глухонемым. Указывалось на то, что они вообще не могут бракосочетаться,
так как не смогут справиться с воспитанием детей. Тем самым глухой был
юридически изолирован от окружающих и лишен возможности иметь свою
личную семью, свой дом, участвовать в общественной жизни.
К концу рассматриваемого периода изменялась практика направления
глухих в монастыри и другие предназначенные для них учреждения, однако
положение глухих оставалось бедственным.
Указом 1733 года традиция отправлять нищенствующих людей в
монастыри стала обязанностью Святейшего синода. Синоду предписывалось
направлять в монастыри «для прокормления и исправления в уме
безмолвных нищих». Часть нищенствующих — убогих — попадала и в
особые, гражданские учреждения— «гошпитали». Если в монастырях глухие
непомерно трудились, то в «гошпиталях» они еще и теряли свободу,
становились отчужденными людьми, которые не имели возможности жить на
средства от своего труда. Условия жизни в этих «гошпиталях» были
настолько тяжелыми, что попадавшие в них люди, особенно дети, гибли от
непосильного труда и постоянного недоедания.
Итак, рассматривая относящиеся к древней истории сурдопедагогики в
России свидетельства и факты, нужно сказать, что общие тенденции
зарождения сурдопедагогики на ранних этапах развития древнерусского
общества были аналогичны тем, которые имели место в истории
западноевропейских стран и о которых шла речь в первой части книги. Они
определялись социально-экономическими условиями начальных этапов
истории человеческого общества. Однако зарождение сурдопедагогической
мысли в древнерусском обществе было связано с такими особенностями,
которые позволяют говорить о ее национальной самобытности. Эти
особенности заключались прежде всего в отношении к глухим. Оно было
гуманным и выражалось в сочувствии к глухим детям и заботе об их судьбе.
Такое отношение к глухим детям основывалось на нравственных принципах
народа, не знавшего рабовладельческих отношений. Оно проявилось и в
организации общественного призрения, воспитания, а также и обучения
глухих детей сначала в процессе трудовой деятельности, а затем в
монастырях и воспитательных домах. Вместе с тем по мере укрепления
православной церкви отношение к глухим детям ужесточалось. Церковь
поддерживала и распространяла основанные на незнании природы глухоты
предрассудки, согласно которым глухота—«наказание божие». Призрение
церковью и монастырями глухих, как и всех «калечных», все более
приобретало показной и небескорыстный характер.
Проявившееся в организации общественного призрения и
законодательстве гуманное отношение к глухим детям, идущее от народной
педагогики, а также сравнительно широких знаний о различных степенях
глухоты (на это указывает ряд встречающихся в древнерусском словаре слов
для обозначения разной степени нарушения слуха), послужило основой
последующего развития русской сурдопедагогической мысли. Это развитие
происходило в борьбе прогрессивных деятелей с суеверными
105