ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 32

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 32

 

 

решительному пересмотру системы «чистый устный метод», а вместе с тем
методик   и   средств   обучения   глухих.   Развертывание   сурдопедагогических
исследований,   поиски   новых   путей   обучения   и   воспитания   детей   с
недостатками   слуха,   постановка   практических   вопросов   сурдопедагогики,
углубление теоретических исследований в научно-практических институтах,
дефектологических   лабораториях   и   приближение   к   практическим   нуждам
специальной   школы   для   глухих   детей   —   все   это   дает   основание   считать
период 30-х годов весьма плодотворным для советской сурдопедагогической
теории и практики. К концу 30-х годов накопился значительный научный
материал   лаборатории   Московского   научно-практического   института.   В
обобщенном   виде   этот   материал   был   представлен   в   монографии   «Очерки
психологии глухонемого ребенка» (авторы Л. В. Занков, И. М. Соловьев). По
своему   замыслу   и   содержанию   данная   работа   являлась   дальнейшей
разработкой выдвинутой Л. С. Выготским проблемы «Развитие и обучение».

Теоретические и методические искания сурдопедагогов в 30-е годы были

направлены   на   совершенствование   первоначального   обучения   глухих
словесной   речи.   Однако   при   этом   методы   и   приемы   обучения
ограничивались   проблемами   развития   устной   речи   глухих   учащихся   и
поисками практического решения данных проблем.

Вопросы 
1.   Какие   постановления   Коммунистической   партии   и   Советского

правительства   определяли   решение   задачи   всеобщего   обучения   детей   с
недостатками слуха?

2.  Какое   значение   имело  постановление   Совета   Народных   Комиссаров

РСФСР от 25 октября 1936 года «О борьбе с глухонемотой и улучшении
культурно-бытового   обслуживания   глухонемых»   для   осуществления
всеобщего обучения глухих, их лечения и культурного обслуживания?

3.   Где   происходила   подготовка   кадров   для   школ   глухих   в   период

осуществления всеобщего обучения глухих детей?

4. В чем выразилась борьба за систематическое обучение глухих основам

наук?

5.   По   каким   направлениям   пошло   формирование   научной

сурдопедагогической мысли в годы осуществления всеобщего обучения?

Глава 17

Школа для глухих и сурдопедагогика в годы Великой Отечественной

войны (1941—1945)

Школы для глухих детей и содержание их работы. 22 июня 1941 года

фашистская   Германия   вероломно   напала   на   нашу   Советскую   Родину.
Советский народ, сплоченный вокруг Коммунистической партии, поднялся
на защиту своей Родины. Многие тысячи и тысячи учителей, студентов и
преподавателей   педагогических   учебных   заведений   и   учащихся   старших

249

классов   средней   школы   вступили   в   ряды   Красной   Армии,   стали   бойцами
партизанских отрядов, бойцами народного ополчения. Оставшиеся в школе
учителя, главным образом женщины, прилагали все силы к тому, чтобы в
тяжелых   условиях   военных   лет   не   прекращалась   деятельность   школы.
Учителя вместе с учащимися помогали фронту — шефствовали над семьями
бойцов   Красной   Армии,   собирали   металлолом,   лекарственные   растения,
помогали выращивать и собирать урожай в колхозах и совхозах, принимали
участие   в   общественно   полезной   работе,   во   всех   посильных   для   них
неотложных делах, продиктованных условиями военного времени.

В   годы   Великой   Отечественной   войны   не   прекращалась   работа   по

выполнению закона о всеобщем обучении, усиливалась идейно-политическая
направленность   преподавания   основ   наук,   школа   широко   развертывала
оборонно-массовую работу среди населения. К началу 1941/42 учебного года
органами народного образования был намечен ряд мероприятий, проведение
которых   должно   было   обеспечивать   преодоление   трудностей   и   решение
проблем, порожденных войной.

Школам   надо   было   перестроиться   в   соответствии   с   требованиями

военного времени. 4 сентября 1941 года Совет Народных Комиссаров Союза
ССР вынес постановление о размещении эвакуированных детей по школам-
интернатам в тылу. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров
Союза ССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без
родителей» была расширена сеть детских домов. После выступления газеты
«Правда» 24 марта 1942 года по вопросу о всеобщем обучении был усилен
контроль   за   деятельностью   местных   органов   народного   образования,
укреплен педагогический состав в детских домах и школьных интернатах.

После   разгрома   немецких   войск   под   Москвой,   сразу   же   после

освобождения   оккупированных   областей,   на   очередь   встала   задача
восстановления   деятельности   школ   в   этих   районах.   Несмотря   на   то   что
материальная   база   школ   почти   полностью   была   разрушена   фашистскими
захватчиками, работа школ возобновлялась очень скоро. При восстановлении
школ   героические   усилия   проявили   учителя,   учащиеся,   все   население.
Огромную помощь в восстановлении школ оказывала Советская Армия.

Школы для глухих на оккупированной территории были большей частью

разрушены   фашистскими   варварами.   Оккупанты   полностью   разрушили
прекрасные школы-новостройки в Воронеже, Курске и Смоленске. Если до
1941 года у нас имелась 271 школа для глухих только в РСФСР, то в 1942
году их насчитывалось всего лишь около 160.

Школы для глухих, бывшие в глубоком тылу, принимали в свои стены

глухих детей, эвакуированных из временно оккупированных и находившихся
в прифронтовой  полосе  областей. Здесь  прилагались все усилия  для того,
чтобы обеспечить нормальные условия жизни прибывшим сюда детям.

С   первых   же   дней   освобождения   Советской   Армией   оккупированных

фашистскими   захватчиками   областей   началась   работа   по   восстановлению
специальных школ для  глухих.  Органы  народного  образования  проводили
совещания директоров этих школ. Перед ними ставилась одна главная задача

250

—   скорейшее   восстановление   разрушенных   гитлеровцами   школ   и
организация нормальной учебно-воспитательной работы в них.

Многое   в   школах   для   глухих   восстанавливалось   своими   силами:

ремонтировались   помещения,   в   школьных   мастерских   изготавливалась
мебель.   Расположенные   в   тылу   школы   отдавали   часть   своих   учебных
пособий   и   мебели   для   восстанавливаемых   школ.   Было   организовано
постоянное   шефство   школ   глухих   Москвы   и   Московской   области   над
школами   освобожденных   от   врага   районов.   Специальные   школы   быстро
возрождались.

Уже   к   концу   1943   года   было   восстановлено   24   школы   для   глухих.

Количество глухих детей, охваченных обучением, достигло более 10 000.

Учебно-воспитательная   работа   в   специальных   школах   постоянно

улучшалась,   учебные   программы   успешно   выполнялись,   о   чем
свидетельствовали соответствующие материалы Наркомпроса. Но вместе с
тем   постановление   Совнаркома   СССР   от   1   сентября   1943   года   «Об
улучшении работы детских домов» указывало и на некоторые недостатки,
имевшие   место   в   организации   жизни   специальных   школ-интернатов   для
глухих, прежде всего недостатки их материальной базы. Это постановление
имело большое значение для улучшения материальных условий специальных
школ   для   глухих.   Почти   каждая   школа-интернат   организовала   свое
подсобное хозяйство, что позволило значительно улучшить питание детей в
этот трудный для страны период.

Интересно отметить, что в годы войны имелись нередкие случаи, когда

глухие дети посещали массовую школу или детский сад, и это положительно
сказывалось   на   развитии   их   речи.   В   детских   садах   слышащие   дети   часто
брали на себя роль «педагога», обучающего речи всех глухих.

Изучая развитие школ глухих в годы Великой Отечественной войны, мы

прежде всего видим, что учащиеся специальной школы глухих, как и школы
массовой,   в   этот   период   тяжелых   испытаний   с   высоким   патриотическим
сознанием   переживали   трудности   военного   времени   и   стремились   внести
свою долю участия в общенародное дело борьбы за свободу и независимость
своей Родины. В те годы особенно большое значение имел труд школьников.

Примеров   патриотического   отношения   учащихся   и   сурдопедагогов   к

труду в годы войны можно было бы привести много. Они свидетельствовали
о   том,   что   учащиеся   и   учителя   отдавали   все   свои   силы   на   борьбу   с
фашистскими захватчиками.

В   годы   Великой   Отечественной   войны   не   прекращалась   работа   по

совершенствованию   форм   и  методов   обучения   и   воспитания   в   школе   для
глухих детей. Осуществляя руководство этой работой, Наркомпрос РСФСР
опирался на Московский научно-практический институт специальных школ
и   детских   домов,   в   котором   непрерывно   велась   научная   и   учебно-
методическая   деятельность.   В   трудные   годы   войны,   в   октябре   1943   года,
была создана Академия педагогических наук РСФСР. В число ее четырех
институтов   входил   Научно-исследовательский   институт   дефектологии.
Институт   дефектологии   был   создан   на   базе   Московского   научно-

251

практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса
РСФСР.   В   Ленинграде   в   то   время   существовал   Экспериментально-
дефектологический институт, который вскоре был также включен в состав
Академии педагогических наук. С созданием в годы Великой Отечественной
войны   в   системе   Академии   педагогических   наук   специализированного
института открывались новые возможности и перспективы для разработки
проблем дефектологии, и в частности сурдопедагогики.

Научно-исследовательская   и   методическая   работа.   Великая

Отечественная   война   оказала   влияние   и   на   развитие   сурдопедагогики.
Научно-исследовательская   и   методическая   работа   в   этой   области
продолжалась,   но   характер   и   направленность   исследований   значительно
изменились.   В   условиях   военного   времени   усилия   научных   работников-
сурдопедагогов   направлялись   на   разрешение   ряда   организационных   и
программно-методических вопросов в помощь Наркомпросу РСФСР. Вместе
с   тем   Научно-исследовательский   институт   дефектологии   приходил   на
помощь врачам и медицинским работникам в их усилиях по восстановлению
здоровья раненых и больных. Помощь дефектологов и сурдопедагогов была
особенно   необходима   для   восстановления   способностей   устной   и
письменной   речи   у   бойцов   с   черепно-мозговыми   ранениями,   а   также
ранениями,   последствиями   которых   были   потеря   слуха   и   нарушение
артикуляционного аппарата. Таковы были основные направления развития
сурдопедагогики в годы Великой Отечественной войны.

Московский научно-практический институт по поручению Наркомпроса

РСФСР   руководил   работой   по   совершенствованию   организации   учебно-
воспитательной деятельности школ для глухих и профессиональных знаний
учителей. Много  усилий в условиях военного  времени было затрачено  на
проведение   межобластных   совещаний   сурдопедагогов,   в   которых   научные
работники Московского научно-практического института принимали самое
непосредственное   участие.   В   1942   году   на   межобластных   совещаниях   в
Свердловске, Куйбышеве и Ярославле были поставлены вопросы, связанные
с разработкой научных основ программ по русскому языку и организацией
методической работы в специальных школах.

Вынесенная   на   обсуждение   совещаний   программа   по   русскому   языку

существенно   отличалась   от   программы   1938   года.   Авторами   новой
программы   являлись   сотрудники   Научно-практического   института.   В   ее
составлении   принимал   участие   академик   Л.   В.   Щерба.   Одной   из
особенностей этой программы было наличие словарного минимума и типов
предложений, обязательных для глухих учащихся с приготовительного по IV
класс. Словарь имел два раздела: письменная и устная речь.

Обсуждение программы по русскому языку на межобластных совещаниях

было весьма продуктивным. Сурдопедагоги внимательно разбирали каждый
из разделов программы и вносили свои предложения. Совещание высказало
положительное отношение к программе. Она была издана в 1944 году, хотя
практически действовала в школах для глухих уже с 1943 года. Программа
для глухих детей строилась на основе программы начальной четырехлетней

252

школы   для   слышащих   детей.   Она   основывалась   на   общедидактических
принципах построения содержания обучения слышащих и глухих детей. В
программе   по   русскому   языку   материалы   были   подобраны   с   учетом
особенностей усвоения глухими словесного языка. Так, например, вопросы
правописания   сомнительных   согласных,   которым   в   массовой   школе
уделяется   много   внимания,   здесь   занимали   второстепенное   место.
Изменилась   и   структура   новой   программы.   Ранее   самостоятельно
существовавшие   разделы   «Техника   речи»   и   «Чтение   с   губ»   теперь   были
включены   непосредственно   в   программу   русского   языка.   Это   не   умаляло
значения обучения произношению, но создавало благоприятные условия для
более осознанного усвоения глухими учащимися устного слова в сочетании с
его   семантикой   при   изучении   всех   общеобразовательных   предметов,   и
особенно при изучении русского языка.

В программу приготовительного класса был введен особый раздел, ранее

сливавшийся с работой над произношением,— «Обучение грамоте». В новой
программе   разрешалось   использование   дактильной   речи   пока   еще   как
вспомогательного средства.

Особыми разделами программы предусматривались словарная работа и

развитие словесной речи.

Словарь для учащихся приготовительного класса был разработан очень

подробно.   Слова   были   отобраны   по   принципу   их   необходимости   для
общения   глухих   с   окружающими   и   объединялись   в   группы.   Принцип   их
группировки усложнялся от класса  к классу. Учащиеся  VII—VIII  классов,
как   это   предусматривалось   программой,   должны   были   научиться
пользоваться   словарями   и   составлять   алфавитный   справочник   наиболее
употребительных глаголов и правил глагольного управления.

Как видно из сказанного, новая программа была совершеннее программ

прошлых   лет   и   по   форме,   и   по   содержанию.   Участие   в   составлении
программы   академика   Л.   В.   Щербы   очень   положительно   сказалось   на   ее
построении и научном лингвистическом обосновании каждого из разделов.

В   программе   по   русскому   языку   нашли   отражение   и   результаты

исследований   процесса   усвоения   глухими   детьми   языка,   проведенных
учеными-психологами.

Другое направление научно-исследовательской и методической работы в

области   сурдопедагогики   было   не   менее   важным.   Исследования
сурдопсихологов   и   сурдопедагогов-методистов   М.   А.   Томиловой,   А.   Ф.
Понгильской, А. И. Метт, М. Е. Хватцева и др., сурдопсихологов Ж. И. Шиф,
Д. М. Маянц, Л. В. Занкова и др. направлялись на оказание помощи раненым
бойцам   Советской   Армии,   утратившим   вследствие   черепно-мозговых
ранений   и   контузий   слух   и   речь.   Сурдопедагоги   совместно   с   врачами-
невропатологами, отиатрами вели работу непосредственно в госпиталях.

Лечебно-педагогическая   работа   с   людьми,   имеющими   органические

поражения мозга, стала важным фактором восстановления их речи. Не менее
важной   частью   научной   сурдологопедической   работы   были   занятия   в
госпитале и по чтению с губ. Оглохшие на войне бойцы Советской Армии

253

получили   возможность   компенсировать   недостаток   слуха   за   счет
приобретения навыка чтения с губ говорящего путем зрительного восприятия
речи.   Большую   научно-методическую   работу   в   этом   плане   провела   А.   И.
Метт,   разработавшая   специальную   систему,   близкую   по   своим
принципиальным основам комплексному методу чтения с губ Н. A. Pay.

Не менее важную работу по постановке речи у раненых с нарушением

артикуляционного аппарата вел М. Е. Хватцев.

Итак,   благодаря   заботе   Коммунистической   партии   и   Советского

правительства,   героическим   усилиям   всего   советского   народа
преодолевались трудности и проблемы, порожденные войной, развязанной
гитлеровскими захватчиками.

Развитие сурдопедагогики в этот период привело к тому, что все более

самостоятельной отраслью дефектологии  становилась логопедия.  Вместе  с
тем   появилась   потребность   подготовки   для   работы   в   этой   области
специальных педагогических   кадров.  С  восстановлением школ  для  глухих
возросла необходимость  и в их более точной дифференциации. В связи  с
этим   нужно   было   пересматривать   структуру   школ,   содержание   обучения,
создавать новые учебники и учебные пособия для учащихся и учителей. В
этот период, и особенно в послевоенные годы, возросла потребность в кадрах
специалистов-сурдопедагогов.

Одновременно   расширялась   и   углублялась   научно-исследовательская

работа по общим проблемам сурдопедагогики и частных методик обучения
глухих.   Эти   проблемы   стали   предметом   изучения   Научно-
исследовательского института дефектологии АПН РСФСР, а также кафедр
сурдопедагогики Москвы, Ленинграда, Киева и некоторых других городов.

Вопросы
1.   Какими   постановлениями   Советского   правительства   направлялась

деятельность   школ   для   детей   с   недостатками   слуха   в   годы   Великой
Отечественной войны?

2.   Какая   научно-исследовательская   работа   в   области   сурдопедагогики

велась в годы Великой Отечественной войны?

3.   Что   нового   было   внесено   в   сурдопедагогику   за   годы   Великой

Отечественной войны?

Глава 18

Советская школа для детей с недостатками слуха

и сурдопедагогика в период восстановления

народного хозяйства и дальнейшего развития

социалистического общества (1945—1958)

Восстановление и расширение сети специальных школ для детей с

недостатками слуха в первые послевоенные годы.  Еще в годы Великой
Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство

254

принимали   неотложные   меры   по   восстановлению   народного   хозяйства.
После   победоносного   завершения   войны   деятельность   по   восстановлению
разрушенного   войной   народного   хозяйства   развернулась   в   грандиозных
масштабах.   Первым  послевоенным   пятилетним  планом  предусматривалось
не   только   восстановление   школьных   зданий,   но   и   строительство   новых,
значительное расширение школьной сети. Общее число школ и количество
учащихся   в   них   по   стране   быстро   росло.   К   концу   40-х   годов   был
осуществлен переход ко всеобщему обязательному семилетнему обучению.
Одновременно   происходили   глубокие   изменения   в   организации   всего
учебно-воспитательного   процесса.   Большая   роль   в   нем   отводилась
политехническому обучению. В конце 50-х годов начались широкие поиски
путей изменения содержания школьного образования.

В   общем   созидательном   труде   советского   народа   по   восстановлению

разрушенного   войной   народного   хозяйства   свое   место   занимало
восстановление и дальнейшее развитие школ для глухих и слабослышащих
детей.   Этот   период   был   не   только   временем   восстановления,   но   и
качественного   преобразования   советской   школы   для   глухих   и
слабослышащих.

При восстановлении школ для глухих и слабослышащих детей вставали

вопросы   углубления   и   уточнения   дифференциации   специальных   учебно-
воспитательных   учреждений.   Одновременно   продолжали   разрабатываться
естественнонаучные   основы   сурдопедагогики,   совершенствовались
психолого-педагогические методы изучения глухих и слабослышащих детей,
расширялась сфера применения специальных технических средств обучения.

За годы войны сеть школ для глухих сократилась почти вдвое. Если к

1941 году в стране насчитывалась 271 школа с 31 428 учащимися, то к 1
сентября 1945 года было всего лишь 153 школы, в которых обучалось 11 700
учащихся. Для того чтобы решить задачу всеобщего обязательного обучения
глухих и слабослышащих, предстояло выполнить огромный комплекс работ
по восстановлению сети специальных школ и налаживанию учебно-воспи-
тательной деятельности в этих школах. Демобилизованные после окончания
Великой   Отечественной   войны   специалисты-дефектологи,   среди   которых
были   и   ученые-сурдопедагоги,   с   большим   энтузиазмом   и   энергией
приступили к своей деятельности.

За   годы   первой   послевоенной   пятилетки   (1946—1950)   сеть   массовых

школ была не только восстановлена, но и расширена. Что касается школ для
глухих, то их восстановление шло значительно медленнее, чем массовых. Но,
несмотря на наличие специфических трудностей, сеть этих школ из года в
год   увеличивалась.   В   первые   послевоенные   годы   главным   образом
восстанавливались и открывались новые начальные школы. Начиная с 1951
года   росла   сеть   и   семилетних   школ.   К   1962   году   было   уже   145
четырехлетних школ и 97 семилетних.

С 1950 по 1960 год и в последующее время происходили качественные

Изменения в сети специальных школ для глухих. В их системе появляется
еще одно звено  — школа с  10 и 12 годами обучения.  Школ с 12-летним

255

обучением   становилось   все   больше,   а   число   школ   с   4-летним   начальным
обучением   неуклонно   сокращалось.   Глухие   дети   имели   реальные
возможности   получать   образование   в   объеме   неполной   средней   школы.
Однако   в  IX—X  классах   специальных   школ   учащихся   было   мало,
большинство из них оставляли школу после того, как им исполнялось 16—17
лет. В связи с этим остро вставала проблема сокращения сроков обучения в
специальной школе для глухих и расширения объема знаний по отдельным
годам обучения.

В 50-е годы был осуществлен ряд дальнейших мероприятий по борьбе с

глухотой и глухонемотой и улучшению обслуживания глухонемых и глухих,
которые   расширяли   возможности   всеобщего   обучения   глухих.   Эти
мероприятия были направлены как на предупреждение глухоты с помощью
профилактики   и   своевременного   лечения   ушных   заболеваний,   так   и   на
организацию   обучения   с   момента   наступления   глухоты.   Вновь
актуализировалась   проблема   преддошкольного   и   дошкольного   обучения.
Школьное обучение для более старшего возраста обеспечивалось обучением
в школах рабочей молодежи.

С помощью этих мероприятий решалась и проблема подготовки кадров

для работы с дошкольниками. Московский государственный педагогический
институт   им.   В.   И.   Ленина   начиная   с   1952   года   стал   готовить
сурдопедагогов-дошкольников с высшим специальным сурдопедагогическим
образованием.

Наряду с восстановлением школ для глухих и совершенствованием в них

учебно-воспитательного   процесса   расширялась   и   сеть   школ   для
слабослышащих.   В   связи   с   расширением   этой   сети   возникла   проблема
внутришкольной   дифференциации   слабослышащих,   вокруг   которой
разгорелась   острая   дискуссия.   Дискуссия   захватила   не   только   ученых-
сурдопедагогов, но и врачей-отиатров.

Остродискуссионной   оказывалась   проблема   определения   среди

слабослышащих   детей   с   кортикальной   глухотой.   Сторонники   теории
кортикальной   глухоты   (Г.   Барцы,   М.   Л.   Шкловский   и   др.)   считали,   что
потеря слуха вследствие воспаления коры головного мозга ведет за собой
нарушение   процессов   мышления;   трудности     понимания   речи   являются
следствием поражения речевых центров мозга. Они доказывали, что в силу
этих   причин   снижается   роль   компенсаторных   возможностей   глухих   и
слабослышащих.   Однако   в   ряде   работ   советских   дефектологов   было
показано,   что   случаи   кортикальной   глухоты   не   носят   сколько-нибудь
распространенного характера и встречаются у детей с недостатками слуха
очень редко.

Одним из практических результатов дискуссии было разделение школы

для   слабослышащих   на   два   отделения:   первое   и   второе.   Эта   внутренняя
дифференциация   была   внедрена   в   практику   обучения   слабослышащих   и
осуществляется   до   настоящего   времени.   Количество   школ   для
слабослышащих последовательно возрастало.

Наряду   с   организационным   оформлением   школы   для   слабослышащих

256

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..