Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2017 год) - часть 5

 

 

67803
81778
10380
7422
в частной собственности
в государственной собственности
Рис. 34. Структура собственности на земельные участки в крестьянских (фермерских) хозяйствах
В собственности граждан и юридических лиц находилось 3693 земельных участка
общей площадью 81778 га. В аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а
также для его расширения было предоставлено
1195 земельных участков с общей
площадью 67803 га. В 2017 году отмечался значительный рост площадей (на 13967 га)
арендуемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков, находящихся
в государственной и муниципальной собственности.
На 2938 земельных участках общей площадью 105231 га зарегистрированы права в
установленном законом порядке и сведения внесены в ЕГРН.
Для ведения личных подсобных хозяйств гражданам предоставляются земельные участки
в границах населенных пунктов (приусадебные земельные участки), а также за пределами
границ населенных пунктов (полевые земельные участки).
Приусадебные земельные участки используются для производства сельскохозяйственной
продукции, а также для возведения жилых домов, производственных и иных зданий, строений и
сооружений.
Полевые земельные
участки
используются
для
производства
сельскохозяйственной
продукции
без
права
возведения
на них зданий и строений.
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном
подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство
- форма непредпринимательской
деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
По данным отчетного года в Свердловской области насчитывалось 272076 семей,
занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, с общей площадью земель
101990 га и количеством земельных участков 275556. По сравнению с предшествующим
годом наблюдался рост земель, занятых личными подсобными хозяйствами, их количество
увеличилось на 2539 земельных участков, а общая площадь земельных участков - на 511 га.
63
По отчетным данным земли личных подсобных хозяйств состояли из земельных
участков, находящихся на
80,0% в частной собственности, и земельных участков,
находящихся в государственной и муниципальной собственности
(20,0%). Структура
собственности на земельные участки в личных подсобных хозяйствах представлена на
рисунке 35.
4612
84356591
767
81585
в частной собственности в государственной и муниципальной собственности Кв. 3
Кв. 4
Рис. 35. Структура собственности на земельные участки в личных подсобных хозяйствах
В частной собственности находилось
206048 земельных участков с общей
площадью 81585 га, в постоянном (бессрочном) пользовании - 26706 земельных участков с
общей площадью 77223 га. В 2017 году наблюдалось переоформление прав на земельные
участки из постоянного (бессрочного) пользования (342 участка на площади 91 га) и
пожизненного наследуемого владения (43 участка на площади 13 га) в собственность. На
условиях аренды использовалось 16125 земельных участков с общей площадью 6591 га.
Зарегистрировано в установленном законом порядке право на 135487 земельных участков с
общей площадью 44703 га.
Площадь земельных участков, принадлежащая гражданам на праве пожизненного
наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования составила соответственно
767 га (2638 земельных участков) и 1212 га (6014 участков). Кроме этого гражданами для
ведения личного подсобного хозяйства используются земельные участки без оформления
прав на площади 4612 га (18025 участков).
В соответствии с Федеральным законом от
15 апреля
1998 г.
№ 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
(далее - Закон № 66-ФЗ) садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный
гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых
или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения
жилого строения и хозяйственных строений и сооружений).
Садоводческое некоммерческое объединение граждан
- это
некоммерческая
организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в
64
решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, оно обладает правами на
имущество общего пользования, которое включает в себя и
земельные участки,
предназначенные для обеспечения в пределах территории садоводческого некоммерческого
объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде,
водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране,
организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и
заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора,
противопожарные сооружения и тому подобное).
Для ведения садоводства на начало
2018 года граждане использовали
413009 земельных участков с общей площадью 37511 га. В сравнении с 2016 годом изменения в
площадях и количестве земельных участков, используемых гражданами для садоводства
незначительные.
По отчетным данным земли для ведения садоводства состояли из земельных участков,
находящихся в частной собственности
(68,7%), и земельных участков, находящихся в
государственной и муниципальной собственности
(31,3%). Структура собственности на
земельные участки, предоставленные для ведения садоводства, представлена на рисунке 36.
4612
6591
25755
9988
546
в частной собственности в государственной и муниципальной собственности Кв. 3
Кв. 4
Рис. 36. Структура собственности на земельные участки, предоставленные для ведения
садоводства
В собственность граждан и садоводческих объединений оформлено 331204 участка на
площади 25755 га, в постоянное (бессрочное) пользование - 62572 участка на площади 9937 га,
в аренду - 4890 участков на площади 615 га. В пожизненном наследуемом владении находилось
8148 участков на площади 546 га и в безвозмездном срочном пользовании - 414 участков на
площади 51 га. Кроме этого использовались земельные участки без оформления прав на землю
на площади 607 га (5781 участок).
65
Зарегистрировано в установленном законом порядке право на 215953 земельных
участка с общей площадью 15944 га и сведения внесены в ЕГРН.
В соответствии с Законом № 66-ФЗ огородный земельный участок - земельный участок,
предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных,
бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права
возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в
зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при
зонировании территории).
Огородническое некоммерческое объединение граждан - некоммерческая организация,
учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих
социально-хозяйственных задач ведения огородничества.
Огородничеством на территории Свердловской области в 2017 году занимались
72976 семей на 72274 земельных участках общей площадью 4626 га. Зарегистрировано в
установленном законом порядке право на 4956 земельных участков с площадью 344 га,
сведения внесены в ЕГРН.
Земли для ведения огородничества состояли в большей степени из земельных
участков государственной и муниципальной собственности
(96,9%). В частной
собственности находилось
3,1%. Структура собственности на земельные участки,
предоставленные для ведения огородничества, представлена на рисунке 37.
1414
1252
1857
1360
в частной собственности в государственной и муниципальной собственности Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4
Рис. 37. Структура собственности на земельные участки, предоставленные для ведения
огородничества
Земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства,
используются для возведения домов и хозяйственных строений, земельные участки при доме
могут использоваться также для производства сельскохозяйственной продукции.
Количество земельных участков, используемых под индивидуальное жилищное
строительство, на 1 января 2018 г. составило 315161 участок с общей площадью 40487 га.
Количество семей, имеющих земельные участки для индивидуального жилищного
66
строительства, насчитывало на конец отчетного года 316544 семьи. В течение 2017 года
5909 семей приобрели земельные участки для индивидуального жилищного строительства
на площади 474 га.
Земли, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства,
состояли из земельных участков, находящихся в частной собственности (67,3%), и земель
государственной и муниципальной собственности (32,7%). Структура собственности на
земельные участки представлена на рисунке 38.
В собственности граждан и юридических лиц находилось 220972 земельных участка
с общей площадью 27262 га, в постоянном (бессрочном) пользовании 46101 земельный
участок с общей площадью 4692 га. На праве аренды использовалось 18857 участков с
общей площадью 3729 га, на праве пожизненного наследуемого владения - 1356 участков
площадью 109 га, на праве безвозмездного срочного пользования - 448 участков площадью
44 га и без оформления прав на землю
-
27427 участков площадью
4651 га.
Зарегистрировано в установленном законом порядке право на 219317 земельных участков
на площади 27350 га и сведения внесены в ЕГРН.
3729
4651
4736
109
27262
в частной собственности в государственной и муниципальной собственности Кв. 2
Кв. 3
Рис. 38. Структура собственности на земельные участки, предоставленные для
индивидуального жилищного строительства
В соответствии с Законом № 66-ФЗ дачный земельный участок - земельный участок,
предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения
жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом
регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом
выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур
и картофеля).
Дачное некоммерческое объединение граждан (дачное некоммерческое товарищество,
дачный
потребительский
кооператив,
дачное
некоммерческое
партнерство)
- некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных
началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения
67
дачного хозяйства.
На территории Свердловской области для ведения дачного хозяйства гражданам и их
объединениям по состоянию на 1 января 2018 г. было предоставлено 13685 земельных участков
общей площадью 5866 га. Количество граждан, наделенных дачными земельными участками,
составило 8302 семьи, количество объединений граждан - 85. В 2017 году наблюдалось
увеличение площадей земельных участков граждан, ведущих дачное строительство. Количество
их возросло на 1258 участков при совокупном увеличении площади земельных участков на 158
га.
Земли, предоставленные для ведения дачного хозяйства, состояли на 70,0% из земельных
участков, находящихся в частной собственности, и земельных участков, предоставленных из
государственной и муниципальной собственности (30,0%), в основном на праве аренды (99,6%).
Структура собственности на земельные участки, предоставленные под дачное строительство,
представлена на рисунке 39.
В частной собственности находилось 11687 участков площадью 4107 га. В аренду было
предоставлено 1977 участков площадью 1752 га. В пожизненном наследуемом владении
находилось 15 участков на площади 2 га, в пользовании - 6 участков на площади 5 га.
Зарегистрировано в установленном законом порядке право на земельные участки площадью
5796 га (13359 участков), сведения внесены в ЕГРН.
1752
7
4107
в частной собственности
в государственной и муниципальной собственности
Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4
Рис. 39. Структура собственности на земельные участки, предоставленные под дачное
строительство
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
68
Эффективное управление земельными ресурсами страны предполагает осуществление
правового регулирования земельных отношений, в том числе и на региональном уровне.
Акты, содержащие нормы земельного права, управомочены принимать как органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органы местного
самоуправления, но основаны они должны быть на положениях Земельного кодекса,
федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Тем самым
обеспечивается принцип верховенства федерального законодательства.
В Свердловской области правотворческая деятельность в сфере земельных отношений в
2017 году велась по разным направлениям.
2.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
(ФУНКЦИЙ) ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Положения Типового регламента работы согласительной комиссии по согласованию
местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ
приведены в соответствии с действующим законодательством (Постановление Правительства
Свердловской области от 31 января 2017 г. № 42-ПП).
Внесены изменения, согласно которым с 1 января 2018 г. будут отменены нормы,
предусматривающие перераспределение на шестилетний срок между органами местного
самоуправления муниципального образования
«город Екатеринбург» и органами
государственной власти Свердловской области следующих полномочий в сфере
градостроительной деятельности:
утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования
«город Екатеринбург», включая подготовку проекта таких правил, внесение изменений в
эти правила и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в
пределах осуществления такого полномочия;
утверждение документации по планировке территории муниципального образования
«город Екатеринбург» в случаях, предусмотренных федеральным законом, включая
обеспечение подготовки документации по планировке территории муниципального
образования «город Екатеринбург», подготовку и утверждение градостроительных планов
земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «город
Екатеринбург», на основании заявлений физических или юридических лиц о выдаче таких
градостроительных планов
(за исключением градостроительных планов земельных
участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства) и совершение
иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого
полномочия (Закон Свердловской области от
31 мая 2017 г. № 47-ОЗ).
В целях повышения эффективности распоряжения лесными участками, находящимися в
государственной собственности области, уточнены полномочия областного правительства и
департамента лесного хозяйства в данной сфере: за Правительством закрепляются полномочия
по принятию решений о предоставлении лесных участков, а за уполномоченным органом -
полномочия по осуществлению подготовки проектов таких решений.
За Департаментом лесного хозяйства Свердловской области закреплено полномочие по
установлению в соответствии с федеральным законом коэффициента для определения расходов
на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов,
применяемого при установлении платы по договору купли-продажи лесных насаждений,
заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Установлены сроки и последовательность административных процедур и
административных действий при предоставлении Департаментом архитектуры,
градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города
Екатеринбурга муниципальной услуги
«Выдача градостроительных планов земельных
участков». Определено, что получателями указанной муниципальной услуги могут быть
69
физические и юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков,
расположенных на территории муниципального образования
«город Екатеринбург»,
планирующие осуществить на принадлежащих им земельных участках новое строительство
объектов капитального строительства или реконструкцию существующих объектов
капитального строительства, находящихся в их собственности. Результатом предоставления
муниципальной услуги является выдача заявителю градостроительного плана земельного
участка на бумажном и
(или) электронном носителе
(Постановление Администрации
г. Екатеринбурга от 30 июня 2017 г. № 1151).
Образовано государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр
государственной кадастровой оценки»
(далее
- Учреждение) в целях осуществления
предусмотренных законодательством
Российской Федерации полномочий органов
государственной власти Свердловской области, связанных с определением кадастровой
стоимости объектов недвижимости на территории Свердловской области. Министерство по
управлению государственным имуществом Свердловской области определено исполнительным
органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим функции и
полномочия учредителя Учреждения (Постановление Правительства Свердловской области от
31 августа 2017 г. № 633-ПП).
Внесены изменения в постановление Правительства Свердловской области от
10 июня 2015 г. № 482-ПП «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды
которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных
участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без
предоставления земельных участков и установления сервитутов». Установлено, в частности,
следующее:
решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным
органом в течение 19 рабочих дней, а не 25 дней как было ранее, со дня поступления заявления
и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю
заказным письмом с приложением представленных им документов. Также в случае, если
размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними
трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для
осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которого не
требуется разрешение на строительство, решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения
принимается уполномоченным органом в течение
10 рабочих дней со дня поступления
соответствующего заявления;
решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если схема границ
предполагаемых к использованию земель или земельного участка на кадастровом плане
территории полностью или частично совпадает с местоположением границ земель или
земельного участка, в отношении которого ранее принято решение о выдаче разрешения на
использование, срок действия которого не истек, при совпадении предполагаемой цели
использования земель или земельного участка с целями, указанными в ранее принятом решении
о выдаче разрешения на использование;
уполномоченный орган направляет копию этого разрешения с приложением схемы
границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом
плане территории в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление государственного земельного надзора, в течение
3 рабочих дней со дня
выдачи разрешения, а не 10 рабочих дней, как было ранее (Постановление Правительства
Свердловской области от 30 ноября 2017 г. № 886-ПП).
2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УПРАВЛЕНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В
СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Внесены редакционные поправки в Порядок реализации преимущественного права
70
Свердловской области на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного
назначения, в том числе, определена сфера действия указанного порядка и перечень документов
прилагаемых к заявлению о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного
назначения (Постановление Правительства Свердловской области от 31 января 2017 г. № 40-
ПП).
Изменено
постановление
Правительства
Свердловской
области
от
19 ноября
2009 г.
№ 1667-ПП
«О содержании ходатайства о переводе земель
сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности
Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, и составе
документов, необходимых для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного
назначения в другую категорию». В частности, изменения внесены в список документов,
необходимых для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за
исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую
категорию, кроме земель населенных пунктов (Постановление Правительства Свердловской
области от 13 апреля 2017 г. № 242-ПП).
Внесены изменения в Закон Свердловской области от 7 июля 2004 г. № 18-ОЗ
«Об
особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Так, Областной закон приводится в соответствие с федеральным законодательством в
части уточнения компетенции органов государственной власти Свердловской области в
порядке установления публичных сервитутов при дорожной деятельности и в порядке
осуществления муниципального земельного контроля.
Также предусматривается, что порядок организации и осуществления муниципального
земельного контроля устанавливается законом субъекта Российской Федерации, а не
постановлением
Правительства
Свердловской
области,
как
сейчас.
Третье принципиальное изменение — о порядке предоставления безвозмездно в пользование
земельных участков.
Решено предусмотреть в качестве переходных положений норму о том, что граждане,
которым уже предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, сохраняют право на предоставление в
собственность бесплатно этих земельных участков в соответствии с ранее действующим
законом.
Также расширен перечень муниципальных образований, где земельные участки могут
быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование (Закон Свердловской области от
29 июня 2017 г. № 74-ОЗ).
2.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ
УСТРОЙСТВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2017 году приняты новые Правила землепользования и застройки городского округа -
муниципального образования
«город Екатеринбург». Принятые до вступления в силу
указанных Правил нормативные правовые акты органов местного самоуправления
муниципального образования
«город Екатеринбург» по вопросам регулирования
землепользования и застройки территории муниципального образования «город Екатеринбург»
распространяют свое действие в части, не противоречащей Правилам. Кроме того, утверждены
карты градостроительного зонирования, карты зон с особыми условиями использования
территории и градостроительные регламенты. Для каждой из зон определены основные,
вспомогательные виды разрешенного использования и условно разрешенные виды
использования (Приказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской
области от 29 июня 2017 г. № 704-п).
Установлены Правила описания границ административно-территориальных единиц
Свердловской области и оформления схематических карт административно-территориальных
единиц Свердловской области, которые применяются, в том числе, при описании границ
71
муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и
оформлении схематических карт муниципальных образований, расположенных на территории
Свердловской области. Утратило силу постановление Областной Думы Законодательного
Собрания Свердловской области от
3 декабря 2004 г. № 1064-ПОД «О
Правилах описания границ территорий и оформления схематических карт при подготовке
соответствующих проектов законов Свердловской области» (Постановление Законодательного
Собрания Свердловской области от
27 июня 2017 г. № 677-ПЗС).
Упразднялись отдельные административно-территориальные единицы, изменялся состав
отдельных административно-территориальных единиц Свердловской области, осуществлялось
отнесение отдельных населенных пунктов к категориям и (или) видам городских и сельских
населенных пунктов (Закон Свердловской области от
13 апреля 2017 г. №
35-ОЗ).
Так, преобразовано село Краснополянское, расположенное на территории
административно-территориальной единицы Свердловской области «Байкаловский район», в
виде присоединения к нему деревни Малая Менщикова, расположенной на территории
административно-территориальной единицы Свердловской области
«Байкаловский район».
Признана прекратившей существование как самостоятельный населенный пункт деревня Малая
Менщикова, расположенная на территории административно-территориальной единицы
Свердловской области «Байкаловский район» (Закон Свердловской области от
29 июня
2017 г. № 68-ОЗ).
Законом Свердловской области от 29 июня 2017 г. № 69-ОЗ депутаты дополнили Закон
Свердловской области от 20 июля 2015 г № 95-ОЗ «О границах муниципальных образований,
расположенных на территории Свердловской области» положениями об административных
центрах муниципальных образований, в которых находятся их представительные органы.
Поправки связаны с изменением федерального закона об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации, предполагающего, что административным
центром городского округа является населенный пункт, который определен с учетом местных
традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего
городского округа.
Признано утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 26
декабря
2012 г.
№ 1534-ПП
«О Порядке утверждения границ охранных зон
газораспределительных сетей и наложения ограничений (обременений) на входящие в них
земельные участки в Свердловской области» (Постановление Правительства Свердловской
области от 24 августа 2017 г. № 601-ПП).
Утверждена схема резервируемых для государственных нужд Свердловской области
земель на территории города Екатеринбурга (Постановление Правительства Свердловской
области от 18 октября 2017 г. № 783-ПП).
Установлены границы и режим использования территории выявленного объекта
археологического наследия «Селище Быньга II», объекта культурного наследия регионального
значения «Преображенский женский монастырь; Преображенская церковь; корпус келий с
трапезной; сторожка», объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом
архитектора О. Шоки» (Приказ Управления государственной охраны объектов культурного
наследия Свердловской области от 23 октября 2017 г. № 357, от
24 октября 2017 г. №
359, от 18 октября 2017 г. № 352).
Определены новые границы лесопарковых зон и зеленых зон:
на территории Карпинского лесничества Свердловской области
(Постановление
Правительства Свердловской области от 16 февраля 2017 г. № 105-ПП);
на территории Новолялинского лесничества Свердловской области (Постановление
Правительства Свердловской области от 16 февраля 2017 г. № 106-ПП);
72
в границах части кварталов 31, 32, 39 Городского участка Городского участкового
лесничества Камышловского лесничества Свердловской области
(Постановление
Правительства Свердловской области от 9 марта 2017 г. № 130-ПП);
на территории Билимбаевского лесничества Свердловской области (Постановление
Правительства Свердловской области от 5 апреля 2017 г. № 235-ПП);
на территории Сухоложского лесничества Свердловской области (Постановление
Правительства Свердловской области от 13 апреля 2017 г. № 256-ПП);
на территории Сысертского лесничества Свердловской области
(Постановление
Правительства Свердловской области от 12 мая 2017 г. № 327-ПП);
на территории Тугулымского лесничества Свердловской области (Постановление
Правительства Свердловской области от 18 мая 2017 г. № 358-ПП);
на территории Невьянского лесничества Свердловской области
(Постановление
Правительства Свердловской области от 8 июня 2017 г. № 418-ПП);
на территории Верх-Исетского и Билимбаевского лесничества Свердловской области
(Постановление Правительства Свердловской области от
8
июня 2017 г. № 417-ПП);
на территории Ивдельского лесничества Свердловской области
(Постановление
Правительства Свердловской области от 22 июня 2017 г. № 446-ПП);
на территории Кушвинского лесничества Свердловской области
(Постановление
Правительства Свердловской области от 22 июня 2017 г. № 447-ПП);
на территории Билимбаевского лесничества Свердловской области (Постановление
Правительства Свердловской области от 22 июня 2017 г. № 448-ПП);
на территории Серовского лесничества Свердловской области
(Постановление
Правительства Свердловской области от
28
июня
2017
г.
472-ПП,
от 5 июля 2017 г. № 504-ПП).
2.4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (СТОИМОСТНО-ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ)
В новой редакции изложен Порядок предоставления субсидий на возмещение части
затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при
оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения (Постановление Правительства Свердловской области от 28
июня 2017 г. № 465-ПП).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской
области от
23 октября
2017 г.
№ 2226 в целях реализации гарантийных обязательств,
предусмотренных государственными контрактами от 19 декабря 2012 г.
0162200002912000049-0033653-01 и № 0162200002912000050-0033653-01, внесены изменения в
приложение № 1 «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных
пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» к
приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от
15 января 2013 г. № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости
земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории
муниципального образования «город Екатеринбург».
Постановлением
Правительства
Свердловской
области
от
30 ноября 2017 г. № 884-ПП установлена дата (1 января 2018 г.) перехода к проведению
государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
2.5. КОЛИЧЕСТВО СУДЕБНЫХ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ УПРАВЛЕНИЯ
РОСРЕЕСТРА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА (ПРИЧИНЫ
73
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАССМОТРЕНИЯ СУДОМ), В ТОМ ЧИСЛЕ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОБЖАЛОВАННЫХ РЕШЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ,
ОТКАЗЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА,
В ТОМ ЧИСЛЕ С ОДНОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ
ПРАВ (ИЗ НИХ ПРИЗНАННЫХ НЕЗАКОННЫМИ), ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
ПРИЗНАНИЯ РЕШЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ, ОТКАЗЕ НЕЗАКОННЫМИ
Общее количество судебных дел за 2017-2018 гг., в том числе общее количество
судебных дел, по которым Управление привлечено в качестве третьего лица - 2190.
Общее количество судебных дел по государственному кадастровому учету - 58, из них:
31 дело находится в производстве, по которым еще решения не вынесены;
15 дел в пользу органа, осуществляющего государственный кадастровый учет;
1 дело не в пользу органа, осуществляющего государственный кадастровый учет;
в отношении 7 дел судом прекращено производство;
3 дела оставлены судом без рассмотрения.
Общее количество судебных дел по государственному кадастровому учету по
отношению к общему количеству судебных дел (без учета дел, где Управление привлечено в
качестве третьего лица) за 2017 год составляет - 11%.
Общее количество судебных дел по обжалованию отказов по государственному
кадастровому учету - 19, общее количество судебных дел по обжалованию решений о
приостановке по государственному кадастровому учету - 5.
Таблица 22
Сравнительная таблица количества судебных дел по вопросам государственного
кадастрового учета за 2017 год
№ 1
Всего судебных дел (без учета
Общее количество
Процентное
дел, где орган привлечен в
судебных дел по
соотношение
качестве третьего лица)
государственному
кадастровому учету
Количество
548
58
11%
судебных дел
№ 2
Общее количество судебных
Общее количество
дел по государственному
судебных дел по
кадастровому учету, по
государственному
которым не вынесены решения
кадастровому учету
суда (находятся в
производстве)
Количество
31
58
53%
судебных дел
Общее количество судебных
Общее количество
№ 3
дел по государственной
судебных дел по
регистрации прав и по
государственному
государственному
кадастровому учету
кадастровому учету
Количество
281
58
21%
судебных дел
№ 4
Общее количество судебных
Общее количество
дел по обжалованию отказов
судебных дел по
по государственному
обжалованию решений о
кадастровому учету
приостановке по
государственному
кадастровому учету
74
Количество
19
5
26%
судебных дел
№ 5
Количество судебных
Общее количество
решений, вынесенных в пользу
судебных дел по
органа по государственному
государственному
кадастровому учету
кадастровому учету
Количество
15
58
26%
судебных дел
2.6. ОПИСАНИЕ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО
ОБЖАЛОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА
Решение суда, вынесенное не в пользу органа по кадастровому учету:
По делу № 2а-35/2017 отказ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области
(далее - Филиал) об учете изменений объекта признан незаконным.
Из судебного акта следует:
7 сентября 2016 г. Пузанов В.В. обратился в Филиал с заявлением об осуществлении
кадастрового учета изменений объекта недвижимого имущества на основании судебного
акта.
16 сентября 2016 г. Филиалом приостановлено, а затем 19 декабря 2016 г. отказано в
осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимого имущества в связи с
непредставлением межевого плана на земельный участок.
Суд первой и второй инстанции признал незаконными решения Филиала, так как одним
из оснований учета изменений является решение суда (п. 4 Федерального закона от 24 июля
2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре)).
Решения судов, вынесенных в пользу органа по кадастровому учету:
1. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границ
земельных участков, в том числе пересечения границ земельных участков, не связано с
оспариванием действий уполномоченного органа, осуществляющего кадастровый учет
земельных участков
(А60-12844/2016).
Общество с ограниченной ответственностью
обратилось в Арбитражный суд
Свердловской области с исковым заявлением к Администрации города Екатеринбурга и
Управлению Росреестра по Свердловской области об исключении из состава земельного
участка нескольких земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу с
ограниченной ответственностью.
Истец указывал, что нарушение его прав было допущено при постановке на
кадастровый учет земельного участка Территориальным отделом
№ 15 Управления
Роснедвижимости по Свердловской области, правопреемником которого является Управление
Росреестра по Свердловской области. Причиненный вред выразился в издании ненормативных
правовых актов, которые впоследствии являлись основанием постановки земельного участка
на кадастровый учет без согласия правообладателей земельных участков, вошедших в его
состав.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Свердловской
области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить,
принять по делу новый судебный акт, указывая на то, что не имеет полномочий по исключению
сведений из кадастра недвижимости, не является участником спорных правоотношений и не
может быть ответчиком по делу.
75
Апелляционный суд установил:
Истец, полагая, что включение принадлежащих обществу на праве собственности
земельных участков в состав общего земельного участка, а также наличие статуса в
государственном кадастре недвижимости
(далее
- ГКН) земельных участков как ранее
учтенные, что свидетельствует об отсутствии сведений о границах земельных участков истца,
нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Свердловской области исходил
из того, что при формировании земельного участка в его состав вошли принадлежащие истцу
на праве собственности земельные участки, которые числятся в настоящее время в кадастре как
ранее учтенные, права истца нарушены.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, оценив
представленные доказательства в соответствии с положениями ст.
71 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации
(далее
- АПК РФ), суд апелляционной
инстанции пришел к следующим выводам.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр
недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории
Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые
номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Земельные участки, принадлежащие истцу, и сформированный земельный участок
являются самостоятельными объектами недвижимости.
Таким образом, удовлетворение требований истца об исключении из состава единого
землепользования самостоятельных земельных участков, не входящих в состав этого участка,
не может повлечь восстановление каких-либо прав и законных интересов истца.
Кроме того, по смыслу ст.
6 Федерального конституционного закона от
31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 16 и 182 АПК
РФ судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных
актов.
Принятое судом первой инстанции решение не отвечает указанным требованиям,
поскольку принадлежащие обществу земельные участки не входят в состав земельного участка,
соответственно, не могут быть исключены из его состава.
Также, указывая на то, что принятое решение является основанием внесения изменений
в ГКН, суд первой инстанции не указал, какие именно сведения и в отношении каких
земельных участков подлежат изменению в ГКН.
Кроме того, Управление Росреестра по Свердловской области не может быть признано
надлежащим ответчиком по делу, поскольку не претендует на право собственности указанного
земельного участка.
Ссылка общества на то, что Управление Росреестра по Свердловской области (далее -
Управление) является правопреемником Территориального отдела
№ 15 Управления
Роснедвижимости по Свердловской области, поставившего с нарушением требований закона на
кадастровый учет земельный участок, не может быть принята во внимание, поскольку
требований об оспаривании действий либо решений указанного органа в рассматриваемом деле
не заявлено.
Как следует из материалов дела, рассматриваемый спор не связан с оспариванием
истцами действий ответчиков по осуществлению кадастрового учета земельных участков.
Исковое заявление не содержит требований о признании незаконными каких-либо решений или
действий государственных органов.
Из разъяснений, содержащихся в п.п. 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при
разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует,
что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в
целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в
76
исковом порядке.
В рассматриваемом случае в результате постановки на кадастровый учет земельного
участка произошло полное либо частичное наложение указанного земельного участка на
земельные участки, впоследствии приобретенные истцом на праве собственности.
При этом избранный истцом способ защиты (предъявление к ответчикам исковых
требований об исключении из состава земельного участка), исходя из фактических
обстоятельств дела, не может восстановить права истца.
В то же время, при очевидности преследуемого истцом материально-правового интереса,
суд лишен возможности рассмотреть иные требования, которые истцом не заявлены, поскольку
в силу ч. 1 ст. 49 АПК РФ не обладает правом на самостоятельное изменение предмета иска.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции отменил исковые требования.
Кассационная инстанция оставила постановление апелляционного суда без изменения,
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью без удовлетворения.
Необходимо отметить, что судом - апелляционной и кассационной инстанцией также
вынесены постановления в пользу Управления по аналогичным исковым требованиям общества
с ограниченной ответственностью в отношении иных, принадлежащих ему земельных
участков, по делам А60-12846/2016, А60-12849/2016.
2. Решение об отказе в осуществлении изменения вида разрешенного использования
является правомерным, если сведения в ГКН соответствуют данным, содержащимся в
документах, на основании которых они внесены (А60-22606/2017).
Общество с ограниченной ответственностью обратилось с исковыми требованиями о
признании незаконным решения об отказе во внесении изменения в ГКН вида разрешенного
использования земельного участка с
5 группы на
9 группу, установленного приказом
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15
января 2013 г. № 32.
Решением Арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении требований
заявителя отказано в полном объеме на основании следующего.
Ранее на основании заявления земельный участок поставлен на государственный
кадастровый учет.
Указанный земельный участок не вошел в государственную кадастровую оценку, и
кадастровая стоимость была рассчитана путем умножения площади указанного земельного
участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка
в соответствии с п. 2.1.17 приказа Минэкономразвития России от
12 августа
2006 г.
№ 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой
стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в
случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения
площади земельного участка».
Представителем ООО
«Автобан» было представлено заявление об осуществлении
государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с исправлением
кадастровой ошибки путем изменения с пятой на девятую группу видов разрешенного
использования земельного участка, приведя в соответствие с фактическим назначением и
использованием расположенных на земельном участке объектов капитального строительства,
находящихся в собственности ООО «Автобан».
Группировка земельных участков производится оценщиком в рамках государственной
кадастровой оценки для целей определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
последствием неправильного определения группы видов разрешенного использования
земельного участка является неправильное определение кадастровой стоимости.
Поскольку в рамках государственной оценки оценщик определяет кадастровую
стоимость и относит объект недвижимости к определенной группе видов разрешенного
использования, то и определить ошибку в группировке может только оценщик. Органы власти
таких полномочий не имеют.
Органом кадастрового учета было принято решение о приостановлении, поскольку
77
сведения в ГКН соответствуют сведениям, содержащимся в документах, на основании которых
они внесены.
Заявителем не были представлены документы, свидетельствующие о наличии
кадастровой ошибки в документах, на основании которых сведения о кадастровой стоимости
земельного участка вносились в ГКН, а также документы, подтверждающие необходимость ее
исправления.
3. Письмо, поступившее в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
(далее
-
Закон № 59-ФЗ) не является основанием для исправления реестровой ошибки (2а-7089/17).
29 сентября 2011 г. на кадастровый учет был поставлен спорный земельный участок на
основании заявления о постановке на кадастровый учет.
11 ноября 2011 г. изменена категория земель и экономические характеристики спорного
земельного участка на основании обращения заместителя Председателя Екатеринбургской
городской думы от 22 сентября 2011 г.
23 октября
2013 г. изменены сведения о разрешенном использовании объекта
недвижимости на основании:
заявления от 8 октября 2013 г.;
декларации от 8 октября 2013 г.;
письма Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных
отношений г. Екатеринбурга от 4 октября 2013 г.
При этом в письме Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования
земельных отношений г. Екатеринбурга (далее - Департамент) было сказано, что разрешенный
вид использования земельного участка установлен как
«производственно- складское
предприятие».
Кроме того, на запрос и.о. начальника отдела ввода данных и обработки документов №
2 Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области Департаментом
18
октября
2013 г. был дан ответ, что спорный земельный участок относится к зоне
производственно-коммунальных объектов V класса вредности.
1 марта 2017 г. заявитель обратился с заявлением об исправлении технической ошибки.
3 марта
2017 г. указанное заявление об исправлении технической ошибки было
отклонено на основании того, что отсутствуют противоречия между сведениями ЕГРН о
земельном участке и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых такие
сведения вносились в ЕГРН.
Административный истец обжаловала данное решение Управления в Кировский
районный суд г. Екатеринбурга, которым в рамках дела 2а-4269/2017 было принято решение от
10 июля 2017 г. об отказе в удовлетворении требований. Указанные выше обстоятельства
исследовались в рамках данного судебного разбирательства.
Управлением рассмотрено в порядке Закона
№ 59-ФЗ заявление, поступившее
29 августа
2017 г. от представителя административного истца, по вопросу исправления
реестровой ошибки в отношении земельного участка.
Не согласившись с отказом в исправлении реестровой ошибки, заявитель обжаловала
ответ на обращение в суд.
Суд, проанализировав фактические обстоятельства,
нормы гражданского
законодательства, сделал вывод, что оснований для удовлетворения требований
административного истца не имеется, основываясь на следующем:
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ
«О
государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) воспроизведенная в
Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане,
техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие
ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в
документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и
(или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке,
78

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/