ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 30

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  28  29  30  31   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 30

 

 

порядке выплаты заработной платы учителям» (10 апреля 1936 г.) и ЦИК и
СНК  СССР   «О персональных  званиях  для  учителей начальных  и средних
школ» (10 апреля 1936 г.), СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О порядке введения
персональных званий для учителей и назначении учителей, заведующих и
директоров   школ»   (10   апреля   1936   г.)   и   другие   постановления   партии   и
правительства этого периода о школе.

Большую   роль   в   подготовке   квалифицированных   кадров   сыграла   и

система заочного обучения. Она нашла признание у учителей-дефектологов и
стала массовой формой их подготовки.

Для   повышения   квалификации   учителей-дефектологов   были   созданы

дефектологические   лаборатории   в   Новосибирске,   Ростове-на-Дону,
Куйбышеве, дефектологический кабинет в Москве, обслуживавший учителей
Москвы и Московской области. В Москве, Ленинграде и Киеве, кроме того,
научно-практические   институты  информировали  сурдопедагогов  о  лучшем
педагогическом   опыте,   проводили   проверку   различных   методов,
подготавливали   соответствующую   документацию   для   Народного
комиссариата   просвещения.   Организующая   роль   в   работе   всех   этих
институтов   принадлежала   Наркомпросу,   в   то   же   время   институтам   была
предоставлена полная самостоятельность в постановке и решении проблем
обучения и воспитания глухих.

Борьба   за   систематическое   обучение   глухих   основам   наук   и

изживание   системы   «чистый   устный   метод».  Введение   всеобщего
обучения детей в нашей стране было связано со стремительным развитием
сети   массовых   школ,   пересмотром   и   совершенствованием   организации
учебного процесса в школе, содержания образования и методов обучения.
Развитие   специальной   школы   для   глухих   активизировало   теоретические
вопросы сурдопедагогики. В этот период с каждым годом острее ощущалась
необходимость   создания   теории   сурдопедагогики,   чтобы   на   ее   основе
подготовить   методические   руководства   для   учителей   школ,
усовершенствовать программы и методы обучения.

К   началу   1930/31   учебного   года   Наркомпрос   утвердил   новые,

построенные   на   основе   комплексов-проектов   программы   для   начальной   и
семилетней школы и школы для глухих. Эти программы были предложены
сурдопедагогам   на   состоявшейся   в   1930   году   конференции.   По   этим
программам   учителям   предлагалось   работать   «новыми   бригадно-
лабораторными методами». Однако уже 25 августа 1931 года было принято
постановление   ЦК   ВКП(б)   «О   начальной   и   средней   школе».   Это
постановление   знаменовало   собой   крутой   поворот   в   развитии   школы   и
педагогики. В постановлении указывалось, что решающим звеном в работе
школы   является   борьба   за   знания,   за   овладение   основами   наук.   В   нем
говорилось: «...коренной недостаток школы в данный момент заключается в
том,   что   обучение   в   школе   не   дает   достаточного   объема
общеобразовательных   знаний   и   неудовлетворительно   разрешает   задачу
подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей,
хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык,

233

география и др.). В силу этого политехнизация школы приобретает в ряде
случаев   формальный   характер   и   не   подготовляет   детей   как   всесторонне
развитых строителей социализма, увязывающих теорию с практикой и вла-
деющих техникой».

ЦК ВКП(б) в своем постановлении указал на необходимость соединения

обучения   с   производительным   трудом,   переработки   программ   таким
образом, чтобы в них был точно очерчен круг систематических знаний для
учащихся.   В   постановлении   подверглась   критике   антиленинская   теория
«отмирания школы» и связанное с ней методическое прожектерство.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней

школе» Наркомпрос приступил к перестройке учебных планов и программ
общеобразовательной школы. Е основу новых учебных планов и программ
было   положено   предметное   преподавание.   25   августа   1932   года   было
принято специальное постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и
режиме   в   начальной   и   средней   школе»,   в   котором   давались   конкретные
указания   о   направлении   переработки   программ   и   учебных   планов.   В
постановлении подчеркивалось, что основной формой организации учебной
работы в начальной и средней школе должен являться урок.

12   февраля   1933   года   было   принято   постановление   ЦК   ВКП(б)   об

учебниках,   в   котором   осуждалась   практика   издания   так   называемых
«рабочих книг» и «рассыпных учебников». В постановлении предлагалось
обеспечить издание полноценных стабильных учебников. 4 июля 1936 года
было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в
системе наркомпросов». Эти и другие постановления ЦК ВКП(б) 30-х годов
о   школе   вызвали   большой   подъем   среди   учителей   специальной   школы.
Сурдопедагоги вели настойчивую борьбу за систематическое обучение детей
основам   наук,   осуществляли   большую   организационную   и   методическую
работу.

В период с 1930 по 1941 год школа для глухих детей развивалась как

неполная   средняя   школа.   Школа   же   для   слабослышащих   развивалась   как
полная   средняя   школа.   Больше   всего   школ   этого   типа   было   в   Москве   и
Ленинграде.   Учебными   программами   для   специальных   школ
предусматривалось   обучение   отдельным   предметам,   определялся   объем
знаний,   навыков   и   умений,   которыми   ученик   должен   был   овладеть   в
результате обучения.

Программы   1929/30   учебного   года   школ   глухих   подлежали   коренной

переработке в соответствии с требованиями постановления ЦК ВКП(б) от 25
августа 1932 года. Менее радикальной переработке подверглись принятые в
1930 году программы по труду, поскольку они предусматривали усвоение
определенного   круга   знаний   и   умений   по   той   или   иной   профессии.
Программа   по   труду   основывалась   на   операционно-профессиональной
системе,   что   позволило   обеспечивать   последовательное,   систематическое
овладение   общими   трудовыми   и   техническими   приемами   работы   с
различного   рода   материалами.   В   программу   по   труду   были   включены   и
сведения   по   технологии   материалов,   по   черчению,   знакомство   с

234

инструментами   и   некоторыми   машинами,   организацией   производства.
Следует   отметить,   что   в   основу   данной   программы   были   положены
разработки   учителей   труда   Вязниковской   школы,   которые
руководствовались   принципом   связи   труда   в   мастерских   с
общеобразовательными целями школы.

Трудовая профессиональная подготовка в школах для глухих имела свою

систему   и   последовательность,   направленную   на   установление   связи
обучения   с  производством.   В  учебном  процессе   выделялось  определенное
время   на   практику   непосредственно   на   производстве.   В   программе   по
трудовой подготовке, составленной вязнйковскими учителями, в известной
мере   реализовывалась   идея   политехнизации   школы,   однако
преимущественно   в   рамках   узкой   профессиональной   подготовки.   Самой
актуальной для теории и практики сурдопедагогики являлась проблема связи
обучения и воспитания с общим образованием и производительным трудом.

После конференции 1930 года руководители школ значительно чаще, чем

прежде, стали практиковать заключение договоров с фабриками, заводами,
колхозами.   Глухие   учащиеся   поступали   на   социалистические   предприятия
учениками-практикантами,   а   потом   становились   рабочими   на   этих   же
предприятиях.   Нередко   такими   договорами   предусматривались   вопросы
трудоустройства   глухих   учащихся   после   окончания   школы.   Замкнутость
специальных школ для глухих благодаря этому постепенно преодолевалась,
хотя   специфические   особенности   школ   для   глухих   как   специальных
образовательных учреждений сохранялись.

В начале 30-х годов количество мастерских при школах увеличивалось

медленно. Лишь в 1935 — 1937 годах оно значительно возросло. Мастерские
пополнялись новым оборудованием, в частности мастерские московских и
ленинградских школ. Но все это было недостаточно для того, чтобы школы
для глухих могли успешно осуществлять связь обучения с производительным
трудом.   В   специальной   школе   к   тому   времени   еще   не   были   созданы   все
необходимые   условия   для   политехнической   подготовки   учащихся:
материальная   база   большинства   мастерских   все   еще   была   недостаточна,
учащиеся   в   них   не   овладевали   предусмотренным   программой   объемом
знаний,   а   основные   кадры   учителей   труда   не   имели   специальной
сурдопедагогической и производственной квалификации.

В 1935 — 1938 годах происходила разработка новых программ по труду и

их опытная проверка в школах для глухих. Новые программы по различным
видам труда являлись профилирующими по той или иной специальности, чем
определялись   содержание   и   последовательность   подготовки   по
соответствующим видам труда.

Вместе   с   тем   программы   по   общеобразовательным   предметам

подвергались   коренной   переработке.   Взамен   комплексной   системы   была
введена   предметная   система   обучения   по   основам   наук   с   использованием
методик, свойственных учебному предмету.

Учебный план 1932 года (первый после постановления ЦК ВКП(б) от 25

августа 1931 года) был многопредметным. В него включались предметы из

235

учебного плана массовой неполной средней школы: история, физика, химия,
обществоведение, военное дело и др. Была усложнена и трудовая подготовка
введением самостоятельного предмета — технологии.

Несмотря   на   ряд   недостатков,   учебный   план   1932   года   был

положительным   явлением   в   сурдопедагогической   практике.   К   1932/33
учебному году на его основе был создан проект новых программ. В отличие
от программы 1929 года это были программы по отдельным предметам. В
них была представлена система каждого учебного предмета в отдельности и
указаны навыки и умения, которые должен приобрести ученик в процессе
обучения каждому предмету. Характерным для данных программ было и то,
что они полностью включали содержание материала для массовой начальной
школы   с   расширением   круга   знаний   по   общественно-политическому
воспитанию   глухих.   В   программы   вводился   курс   обществоведения   и
истории. Полный срок обучения в специальной школе был рассчитан на 9
лет.

Составители   программ   много   внимания   уделяли   обучению   русскому

языку.   Они   стремились   строить   программу   по   русскому   языку   таким
образом,   чтобы   учебный   материал   способствовал   общему   развитию.   При
этом   предусматривалось   формирование   у   учащихся   прочных   навыков   и
умений   практически   использовать   знание   языка   в   производственной,
бытовой   и   общественной   жизни.   В   связи   с   этим   вновь   встал   вопрос   о
пересмотре   традиционной   системы   «чистый   устный   метод».   Актуальность
этого вопроса вытекала также из постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа
1932 года, в котором говорилось о необходимости изживания универсальных
методов обучения.

Впервые   в   программе   по   русскому   языку   было   выделено   несколько

разделов,   предусматривающих  усвоение  строго   очерченного  круга   знаний,
умений и навыков: техника речи, чтение с губ, развитие устной разговорной
речи, особый раздел по развитию письменной речи, грамматике и чтению.
При этом обучение технике речи и чтению с губ не подчиняло себе обучение
общеобразовательным предметам. Программа по русскому языку 1932 года
предусматривала для глухих учащихся определенный круг систематических
знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   и   для   использования   речи   в
повседневной жизни, быту.

В разделах по обучению письменной и устной разговорной речи нашли

отражение идеи Л. С. Выготского. Раздел письменной речи был значительно
шире по содержанию, чем раздел устной разговорной речи. Письменная речь,
как показывала сурдопедагогическая практика, позволяла глухим учащимся
быстрее   освоить   грамматический   строй   языка,   овладеть   значительно
большим словарным запасом и повествовательной речью.

В   программе   отразилось   отрицательное   отношение   передовых

сурдопедагогов   к   системе   «чистый   устный   метод»,   как   ограниченной,   но
претендующей   на   универсальность.   Однако   теоретического   обоснования
такого отношения к системе «чистый устный метод» в программе еще не
было.

236

Рассматриваемая программа имела и существенные недостатки. Одним из

основных недостатков была перегрузка учебным материалом и почти полная
аналогия   с   содержанием   программ   массовой   школы   (за   исключением
программы   по   русскому   языку).   В   опыте   работы   по   этой   программе
отчетливо обозначились ее слабые стороны, и Наркомпрос РСФСР поручил
Московскому институту для глухих детей пересмотреть программу с учетом
опыта ее применения, уточнить объем знаний по каждому предмету. В связи
с   пересмотром   программы,   естественно,   возник   вопрос   о   новом   учебном
плане.

В новом учебном плане 1934 года было значительно меньше предметов.

Их   было   девять   вместо   прежних   четырнадцати.   В   нем   уточнялись
содержание и время на изучение ряда предметов (физкультура и ритмика,
рисование и лепка). Был выделен специальный раздел внеклассной работы с
количеством времени на нее, соответствующим учебной недельной нагрузке
в классе: чем больше количество часов отводилось для классной работы, тем
меньше их оставалось для работы внеклассной.

Данные   программы   и   учебный   план   были   несравненно   более

совершенными,   однако   они   оказались   сильно   перегруженными   учебным
материалом. Программы по физике, истории и другим предметам оставались
без   изменений.   Особо   стоявший   в   прежнем   учебном   плане   предмет   —
технология   —   механически   включался   в   программу   по   производственной
подготовке.

Учителю предлагалось реализовывать новые программы «в органической

связи   с   ходом   речевого   развития   детей,   т.   е.   возможно   проще».   Такое
указание к проведению учебной работы по программам свидетельствовало о
том,   что   школа   для   глухих   все   еще   не   преодолела   старой   традиции
подчинения   изучения   общеобразовательных   предметов   обучению   устной
речи.   От   таких   методических   требований   и   материала   по   обучению   и
развитию   речи   зависело   и   обучение   общеобразовательным   предметам.   В
объяснительной   записке   к   программе   по   русскому   языку   учителю
рекомендовалось развивать словесно-логическое мышление у глухих детей и
применять   «тесты»   в   целях   упражнения   интеллектуальных   функций   «на
сообразительность».

Программы,   созданные   в   РСФСР,   находили   применение   в   союзных

республиках. При этом программы переводились и приспосабливались для
использования   на   национальном   языке.   После   года   работы   по   новым
программам учителя глухих вновь поставили перед Наркомпросом вопрос о
необходимости совершенствования учебного плана и программы.

Для подготовки новых программ отделом специальных школ в 1935 году

была организована специальная комиссия из научных работников и опытных
учителей-сурдопедагогов.

Комиссия,   подготовлявшая   программы,   организовала   их   опытную

проверку   на   местах.   К   1937   году   программы   были   разработаны   по   всем
предметам   учебного   плана.   Они   были   вынесены   на   обсуждение
Всероссийской конференции учителей школ для глухих, состоявшейся в 1937

237

году. После этого потребовался год для окончательного оформления новых
программ.   В   1938   году   они   были   изданы   и   стали   государственным
документом для каждой школы.

В программах уточнялся объем учебного материала и была представлена

определенная   система   обучения   словесной   (устной   и   письменной)   речи.
Новым в программе по обучению языку было приложение словаря-минимума
для   первых   двух   лет   обучения.   В   качестве   одной   из   форм   работы   по
развитию   речи   вводились   «предметные   уроки»,   в   содержание   которых
входило   изучение   окружающей   жизни   и   природы.   Программа   1938   года
допускала дактилологию как вспомогательное средство обучения с III класса.

С 1935 года происходила работа над программами для слабослышащих и

позднооглохших   учащихся.   Новая   программа   для   школ   слабослышащих
предусматривала   усвоение   программного   материала   четырехлетних
массовых школ за 5—6 лет, т. е. за более длительный срок.

Значительные   трудности   для   сурдопедагогов   представляла   задача

создания стабильных учебников. До 1930 года учителя глухих испытывали
острый   недостаток   в   учебной   и   методической   литературе.   Занятия
проводились   по   учебникам   массовой   школы   или   по   их   адаптированным
переложениям. Специально созданной для обучения глухих была лишь одна
книга — букварь, составленный Ф. A. Pay.

После постановления ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней

школы»   от   12   февраля   1933   года   вопрос   о   подготовке   специальных
стабильных   учебников   для   школ   глухих   встал   с   особой   остротой.   В
Учпедгизе   был   создан   отдел   по   изданию   дефектологической   учебной   и
методической литературы,  который возглавил профессор-дефектолог В. А.
Гандер. К созданию учебной литературы привлекались опытные, творчески
работавшие учителя и учительские коллективы крупных школ. Так, группа
учителей   Московской   школы   глухих   (которая   в   те   годы   именовалась
Московским   институтом   глухонемых)   участвовала   в   составлении   ряда
учебников по языку и книг для чтения.

Одновременно   с   составлением   новых   учебных   книг   переиздавались   и

совершенствовались ранее созданные учебники для специальных школ. В 30-
х   годах   многократно   переиздавался   букварь,   составленный   Ф.  A.  Pay.
Вначале он был составлен по звуковому методу, затем по методу целых слов
и, наконец, по аналитико-синтетическому методу. Кроме букваря Ф. A. Pay,
применялся   также   составленный   по   аналитико-синтетическому   методу
букварь С. А. Зыкова, который используется в школах для обучения глухих
до   настоящего   времени.   Позднее   были   подготовлены   и   изданы   почти   все
необходимые для глухих учебники.

Наряду с учебниками для школ глухих были разработаны и методические

пособия   для   учителей.   Одним   из   первых   таких   пособий   была   «Методика
обучения   глухонемых».   В   то   же   время   А.   И.   Дьячковым   была   издана
«Методика обучения арифметике». Для оказания систематической помощи
учителю с 1938 по 1942 год издавался «Бюллетень учебно-воспитательной
работы детских домов, вспомогательных школ и школ глухонемых».

238

Комиссия   по   пересмотру   программ   объединила   силы   научных

сотрудников в области сурдопедагогики и учителей глухих детей. Благодаря
этому формировались общие, теоретически обоснованные и проверенные на
практике   взгляды   на   обучение   и   воспитание   глухих,   повышалась
эффективность практической работы учителей школ глухих.

В рассматриваемый период (1930—1941) отдельные школы в стремлении

преодолеть влияние системы «чистый устный метод» пытались видоизменять
программы по-своему. Так, в школе для глухих в г. Воронеже был проведен
опыт   обучения   глухих   детей   с   6   лет   по   существующей   программе.   По
данным школы, группа шестилетних детей хорошо усваивала программный
материал по устной и письменной речи. Программа для приготовительного
класса   проходилась   за   два   года.   Содержание   ее   было   расширено   за   счет
упражнений по усвоению навыков устной разговорной речи и чтению с губ.

Наиболее интересным был опыт обучения на протяжении первых трех-

четырех   лет   по   методической   системе   М.   М.   Семашкевича.   Эта   система
получила название «Ростовский план по культуре речи». М. М. Семашкевич
сочетал в себе способности учителя-методиста и теоретика сурдопедагогики.
На  формирование  его  взглядов   большое  влияние  оказал  Л. С.  Выготский.
Идеи Л. С. Выготского лежали и в основе «Ростовского плана по культуре
речи».   Этот   план   отходил   от   традиционного   подчинения   фонетическому
принципу   при   обучении   словесной   речи.   М.   М.   Семашкевич   изменил
традиционный путь обучения глухих на первых годах обучения. Исходным
средством на начальном этапе обучения словесной речи в «Ростовском плане
по культуре речи» служила письменная речь, а несколько позднее как вспо-
могательное средство вводилась и дактильная речь.

Составляя с сурдопедагогами план по культуре речи, М. М. Семашкевич

стремился   к   тому,   чтобы   у   глухих   учащихся   накапливался   основной
словарный   запас   и   чтобы   они   практически   овладевали   важнейшими
грамматическими   правилами   посредством   письменной   формы   речи.   Все
обучение   речи   по   «Ростовскому   плану   по   культуре   речи»   носило
практический   характер   и   осуществлялось   с   помощью   письменной   формы
речи во взаимосвязи с чтением с губ. С шестой декады в приготовительном
классе вводилось практическое  усвоение единственного и множественного
числа и письмо-копирование. Одновременно с этим вводились занятия и по
технике речи, но без указания материала.

Объем   учебного   материала   по   усвоению   грамматических   категорий   в

дальнейшем   возрастал,   равно   как   объем   материала   по   связной   речи,   по
самостоятельному рассказыванию, а также и по другим разделам.

В 1933/34 учебном году с разрешения Наркомпроса «Ростовский план по

культуре   речи»   проверялся   в   школах.   По   нему   работало   несколько   школ:
Истринская,   Куйбышевская,   Рязанская,   Воронежская   и   Ростовская   школы
глухих.

Появление   в   30-х   годах   «Ростовского   плана   по   культуре   речи»   было

одним   из   первых   свидетельств   начавшегося   отхода   школ   для   глухих   от
системы   «чистый   устный   метод».   В   условиях   30-х   годов   он   предвещал

239

начало   пересмотра   существовавшей   в   то   время   системы   «чистый   устный
метод». Однако «Ростовский план» имел и свои недостатки: согласно этому
плану   основным   средством   обучения   словесной   речи   было   письменное
обозначение   слов   и   фраз   в   отрыве   от   обучения   грамоте.   Глухой   ребенок
воспринимал   слово  нерасчлененно   как  образ   предмета,   или   действия,   или
качества только в письменной форме.

Разработка   научных   основ   сурдопедагогики.   Постановления   ЦК

ВКП(б)   о   школе   в   30-е   годы   послужили   стимулом   к   разработке   научных
основ сурдопедагогики и психологии глухих детей.

В   разработке   научных   основ   сурдопедагогики   и   обобщении   опыта

учителей   специальных   школ   для   глухих   важную   роль   играли   научно-
практические   институты   Москвы,   Ленинграда,   дефектологические
лаборатории   в   Москве   и   Новосибирске,   дефектологические   факультеты
педагогических институтов. Результаты исследований научно-практических
институтов,   педагогических   коллективов   и   отдельных   учителей   по
проблемам   сурдопедагогики   нашли   отражение   в   большом   количестве
сборников   и   монографиях.   Главное   место   в   изданиях   тех   лет   занимали
актуальные для того времени вопросы сурдопедагогики, сурдопсихологии и
методики компенсаторного обучения глухих.

В 1931 году вышел из печати сборник «Методы воспитания, обучения и

изучения глухонемых детей и подростков» под редакцией П. П. Почапина и
Ф.  A.  Pay.   В   этом   сборнике   давалось   описание   методик   изучения   и
обследования   глухих   детей.   Учителям   специальных   школ   этот   сборник
служил   методическим   пособием   и   в   известной   мере   способствовал
совершенствованию практики обучения детей с недостатками слуха. В этом
же году появилась книга украинского психолога Я. К. Цвейфеля «Очерки
особенностей   поведения   и   воспитания   глухонемого   ребенка»   (М.,   1931).
Однако она не оказала влияния на практику обучения глухих и не внесла
ничего нового в теорию сурдопедагогики, поскольку имела педологическую
направленность, а ее автор не проявлял критического отношения к системе
«чистый устный метод».

Из педагогических работ начала 30-х годов следует назвать книгу Н. М.

Лаговского   «Основы   сурдопедагогики»   (1931),   служившую   учебным
пособием для студентов-дефектологов (заочников) и ориентировавшую их на
систему «чистый устный метод», от которой учителя отдельных школ уже
начали отходить. Книга утверждала «чистый устный метод», в то время как
жизнь требовала новых средств и условий для обучения глухих. Выдвинутое
Л. С. Выготским еще на II съезде СПОН в 1924 году положение о социальной
компенсации   слуховой   дефективности   начинало   входить   в   сознание
сурдопедагогов, росло стремление работать по-новому, новыми методами.

В числе работ, обогативших теорию сурдопедагогики и ведших к новому

компенсаторному подходу в обучении и воспитании глухих, была книга Р. М.
Боскис «Развитие словесной речи у глухонемого ребенка» (1939), в которой
развивались ранее выдвинутые Л. С. Выготским идеи обучения и развития. В
исследовании   Р.   М.   Боскис   раскрывалась   внутренняя   логика   письменной

240

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  28  29  30  31   ..