ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 23

 

 

областных   (краевых)   отделах   народного   образования   и   автономных
республик, а позднее и в союзных республиках. Деятельность губернских,
областных   (краевых)   подотделов   охраны   детства   автономных   и   союзных
республик сыграла положительную роль в закреплении существующей сети,
с одной стороны, а с другой — в создании и развитии новой сети детских
домов-школ для глухих детей.

Первые   советские   научные   сурдопедагогические   учреждения.

Централизация руководства обучением и воспитанием глухих детей в первые
годы   Советской   власти   способствовала   созданию   научных   учреждений,
занимающихся изучением глухого ребенка и совершенствованием средств и
методов его обучения и воспитания. Несмотря на экономические трудности,
вызванные   гражданской   войной   и   иностранной   интервенцией,   Советская
власть   проявляла   заботу   о   развитии   науки   в   первом   рабоче-крестьянском
государстве.

В   1918   году   в   Петрограде   был   организован   Центральный   научно-

практический   институт   по   изучению   и   обучению   глухих;   деятельность
института осуществлялась в тесном контакте с кафедрой психопатологии и
патологии   речи   Психоневрологической   академии.   При   институте   были
открыты   школа-интернат   и   детский   сад   для   глухих   детей.   Учебно-
воспитательная   работа   этой   школы   строилась   по   аналогии   с   массовой
школой.   Однако   срок   обучения   был   более   длительным.   Это   была   школа
первой   ступени   с   шестилетним   курсом   обучения,   с   выделением
вспомогательных классов  для глухих с легкой  и средней дебильностью, а
также классов для детей, имеющих остатки слуха и речи (слабослышащих).
Для глухих детей, отсталых в умственном развитии, около Петрограда, на
станции Сиверская, была организована колония со школой-фермой. Наряду с
общеобразовательным   обучением   учащиеся   получали   в   ней
профессиональное   обучение   по   различным   видам   ремесла:   девочки
обучались   шитью   и   рукоделиям,   мальчики   —   сапожному,   столярному   и
переплетному   делу.   В   школе-ферме   учащиеся   также   получали   навыки
сельскохозяйственного труда.

Центральный   научно-практический   институт   в   первые   годы   после

Великой   Октябрьской   социалистической   революции   являлся   центром   по
подготовке   и   переподготовке   учителей   глухих   по   программам
краткосрочных курсов.

В 1920 году в Петрограде возник Отофонетический институт, который

занимался   изучением   детей   с   недостатками   слуха   и   речи.   Как   и   другие
научные   учреждения   по   изучению   аномальных   детей,   Отофонетический
институт   имел   характер   научно-клинического   учреждения.   При   нем   были
созданы специальные лаборатории, кабинеты, амбулатории, где изучали не
только   глухих   детей,   но   и   детей   с   различными   типами   логопатии.   В
институте имелась клиника-стационар на 200 детей, представлявшая собой
школу и детский сад со специализированными отделениями.

В   1921   году   Центральный   научно-практический   и   Отофонетический

институты   были   объединены   под   названием   Отофонетический   институт.

177

Такого же рода научные центры по изучению аномальных детей, в том числе
и глухих, создавались в Москве, Киеве, Баку.

Как Центральный институт, так затем и Отофонетический институт много

внимания уделяли разделению детей на нормальных и отсталых, при этом
нередки   были   случаи   педологических   извращений   в   оценке
интеллектуальных возможностей глухих детей. Вследствие такого подхода
признанные   отсталыми   учащиеся   получали   раннюю   профессионализацию
без достаточной общеобразовательной подготовки; они помещались в особые
классы.

Одновременно   с   возникновением   научно-практических   институтов   в

Петрограде   и   Москве   создавались   специальные   кафедры   по   подготовке
учителей   для   специальных   школ.   Одной   из   первых   была   организована
кафедра   сурдопедагогики   в   Петрограде   (1918   год),   руководство   которой
было   поручено   профессору   Д.   В.   Фельдбергу,   бывшему   в   то   время
директором   Отофонетического   института.   Кафедра   сурдопедагогики   была
создана и в Москве. Руководил кафедрой профессор Ф. A. Pay, организатор
педагогического коллектива Московского городского института для глухих.

Конференции   и   съезды   по   охране   детства   и   борьбе   с   детской

дефективностью.   Органы   народного   образования   и   здравоохранения
направили   усилия   ученых,   врачей   и   педагогов   на   борьбу   с   детской
дефективностью.   В   связи   с   решением   этой   задачи   был   проведен   ряд
специальных конференций и съездов по охране детства и борьбе с детской
дефективностью.

Во второй половине 1918 года был проведен I съезд медико-санитарных

отделов   Советов   рабочих,   солдатских   и   крестьянских   депутатов.
Руководитель школьно-санитарного отдела В. М. Бонч-Бруевич (Величкина)
(1868—1918) в докладе о работе школьно-санитарных отделов указывала на
особую важность усиленной борьбы с детской дефективностью. В феврале
1919   года   в   Москве   состоялся   организованный   Наркоматом   социального
обеспечения I съезд по охране детства. На нем был остро поставлен вопрос о
подготовке квалифицированных кадров дефектологов.

В   марте   1919   года   состоялся   организованный   Наркомздравом  I

Всероссийский   съезд   по   школьной   санитарии.   На   съезде   много   внимания
было   уделено   дефективному   детству,   в   том   числе   глухим   детям.
Постановления I Всероссийского съезда по школьной санитарии о глухих не
носили, однако, характера руководящего документа. Решения этого съезда
только знакомили врачей и других лиц с возможностями и необходимостью
осуществлять обучение глухих детей.

Непосредственное   отношение   к   делу   обучения   глухих   детей   и   его

совершенствованию   имел  I  съезд   по   борьбе   с   детской   дефективностью,
преступностью   и   беспризорностью,   который   был   организован   Народным
комиссариатом просвещения в 1920 году. В работе этого представительного
съезда   принимали   участие   не   только   деятели   народного   образования,   но
также врачи, юристы, сурдопедагоги.

Открывая   съезд,   А.   И.   Елизарова   от   имени   отдела   охраны   детства

178

Народного   комиссариата   просвещения   ознакомила   участников   с
государственными установками по борьбе с детской дефективностью. Она
призывала   специалистов   отдать   все   свои   силы   на   борьбу   с   детской
дефективностью, преступностью и беспризорностью.

На   этом   съезде   выступал   народный   комиссар   просвещения   А.   В.

Луначарский.   В   своем   выступлении   он   обратил   внимание   делегатов   на
огромную   роль   Союза   Коммунистической   Молодежи   в   деле   воспитания
нового, советского человека, в деле борьбы с детской дефективностью. А. В.
Луначарский   призвал   отказаться   от   старой   филантропической   позиции   в
вопросах   организации   обучения   и   воспитания   аномальных   детей,
рассматривать   его   как   дело   государственной   важности.   «...Я   ожидаю   от
нынешнего съезда большого освежения для всего дела Наркомпроса, так как
задача  борьбы с детской дефективностью — это только наиболее яркая  и
отчетливая задача всего дела Народного комиссариата просвещения, и я, как
представитель Наркомпроса, с глубоким интересом отношусь к съезду»,—
говорил А. В. Луначарский.

В   приветствии   съезду   основоположника   советской   литературы   А.   М.

Горького, которое произвело на делегатов большое впечатление, говорилось:
«...не мне, профану, говорить людям практики, насколько трудна задача, над
которой   вы   работаете.   Будучи   знаком   с   условиями   вашей   работы,   скажу
честно, не преувеличивая, что это героический труд... Когда-нибудь из этих
дефективных выйдут 25-летние хорошие люди, и когда они отнесутся к вам с
чувством родственного восторга при встрече, то выше этого я ничего не могу
представить».   В   приветствии   А.   М.   Горького   звучало   восторженное
отношение к труду педагогов-дефектологов.

Неотложным   вопросам   дефектологии,   главным   образом

организационным, посвящались доклады Г. И. Россолимо, В. П. Кащенко, П.
С. Янковского, Н. М. Лаговского, С. С. Преображенского.

Г. И. Россолимо в то время был профессором Московского университета,

одним   из   тех   прогрессивных   деятелей,   которые   с   первых   лет   Советской
власти  вели активную деятельность   по борьбе  с  детской  дефективностью.
Доктор В. П. Кащенко входил в состав организационного комитета съезда,
был директором медико-педагогической клиники. На съезде он выдвинул ряд
общих организационных вопросов дефектологии, среди которых были: 1) об
объединяющем центре — организации медико-педагогического совета при
Наркомпросе;   2)   о   подготовке   учителей   для   аномальных   детей   в   системе
институтов; 3) о борьбе с детской дошкольной дефективностью.

Вопросам   организации   обучения   глухих   посвящался   доклад   П.   С.

Янковского. По своему содержанию он был близок выступлению автора в
дни Февральской революции 1917 года на совещании учителей и директоров
училищ для глухих. В докладе П. С. Янковского содержались, кроме того,
рекомендации   о   создании   школ   для   так   называемых   «морально
дефективных»   глухих.   Эти   необоснованные   рекомендации   могли   нанести
большой вред делу обучения и воспитания глухих. Обучение и воспитание
глухого ребенка, который в силу своего дефекта отрывается от окружающих

179

(он   не   понимает   их,   они   не   понимают   его),   естественно,   связано   с
дополнительными   трудностями.   Однако   он   не   является   «морально
дефективным».   Н.   К.   Крупская   справедливо   критиковала   тех   педагогов,
которые   пользовались   понятием   «морально   дефективный»   ребенок.   Она
указывала: «Термин «морально дефективный» освободил их (педагогов  —
Прим. ред.) от всякой ответственности и внутренне и внешне, освободил от
необходимости считаться с ребятами, уважать их человеческое достоинство,
их личность, учиться подходить к ним, освободил от самого обыкновенного
человеческого побуждения помочь слабому».

Доклад   П.   С.   Янковского   был   недостаточно   последовательным   в

проведении   принципиальных   позиций   строительства   новой,   советской
единой трудовой политехнической школы. Предлагавшаяся П. С. Янковским
система   ориентировала   на   обучение   крестьянских   детей,   для   которых
основным   должно   стать   обучение   сельскохозяйственным   профессиям   в
школах, организованных в сельской местности или в уездных городах.

Сурдопедагогов, искавших новых эффективных путей и средств обучения

и воспитания, не могло удовлетворить обособление специальной школы от
общих   принципов   «Положения   об   единой   трудовой   школе   РСФСР».
Предложенная   от   Наркомпроса   Н.   М.   Лаговским   система   организации
воспитания   и   обучения   глухих   резко   отличалась   от   той,   что   излагалась   в
докладе П. С. Янковского.

Ребенок, оглохший в раннем детстве (не позднее двухлетнего возраста),

по   плану   Наркомпроса   должен   был   поступать   в   «детскую»   группу   при
детском саде, где ему давались общее развитие и подготовка к. усвоению
фонетического   звукового   состава   слова.   Второе   звено   —   детский   сад,
обязанный дать словарь и развить словесную речь ребенка в общении.

Далее следовали школы трех типов:
Первый   тип   —   школа   для   нормальных   глухих   детей   с   нормальной

программой   обучения   звуковому   языку   без   обязательного   требования
профессиональной   подготовки,   но   с   классами   творческого   ручного   труда,
имевшими   целью   развитие   сил   и   способностей   для   будущей   трудовой
деятельности.

Второй тип — вспомогательная школа для глухих детей с более слабыми

способностями,   для   которых   вводилась   пониженная   программа   обучения
звуковому   языку,   но   с   обязательной   предварительной   подготовкой   к
профессиональному   обучению.   (Это   была   не   столько   вспомогательная
школа,   сколько   школа   для   подростков,   запоздавших   с   поступлением   в
школу.)

Третий   тип   —   профессиональная   школа.   В   эту   школу   должны   были

поступать   все   окончившие   школы   первых   двух   типов   и   взрослые,   не
получившие образования, но способные к труду.

Для способных глухих предлагалось организовать школу второй ступени,

а   кроме   того,   и   отдельно   школу   для   слабослышащих   и   позднооглохших.
Таким образом, проект Наркомпроса стремился  к тому, чтобы  школы для
глухих детей носили дифференцированный общеобразовательный характер, а

180

не превращались в школы только профессиональной подготовки.

Профессиональную   подготовку   Н.   М.   Лаговский   выносил   за   рамки

начальной, или, как он ее называл, «общей», школы, рассматривая ее как
самостоятельное   звено   в   обучении   со   своей   системой   образовательных
знаний.   Впервые   в   истории   русской   школы   для   глухих   в   проекте
Наркомпроса   речь   шла   о   государственной   школе,   о   возможностях
плодотворной деятельности учителя в борьбе с детской глухотой и немотой
средствами обучения и воспитания.

Учителя   школы   для   глухих,   несмотря   на   трудности,   переживавшиеся

страной, ощущали дыхание новой жизни и в специальной школе. Школы для
глухих   были   включены   в   общий   государственный   бюджет   на   народное
образование,   они   входили   в   систему   образовательных   учреждений
Наркомпроса.   Благодаря   этому,   естественно,   передовые   учителя
специальных школ стремились увязывать свою работу с новыми идеями и
начинаниями массовой школы.

В решениях съезда содержались и отдельные ошибочные установки (о

«морально дефективных» детях). Но не они определяли общие итоги съезда,
который намечал в основном верную перспективу строительства советской
специальной   школы   для   глухих   детей,   связанной   с   общими   задачами
народного образования.

По-новому на съезде был поставлен и вопрос о подготовке кадров. Съезд

решил,   что   необходима   организация   особых   институтов   и   факультетов,   в
которых   обслуживающий   персонал   учреждения   для   глухих   получал   бы
основательную   теоретическую   и   практическую   подготовку   по
общепедагогическим дисциплинам и методическую по специальности. Это
решение в дальнейшем претворялось в практике крупнейших педагогических
институтов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Ташкента, Свердловска.

Из  представленных  на  съезде   докладов  следует  отметить доклад  С.  С.

Преображенского   «Постановка   медицинского   дела   в   дошкольных
учреждениях   для   глухонемых».   Профессор   отоларингологии   Московского
университета С. С. Преображенский (1861—1927), посвятивший более 25 лет
изучению   детской   глухоты   и   глухонемоты,   по-новому   освещал   вопрос   о
мерах   борьбы   с   глухонемотой   и   глухотой   у   детей   дошкольного   возраста.
Новизна   подхода   обусловливалась   политикой   Советской   власти   в   области
народного   образования.   Располагая   точными   данными   исследований
состояния уха, горла, носа у глухих дошкольников и учащихся школ глухих,
С.С.   Преображенский   ставил   вопрос   о   необходимости   раннего   лечения
глухоты. Для этого он рекомендовал организовать специальную клинику. В
ней   он   видел   эффективное   средство   борьбы   с   глухонемотой.   В   клинику
должны приниматься дети самого раннего возраста, у которых обнаружились
признаки   глухоты.   Поступающие   в   детский   сад   глухие   дети   непременно
должны     пройти   через   эту   клинику   и   в   случае   необходимости   получить
соответствующее   лечение.  Он  считал,   что,   расширяя  борьбу   с  глухотой  и
глухонемотой,   такая   клиника   сократит   число   глухонемых,   а   качество
будущих   учеников   улучшит.   Но   организацией   клиники   не   должна

181

исчерпываться   забота   государства   о   лечении   и   предупреждении   глухоты.
Необходима пропаганда гигиенических знаний среди населения, с тем чтобы
родители   своевременно   направляли   в   клинику   своих   детей.
Социалистической   гуманностью   были   проникнуты   заключительные   слова
доклада   профессора   С.   С.   Преображенского:   «Всегда   становится   больно,
когда   при   исследовании   глухонемого   убеждаешься,   что   его   несчастье
произошло не от неизбежности, а от небрежности родителей или других лиц,
неумело или невнимательно отнесшихся к ребенку и преступно упустивших
время для лечения»

15

Итак,   Великая   Октябрьская   социалистическая   революция   положила

начало   новому   этапу   развития   сурдопедагогики   и   практики   обучения   и
воспитания детей с недостатками слуха. Заботу об их обучении и воспитании
брало на себя государство, что свидетельствовало о подлинном гуманизме
социалистического   общества.   В   тяжелые   годы   гражданской   войны   и
иностранной   интервенции   Советское   государство   оказывало   всяческую
поддержку научно-исследовательской деятельности в области дефектологии
и   всемерно   поощряло   общественные   начинания   в   борьбе   с   детской
дефективностью,   оно   открывало   реальные   перспективы   решения   проблем
обучения и воспитания детей со слуховой дефективностью.

Перед   учеными-сурдопедагогами   с   большой   остротой   вставала   задача

разработки   системы   предупреждения   потери   слуха   профилактическими,
лечебными   и   педагогическими   мерами.   Начиналась   небывалая   по   своим
масштабам   работа   по   борьбе   с   детской   глухотой   и   немотой;   работа   эта
координировалась   Народным   комиссариатом   просвещения   и   Народным
комиссариатом здравоохранения.

Великая   Октябрьская   социалистическая   революция   совершенно   по-

новому   поставила   задачи   борьбы   с   детской   дефективностью,   задачи
улучшения   условий   жизни   детей.   Советское   рабоче-крестьянское
правительство   приняло   все   необходимые   меры   к   тому,   чтобы   облегчить
жизнь глухим детям и дать им возможность стать активными участниками
строительства социализма.

Вопросы и задание
1. Охарактеризуйте систему обучения и воспитания глухих детей в нашей

стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

2.   Какие   правительственные   документы   определили   организационные

принципы руководства обучением глухих детей?

3.   Какие   научные   учреждения   по   изучению   и   обучению   детей   со

слухоречевой   дефективностью   были   созданы   в   первые   годы   Советской
власти?

4.   В   чем   заключалось   значение   съездов   по   охране   детства   и   борьбе   с

детской дефективностью для развития сурдопедагогики?

Глава 14

Деятельность выдающихся ученых-педагогов

в первые годы Советской власти

182

Проводившиеся   с   первых   лет   Советской   власти   в   широких   масштабах

мероприятия по борьбе с детской дефективностью имели глубокий идейно-
политический   смысл.   В   организации   и   проведении   этих   мероприятий
принимали участие многие партийные и государственные деятели. Это была
борьба   за   здоровое   детство   для   всех,   за   включение   аномальных   детей   в
общественно полезный труд посредством специальной системы обучения и
воспитания. Огромный вклад в создание государственной системы научно-
педагогических   учреждений   и   школ   для   аномальных   детей   внесла   Н.   К.
Крупская.   Выдающуюся   роль   в   развитии   сурдопедагогики   20-х   годов,
обновлении   методов   обучения   и   воспитания   детей   с   недостатками   слуха
играли Н. М. Лаговский, Д. В. Фельдберг, Ф. A. Pay, И. А. Васильев.

Надежда Константиновна Крупская (1869—1939). Огромное значение в

становлении   советской   дефектологии   и   сурдопедагогики,   разработке
теоретических   и   методологических   основ   этой   специальной   области
педагогического знания, организации государственной системы обучения и
воспитания глухих детей имела деятельность Н. К. Крупской.

Н. К. Крупская была одним из первых в России педагогов-марксистов и

основоположником   советской   педагогики.   Она   проблемы   воспитания   и
образования   рассматривала   с   позиций   подлинно   научной   методологии,   с
позиций марксизма. В автобиографическом очерке Н. К. Крупская писала:
«Марксизм   дал   мне   величайшее   счастье,   какого   только   может   желать
человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе
дела,   с   которым   связала   свою   жизнь».   Глубокое   знание   марксизма,
непосредственное   участие   в   борьбе   за   интересы   рабочего   класса   и   всех
трудящихся   в   качестве   профессионального   революционера   определяло
характер   ее   деятельности   как   педагога-теоретика   и   организатора   новой
системы   народного   образования   в   нашей   стране.   После   победы   Великой
Октябрьской   социалистической   революции   Н.   К.   Крупская   назначается
членом   коллегии   Народного   комиссариата   просвещения,   а   в   1929   г.   —
заместителем народного комиссара просвещения РСФСР.

Нарком просвещения А. В. Луначарский, вспоминая о начальном этапе

работы   Наркомпроса,   говорил:   «Драгоценнейшим   обстоятельством   в   этих
условиях   было   то,   что   одним   из   самых   главных,   а   может   быть,   и   самым
главным действующим лицом Наркомпроса с самых первых дней оказалась
Н.   К.   Крупская»   2.   Огромное   множество   проблем   стояло   перед
Наркомпросом   молодой   Советской   республики.   И   среди   них   проблемы
обучения и воспитания аномальных детей. Проблемы эти не были оставлены
без   внимания   Н.   К.   Крупской,   которая   в   области   строительства   новой,
советской   школы   и   системы   народного   образования   последовательно
проводила политику Коммунистической партии. Н. К. Крупская принимала
непосредственное участие в разработке и осуществлении планов всеобщего
обучения глухих детей в нашей стране, в разработке и проведении в жизнь
важнейших   партийных   и   государственных   постановлений   по   вопросам
школы и народного образования.

183

В своих решениях в отношении глухих детей Советское правительство

руководствовалось   принципом   социалистического   гуманизма.   В   одном   из
бюллетеней школьно-санитарного отдела Наркомпроса говорилось: «Новое
государство ставит во главу угла такую организацию жизни, в которой самый
слабый дефективный,  обделенный судьбою мог бы  вести самостоятельное
трудовое и счастливое существование».

После   победы   Великой   Октябрьской   социалистической   революции   в

нашей   стране   была   поставлена   задача   воспитать   из   глухих   детей
полноценных членов общества.

Н.   К.   Крупская   неоднократно   привлекала   внимание   работников

народного   образования   к   проблемам   сурдопедагогики.   Для   перестройки
обучения глухих Наркомпросом были привлечены лучшие специалисты того
времени: Н. М. Лаговский, Ф. A. Pay, Д. В. Фельдберг, И. А. Васильев и др.
Создавались   специальные   научно-практические   институты,   где   под
руководством   Психоневрологической   академии   велась   научная   разработка
проблем детской слухоречевой недостаточности.

В определении общих учебно-воспитательных задач школы для глухих

детей   сыграли   большую   роль  общепедагогические   труды   Н.  К.   Крупской.
Так,   на   основе   развивавшихся   Н.   К.   Крупской   идей   общественного
воспитания   сурдопедагогика   преодолевала   тенденцию   к   организации
обособленных   учреждений   для   глухих.   Новые   цели   социалистической
школы, говорила Н. К. Крупская,— воспитывать в учениках общественные
инстинкты.   И   советские   сурдопедагоги   воспринимали   эти   идеи   как
основополагающие для школы глухих. Постепенно все школы для глухих как
образовательные   учреждения   включались   в   общую   систему   народного
образования.   При   участии   Н.   К.   Крупской   разрабатывался   и   декрет
Совнаркома от 10 декабря 1919 года — «О согласовании функций народных
комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны
здоровья дефективных детей». Этот декрет был подписан В. И. Лениным.

Н.  К.  Крупская  хорошо  знала   жизнь  глухих   детей  и  ставила   вопрос  о

создании   такой   системы   их   обучения   и   воспитания,   которая   бы   не   была
заботой о них отдельных лиц, а стала общегосударственным делом. Н. К.
Крупская   считала,   что   включение   специальных   школ   в   государственную
систему   школьного   обучения   внесет   коренное   изменение   в   сущность   и
принципы воспитания и обучения глухонемых, слепых и других категорий
аномальных детей.

Н.   К.   Крупская   стремилась   всемерно   укреплять   новое   отношение   к

аномальным   детям.   Она   требовала   от   окружающих   не   филантропической
заботы   и   сожаления,   как   это   было   прежде,   а   действенной   помощи,
основанной   на   принципах   социалистического   гуманизма.   В   журнале   «О
наших   детях»,   редактором   которого   являлась   Н.   К.   Крупская,   наряду   с
другими   печатались   и   статьи   о   детях   аномальных.   В   1929   году   Н.   К.
Крупская   в   этом   журнале   опубликовала   собственную   статью   «Мои
глухонемые приятели». Звучавшая в этой статье горячая заинтересованность
в деле, искреннее участие в судьбе глухих детей не оставляли равнодушным

184

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..