порядке выплаты заработной платы учителям» (10 апреля 1936 г.) и ЦИК и
СНК СССР «О персональных званиях для учителей начальных и средних
школ» (10 апреля 1936 г.), СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О порядке введения
персональных званий для учителей и назначении учителей, заведующих и
директоров школ» (10 апреля 1936 г.) и другие постановления партии и
правительства этого периода о школе.
Большую роль в подготовке квалифицированных кадров сыграла и
система заочного обучения. Она нашла признание у учителей-дефектологов и
стала массовой формой их подготовки.
Для повышения квалификации учителей-дефектологов были созданы
дефектологические лаборатории в Новосибирске, Ростове-на-Дону,
Куйбышеве, дефектологический кабинет в Москве, обслуживавший учителей
Москвы и Московской области. В Москве, Ленинграде и Киеве, кроме того,
научно-практические институты информировали сурдопедагогов о лучшем
педагогическом опыте, проводили проверку различных методов,
подготавливали соответствующую документацию для Народного
комиссариата просвещения. Организующая роль в работе всех этих
институтов принадлежала Наркомпросу, в то же время институтам была
предоставлена полная самостоятельность в постановке и решении проблем
обучения и воспитания глухих.
Борьба за систематическое обучение глухих основам наук и
изживание системы «чистый устный метод». Введение всеобщего
обучения детей в нашей стране было связано со стремительным развитием
сети массовых школ, пересмотром и совершенствованием организации
учебного процесса в школе, содержания образования и методов обучения.
Развитие специальной школы для глухих активизировало теоретические
вопросы сурдопедагогики. В этот период с каждым годом острее ощущалась
необходимость создания теории сурдопедагогики, чтобы на ее основе
подготовить методические руководства для учителей школ,
усовершенствовать программы и методы обучения.
К началу 1930/31 учебного года Наркомпрос утвердил новые,
построенные на основе комплексов-проектов программы для начальной и
семилетней школы и школы для глухих. Эти программы были предложены
сурдопедагогам на состоявшейся в 1930 году конференции. По этим
программам учителям предлагалось работать «новыми бригадно-
лабораторными методами». Однако уже 25 августа 1931 года было принято
постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». Это
постановление знаменовало собой крутой поворот в развитии школы и
педагогики. В постановлении указывалось, что решающим звеном в работе
школы является борьба за знания, за овладение основами наук. В нем
говорилось: «...коренной недостаток школы в данный момент заключается в
том, что обучение в школе не дает достаточного объема
общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу
подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей,
хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык,
233