ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 12

 

 

сурдопедагогической   общественности   всего   мира   вызвал   появившийся   в
Югославии   верботональный   метод   П.   Губерины.   В   основе   этого   метода
лежит   развитие   у   глухих   и   слабослышащих   умения   слушать.   Для
восстановления   слуха   на   основе   применения   верботонального   метода
используется   современная   звукоусиливающая   многоканальная   аппаратура:
«Суваг-1» и «Суваг-2».

Тщательное   исследование   слуха   путем   верботональной   аудиометрии

позволяет сурдоаудиологам определять характер поражения слуха и вводить
соответствующие фильтры для работы на аппаратах «Суваг-1» и «Суваг-2».
Развитие   слуха   осуществляется   различными   приемами   и   на   различных
занятиях.   Большую   роль   в   этой   системе   работы   играет   фонетическая
ритмика, совершенствующая произношение во взаимосвязи с акустической
тренировкой.

Заключая рассмотрение сурдопедагогики конца  XIX  — начала  XX  века,

следует   подчеркнуть,   что   развитие   специальных   учебно-воспитательных
учреждений для глухих детей, как и всей системы народного образования в
период империализма, носило ярко выраженный классовый характер.

В этот период в ряде стран Западной Европы — Дании, Бельгии, Австрии,

Англии,   Франции   —   было   декларировано   всеобщее   образование   глухих.
Однако большинство глухих детей не могло воспользоваться этим правом из-
за недостатка средств для оплаты дополнительных расходов по обучению.
Богатые   родители   глухих   детей   предпочитали   государственным   частные
школы или домашнее обучение.

Общей   чертой   практики   обучения   и   воспитания   глухих   в   развитых

капиталистических   странах   являлся   филантропический   подход.   Почти   во
всех   странах   капитализма   в   большей   или   меньшей   степени   сохранилась
зависимость   обучения   глухих   от   частной   и   общественной
благотворительности.

Борьба за утверждение системы «чистый устный метод», начатая еще в

период   домонополистического   капитализма,   продолжалась   и   в   период
империализма.   Она   шла   в   плане   поисков   более   рациональных   методов
обучения   в   первоначальный   период.   Вследствие   этого   появилось   много
различных методик обучения словесной речи с использованием письменной
речи и остаточного слуха.

В период империализма приобрела особую остроту проблема подготовки

глухих к трудовой деятельности.

В   США   в   этот   период   под   влиянием   прагматической   педагогики

оформилась   «комбинированная   система»,   позволяющая   использовать   в
процессе обучения глухих различные формы речи, в том числе и жестовую.

Вопросы и задания

1.   Назовите   наиболее   общие   и   характерные   черты   в   развитии

сурдопедагогики конца XIX — начала XX века.

89

2. Охарактеризуйте новые направления и тенденции в развитии методов

обучения глухих детей в данный период.

3. В чем заключались особенности методики К. Малиша?
4. Что вы знаете о сурдопедагогической деятельности К. Гепферта?
5. Как бы вы охарактеризовали систему Г. Форхгаммера?
6.   В   чем   заключались   достоинства   и   недостатки   «метода   письменных

образов» Р. Линднера?

7. Каковы этапы «бельгийского метода демутизации» и в чем их сильные

и слабые стороны?

8.   На   чем   основывался   «целостный   метод»   Э.   Керна   и   насколько

правильна его позиция в оценке этого метода?

9.  С   достижением   какой  науки   было  связано   появление   акустического

направления в методике обучения глухих?

10. Что вы знаете о методике слуховых упражнений В. Урбанчича и Ф.

Бецольда?

11. Каких представителей акустического направления в сурдопедагогике,

кроме В. Урбанчича, вы знаете?

12. В чем сущность акустического метода?
13. Чем характеризуются общие итоги развития сурдопедагогики в конце

XIX — начале XX века?

Глава 8

Состояние сурдопедагогики в середине XX века

В   середине   50-х   годов  XX  века   в   буржуазной   педагогике   все   более

обнаруживались   кризисные   явления.   Сложной   и   крайне   противоречивой
структуре   самого   капиталистического   общества   соответствовали
плюралистические, внутренне противоречивые педагогические концепции. В
начале 50-х годов  XX  века прогрессивный английский ученый Дж. Бернал
при оценке состояния буржуазной педагогики замечал: «Будучи неспособной
или не желая признать изменяющийся характер общества или его классовую
структуру,   теория   педагогики   сознательно,   так   же   как   и   бессознательно,
считала   это   общество   неизменным   и   стремилась   найти   способы
приспособить   к,   этому   обществу   учащихся.   Это   неизбежно   делало   такую
теорию догматической и апологетической»

7

.

  Главное   назначение   буржуазных   педагогических   концепций   середины

XX  века   заключалось   в   том,   чтобы   завуалировать   классовую   сущность
буржуазной школы и системы народного образования, в которой процветала
расовая   и   национальная   дискриминация   учащихся,   все   более   усиливалось
влияние   религии,   распространялись   версии  о   врожденной,  наследственной

90

интеллектуальной неполноценности детей трудящихся. Однако под влиянием
научно-технической   революции,   под   давлением   прогрессивных   и
демократических   сил,   массовых   выступлений   трудящихся   против
буржуазной   политики   и   за   демократизацию   школы   сфера   народного
образования расширялась.

Развитие сурдопедагогики в середине XX века имело в своей основе те же

социальные причины и факторы. Характеризуя состояние обучения глухих и
сурдопедагогики   западноевропейских   стран   и   США   в   этот   период,   мы
остановимся на проблемах классификации и дифференцированного обучения
глухих детей, связи глухих учащихся с семьей, вопросах общей организации
учебно-воспитательной   работы   в   специальных   школах.   Мы   также
остановимся   на   вопросах   содержания   деятельности   благотворительных
организаций, международных сурдопедагогических конгрессов и Всемирной
Федерации глухих (ВФГ).

Классификация   и   дифференциация   глухих   детей.  Исследования   в

области   оториноларингологии,   технический   прогресс   в   области
электроакустики   и   электроники   в   период   после   второй   мировой   войны
привели к тому, что с середины  XX  века стала уточняться классификация
детей   с   недостатками   слуха   и   речи.   Подход   к   глухим   стал   более
дифференцированным.   Так,   термин   «глухонемой»   теперь   применяется   в
более   конкретном   и   точном   значении.   Например,   в   Бельгии   дети   с
недостатками слуха дифференцируются по трем группам: 1) глухонемой —
потеря слуха 90 децибел и более (в сфере речи); 2) полуглухие — потеря
слуха в сфере речи от 60 до 90 децибел; 3) слабослышащие — потеря слуха
от 30 до 60 децибел. В Бельгии принято объединять глухих и полуглухих в
одной школе для глухих. Здесь создаются отдельные классы или школы для
слабослышащих.

В   Дании   классифицируют   детей   на  глухих   (когда   речь   не  развивается

естественно) и слабослышащих (когда речь ограничена или искажена). Дети
этих двух групп  обучаются  в отдельных школах. Дети  со слабой потерей
слуха   —   слабослышащие   —   проходят   программу   народной   школы   с
необходимой дополнительной педагогической помощью.

В Англии глухими считают тех учеников, которые практически не имеют

слуха   или   остатки   слуха   у   этих   детей   настолько   малы,   что   они   могут
обучаться   лишь   методами,   предназначенными   для   глухих   детей.   К
слабослышащим   ученикам   относят   тех,   кто   имеет   некоторую   естественно
приобретенную   речь,   но   нуждается   в   специальных   методах   обучения.   В
Ирландии   и   Шотландии   используют   те   же   самые   определения.   Степень
потери   слуха   здесь   измеряется   в   децибелах.   При   этом   большое   внимание
обращается на общее состояние ребенка, уровень его развития.

Таким   образом,   по   отношению   к   глухим   теперь   осуществляется   более

дифференцированный подход. Учитывается связь глухоты с состоянием речи
ребенка. Кроме того, принимается во внимание возможность использования
речи в процессе дальнейшего обучения. 

В   капиталистических   странах   аудиологическое   определение   глухоты

91

используется  в качестве  средства  ограничения  приема детей  в школы для
глухих   из-за   недостаточного   количества   мест.   Так,   Институт   имени
Родригеса Перейра в Португалии принимает только тех детей, потеря слуха у
которых свыше 80 децибел.

Глухие   дети   поступают   в   школу   в   возрасте   от   5   до   7   лет;

продолжительность обучения колеблется от 7 до 11 лет.

С   середины  XX  века   в   некоторых   странах   усиливается   тенденция

отделять   глухих   от   слабослышащих.   Более   совершенным   становится   учет
глухих   детей   соответствующими   организациями.   В   ряде   стран   Западной
Европы считается обязательным сообщать в соответствующие инстанции о
случаях   глухоты.   В   Дании,   например,   врачи,   школьная   администрация
должны докладывать Центральному совету глухих о всех случаях глухоты у
детей до 16 лет. При этом должна быть указана степень глухоты: абсолютно
глухие;   имеются   остатки   слуха;   остатки   слуха   так   малы,   что   дети   не   в
состоянии учиться в народной школе или в школе для слабослышащих. Эти
данные поступают в Министерство  просвещения. В Финляндии о случаях
глухоты местные власти обязательно докладывают только в том случае, если
ребенок   нуждается   в   особой   помощи.   В   странах,   где   отчеты   о   случаях
глухоты не составляются, сведения о них поступают из разных источников.
Например, в Бельгии потеря или отсутствие слуха могут быть обнаружены во
время   осмотра   младенца   в   клинике   обязательной   вакцинации   оспы   для
младенцев и т. д.

В некоторых странах проводятся специальные обследования в каждом из

районов   и   домов.   Эти   обследования   составляют   основу   для   общей
статистики и учета детей с недостатками слуха в масштабе всей страны.

По данным супругов Тейлоров, в четырнадцати странах Западной Европы

обучение   глухих   детей   является   обязательным.   В   Дании   оно   стало
обязательным с 1817 года, в Норвегии — с 1881 года, в Англии — с 1893
года.   В   таких   странах,   как   Греция,   Ирландия,   Португалия   и   Испания,   не
требуется   обязательного   посещения   школы   глухими   детьми.   Нет   ничего
удивительного в том, что обучение детей с физическими недостатками не
является обязательным там, где еще не обеспечено обязательное обучение
нормальных детей. Например, в конце 1958 г. 800 000 нормальных испанских
детей   не   могли   посещать   школу   либо   из-за   отсутствия   нужного   числа
классных   комнат,   либо   из-за   нехватки   учителей.   Ведь   глухой   ребенок
нуждается  в  более  длительном  обучении.  Обучение  речи  и  чтению с  губ,
попытки   использовать   сохранный   анализатор   взамен   дефектного,
дополнительное   профессиональное   обучение   —   все   это   требует   большего
времени и больших материальных средств.

Практически все школы для глухих стали интернатами. Лишь Англия и

США в этом отношении представляют собой исключение. В Англии и США
обнаруживается тенденция создавать преимущественно дневные школы для
глухих   и   слабослышащих.   Следует   подчеркнуть,   что   поступление   детей
малоимущих родителей в школы-интернаты и даже в дневные школы или в
специальные классы в народных школах, а также и в обычные классы, где

92

ведутся   дополнительные   занятия   по   обучению   чтению   с   губ   с
использованием   звукоусиливающей   аппаратуры,   является   весьма
затруднительным.

Связь   глухого   ребенка   с   семьей.  Начиная   с   50-х   годов   все   большее

значение в капиталистических странах придается проблемам связи с семьей,
влиянию семьи на обучение глухих детей. В тех случаях, когда это возможно,
глухие дети живут дома и посещают дневные школы. Например, 60% детей,
обучающихся   в   Копенгагенской   школе   глухих,   живут   в   своих   семьях.   В
других странах допускается, чтобы дети жили в чужих семьях, вне школы.
Считается   желательным,   чтобы   глухой   ребенок,   живя   либо   дома,   либо   у
приемных родителей, посещал специальную школу. Однако есть в этом, по
признанию учителей, и недостаток: учитель при этих условиях не оказывает
ребенку должной помощи в обучении и воспитании.

В   этом   отношении   представляет   интерес   опыт   одной   из   швейцарских

школ.   Эта   школа   обращается   за   помощью   к   местным   жителям,   в   семьях
которых дети могли бы проводить свободное от школьных занятий время. В
семьи местных жителей определяются те дети, родители которых проживают
слишком далеко, для того чтобы их дети могли бывать дома, в родной семье
чаще, чем только во время школьных каникул. Подобные опыты показывают
положительное   влияние   семейной   обстановки   на   развитие   способности
глухих   к   общению   с   окружающими.   Вместе   с   тем   они   разрушают
традиционную   изоляцию   глухих   в   закрытых   учебно-воспитательных
учреждениях.

В настоящее время все большее значение придается диагностике раннего

выявления глухоты и организации возможно более раннего обучения глухих
детей.   Детский   сад   в   отдельных   странах   Западной   Европы   становится
неотъемлемой   частью   учебно-воспитательных   учреждений   для   глухих.
Детские сады для глухих детей постоянно связаны со школой. Такие детские
сады   часто   посещают   также   и   слабослышащие   дети.   Но   все   это   требует
оплаты   со   стороны   родителей   или   привлечения   средств   частной
благотворительности.

Существуют   и   другие   формы   медицинской   и   педагогической   помощи

глухим   детям   и   их   родителям.   Специально   для   того   определенный
сурдопедагог или медицинская сестра следят за тем, чтобы родители глухих
регулярно посещали те учреждения, где им дают необходимые консультации.

В Дании глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста родители

обучают   по   программе,   составленной   государственной   экспертизой   и
руководством   клиник   в   сотрудничестве   с   преподавателями   школ   глухих.
Специальный преподаватель посещает глухого ребенка в семье раз в неделю
в течение двух месяцев. С этой же целью учителя большинства школ для
глухих   детей   побуждают   родителей   посещать   школы   для   консультаций   у
опытных   сурдопедагогов.   Для   родителей   публикуется   специальная
литература,   которая   издается   Министерством   просвещения,
благотворительными обществами или специальными школами. Ассоциации
родителей   и   учителей   организуют   обсуждение   проблем   обучения   и

93

воспитания глухой молодежи, С этой целью созываются конференции для
родителей по вопросам обучения и воспитания глухих детей.

Лечебные   мероприятия   и   учебные   занятия   иногда   проводятся   с

родителями   во   время   каникул.   Подобная   работа   проводится,   например,   в
клинике Д. Трейси в Лос-Анджелесе.

В некоторых странах организуются короткие летние курсы для родителей

глухих детей. В Дании такие курсы проводятся в пансионатах для глухих под
руководством государственной исследовательской клиники для матерей. Эти
курсы   посещают   матери   со   своими   маленькими   детьми.   В   Финляндии
проводится двухнедельный курс обучения глухих учащихся чтению с губ.
Эти   курсы   устраиваются   каждый   год   без   какой-либо   субсидии   от
государства.   В   Швеции   центральные   и   местные   ассоциации   глухих   детей
организуют   летние   курсы   для   родителей.   В   Дублине   (Ирландия)   есть
постоянный   специальный   класс   для   матерей   глухих   детей   дошкольного
возраста   (класс   Трейси).   Организатором   этого   класса   является
филантропическая ассоциация учителей.

Организация учебно-воспитательной работы и подготовка учителей

для   школ   глухих   детей.  Электроакустическое   оборудование   школ   для
глухих   детей   имеется   в   каждой   стране,   хотя   в   ряде   стран   такого
оборудования недостает. Даже отделение глухих от детей, имеющих остатки
слуха (слабослышащих), во многих странах задерживается из-за недостатка
аудиометров. Южные страны Западной Европы испытывают затруднения в
оказании   помощи   детям   с   дефектами   слуха.   У   них   не   хватает
электроакустической аппаратуры любого типа.

Обычно количество детей в классах сравнительно невелико.
Например, во Франции в таком классе обучается 12 детей (наполняемость

классов   обычной   школы   примерно   45   учащихся).   В   Нидерландах   в   этих
классах   обучается   по   8—9   учащихся,   тогда   как   наполняемость   классов
обычной школы 38 человек. В действительности количество детей в классах
часто бывает больше принятых норм. Так, например, в Англии в классе для
глухих должно обучаться по 10 детей, но на практике эта норма превышается
на   13%.   Самые   немногочисленные   классы   для   глухих   детей   в   Швеции;
среднее количество учащихся в классах 6 человек.

Школы   глухих   в   западноевропейских   странах   пользуются   «устным

методом»   обучения.   Этот   метод   применяется   здесь   более   широко,   чем   в
США.

Школы некоторых стран Западной Европы нередко дополняют систему

«устный   метод»   системой   буквенных   знаков   —   дактилологией,
предназначенной   для   того,   чтобы   придать   видимую   форму   тем   звукам,
которые   невозможно   отличить   при   чтении   с   губ.   Однако   эта   система
используется только как вспомогательное средство. Во многих специальных
школах   (особенно   государственных)   США   сравнительно   чаще   применяют
письменную и жестовую речь.

Школы   для   глухих   в   крупных   городах   (особенно   в   Дании   и   США)

хорошо   оборудованы   электроакустической   аппаратурой.   В   них   имеются

94

киноустановки. В школах организуются поездки глухих учащихся в театр,
работают драматические кружки, организуются походы и экскурсии.

В   соответствии   с   главными   целями   буржуазной   педагогики   в   школах

капиталистических стран для глухих детей ведется и воспитательная работа.
Важнейшим   орудием   воспитания   в   духе   буржуазной   идеологии   здесь
выступают организации бойскаутов.

Бойскаутские   организации   почти   во   всех   буржуазных   странах   играют

главенствующую роль в проведении досуга детей.

В некоторых странах, например в Бельгии, подросток или юноша имеет

возможность присоединиться либо к группе только глухих, либо к группе
своих нормальных сверстников. Смешанный тип группы обычно встречается
только   в   больших   городах.   Кроме   того,   дети   поддерживают   между   собой
связь посредством переписки.

В   последнее   время   в   учреждениях   для   глухих   детей   все   большее

внимание  уделяется  занятиям   в  спортивных  секциях.   В  той  же  Бельгии   в
рамках   спортивных   федераций   ежегодно   проводятся   соревнования   по
футболу, баскетболу, волейболу, теннису и т. д. Глухие дети участвуют в
организуемых   для   них   международных   Олимпийских   играх.   Спортивная
федерация   глухих   во   Франции   уделяет   особенное   внимание   футболу,
баскетболу  и теннису. В Федеративной  Республике Германии существуют
особые спортивные организации для глухих.

Профессиональное обучение глухих и слабослышащих осуществляется во

всех   европейских   странах.   Оно   обычно   ведется   параллельно   с   усвоением
обязательной   элементарной   программы   или   является   ее   продолжением.   В
последнее   время   усиливается   тенденция   к   отделению   профессионального
обучения   от   общеобразовательного.   Профессиональное   обучение   глухих
осуществляется после окончания общеобразовательной школы.

Общим   методом   профессионального   обучения   является   система

ученичества со сроком от 3 до 6 лет. Глухие иногда обучаются профессии
вместе с нормальными детьми. Так происходит, например, в Португалии. Но
во   многих   странах,   например   в   Швейцарии,   профессиональное   обучение
происходит в разных группах. После завершения курса профессионального
обучения   проводятся   испытания,   обычно   такие   же,   как   и   для   учащихся   с
нормальным   слухом.   Однако   в   некоторых   случаях,   как   это   делается   в
нескольких   учреждениях   Франции,   глухим   учащимся   предлагается
облегченный по содержанию комплекс заданий.

В   большинстве   капиталистических   стран,   в   том   числе   и   в   США,

обычными занятиями глухих и слабослышащих являются шитье, вышивание,
различные   домашние   работы.   Домашние   работы   выполняются   с   целью
заработать на жизнь или просто помочь своим близким.

В связи с прогрессом техники в большинстве стран появляются новые

возможности для использования труда глухих в производстве. В связи с этим
признается   необходимым   осуществлять   новые   исследования
профессиональных способностей глухих.

В некоторых странах глухие вяжут на машинах, точат ножи, переплетают

95

книги,   ретушируют   фотографии,   делают   игрушки.   Мальчики   могут
заниматься   садоводством,   сапожным   делом,   плотничать,   обивать   мебель,
заниматься выделкой кожи, выпечкой хлеба, лесными работами, могут быть
каменщиками, водопроводчиками, кузнецами.

В   ряде   стран   Западной   Европы   руководство   профессиональным

обучением глухих осуществляют специальные учреждения. В некоторых из
этих стран разрабатываются программы обучения, инструкции и пособия по
профессиональному  труду.  Все  эти учебные   материалы  бывают далеко  не
совершенными.   Специальные   школы   сотрудничают   с   правительственными
комиссиями или филантропическими организациями, что обеспечивает более
рациональное размещение глухих вместе с другими группами молодежи с
теми   или   иными   физическими   недостатками   в   различных   отраслях
производства.   Такое   сотрудничество   более   характерно   для   северных
европейских   стран.   Ставятся   вопросы   о   создании   специального
находящегося   в   ведении   государства   координирующего   центра   по
профессиональному   обучению   глухих.   Посредством   такой   организации
предполагается обеспечивать глухих устройством на работу в годы массовой
безработицы в капиталистических странах.

Устроить   на   работу   глухих   бывает   легче,   чем   людей   с   какими-либо

другими физическими недостатками. Так, в Северной Ирландии считается,
что глухие могут успешно трудиться на больших ткацких предприятиях. В
Португалии глухих охотно принимают на работу, потому что они хорошо
работают   и   легко   приспосабливаются   к   трудовой   жизни.   Здесь   глухие
пользуются   теми   же   правами,   которые   имеют   рабочие   без   физических
недостатков.   Однако   массовая   безработица   в   капиталистических   странах
создает трудноразрешимые, а часто и вообще неразрешимые проблемы для
трудоустройства глухих.

В большинстве стран Западной Европы ведется специальная подготовка

учителей для школ глухих и слабослышащих. Потребность в учителях глухих
возрастает. Формы сурдопедагогического образования могут быть очными и
заочными. Подготовка учителей для школ глухих длится от одного года до
пяти лет. Считается, что учителя слабослышащих должны иметь такую же
основательную подготовку, как и преподаватели школ глухих.

При   очной   форме   обучения   период   подготовки   специалиста   бывает

сравнительно короче. Например, в Англии учителя проходят трехгодичную
подготовку или даже годичную специализацию непосредственно в школе для
глухих.

Во Франции продолжительность обучения зависит от того, где учителю

глухих   предстоит   вести   практическую   работу.   Преподавателей   частных
учебных   заведений   готовят   по   специальности   в   течение   трех   лет.   Для
получения   права   преподавать   в   государственных   учреждениях   требуется
дополнительно  проработать  три  года  в  качестве   ассистента   учителя   после
сдачи конкурсных экзаменов. Специалисты, преподающие во французских
государственных учреждениях для глухих, должны иметь также и диплом на
право обучения умственно отсталых детей.

96

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..