метод» заключалась глубокая психолого-педагогическая ошибка.
Сторонники этого метода считали, что глухой овладевает словесной речью
так, как это происходит при изучении иностранного языка.
Известный советский ученый-лингвист Л. В. Щерба, выступая по
данному вопросу, привел убедительные доказательства того, что такое
отождествление неправильно. Глухой ребенок приходит в школу с
определенным запасом представлений. Он может хотя и примитивно, но
выражать свое отношение к окружающему миру и даже «называть»
предметы, действия и т. д. при посредстве жестовой речи. Вместе с тем
человек, приступающий к изучению странного языка, уже владеет
достаточно развитой и грамматически оформленной речью. Это
обстоятельство позволяет ему быстрее осваивать изучаемый им иностранный
язык.
На конгрессе в Милане (1880) не обсуждался вопрос о профессиональной
подготовке глухих учащихся, несмотря на то что в большинстве
западноевропейских училищ и институтов она осуществлялась на практике.
Только на последующих конгрессах, уже в XX столетии, вопрос о
профессиональной подготовке занял должное место. Жизнь требовала
обучения глухих не только умению вести разговор. Не менее важно было
подготовить глухого к участию в трудовой деятельности в условиях
общественного производства.
Вскоре после конгресса в Милане наступил период критики основ
принятой системы «чистый устный метод». Сурдопедагоги, обучавшие
глухих по этой системе, не получали ожидаемых результатов. Механическая
система упражнений артикуляционного аппарата не воспитывала у глухого
ребенка положительного отношения к устной речи и желания ею
пользоваться. Ученики протестовали против такого рода упражнений и,
несмотря на запрещение пользоваться такими вспомогательными
средствами, как жесты и дактилология, продолжали настойчиво искать
возможность их использования. В дальнейшем все очевиднее становилась
необходимость в изменении системы «чистый устный метод», в ее
преобразовании, особенно на ступени первоначального обучения.
Заключая рассмотрение развития сурдопедагогики в западноевропейских
странах и США в XIX веке, нужно отметить прежде всего, что оно носило
противоречивый характер. В этот период растет количество институтов и
школ для глухих детей. Независимо от их названия в отдельных странах —
институт, училище, школа — они становятся типом учебно-воспитательного
учреждения для глухих детей и образуют составную часть системы
народного образования. Однако их материальную базу все еще составляли
средства частной и общественной филантропии. Филантропический принцип
существования этих учреждений оставался основным даже в тех случаях,
когда государство их финансировало. Такой принцип свидетельствовал о
неполноправном положении сурдопедагогических учреждений в
государственной системе народного образования. Организация специальных
учебно-воспитательных учреждений для глухих детей в XIX веке была
65