ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 29

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 29

 

 

воспитании глухонемого ребенка», Н. Н. Траугот «Опыт изучения высшей
нервной   деятельности   глухонемых   детей»,   Н.   А.   Скрицкого   «Об   учебных
занятиях с глухонемыми по развитию слуха на специальных аппаратах».

Л. С. Выготский на конференции вновь поднял вопрос о необходимости

разработки   теории,   сурдопедагогики.   Выдвинутые   им   на  II  съезде   СПОН
положения играли важную роль в теории и практике сурдопедагогики и во
многом   оправдывали   себя.   Отражавшие   требования   социалистического
государства принципы социального воспитания служили общей основой для
сурдопедагогики.   Для   дальнейшего   развития   теории   коммунистического
воспитания   и   обучения   глухого   ученика   необходимо   было   разработать
методы воспитания словесной речи, изучения психологических особенностей
глухого. Высказанная Л. С. Выготским мысль об использовании различных
речевых средств, и в частности жестов и мимики, не прошла бесследно для
сурдопедагогики.   Сурдопедагоги   стремились   совершенствовать   методы
обучения родному языку путем оптимального сочетания письменной речи с
устной,   а   в   дальнейшем   с   дактильной.   Новой   была   выдвинутая   Л.   С.
Выготским   идея   развития   языка   и   мышления   на   основе   полиглосии.   На
практике   она   вела   к   расширению   используемых   в   процессе   воспитания   и
обучения   глухих   активных   речевых   средств.   Вместе   с   тем   она
способствовала   преодолению   узости   и   формализма   «чистого   устного
метода».

В   опытах   изучения   высшей   нервной   деятельности   детей-акупатов

(глухих)   также   проявились   новые   подходы   к   глухому   ребенку.   Изучение
личности глухих детей методами рефлексологии расширяло возможности для
научно обоснованного построения процесса обучения в специальной школе.

Состоявшаяся в 1930 году конференция сыграла важную роль в развитии

советской сурдопедагогики.

Подводя итоги развитию советской сурдопедагогики в 20-е годы, можно

сказать, что они были весьма положительными. Специально организованный
в   Народном   комиссариате   просвещения   подотдел   учреждений   для
дефективных   детей   с   каждым   годом   проявлял   все   больше   внимания   к
обучению и воспитанию глухих детей. Сеть школ для глухих непрерывно
возрастала. Количество обучаемых увеличилось.

В педагогических коллективах школ для глухих шла напряженная работа,

направленная на приближение к массовой школе, обновлялось содержание
учебно-воспитательной   работы   на   новых,   социалистических   началах.
Специальный   детский   дом   со   школой   перерастал   в   школу   для   глухих   с
интернатом,   что   было   подтверждено   постановлением   Совета   Народных
Комиссаров   РСФСР   от   19   декабря   1926   года   «Об   учреждениях   для
глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков», а в 1927
году — постановлением СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы
по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей
и   подростков».   Этими   постановлениями   определялась   ответственность   ор-
ганов   народного   образования   за   материальное   обеспечение   школы   для
глухих, а также за развитие специальной школьной сети для этих детей.

225

В   развитии   сурдопедагогики   20-х   годов   важную   роль   сыграл  II  съезд

СПОН, на одной из секций которого решались вопросы теории и практики
обучения и воспитания глухих школьников и дошкольников. Съезд обратил
внимание   учителей   глухих   на   необходимость   дифференцированного
обучения   глухих.   На  II  съезде   СПОН   определились   основные   проблемы
обучения   и  воспитания  глухих:   1)  предупреждение   и  лечение  глухоты;   2)
осуществление   дифференцированного   обучения;   3)   широкое   развитие
политико-воспитательной   работы   с   учащимися;   4)   включение   глухих   в
общественно полезный труд,

В 1929 г. были созданы первые программы для школ глухих на 5 лет

обучения   с   предложением   использовать   дактильную   речь   как
вспомогательное   средство.   В   этот   же   период   в   школах   для   глухих   шла
учебно-методическая   работа   по   освоению   и   использованию   зарубежных
методов, а также по созданию новых оригинальных методов первоначального
обучения. Лечебный характер слуховых упражнений постепенно утрачивался
и превращался в органическую часть школьного урока, индивидуальных или
групповых   занятий   в   классах   или   слуховых   лабораториях,   созданных   в
школах для глухих и слабослышащих. Вопросы профессионально-трудовой
подготовки глухих в этот период не получили удовлетворительного решения.

В   решении   проблемы   социального   воспитания   и   преодоления

филантропического подхода к глухим начиная с 1926 года большую помощь
оказывала общественность глухих — Всероссийское общество глухих.

В   развитии   сурдопедагогики   20-х   годов   важную   роль   сыграл  II  съезд

СПОН (1924), а затем Всероссийская конференция учителей глухих (1930).

Последовавшее   вскоре   после   конференции   учителей   глухих

постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (опубликовано 5
сентября   1931   года)   открывало   новый   этап   развития   советской
сурдопедагогики.

Вопросы
1. Почему существование детского дома-школы для глухих не отвечало

требованиям времени?

2. Каково значение  II  съезда СПОН в пересмотре теоретических основ

сурдопедагогики?

3. Что нового из опыта сурдопедагогической работы было представлено

на II съезде СПОН?

4.   Каковы   особенности   программы   1929   года   для   школ   глухих   в

сравнении с программами ГУСа?

5.   Какие   зарубежные   методики   обучения   словесной   речи   были

экспериментально   проверены   в   условиях   советской   школы   глухих   20-х
годов?

Глава 16

226

Советская сурдопедагогика в период наступления социализма по

всему фронту и упрочения социалистического общества

(1931—1941)

Осуществление   всеобщего   обучения   детей   с   недостатками   слуха.

Выполняя   заветы   В.   И.   Ленина,   советский   народ   под   руководством
Коммунистической   партии   в   30-е   годы   вел   грандиозную   созидательную
работу   по   реконструкции   всего   народного   хозяйства.   Невиданными   в
истории   темпами   осуществлялись   индустриализация   промышленности   и
коллективизация сельского хозяйства. В соответствии с планами социально-
экономического развития, разрабатывавшимися Коммунистической партией,
в   СССР   осуществлялась   и   культурная   революция.   В   начале   30-х   годов
Коммунистической   партией   и   Советским   правительством   был   принят   ряд
постановлений,   которыми   определялись   развитие   школы   и   народного
образования   в   этот   период,   основные   направления   совершенствования
учебно-воспитательного   процесса   в   общеобразовательной   школе,   развитие
педагогической теории. В СССР развернулась огромная по масштабам работа
по осуществлению всеобщего обязательного обучения.

Центральный Комитет Коммунистической партии в постановлении от 25

июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» признал
необходимым   ввести   с   1930—   1931   годов   повсеместное   всеобщее
обязательное начальное обучение детей. ВЦИК и СНК РСФСР в развитие
постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года издали 10 августа 1930 года
постановление «О введении всеобщего обязательного обучения».

Планы   введения   всеобщего   начального   образования   предусматривали

также и решение задачи обучения и воспитания глухих и слабослышащих
детей.   В   осуществлении   этой   задачи   значительную   роль   сыграло
постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 ноября 1926 года
«Об учреждениях  для  глухонемых, слепых и умственно  отсталых детей  и
подростков»   и   постановление   Совета   Народных   Комиссаров   РСФСР   от   9
августа 1927 года «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и
обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков».

В начале 30-х годов Наркомпрос РСФСР на основе решений по всеобучу

разработал   инструктивные   указания   о   проведении   всеобуча   дефективных
детей   для   областных,   краевых   отделов   народного   образования   и
наркомпросов   автономных   республик.   В   приказе   Наркомпроса   от   8   июня
1931   года   «О   введении   всеобщего   обязательного   начального   обучения
физически   дефективных,  умственно  отсталых  и  страдающих  недостатками
речи (логопатов) детей и подростков» были даны принципиальные указания
о   задачах   обучения   дефективных   детей.   Закончить   всеобуч   глухих
предлагалось не позднее 1 октября  1932 года, т. е. почти одновременно с
окончанием введения обязательного обучения всех детей в стране.

Однако   Наркомпрос   при   издании   приказа   учитывал   лишь   устаревшие

данные   о   количестве   глухих   детей   (коэффициенты   переписи   1926   года   и
даже   1897   года).   Фактическое   же   число   глухих   детей   было   значительно

227

больше.

Организация   школ   и   интернатов   для   глухих   требовала   значительных

материальных   средств.   Открытие   новых   школ   для   глухих   детей   было
поручено местным отделам народного образования и наркомпросам союзных
и автономных республик. На пути к осуществлению всеобуча глухих стояло
много   трудностей.   Но   благодаря   активному   участию   общественных
организаций,   и   особенно   Всероссийского   общества   глухих,   в   борьбе   за
проведение   всеобщего   обучения   глухих   был   достигнут   огромный   сдвиг   в
решении практических проблем сурдопедагогики в нашей стране.

Предусмотренный тем же приказом Наркомпроса порядок краткосрочной

подготовки дефектологов на курсах и в техникумах также мог быть лишь
временным.   Для   трудного   дела   обучения   глухих   детей   требовались   более
квалифицированные   кадры   дефектологов   с   высшим   педагогическим
образованием.   Тем   не   менее   организация   этих   курсов   способствовала
увеличению   охвата   глухих   детей   обучением.   В   1932   году,   по   данным
Наркомпроса, в 79 школах для глухих в СССР обучалось 7053 человека.

Осуществление всеобщего обучения глухих, и особенно слабослышащих

и позднооглохших, в это время шло медленно. Новые школы создавались с
большими   трудностями   и   в   основном   там,   где   общественность   (родители
глухих детей, члены Всероссийского общества глухих) проявляли большую
настойчивость,   добиваясь   их   открытия.   28   декабря   1931   года   в
республиканском   комитете   по   всеобучу   при   СНК   РСФСР   был   заслушан
доклад Наркомпроса «О ходе всеобуча физически дефективных, умственно
отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков»,
после которого Президиум ВЦИК вынес постановление об осуществлении
обязательного обучения детей с недостатками слуха не позднее 1933 года.
Бюджетная  комиссия  ВЦИК  приняла решение об увеличении  расходов на
содержание и обучение глухих и слабослышащих детей. В результате этого
решения уже на 1 сентября 1933 года школьным обучением в РСФСР было
охвачено 11 232 глухих, 374 слабослышащих и 210 позднооглохших.

Наиболее   активно   шло   развертывание   сети   школ   для   глухих   в

Новосибирском   крае,   где   было   открыто   33   школы,   и   Центрально-
Черноземной области, в которой была открыта 21 школа.

Трудности осуществления всеобщего обучения глухих детей на местах в

первые   годы   его   проведения   заставили   органы   народного   образования
широко использовать предусмотренный приказом Наркомпроса такой путь
обучения глухих и слабослышащих, как специальные классы при массовых
школах. Таких классов было создано в 1933 году 616, а в 1934 году — 634.
Достоинство этих классов состояло в том, что глухие дети были рядом со
слышащими, которые убеждались в том, что с глухими можно общаться хотя
бы   с   помощью   жестов.   Но   сурдопедагоги,   обучавшие   глухих   детей   в
специальных   классах   при   массовых   школах,   зачастую   были
малоквалифицированными, они не были связаны с коллективами школ для
глухих, в коллективы же массовых школ они также не входили.

Хотя   количество   классов   для   глухих   детей   при   массовой   школе   в

228

дальнейшем   сокращалось,   но   роль   данных   классов   в   то   время   была
значительна. Благодаря этой организационной форме примерно одна треть
глухих детей в РСФСР была охвачена всеобщим обучением.

Если осуществление всеобщего обучения детей в стране в основном было

закончено   к   1934   году,   то   охват   обучением   глухих,   слабослышащих   и
позднооглохших   детей   к   тому   времени   еще   далеко   не   был   завершен.   В
РСФСР к 1934 году было охвачено обучением всего лишь 11 433 глухих. В
союзных   республиках   всеобуч   только   начинал   развертываться.   Лишь   в
Украинской ССР сеть учреждений для глухих продолжала расширяться. В
других   же   республиках   открывались   единичные   школы;   например,   в
Киргизской ССР в г. Фрунзе в 1934 году была открыта первая школа для
глухих,  в   которой   обучалось   всего   23   человека.   Школа   в  г.   Фрунзе   была
тесно связана со школой для глухих в г. Новосибирске как методическом
центром.   Ею   собирались   и   статистические   данные   о   наличии   глухих   в
республике. В Азербайджанской ССР в 1934 году была также открыта школа
для глухих.

Всеобуч глухих в целом отставал от осуществления всеобщего обучения

детей   по   стране.   Поскольку   одной   из   основных   причин   замедленного
осуществления всеобуча глухих было отсутствие помещений для школ, то
Наркомпрос издал приказ от 25 августа 1935 года «О включении проектов
строительства   школ   для   дефективных   детей   в   общие   титульные   списки
школьного строительства». На основании этого приказа отделы народного
образования   могли   вносить   в   титульные   списки   проектирование
строительства   школ   и   интернатов   для   аномальных   детей   и   подростков,   а
также включать существующие в списки на капитальный ремонт.

Организованный   в   эти   годы   отдел   специальных   школ   Наркомпроса

приложил   немало   усилий   для   того,   чтобы   местные   органы   народного
образования   активнее   осуществляли   всеобуч   глухих,   чтобы   педагоги-
дефектологи совместно со Всероссийским обществом глухих включились бы
в борьбу за него. К 1936 году в РСФСР школьным обучением было охвачено
80%   детей   с   недостатками   слуха.   В   других   союзных   республиках,   за
исключением  Украины,   всеобуч   был  выполнен  всего   на  40—50%  и  то  от
числа только учтенных глухих, которых, как выяснилось это впоследствии,
было больше.

Огромную   роль   в   завершении   всеобуча   глухих   в   РСФСР   сыграло

постановление   Совета   Народных   Комиссаров   РСФСР   от   25   октября   1936
года   «О   борьбе   с   глухонемотой   и   улучшении   культурно-бытового
обслуживания глухонемых», В этом постановлении наряду с мероприятиями
правительства   по   обеспечению   медицинской   профилактики   глухоты
содержались также конкретные указания о ликвидации неграмотности среди
взрослых глухих, о развитии сети специальных дошкольных учреждений и о
достижении   полного   охвата   глухих   и   слабослышащих   детей   школьного
возраста   школьным   обучением   к   1937   году.   Для   повышения   качества
обучения   Наркомпросу   РСФСР   предлагалось   издать   в   1936—1937   годах
необходимое количество учебно-методических пособий и учебников, а также

229

провести   основательную   подготовку   и   переподготовку   не   менее   300
учителей   для   школ   глухих.   Было   предложено   Наркомздраву   РСФСР
совместно   с   Наркомпросом   РСФСР   организовать   «опытно-показательные
учреждения для детей с недостатками слуха» и сочетать в них медицинскую
и   педагогическую   работу   (лечение   и   развитие   остатков   слуха   и   обучение
детей   словесной   речи   в   связи   с   общим   образованием).   В   Народном
комиссариате  социального обеспечения  были определены виды профессий
для людей с недостатками слуха. Комитет по кинематографии вынес решение
о создании для глухих немых фильмов с письменными титрами.

В 1939 году в РСФСР было 254 школы для детей с недостатками слуха, в

которых обучалось 22 773 ученика. К 1940 году количество школ достигало
264,   а   количество   обучающихся   в   них   —   27773   человека;   к   1941   году
соответственно — 271 школа и 314428 учащихся. В эти же годы продолжала
развертываться сеть школ в Украинской ССР. К 1935 году сеть школ для
глухих здесь достигла 20 учреждений с количеством учащихся 2347, а в 1936
году здесь насчитывалось уже до 40 школ примерно с 5 000 учащимися. В
1940 году на Украине имелось 65 школ с 8115 учащимися.

В 30-е годы открылся ряд школ в Узбекской ССР и Таджикской ССР.

Большое отставание в проведении всеобщего обучения глухих наблюдалось в
Белорусской ССР. В 1932/33 учебном году здесь была всего одна школа, в
которой училось 140 человек. Но в 1938/39 учебных годах в республике уже
насчитывалось 4 школы, в которых обучалось примерно 900 человек.

В   1932   году   была   открыта   школа   для   глухих   в   Баку.   Для   Бакинской

Школы глухих детей было выстроено новое здание, в котором разместилось
22 класса. В Азербайджанской ССР с большим успехом было организовано
обучение детей на азербайджанском языке. В Азербайджанской ССР было
введено также индивидуальное обучение глухих детей на дому. Это были
дети, не имевшие возможности посещать школу по той или другой причине.

К 1941 году всеобщий охват обучением глухих детей по РСФСР был в

основном закончен. В союзных республиках шло дальнейшее развертывание
и совершенствование сети учреждений для глухих детей школьного возраста.

Прослеживая   историю   осуществления   всеобуча   в   стране,   можно   было

видеть, что оно шло наиболее успешно в тех областях, краях и республиках,
в   которых   работали   инспектора-дефектологи.   К   1938/39   учебному   году
только   в   РСФСР   было   двенадцать   инспекторов-дефектологов.   Были
инспектора на Украине, в Белоруссии и в других союзных республиках.

Состоявшийся   в   марте   1939   года  XVIII  съезд   ВКП(б)   подвел   итоги

социалистического строительства и развития культуры в нашей стране. На
съезде   было   подчеркнуто   возрастающее   значение   коммунистического
воспитания в условиях завершения строительства социализма и постепенного
перехода к коммунизму. Принятый  XVIII  съездом третий пятилетний план
развития   народного   хозяйства   в   СССР   (1938—1942)   предусматривал
осуществление   среднего   образования   в   городах   и   завершение   всеобщего
семилетнего   обучения   в   сельских   местностях.   К   концу   третьей   пятилетки
число   учащихся   в   школе   должно   было   составить   около   40   миллионов.

230

Решения  XVIII  съезда   требовали  укрепления   связи   школьного  обучения   с
задачей   подготовки   школьников   к   участию   в   производстве.   Съезд   указал
также   на   необходимость   совершенствования   качества   всей   учебно-
воспитательной работы школы.

Осуществление   всеобщего   обучения   глухих   и   слабослышащих   детей

являлось   составной   частью   этих   огромной   исторической   важности   задач,
стоявших перед Советской страной. В ходе проведения всеобщего обучения
глухих   шла   работа   по   формированию   дифференцированной   системы
специальных   учреждений.   Такая   дифференциация   школ   давала   не   только
экономию   государственных   средств,   но,   главное,   расширяла   возможности
для развития глухих детей и получения ими общего образования.

Борьба   за   всеобщее   обучение   глухих   способствовала   и   расширению

контингента глухих учащихся в средних и высших учебных заведениях. К
1939 году в средних и высших учебных заведениях обучалось 2883 человека
из   глухой   молодежи.   Только   в   Кудиново   (Московская   область)   на
энергетическом рабфаке обучалось 142 глухих студента.

По   инициативе   Всероссийского   общества   глухих   были   организованы

группы   при   Высшем   техническом   училище   им.   Баумана,   Ростовском
машиностроительном   институте.   Глухие   обучались   на   инженерно-
конструкторском отделении.

Сеть   школ   и   учебных   заведений   все   более   приобретала   черты

определенной  системы. Образование,   получаемое  в начальной  и неполной
средней школе, позволяло глухому переходить и в другие звенья системы
народного   образования   на   равных   основаниях   со   слышащими.   Это   было
огромное   достижение   советской   сурдопедагогики.   Глухой   человек,   не
имевший   ранее   места   в   высших   учебных   заведениях,   вошел   в   них
равноправным учащимся. Это было огромным шагом в борьбе за включение
глухих   в   общество   слышащих,   за   их   участие   в   социалистическом
строительстве.

Местные отделы Всероссийского общества глухих не только в РСФСР, но

и   в   других   республиках   в   целях   пропаганды   ежегодно   объявляли   так
называемые   трехдневники   «Береги   слух».   Практика   проведения
трехдневников   привела   к   созданию   в   1930   году   специального   Научно-
практического   института   по   болезням   уха,   горла,   носа.   Народный
комиссариат   здравоохранения   значительно   больше   стал   уделять   внимания
отоларингологической помощи населению вообще и глухим в частности. При
больницах   появились   отделения   по   отоларингологическим   заболеваниям.
Всероссийское общество глухих привлекало к участию в деятельности этих
отделений   работников   народного   образования.   Врачи-отоларингологи,
сурдопедагоги,   научно-педагогические   учреждения   вели   плодотворную
работу в этом направлении. К сожалению, Всероссийское общество глухих к
концу 30-х годов эту важную и интересную работу прекратило.

Наркомпрос РСФСР все эти годы продолжал вести упорную борьбу за

решение   проблемы   всеобщего   обучения   глухих   и   слабослышащих   детей
школьного   возраста.   Решение   этой   проблемы   во   многом   зависело   от

231

подготовки   кадров   сурдопедагогов,   от   поисков   эффективных   путей   и
методов   общеобразовательного   обучения   глухих,   а   также   от   разработки
научных основ советской сурдопедагогики.

Подготовка   педагогических   кадров   для   школ   глухих.  Расширение

сети школ для глухих потребовало увеличения числа учителей. Подготовка
кадров   учителей   глухих   велась   в   нашей   стране   в   то   время   несравненно
интенсивнее,   чем   в   какой-либо   другой   стране   мира,   и,   несмотря   на   это,
учителей для школ глухих и слабослышащих все еще было недостаточно.
Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции
был   поставлен   вопрос   о   подготовке   в   нашей   стране   педагогов   с   высшим
дефектологическим   образованием.  На   базе  открытых   в  Петрограде  в   1918
году   курсов   дефектологов   был   создан   дефектологический   факультет   при
дошкольном педагогическом институте.

В   1920   году   в   Москве   было   открыто   высшее   учебное   заведение   —

Педагогический   институт   детской   дефективности.   Параллельно   с
подготовкой педагогов-дефектологов шла и подготовка врачей-дефектологов
в Московском медико-педологическом институте. В 1924/25 учебном году
эти два института слились в один, образовав дефектологическое отделение 2-
го   Московского   государственного   университета.   Аналогичные   факультеты
были   организованы   в   Киевском   и   Ленинградском   педагогических
институтах.

В   1934   —   1937   годах   была   предпринята   попытка   организовать   при

педагогических институтах двухгодичные отделения по подготовке учителей
для специальных школ в Куйбышеве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Перми.
Однако в связи с введением всеобуча и этих мер оказалось недостаточно.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 21 февраля 1931 года «О ходе всеобщего

начального   обучения»   указывалось,   что   одним   из   основных   недостатков
проведения   всеобуча   была   нехватка   учительских   кадров.   Центральный
Комитет предложил ускорить подготовку и переподготовку кадров учителей,
обеспечить выполнение плана строительства школ.

Во исполнение этого постановления на местах была развернута работа по

подготовке кадров и для специальных школ. Так, в Казанской школе глухих
под   руководством   опытного   руководителя   Е.   Г.   Ласточкиной   готовились
сурдопедагоги для школ Поволжья. Центрами подготовки учителей глухих в
Сибири были Барнаул, Томск и Новосибирск, где проводилась подготовка
учителей   глухих   на   краткосрочных   курсах,   создавались   отделения   при
педагогических училищах. К 1932 году в РСФСР было 1283 сурдопедагога.
Из   них   12,5%   с   высшим   образованием,   64%   со   средним   и   23,5%   с
незаконченным средним и низшим.

Проведенные   в   нашей   стране   мероприятия   по   подготовке   кадров   для

школ   глухих   позволили   обеспечить   учителями   специальные   школы   для
глухих, а в дальнейшем вести систематическую переподготовку учителей в
целях повышения педагогической квалификации.

Решению

 

проблемы

 

подготовки

 

квалифицированных

сурдопедагогических кадров способствовали постановления СНК СССР «О

232

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..