решительному пересмотру системы «чистый устный метод», а вместе с тем
методик и средств обучения глухих. Развертывание сурдопедагогических
исследований, поиски новых путей обучения и воспитания детей с
недостатками слуха, постановка практических вопросов сурдопедагогики,
углубление теоретических исследований в научно-практических институтах,
дефектологических лабораториях и приближение к практическим нуждам
специальной школы для глухих детей — все это дает основание считать
период 30-х годов весьма плодотворным для советской сурдопедагогической
теории и практики. К концу 30-х годов накопился значительный научный
материал лаборатории Московского научно-практического института. В
обобщенном виде этот материал был представлен в монографии «Очерки
психологии глухонемого ребенка» (авторы Л. В. Занков, И. М. Соловьев). По
своему замыслу и содержанию данная работа являлась дальнейшей
разработкой выдвинутой Л. С. Выготским проблемы «Развитие и обучение».
Теоретические и методические искания сурдопедагогов в 30-е годы были
направлены на совершенствование первоначального обучения глухих
словесной речи. Однако при этом методы и приемы обучения
ограничивались проблемами развития устной речи глухих учащихся и
поисками практического решения данных проблем.
Вопросы
1. Какие постановления Коммунистической партии и Советского
правительства определяли решение задачи всеобщего обучения детей с
недостатками слуха?
2. Какое значение имело постановление Совета Народных Комиссаров
РСФСР от 25 октября 1936 года «О борьбе с глухонемотой и улучшении
культурно-бытового обслуживания глухонемых» для осуществления
всеобщего обучения глухих, их лечения и культурного обслуживания?
3. Где происходила подготовка кадров для школ глухих в период
осуществления всеобщего обучения глухих детей?
4. В чем выразилась борьба за систематическое обучение глухих основам
наук?
5. По каким направлениям пошло формирование научной
сурдопедагогической мысли в годы осуществления всеобщего обучения?
Глава 17
Школа для глухих и сурдопедагогика в годы Великой Отечественной
войны (1941—1945)
Школы для глухих детей и содержание их работы. 22 июня 1941 года
фашистская Германия вероломно напала на нашу Советскую Родину.
Советский народ, сплоченный вокруг Коммунистической партии, поднялся
на защиту своей Родины. Многие тысячи и тысячи учителей, студентов и
преподавателей педагогических учебных заведений и учащихся старших
249