никого из читателей. Н. К. Крупская писала о том, что глухонемые дети и
особенно подростки нуждаются в сугубой защите. Закон и говорящие
окружающие должны защищать их права, всячески помогать им войти в
жизнь, занять в ней свое место.
Педагогические идеи Н. К. Крупской творчески воспринимались
советскими дефектологами, которые осуществляли их на практике. Так, в
плане реализации этих идей Н. М. Лаговским, который в первые годы
Советской власти на первом съезде по борьбе с детской дефективностью в
1920 году ведал в Наркомпросе вопросами обучения и воспитания глухих,
предложил план системы учреждений для глухих. В основу этого плана была
положена идея преемственности, которая сохраняет свое значение до наших
дней. Позднее, выступая на съезде заведующих губернскими отделами
народного образования в 1922 году, Н. К. Крупская говорила о наличии
конкретного плана постановки сети учреждений для дефективных детей.
Очевидно, Н. К. Крупская имела в виду представленный на съезде доклад Н.
М. Лаговского. В 1926 году были разработаны планы школ для детей глухих,
слепых и умственно отсталых. Звеном этой системы были дошкольные
учреждения — детские дома. Так мысли и предложения Н. К. Крупской
входили в практику обучения аномальных детей.
Огромную роль играла Н. К. Крупская в разработке теоретических
проблем сурдопедагогики. Ею выдвигался принцип органической связи
теории с практикой обучения и воспитания аномальных детей. Она
выступала непримиримым противником идей, чуждых гуманистической
советской педагогике. Н. К. Крупская принимала активное участие в
подготовке материалов ко II съезду по социально-правовой охране
несовершеннолетних в 1924 году. В связи с проведением съезда на коллегии
Наркомпроса был поставлен вопрос о практической целесообразности
выводов сектора по обучению и воспитанию аномальных детей, которым в те
годы руководил Л. С. Выготский. Оценивая выдвинутые Л. С. Выготским
теоретические положения, Н. К. Крупская отмечала при этом, что
теоретические позиции необходимо максимально приблизить к практике
борьбы с детской дефективностью и вести настойчивый поиск новых форм,
средств и методов решения проблемы.
Н. К. Крупская последовательно и систематически направляла мысль
сурдопедагогов. Она призывала к поискам эффективных путей приближения
обучения дефективных детей к условиям обучения и воспитания в
общеобразовательной школе.
Н. К. Крупской в эти годы развивалась идея компенсаторного обучения.
Компенсаторное обучение в ее понимании состоит в том, чтобы не повторять
механически содержание программ массовых школ и приближать его к
обучению слышащих, создавая для этого необходимые условия.
Много внимания Н. К. Крупская уделяла проблемам трудового обучения
и воспитания. Ею глубоко и разносторонне развивалась мысль о том, что
ребенок должен познавать предметы и явления окружающей жизни в
процессе трудовых действий. Благотворное влияние этой идеи сказалось на
185