дактилологическую азбуку, могут научить глухих бегло говорить, но не
могут научить понимать значение слов. Методические же знаки раскрывают
связи слов в предложении, выражают значение употребляемых в словесной
речи грамматических категорий.
Разработанная и проверенная в практике обучения система методических
знаков — «мимический метод» — оказалась достаточно жизненной и в
последующем, хотя со временем она пережила ряд изменений и
преобразований.
Все историки обучения и воспитания глухих детей признают огромный
вклад Ш. М. Эпе в развитие сурдопедагогики. При этом следует отметить,
что его практический опыт обучения для своего времени был более
значителен, чем созданные им литературные труды. Это был прежде всего
учитель-профессионал. Он стремился к практическому осуществлению тех
педагогических идей, которые развивались в трудах французских
просветителей. Основной задачей и целью его деятельности было поднять
глухого в мнении общества, сделать его полезным обществу, дать ему
умственное развитие.
К сказанному можно добавить, что взгляды Ш. М. Эпе на обучение
глухих развивались в рамках его дуалистического мировоззрения и
идеалистических представлений об общественном устройстве и социальном
развитии.
Ш. М. Эпе смело отошел от средневековой традиции индивидуального
обучения и создал групповую форму обучения глухих учащихся, определив
при этом подходящий для них специальный тип учреждения. Ш. М. Эпе
проводил уроки с группами учащихся и стремился обеспечить для них такое
содержание обучения, которое по своему характеру не отличалось бы от
содержания обучения в общеобразовательной школе. Ему был присущ
демократизм, стремление охватить обучением всех нуждающихся в нем и
особенно детей из беднейших семей.
Ш. М. Эпе признавал возможность обучения глухих и устной речи, но не
придавал ей самодовлеющего значения. Он определял ей роль
вспомогательного средства в процессе общения глухих с окружающими.
С его именем связаны и первые попытки профессиональной подготовки
учителей для вновь открываемых институтов глухих. Ш. М. Эпе устраивал
посещения своего института учеными и педагогами и сам знакомил
посетителей с приемами и методами обучения глухих. В институте Ш. М.
Эпе получили подготовку многие из тех, кто стал работать во вновь
открывшихся училищах для глухих в странах Западной Европы и Америки.
Весьма положительно оценивалось значение Ш. М. Эпе для развития
сурдопедагогики и в последующие периоды. Так, например, видный
советский ученый-дефектолог А. И. Дьячков отмечал положительную роль
Ш. М. Эпе в разработке проблемы умственного и нравственного воспитания
глухих. Высокую оценку Деятельности Ш. М. Эпе дал югославский
профессор-сурдопедагог Любомир Савич, посвятивший ему свою
монографию «Жизнь и деятельность Ш. М. Эпе». В этой работе он говорит о
33