1942) выступил за возврат к старой системе «мимический метод». В 1887
году в германском журнале «Орган» появилась его статья «Диковинки и
нелепости в лечебной педагогике». И. Гейдзик писал в ней о том, что
жестовая речь глухого есть его родной язык. И. Гейдзик говорил о том, что ее
использование позволяет глухому естественным путем развивать свои
умственные способности, а между тем немецкая школа, занимающаяся
гимнастикой языка, упускает из виду самое главное — умственное развитие
глухого. И. Гейдзик даже требовал, чтобы полиция закрыла те учебно-
воспитательные учреждения для глухих, в которых не видно жестовой речи.
После того как стало известно об опытах слуховых упражнений В.
Урбанчича, И. Гейдзик написал статью «Слышащий глухой» (1897) и стал
требовать организации учреждений для глухих детей, имеющих остатки
слуха. В то же время он не прекращал борьбы против системы «чистый
устный метод», защищая при этом свое основное положение — «чистый
устный метод» не соответствует природе глухого ребенка.
В 1898 году И. Гейдзик отправился в Америку, где в течение года изучал
методы, применявшиеся в американской школе. Знакомство с американским
опытом поколебало его позицию в вопросе о применении жестовой речи для
обучения глухих. В изданной им в 1899 году монографии «Образование
глухонемых в США» И. Гейдзик категорически отрицал необходимость
использования жестовой речи. Вместо нее И. Гейдзик отстаивал систему
обучения глухих устной словесной речи с включением ручного алфавита по
методу Ротчестерской школы для глухих в Соединенных Штатах Америки.
Следует, однако, заметить, что ротчестерский метод обучения глухих,
которым И. Гейдзик восхищался и который он рекламировал, не нашел
применения ни в его личном педагогическом опыте, ни в опыте других
учителей.
Выступления И. Гейдзика для развития сурдопедагогики имели значение
постольку, поскольку они вызвали у прогрессивной части сурдопедагогов
стремление преодолеть противоречивость системы «чистый устный метод»
Эти сурдопедагоги имели целью создать такие методики первоначального
обучения словесной речи глухих, которые не задерживали бы умственного
развития учащихся. Кроме того, сурдопедагоги стремились преодолеть
изоляцию глухих от слышащих и приобщить их к участию в
производительном труде.
Рассматривая сурдопедагогическую деятельность И. Гейдзика, нужно
сказать, что, резко критикуя систему «чистый устный метод», он не создал ни
своей оригинальной системы, ни плодотворной методики обучения глухих.
И. Гейдзик не был объективным также и в оценке значения жестовой речи
для умственного развития глухого и тогда, когда рекомендовал ее учителям,
и тогда, когда решительно отрицал возможность ее использования.
Школы для глухих и дифференцированное обучение глухих в Дании.
Георг Форхгаммер (1861—1948). В Дании в 1817 году было декларировано
обучение глухих детей как обязательное и обеспечиваемое
государственными средствами. Начало обучению глухих детей в Дании было
73