бедных учащихся.
В училище продолжали обучаться преимущественно
дети состоятельных родителей. Что касается учащихся
бедных родителей, то их в училище были единицы. Эти
дети обучались на стипендии отдельных
благотворителей. Только в 1900 году, после 40 лет его
существования, Московское училище глухонемых было
принято в ведение Городской думы. Училище
приобретало более надежную материальную базу. Но
практика привлечения средств от благотворительности сохранялась вплоть
до Великой Октябрьской социалистической революции.
В числе благотворителей Московского училища глухонемых был П. М.
Третьяков, который еще при жизни И. К. Арнольда построил здание училища
и подсобные к нему помещения. Он приложил также много усилий для того,
чтобы городская дума включила училище в число подведомственных ей
учебных заведений. После смерти И. К. Арнольда (1891) и П. М.Третьякова
(1898) училище в их честь получило наименование «Арнольдо-
Третьяковского училища глухонемых». Московское училище стал о тем
центром, где учителя могли знакомиться с организацией и методами
обучения глухих. Роль училища как опытно-показательного особенно
возросла с приходом в училище (1900) Ф. A. Pay.
К 80-м годам XIX века в России было только три крупных училища: в
Петербурге, Москве и Варшаве. Хотя каждое из них со временем
расширялось, они не могли удовлетворить всех нуждающихся в обучении
глухих детей. Организация новых училищ для глухих продолжала оставаться
делом частной инициативы и благотворительности.
В конце 80-х и начале 90-х годов XIX века возникло несколько училищ на
периферии: в Казани, в Вязниках, в селе Максимовичи и др. К концу XIX
века в России насчитывалось 23 училища с 885 учащимися. Руководители
этих учреждений, за редким исключением, находились в постоянном страхе
за материальную основу училищ. Они прилагали много усилий для того,
чтобы сохранять их существование.
Развитие методики обучения и воспитания глухих детей. В 60—80-е
годы отмечено сближение теории и практики обучения и воспитания глухих
детей с теорией и практикой обучения слышащих детей на основе передовых
педагогических взглядов того времени. Это было главной тенденцией в
развитии сурдопедагогики.
Появление новых училищ (Московского, Казанского и др.), расширение
учебно-воспитательной деятельности в ранее существовавших училищах
было связано с критическим осмыслением сурдопедагогического опыта и его
теоретическим обоснованием. Во второй половине XIX века сурдопедагогика
более четко сформулировала цели и задачи воспитания и обучения глухих
детей. Вместе с тем уточнялось содержание обучения. В это время
создавались новые программы. Наиболее полной и педагогически
обоснованной была программа обучения глухих русскому языку, которая
129