В некоторых из западноевропейских стран иногда обращается внимание
на наличие дополнительной подготовки учителей глухих по логопедии. Так,
в Бельгии считается желательным, чтобы учитель глухих имел еще и диплом
логопеда.
Как правило, учителя специальных школ получают более высокую
заработную плату, чем преподаватели народных школ. Однако, несмотря на
этот материальный стимул, во многих западноевропейских странах
ощущается недостаток в учителях глухих детей. Соответствующие ведомства
многих стран, например Италии, заявляли, что больше всего таких
преподавателей не хватает в сельской местности. Следует отметить, что и
для тех стран, которые не заявляют о недостатке специалистов, проблема
подготовки сурдопедагогических кадров является не менее острой.
Благотворительные организации и печать. В одиннадцати странах
Западной Европы публикуется литература по дефектологии. Кроме того,
издаются специальные журналы для глухих, тематика которых связана с их
жизнью. В Бельгии, Дании, Финляндии и Франции имеются общие для
глухих и слепых журналы. Один из двух финских специальных журналов
издается ассоциацией учителей слепоглухонемых. Два журнала в Англии,
один в Федеративной Республике Германии и один в Швеции издаются
союзами учителей глухих. Все остальные специальные журналы издаются
частными учреждениями или организациями, которые в силу тех или иных
причин интересуются жизнью глухих.
В отдельных случаях людям с физическими недостатками
предоставляются некоторые льготы. Например, в Португалии проезд глухих
учащихся в школу и обратно оплачивается Министерством социального
обеспечения.
В каждой из западноевропейских стран все еще существуют
благотворительные организации. В ряде стран наблюдается большое
разнообразие таких обществ. Иногда они имеют и религиозную основу,
например Национальная федерация глухонемых католиков в Бельгии.
Особенно большое разнообразие всякого рода ассоциаций для глухих
имеется в Федеративной Республике Германии.
Примером координации деятельности различных союзов может служить
Франция, где создан Национальный комитет координации обществ глухих во
Франции и за рубежом, основанный и руководимый глухими. Этот комитет
официально признан Министерством здравоохранения Франции.
Международные конгрессы сурдопедагогов. Целью международных
конгрессов деятелей в области сурдопедагогики являлась борьба за
улучшение социального положения глухих и совершенствование методов их
обучения и воспитания.
Одним из представительных и важных для развития сурдопедагогики был
состоявшийся в 1925 году Лондонский конгресс. В центре внимания этого
конгресса стояли вопросы о положении глухих в обществе. От Советского
Союза на этом конгрессе выступил с докладом Л. С. Выготский.
Исключительно большой интерес участников конгресса вызвало сообщение о
97