функции тройничного нерва, так как жевательная мускулатура осуществляет движение нижней
челюсти при присасывании и сосании. Нижняя челюсть в норме должна быть плотно прижата к
верхней челюсти. Отвисание нижней челюсти, выливание пищи изо рта, отсутствие чмокающих
сосательных движений указывает на возможность поражения тройничного нерва. VII пара
(лицевой нерв) — дает представление о функции лицевой мускулатуры. Необходимо обращать
внимание на симметрию лица в покое и при эмоциональном возбуждении (плач, рефлекторная
улыбка), на закрытие глазных щелей (полное, неполное), на углы рта (перетягивание в другую
сторону и выливание пищи из пораженного угла). VIII пара (вестибулослуховой нерв) — при
резких звуках новорожденный зажмуривает глазки, вздрагивает, разводит ручки (первая фаза
рефлекса Моро). Резкое вздрагивание (так называемый старт-рефлекс) может свидетельствовать
о повышенной судорожной готовности ребенка. IX−X пары (блуждающий и языкоглоточный
нервы) — осуществляет функцию глотания, которое происходит за счет мускулатуры глотки и
мягкого нёба. XI пара (добавочный нерв) — иннервирует мускулатуру шеи и плечевого пояса,
способствует поворотам головы и подъемам ее. В положении на животе этот нерв реализует
защитный рефлекс. XII пара (подъязычный нерв) — иннервирует мускулатуру языка. В норме язык
активно движется в полости рта, если ребенок бодрствует. Физиологические рефлексы
новорожденных. К настоящему времени описано много безусловных рефлексов, которые входят в
неврологический статус новорожденного. Исследовать все рефлексы практически очень трудно,
так как это истощает ребенка. Кроме того, не все они имеют одинаково важное значение для
диагноза. Поэтому надо определить минимальную группу рефлексов, необходимых для
неврологического осмотра и позволяющих оценить состояние нервной системы новорожденного.
С точки зрения удобства надо исследовать рефлексы не по анатомическому признаку принципу
замыкания дуг (спинальные, нижнестволовые, верхнестволовые), а по тем позициям ребенка, в
которых эти рефлексы исследуются. Рефлексы в позиции ребенка на спине: 1. Оральная группа (V,
VII, XII пары черепно-мозговых нервов): а) поисковый рефлекс (Кусмауля); б) сосательный
рефлекс; в) ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). 2. Рефлекс «объятия» (Моро), имеющий 2 фазы:
разведение рук, а затем их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища руками. 3.
Хватательный рефлекс (Робинзона). 4. Коленный рефлекс. 5. Подошвенный рефлекс (аналог
хватательного). 6. Рефлекс Бабинского. 7. Рефлекс Пусепа (отведение мизинца при вызывании
рефлекса Бабинского). Рефлексы в вертикальной позиции. 1. Рефлекс опоры. 2. Автоматическая
походка. Рефлексы в позиции на животе. 1. Защитный рефлекс. 2. Рефлекс ползания (Бауэра). 3.
Рефлекс спинного хребта (Галанта). 10 4. Рефлекс Переза (имеет 8 фаз: крик, лордоз и
приподнимание таза, сгибание нижних конечностей, сгибание верхних конечностей, поднимание
головы, генерализованная мышечная гипертония в течение нескольких секунд, мочеиспускание,
выпячивание анального отверстия и дефекация). Врожденные рефлексы являются клиническими
критериям нормального физиологического созревания различных уровней ЦНС. Любое их
нарушение (запаздывание в созревании, отсутствие, слабость выражения) указывает на
фундаментальный факт — отклонение созревания данного индивидуума от видовой нормы.
Наиболее зрелыми к моменту рождения является подошвенный, хватательный, затем Бабинского,
Робинзона, Бабкина, коленный, Галанта, Переза, Бауэра. Эта последовательность сохраняется до
30-го дня жизни. Оценка рефлексов идет следующим образом: 0 — отсутствие + — слабый ответ, +
+ — хороший ответ, +++ — резко усиленный рефлекс. Оценка психического развития ребенка в
периоде новорожденности представляет собой определенные трудности и требует от врача
знаний и опыта. Оценку проводят методом психометрии, имеющим свои тесты: 1. Сенсорное
развитие — зрительные, звуковые анализаторы. 2. Эмоции — мимика положительная,
отрицательная. 3. Общие движения — попытка удержать голову лежа на животе. Новорожденный
в 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение); при резком