Закона об оценке, актами уполномоченного федерального органа,
осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности,
стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения
кадастровой стоимости. В течение 3 рабочих дней с даты составления проекта отчета об
определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа и
соответствующего требованиям к отчету об определении кадастровой стоимости, Исполнитель
направлял его в Росреестр для обеспечения возможности ознакомления и представления
замечаний посредством размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки
(далее - Фонд данных). По окончании ознакомления с проектом отчета в соответствии со
сроками, предусмотренными статьей
24.15 Закона об оценке, по результатам анализа
представленных замечаний Исполнитель составлял отчет об определении кадастровой
стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости составлялся на бумажном носителе не
менее чем в трех экземплярах и на электронном носителе в форме электронного документа;
5) экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости осуществлялась
саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, проводивший
оценку, в течение 45 рабочих дней с даты его составления. Отчет об определении кадастровой
стоимости принимался Заказчиком только при условии наличия положительного экспертного
заключения на указанный отчет. Со 2 июня 2016 г. на основании Федерального закона от 2
июня 2016 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» экспертиза отчета была отменена;
6) утверждение Заказчиком результатов работ по определению кадастровой стоимости
осуществлялось в течение 20 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой
стоимости. В трехдневный срок после утверждения результатов определения кадастровой
стоимости Заказчик направлял копию акта об утверждении результатов определения
кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу),
один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме
электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой
отчет, составленного в форме электронного документа в Росреестр;
7) внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр
недвижимости осуществлялось ФГБУ «ФКП Росреестра» в течение 15 рабочих дней с даты
получения сведений о кадастровой стоимости от органа, утвердившего результаты определения
кадастровой стоимости. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в
государственный кадастр недвижимости, за исключением предусмотренных Законом об оценке
случаях.
Порядок определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области в
2017 году приведен на рисунке 84.
Согласно ст.
24.21 Закона об оценке сведения, использованные при проведении
государственной кадастровой оценки и сформированные в результате ее проведения,
составляют фонд данных государственной кадастровой оценки.
Согласно Порядку ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и
предоставления сведений, включенных в этот фонд, утверждённого приказом
Минэкономразвития России от 16 июня 2017 г. № 291, Фонд данных ведётся на электронных
носителях. Сведения из Фонда данных предоставляются на основании запроса путём
обращения к разделу Фонда данных официального сайта Росреестра по адресу https://rosreestr.ru
любого заинтересованного лица, а также на основании запроса исполнителей работ по
определению кадастровой стоимости.
157
Первые сведения об экономических характеристиках земельных участков (удельном
показателе и кадастровой стоимости) внесены в государственной кадастр недвижимости в 2005
году. С 2006 года в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации
исчисление земельного налога производится исходя из кадастровой стоимости земельных
участков.
Даты проведения кадастровой оценки земель, реквизиты нормативных документов
исполнительных органов государственной власти Свердловской области об утверждении
результатов кадастровой оценки земель представлены в таблице 36.
Кадастровая стоимость земельного участка применяется:
как налоговая база для уплаты налога за землю;
для установления арендных ставок за землю;
для установления выкупной цены земельного участка собственником объекта
капитального строительства, расположенного на таком участке;
для установления суммы административного штрафа за нарушения в сфере
земельного законодательства;
при продаже объектов недвижимого имущества, в случае, если срок владения
недвижимым имуществом меньше минимального предельного срока;
при обращении за совершением нотариальных действий при исчислении размера
государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке.
В связи с вступлением с
1 января
2017 г. в силу Федерального закона от
3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон
237-ФЗ) меняется порядок проведения государственной кадастровой оценки.
Постановлением
Правительства
Свердловской
области
от
31 августа 2017 г. № 633-ПП создано и наделено полномочиями, связанными с определением
кадастровой стоимости, государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр
государственной кадастровой оценки».
Согласно п. 1, 3 ст. 24 Федерального закона 237-ФЗ к отношениям, возникающим в связи
с проведением государственной кадастровой оценки, устанавливается переходный период с 1
января 2017 г. до 1 января 2020 г. Постановлением Правительства Свердловской области от 30
ноября
2017 г.
№ 884-ПП установлена дата перехода к проведению государственной
кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Федеральным
законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 1 января 2018
года.
158

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/