(рис. 3.3). Для проявления этой реакции следования некоторые раздражители
оказываются более эффективны, нежели другие (см. разд. 20.3). В естественной
обстановке наиболее эффективным раздражителем является мать, и приближение к
матери часто вознаграждается телесным контактом и теплом или пищей, которую
мать находит. В лаборатории привязанность к модели может быть усилена
пищевым подкреплением.
Чем сильнее у животного развивается привязанность к одному объекту, тем меньше
оно интересуется другими. Этот процесс научения, посредством которого обычно
развивается привязанность к матери, называется импринтинг. Он имеет место в
течение определенного чувствительного периода развития, продолжительность
которого меняется в зависимости от вида и условий среды. Импринтинг может
иметь долговременное влияние не только на привязанность к истинным или
приемным родителям. У многих млекопитающих такой ранний опыт играет
определенную роль в последующих социальных отношениях. Показано, что у ряда
видов птиц импринтинг влияет на последующее социальное поведение (см. разд.
20.5). Короче говоря, импринтинг-это процесс научения, который имеет место на
конкретных стадиях развития и который влияет на последующее поведение по
отношению к родителям, собратьям или половым партнерам. Если объект
привязанности представляет собой картонный ящик, то у утенка устанавливаются к
этому ящику такие же отношения, как к родителю. Если самцы зебровой амади-ны
(Taeniopygia guttata) выращиваются бронзовой амадиной (Lonchura striata), то, став
взрослыми, они начинают ухаживать за самками бронзовой амадины.
Рис. 3.4. Становление песни у канарейки (Scrinus
cunarid). А. Предпесня: на сонограмме видны
нечеткая фразировка и отсутствие чистоты тона. Б.
Полная песня, напротив, разделена на регулярные
фразы и ноты, которые относительно чисты и
свободны от гармоник. (Из The Oxford Сompanion to
Animal Behaviour. 1981.)
Хотя на этот тип научения, возможно, оказывает влияние поощрение, оно не
зависит от поощрения или от каких-либо конкретных следствий поведения. Это
научение запрограммировано как часть нормального процесса развития и при
любых обстоятельствах свойственно определенному времени.
Сходные механизмы функционируют при научении песне у некоторых воробьиных
птиц. Первая попытка воспроизвести песню, называемую предпесней, обычно
предпринимается молодыми птицами в первую весну или первую осень через
несколько месяцев после вылупления. Предпесня напоминает взрослую песню по
длине, высоте и тембру, но в ней отсутствуют некоторые элементы и украшения,
типичные для взрослой песни; кроме того, предпесня обычно более изменчива и не
столь точна (рис. 3.4). Если белоголовых воробьиных овсянок (Zonotrichia
leucophrys) выращивать в изоляции, то у них развивается предпесня, но
становления нормальной взрослой песни не происходит. У самцов белоголовой
воробьиной овсянки, имеющих возможность слышать нормальную песню
взрослого самца в возрасте от 10 до 90 сут, впоследствии
41