Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год) - часть 8

 

 

Особую опасность представляют подтопление и затопление земель, характерные для
территорий, прилегающих к крупным гидротехническим сооружениям, а также территорий
городов и других населенных пунктов в различных районах области.
Подтопление земель, как правило, является практически необратимым фактором
деградации и в подавляющем большинстве случаев не зависит от землепользователя. При
продолжающемся поднятии грунтовых вод вследствие воздействия техногенных факторов
(приуроченность территории к низким геоморфологическим уровням долин рек,
неглубокое залегание водоупора, нарушение режима грунтовых вод, изменение условий
поверхностного стока) качество земельных участков ухудшается и объективная их
стоимость снижается.
Рис. 56. Подтопление (сильная степень) земель
Рис. 57. Затопление земель во время весеннего паводка на территории
города Нижний Тагил
111
Площадь возможного затопления земель определена для 22 паводкоопасных районов
области. Периодическому затоплению и подтоплению от весеннего половодья и дождевых
паводков подвергается территория площадью около 70 тыс. га. При этом необходимо
отметить, что объективная достоверная информация об истинных размерах проявления
этого опасного процесса отсутствует.
Таблица 30
Распределение подтопленных и затопленных земель
по степени развития негативного процесса
Всего,
Степень развития негативного процесса
Вид негативного процесса
тыс. га
слабая
средняя
сильная
Подтопление
73,09
45,79
23,74
3,56
Затопление
3,40
0,38
1,44
1,58
Засоленные, солонцеватые земли, а также земли с солонцовыми комплексами,
занимают 1,2% площади сельскохозяйственных угодий, из них пашни - 0,2%. Наибольшие
площади засоленных, солонцеватых земель находятся в юго-восточной части Свердловской
области.
Рис. 58. Засоленные земли в юго-восточной части Свердловской области
Согласно данным мониторинга агрохимического состояния плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, проводимого ФГБУ ГЦАС
«Свердловский», для
Свердловской области чрезвычайно актуальной остается проблема компенсации элементов
питания растений в почву, поскольку вынос питательных веществ значительно превышает
их внесение. Однако, согласно данным ФГБУ ГЦАС «Свердловский» объемы внесения
минеральных удобрений на протяжении последних лет не соответствуют расчетно-
обоснованным нормам, обеспечивающим устойчивость агросистем.
В 2017 году в сельхозпредприятия области поступило 18,8 тыс. т минеральных
удобрений, что составляет
106,2% к 2016 году и 8,9% от их потребности. На 2017 год в
область требовалось поставить по 160,7 кг минеральных удобрений на 1 га пашни, а
фактически поступило по 14,4 кг/га, что в 11,2 раза меньше требуемого количества.
112
В структуре поступивших удобрений по-прежнему остается высоким удельный вес азотных
удобрений, т.к. они сравнительно дешевые и более доступны для сельскохозяйственных
товаропроизводителей. Однако по данным мониторинга агрохимического состояния почв, с
1988 года
(пятый тур агрохимического обследования) в почвах на площади до 10%
площади пашни зафиксировано стабильное сокращение запасов подвижного фосфора и
обменного калия. Процесс истощения почв усиливается в связи с низким объемом
использования
средств
химизации земледелия,
вследствие
чего
урожай
сельскохозяйственных культур формируется только за счет почвенных запасов элементов
питания.
Недостаточные
объемы
применения
удобрений
при
современном
сельскохозяйственном производстве Свердловской области обеспечили отрицательный
баланс питательных веществ. По состоянию на 1 января 2018 г. дефицит питательных
веществ (азота, фосфора, калия) на пашне составил 111,5 кг действующего вещества
на 1 га. Наибольший риск может представлять невозобновляемый вынос питательных
веществ в результате получения высоких урожаев при благоприятных природно-
климатических условиях, что имеет место в последние годы.
В системе удобрений большое значение имеют органические удобрения. Только
применение органоминеральной системы удобрений создает надежную основу повышения
плодородия почв. В силу экономических и организационных причин уровень внесения
органических удобрений в области по-прежнему остается низким, хотя при этом в балансе
гумуса почвы расход превышает поступление в 2,3 раза.
По итогам обследования 1988 - 2001 гг. почвы в среднем содержали 5,53% гумуса, а
по состоянию на 1 января 2018 г. - 5,3%. Анализ изменения содержания гумуса показывает,
что его запасы в пахотном слое почвы снижаются в среднем за год на 0,04% или по 1,0 - 1,2
тонн с 1 га. Дефицит гумуса в 2017 году составил 500 кг на 1 га. Для восполнения
недостатка гумуса необходимо в среднем вносить не менее
10 т/га органических
удобрений, что на всю площадь пашни составит 13 - 14 млн. тонн, а фактически же в
2017 году внесено 2,6 млн. т органики, что составляет в среднем 2,0 т/га посевной площади.
Отсюда следует, что основным источником органического вещества,
обеспечивающим микробиологические процессы воспроизводства плодородия почвы,
являются сами растения, особенно многолетние бобовые травы.
Также остается низким уровень проводимых работ по известкованию и
фосфоритованию почв: в 2017 году внесено извести 4,157 тыс. т при среднегодовой
потребности в 866,4 тыс. т, фосфорных удобрений внесено 0,621 тыс. т при среднегодовой
потребности в 153,5 тыс. т, при этом кислотность почв усиливается. Так, в 2017 году
площадь кислых почв (pH до 5,0) по сравнению с предыдущим годом увеличилась
на 5,9 тыс. га. Показатель кислотности составил 5,30 ед.
Сокращение удобряемых площадей, объемов известкования и фосфоритования почв
ведет к дефициту минерального питания растений, а, следовательно, к образованию
агроистощенных почв.
В настоящее время на территории области значительные площади пахотных угодий
не обрабатываются и используются в качестве сенокосов и пастбищ или не используются и
постепенно зарастают сорно-полевым разнотравьем, мелколесьем, кустарником,
превращаясь постепенно в перелоги, залежи, лесопокрытые угодья. Прежде всего, это
почвы с низким плодородием, мелкоконтурные, удаленные от населенных пунктов. Часть
необрабатываемых земель годами числится под парами. Только на сегодняшний день в
фонде перераспределения земель находится
79,3 тыс. га пашни. На пониженных
слабодренированных участках с застоем поверхностных вод или относительно невысоким
залеганием грунтовых вод наблюдается заболачивание пашни.
113
Рис. 59. Зарастание пашни мелколесьем на территории Красноуфимского района
(земельный участок с кадастровым номером 66:14:1801003:240)
По-прежнему актуальной проблемой остается и зарастание кормовых угодий
кустарником и мелколесьем, что приводит не только к сокращению площади этих угодий,
но и оказывает негативное влияние на изменение качества травостоя, способствует
появлению в нем грубостебельных, сорных и ядовитых растений. По отчетным данным на
территории области
180,9 тыс. га
(18,5%) кормовых угодий заросло кустарником и
мелколесьем. Наряду с зарастанием сенокосов и пастбищ отмечается их закочкаривание,
особенно на переувлажненных и заболоченных землях.
Рис. 60. Зарастание сенокосов кустарником и мелколесьем на территории
Новолялинского городского округа
114
Значительные площади земель выбывают из оборота при разработке месторождений
полезных ископаемых и торфа, при строительных, лесозаготовительных и изыскательских
работах, при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых
отходов, при иных работах. В связи с чем на предприятиях, деятельность которых связана с
нарушением земель, неотъемлемой частью технологических процессов являются работы по
рекультивации земель (комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и
другой ценности земель, а также на улучшение условий окружающей среды). Заметный
ущерб землям наносится лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате
которых происходит разрушение почв, их переуплотнение, минерализуются лесная
подстилка и гумусовые горизонты, усиливаются эрозионные процессы.
На сегодняшний день площадь нарушенных земель, представленных карьерами,
выемками, отвалами, хвостохранилищами и хранилищами горнодобывающих и
перерабатывающих предприятий, торфоразработками, гарями, вырубками, а также
нарушенных в результате сельскохозяйственного производства, мелиоративных работ,
прокладки коммуникаций на землях сельскохозяйственного назначения, составила
548,95 тыс. га.
По данным Департамента Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Уральскому федеральному округу (отчет № 2-ТП (рекультивация)
в 2017 году было рекультивировано 0,68 тыс. га нарушенных земель, в том числе под:
пашню - 0,06 тыс. га;
лесные насаждения - 0,47 тыс. га;
водоемы и другие цели - 0,15 тыс. га.
Рис. 61. Нарушенные земли на землях сельскохозяйственного назначения
115
Рис. 62. Земли, нарушенные при лесных пожарах (лесная гарь)
Высокая антропогенная нагрузка по-прежнему является причиной загрязнения
земель населенных мест, земель сельскохозяйственного использования химическими и
другими веществами и соединениями, в том числе 1 и 2 классов опасности (бенз(а)пирен,
свинец, никель, кобальт, кадмий и др.), захламления земель отходами производства и
потребления. Эти негативные воздействия наиболее характерны для территорий,
примыкающих к промышленным предприятиям, автомобильным трассам, нефтепроводам.
В отличие от воды и атмосферного воздуха, которые являются лишь миграционными
средами, почва является наиболее объективным и стабильным индикатором техногенного
загрязнения. Она четко отражает распространение загрязняющих веществ и их фактическое
распределение в компонентах окружающей среды городской территории. Наиболее
крупные промышленные города, образуя обширные зоны загрязнений, постепенно
превращаются в сплошные техногенные территории, представляющие серьезную опасность
здоровью проживающего на них населения.
Рис.63. Возможные источники загрязнения земель (город Нижний Тагил)
116
Особое место среди проявлений антропогенного воздействия на почвы мегаполисов
принадлежит загрязнению городской территории тяжелыми металлами, поскольку быстрое
самоочищение почв от металлического загрязнения до требуемого уровня,
соответствующего гигиенической и экологической безопасности, затруднено, а во многих
случаях практически невозможно. Основными источниками тяжелых металлов в условиях
города являются: транспортно-дорожный комплекс, промышленные предприятия и
промышленно-бытовые отходы.
Формирование сети пунктов постоянного мониторинга почв в городах
Свердловской области началось в 1989 году в г. Екатеринбурге. В настоящее время сеть
мониторинга загрязнения почвы включает 23 города на территории Свердловской области.
Каждый год Федеральным государственным бюджетным учреждением
«Уральское
управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ
«Уральское УГМС») проводятся обследования 2 - 5 городов. Через каждые 5 лет проводят
повторное наблюдение в тех же точках. В
2017 году была проведена работа по
обследованию техногенного загрязнения почв г. Каменска-Уральского и г. Верхней
Пышмы. Полученные результаты обследования свидетельствуют о том, что суммарный
индекс загрязнения (Zc) почв тяжелыми металлами (величина Zc менее 16) в г. Каменске-
Уральском и г. Верхней Пышме соответствует допустимой категории загрязнения.
Распределение площадей почв городов Свердловской области по степени
загрязнения тяжелыми металлами (по данным ФГБУ «Уральское УГМС») представлено на
рисунке 64.
Увеличение степени загрязнения почв солями тяжелых металлов наблюдается и на
землях сельскохозяйственного назначения, при этом увеличивается и видовой состав
загрязнителей (данные наблюдений за загрязнением почв на землях сельскохозяйственного
назначения на федеральном полигоне государственного мониторинга земель «Белоярский»,
проводимых ФГБУ ГЦАС «Свердловский»).
88%
Допустимая (величина Zc менее 16)
Умеренно опасная (величина Zc 16-32)
Опасная (величина Zc 32-128)
Рис. 64. Распределение площадей почв городов Свердловской области
по степени загрязнения
Почвенный покров является главным накопителем радионуклидов. На территории
Свердловской области имеются значительные площади, подвергшиеся радиоактивному
загрязнению. Прежде всего это касается сельскохозяйственных районов с лучшими
почвами: Ирбитский, Каменский, Камышловский, Богдановичский, Талицкий,
117
Пышминский и др.
(зона восточно-уральского радиоактивного следа
- ВУРСа,
образовавшегося в результате аварии 1957 г. на ПО «Маяк»). Необходимо отметить, что на
сегодняшний день отсутствует полная информация о величине загрязнения территории
ВУРС трансурановыми элементами. Также в 1967 году в результате ветрового подъема
радиоактивного ила с берегов оз. Карачай Челябинской области произошел перенос
радиоактивного материала на территорию Свердловской области. После аварии 1986 года
на Чернобыльской АЭС, в некоторых районах Свердловской области (северный и южный
шлейфы следа Чернобыльской аварии) выпали радиоактивные осадки. Так, по данным
Департамента лесного хозяйства Свердловской области по состоянию на 1 января 2018 г.
загрязнение земель лесного фонда (Свердловское и Сухоложское лесничества, попавшие в
зону радиоактивных следов) цезием-137 и стронцием-90 составило
65,84 тыс. га
(приложение 7).
Кроме этого, потенциальную опасность загрязнения почв радионуклидами
представляют функционирующие на территории области предприятия ядерно-
энергетического цикла, основные технологии которых относятся к ядерно-опасным и
радиационно-опасным.
Серьезной проблемой для области, как и в прежние годы, остается складирование и
переработка опасных промышленных и бытовых отходов. Объем образования отходов во
всех отраслях производства, несмотря на незначительное его снижение, продолжает
оставаться высоким. По данным Свердловского областного кадастра отходов производства
и потребления основной объем образования, утилизации и накопления отходов
сосредоточен у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых
(в пределах
86%), обрабатывающими производствами
(в пределах
9%), а также
производством и распределением электроэнергии, газа и воды (в пределах 3%).
В области практически отсутствуют полигоны для обезвреживания и захоронения
токсичных промышленных отходов
1-2 классов опасности. Чаще всего токсичные
промышленные отходы хранятся на территориях промышленных предприятий. Кроме
этого, на территориях бывших сельскохозяйственных предприятий в полуразвалившихся
складах выявляются пестициды и агрохимикаты, запрещенные и непригодные к
применению, которые лежат под открытым небом, смываются осадками в почву, причиняя
вред окружающей среде. Хозяйства банкротятся, и пестициды переходят в категорию
«бесхозяйных».
Наиболее распространенными загрязнителями почв в зонах влияния твердых
бытовых и промышленных отходов являются нефтепродукты, бенз(а)пирен, тяжелые
металлы, в том числе: кадмий, никель, хром.
На территории Свердловской области из всех объектов (около 450) размещения
промышленных и сельскохозяйственных отходов около
50 объектов являются
бесхозяйными. Наличие отходов на бесхозяйных объектах составляет около 153 млн. т,
занимаемая площадь в пределах 730 га.
В области наблюдается неблагополучная обстановка с организацией и
эксплуатацией свалок коммунальных отходов. Так, в пределах 60% случаев размещения
коммунальных отходов не определены хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие
объекты размещения; около 50% не имеют гидрогеологического заключения; в пределах
50% случаев для объектов не оформлены документы на землепользование, землевладение.
Причем из разрешенных мест размещения бытовых отходов, только
40% отвечают
требованиям санитарных правил. Организованные свалки все больше удаляются от городов
и нередко занимают территории с ценными землями и оказывают негативное влияние на
прилегающие угодья. Кроме того, резко возрастает количество несанкционированных
свалок, расположенных в большом количестве вдоль автомобильных и железных дорог, в
местах отдыха, в прибрежных зонах и т.д., что ухудшает экологическую обстановку,
приводит к загрязнению земель и других компонентов окружающей среды.
118
Рис. 65. Уборка захламленной территории бывшего рынка в городе Реже
Состояние земель и динамика развития негативных процессов на территории
Свердловской области приведены на примере фрагментов карт
(картограмм),
рисунки 66 - 72.
Рис. 66. Фрагмент карты состояния земель на территории Невьянского района
119
Рис. 67. Фрагмент карты динамики развития негативных процессов
на территории Невьянского района
120
Рис. 68. Фрагмент карты состояния земель на территории города Верхней Пышмы
121
Рис. 69. Фрагмент карты состояния земель на территории города Качканара
122
Рис. 70. Фрагмент карты эрозионной опасности на территории
Федерального полигона государственного мониторинга земель «Белоярский»
123
Рис. 71. Фрагмент карты динамики нарушенных земель на территории города Асбеста
124
Рис. 72. Фрагмент картограммы содержания валовых форм тяжелых металлов в почвах (мг/кг) на
территории Белоярского района
125
3.2.2. Землеустройство
В соответствии с Федеральным законом от
18 июля
2005 г.
№ 78-ФЗ
«О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) землеустройство - это мероприятия по
изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования
земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ
объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и
юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного
производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами,
относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное
землеустройство).
Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации,
территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные
зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных
территорий и зон.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
установления или изменения границ объектов землеустройства;
выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой
эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению,
загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными
и
химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации
нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления,
радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Согласно Закону о землеустройстве основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении
землеустройства;
договоры о проведении землеустройства;
судебные решения.
Землеустроительные работы проводятся в соответствии с Правилами установления на
местности границ объектов землеустройства, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 688, Порядком описания местоположения
границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 3
июня 2011 г. № 267.
Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ
по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются
в землеустроительное дело, в состав которого включается карта
(план) объекта
землеустройства. Карта
(план) объекта землеустройства составляется по форме
и в соответствии с требованиями к ее составлению, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621.
3.2.2.1. Проведение землеустройства, в том числе в соответствии с решениями
федеральных органов государственной власти
В 2017 году на территории Свердловской области проведены землеустроительные
работы, выполненные за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств
(рисунок 73).
126

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/