ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 1

 

 

А.Г.Басова,

С.Ф.Егоров

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ

Москва

Просвещение

1984

Рецензенты:   кафедра   сурдопедагогики   дефектологического   факультета

ЛГПИ   им.   А.   И.   Герцена   (зав.   кафедрой   кандидат   педагогических   наук
Никитина   М.   И.);   лаборатория   истории   советской   школы   и   педагогики
Института общей педагогики АПН СССР (зав. отделом кандидат педагоги-
ческих наук Колмакова М. Н.)

В пособии излагаются вопросы развития теории и практики обучения и

воспитания глухих детей в различные исторические эпохи в нашей стране и
за   рубежом.   Значительное   место   в   книге   отводится   освещению   основных
этапов развития советской сурдопедагогики.

Книга   предназначена   для   студентов   дефектологических   факультетов

педагогических институтов, а также для учителей школ глухих.

ВВЕДЕНИЕ

Сурдопедагогика   имеет   длительную   историю   развития.   Первые   опыты

осмысления   явлений   глухоты   и   попытки   ее   преодоления   относятся   к
глубокой   древности.   На   протяжении   многих   веков   в   педагогике
накапливались знания о природе глухоты, способах обучения и воспитания
глухих.   Медленно,   но   неуклонно   совершенствовались   средства   и   методы
сурдопедагогики.   Знание   истории   сурдопедагогики   способствует   лучшему
пониманию и успешному разрешению ее современных проблем. В этой связи
следует   напомнить   мысль   В.   И.   Ленина   о   необходимости   «не   забывать

2

основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения
того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем
развитии   это   явление   проходило,   и   с   точки   зрения   этого   его   развития
смотреть, чем данная вещь стала теперь».

Методологической основой советской истории сурдопедагогики являются

диалектический   и   исторический   материализм,   труды   основоположников
марксизма,   марксистско-ленинское   учение   о   развитии   природы,   общества,
человеческого мышления.

Важное значение для изучения истории сурдопедагогики, особенно для

изучения   истории   советской   сурдопедагогики,   имеют   постановления
Центрального   Комитета   КПСС   и   Совета   Министров   СССР   по   вопросам
народного образования и педагогической науки.

Понимание   истории   сурдопедагогики   невозможно   без   учета

современного состояния данной области педагогического знания и смежных
с   нею   наук,   поскольку   это   необходимо   для   того,   чтобы   многовековое
развитие теории и практики обучения и воспитания детей  с недостатками
слуха можно было видеть в определенной исторической перспективе.

История   сурдопедагогики   занимает   важное   место   в   системе

профессиональной подготовки учителя, поскольку она, как и история всякой
другой науки, имеет познавательное и воспитательное значение.

Источники знаний по истории сурдопедагогики весьма многочисленны и

разнообразны.   Это,   прежде   всего   памятники   древней   письменности,   в
которых   получили   большее   или   меньшее   отражение   сурдопедагогические
идеи   и   практическая   деятельность   по   воспитанию   и   обучению   детей   с
недостатками слуха в разные периоды истории нашей страны и зарубежных
стран.   При   этом   можно   констатировать,   что,   чем   дальше   отстоят
исторические эпохи от нашего времени, тем менее достоверными являются
свидетельства о сурдопедагогической практике тех времен.

Источники   по   истории   сурдопедагогики   в   новое   время   гораздо   более

многочисленны.   Это   и   официальные   материалы   (законы,   указы,
постановления, проекты), и труды сурдопедагогических учреждений (отчеты,
доклады),   и   материальные   продукты   деятельности   глухих   и   учебно-
воспитательных учреждений для них и т. п.

Особенно важное место среди источников сурдопедагогических знаний

занимает специальная, сохранившаяся до наших дней сурдопедагогическая
литература, отразившая опыт обучения и воспитания детей с недостатками
слуха в различные периоды истории, сочинения выдающихся деятелей в этой
области   знания,   учебники   и   учебные   пособия,   дидактические   материалы,
характеризующие   работу   специальных   школ   своего   времени.   Подобные
литературные   источники   и   материалы   позволяют   прослеживать   процесс
поступательного   развития   сурдопедагогики   как   относительно
самостоятельной науки. По этим источникам прослеживаются методические
искания   сурдопедагогов,   разработка   и   дальнейшее   совершенствование
найденных   ранее   средств,   методов,   организационных   форм   обучения,
формирование различных систем обучения и воспитания глухих.

3

Известное значение  для разработки вопросов истории сурдопедагогики

имеют   источники   и   литература   по   гражданской   истории,   в   которых
раскрываются социально-политические условия функционирования системы
народного   образования   в   тот   или   иной   исторический   период,   труды   по
истории науки, философии, культуры, воссоздающие ту идеологическую и
научную   среду,   в   которой   происходило   становление,   развитие,
формирование теоретических знаний в области сурдопедагогики.

Изучающий историю сурдопедагогики много ценного находит в истории

смежных   областей   знания,   таких,   как   история   общей   педагогики,
психологии, языкознания, медицины, а в новое и новейшее время также и в
истории оториноларингологии, физиологической акустики.

Авторы стремились к тому, чтобы раскрыть историю сурдопедагогики в

связи   с   историей   общей   педагогики,   показать   влияние   прогрессивных
педагогических   и   дидактических   идей,   а   также   достижений   смежных   с
педагогикой   наук   на   разработку   средств,   форм   и   методов   обучения   и
воспитания детей с недостатками слуха.

Поскольку сурдопедагогика представляет собой одну из отраслей научно-

педагогических знаний, то и периодизация ее истории в основном совпадает
с периодизацией, принятой в истории общей педагогики.

История   сурдопедагогической   теории   и   практики   представляет   собой

борьбу   прогрессивных   и   реакционных   сил.   Эта   борьба   велась   вокруг
вопросов   создания   специальных   учебно-воспитательных   учреждений   на
государственной основе, за создание системы средств и методов обучения
глухих   детей,   обеспечивающей   усвоение   ими   таких   общечеловеческих
средств общения, как устная речь и письменная речь, за приобщение глухих
к   полноценной   трудовой   и   общественной   жизни   своей   страны.   При
изложении   материала   авторы   стремились   акцентировать   внимание   на   тех
исторических   явлениях   и   тенденциях,   которые   были   связаны   с
прогрессирующим   развитием   сурдопедагогики,   с   накоплением   знаний   о
реальностях учебного процесса, имеющих непреходящую ценность для этой
области знания.

Привлечение биографических материалов из жизни и деятельности тех

или иных представителей сурдопедагогики подчинено целям раскрытия их
сурдопедагогических  концепций и конкретно-исторической  характеристике
разрабатывавшихся ими методов и систем.

История   свидетельствует   о   том,   что   филантропический   подход   к

проблемам   сурдопедагогики   есть   порождение   классового   общества.
Буржуазная филантропия по отношению к глухим в своей основе является
лицемерием, она стремится замаскировать эксплуататорскую, антигуманную
сущность капиталистического  общества.   В  работе  «Происхождение  семьи,
частной   собственности   и   государства»   Ф.   Энгельс   писал   о   том,   что   «чем
дальше идет вперед цивилизация, тем больше она вынуждена набрасывать
покров   любви   на   неизбежно   порождаемые   ею   отрицательные   явления,
прикрашивать их или лживо отрицать, — одним словом, вводить в практику
общепринятое   лицемерие,   которое   не   было   известно   ни   более   ранним

4

формам   общества,   ни   даже   первым   ступеням   цивилизации   и   которое,
наконец,   достигает   высшей   своей   точки   в   утверждении:   эксплуатация
угнетенного класса производится эксплуатирующим классом единственно и
исключительно   в   интересах   самого   эксплуатируемого   класса,   и   если
последний этого не понимает и даже начинает восставать против этого, то
это   самая   черная   неблагодарность   по   отношению   к   благодетелям   —
эксплуататорам».

Прослеживая   историческое   развитие   сурдопедагогической   теории   и

практики,   можно   со   всей   очевидностью   убедиться   в   том,   что   советская
сурдопедагогика   представляет   собой   высший,   качественно   новый   этап
развития   этой   области   знания.   Последовательное   решение   социальных
проблем   сурдопедагогики   стало   возможным   только   в   результате   победы
Великой   Октябрьской   социалистической   революции   и   создания   в   нашей
стране государственной системы образования, отвечающей интересам всего
трудящегося   народа.   Приобщение   страдающих   недостатками   слуха   к
общественно   полезному,   производительному   труду,   к   полноценной   жизни
свидетельствует   о   подлинном   гуманизме   социалистического   общества,
советского образа жизни.

Данное пособие создано на основе действующей программы по истории

сурдопедагогики   для   студентов   сурдоотделения   дефектологических
факультетов педагогических институтов. Пособие состоит из трех основных
частей: «История зарубежной сурдопедагогики», «История сурдопедагогики
в дореволюционной России», «История сурдопедагогики в СССР и других
социалистических странах».

Предполагается,   что   приступающие   к   изучению   курса   истории

сурдопедагогики   студенты   имеют   общую   педагогическую   подготовку   и
знакомы   с   историей   общей   педагогики.   Предполагается   также,   что   они
имеют определенные знания по современной теории и практике обучения и
воспитания детей с недостатками слуха. Наличие у студентов этих знаний
будет способствовать более сознательному и глубокому изучению истории
сурдопедагогики, которая имеет свои собственные задачи и цели.

Задачи курса заключаются в том, чтобы:
способствовать   расширению   педагогического   кругозора   и   выработке

творческого отношения к сурдопедагогическим проблемам;

раскрыть   историю   формирования   и   развития   общеобразовательных

учреждений,   систем   и   методов   компенсаторного   обучения   детей   с
недостатками   слуха   в   странах   Западной   Европы,   Соединенных   Штатах
Америки,   дореволюционной   России   и   СССР,   других   социалистических
странах в связи с развитием общей педагогической мысли и научных знаний
в смежных с сурдопедагогикой областях в каждую из исторических эпох;

акцентировать внимание на том прогрессивном в организации, системах и

методах   обучения   и   воспитания   детей   с   недостатками   слуха,   что
способствовало продвижению сурдопедагогики;

показать,   что   советская   сурдопедагогика   критически   учитывает

прогрессивный опыт прошлого, развивает и расширяет теорию и практику

5

сурдопедагогики в новых, социалистических условиях.

Прослеживая   историю   развития   сурдопедагогики   в   нашей   стране,   в

странах   Западной   Европы,   в   Соединенных   Штатах   Америки,   со   всей
очевидностью   можно   убедиться   в   том,   какой   величайший   прогресс   в
дифференцированном   компенсаторном   обучении   и   воспитании   детей   с
недостатками слуха достигнут в нашей стране в результате победы Великой
Октябрьской социалистической революции.

6

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СУРОПЕДАГОГИКИ

.

Глава 1

Воспитание глухих детей в первобытном обществе

Первобытнообщинный строй отделен от нас тысячелетиями, и до нашего

времени  не   сохранилось  сколько-нибудь   достоверных   свидетельств   о   том,
какими методами и приемами осуществлялось воспитание глухих детей в те
далекие времена. Опираясь на исследования в области других наук, таких,
как палеоантропология, археология, этнография, историки сурдопедагогики
могут   только   с   большей   или   меньшей   степенью   вероятности
реконструировать самые общие черты процесса воспитания глухих детей при
первобытнообщинном строе.

В классических трудах основоположников марксизма раскрыто значение

трудовой деятельности человека для общественного развития, в том числе и
роль   труда   человека   в   прогрессирующем   развитии   первобытнообщинного
строя.

Главным видом человеческой деятельности в древнейшие времена была

охота, в том числе коллективная охота на крупных животных. Большую роль
в жизни древних людей играло собирательство. При этом господствующим
был   уравнительный   способ   распределения   пищи.   Духовная   жизнь
первобытного общества носила синкретический характер.

Крупным шагом в развитии производительных сил общества был переход

к   земледелию   и   скотоводству.   Вместе   с   производством   избыточного
продукта возникает имущественное неравенство и разделение общества на
классы. На смену единой общественной морали приходит мораль классовая.
Вместе с расслоением общества происходит и расслоение сознания людей,
выделение   сверхъестественных   существ   —   демонов,   тотемистических
предметов, а затем и богов.

Труд   первобытного   человека   обусловливал   необходимость   воспитания

подрастающего   поколения,   которое   проходило   в   трудовой   деятельности.
Дети не только наблюдали за трудом окружающих, подражали взрослым, но
и привлекались к участию в трудовой деятельности.

Содержание   воспитания   определялось   характером   общения   детей   со

взрослыми, а также и преднамеренным, хотя и примитивным, руководством
детьми со стороны взрослых членов общины.

Глухие дети, очевидно, также вовлекались в трудовую деятельность. На

ранних   этапах   развития   первобытнообщинного   строя   наличие   глухих   не
порождало   особых   проблем   и   затруднений   в   сравнении   с   последующим
периодом. В период, когда членораздельная речь и язык были недостаточно
развиты и в общении между собой люди чаще прибегали к использованию
жестов и мимики, общение глухих со слышащими не было затруднительным.
Пребывание   глухих   вместе   со   слышащими   способствовало   освоению
первыми простейших видов деятельности.

7

В   последующем   вместе   с   усложнением   трудовой   и   общественной

деятельности   и   развитием   языка   усугублялось   отчуждение   глухих   от
полноценных в физическом отношении людей. Глухие все менее понимали
окружающих.   Жестовая   речь   становилась   все   более   локальным   средством
общения глухих с окружающими в пределах семьи. Все меньшая часть видов
человеческой деятельности оказывалась доступной для глухих.

По   мере   формирования   религиозных   воззрений   складывалось   такое

отношение к глухим, в основе которого лежала мысль о том, что глухота есть
наказание божие.

Со   временем   отношение   к   глухим   становилось   все   более   негативным.

Подтверждение   этому   можно   найти   в   более   поздних   письменных
источниках.  Так,  царь  Давид   в  своих  покаянных   песнях  сравнивал   себя   с
глухонемым. Он жаловался на друзей, покинувших его как глухого, который
не   слышит,   и   как   немого,   который   не   может   защитить   себя   от   обид   и
несправедливостей.

Свидетельства о грубом и жестоком обращении с глухими имеются и в

других   древних   письменных   источниках.   Такое   отношение   к   глухим
поддерживалось   христианскими   богословами,   утверждавшими,   что   глухие
одержимы злым духом и поэтому их следует притеснять. Оно сохранялось и
позднее,   а   как   пережиток   встречалось   и   в   новое   время.   Так,   один   из
дореволюционных   русских   историков   свидетельствует   о   том,   что   нередко
причины стихийных бедствий в деревнях приписывали глухим. 

Вопросы

1.   По   каким   материалам   и   источникам   можно   в   настоящее   время

составить   представление   о   воспитании   глухих   детей   при
первобытнообщинном строе? 

2.   Как   изменялось   отношение   к   глухим   по   мере   разложения

первобытнообщинного строя? 

3.   Каким   становилось   отношение   к   глухим   в   процессе   разделения

общества на классы и формирования религиозных воззрении?

Глава 2

Сурдопедагогическая мысль и отношение к глухим

в рабовладельческом обществе

Пришедший в процессе исторического развития на смену первобытной

общине   рабовладельческий   строй   был   обществом   с   самыми   грубыми   и
открытыми формами эксплуатации человека

человеком.   Рабовладельческий   строй   существовал   в   ряде   стран   Азии,

Европы,   Африки   примерно   до  III—IV  веков   н.   э.   Наибольшей   степени

8

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..