развития он достиг в Древней Греции и Риме.
Воспитание подрастающего поколения в рабовладельческом обществе
носило классовый характер. Образование составляло исключительную
привилегию рабовладельческого класса.
На основании различных источников мы можем составить достаточно
полное представление об особенностях воспитания в древнее время и о
характере существовавших многие столетия до нашей эры школ.
Подробнейшим образом историки освещают постановку обучения в
рабовладельческих государствах Древней Греции, наиболее развитые
системы спартанского и афинского воспитания. Так, например, в Лаконии и
Аттике сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская.
Системы общественного воспитания в этих и других государствах (полисах)
обслуживали только детей рабовладельцев. Мальчики-спартиаты обучались в
государственных воспитательных учреждениях до восемнадцатилетнего
возраста по руководством назначаемого государством педонома. После этого
юноши готовились к военной службе. Под наблюдением государства и
девушки получали физическое воспитание, для того чтобы в случае
необходимости заменить мужчин в качестве воинов, охраняющих свой город.
В Афинах дети также проходили ряд ступеней обучения в специально
организованных учебных заведениях.
Есть достаточно оснований считать, что сурдопедагогика развивалась под
определяющим влиянием общей педагогики. Однако во всей обширной
античной литературе мы не находим и малейших намеков на то, чтобы,
например, в каком-либо из древнегреческих государств были хотя бы
попытки систематического, организованного обучения глухих.
Ряд высказываний по поводу явления глухоты мы находим у
древнегреческих мыслителей. Одно принадлежит древнегреческому
историку Геродоту (ок. 484—425 гг. до н. э.). По описанию Геродота, у
лидийского царя Креза был глухонемой сын. Оракул города Дельфы, к
которому обратился Крез за помощью и советом, сказал, что не следует
искать средств для того, чтобы дать глухонемому обрести дар речи, так как
это сделает его несчастным. В повествовании Геродота далее рассказывается
о том, что при осаде крепости Сордос один из персидских воинов бросился с
мечом на Креза. И в этот момент глухонемой сын Креза закричал: «Не
убивай Креза». Это были его первые слова. Затем он овладел речью, как и все
другие люди. Рассказ этот, изложенный на страницах историко-эпического
произведения Геродота сто лет спустя после падения Лидийского царства, не
может быть признан вполне достоверным. Но он замечателен тем, что в его
основе лежит мысль о том, что глухой и немой человек может заговорить.
Ряд высказываний о глухоте и о ее влиянии на психическое развитие
человека мы находим у жившего столетием позже Геродота
древнегреческого мыслителя Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).
Сочинения Аристотеля по своему содержанию носили
энциклопедический характер. Они отражали достижения натурфилософии
своего времени и охватывали все области знания: философию и
9