Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 7

 

 

97 

 

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь 

Социальные общности и группы 

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления 

Семья и семейные отношения. Роли в семье 

Семейные ценности и традиции 

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 

10 

Человек в малой группе. Межличностные отношения 

11 

Общение со сверстниками. Причины межличностных конфликтов 

12 

Социальные нормы и правила общественной жизни 

13 

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы 

14 

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью 

15 

Конституция РФ: основные права и свободы, их неотчуждаемость. 

16 

Право и его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Ос-

новные признаки права. 

17 

Конституционные обязанности гражданина РФ. 

18 

Духовные  ценности  российского  народа.  Культурные  достижения  народов 

России 

19 

Образование в жизни человека.  

20 

Образование и самообразование 

21 

Экономика как основа общественной жизни 

22 

Основные участники экономики — производители и потребители 

23 

Труд и образ жизни людей 

24 

Деньги и их функции 

 

Темы, на которые следует ориентироваться при составлении заданий для 8 класса пред-

ставлены в таблице 4. 

 

 

 

Таблица 4 

 

98 

 

№ 

п/п 

Тема 

Природа человека 

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Многообразие деятельно-

сти 

Что связывает людей в общество 

Основные типы обществ. Общественный прогресс 

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь 

Социальные общности и группы 

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления 

Семья и семейные отношения. Роли в семье 

Семейные ценности и традиции 

10 

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 

11 

Человек в малой группе. Межличностные отношения 

12 

Общение со сверстниками. Причины межличностных конфликтов 

13 

Социальные нормы и правила общественной жизни 

14 

Нормы и принципы морали 

15 

Право и его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Ос-

новные признаки права 

16 

Религиозные нормы 

17 

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы 

18 

Образование в жизни человека.  

19 

Образование и самообразование 

20 

Наука в современном обществе 

21 

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью 

22 

Конституция РФ: основные права и свободы, их неотчуждаемость. 

23 

Конституционные обязанности гражданина РФ 

24 

Правоохранительные органы РФ 

25 

Экономика как основа общественной жизни 

26 

Основные участники экономики — производители и потребители 

99 

 

27 

Деньги и их функции 

28 

Экономика семьи 

29 

Собственность 

30 

Духовная культура 

31 

Духовные  ценности  российского  народа.  Культурные  достижения  народов 

России 

 

Темы, на которые следует ориентироваться при составлении заданий для 9 класса пред-

ставлены в таблице 5. 

Таблица 5 

№ 

п/п 

Тема 

Природа человека 

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Многообразие деятельно-

сти 

Что связывает людей в общество 

Основные типы обществ. Общественный прогресс 

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь 

Социальные общности и группы 

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления 

Семья и семейные отношения. Роли в семье 

Семейные ценности и традиции 

10 

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 

11 

Человек в малой группе. Межличностные отношения 

12 

Общение со сверстниками. Причины межличностных конфликтов 

13 

Социальные нормы и правила общественной жизни 

14 

Нормы и принципы морали 

15 

Право и его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Ос-

новные признаки права 

16 

Религиозные нормы 

100 

 

17 

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы 

18 

Образование в жизни человека.  

19 

Образование и самообразование 

20 

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью 

21 

Политические режимы 

22 

Правовое государство 

24 

Участие граждан в политической жизни 

25 

Конституция РФ: основные права и свободы, их неотчуждаемость 

26 

Конституционные обязанности гражданина РФ 

27 

Правоохранительные органы РФ 

28 

Экономика как основа общественной жизни 

29 

Рыночная экономика 

30 

Предпринимательская деятельность 

31 

Роль государства в экономике 

32 

Деньги и их функции 

33 

Экономика семьи 

34 

Безработица, ее причины и последствия 

35 

Роль государства в экономике 

36 

Права потребителя 

37 

Духовные  ценности  российского  народа.  Культурные  достижения  народов 

России 

 

Задания  для  10–11 класса  должны  включать  задачи  по  всему  основному  школьному 

курсу обществознания (см. Федеральный компонент ГОС и ФГОС). На муниципальном эта-

пе олимпиады целесообразно включить задания (одно-два), отражающие региональный ком-

понент школьного курса обществознания. Содержание этих заданий может отражать темы, 

связанные с культурными достижениями, особенностями экономического, политического и 

социального развития региона. 

Формулировки заданий может допускать несколько вариантов интерпретации ответа.  В 

этом случае предметно-методическая комиссия должна предусмотреть возможные варианты 

ответа и дать разъяснения по проверке такого рода заданий.  

101 

 

На бланке участника олимпиады должно быть: 

-

 

указано максимально возможное количестве баллов; 

-

 

предложены специально подготовленные для внесения ответов позиции (таблица, строч-

ки, пропуски и т.п.); 

-

 

оставлены специальные ячейки для выставления баллов по каждому заданию. 

Содержание  бланка  участника  олимпиады  должно  быть  скомпоновано  и  отформатиро-

вано таким образом, чтобы бланк было удобно заполнять участнику олимпиады. 

 

2.3. Основные типы олимпиадных заданий. 

Задания с выбором ответа  

1. Множественный выбор. 

Пример: 

Поведение человека в традиционном обществе в основном регулировалось: 

а) обычаями; 

б) корпоративными нормами и принципами, цеховыми уставами; 

в) конкретными указаниями светских правителей и господствующей церкви; 

г) эстетическими нормами; 

д) неписаными законами. 

 

Комментарий:

 

На выполнение заданий этой группы отводится 1-2 минуты.  

Задания  с  кратким  ответом,  нацеленные  на  объяснение  логического  ряда  событий, 

имен, понятий и т.п. 

3. Принцип образования рядов 

Пример: 

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.   

2.

 

Зависимый, достигаемый, предписанный, смешанный 

_________________________________________________________ 

2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, на-

рушение  санитарных  норм  при  торговле,  нарушение  правил  охраны  приро-

ды__________________________ 

3. Сознание, ощущения, эмоции, память______________________ 

5.

 

Миф, наука, религия, искусство___________________________ 

5. Агностицизм, эмпиризм, рационализм______________________ 

102 

 

 

4. Заполнение пропуска в ряду 

Пример: 

Н.Макиавелли,  «Государь»,  _______________________________,  «Два  трактата  о  госу-

дарственном правлении»,  Ж.Ж.Руссо, «Об общественном договоре»

 

 

5.  Определение лишнего в ряду 

Пример: 

Что является лишним в ряду? КРАТКО поясните почему? 

1 .   Переход  на  другую  работу  с  сохранением  должности,  смена  конфессиональной  при-

надлежности, 

приобретение 

гражданства, 

получение 

образова-

ния_____________________________________________________ 

2. Связующее звено между населением и государственными структурами,  установле-

ние межгосударственных отношений, средство решения широкого круга  близких на-

селению социальных проблем__________________________________________________ 

3. Областное Правительство,  Губернатор области,  Областной суд, Областное  Законо-

дательное Собрание_______________________ 

Комментарий:  

На выполнение этих заданий отводится 4-6 минут в зависимости от количества предлагае-

мых позиций в вопросе. 

 

Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. 

6.

 

Определение правильности и ошибочности утверждений

 

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — 

«Нет».  

1.1. Априорные знания человек получает из опыта. 

1.2. Несовершеннолетний не может быть привлечен к ночным работам. 

1.3. В конституционной монархии носителями суверенитета помимо монарха выступают 

другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. 

1.4. Деятельность спекулянтов всегда приносит прибыль. 

1.5.  Органы  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации  принимают  законы  и 

иные нормативные правовые акты по предметам своего ведения.  

1.6. Доход от продажи земельного участка называется рентой. 

103 

 

 

7. Установление соответствия  

Пример: 

Немецкий социолог М. Вебер (1864 — 1920) выделял три типа политического господства. 

Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт 

всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в 

таблице  в  соответствии  с  каждым  типом  господства,     согласно     обозначенным      в      

первой      колонке   сравнительным характеристикам. 

 

Характеристики

 

Легальное господ-

ство

 

Традиционное 

господство

 

Харизматиче-

ское господство

 

Тип    политического 

лидера 

 

 

 

Источник        власти 

лидера 

 

 

 

Тип  административ-

ного персонала 

 

 

 

Основной            тип 

правовых норм 

 

 

 

 

l. Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование 

представителей в Законодательное собрание на основе принципа большинства. 4. Монарх и 

(или) глава религиозной конфессии. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связан-

ный с главой системой сословно-корпоративных связей. 7. Возведенная в закон  воля ли-

дера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся 

вековые нормы. 11. Передача власти по наследству и (или) в силу  сложившихся обыча-

ев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру. 

 

 

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 5-7 минут в зависимости от сложности сопоставления и 

количества элементов ответа. 

104 

 

 

Работа с обществоведческими терминами 

8. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний 

Пример: 

Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежа-

щие мыслителям, ученым, политикам,  и запишите эти понятия. 

3.

 

«Дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерар-

хическом ранге». (П.Сорокин) 

___________________________________________________ 

4.

 

«Сущее, подлинно существующее. В отличие от мнимого, не действительного… Са-

мо-тождество 

и, 

следовательно, 

само-равенство, 

точность, 

подлинность» 

(П.А.Флоренский). 

     ___________________________________________________ 

 

9.  Лингвистический  конструктор  (определение  термина  и  составление  его  характери-

стики из предложенных слов и словосочетаний) 

Пример: 

Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух поня-

тий. Назовите эти понятия.  

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический кон-

структор  вы  можете  добавлять  предлоги,  изменять  слова  по  падежам  (они  даны  в  имени-

тельном падеже) и пр.  

3.

 

внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления 

4.

 

продукт которое состояние покупатели готовы время и в по купить цена в течение опре-

деленное количество некоторая 

 

 

 

 

 

10. Закончите определения: 

Пример: 

105 

 

1. 

Устойчивые взгляды человека на мир, его идеалы и принципы, а также стремление во-

плотить        их        в        жизнь        через        свои        действия        и        поступки        являются    

его__________________________________ 

2. 

Переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для его

 

жиз-

ни и развития, называют _____________________ 

 

11. Обществоведческий кроссворд

 

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение. 

1. Предмет,  действие,  служащие  условным  обозначением  какого-либо    понятия,  идеи,  явле-

ния. 

2. Оказание воздействия на законодателей и государственных чиновников в пользу принятия 

того или иного решения в интересах определенной группы лиц. 

3. Лицо, не имеющее определенного устойчивого социального положения. 

4.  Избранная  часть,  верхушка  общества,  стоящая  по  различным  критериям  выше  остальных 

людей. 

5. Человек,    добровольно  или  вынужденно  покинувший  свою  страну  по  политическим,  эко-

номическим, религиозным и иным мотивам. 

6. Упрощенное представление об индивиде, группе, процессе или ином социальном объекте, 

обладающее высокой устойчивостью. 

 

7.  Действия,  направленные  на  полное  или  частичное  уничтожение  национальной,  этниче-

ской, расовой или религиозной группы. 

8. Наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации со-

вместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. 

9.  Подросток,  юноша  или  девушка,  в  переходном  возрасте  13-19  лет  (журналистский  тер-

мин). 

10.  Результат  соотнесения  социально  значимых  характеристик  личности  со  шкалой  ценно-

стей, сложившихся в данной общности. 

11. Ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям. 

12. Социальная группа, обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми 

по наследству правами и обязанностями. 

13. Отклонение в поведении, нарушающее общепринятые социальные нормы. 

14. Расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. 

106 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение

______________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

Комментарий: 

На  выполнение  заданий  этого  типа  7-15  минут  в  зависимости  от  сложности  задания  и 

количества элементов ответа. 

 

Работа с иллюстративным рядом 

12. Группировка приведенных изображений по определенным признакам.  

Пример: 

Автор иллюстрированного словаря по обществознанию предложил редактору иллюстрации, 

наглядно представляющие те или иные понятия, но забыл дать подписи, определения и при-

меры употребления этих понятий.  

3.1. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений и дайте его опреде-

ление. 

3.2. Приведите пример  употребления данных понятий, составив предложения, включающие 

их. 

 

I. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

 

 

 

 

 

 

11 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 

 

 

 

 

13 

 

 

 

 

14 

 

 

 

 

 

 

107 

 

 

 

 

II.  

 

                                                                                                                                                                                                       

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 7-10 минут в зависимости от сложности сопоставле-

ния и количества элементов ответа. 

 

13. Задания культурологической тематики в олимпиадах по обществознанию 

Реализация деятельностного подхода в олимпиадных заданиях предполагает формирова-

ние  «нового  взгляда»  на  привычный  и  не  осознаваемый  элемент  окружающего  человека 

культурного мира. Именно для реализации этой цели в структуру заданий включены задания 

культурологического содержания. 

Это позволяет также активизировать внимание  участников к окружающим культурным 

пространствам (библиотекам, университетам, театрам, музеям, мемориальным местам и объ-

ектам городской инфраструктуры и т. п.) как пространствам практической жизни в экономи-

ческом  и  социально-политическом  измерении,  отразить  региональную  специфику  заданий, 

определить их гражданскую позицию. 

Поэтому муниципальный этап олимпиады рекомендуется проводить с акцентом на мате-

риал  истории  институтов  культуры  («институтов  духовной  сферы  общества»)  конкретного 

региона, включая вопросы из истории религий и вопросы по этике. 

108 

 

Например,  можно  предложить  тестовое  задание,  включающее  не  менее  3  и  не  более 

5 изображений  социальных институтов  или  практик, культурных  приспособлений,  техниче-

ских средств и инструментов, применяемых в различные эпохи в одном и том же виде прак-

тической деятельности, символы и знаки и т. д., где присутствует одно изображение, «выпа-

дающее» из общего ряда. В этом случае школьнику будет необходимо: 

1) узнать и записать название того, что изображено; 

2) описать изображенную практику или значение символа (знака); 

3) определить основание классификации (что общего у всех изображений и/ или знаков). 

Главным  критерием  при  отборе  содержательного  материала  для  заданий  этого  типа — 

является доступность изображения, его повседневный характер. 

Пример: 

Ниже даны изображения архитектурных сооружений. Распределите их в две группы (три и 

четыре сооружения), поясните и обоснуйте классификацию. Среди представленных изобра-

жений одно является исключительным, определите его и объясните, почему вы так думаете. 

 

 

А. 

   Б.

  

 

 

 

 

 

109 

 

В. 

     Г. 

  

 

Д. 

   Е. 

  

Ж. 

 

14. Работа с картой 

Пример: 

На карте изображен социальный процесс, характерный для современного мира. 

По какому признаку объединены выделенные на карте государства? 

110 

 

А 

 

В 

 

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 5-10 минут в зависимости от сложности анализа изо-

бражения и количества элементов ответа. 

 

Работа со схемами 

15. Составление схемы отношений обществоведческих понятий 

 

Пример: 

Отношения  между  понятиями  в  логике  принято  изображать  круговыми  схемами  Л. 

Эйлера.

   

   Понятия могут быть 

  1. Равнозначными: 

квадрат

 (А) есть 

равносторонний прямоугольник

 (В).  

  2. Пересекающимися:  

спортсмены

 (А) и 

сту- 

денты

 (В). 

 

 

  3. Подчиненными: 

рыба

 (А) и 

щука

 (В). 

 

  

 4. Соподчиненными: 

сосна

 (А) и 

береза

 (В) — это 

деревья

 (С). 

  

А 

В 

 

АВ 

      С 

В 

А 

111 

 

  

 

 

С  помощью  круговых  схем  Эйлера  изобразите  отношение  между  следующими  поня-

тиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

 

деятель изобразительного искусства (А), деятель античного изобразительного искусства (В) ,  

скульптор (С),  гений (D), «титаны эпохи Возрождения» (E).

 

 

16. Заполнение пропусков в предложенных схемах 

 

Пример: 

Заполните схему. 

 

17. Работа с диаграммой 

Пример:  

Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце 

года.  Проанализируйте  их.  Понятия,  обозначающие  категории  населения,  показанные  на 

диаграмме, употребляются в классическом значении. 

 

Формы 

культуры 

Элитарная 

10 

20 

30 

40 

50 

60 

70 

63 

63 

45 

40 

18 

трудоспособное 
население в % 
занятые в % 

безработные в 

112 

 

3.

 

Какая тенденция прослеживается при анализе диаграммы?  

4.

 

Вследствие какого экономического процесса может возникнуть подобная тенденция?  

Комментарий: 

На выполнение заданий этого типа 5-10 минут в зависимости от сложности задания и ко-

личества элементов ответа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации 

18. Анализ обществоведческого текста 

Пример:  

Познакомьтесь с фрагментом заметки судьи Конституционного суда РФ К. С. Гаджиева в 

периодической печати. Кратко ответьте на сформулированные ниже вопросы. 

«Опубликованы результаты опросов общественного мнения, показавшие, что автори-

тет судебной власти находится в критической зоне. Президент России признал, что корруп-

ция  поразила  судебную  и  правоохранительную  сферы,  и  авторитет  российского  суда  надо 

защищать. Обостренное чувство справедливости — вот чем должен обладать судья наряду с 

высокой квалификацией в области права. По всей видимости, требуется публичное обсужде-

ние всем судейским сообществом стандартов поведения судьи. Я не вижу ничего плохого в 

том, что судья будет «опутан» сетью из тысяч прецедентов — стандартов поведения. Их на-

до публиковать в сборниках, доступных и для каждого судьи и для всего общества. Наконец, 

самая болезненная для судей проблема — упреки в том, что они живут, что называется, не по 

средствам.  Наверное,  не  всегда  надо  полагаться  только  на заботу  законодателя.  Вспомним, 

что в соответствии с Конституцией органы судебной власти самостоятельны. И это один из 

великих конституционных принципов. Думаю, что необходимо поставить вопрос о том, как 

обеспечить эту самостоятельность. Почему бы не принять решение о введении публичности 

информации о доходах и имуществе судей? Решение может быть принято в порядке саморе-

гуляции самими судьями, добровольно». 

3.

 

К каким видам социальных норм относятся те, которые предлагает ввести автор? 

4.

 

Почему введение подобных норм среди судей приобретает особую общественную 

значимость? 

3. Как  связаны   введение  подобных   норм   и   реализация  упоминаемого  автором конститу-

ционного принципа? 

 

Комментарий: 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..