ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 13

 

 

В некоторых из западноевропейских стран иногда обращается внимание

на наличие дополнительной подготовки учителей глухих по логопедии. Так,
в Бельгии считается желательным, чтобы учитель глухих имел еще и диплом
логопеда.

Как   правило,   учителя   специальных   школ   получают   более   высокую

заработную плату, чем преподаватели народных школ. Однако, несмотря на
этот   материальный   стимул,   во   многих   западноевропейских   странах
ощущается недостаток в учителях глухих детей. Соответствующие ведомства
многих   стран,   например   Италии,   заявляли,   что   больше   всего   таких
преподавателей не хватает в сельской местности. Следует отметить, что и
для тех  стран, которые не  заявляют  о недостатке  специалистов, проблема
подготовки сурдопедагогических кадров является не менее острой.

Благотворительные   организации   и   печать.   В   одиннадцати   странах

Западной   Европы   публикуется   литература   по   дефектологии.   Кроме   того,
издаются специальные журналы для глухих, тематика которых связана с их
жизнью.   В   Бельгии,   Дании,   Финляндии   и   Франции   имеются   общие   для
глухих и слепых журналы. Один из двух финских специальных журналов
издается   ассоциацией   учителей   слепоглухонемых.   Два   журнала   в   Англии,
один   в   Федеративной   Республике   Германии   и   один   в   Швеции   издаются
союзами учителей  глухих.  Все  остальные  специальные журналы  издаются
частными учреждениями или организациями, которые в силу тех или иных
причин интересуются жизнью глухих.

В   отдельных   случаях   людям   с   физическими   недостатками

предоставляются некоторые льготы. Например, в Португалии проезд глухих
учащихся   в   школу   и   обратно   оплачивается   Министерством   социального
обеспечения.

В   каждой   из   западноевропейских   стран   все   еще   существуют

благотворительные   организации.   В   ряде   стран   наблюдается   большое
разнообразие   таких   обществ.   Иногда   они   имеют   и   религиозную   основу,
например   Национальная   федерация   глухонемых   католиков   в   Бельгии.
Особенно   большое   разнообразие   всякого   рода   ассоциаций   для   глухих
имеется в Федеративной Республике Германии.

Примером координации деятельности различных союзов может служить

Франция, где создан Национальный комитет координации обществ глухих во
Франции и за рубежом, основанный и руководимый глухими. Этот комитет
официально признан Министерством здравоохранения Франции.

Международные   конгрессы   сурдопедагогов.  Целью   международных

конгрессов   деятелей   в   области   сурдопедагогики   являлась   борьба   за
улучшение социального положения глухих и совершенствование методов их
обучения и воспитания.

Одним из представительных и важных для развития сурдопедагогики был

состоявшийся в 1925 году Лондонский конгресс. В центре внимания этого
конгресса стояли вопросы о положении глухих в обществе. От Советского
Союза   на   этом   конгрессе   выступил   с   докладом   Л.   С.   Выготский.
Исключительно большой интерес участников конгресса вызвало сообщение о

97

системе государственного обучения и воспитания глухих в первом в мире
государстве рабочих и крестьян — Советском Союзе.

После   1925   года   длительное   время   международные   встречи

сурдопедагогов   не   проводились.   Лишь   в   1950   году   в   г.   Гронингене
(Голландия) был созван первый в послевоенный период конгресс ученых и
сурдопедагогов   из   22   стран   мира.   Его   задачей   было   подведение   итогов
развития теории и практики обучения глухих в послевоенный период.

Во многих докладах западноевропейских и американских представителей

указывалось   на   самый   серьезный   недостаток   в   сурдопедагогической
практике буржуазных стран — обучение и воспитание глухих в этих странах
не   является   полностью   государственным,   а   большую   долю   средств   на
содержание,   обучение   и   воспитание   глухих   все   еще   вносят   организации
частной   и   общественной   благотворительности.   Что   касается   содержания
обучения,   то   эти   вопросы   рассматривались   представителями   буржуазной
сурдопедагогики   с   позиций   прагматизма.   На   этом   конгрессе   довольно
отчетливо обнаружился кризис «чистого устного метода».

Следующий   конгресс   учителей   и   ученых   состоялся   в   Манчестере

(Англия). При университете этого города уже много лет велась подготовка
сурдопедагогических   кадров.   Этот   конгресс   тоже   проходил   под   влиянием
американской   прагматической   педагогики,   что   ярко   проявилось   при
обсуждении   вопросов   реабилитации   глухих,   методов   их   обучения   и
использования технических средств.

На   Международном   конгрессе   сурдопедагогов,   который   был   проведен

пять   лет   спустя   в   Вашингтоне,   обсуждались   методы   обучения   глухих,
широко используемые в Соединенных Штатах Америки: «устный», «чистый
устный  метод»  и  «ротчестерский  метод».  Не  меньшее  место  на конгрессе
занимали   вопросы   дошкольного   воспитания   глухих   и   использования
технических средств.

На Международном конгрессе в Стокгольме в 1970 году большой интерес

со стороны его участников вызвал доклад советского ученого С. А. Зыкова, в
котором   были   изложены   система   начального   обучения   речи   по   принципу
речевого общения и практика предметно-практического обучения глухих в
Советском Союзе. На этом конгрессе обсуждалась проблема использования в
процессе обучения глухих технических и визуальных средств. На конгрессе
были поставлены следующие вопросы: акустическая аппаратура для глухих и
плохо   слышащих,   аппаратура,   перерабатывающая   акустическую
информацию   в   зрительные   сигналы,   учебное   телевидение   и   кинофильмы,
программированное обучение.

В секциях конгресса подробно обсуждались вопросы профессиональной

подготовки глухих учащихся, формирования их речи, сурдопедагогической
диагностики. Обсуждались также вопросы организации жизни глухих детей в
интернатах и их интеграции со слышащими.

Участники   конгресса   ознакомились   с   выставкой   акустической

аппаратуры   индивидуального   и   коллективного   пользования,   аппаратами
трансформации звуковых сигналов в зрительные, аудиометрами различных

98

типов, аппаратами тактильно-вибрационных ощущений.

Всемирные   конгрессы   по   обучению   и   воспитанию   глухих   сыграли

важную   роль   в   развитии   теории   и   практики   сурдопедагогики.   Они
способствовали обмену информацией о достижениях в области обучения и
воспитания глухих в разных странах.

В   международных   конгрессах   все   более   активным   становится   участие

советских   ученых-сурдопедагогов.   Советские   ученые   знакомят
международную общественность с достижениями сурдопедагогики в нашей
стране, с теорией и практикой обучения глухих детей в условиях развитого
социалистического общества.

Всемирная федерация глухих (ВФГ). В 1950 году в значительной мере

под влиянием успехов социалистических стран в области сурдопедагогики,
общественной активности глухих, достижений в технике и отоларингологии
при   ООН   была   создана   Всемирная   федерация   глухих   (ВФГ).
Организационное   оформление   федерации   состоялось   на   первом   конгрессе
глухих, который проходил в сентябре 1951 года в Риме. На этом же конгрессе
был   принят   и   Устав   федерации.   В   состав   Всемирной   федерации   глухих
вошли национальные ассоциации глухих, региональные общества глухих и
другие аналогичные организации.

С   течением   времени   ВФГ   охватила   все   большее   количество

национальных   и   региональных   ассоциаций.   В   задачи   ВФГ   входят:
осуществление международного сотрудничества глухих в целях улучшения
их   социально-правового   положения   в   обществе,   пропаганда   в   различных
странах   мира   успехов   в   организации   жизни   глухих.   В   1975   году   ВФГ
объединяла 56 национальных обществ глухих пяти континентов.

Каждые   четыре   года   ВФГ   проводит   конгрессы.   До   1977   года   таких

конгрессов было проведено семь: в Риме (1951), Загребе (1955), Висбадене
(1959),   Стокгольме   (1963),   Варшаве   (1967),   Париже   (1971),   Вашингтоне
(1976).   Обсуждавшиеся   на   конгрессах   вопросы   касались   медико-
аудиологических,   психолого-педагогических,   социальных   и   культурных
проблем. На конгрессах 1971 и 1976 годов много внимания было уделено
состоянию сурдопедагогических проблем в развивающихся странах.

В   различных   секциях   конгрессов   ВФГ   рассматривались   самые

разнообразные   вопросы,   представляющие   интерес   для   решения   главной
проблемы сурдопедагогики — интеграции глухих в обществе слышащих.

Всемирная федерация глухих способствует изданию в отдельных странах

законов, обеспечивающих те или другие права глухих. Благодаря содействию
ВФГ   расширяются   возможности   включения   глухих   в   промышленное
производство,   умножается   перечень   профессий,   которые   могут   получать
глухие.

На   конгрессах   ВФГ   были   широко   представлены   доклады   советских

ученых   и   деятелей   сурдопедагогики.   Опыт   решения   проблем
сурдопедагогики   в   СССР   и   научные   достижения   в   области   специальной
педагогики   вызывали   неизменный   интерес   со   стороны   участников
конгрессов.

99

Всемирная   федерация   глухих   издает   журнал   «Голос   молчания»,

публикует материалы своих конгрессов в виде отчетов.

Заключая   общий   обзор   состояния   сурдопедагогической   теории   и

практики   в   середине  XX  века,   можно   сказать,   что   организация   обучения
глухих в капиталистических странах мало чем изменилась. К этому времени
основным типом общеобразовательного учреждения для глухих оставались
институты. Возросло число школ и классов для глухих. Однако содержание
образования в них не расширилось.

Новым   в   этот   период   являлось   усиливавшееся   стремление

дифференцировать   обучаемых   на   глухих   и   слабослышащих.   Однако   такая
дифференциация   не  везде  была  осуществлена  из-за  недостатка   средств   на
обучение всех глухих и слабослышащих детей. Старый филантропический
принцип   финансирования   учреждений   для   глухих   и   слабослышащих
серьезно   задерживал   развитие   учреждений   с   дифференцированным
обучением.

В середине  XX  века усилилось внимание к вопросам влияния семьи на

обучение и воспитание глухих детей с раннего детского возраста, а также к
вопросам   связи   с   семьей   в   период   школьного   обучения.   На   практике   эти
вопросы   решались   путем   усиления   связи   с   семьей   и   так   называемых
«приемных родителей».

В   это   же   время   практикуется   и   ранняя   подготовка   детей   в   условиях

детских   садов,   которые   создавались   при   некоторых   школах.   Особое
внимание было обращено на специальное оборудование школ аппаратурой
для исследования слуха и обучения глухих и слабослышащих. Однако это
делалось также далеко не во всех школах и странах.

Наполняемость классов в это время колебалась, как правило, в пределах

10—12 человек, но нередко эта норма превышалась.

Для буржуазной сурдопедагогики середины XX века остро стоял вопрос о

будущем   трудоустройстве   глухих,   что   обусловливалось   растущей
безработицей во всех капиталистических странах Западной Европы и США.

В этот период обнаруживалась тенденция к отделению профессиональной

подготовки от общего образования и проведению ее после окончания школы.
Для глухих профессиональное образование заканчивалось испытаниями по
тем же критериям, что и для слышащих. Вместе с тем в большинстве стран
Западной Европы и США до последнего времени сохранялись ремесленная
подготовка и применение труда глухих в мелком производстве и в условиях
домашнего хозяйства.

В 50-х годах система «устный метод» широко использовалась в странах

Западной   Европы   в   процессе   общеобразовательного   обучения   глухих;   что
касается США, то там продолжали применять «комбинированную систему».

В   странах   Западной   Европы   и   США   в   этот   период   было   проведено

несколько всемирных сурдопедагогических конгрессов. Содержание работы
этих конгрессов определялось стремлением выявить наиболее рациональный
опыт и методики обучения и воспитания глухих. Преимущественно речь шла
о   методах   обучения   словесной   речи,   профессиональной   подготовки   и

100

изучения психологии глухих.

В   этот   же   период   была   организована   ВФГ,   которая   призвана

координировать   общественные   силы   для   отстаивания   социальных   прав
глухих в Западной Европе, Америке и в развивающихся странах.

Вопросы

1. В чем заключалось своеобразие развития сурдопедагогики в середине

XX века по сравнению с предыдущим периодом?

2.   По   каким   показателям   определялась   глухота   у   детей   в   странах

Западной Европы?

3. Почему в капиталистических странах обращали особое внимание на

семью глухого ребенка и вели с ней специальную работу?

4. Каким было в середине XX века материальное положение учреждений

для глухих?

5. Какие основные вопросы обучения и воспитания глухих решались на

всемирных конгрессах в послевоенные годы?

6. В чем состояло содержание деятельности ВФГ в этот период?

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Глава 9

История русской сурдопедагогики

и ее развитие в феодальный период

Состояние   сурдопедагогики   в   древнейшие   времена   на   территории

будущей Руси, как и на Западе, можно с большей или меньшей степенью
вероятности   реконструировать   на   основании   данных   археологии,   истории
культуры, лингвистики, о чем уже говорилось в первой главе данной книги.

Совершенно   очевидно,   что   сурдопедагогика   представляла   собой   более

позднее   по   сравнению   с   общей   педагогикой   явление,   а   опыт   и   практика
обучения   и   воспитания   глухих   детей   развивались   под   влиянием
общепедагогических знаний, развитие которых в свою очередь определялось
общественно-экономическими факторами.

Одна   из   особенностей   исторического   прошлого   древнерусского

государства   заключалась   в   том,   что   в   своем   развитии   оно   миновало
рабовладельческую формацию. Здесь феодализм своими корнями уходил в
первобытнообщинные отношения, институты феодальной государственности

101

формировались   на   почве   племенных   союзов   восточных   славян   (венедов,
антов).   Яркие   характеристики   славянских   племен   мы   находим   у
византийского императора Маврикия (582—602):

«Племена   славян   и   антов   сходны   по   своему   образу   жизни,   по   своим

нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к
рабству или подчинению в своей стране...

К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им

знаки   своего   расположения,   при   переходе   их   из   одного   места   в   другое
охраняют   их   в   случае   надобности,   так   что,   если   бы   оказалось,   что   по
нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-
либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного),
считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену
они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного
времени,   но,   ограничивая   (срок   рабства)   определенным   временем,
предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться
восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и
друзей?...

Эти   племена,   славяне   и   анты,   не   управляются   одним   человеком,   но

издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и
несчастье в жизни считается делом общим»

8

.

  Воспитание   детей   в   условиях   родового   строя   осуществлялось   всей

родовой   общиной,   а   с   распадом   ее   общественное   воспитание   заменялось
семейным. В семье дети, подражая взрослым, приобретали необходимые в
жизни умения и навыки, усваивали правила и нормы морали, перенимали
занятия своих родителей — охотников, скотоводов, земледельцев.

Воспитание   глухих   детей   происходило   непосредственно   в   процессе

трудовой деятельности. Подрастая, дети наблюдали за действиями взрослых
членов общины, подражали им, а затем и включались в такую деятельность
наравне   со   взрослыми.   Наряду   с   подражанием,   вероятно,   имело   место
преднамеренное,   хотя   и   примитивное,   руководство   детьми   со   стороны
взрослых. В те отдаленные от нас времена, когда  членораздельная  речь и
язык  были  на очень  низком уровне  развития   и  когда  в  непосредственном
общении   между   собой   люди   чаще   прибегали   к   использованию   жестов   и
мимики, общение глухих со слышащими в известном смысле облегчалось.
Но в последующем, с усложнением трудовой и общественной деятельности
отчуждение   глухих   от   полноценных   в   физическом   отношении   людей
постоянно возрастало.

Может быть, потому, что на территории будущей Руси рабовладения как

общественно-экономической   формации   не   было,   а   также   и   под   влиянием
народной педагогики к людям с физическими и психическими отклонениями
от нормального состояния отношение было более участливое. Об этом можно
судить на основании древнерусской литературы, летописных сводов и др. По
свидетельству этих источников, в 996 году князь Владимир особым указом
определил, чтобы церковь взяла на себя призрение убогих и неимущих. Тем
же указом устанавливалось, чтобы одна десятая часть доходов от суда, торга

102

и т. п. передавалась церквам, монастырям, богадельням, в которых должны
содержаться «убогие». В «Поучении Владимира Мономаха детям» сказано:
«Всего паче убогих не забывайте, но сколько вам возможно по силе своей
кормите, снабдите сироту». Эти требования сохранялись и развивались на
Руси в последующее время

9

.

  Однако отношение к глухим в древние времена не было однозначным.

Всякое   физическое   и   психическое   отклонение   от   нормального   развития
повсеместно вызывало суеверный страх у окружающих людей. Не понимая
причин   подобных   отклонений,   они   рассматривали   такие   явления   как
«наказание свыше». В числе других физических и психических отклонений
глухота  также  рассматривалась  как «наказание   божие». Такое  толкование,
поддерживавшее суеверный страх среди невежественных людей, сознательно
распространялось затем и духовенством, под надзором которого в Древней
Руси, как и более позднее время, на протяжении многих веков находилось
призрение глухих и других «убогих». Феодальное государство, как правило,
не интересовалось судьбой больных и калек и не выделяло средств на их
содержание.   Призрением   убогих   чаще   занимались   монастыри,
располагавшие большими земельными угодьями и непрерывно богатевшие
от   пожертвований   населения.   При   этом   «милосердие»   монастырей   было
далеко не бескорыстным. «Убогие дети» (слепые, увечные, глухие и т. д.), с
одной стороны, вызывали у богомольцев чувства сострадания, жалости, что
способствовало   дополнительному   притоку   пожертвований   монастырям.   С
другой   стороны,   за   стенами   монастырей,   когда   не   было   паломников,
посетителей,   убогие   дети   подвергались   эксплуатации.   В   больших
монастырских   хозяйствах   в   широких   масштабах   применялся   труд   этих
безответных детей и подростков.

По мере укрепления религии и церкви настоятели монастырей стали для

увечных   детей   создавать   особые   дома.   Одним   из   первых   такой   дом   был
открыт   в   Киево-Печерской   лавре.   О   нем,   по   летописным   свидетельствам,
«шла большая слава».

В   дальнейшем   подобные   же   дома   призрения   были   открыты   и   в   ряде

других городов (Тверь, Москва, Новгород, Псков, Ростов, Смоленск и др.).
Нужно сказать, что основатели этих учреждений не проявляли особых забот
об обучении и развитии попадавших в дома призрения глухих детей.

Известное   представление   о   сурдопедагогической   мысли   России   эпохи

феодализма   дает   семантический   и   этимологический   анализ   лексики
древнерусского языка.

Понятия   «глухота»   и   «немота»   на   Руси   были   известны   в   глубокой

древности.   Об   этом   говорят   сохранившиеся   следы   в   словарном   фонде
русского языка. В нем отразились не только определения дефекта слуха и
речи, но также и степень утраты этих способностей у человека. При этом
были   частично   использованы   понятия,   заимствованные   из   Византии.
Наличие в словаре русского языка дифференцированных понятий о глухоте и
немоте у человека свидетельствует о том, что русские образованные люди
уже   в   далекой   древности   имели   достаточно   отчетливое   представление   об

103

этих физических недостатках, их особенностях и последствиях для развития
ребенка.

Характерным для тех далеких времен было то, что в понятиях глухоты и

немоты   различались   состояние   и   степень   дефекта:   глухобезмолвные
(глухонемые),   оглушенные,   глухие,   постепенно   глохнущие,   только   что
оглохшие.

В   названных   источниках   говорится   о   добровольной   помощи   убогим   и

сиротам   от   населения,   а   не   только   от   сильных   и   богатых   людей.   Для
определения   состояния   и   степени   немоты   существовали   примерно   те   же
понятия,   что   и   для   определения   глухоты.   От   полной   постоянной   немоты
отличались   случаи   спорадической   немоты:   «немование»   (косноязычие),
«немеющий», «онемевший», «детское немование», «гугнивость».

Анализ словарного  фонда  древнерусского  языка  позволяет  утверждать,

что дифференцированные понятия о глухоте были непосредственно связаны
с   характером   отношений   к   различным   категориям   глухих   со   стороны
тогдашнего общества.

Об   этом   же   свидетельствует   и   русское   законодательство   о   глухих.

Русские законы, определяя социальное положение глухих, предусматривали
и   охрану   прав   глухих   в   семье.   Так,   в   законодательных   актах   (Стоглав,
Соборное уложение 1649 года и др.) было указано, что после смерти отца
наследство должно делиться поровну между всеми членами семьи, чтобы «из
них   никто   изобижен   не   был».   Охрана   древним   законодательством   прав
глухих   на   наследование   показывает,   что   глухие   признавались   законом
дееспособными.   В   законодательных   же   актах   о   направлении   неимущих
глухих   в   монастыри   также   говорилось   о   глухих   и   немых   как   о   людях
трудоспособных. Однако вместе с такого рода более гуманным отношением к
взрослым   глухим   в   русских   законах   были   юридические   ограничения,
которые   приравнивали   их   к   безумным,   с   одной   стороны,   и   к   детям   —   с
другой. На судебных процессах глухие не имели права выступать в качестве
свидетелей.   Так,   в   полном   собрании   Законов   Российской   империи
говорилось:   «1669   г.   генваря   22.   Новоуказные   статьи   о   татебенных,
разбойных и убийственных делах:  «А глухих и немых и бесных и которые в
малых летах, а не в возрасте, в обыск (т.е. в свидетели.— Прим. ред.) не
брать».

Для уяснения вопроса о правоспособности глухих в древние времена на

территории нашей страны представляют большой интерес законы о глухих в
армянском   «Судебнике»   (XIII—  XIV  вв.).   Создателем   «Судебника»   был
выдающийся   полководец,   историк,   дипломат   и   переводчик   Килитийского
армянского   государства   Смбат   Спарапет.   Названный   памятник
древнеармянской письменности отражал быт и нравы армянского народа XIII
— XIV веков. Относящиеся к глухим и слепым статьи «Судебника» носили
узкобытовой и религиозный характер. Его 117-й параграф гласил о том, что
не положено, чтобы женились двое слепых; слепой может жениться лишь
тогда,   когда   одна   сторона   зрячая,   чтобы   возможно   было   воспитывать
ребенка, который родится от брака. Такое же отношение определялось и к

104

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..