письменных свидетельств об использовавшихся им методах обучения. Об
этом мы узнаем лишь по отрывочным рассказам его друзей и современников.
На основании этих свидетельств можно видеть, что в основе обучения,
осуществлявшегося П. Понсе, лежало преодоление немоты — обучение
глухих словесной речи. Для этого он использовал обучение грамоте,
письменной, дактильной и устной формам речи. П. Понсе рассматривал
обучение как средство общения и накопления словаря. В этих целях он
широко практиковал упражнения в чтении и рассказывании.
По имеющимся данным, можно сделать заключение, что воспитанники П.
Понсе были позднооглохшими детьми. Но это обстоятельство не может
умалить заслуг П. Понсе, его роли в истории обучения глухих, развитии
сурдопедагогики. Результаты обучения глухих П. Понсе, описанные его
современниками, внушают уважение и даже вызывают удивление. Ведь
некоторые из учеников П. Понсе научились не только чтению, письму, счету,
но и устной испанской речи, а также латинскому и греческому языкам. Его
ученики знали всеобщую историю, астрономию и математику, т. е.
овладевали тем кругом знаний, который в то время предназначался для
учащихся общеобразовательной школы педагогами-гуманистами.
С опытом обучения глухих П. Понсе связано также признание
интеллектуальных и нравственных качеств личности глухого. Даже церковь
вынуждена была признать выдающиеся заслуги испанского педагога в
обучении глухих. Но одновременно она позаботилась о том, чтобы
материалы о методике обучения, организации занятий П. Понсе не выходили
за пределы монастыря.
Позднее буржуазные историки характеризовали П. Понсе как первого в
мире учителя глухих. Эта националистическая версия была создана
испанской буржуазией в то время, когда она мечтала о мировом господстве.
Объективно оценивая деятельность П. Понсе, нужно сказать, что он был
талантливым сурдопедагогом, добившимся выдающихся успехов в обучении
глухих детей знатных родителей на основе письменной, дактильной и устной
форм речи в условиях индивидуального обучения. Его достижения создавали
у педагогов уверенность в успехе подобной деятельности.
Истории сурдопедагогики известен опыт и другого
испанского учителя — X. П. Бонета (1579—1633).
Мальчик из знатной семьи, которого обучал X. П. Бонет,
оглох в двухлетнем возрасте.
Свой опыт обучения X. П. Бонет изложил в книге «О
природе звуков и искусстве научить глухонемого
говорить». Эта книга была опубликована в 1620 году в
Мадриде. В ней подробнее, чем в других источниках,
раскрываются цели и задачи воспитания и обучения
глухих в тот период. Этот труд состоял из трех частей и
приложения (дактильной азбуки на отдельных листах).
Содержание каждой из частей этой книги свидетельствует
о том, что автор направлял внимание читателя на возможность обучения
X. П. Бонет
(1579—1633)
17