ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 5

 

 

дактилологическую   азбуку,   могут   научить   глухих   бегло   говорить,   но   не
могут научить понимать значение слов. Методические же знаки раскрывают
связи слов в предложении, выражают значение употребляемых в словесной
речи грамматических категорий.

Разработанная и проверенная в практике обучения система методических

знаков   —   «мимический   метод»   —   оказалась   достаточно   жизненной   и   в
последующем,   хотя   со   временем   она   пережила   ряд   изменений   и
преобразований.

Все историки обучения и воспитания глухих детей признают огромный

вклад Ш. М. Эпе в развитие сурдопедагогики. При этом следует отметить,
что   его   практический   опыт   обучения   для   своего   времени   был   более
значителен, чем созданные им литературные труды. Это был прежде всего
учитель-профессионал. Он стремился к практическому осуществлению тех
педагогических   идей,   которые   развивались   в   трудах   французских
просветителей. Основной задачей и целью его деятельности было поднять
глухого   в   мнении   общества,   сделать   его   полезным   обществу,   дать   ему
умственное развитие.

К   сказанному   можно   добавить,   что   взгляды   Ш.   М.   Эпе   на   обучение

глухих   развивались   в   рамках   его   дуалистического   мировоззрения   и
идеалистических представлений об общественном устройстве и социальном
развитии.

Ш. М. Эпе смело отошел от средневековой традиции индивидуального

обучения и создал групповую форму обучения глухих учащихся, определив
при   этом   подходящий   для   них   специальный   тип   учреждения.   Ш.   М.   Эпе
проводил уроки с группами учащихся и стремился обеспечить для них такое
содержание   обучения,   которое   по   своему   характеру   не   отличалось   бы   от
содержания   обучения   в   общеобразовательной   школе.   Ему   был   присущ
демократизм, стремление охватить обучением  всех нуждающихся в нем и
особенно детей из беднейших семей.

Ш. М. Эпе признавал возможность обучения глухих и устной речи, но не

придавал   ей   самодовлеющего   значения.   Он   определял   ей   роль
вспомогательного средства в процессе общения глухих с окружающими.

С его именем связаны и первые попытки профессиональной подготовки

учителей для вновь открываемых институтов глухих. Ш. М. Эпе устраивал
посещения   своего   института   учеными   и   педагогами   и   сам   знакомил
посетителей с приемами и методами обучения глухих. В институте Ш. М.
Эпе   получили   подготовку   многие   из   тех,   кто   стал   работать   во   вновь
открывшихся училищах для глухих в странах Западной Европы и Америки.

Весьма   положительно   оценивалось   значение   Ш.   М.   Эпе   для   развития

сурдопедагогики   и   в   последующие   периоды.   Так,   например,   видный
советский ученый-дефектолог А. И. Дьячков отмечал положительную роль
Ш. М. Эпе в разработке проблемы умственного и нравственного воспитания
глухих.   Высокую   оценку   Деятельности   Ш.   М.   Эпе   дал   югославский
профессор-сурдопедагог   Любомир   Савич,   посвятивший   ему   свою
монографию «Жизнь и деятельность Ш. М. Эпе». В этой работе он говорит о

33

том,   что   Ш.   М.   Эпе   был   одним   из   первых   сурдопедагогов,   успешно
обучавших глухих в условиях специально созданного для этого института.

Современником   Ш.   М.   Эпе   был   французский   учитель   глухих   Клод

Франсуа Дешан (1745—1791). Знакомство с опытом обучения глухих у Я.
Перейры произвело на К. Ф. Дешана неизгладимое впечатление, и он решил
посвятить свою жизнь сурдопедагогической деятельности. (До этого он был
служителем   католической   церкви   и   часто   подвергался   притеснениям   со
стороны иезуитов.)

К.   Ф.   Дешан   в   собственном   доме   в   г.   Орлеане   открыл   небольшое

учреждение   для   глухих.   Отдавая   должное   Ш.   М.   Эпе,   он,   однако,
разрабатывал свою методику обучения. К. Ф. Дешан считал возможным при
обучении глухих использовать естественные жесты, поскольку они придают
выразительность   устной   речи   говорящего.   Что   касается   искусственных
методических знаков, то их ценность вызывала у него сомнение. К. Ф. Дешан
видел главную задачу в том, чтобы обучить глухих учеников устной речи для
их   общения   со   слышащими.   С   этой   точки   зрения,   по   его   мнению,   метод
устной речи является лучшим по своей простоте и важности.

Свою   методическую   систему   К.   Ф.   Дешан   изложил   в   книге

«Элементарный курс обучения глухонемых» (1779). Он начинал с того, что
показывал   ученикам   печатные   буквы,   строчные   и   прописные,   учил
выговаривать  отдельные  звуки,  обозначенные   буквами, а  потом предлагал
писать   буквы.   После   обучения   произношению   звуков   переходил   к
упражнениям в чтении с губ, показывая образцы отчетливой артикуляции в
медленном темпе. Эти упражнения заканчивались лишь тогда, когда ученик
овладевал умением читать с губ. К. Ф. Дешан, очевидно, хотел добиться от
ученика   беглого   чтения   с   губ.   Ему   казалось,   что   глухой   ученик   может
овладеть звуковой речью также, как и слышащий. На втором этапе обучения
К. Ф. Дешан переходил к формированию понятий, для чего широко применял
наглядные   пособия.   Однако   методика   объяснения   глухим   ученикам
отвлеченных понятий оставалась у него нераскрытой.

Открытие   Самуилом   Гейнике   института   для   глухих   в   Германии.

Обучение   глухих   по   системе   «устный   метод».  Самуил   Гейнике   (1727—
1790)   был   учителем   немецкого   языка.   Он   предложил   так   называемый
звуковой   метод   обучения   чтению.   С   помощью   этого   метода   С.   Гейнике
стремился   обучать   детей   чтению   в   короткие   сроки.   Свой   опыт   обучения
слышащих   детей   и   соответственные   рекомендации   он   изложил   в   книге
«Новая азбука и чтение». Существо его метода заключалось в том, чтобы
обучать без чтения по слогам. Эта книга вскоре приобрела популярность и
выдержала много изданий.

Одновременно   С.   Гейнике   практиковал   обучение   и   глухих   детей,   что

также   создавало   ему   большую   популярность   не   только   в   его   родном
местечке,   но   и   за   его   пределами.   Занятия   С.   Гейнике   с   глухими   детьми
вызывали   подозрения   со   стороны   духовенства   и   даже   злобные   нападки,
обвинения в том, что учитель «посягает на права бога». Несмотря на это, он
продолжал обучение глухих детей.

34

В   своей   практике   С.   Гейнике   использовал

разработанную И. К. Амманом методику обучения речи.
С. Гейнике удалось достигнуть хороших результатов в
обучении   глухих   устной   разговорной   речи.   На
преследования   его   сурдопедагогической   деятельности
С.   Гейнике   отвечал   тем,   что   устраивал   публичные
испытания знаний и умений своих глухих учеников. До
открытия   института   глухих   им   было   обучено   пять
детей.   Результаты   оказались   настолько   очевидны,   что
пастор   местного   прихода,   непримиримый   враг   С.

Гейнике,   был   вынужден   допустить   его   учеников   к
конфирмации.   Конфирмация   глухих   для   того   времени

была явлением необычным.

14 апреля 1778 года в г. Лейпциге С. Гейнике открыл первый институт

для глухих. В институте С. Гейнике было всего 15 воспитанников, обучение
было платным.

Свою   главную   задачу   С.   Гейнике   видел   в   том,   чтобы   обучить   глухих

устной   речи.   Наряду   с   обучением   устной   речи   он   обучал   детей   умению
считать,   писать,   а   также   заучивать   церковные   молитвы,   для   того   чтобы
подготовить   их   к   конфирмации.   Подготовке   к   конфирмации   С.   Гейнике
придавал   важное   значение   и   использовал   этот   акт   как   одно   из   средств
демонстрации успехов глухих учащихся и их приобщения в дальнейшем к
общественной жизни.

Достижения, описанные самим С. Гейнике, заключались в следующем:

глухие дети в результате обучения его методом говорили, читали и писали
по-немецки,   решали   задачи   по   арифметике.   С.   Гейнике   считал,   что
посредством элементарного образования глухих учеников можно вывести на
дорогу   самообразования;   он   считал,   что   после   получения   начального
образования они смогут продолжать его самостоятельно.

С.   Гейнике   называл   свою   систему   обучения   «устным   методом»,   но,   к

сожалению,   в   своих   литературных   трудах   недостаточно   раскрыл   его
содержание. Даже из острой полемической переписки С. Гейнике с Ш. М.
Эпе нельзя до конца понять его системы и метода обучения глухих. Из книги
же С. Гейнике «Арканум», изданной в 1772 году, можно узнать только то,
что   в   его   методике   звуки   ассоциировались   с   различными   вкусовыми
ощущениями. Для получения того или другого гласного звука С. Гейнике
использовал   различные   вкусовые   раздражители.   Что   касается   постановки
согласных звуков, то об этом в его книге не говорилось ничего.

Высоко оценивая деятельность С. Гейнике и считая его отцом немецкой

школы для глухих, немецкие историки педагогики при этом говорят, что он
засекретил свой «устный метод» поэтому не раскрыл его содержания.

С.   Гейнике   был   убежден   в   правильности   своего   подхода   обучению

глухих.   В   полемике   с   Ш.   М.   Эпе   он   утверждал,   что   мышление   глухих
возможно только в форме устной речи, следовательно, и их обучение следует
начинать с этой формы речи. При этом «заместителем» слуха должен быть

С. Гейнике

(1727—1790)

35

прежде всего вкус, а не зрение. Образованные посредством зрения образы, по
его мнению, быстро распадаются. Однако вместе с тем С. Гейнике признавал
дактильную   речь   и   использовал   ее   как   вспомогательное   средство   для
обучения письменной речи.

Вся   его   практическая   деятельность   была   подчинена   преодолению

основного   недостатка   глухого   —   немоты.   В   своих   теоретических
рассуждениях  С.  Гейнике  опирался   на высказывания  немецкого  философа
И.Канта   о   том,   что   отсутствие   слуха   делает   невозможным   умственное   и
нравственное   развитие   глухих.   Однако   в   своей   практике   обучения   глухих
детей   С.   Гейнике   опровергал   априорные   утверждения   о   неспособности
глухого   ребенка   к   развитию.   Следует   отметить,   что   по   теоретическим
вопросам сурдопедагогики его высказывания носили отвлеченный характер и
большого значения для развития науки не имели.

Итак,   прогрессирующее   развитие   сурдопедагогики   в   рассматриваемый

период   и   появление   групповых   форм   обучения   глухих   обусловливалось
социально-экономическими   причинами,   развитием   науки,   успехи   которой
подрывали религиозные воззрения. Прогрессивные люди и ученые видели в
науке   самое   радикальное   средство   искоренения   всех   без   исключения
социальных пороков и даже единственное средство переустройства общества
на   разумных   и   справедливых   началах.   «Мыслящий   рассудок   стал
единственным мерилом всего существующего»,— писал Ф. Энгельс в работе
«Анти-Дюринг».

Формировавшаяся на основе успехов механики механистическая картина

мира   приобретала   мировоззренческое   значение   и   противопоставлялась
религиозному   учению   о   сотворении   мира   и   его   законов.   В   свете   нового
мировоззрения   стали   рассматриваться   не   только   явления   физические,
биологические,   но   также   и   сам   человек.   Эксперимент   и   наблюдения
получают преобладающее значение в процессе познания окружающего мира,
в частности и самого человека.

Успехи   естествознания,   развитие   сурдопедагогической   мысли   и

умножавшиеся опыты индивидуального обучения глухих, естественно, вели
к   организации   училищ   для   глухих,   детей,   в   которых   осуществлялось   их
коллективное обучение. Такие училища возникали во второй половине XVIII
века сначала во Франции, а затем и в Германии.

Наибольшую известность в XVIII веке имели институты Ш. М. Эпе и С.

Гейнике   и   разрабатывавшиеся   ими   системы   и   методы   обучения.   Они   на
многие   годы   определили   характер   обучения   глухих   детей.   Вместе   с   тем
каждая из этих систем получила различное по масштабам распространение.
Со   временем   эти   системы   видоизменялись   и   совершенствовались   в   ходе
обучения. «Мимическая система» Ш. М. Эпе в конце  XVIII  и начале  XIX
века использовалась почти во всех училищах для глухих в странах Западной
Европы. «Чистый устный метод» С. Гейнике применялся в первоначальном
периоде   обучения   главным   образом   в   Германии.   Система   «мимический
метод»   подвергалась   большим   изменениям   в   процессе   ее   применения   в
различных   условиях.   Многие   учителя   не   могли   справиться   со   сложной

36

структурой   «методических   знаков»   для   лексических   и   грамматических,
упражнений. В связи с этим появилась новая система — «венский метод» с
применением дактильной речи как основного средства обучения. В рамках
«устного метода» С. Гейнике уточнялись и обособлялись методики обучения
устной   речи   (произношение   и   чтение   с   губ).   Одновременно   с   развитием
методик   расширялось   и   теоретическое   обоснование   системы,
предусматривающей сближение содержания обучения глухих и слышащих.

Вопросы и задание

1. Какое влияние на развитие сурдопедагогики второй половины  XVIII

века   оказали   социально-экономические   условия   и   достижения   науки   того
времени?

2. Когда и где были открыты первые училища (институты) для глухих

детей с групповой формой обучения?

3.   Назовите   известные   вам   факты   из   биографии   Ш.   М.   Эпе   и   его

сурдопедагогические груды.

4. В чем заключалась сущность разработанного Ш. М. Эпе «мимического

метода» и методики его применения?

5. Как вы охарактеризуете «устный метод» С. Гейнике и методику его

применения?

6.   Какая   из   двух   систем   обучения   глухих   получила   более   широкое

распространение во второй половине XVIII века?

Глава 6

Сурдопедагогика в странах Западной Европы и США в XIX веке

Социальные факторы и общие тенденции развития сурдопедагогики.

В течение  XIX  века сурдопедагогика прошла большой путь развития.   Это
было   время   утверждения   нового   социально-экономического   уклада   в
наиболее   развитых   европейских   странах.   Буржуазные   революции   в   ряде
европейских   стран   сопровождались   ломкой   феодальных   устоев,   победами
буржуазии, Вместе с тем еще оставались сильными пережитки феодализма.

С   развитием   капитализма   все   более   резко   проявлялись   противоречия

между двумя основными классами общества — буржуазией и пролетариатом.
В   работе   «Манифест   Коммунистической   партии»   К.   Маркс   и   Ф.   Энгельс
писали   о   том,   что   буржуазная   эпоха   отличается   тем,   что   «она   упростила
классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два

37

большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга,
класса - буржуазию и пролетариат»

 Реакционные тенденции в буржуазной социальной политике и идеологии

все   более   усиливаются,   а   затем   становятся   и   доминирующими.   В
капиталистическом   обществе   складывалась   дуалистическая   система,   в
которой   одно   образование   предназначалось   для   буржуазии   (среднее   и
высшее), а другое — для народа (элементарная грамотность так называемой
«народной школы»). О создававшейся буржуазной системе образования К.
Маркс и Ф. Энгельс говорили, что она явилась «для громадного большинства
превращением в придаток машины» 

Развитие   капитализма   вело   к   росту   рядов   пролетариата,   обострению

классовых противоречий, выступлениям рабочих против буржуазии за свои
экономические   права.   Вместе   с   ростом   классового   сознания   пролетарии
выступают   с   требованиями   образования   для   детей   рабочих   и   всех
трудящихся. Зарождаются социалистические педагогические идеи.

К   40-м   годам  XIX  века   относится   возникновение   марксизма.

Возникновение марксизма — идеологии пролетариата — означало коренной
переворот   во   взглядах   на   природу,   общество,   человеческое   мышление.
Основоположники   марксизма   показали   зависимость   воспитания   от
материальных условий, от общественных отношений. К. Маркс и Ф. Энгельс
неопровержимо   доказали,   что   в   классовом   обществе   воспитание   и
образование   носят   классовый   характер.   Марксистское   мировоззрение,
диалектико-материалистический метод познания создавали возможности для
подлинно научного решения педагогических проблем.

В  XIX  веке,   особенно   во   второй   его   половине,   происходило   бурное

развитие   наук:   естествознания,   биологии,   медицины.   Материалистические
взгляды проникали во все области знания. В психологии и педагогике также
начинали   применяться   экспериментальные   методы   исследований.
Общенаучные методы выдвигались и в сурдопедагогических исследованиях,
которые осуществлялись в непосредственной связи с практикой обучения и
воспитания глухих детей.

Буржуазия   дает   рабочим   образование   лишь   в   той   мере,   в   какой   это

отвечает ее собственным целям, а филантропическая деятельность буржуазии
в   области   просвещения   есть   не   что   иное,   как   лицемерие   и   прикрытие   ее
корыстных классовых интересов.

Эксплуатация   труда   капиталом   в   целях   получения   максимальной

прибыли естественным следствием имела обнищание, голод, болезни и даже
физическое   вырождение   среди   трудящихся   масс.   Количество   аномальных
детей в капиталистических странах постоянно возрастало. В этих условиях
буржуазное   государство   было   вынуждено   создавать   учреждения
общественного   призрения   и   воспитания   глухих   детей.   Обучение   и
воспитание   глухих   детей   оставалось   острой   социально-педагогической
проблемой в течение всего XIX века.

Развитие сурдопедагогики в XIX веке отмечено ростом сети специальных

училищ   и   школ   для   глухих   детей.   В   течение   этого   периода   институты

38

(училища) для глухих открываются во всех странах Западной Европы и в
Соединенных Штатах Америки. Если в первой четверти  XIX  века в Европе
насчитывалось всего лишь около 50 таких учреждений, то к концу века их
был уже свыше 400.

К концу XIX века в отдельных европейских государствах были приняты

законы   об   обязательном   обучении   глухих   (Дания,   Швеция,   Норвегия).   В
других странах такие законы были приняты значительно позднее — уже в
XX веке.

Одновременно   с   ростом   количества   учебно-воспитательных   заведений

для   глухих   детей   происходили   изменения   в   организационных   формах
обучения.   Училище   (институт)   все   более   приобретало   черты,   присущие
народной школе. К концу  XIX  века институты глухих представляли собой
тип   народной   школы   с   удлиненным   сроком   обучения   —   до   8   —   9   лет.
Наполняемость класса — десять учащихся, возраст поступающих в первый
класс - семь-восемь лет.

Продолжало   сохраняться   унаследованное   от   феодализма

филантропическое отношение к обучению глухих детей. Независимо от того,
в   какой   мере   государство   финансировало   отдельные   училища,   считалось
необходимым   привлекать   пожертвования   частной   и   общественной
благотворительности. В Англии, например, существовал закон, по которому
училище   для   глухих   принималось   на   бюджет   государства   только   в   том
случае, если оно имело свои капиталы от пожертвований отдельных лиц и
филантропических обществ.

Буржуазия рассматривала свои пожертвования на обучение глухих лишь

как   затраты   на   временное   призрение.   Именно   в   этой   связи   в   содержание
обучения глухих уже в первом Парижском институте для глухих включалось
трудовое,   профессиональное   обучение   ремеслам.   Профессиональное
обучение   стало   одной   из   основных   задач   и   главной   целью   обучения   в
большинстве училищ для глухих.

Вместе с тем в существовавших и вновь открывавшихся училищах глухих

в течение XIX века первостепенное значение придавалось обучению устной
речи.   Совершенствование   учебного   процесса   в   училищах   для   глухих   на
протяжении   всего  XIX  века   связывалось   с   поисками   более   рациональных
методов обучения устной речи как средству общения и обучения по аналогии
с обучением слышащих детей.

В целях обучения устной речи в училищах для глухих разрабатывались

новые приемы и методики; особое внимание при этом уделялось методикам
первоначального   обучения.   Талантливые   сурдопедагоги   обобщали   свой
опыт,   создавали   методические   пособия   для   учителей,   учебники   для
начального   обучения   глухих   словесной   речи   и   чтению.   Обучение
произношению звуков, обучение технике говорения, обучение чтению с губ в
этот   период   формировались   в   специальные,   самостоятельные   разделы
сурдопедагогики со своим своеобразным содержанием и методикой.

В течение всего  XIX  века развитие методов обучения в училищах для

глухих   всех   европейских   государств   было   связано   с   разработкой

39

методических   средств   и   методов   обучения   глухих   устной   речи   в
импрессивной и экспрессивной формах. В методических пособиях выделялся
первоначальный   период   обучения   как   первая   ступень,   предшествующая
началу   общеобразовательного   обучения   и   сознательного   усвоения
грамматического строя языка.

В   странах   Западной   Европы   и   США   в  XIX  веке   разрабатывались

различные   системы   (или   методы)   обучения   глухих:   «венский   метод»,
«устный   метод»   (Германия),   «интуитивный,   или   материнский,   метод»
(Франция),   «чисто   устный   метод»   (Италия),   «комбинированный   метод»
(США). В этих системах (методах) было много общего. Имевшиеся между
ними различия касались определения места и роли устной и жестовой речи в
процессе общения и обучения глухих общеобразовательным предметам.

В   своем   развитии   сурдопедагогика   во   многом   опиралась   на

прогрессивные общепедагогические, психологические и дидактические идеи
того времени, на достижения в области языкознания и лингвистики. Кроме
того, прогресс в развитии теории и практики обучения и воспитания глухих
детей был обусловлен использованием достижений медицины, физиологии,
гигиены.

В   развитии   сурдопедагогики  XIX  века   обнаруживалась   тенденция,

которая   вела   к   тому,   что   обучение   глухих   устной   речи   превращалось   в
самоцель, получившую название «чистый устный метод».

В западноевропейских странах XIX века еще были училища, где жестовая

речь играла более значительную роль, чем устная и письменная. Имелись
учреждения, где жестовая и дактильная речь не использовались в процессе
обучения; если ей и пользовались, то только как вспомогательным средством
в   период   первоначального   обучения.   При   этом   употреблялись   только   те
знаки,   которые   создавались   в   данном   коллективе   училища   и   были
необходимы   для   установления   временного   контакта   глухих   детей   с
окружающими.

Обучение глухих в Америке началось значительно позже, чем в Европе.

Первые американские сурдопедагоги обстоятельно знакомились с теорией и
практикой обучения глухих в странах Западной Европы. Опыт европейских
сурдопедагогов   оказал   значительное   влияние   на   разработку   методов
обучения глухих в американских училищах. Вместе с тем развитие методов
обучения и воспитания глухих детей в американских школах отличалось и
своеобразием.   Рассмотрению   общих   и   отличительных   черт   развития
сурдопедагогики в отдельных странах Западной Европы и Америки XIX века
и посвящены нижеследующие разделы настоящей главы.

Сурдопедагогическая теория и практика Р. А. Сикара. Сложившаяся

во   французских   училищах   дидактическая   система   обучения   «мимический
метод»,   или   система   обучения   глухих   французскому   языку   посредством
методических знаков, уже в первой половине  XIX  века подверглась резкой
критике   как   со   стороны   французских   сурдопедагогов,   так   и   со   стороны
сурдопедагогов   других   стран.   Эта   критика   вместе   с   тем   была   связана   со
стремлением   к   совершенствованию   «мимического   метода».   Характер

40

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..