ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 24

 

 

никого из читателей. Н. К. Крупская писала о том, что глухонемые дети и
особенно   подростки   нуждаются   в   сугубой   защите.   Закон   и   говорящие
окружающие   должны   защищать   их   права,   всячески   помогать   им   войти   в
жизнь, занять в ней свое место.

Педагогические   идеи   Н.   К.   Крупской   творчески   воспринимались

советскими  дефектологами,   которые   осуществляли   их   на  практике.   Так,  в
плане   реализации   этих   идей   Н.   М.   Лаговским,   который   в   первые   годы
Советской власти на первом съезде по борьбе с детской дефективностью в
1920 году ведал в Наркомпросе вопросами обучения и воспитания глухих,
предложил план системы учреждений для глухих. В основу этого плана была
положена идея преемственности, которая сохраняет свое значение до наших
дней.   Позднее,   выступая   на   съезде   заведующих   губернскими   отделами
народного   образования   в   1922   году,   Н.   К.   Крупская   говорила   о   наличии
конкретного   плана   постановки   сети   учреждений   для   дефективных   детей.
Очевидно, Н. К. Крупская имела в виду представленный на съезде доклад Н.
М. Лаговского. В 1926 году были разработаны планы школ для детей глухих,
слепых   и   умственно   отсталых.   Звеном   этой   системы   были   дошкольные
учреждения   —   детские   дома.   Так   мысли   и   предложения   Н.   К.   Крупской
входили в практику обучения аномальных детей.

Огромную   роль   играла   Н.   К.   Крупская   в   разработке   теоретических

проблем   сурдопедагогики.   Ею   выдвигался   принцип   органической   связи
теории   с   практикой   обучения   и   воспитания   аномальных   детей.   Она
выступала   непримиримым   противником   идей,   чуждых   гуманистической
советской   педагогике.   Н.   К.   Крупская   принимала   активное   участие   в
подготовке   материалов   ко  II  съезду   по   социально-правовой   охране
несовершеннолетних в 1924 году. В связи с проведением съезда на коллегии
Наркомпроса   был   поставлен   вопрос   о   практической   целесообразности
выводов сектора по обучению и воспитанию аномальных детей, которым в те
годы руководил Л. С. Выготский. Оценивая выдвинутые Л. С. Выготским
теоретические   положения,   Н.   К.   Крупская   отмечала   при   этом,   что
теоретические   позиции   необходимо   максимально   приблизить   к   практике
борьбы с детской дефективностью и вести настойчивый поиск новых форм,
средств и методов решения проблемы.

Н.   К.   Крупская   последовательно   и   систематически   направляла   мысль

сурдопедагогов. Она призывала к поискам эффективных путей приближения
обучения   дефективных   детей   к   условиям   обучения   и   воспитания   в
общеобразовательной школе.

Н. К. Крупской в эти годы развивалась идея компенсаторного обучения.

Компенсаторное обучение в ее понимании состоит в том, чтобы не повторять
механически   содержание   программ   массовых   школ   и   приближать   его   к
обучению слышащих, создавая для этого необходимые условия.

Много внимания Н. К. Крупская уделяла проблемам трудового обучения

и воспитания. Ею глубоко и разносторонне развивалась мысль о том, что
ребенок   должен   познавать   предметы   и   явления   окружающей   жизни   в
процессе трудовых действий. Благотворное влияние этой идеи сказалось на

185

последующем   развитии   советской   сурдопедагогики,   на   разработке
дидактической системы обучения глухих по принципу речевого общения. По
этой   системе   на   начальном   этапе   обучения   осуществляется   предметно-
практическая   деятельность.   Она   ставит   глухого   ребенка   перед
необходимостью   пользоваться   словесной   речью   под   непосредственным
руководством педагога. Как правило, обучение глухих детей сопровождается
жизнерадостностью, активностью и инициативой с применением предметно-
практической деятельности.

В 20-х годах в педагогической  литературе получил широкое хождение

термин   «морально-дефективные   дети».   Преподаватели   сурдопедагогики
Ленинградского   педагогического   института   при   обсуждении   системы
обучения   глухих   предлагали   даже   открыть   детский   дом   для   «морально-
дефективных» глухих детей. К категории «морально-дефективных» относили
детей больных, измученных нуждой и голодом. Накануне II съезда СПОН Н.
К.   Крупская   выступила   в   журнале   «На   путях   к   новой   школе»   с   острой
критикой этого понятия.

Н. К. Крупская с глубокой убежденностью доказывала, что этот термин

позорный,   что   он   развязывает   руки   нечестным   педагогам,   что   его   надо
изгнать   из   советской   педагогики.   В   работе   «К   вопросу   о   морально-
дефективных детях» Н. К. Крупская писала:

«Позорный   термин   «морально-дефективный»,   развязывающий   руки

бессовестной   и   бессознательной   части   педагогов,   должен   быть   изгнан   из
употребления.

На работе с заброшенными, задавленными жизнью, исковерканными ею

ребятами   надо   оставить   лишь   живых,   чутких   людей,   умеющих   заслужить
доверие ребят, умеющих подойти к ним.

Надо помочь ребятам, на которых всей тяжестью обрушились невзгоды

жизни, надо помочь им подняться, на эту работу должны идти лучшие люди.

Долой   снимающие   ответственность   буржуазные   термины   вроде

«морально-дефективный»

Беспризорные,   заброшенные,   больные   ребята   должны   стать   родными,

любимыми детьми Советской республики».

Выступления Н. К. Крупской были пронизаны идеями социалистического

гуманизма, страстным желанием прийти на помощь аномальным детям. Она
справедливо считала, что глухонемые дети способны приобщиться к жизни,
включиться   в   трудовую   и   общественную   деятельность,   стать   полезными
членами общества, а педагогические коллективы должны помочь им в этом.
В одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень
незначительного, указывала Н. К. Крупская. В дальнейшем его опыт должен
обогатиться опытом других.

В   соответствии   с   этими   принципами   Н.   К.   Крупская   настойчиво

требовала приближения содержания обучения  и воспитания  глухонемых к
содержанию   деятельности   массовой   общеобразовательной   школы.
Высказанные Н. К. Крупской мысли имели основополагающее значение и
для   развития   сурдопедагогической   теории.   Педагогические   идеи   Н.   К.

Н. М. Лаговский

(1862-1933).

186

Крупской и ее личный пример отношения к аномальным детям вдохновляли
сурдопедагогов на самоотверженное служение гуманному делу обучения и
воспитания глухих детей. Педагогические идеи Н. К. Крупской служили для
советских   сурдопедагогов   основой   творческих   поисков.   Они   не   утратили
своего   теоретического   и   практического   значения   и   для   сурдопедагогов
наших дней.

Н. М. Лаговский (1862-1933). Одним из выдающихся деятелей советской

сурдопедагогики рассматриваемого периода был Н. М. Лаговский. Николай

Михайлович   Лаговский   родился   25   декабря   1862   г.   в
Костромской   губернии   в   семье   сельского   дьякона.
Оставшись   сиротой,   он   рано   начал   самостоятельную
трудовую жизнь, добывая средства к жизни случайными
заработками: пением в хоре, перепиской нот, уроками за
любую, даже самую мизерную, плату. Во время обучения
в   духовной   семинарии   он   принимал   участие   в
деятельности   Костромской   организации   партии
«Народная воля». Близость к политической деятельности

народовольцев   в   юношеские   годы   отразилась   на   всей   последующей
деятельности Н. М. Лаговского, который видел главный ее смысл в служении
трудовому народу.

По   окончании   семинарии   в   1884   году   Н.   М.   Лаговский   поступил   на

историко-филологический   факультет   Петербургского   университета,   но
вскоре   был   вынужден   оставить   университет   из-за   отсутствия   средств   на
оплату за обучение. В октябре того же года Н. М. Лаговский поступил на
должность воспитателя в Петербургское училище для глухонемых.

В   80—90-е   годы   в   Петербургском   училище   глухонемых   шла   острая

борьба за утверждение принципа обучения глухих устной словесной речи и
использования   ее   как   средства   общения   и   получения   глухими   учащимися
общеобразовательных   знаний.   Н.   М.   Лаговский   с   присущими   ему
искренностью   и   живым   умом   включился   в   творческую   деятельность   по
перестройке учебно-воспитательного дела в училище. Он сразу же встал в
ряды сторонников обучения глухих устной речи. Позднее он занимался на
курсах   по   подготовке   учителей   для   школ   глухих,   организованных   при
училище. По окончании курсов в 1897 году Н. М. Лаговский был зачислен на
должность учителя, а через год стал инспектором Петербургского училища.

Для углубленного изучения практики обучения глухих в Европе он был

командирован в Австрию и Германию. В конце XIX века в Западной Европе
проводился ряд опытов по изучению слуха глухих и использованию его в
процессе   обучения   глухих   детей   устной   речи.   В   Германии   в   Берлинском
училище   глухих   Я.   М.   Лаговский   ознакомился   с   методами   обучения
артикуляции,   с   учебными   планами,   программами,   в   Австрии   —   с
постановкой   слуховых   упражнений   В.   Урбанчича.   Кроме   того,   им   была
тщательно изучена система подготовки учителей глухих на курсах, которыми
в то время руководил выдающийся немецкий сурдопедагог Э. Вальтер.

По   возвращении   в   Россию   Н.   М.   Лаговский   издал   ряд

187

сурдопедагогических  работ. Первой из серии его книг была «Королевское
училище глухонемых в Берлине», в которой давалось подробное описание
процесса обучения глухонемых в этом училище. Одновременно появилась и
его «Книга рассказов для классного чтения и бесед с глухонемыми детьми
старшего возраста». Это было первое пособие для учителей глухих и глухих
учеников старших классов, если не считать в значительной мере устаревшую
к   тому   времени   книгу   Г.   А.   Гурцова   «Энциклопедический   курс»   и
«Хрестоматию» И.Я.Селезнева. В 1903 году вышла работа Н.М.Лаговского
«Обучение глухонемых устной речи», которая в дореволюционный период
выдержала два издания и стала настольной книгой для учителей глухих. Она
была значительно шире по содержанию, чем ранее издававшиеся методики
по обучению глухих произношению и русскому языку А.Ф.Остроградского и
И.А.Васильева.

В   трудах   Н.М.Лаговского   центральное   место   занимали   и   вопросы

обучения устной речи. По своим приемам методика Н.М.Лаговского была
сходна   с   методикой   А.Ф.Остроградского.   Но   в   отличие   от
А.Ф.Остроградского Н.М.Лаговский излагал содержание обучения звуковой
речи в определенной системе по годам обучения. Он значительно шире и
разностороннее,   чем   А.Ф.Остроградский,   раскрывал   анатомо-
физиологические характеристики слухоречевого аппарата глухого человека и
его возможности в восстановлении, в постановке звуков русского языка. В
методике   постановки   звуков   Н.М.Лаговский   шел   от   более   видимых   и
осязаемых к звукам менее «наглядным» и «ощущаемым».

Н.М.Лаговский   видел   в   правильном   домашнем   воспитании   глухих

средство к сохранению его устной звуковой речи после наступления глухоты.
Тем   самым   облегчалось   усвоение   им   словарного   состава   и   грамматики
русского языка в школе.

В   Петербургском   училище   Н.М.Лаговский   проработал   до   осени   1910

года.   С   сентября   этого   года   он   взял   на   себя   заведование   четырьмя
учреждениями для глухих в г. Александровске (Запорожье), объединенными
в   училище-хутор.   Здесь   Н.   М.   Лаговский   вел   напряженную
сурдопедагогическую   деятельность.   В   Александровском   хуторе   он
объединил вокруг себя творческий коллектив учителей и воспитателей для
решения намеченных им педагогических задач по обучению и воспитанию
глухих   детей.   Среди   них   были   сестры   О.   Комир   и   М.   Комир,   И.   А.
Соколянский   и   многие   другие   талантливые   сурдопедагоги.   Но   Н.   М.
Лаговскому в Александровском хуторе не удалось осуществить многие из
своих педагогических идей не только потому, что они были противоречивы,
но и потому, что в условиях дореволюционной России они были утопичны.
Н.   М.   Лаговский   правильно   считал,   что   начинать   обучение   глухих
необходимо   с   дошкольного   возраста   и   продолжать   до   включения   их   в
трудовую деятельность. Но вся организация жизни этого училища страдала
пороками, проистекавшими из народнических идей и прожектов.

После   Великой   Октябрьской   социалистической   революции   начался

наиболее плодотворный период деятельности Н. М. Лаговского. Вскоре он

188

стал   активно   участвовать   в   работе   отдела   социального   обеспечения   в
Петрограде,   в   ведении   которого   в   то   время   состояли   все   учреждения   для
глухих города и области. По его предложению в Петрограде было открыто
первое в России научно-практическое учреждение — Центральный институт
глухонемых. В октябре 1918 года Н. М. Лаговский заведовал учебной частью
этого   института.   После   переезда   в   Московскую   область   он   взял   на   себя
заведование   Перервинским   (Люблинским)   институтом   глухонемых.
Одновременно   Н.   М.   Лаговский   руководил   сектором   глухих   детей   в
школьно-санитарном   отделе   Наркомпроса.   Он   организовал   медико-
педагогическую комиссию по делам глухих для разработки теоретических и
организационно-методических   вопросов   их   обучения   и   воспитания.
Комиссия состояла из передовой части врачей и сурдопедагогов.

Авторитет Н. М. Лаговского в Наркомпросе как ученого-сурдопедагога,

бескорыстная   преданность   делу   помогли   ему   осуществить   ряд   важных
практических   мероприятий   по   обучению   и   воспитанию   глухих   и   прежде
всего   укрепить   положение   специальных   учреждений   в   системе   народного
образования.   Н.   М.   Лаговский   принимал   самое   активное   участие   в
организации   и   проведении   конференций   и   съездов,   проходивших   в   этот
период   в   Исследовательском   институте   научной   педагогики   при   2-м
Московском государственном университете.

В 20-е годы Н. М. Лаговский создал ряд книг и пособий для студентов и

сурдопедагогов. Он разрабатывал программы по обучению взрослых глухих
и   методические   руководства   к   ним,   букварь   для   глухих,   основы
сурдопедагогики   для   студентов-заочников.   Книга   Н.   М.   Лаговского   по
методике начального обучения глухих взрослых грамоте с использованием
дактильной речи во многом сохраняет свое значение до настоящего времени.
По   принципу   сходства   и   различия   дактильных   знаков   с   буквами   глухой
учащийся овладевал грамотой в течение 40—50 дней-уроков, что для того
времени было большим достижением.

Заслуги Н. М. Лаговского в деле обучения и воспитания глухих получили

высокую   оценку   педагогической   общественности   и   Советского
правительства. В 1929 году ВЦИК присвоил ему звание Героя Труда. Во 2-м
Московском   государственном   университете   были   учреждены   три
студенческие   стипендии   его   имени.   Постановлением   Народного
комиссариата просвещения школа в г. Вязниках стала называться школой им.
Н.   М.   Лаговского.   Постановлением   Главнауки   УССР   Киевская   школа   для
глухих   была   также   названа   его   именем.   Взрослые   глухие   г.   Астрахани
открыли клуб, которому было присвоено его имя.

Научно-педагогическая деятельность Н. М. Лаговского оказала большое

влияние   на   последующее   развитие   советской   сурдопедагогики.   Созданные
им труды долгое время служили руководством для учителей. Вместе с тем
развитие   теории   и   практики   сурдопедагогики   в   последующее   время
обнаруживало и некоторые слабые стороны педагогической системы Н. М.
Лаговского как системы обучения словесной речи, основанной на «чистом
устном методе». Однако в целом труды Н. М. Лаговского внесли большой

189

положительный вклад в советскую сурдопедагогику.

Давид Владимирович Фельдберг (1873—1942).  В

решении   проблемы   борьбы   с   детской   слуховой   и
речевой   дефективностью   в   первые   годы   Советской
власти   видную   роль   играл   доктор   медицины   и
логопедии   Д.   В.   Фельдберг.   Многолетняя   врачебно-
педагогическая деятельность Д. В. Фельдберга привела
его к мысли о том, что учебно-воспитательную работу с
детьми,   имеющими   недостатки   слуха   и   речи,
необходимо сочетать с их лечением.

Интерес   Д.   В.   Фельдберга   к   вопросам   патологии

детской   речи   во   многом   определил   его   научную
специализацию в медицинских науках. С 1905 по 1915

год деятельность Д. В. Фельдберга носила врачебно-педагогический характер
и   не   соответствовала   его   главным   интересам.   Д.   В.   Фельдберг   был
директором Коммерческого училища и преподавателем гигиены. Он читал
лекции   на   Высших   женских   курсах   и   был   ассистентом   в   Клиническом
институте по усовершенствованию врачей. В 1908 году Д. В. Фельдберг стал
профессором кафедры логопедии при Психоневрологическом институте. В
годы первой мировой войны Д. В. Фельдберга призвали на военную службу.
Он   руководил   госпиталем   и   был   врачом-консультантом.   После   Великой
Октябрьской   социалистической   революции   Д.   В.   Фельдберг   полностью
посвятил свою деятельность борьбе с детской слухоречевой дефективностью.

Еще будучи на военной службе, он часто выступал в качестве лектора по

вопросам   организации   детского   здравоохранения,   социальной   гигиены   и
логопедии. В 1918 году в Дошкольном педагогическом институте при его
участии   была   организована   кафедра   логопедии   и   сурдопедагогики.
Деятельность   Д.   В.   Фельдберга   как   руководителя   этой   кафедры
продолжалась до 1938.

В   1918   году   в   системе   Наркомпроса   Д.   В.   Фельдберг   организовал

Отофонетический институт. Это было новое государственное учреждение, в
котором   Д.   В.   Фельдбергу   удалось   объединить   и   включить   в   творческую
работу опытных сурдопедагогов: Е. Ф. Заморенко, М. А. Захарову, Ю. А.
Якимову,   И.   Ф.   Брунс,   Е,   В.   Цветкову,   И.   А.   Васильева.   Одновременно
институт пополнялся молодыми талантливыми сурдопедагогами-логопедами.
Первоначально небольшая амбулатория и стационар для взрослых и детей с
недостатками речи превращались в специализированное детское учреждение
по   борьбе   с   нарушениями   слуха   и   речи.   К   30-м   годам   Отофонетический
институт   стал   огромным   научным   клиническим   педагогическим
учреждением.

Отофонетический   институт   являлся   главным   центром   научно-

педагогической   работы   в   СССР.   По   инициативе   Д.   В.   Фельдберга   в
Ленинграде   возникли   классы   для   приходящих   глухих   детей.   Кроме   того,
были   созданы   логопедические   пункты   при   школах   (для   детей   с   легкими
расстройствами   речи).   С   целью   разработки   методических   проблем   Д.   В.

Д. В. Фельдберг (1873

—1942)

190

Фельдберг   организовал   методическую   лабораторию,   которой   руководили
методист по первоначальному обучению в массовой школе Н. П. Кононыкин
и методист по обучению глухих Е. Ф. Заморенко.

Д. В. Фельдберг обращал большое внимание на остаточный слух у глухих

детей.   Изучавшиеся   в   Отофонетическом   институте   сурдопедагогические
проблемы  (влияние  этиологии   глухонемоты  на  развитие   и  восстановление
слуха,   методы   использования   остатков   слуха   и   др.)   нашли   отражение   в
сборнике   трудов   института   «Методы   исследования   и   воспитания   слуха   и
ритма у глухих и тугоухих детей» (1936 год). В Отофонетическом институте
были предприняты попытки широкого использования техники.

Плодотворная   научная   и   практическая   деятельность   Отофонетического

института приносила ему широкую известность не только в нашей стране, но
и   за   ее   пределами.   Часто   посещали   институт   и   знакомились   с   его
достижениями делегации иностранных ученых и педагогов.

Руководитель   Отофонетического   института   Д.   В.   Фельдберг   был

постоянным   участником   съездов   и   конференций   по   вопросам   обучения,
воспитания   глухих   и   по   вопросам   изучения   дефектов   речи   и   слуха.   Он
стремился творчески использовать принципы и методы массовой советской
общеобразовательной   школы   при   решении   специфических   задач

дифференцированного   обучения   различных   категорий
детей   со   слухоречевой   дефективностью.   Под   его
руководством   в   Отофонетическом   институте
разрабатывались   новые   средства   и   методы   обучения
глухих, позднооглохших, слабослышащих детей, а также
детей с различными формами логопатии.

К   сожалению,   многое   в   деятельности   института,

особенно   в   научно-практической,   не   было   в   свое   время
учтено   и   обобщено.   Между   теоретическими
исследованиями   и   практикой   учебных   учреждений

института   существовал   разрыв.   Многие   весьма   ценные   и   эффективные
методы и приемы обучения не были внедрены в практику обучения глухих
вследствие   недооценки   научного   значения   опыта   передовых,   творчески
работавших педагогов.

Федор Андреевич Pay (1868—1967). Ф. A. Pay — выдающийся деятель в

области   обучения   и   воспитания   детей   с   недостатками   слуха   и   речи.   Он
родился в г. Вюртенберге в Германии. По окончании учительской семинарии
в Германии Ф.  A.  Pay  поступил на службу в одну из немецких начальных
школ. Через полгода он был приглашен на должность помощника учителя в
училище   для   глухих   во   Франкфурте-на-Майне.   За   годы   службы   в   этом
училище   Ф.  A.  Pay  изучил   теорию   и   методику   обучения   глухих,   сдал
экзамены на звание учителя глухих и на штатную должность учителя глухих
и   логопеда.   Наряду   с   подготовкой   по   специальности   Ф.  A.  Pay  изучал
французский   и   английский   языки.   Знание   этих   двух   языков   расширило
возможности его сурдопедагогической деятельности. Он стал сотрудничать
как референт в немецком и французском журналах. В 1891 году в журнале

Е. ф. Заморенко

(1865—1942)

191

«Орган» была напечатана его первая работа «Об устранении дефектов речи у
детей».

В 1892 году Ф. A. Pay получил предложение приехать в Россию и занять

должность учителя в частном училище прибалтийского городка Тиге. В 1900
году   Ф.  A.  Pay  был   назначен   директором   Московского   Арнольдо-
Третьяковского   училища.   С   приходом   Ф.  A.  Pay  в   Московское   училище
глухих   началась   коренная   организационная   перестройка   его   учебно-
воспитательной   работы.   Прежде   всего   Ф.  A.  Pay  изменил   содержание
первоначального   периода   обучения.   Исходным   средством   обучения   стала
устная   речь.   В   это   время   за   границей   вводился   метод   В.   Урбанчича   по
воспитанию слуха. Ф. A. Pay ввел этот метод и в Московском училище. Им
был организован слуховой класс с особым учителем, который вел занятия по
развитию слуха.

Ф.  A.  Pay  не   только   руководил   училищем,   но   и

помогал учителям работать - с глухими детьми. Он давал
показательные уроки по постановке и коррекции звуков,
учил   учителей   новому   в   то   время   звуковому   методу
постановки   устной   речи,   обучения   грамоте   и   чтению   с
губ.   Опытность   директора,   его   методическая   помощь
учителям   сделали   училище   глухих   в   Москве
всероссийским   методическим   центром.   Ф.  A.  Pay  стал
методистом-руководителем этого центра.

Ф.  A.  Pay  ввел   в   училище   дифференцированный

подход к глухим. Этот подход выразился в том, что он
учитывал время наступления глухоты, интеллектуальные

возможности ребенка и состояние его слуха. Им были организованы классы
позднооглохших и слабослышащих (тугоухих) детей. Для менее одаренных и
не   способных   освоить   учебную   программу   Московского   училища   в   селе
Сокольникове   (Московская   область)   открыли   колонию,   при   которой   было
организовано   садоводческое   учебное   хозяйство.   Общеобразовательное
обучение в этой колонии велось посредством дактильной и письменной речи
с использованием жестовой речи.

Большой   заслугой   Ф.  A.  Pay  следует   считать   и   создание   первого

дошкольного учреждения для глухих детей. Оно было открыто в 1900 году в
Москве.   Непосредственное   руководство   детским   садом   для   глухих   детей
осуществляла Н.  A.  Pay, получавшая от Ф.  A.  Pay, постоянную помощь в
решении педагогических и методических проблем этого учебного заведения,
главной задачей  которого являлось достижение преемственности обучения
глухих в детском саду и школе.

В   1910   году   Ф.  A.  Pay  выступил   организатором   съезда   по   обучению,

воспитанию и призрению глухих, приуроченного к 50-летию существования
Московского Арнольдо-Третьяковского училища. На этом съезде Ф.  A.  Pay
был   автором   ряда   докладов:   «Об   организации   периодических   съездов
деятелей   по   воспитанию,   обучению   и   призрению   глухонемых»,   «Об
обучении глухонемых», «О дежурствах в интернате».

Ф. A. Pay

(1868—1957)

192

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..