Сторонницей метода целых слов являлась Н. A. Pay. В своей многолетней
практике она методом целых слов обучала дошкольников произнесению
лепетных слов-слогов, которые были заимствованы ею из словаря говорящих
детей раннего преддошкольного возраста. При этом предполагалось, что
глухой ребенок дошкольного возраста путем лепетного произнесения
усваивает звуковой состав слов и овладевает спонтанной речью. Однако
последующие опыты показали, что обучение глухого ребенка словесной речи
даже дошкольного возраста этим методом лишает его естественной речи
слышащего и восприятия правильного произношения.
Особенно отчетливо этот недостаток обнаружился после того, как в 1933
году вышла из печати предназначавшаяся для глухих детей книга Н. A. Pay
«Я учусь говорить». Предлагавшийся ею «метод целых слов» не
предусматривал выделения буквы из слова. Ребенок «читал» целое слово,
известное ему из материала по устной речи и по чтению с губ.
Воспроизведение в печатном тексте устной речи, известной детям из уроков
грамоты и чтения или чтения с губ, ребенку трудно было соотносить с
буквенно-звуковым составом речи. Письменное слово оставалось для него
нерасчлененным. Ученик не приучался контролировать себя в процессе
произнесения слова.
Книга «Я учусь говорить» позднее была переработана на основе
аналитико-синтетического метода, применявшегося в практике обучения
устной речи и грамоте в школе глухих. Сурдопедагоги начинали отходить от
звукового аналитического «чистого устного метода», имевшего широкое
признание в дореволюционной России и в первые годы Советской власти.
Аналогичная тенденция проявлялась и в отношении к «методу целых слов»,
который с некоторым успехом применялся в процессе обучения глухих в
первые годы после революции.
Методы обучения глухих детей произношению обновлялись Медленно.
Учителя продолжали пользоваться методами постановки звуков по пособию
А. Ф. Остроградского «Обучение глухонемых по звуковому способу» и книге
Н. М. Лаговского «Обучение глухонемых устной речи».
Если в методе Р. Линднера постановка звуков шла по особой методике
независимо от обучения и усвоения семантики письменного слова или фразы,
то в методе К. Малиша обучение произношению было слито с практикой
проговаривания целого слова. Советские сурдопедагоги и психологи уже в то
время обратили внимание на эту сторону методической системы К. Малиша.
Так, в работе К. Д. Смирнова «Эффекторная устная речь в методе Малиша» 1
показывалось, что проблема обучения глухих устной речи сложна, а
вследствие этого нуждается в расчленении на составные элементы. К. Д.
Смирнов подчеркивал, что разработка методики обучения эффекторной речи
глухого является задачей, разрешение которой дает глухому средство
общения с окружающими.
К. Д. Смирнов, давая психологический анализ процесса эффекторной
речи детей, обученных по методу К. Малиша, обращал внимание на
особенности произношения в самостоятельной речи глухого ребенка. Речь
217