ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 22

 

 

более односторонний уклон: учителя глухих все свое внимание направили на
закрепление  в практике  обучения   системы  «чистый  устный  метод».  Такая
практика   закреплялась   в   Московском   Арнольдо-Третьяковском   училище
глухих. Затем она распространилась и на другие училища глухих в России.

Борьба   за   бесплатное   государственное   обучение   глухих.   Вопрос   о

государственном обучении глухих продолжал оставаться в центре внимания
сурдопедагогической   и   врачебной   общественности.   С   трибун   съездов   по
народному образованию, по общественному призрению и в периодической
педагогической   печати   продолжали   раздаваться   голоса   о   необходимости
государственного обучения глухих детей.

Одним   из   энтузиастов   этого   движения   был   член   комитета

Попечительства о глухонемых доктор медицины Е. С. Боришпольский. На I
съезде по народному образованию в 1913 году он выступил с докладом по
вопросу о государственном обучении глухих. Выдвинутые им предложения
получили   отражение   в   резолюциях   этого   съезда   по   вопросам   о   всеобщем
обучении.   Вместе   с   тем   в   резолюциях   говорилось   и   о   желательности
сохранения заботы о глухих со стороны местных самоуправлений и земств. И
в   докладе   самого   Е.   С.   Боришпольского   говорилось   о   необходимости
«благотворительного внимания» к делу обучения глухих со стороны земств и
городских   властей.   Призыв   этот   аргументировался   статистическими
данными, свидетельствовавшими о том, что 126 154 глухонемых не могли
приобщиться   к   просвещению   без   помощи   государства,   а   в   школьном
обучении нуждаются свыше 43 000 глухонемых детей.

Е.   С.   Боришпольский   обращался   ко   всем,   кто   имел   то   или   иное

отношение к практике обучения и воспитания глухих: к земствам, городским
властям, попечительским организациям. Он взывал к долгу и чести граждан,
к   гуманности   и   морали,   но   все   было   напрасно.   Классовая   сущность
филантропической   практики   помещиков   и   капиталистов   была   со   всей
определенностью выражена в выступлении министра царского правительства
Витте на одном из съездов по общественному призрению в 1914 году. Цели и
задачи организации общественного призрения, по словам царского министра,
должны заключаться прежде всего и главным образом в охране интересов
господствующих,   привилегированных   и   имущих   сословий   и   классов.
Выступление   Витте   раскрывало   лицемерие   «заботы»   господствующих
классов России о нуждающихся, в том числе и глухих. Подобные «заботы»
вызывались страхом перед ростом классовой борьбы рабочих и крестьян, а
лицемерные рассуждения о «милосердии» благотворительных  организаций
служили всего лишь одним из средств, которыми власть имущие стремились
отвлечь   рабочий   класс   и   крестьянство   от   революционной   борьбы   за   свое
социальное освобождение.

Решение   и   резолюции   съездов   по   общественному   призрению,   по

народному   образованию   в   начале  XX  века,   как   и   следовало   ожидать,   не
давали практических результатов, а начавшаяся в 1914 году первая мировая
война отодвигала на неопределенное время вопросы о помощи глухим. Одни
училища для глухих были закрыты, другие влачили жалкое существование.

169

Представители   частной   и   общественной   благотворительности   перестали
выделять средства для училищ глухих. Шаткая материальная база училищ
для   глухих   была   окончательно   подорвана.   Сеть   училищ   для   глухих   и
контингенты учащихся значительно сократились.

Состояние   училищ   для   глухих   накануне   Великой   Октябрьской

социалистической революции хорошо показано в документе, представленном
Ф.  A.  Pay  в   1917   году   в   Министерство   народного   просвещения   при
Временном правительстве: «В настоящее время в России, за исключением
Финляндии, имеется 43 училища для глухонемых. Из них: одно (Варшавский
институт глухонемых и слепых, переведенный  во время войны в Москву)
находится   в   ведении   Министерства   народного   просвещения,   19   —   -
Попечительства   о   глухонемых,   одно   —   ведомства   православного
вероисповедания и 22 состоят вне ведомства. Из 19 училищ Попечительства
о глухонемых только 2 содержатся на его средства. Большинство же училищ
существует   частью   на   средства   частной   благотворительности,   на   плату   с
учеников и небольшие субсидии от городских и земских учреждений».

В России начала XX века не лучше обстояло дело и с подготовкой кадров

учителей   для   училищ   глухих.   За   16   лет   (с   1900   по   1916   г.)   на   курсах
Попечительства о глухонемых было подготовлено 390 учителей. Но более 50
процентов из окончивших курсы не нашли применения своим знаниям, хотя
в то же время недостаток в квалифицированных кадрах остро ощущался в
большинстве   училищ.   Это   объяснялось   бесправным   положением   учителей
глухих.

Февральская   буржуазно-демократическая   революция   не   внесла

положительных   изменений   в   жизнь   училищ   для   глухих.   Созданное
буржуазией   с   помощью   эсеров   и   меньшевиков   Временное   правительство
оставалось правительством капиталистическим и стояло на защите интересов
эксплуататорских   классов.   Старая   традиция   эксплуататорских   классов   —
филантропия — продолжала оставаться в силе.

В это время руководители периферийных училищ глухих делали попытки

обращаться   со   своими   требованиями   и   предложениями   в   Министерство
народного просвещения. В ответах министерство ограничивалось обещанием
улучшить положение училищ глухих в неопределенном будущем. Директора
и заведующие училищами глухих прибыли явочным порядком в Петроград и
требовали   проведения   специального   совещания   по   вопросам   обучения   и
воспитания   глухих   детей.   Министерство   народного   просвещения   наконец
было   вынуждено   согласиться   на   проведение   такого   совещания.   Оно
состоялось в мае 1917 года. Среди участников совещания были Ф. A. Pay, Н.
М.   Лаговский,   И.   А.   Васильев,   Е.   С.   Боришпольский,   М.   В.   Богданов-
Березовский   и   другие   видные   сурдопедагоги   и   врачи.   На   основании
материалов   этого   совещания   был   составлен   законопроект   о   субсидиях
Временного   правительства   на   училища   для   глухих.   Однако   этот
законопроект основывался на старом принципе благотворительности. В нем
предусматривалась   лишь   небольшая   сумма,   отпускаемая   единовременно
Министерством   народного   просвещения   на   содержание   училищ   в

170

дополнение к средствам частной и общественной благотворительности. Но
некоторые   директора   и   учителя   удовлетворились   даже   таким   решением
вопроса о помощи училищам глухих. Одни из них видели в этом сохранение
своих прав — организаторов училищ, другие — были рады получить хотя бы
какую-нибудь субсидию и тем самым сохранить училища.

На   этом   совещании   представитель   Попечительства   о   глухонемых,

ободренный   обещаниями   Министерства   народного   просвещения,   сделал
доклад о всеобщем обучении глухих и о руководящей роли Попечительства о
глухонемых в этом деле. Но такое предложение вызвало резкий протест со
стороны   участников   совещания,   а   деятельность   Попечительства   о
глухонемых была подвергнута резкой критике. Совещание констатировало
очень   тяжелое   материальное   положение   училищ.   Даже   представитель
Мариинского   училища.   Попечительства   о   глухонемых   в   селе   Мурзинка
заявил:   «Нужда   и   нищета   в   училище   непомерные».   Такие   же   сведения
поступали и от других училищ.

Большинство   участников   совещания   предложили   передать   училища

глухих в ведение Министерства народного просвещения, чтобы тем самым
обеспечить им постоянный бюджет. Совещание рассмотрело вопрос о том,
какие   типы   училищ   для   глухих   желательно   развивать   в   перспективе.
Предполагалось,   что   в   сельской   местности   должны   быть   организованы
школы   с   трехгодичным   курсом   обучения.   Приемный   возраст—15   лет.
Содержание   обучения   такой   школы   должно   включать   закон   божий,
элементарные   сведения   по   русскому   языку,   огородничество,
сельскохозяйственные работы, ремесла, необходимые в сельском хозяйстве.

Для   городов   предусматривались   начальные   школы   с   4-летним   курсом

обучения. В эту школу ребенок из сельской школы мог поступить, только
выдержав   экзамен   по   ее   программе.   При   школе   предполагалось   открыть
мастерские Для обучения учащихся ремеслам и рукоделиям.

Третьим самостоятельным звеном для обучения глухих проектировалось

высшее   начальное   училище.   В   него   могли   поступать   лишь   дети,
выдержавшие экзамен за курс начальных училищ для глухих. Курс обучения
в таких училищах был 9-летний, приемный же возраст — 7—8 лет.

Училища   этих   трех   типов   между   собой   не   были   связаны   Содержание

обучения в каждом из них имело обособленный характер.

Кроме этих основных типов, участники совещания намечали и «школы

для глухонемых детей, отсталых в умственном и нравственном отношении».
Основное содержание обучения в этих школах составляли физический труд,
элементарное обучение и воспитание глухих детей.

Итак, история сурдопедагогики и училищ для глухих в России конца XIX

—   начала  XX  века   свидетельствует,   что   филантропический   принцип
оказывался   совершенно   несостоятельным   для   решения   социально-
педагогических   проблем   обучения   и   воспитания   глухих.   Являвшийся
основой   существования   сурдопедагогических   учебно-воспитательных
учреждений,   этот   принцип   был   подвергнут   уничтожающей,   классово
непримиримой   критике   в   марксистско-ленинском   учении   о   воспитании   и

171

образовании.   В   трудах   основоположников   марксизма-ленинизма   была   со
всей   очевидностью   показана   лицемерная   сущность   буржуазной
благотворительности,   воспринятой   буржуазией   от   феодализма   и
поставленной на службу своих корыстных интересов.

Развитие   сурдопедагогической   теоретической   и   методической   мысли   в

этот   период   было   обусловлено   достижениями   смежных   с   нею   наук,   и
особенно   медицины.   Оно   во   многом   зависело   от   объединения   усилий
сурдопедагогов, врачей и педагогической общественности. В последние два
десятилетия   перед   Великой   Октябрьской   социалистической   революцией   в
содержании   и   методах   первоначального   обучения   глухих   происходили
важные   изменения.   В   то   же   время   возникали   социально-педагогические
проблемы,   которые   не   могли   быть   решены   в   условиях   самодержавной   и
буржуазной России.

В наиболее крупных училищах стало уделяться возрастающее внимание

обучению   глухих   устной   звуковой   речи:   в   них   все   более   решительно
отказывались от таких средств обучения, как дактильная и жестовая речь.

В   отдельных   училищах   России   для   глухих   в   системе   «чистый   устный

метод»   намечался   отход   от   звукового   метода   на   первоначальном   этапе
обучения.

Наибольшим   своеобразием   отличался   созданный   П.   Д.   Енько

«естественный способ обучения», при котором весь процесс обучения был
подчинен   овладению   произносимой   и   читаемой   с   губ   речью.
Общеобразовательное обучение приобрело прагматический характер. П. Д.
Енько   стремился   внедрить   свою   систему   практику   русских   училищ   для
глухих. Однако сделать это ему не удалось.

В   этот   же   период   И.   А.   Васильевым   был   предложен   «графический

метод». Предложенная им система основывалась на идее, скрывавшей путь к
активному усвоению глухими учащимися речи в составе предложения.

К   этому   периоду   относится   создание   детских   садов   для   глухих   и

обоснование значения  их обучения  и воспитания с дошкольного возраста.
Однако   практическое   решение   сурдопедагогических   проблем,   как   и   само
существование училищ для глухих детей, не имело необходимой социальной
основы и материальной базы. В условиях дореволюционной России все дело
обучения и воспитания глухих детей зависело от филантропии. Не только
дети с недостатками физического и психического развития, но и все другие в
массе   своей   были   лишены   школы   и   образования.   Материальная
необеспеченность   широких   слоев   народа,   сословный   характер   системы
просвещения   делали   школьное   образование   фактически   недоступным   для
огромного большинства людей. Революционная  перестройка всей  системы
просвещения   в   интересах   народа   была   необходимым   условием
последовательного решения проблем обучения и воспитания глухих детей.
Такая перестройка была осуществлена в нашей стране после победы Великой
Октябрьской социалистической революции.

Вопросы

172

1.   Почему   в   период   с   конца  XIX  века   до   Великой   Октябрьской

социалистической   революции   проблемы   социально-педагогические
становились все более актуальными?

2. Что нового внесли в теорию и практику обучения глухих состоявшиеся

в 1903 и 1910 годах съезды деятелей сурдопедагогики?

3. Почему в начале XX века система «чистый устный метод» сохранялась,

а   методика   первоначального   периода   обучения   глухих   словесной   речи
изменялась?

4. Какие методики первоначального периода обучения глухих возникли в

России в конце XIX — начале XX века?

5. Какие сурдопедагогические труды были созданы в этот период?

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ В СССР И ДРУГИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

Глава 13

Начало коренных преобразований

в обучении глухих (1917—1920)

Великая   Октябрьская   социалистическая   революция   положила   начало

коренным преобразованиям школьного дела в нашей стране, имевшим целью
приобщение   широчайших   народных   масс   к   образованию,   науке,   к
творческому   созиданию   новой,   социалистической   культуры.   Впервые   в
мировой   истории   ставилась   задача   сделать   образование   и   культуру
действительно доступными всем трудящимся, осуществить на деле полное
равенство в области образования всех граждан, сделать науку и знание одним
из средств борьбы за построение социалистического общества. С первых же
дней   после   свершения   социалистической   революции   Советское
правительство   приняло   ряд   мер   по   перестройке   системы   образования.
Декретом   ВЦИК   и   СНК   от   9   ноября   1917   года   была   организована
Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой
новой системы народного образования.

Строительство новой системы народного образования, советской единой

трудовой политехнической школы осуществлялось на основе учения В. И.
Ленина   о   культурной   революции,   на   основе   ленинского   учения   о
коммунистическом   воспитании.   В   стране   победившего   социализма,   где
власть перешла к рабочим и крестьянам, устанавливалось новое отношение к
школе, науке, просвещению. Если буржуазия считала науку и просвещение
привилегией богатых, а школу и образование использовала в качестве одного
из средств эксплуатации и угнетения трудящихся, то Великая Октябрьская
социалистическая   революция   открывала   широкую   дорогу   к   знанию   всем

173

трудящимся. «Раньше,— говорил В. И. Ленин, — весь человеческий ум, весь
его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и
культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития.
Теперь   же   все   чудеса   техники,   все   завоевания   культуры   станут
общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не
будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»1.

Ленинское   учение   о   коммунистическом   воспитании   подрастающих

поколений   с   первых   дней   установления   Советской   власти   и   на   всех
последующих   этапах   развития   педагогики   указывало   пути   осуществления
связи   школы   с   жизнью,   с   производительным   трудом,   с   практикой
социалистического строительства.

В   самой   тесной   и   органической   связи   с   развитием   новой   системы

народного   образования,   становлением   единой   трудовой   политехнической
школы   происходило   развитие   советской   сурдопедагогики   и   специальной
школы для детей с недостатками слуха.

Поиски   организационных   форм   руководства   государственным

обучением   глухих   детей.  В   результате   победы   Великой   Октябрьской
социалистической революции практика обучения и воспитания глухих детей
изменялась коренным образом. Победа социалистической революции создала
необходимые социально-экономические предпосылки для таких изменений.
С установлением Советской власти и формированием системы образования,
отвечающей   интересам   рабочего   класса   и   крестьянства,   интересам
трудящихся,   в   борьбе   с   буржуазными  идеями   и  концепциями   развивалась
качественно новая, советская сурдопедагогическая теория.

Заботу об обучении и воспитании глухих детей в Советской стране взяло

на   себя   государство.   Унизительному   для   учителей   и   глухих   учащихся
существованию   на   средства   благотворительности   был   положен   конец.
Глухие   учащиеся   в   Советской   стране   получили   возможность   обучаться   в
специальных   государственных   школах,   учителя   стали   государственными
служащими. Как и во всех других учебных заведениях, в школах для глухих
были ликвидированы сословные, национальные и прочие ограничения, для
всех детей устанавливались равные права.

Если в дореволюционной России глухих старались приспособить к труду

лишь   для   того,   чтобы   они   не   становились   нищими,   ворами   или
нарушителями общественного порядка, не были обузой для общества, то в
Советской   России   впервые   была   поставлена   задача   воспитания   из   глухих
активных   и   равноправных   участников   строительства   коммунистического
общества.   В   соответствии   с   этой   целью   сурдопедагогика   должна   была
разрабатывать систему средств, методов и организационных форм, которая
обеспечивала   бы   усвоение   глухими   учащимися   необходимых   для   этого
знаний, умений и навыков.

Необходимо   было   также   заново   создавать   сеть   специальных   учебных

заведений   для   глухих   детей.   Оставшиеся   от   дореволюционного   периода
училища для  глухих  и практика  обучения   и воспитания  в  них подлежали
радикальной перестройке и изменению в соответствии с новыми целями и

174

задачами.

Обучение   и   воспитание   подрастающего   поколения   в  Советской   стране

стало   всенародным   делом.   Под   влиянием   социалистической   революции   в
среде рабочих и крестьян возникали различные общественные организации,
просветительскую   и   педагогическую   деятельность   которых   поддерживали
Коммунистическая партия и Советское правительство. При Государственной
комиссии  по  просвещению  был  организован  отдел   школьной  медицины  и
гигиены,   который   в   дальнейшем   стал   называться   школьно-санитарным
отделом.   На   этот   отдел   было   возложено   руководство   учреждениями   для
детей   с   умственной   (умственно   отсталые)   и   физической   дефективностью
(слепые и глухие).

В   первые   годы   Советской   власти   велись   напряженные   поиски

организационных   форм   государственного   обучения   и   воспитания   глухих
детей, форм и методов руководства системой такого обучения и воспитания.
Деятельность   школьно-санитарного   отдела   по   организации   обучения   и
воспитания глухих и других категорий аномальных детей осложнялась тем,
что часть учреждений относилась к Народному комиссариату социального
обеспечения,   а   часть   оставалась   в   подчинении   других   ведомств.   С
опубликованием декрета СНК от 5 июня 1918 года «О передаче в ведение
Народного   комиссариата   по   просвещению   учебных   и   образовательных
учреждений   и   заведений   всех   ведомств»   начинался   и   новый   этап
перестройки учреждений для аномальных детей.

Провозглашенные «Положением об единой трудовой школе РСФСР» и

«Декларацией   о   единой   трудовой   школе»   принципы   последовательно
проводились при разработке системы обучения и воспитания глухих детей.

Потребовалось,   однако,   немало   времени   для   того,   чтобы   завершить

организационный период в создании сети учреждений для глухих детей и
единого   государственного   центра   административного   и   методического
руководства   обучением   и   воспитанием   глухих   детей   в   этих   учреждениях.
Поиски   новых   организационных   форм   были   не   всегда   успешны,   но   они
велись настойчиво и целеустремленно при полной поддержке молодого, еще
экономически   не   окрепшего   Советского   государства,   проявлявшего
постоянную   заботу   о   глухих   детях.   Внимание   вопросам   воспитания
аномальных детей уделял лично В. И. Ленин, как об этом свидетельствует в
одном из своих писем А. М. Горький.

Для успешного выполнения программы обучения  и воспитания глухих

детей использовался  прогрессивный  методический  опыт  дореволюционной
сурдопедагогики. Но осуществлению намечавшейся программы мешало то,
что   школьно-санитарный   отдел   еще  не   имел   определенного   статуса   как  в
системе   Наркомпроса,   так   и   в   системе   Наркомздрава.   После
подготовительной работы по определению функций и задач Наркомпроса и
Наркомздрава в отношении дефективных детей Совет Народных Комиссаров
10   декабря   1919   года   принял   постановление   «О   согласовании   функций
народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания
и   охраны   здоровья   дефективных   детей».   Согласно   этому   постановлению

175

воспитание   и   обучение   категорий   аномальных   детей,   не   подлежащих
систематическому лечению, переходило в ведение Народного комиссариата
просвещения.   Это   постановление   означало   возобновление   и   дальнейшее
развитие нормальной педагогической деятельности училищ для глухих.

Однако   на   пути   развития   системы   обучения   и   воспитания   детей   с

недостатками   слуха   стояли   не   только   проблемы   взаимосвязи   между
различными   наркоматами,   но   и   вопросы   координации   функций   между
отделами Народного комиссариата просвещения.

Постановление   СНК   от   10   декабря   1919   года   создавало   основу   для

разрешения возникавших организационных вопросов руководства обучением
и воспитанием детей с глухотой и недостатками слуха. Это постановление
утверждало   социалистический   гуманизм  молодой  Советской   республики   в
отношении к аномальным детям, всеобщую государственную заботу в деле
приобщения глухих детей к трудовой деятельности через школьное обучение
и   раннее   дошкольное   воспитание   в   целях   компенсации   и   коррекции
имеющихся у них недостатков.

Забота об аномальных детях постановлением правительства от 10 декабря

1919 года была возложена в Наркомпросе на отдел охраны детства, который
разделился на подотдел социально-правовой охраны несовершеннолетних и
подотдел детских домов и коммун. Во втором подотделе было сосредоточено
руководство специальными детскими школами для аномальных детей. Его
задачи в отношении аномальных детей были сформулированы следующим
образом: «Отдел охраны детства организует в тесном контакте с Народным
комиссариатом   здравоохранения   воспитательно-лечебные   заведения   и   для
физически   дефективных   детей».   Таким   образом,   на   отдел   охраны   детства
Наркомпроса   возлагалась   задача   лечения,   воспитания   и   обучения
аномальных детей.

В годы интервенции и гражданской войны отдел охраны детства (в это

время   он   стал   называться   отделом   социально-правовой   охраны
несовершеннолетних и дефективных детей (СПОН)) особое внимание уделял
беспризорным   и   аномальным   детям.   Были   созданы   детские   дома   для
беспризорных   детей   и   специальные   детские   дома-школы   для   аномальных
детей,   в   составе   которых   были   и   глухие.   Содержание   этих   учреждений
полностью относилось на государственный бюджет.

Особенность специальных детских домов-школ для дефективных детей

заключалась в том, что дети учились и воспитывались в отрыве от семьи.
Мотивировалось   это   тем,   что   в   социально-правовой   охране   должен
отражаться взгляд на государство как на опекуна ребенка, руководящего его
воспитанием и охраняющего его не только от вредных влияний окружающей
социальной среды, но также и от дурной обстановки его семьи. Однако такое
положение   детских   домов-школ   изолировало   глухих   детей   от   школ   для
нормальных   детей   и   по   существу   обусловливало   типичные   недостатки
дореволюционного типа закрытого учебного заведения.

На основании постановления Совета Народных Комиссаров от 10 декабря

1919   года   были   организованы   подотделы   охраны   детства   в   губернских,

176

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..