ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 8

 

 

расширения   лексического   содержания   словесной   речи,   придавая   главное
значение   пояснению   слов   при   чтении.   При   чтении   очередной   статьи   И.
Фаттер вначале выяснял значение отдельных слов и понятий и только затем
приступал к ее чтению.

Много   внимания   И.   Фаттер   уделял   упражнению   в   изложении

прочитанного, в частности переводу стихов на язык прозы. Он считал, что
эта   работа   позволяет   выявить   возможности   глухого   в   отношении
самостоятельного речевого оформления текста.

В   своих   методических   указаниях   он   рекомендовал   упражнения,

связанные   и   с   заменой   глаголов   синонимами,   например:   «просил   меня»,
«обратился ко мне», «рассказывал мне», «сообщил мне» и т. д. В обучение
языку И. Фаттер ввел работу над образной речью с элементами географии,
истории и естествознания. При этом он подчинял содержание предметного
обучения усвоению словесной речи, в особенности устной.

В развитии сурдопедагогики в Германии второй половины  XIX  века И.

Фаттер, бесспорно, сыграл положительную роль, внеся определенный вклад в
создание   методики   формирования   словесной   речи   на   основе   устной   речи.
Талант учителя и ряд написанных им методических пособий сделали его имя
популярным   среди   сурдопедагогов   и   родителей.   В   школу   И.   Фаттера   во
Франкфурте-на-Майне поступали дети не только из Германии, но и из других
стран Западной Европы и Америки. Положительным в его деятельности было
многообразие   приемов   ведения   занятий   по   обучению   словесной   речи,
приемов, которые нашли затем широкое распространение. Ценными были и
его мысли о работе  над предложением, над художественными средствами
литературного языка.

И. Фаттер свою методику обучения словесной речи распространял только

на одаренных глухих, которых он обучал в своей школе. В то же время при
обучении глухих, имевших умственную отсталость и другие недостатки, он,
вопреки собственным принципам, предлагал использовать жестовую речь в
сочетании со словесной речью.

Следует отметить, что русские сурдопедагоги, даже те, которые получили

профессиональную   подготовку   в   школе   И.   Фаттера,   не   пошли   по   пути
ограничения   целей   и   содержания   обучения   глухих.   Но   его   методика
обучения произношению была использована ими на практике, а также и в
методических трудах по данному вопросу.

К концу  XIX  века развитие немецкой школы завершило формирование

системы «чистый устный метод». Для ее осуществления в школе для глухих
были установлены ступени, принципы, методики, издавались учебники для
глухих.   Определилось   стабильное   содержание   обучения,   которое
осуществлялось специально подготовленными учителями.

Журнал   немецких   учителей   «Орган»,   редактором   которого   был   И.

Фаттер, широко пропагандировал систему «чистый устный метод». Однако
эта система вела к ограничению умственного развития глухих, воспитанию
бездумно   говорящих   людей.   Недостатки   системы   «чистый   устный   метод»
вызвали   к   жизни   новые   попытки   и   направления   поисков   сурдопедагогов,

57

имевших целью устранить разрыв между обучением словесной устной речи и
умственным развитием глухих.

Институты   для   глухих   и   развитие   сурдопедагогической   мысли   в

Англии. Начало обучения глухих в Англии относится к концу  XVIII  века,
когда   по   инициативе   двух   священников   было   обучено   несколько   глухих
детей.   Первый   институт-училище   для   глухих   создал   Томсон   Брайвуд   в
городе   Эдинбурге   в   1810   году.   В   Дальнейшем   на   территории   Англии
возникли и другие учебно-воспитательные учреждения для глухих. Почти до
конца  XIX  века   обучение   глухих   детей   в   Англии   было   делом   частной   и
общественной инициативы.

В   1889   году   в   Англии   была   создана   государственная   комиссия   по

вопросам организации школ для глухих. Одним из следствий деятельности
этой   комиссии   было   принятое   в   1893   году   парламентом   решение   об
обязательном   обучении   глухих.   В   связи   с   этим   существующие   школы-
институты   для   глухих   детей   расширялись   и   открывались   новые   дневные
школы.

Однако   школы   для   глухих   в   Англии   не   были   в   полной   мере

государственными учреждениями. Государство осуществляло только надзор
за ними. Финансировались же учреждения для глухих из трех источников:
частных   пожертвований,   средств   местных   самоуправлений   и   средств
государственного   налогового   обложения.   Дотацию   от   государства   на
институты   глухих   можно   было   получить   лишь   при   условии,   если   треть
доходов обеспечивали частные лица или общественная благотворительность.

Парламентское решение 1893 года требовало помещать в дневную школу

глухого ребенка, достигшего 7-летнего возраста. Здесь он должен обучаться
до 16 лет. Для детей, не достигших 7-летнего возраста, были организованы
особые классы.

До   введения   закона   от   1893   года   об   обязательном   обучении   глухих   в

английских   институтах   глухих   обучение   велось   с   помощью   письменной
речи,   пальцевого   алфавита   и   жестов.   Частные   школы   пользовались
исключительно  устным методом обучения,  Обучение  устной речи  во всех
институтах   и   школах   было   значительно   расширено.   Ручной   алфавит
оставался только в тех учреждениях, в которых дети неудовлетворительно
усваивали устную словесную речь.

В   английских   институтах   для   глухих   много   внимания   уделялось

подготовке учащихся к трудовой жизни. В учебном плане английских школ
были такие предметы  трудовой подготовки,  как лепка из глины, работа  с
фанерой,   работа   по   дереву,   рисование   акварелью,   масляными   красками,
обучение   прачечному   делу,   бытовому   обслуживанию     (для     девочек).   В
дальнейшем   профессиональное   образование   продолжалось   в   специальных
мастерских   под   руководством   специалистов   и   мастеров.   Эти   специальные
мастерские   не   были   в   подчинении   школ,   а   контроль   за   деятельностью
мастерских-классов сосредоточивался в особых комитетах.

Подготовка кадров учителей для школ глухих в Англии началась только в

1878   году.   Учителя   глухих   готовились   непосредственно   в   училищах   для

58

глухих   из   лиц,   имевших   общее   образование.   Вслед   за   завершением
сурдопедагогической практики будущие учителя глухих проходили особую
комиссию, после чего получали назначение в учреждения для глухих.

Одним из наиболее известных представителей сурдопедагогики в Англии

XIX века был Томас Арнольд (1816—1897). Ему принадлежит ряд трудов. В
1872   году   им   была   написана   работа   «Воспитание   глухонемых.   Обзор
французской и немецкой систем обучения», а в 1881 году была издана книга
«Метод   обучения   глухих   устной   речи,   чтению   с   губ   и   языку».   Особо
значимой для учителей глухих в Англии была работа Т. Арнольда «Обучение
глухих. Руководство для учителей», которая была опубликована в 1888 году.

В своих трудах по методике обучения глухих детей

словесной   речи   Т.   Арнольд   предлагал   сочетание
элементов   французской   и   немецкой   систем   обучения
глухих.   При   этом   в   качестве   исходного   средства   при
обучении   глухих   была   признана   устная   речь,   которая
дополнялась дактильной и жестовой формами речи как
вспомогательными средствами.

С помощью предложенной им системы обучения Т.

Арнольд   пытался   обеспечить   глухим   возможность

общения с окружающими слышащими детьми облегчить
накопление словаря и овладение грамматикой.

Т.   Арнольд,   как   и   другие   предстатели   теории   и   практики   обучения

глухих,   разрабатывал   основы   обучения   и   воспитания   глухих   посредством
словесной речи. Предлагавшаяся им система обучения глухих сближалась с
содержанием и методами обучения слышащих детей в общеобразовательной
школе.

Организация институтов для глухих и развитие сурдопедагогической

мысли в Соединенных Штатах Америки.  В конце  XVIII  века в Америке
появилась статья Вильяма Торнтона по вопросам обучения глухих детей, в
которой  он   призывал   открывать   школы   для   глухих.   Автор  статьи   был   по
профессии   архитектор-художник,   вместе   с   тем   он   занимался   и
филантропической   деятельностью.   В.   Торнтону   принадлежало   одно   из
первых в Америке сурдопедагогических сочинений — «Искусство и наука
обучать говорить немых или глухих с последующей немотой» (1793). В своей
работе   В.   Торнтон   рекомендовал   обучать   глухих   чтению   с   губ   и
произношению при одновременном использовании письма. В его понимании
устная речь имела преимущества перед письмом с использованием ручного
алфавита.

Попытки индивидуального обучения глухих в США относятся к концу

XVIII  века; они были связаны с обучением глухих детей в семье. Первый
институт,   или   школа   для   глухих,   был   организован   в   1817   году   в   городе
Харфуте   по   инициативе   отца   оглохшей   девочки   Алисы   Консвелл.   Эта
оглохшая  девочка   была обучена   устной речи  студентом  Томасом  Голлоде
(1787-1851).   Достигнутые   в   обучении   успехи   побудили   отца   оглохшей
девочки создать Институт глухонемых и помочь учителю Алисы в получении

Томас Арнольд

(1816-1897)

59

специального образования. Т. Голлоде совершил путешествие в Европу. Он
намеревался получить сурдопедагогическую подготовку в Англии, но там не
оказалось необходимых для этого условий. Тогда он направился во Францию
к   Р.   А.   Сикару.   Из   Европы   в   Америку   Т.   Голлоде   вернулся   с   Кларком
Лораном (1785—1869), который был учеником Ш. М. Эпе и Р. А. Сикара.
Вместе с ним он ездил по крупным городам Америки, призывая создавать
школы для глухих детей.

В открывшемся в 1817 году Институте глухонемых под руководством Т.

Голлоде обучалось всего лишь 7 учеников. Но вскоре после открытия этого
института стали появляться и другие институты-училища для глухих детей в
различных штатах.

Обучение   глухих   детей   в   США   в   первой   половине  XIX  века   велось

преимущественно по французскому методу с использованием письма, жестов
и   ручного   алфавита.   Но   французский   метод   обучения   глухих   детей   мало
удовлетворял американских сурдопедагогов и филантропов. Они сознавали,
что   американские   училища   отстают   от   европейских   вследствие   того,   что
методика обучения словесной речи в них не достигла еще желаемого уровня. 

В   1843   году   талантливый   учитель   глухих   Хорас   Манн   (1796-1859)

совместно с доктором Хове также поехал в Европу, чтобы ознакомиться с
немецким методом, известным в то время по работам Ф. М. Гилля и других
учителей глухих. Хорас Манн изучил немецкую систему устного метода и
нашел, что она лучше французской. Но приехавшие вслед за ним в Европу и
ознакомившиеся   с   сурдопедагогической   практикой   в   училищах   Германии,
где   дети   обучались   устной   речи   с   помощью   устной   речи,   другие
американские   учителя   пришли   к   совершенно   противоположному   выводу.
Они пришли к заключению, что использование ручного алфавита и жестовой
речи в большей мере способствует    развитию глухих, чем речь устная.  В
связи   с   этим   возникла   продолжавшаяся   в   течение   длительного   времени
дискуссия. 

В   это   время   одна   из   американских   учительниц   —   Рожэ   (1834—1919)

объединила   обучение   глухих   устной   речи   и   ручном   алфавиту.   Обучение
начиналось   с   усвоения   ручного   алфавита.   Результат   такого   обучения   был
положительным.   При   этом   жестовая   речь   совсем   не   использовалась.
Достигнутые   Рожэ   результаты   способствовали   тому,   что   был   организован
новый   институт   глухих,   который   существует   и   до   настоящего   времени
(Институт   глухонемых   имени   Кларка).   Американская     филантропическая
общественность   сомневалась   в  том,   что   полученные   Рожэ   положительные
результаты прямо обусловливались использовавшимися ею методами. Сыну
основателя первого в США института для глухих Томаса Галлоде Эдварду
(1837—1907) было поручено вести новое изучение методов обучения глухих
в странах Западной Европы.         

В  числе   40  институтов  Европы,  которые  Э.   Галлоде   посетил  середине

XIX  века, был и русский Петербургский институт глухих. О его работе он
отзывался весьма положительно.

После   путешествия   по   странам   Европы   Э.   Галлоде   стал   сторонником

60

обязательного   обучения   большинства   глухих   словесной   устной   речи.
Сделанная им оговорка «большинство глухонемых» привела к ограничениям
и в обучении устной речи в уже открытых институтах Соединенных Штатов
Америки.

В   1868   году   Э.   Галлоде   провел   конференцию   директоров   25

американских   институтов-училищ   с   целью   распространения   и   проверки
своих идей. В рекомендациях этой конференции предлагалось организовать
классы,   в   которых   бы   учителя   занимались   обучением   артикуляции   для
образования устной речи у глухих. Участники конференции пришли также к
заключению, что при обучении устной речи необходимо использовать жесты
и ручной алфавит в зависимости от потребностей и от способностей глухих.

Так   формировалась   американская   «комбинированная   система».

Указанные   особенности   организации   и   методов   обучения   глухих   в
американских институтах (училищах) сохраняются до настоящего времени.

Э.  Галлоде много сделал не только для организации начального обучения

глухих   в   Америке.   Он   проявлял   также   заботу   и   об   их   последующем
образовании.   В   1864   году   по   его   инициативе   и   настоянию   в   Вашингтоне
было   организовано   учебно-воспитательное   учреждение   типа   гимназии   в
составе одного из институтов глухих, который в дальнейшем стал считаться
высшим учебным заведением для глухих. С 1894 года это учебное заведение
для глухих стало именоваться колледжем Галлоде.

В   числе   выдающихся   деятелей   сурдопедагогики   Соединенных   Штатов

Америки второй половины  XIX  века, которые способствовали введению в
институтах   глухих   обучения   устной   речи,   был   Александр   Мельвиль   Белл
(1819—1905).   В   1849   году   им   была   изобретена   так   называемая   «видимая
речь».   Каждый   звук   получал   свой   знак,   обозначающий   артикуляцию.
«Видимая   речь»   представляла   собой   фонетическую   систему   артикуляции
звуков.   Разработанная   им   система   постепенно   совершенствовалась.   Такой
фонетический шрифт с успехом использовался в процессе обучения глухих.

Позднее   сын   А.   М.   Белла   —   Александр   Грехем   Белл   (1847—   1922)

основал   Физиолого-фонетический   институт.   Этот   институт   во   многом
способствовал распространению в Америке методов обучения глухих устной
речи.

В 1883 году Александр Грехем Белл напечатал в американском журнале

статью о своем опыте обучения пятилетнего глухого мальчика. После этого
он основал детский сад и частную экспериментальную школу для глухих,
которая   под   его   руководством   работала   в   течение   двух   лет.   А.   Г.   Белл
заметил,   что   дети   сравнительно   быстро   овладевают   речью   в   процессе
общения   друг   с   другом.   Поэтому   он   объединил   глухих   и   нормально
слышащих детей для общих игр и различных речевых упражнений.

Изобретение   видимой   речи   побуждало   А.   Г.   Белла   к   поискам   новых

средств наглядности в обучении глухих устной речи. В 1880 году он изобрел
телефон   и   получил   премию   Вольта,   затем   открыл   лабораторию   имени
Вольта.   В   1890   году   А.   Г.   Белл   основал   благотворительное   Общество
содействия обучению глухих устной речи. Это общество занималось сбором

61

различных сведении о глухих, систематизацией и анализом этих сведений,
изданием   книг,   журналов   и   другой   литературы   по   вопросам   обучения   и
воспитания глухих детей. 

Активная деятельность Александра Г. Белла по обучению глухих устной

речи имела для своего времени большое значение и получила признание со
стороны   педагогической   общественности   Родителей.   До   наших   дней   в
Соединенных   Штатах   Америки   широко   используют   его   метод   обучения
глухих разговорной речи. Этому методу там обучается до 80% детей.

Александру Беллу принадлежала также инициатива организации раннего

обучения глухих, которая со временем получила развитие в США. 

Американская   учительница   Сара   Фулер   была   первой,   кто   применил

открытую   А.   М.   Беллом   «видимую   речь»   во   время   обучения   маленьких
глухих детей в созданном для них доме ребенка. Исходя из положения о том,
что   глухие   дети   дошкольного   возраста   быстро   усваивают   и   приобретают
навык чтения с губ, и в результате оказываются наиболее подготовленными к
школе, она начинала обучать их по достижении ими двухлетнего возраста. В
конце XIX века С. Фулер основала в Бостоне филантропическое общество —
Союз   родителей   глухих   детей.   Общество   ставило   перед   собой   задачу
содействовать   обучению   глухих   детей   и   подысканию   для   них   работы   по
окончании училища.

По   примеру   Сары   Фулер   сурдопедагог   Эмма   Гаррет   открыла   в

Филадельфии пансионат для маленьких глухих детей, чтобы обучать их речи
еще в дошкольном возрасте. Вместе с сестрой Мери Гаррет (1839—1925) она
предприняла   путешествие   по   Западной   Европе   для   того,   чтобы   овладеть
устным   методом   обучения   глухих   детей.   М.   Гаррет   учила   детей   только
чтению с губ, как мать учит своих слышащих детей, предполагая,  что на
основе подражания глухие усвоят и произношение.

В   дальнейшем,   по   мере   расширения   практики   обучения   и   воспитания

глухих   детей   в   Америке,   их   обучение   устной   речи   приобретало   большее
значение, чем в начале  XIX  века. Для школ глухих США начала  XX  века
была характерна комбинированная система, сложившаяся в США во второй
половине XIX века. Использование содержавшихся в ней различных форм и
средств обучения глухих детей зависело от учителей. Так, в Ротчестерской
школе Вестервельт использовал только дактильную форму речи; при этом он
совершенно   исключил   из   употребления   в   учебно-воспитательной   работе
жестовую   речь.   Его   опыт   обучения   в   этой   школе   дал   положительные
результаты,   но   широкого   распространения   ни   в   Америке,   ни   в   странах
Западной Европы он не получил.

Обучение и воспитание глухих детей в Америке, хотя и находилось под

сильным влиянием системы «чистый устный метод», сохранило присущую
ему особенность — применение комбинированной системы обучения.

В американской практике обучения и воспитания глухих детей раньше,

чем в странах Западной Европы, возникло направление сурдопедагогических
исследований,   связанное   с   ранним   обучением   глухих   детей,   стремлением
возможно   раньше   готовить   их   к   обучению   в   дневных   школах   и   в

62

специальных институтах.

Организационной особенностью обучения и воспитания глухих детей в

Соединенных   Штатах   Америки   являлось   еще   и   то,   что   в   одном   учебном
учреждении   длительное   время   обучались   и   глухие,   и   слепые   дети.   Такой
«дуализм»   был   вызван   тем,   что   и   в   этой   стране   обучение   глухих
осуществлялось на средства родителей и общественной филантропии. Очень
немногие   из   институтов-училищ   финансировались   из   государственных
средств.   Только   дневные   школы,   содержание   которых   было   значительно
дешевле,   чем   содержание   школ-институтов,   в   значительно   большей   мере
получали дотации от местных органов власти. Однако и в этих оставалось
платным.

Конгрессы   сурдопедагогов.   Признание   единой   системы   «чистый

устный метод».  В развитии теории и практики сурдопедагогики  XIX  века
важное   значение   имели   международные   конгрессы   сурдопедагогов,   на
которых рассматривались различные системы и методы обучения глухих.

Система   «чистый   устный   метод»,   формировавшаяся   в   европейских

школах-институтах   для   глухих   в   течение   всего  XIX  века,   привлекала
внимание   учителей,   родителей   и   благотворителей.   Это   было   обусловлено
тем, что обучавшиеся  по этой системе глухие дети овладевали обиходной
разговорной речью и грамотой. Благодаря этому они быстрее осваивались в
окружающей среде и находили себе место в общественной трудовой жизни.
Но   еще   оставалось   много   школ   и   учителей,   которые   придерживались
французской или венской системы при обучении глухих.

В 1879 и 1880 годах состоялись конгрессы учителей глухих с участием

всех тех, кто был заинтересован в установлении единой системы обучения
глухих детей.

Первый   из   них   был   проведен   в   Париже.   Однако   он   не   дал   тех

результатов,   которых   от   него   ожидали.   Второй   конгресс   был   проведен   в
Милане. На нем присутствовали в основном руководители учреждений для
глухих, которым было важно решить широкий круг вопросов, связанных с
двумя общими проблемами: чему и как учить этих детей. В центре внимания
конгресса   стояли   следующие   вопросы:   содержание   и   система   обучения
глухих,   с   помощью   которых   глухих   можно   ознакомить   с   окружающей
жизнью и дать основные общеобразовательные знания. На этом конгрессе
было   признано,   что   обучать   глухих   следует   по   системе   «чистый   устный
метод»,   поскольку   она   дает   глухим   средства   общения   со   слышащими.
Вопросы   содержания   обучения   глухих   рассматривались   в   плане   этой   же
системы. Особое внимание было Уделено методике обучения глухих устной
речи как предмету первоначального обучения.

На конгрессе говорилось о том, что при обучении глухих устной речи

нельзя   пользоваться   двумя   средствами   общения   и   обучения   —   устной   и
жестовой   речью.   По   мнению   участников   конгресса,   использование   обоих
средств создает неудобства при обучении глухих, мешает усвоению звуковой
речи, чтению с губ и грамматически правильному словесному выражению
мысли.

63

Конгресс обратил внимание на тех детей, которые не слышат, но говорят.

Речь шла о позднооглохших детях.  По мнению участников конгресса,  эта
категория   детей   должна   обучаться   теми   же   методами,   которыми   обучают
слышащих, говорящих детей.

На первоначальном этапе обучения по системе «чистый устный метод»

было   рекомендовано   использовать   материнский   (интуитивный)   метод,
который получил свое оформление во Франции. Этот метод рекомендовалось
использовать   таким   образом,   чтобы   вначале   глухие   обучались
произношению, подобно тому как учатся говорить слышащие дети. Только в
дальнейшем учитель должен использовать записанные слова, обозначающие
названия окружающих предметов и выполняемые действия. В этот период
ребенок изучает язык практически. Он овладевает грамматическим строем
языка в процессе выполнения упражнений и заучивания самых необходимых
для жизни образцов обиходной разговорной речи.

По   рекомендациям   конгресса   в   первоначальный   период   глухие   дети

должны   ознакомиться   с   простейшими   грамматическими   правилами.   На
основной   ступени   обучения   следует   перейти   к   изучению   собственно
грамматики.

Для   того   чтобы   глухие   ученики   могли   овладеть   успешно   основным

речевым   материалом   в   первоначальном   периоде   обучения,   конгресс
рекомендовал   создавать   и   использовать   рукописные   книги,   словари,   в
которых бы фиксировались и соответствующие грамматические понятия и
категории речи.

Решением   конгресса   интуитивный   метод   утверждался   в   качестве

универсального на первоначальном этапе обучения глухих устной речи. При
этом   участники   конгресса   не   учитывали   того   обстоятельства,   что   ряд
европейских языков труден для изучения по системе «чистый устный метод».

Эта   система   понималась   участниками   конгресса   лишь   как   метод

первоначального обучения глухих детей устной речи. Обучение глухих детей
устной словесной речи утверждалось в качестве главной цели и основной
задачи школы. Такая установка ограничивала содержание обучения.

Представители системы «чистый устный метод» осуществляли обучение

глухих   устной   речи   путем   механических   упражнений   в   произношении
отдельных  звуков   или  слов.  Тем  самым  они  хотели  добиться  того,   чтобы
устная речь глухого была возможно более понятна окружающим.

Такой путь обучения не способствовал развитию мышления и получению

глухими общего образования.

В   течение   первых   трех-четырех   лет   обучения   глухие   дети   овладевали

произнесением звуков и элементарной обиходной разговорной речью. Лишь
на   пятом   —   восьмом   годах   обучения   они   получали   некоторые
общеобразовательные знания в связи с потребностями расширения словаря.

Представители «чистого устного метода» признавали отставание глухого

от слышащих сверстников естественным. При этом они указывали на то, что
такое   отставание   обусловлено   необходимостью   их   специального   обучения
устной   речи.   В   данной   позиции   представителей   системы   «чистый   устный

64

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..