областных (краевых) отделах народного образования и автономных
республик, а позднее и в союзных республиках. Деятельность губернских,
областных (краевых) подотделов охраны детства автономных и союзных
республик сыграла положительную роль в закреплении существующей сети,
с одной стороны, а с другой — в создании и развитии новой сети детских
домов-школ для глухих детей.
Первые советские научные сурдопедагогические учреждения.
Централизация руководства обучением и воспитанием глухих детей в первые
годы Советской власти способствовала созданию научных учреждений,
занимающихся изучением глухого ребенка и совершенствованием средств и
методов его обучения и воспитания. Несмотря на экономические трудности,
вызванные гражданской войной и иностранной интервенцией, Советская
власть проявляла заботу о развитии науки в первом рабоче-крестьянском
государстве.
В 1918 году в Петрограде был организован Центральный научно-
практический институт по изучению и обучению глухих; деятельность
института осуществлялась в тесном контакте с кафедрой психопатологии и
патологии речи Психоневрологической академии. При институте были
открыты школа-интернат и детский сад для глухих детей. Учебно-
воспитательная работа этой школы строилась по аналогии с массовой
школой. Однако срок обучения был более длительным. Это была школа
первой ступени с шестилетним курсом обучения, с выделением
вспомогательных классов для глухих с легкой и средней дебильностью, а
также классов для детей, имеющих остатки слуха и речи (слабослышащих).
Для глухих детей, отсталых в умственном развитии, около Петрограда, на
станции Сиверская, была организована колония со школой-фермой. Наряду с
общеобразовательным обучением учащиеся получали в ней
профессиональное обучение по различным видам ремесла: девочки
обучались шитью и рукоделиям, мальчики — сапожному, столярному и
переплетному делу. В школе-ферме учащиеся также получали навыки
сельскохозяйственного труда.
Центральный научно-практический институт в первые годы после
Великой Октябрьской социалистической революции являлся центром по
подготовке и переподготовке учителей глухих по программам
краткосрочных курсов.
В 1920 году в Петрограде возник Отофонетический институт, который
занимался изучением детей с недостатками слуха и речи. Как и другие
научные учреждения по изучению аномальных детей, Отофонетический
институт имел характер научно-клинического учреждения. При нем были
созданы специальные лаборатории, кабинеты, амбулатории, где изучали не
только глухих детей, но и детей с различными типами логопатии. В
институте имелась клиника-стационар на 200 детей, представлявшая собой
школу и детский сад со специализированными отделениями.
В 1921 году Центральный научно-практический и Отофонетический
институты были объединены под названием Отофонетический институт.
177