Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 6

 

 

81 

 

3.Наиболе четкое разграничение исполнительной, законодательной и судебной властей, 

всенародное избрание президента, отсутствие поста премьер-министра, подотчетность 

правительства перед президентом 

__________________________________________________________. 

 

Ответ: 

отличительные  характеристики  человека,  социальные  институты,  президентская 

республика.

 

По 3 балла за каждую верную позицию, всего — 9 баллов. 

 

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из при-

веденного  в  таблице  списка.  Впишите  в  текст  порядковые  номера  выбранных  вами 

слов  и  сочетаний.  Обратите  внимание:  в  списке  слов  и  сочетаний  слов  больше,  чем 

пропусков в тексте! 

1.____________________  являются  результатом  сотрудничества  парламентских  групп  в 

верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятель-

ных  лиц  2.  __________________.  Они  призваны  привлекать  во  время  выборов  как  можно 

большее число 3______________ из различных слоев независимо от их идеологической ори-

ентации.  В  них  обычно  отсутствует  централизованная  структура  и  фиксированное  4 

__________________. 

Они 

действуют 

преимущественно 

в 

период 

5________________________________. 

6____________________ в большинстве своем сформировались вне парламента. Главная 

особенность  партий  такого  типа —  наличие  строго-организованной  структуры,  массовое 

членство  7  ________________  .  Образцом  массовой  партии  стала  ____________________ 

партия. 

1. Правящие партии 

 

2. Кадровые партии 

 

3. Нотабли 

4. Массовые партии 

 

5. Избиратели 

6. Членство ... 

7. Общественно-политические движения 

8. Политическая социализация 

9. Выборы 

10. Немецкая социал-демократическая 

 

82 

 

 

Ответ: 

2 3 5 6 9 4 8 10 

По 1 балла за каждую верную позицию, всего —  8 баллов. 

 

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему. 

Институциональная подсистема, политические идеалы и ценности государства, партии, 

общественно  политические  движения,  политическая  система,  культурно-идеологическая 

подсистема,  политическая  культура,  политическая  психология,  политическая  идеология, 

функциональная  подсистема,  политический  режим,  форма  правления,  нормативная  подсис-

тема. 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая система 

культурно-
идеологическая  подсис-
тема 

Нормативная 
подсистема 

Институциональ-
ная подсистема 

функциональная 
подсистема 

общественно-

политические движе-

ния 

государст-
во 

политиче-
ские  идеалы 
и ценности 

пар-
тии 

политический  ре-
жим 

форма  правле-
ния 

политиче-
ская  куль-
тура 

политиче-
ская  психо-
логия 

политиче-
ская  идеоло-
гия 

83 

 

 

По 1 баллу за каждую верную позицию, 1 балл за правильное расположение основного по-

нятия, всего — 14 баллов. 

 

5.Решите правовую задачу. 

5.1. В средствах массовой информации опубликовали, что с этого дня вступают в силу измене-

ния в законодательстве. Клевета как вид правонарушения переходит из уголовного правонару-

шения в административное. Антон Игоревич обрадовался, так как против него две недели назад 

было возбуждено дело по данной статье. Он обвиняется в клевете. Его радость объясняется тем, 

что теперь он понесет ответственность не уголовного, а административного характера. Оправда-

на ли его радость? 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

 

5.2. Водителя трамвая Михайлова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня в пар-

ке отдыха, суд приговорил к аресту на 15 суток. После отбытия наказания Михайлов узнал, что 

его уволили за прогул. 

Правомерно ли увольнение Михайлова? В какие органы следует обратиться Михайлову? 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

 

Ответ: 

5.1. Радость гражданина оправдана, так как в современной системе права действует принцип гу-

манизма (3 балла), то есть решение вопроса в пользу личности. Несмотря на то, что дело было 

возбуждено по Уголовному кодексу, оно будет прекращено и возбуждено соответственно КоАП 

(3 балла). 

84 

 

5.2.  Трудовой  договор,  может  быть,  расторгнут  работодателем  в  случае однократного  грубого 

нарушения работником трудовых обязанностей(2 балла), в том числе в случае прогула, то есть 

отсутствия на рабочем  месте без  уважительных причин в течение  всего рабочего дня (смены) 

независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без 

уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) (2 балла). 

Так как отбывание административного ареста не является уважительной причиной, то увольне-

ние Михайлова следует признать правомерным (2 балла). 

Всего 12 баллов. 

 

6. Решите логическую задачу. 

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, 

алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники 

иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников отве-

тили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое ска-

зали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там 

было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ. 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

 

Ответ:

 2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников.  Примечание: должно быть объяснение, по-

чему не подходит вариант с 1 химиком — тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики 

не могут оставлять большинство. 

До 10 баллов за верный ответ с обоснованием. 

 

7. Индийская притча гласит: 

Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к ми-

нистрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым 

мудрым человеком в государстве. Он подошел и …  

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обос-

нуйте ответ. 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

85 

 

____________________________________________________________________ 

Ответ: 

Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-

мым умалив достоинство первой. 

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий — оцен-

ка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и на-

ших ожиданий. 

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования. 

До 10 баллов за верный ответ с обоснованием. 

 

8. Решите экономическую задачу 

В таблице представлены часы труда, необходимые для производства одной единицы хлеба и 

ткани в стране Альфа и стране Бета 

Страна 

Хлеб 

Ткань 

Альфа 

4 часа 

6 часов 

Бета 

4 часа 

5 часов 

Какая из стран обладает абсолютным преимуществом в производстве ткани? Приведи-

те решение. 

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ 

 

Ответ: 

Для ответа найдём альтернативную стоимость производства ткани в каждой стране:

 

За час в стране Альфа производят 1/4 хлеба или 1/6 ткани. Тогда в стране Альфа альтерна-

тивная стоимость 1 ткани равна 3/2 (1,5) хлеба. 

За час в стране Бета производят 1/4 хлеба или 1/5 ткани. Тогда в стране Бета альтернативная 

стоимость 1 ткани равна 5/4 (1,25) хлеба. 

Так как альтернативная стоимость производства ткани в стране Бета меньше, значит, 

страна 

Бета

 обладает сравнительным преимуществом в производстве ткани. 

3 балла за верный ответ, 4 балла за верное решение.  

Всего 7 баллов. 

 

 

 

86 

 

 

9. Прочитайте фрагмент текста и выполните задания. 

«Суть  всякой  нравственной  ценности  поступков  состоит  в  том,  что  моральный  закон 

непосредственно определяет волю.  Если определение воли хотя и совершается  сообразно с 

моральным законом, но… совершается не ради закона, — то поступок будет содержать в се-

бе легальность, но не моральность» 

«Критика практического разума» Иммануил Кант 

1)

 

Какая идея высказана Кантом в приведенной цитате? 

2)

 

Каким двум типам воли Кант дает определение в приведенном фрагменте? Назовите 

их и дайте определение каждому из названных типов воли. 

Ответ:  

1)

 

Идея Канта о различении морального и легального поступков (3 балла). 

2)

 

Кант говорит о моральном и легальном определениях воли (2 балла). Моральное оп-

ределение воли — мои поступки зависят от всеобщего закона морали (3 балла). Легальное 

определение воли — мои поступки могут совпадать с моральным законом, но совершается 

не ради него, а сообразно с Правом (3 балла). 

Всего 11 баллов. 

 

 

10. Решите кроссворд. 

 

1

 

   

2

 

                           

                   

6

 

             

             

4

 

                   

         

3

 

                       

                                   
                                   
                                   
                       

12

           

                                   
   

5

 

                             

                                   
     

7

 

       

11

                   

                                   
   

8

 

     

10

                       

                                   
 

9

 

                               

                     

13

             

                                   

 

По горизонтали: 

87 

 

1. Использование служебного положения в личных целях (Коррупция) 

5. предание суду парламента или отрешение от должности высших должностных лиц государст-

ва (Импичмент). 

7. деклассированные слои в антагонистическом обществе (бродяги, нищие, уголовные элементы 

и т.п.) (Люмпен). 

8. Родовое наименование всевозможных отношений типа равенства (Эквивалентность). 

9. Схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. 

д.) (Бюджет) 

13.  Положение  личности  в  системе  социальных  отношений,  отражающее  и  определяющее  ее 

право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением (Статус). 

 

По вертикали: 

1.  Форма  межгосударственного  объединения,  союз  государств  для  выполнения  определенных 

задач: экономических, политических, военных и др. (Конфедерация). 

2. Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наибо-

лее  значимым  вопросам  общегосударственного,  регионального  или  местного  масштаба  (Рефе-

рендум). 

3. Многообразие интересов, взглядов, позиции, партий, общественных сил (Плюрализм). 

4. Политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам (По-

пулизм). 

6. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их вза-

имных прав, обязанностей и ответственности (Гражданство). 

10. Решение, принятое  большинством голосов  избирательного корпуса или представительного 

учреждения по определенному вопросу (Вотум). 

11.  Обязательный платёж,  взимаемый  органами  государственной  власти  различных  уровней 

с организаций и физических лиц (Налог). 

12. Политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими 

рационально-оправданными санкциями (Легальность).  

По 1 баллу за каждую верно указанную позицию, всего — 14 баллов. 

 

Оценка за работу 

(Заполняется жюри)

 

Задание

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

10 

Всего 

баллов 

88 

 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жю-

ри 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жю-

ри 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

89 

 

II. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 

 

1. Общая характеристика муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьни-

ков по обществознанию 

Всероссийская  олимпиада  школьников  традиционно  проводится  в  4 этапа:  школьный, 

муниципальный, региональный, заключительный. 

Муниципальный этап олимпиады по обществознанию проводится для обучающихся 7 — 

11 классов (п.44 Порядка). 

Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки 

Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения 

всероссийской олимпиады школьников» (ред. от 17.11.2016) (далее — Порядок). 

Участники муниципального этапа олимпиады по обществознанию определяются в соот-

ветствии с п. 46 Порядка: 

 

участники  школьного  этапа  олимпиады  текущего  учебного  года,  набравшие  не-

обходимое  для  участия  в  муниципальном  этапе  олимпиады  количество  баллов, 

установленное организатором муниципального этапа олимпиады; 

 

победители и призёры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного 

года,  продолжающие  обучение  в  организациях,  осуществляющих  образователь-

ную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего 

общего образования. 

 Победители  и  призёры  муниципального  этапа  предыдущего  года  вправе  выполнять 

олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в ко-

торых они проходят обучение. В случае их прохождения на последующие этапы олимпиады, 

данные участники олимпиады выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, 

который они выбрали на муниципальном этапе олимпиады (п.47 Порядка). 

Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, состав-

ленным  региональными  предметно-методическими  комиссиями  «на  основе  содержания  об-

разовательных  программ  основного  общего  и  среднего  общего  образования 

углубленного

 

уровня …» (п. 44 Порядка). 

Настоящие рекомендации адресованы региональной предметно-методической комиссии 

олимпиады и должны служить руководством при составлении заданий  муниципального эта-

па.  

90 

 

Регламент проведения муниципального этапа олимпиады приведен в таблице (См. таб-

лицу 1). 

Таблица 1. 

Регламент муниципального этапа Олимпиады 

 

Участники 

7–11 классы 

Время проведения (рекомендуемое) 

1 час. 30 мин. для 7–8 классов (1 тур) 

2 час. 30 мин. для 9–11 классов (2 тура) 

Использование  заданий  со  значительным 

развернутым ответом (сочинение-эссе, раз-

вернутый план ответа и т.п.). 

Рекомендуется для учащихся 8 классов. 

Обязательно для учащихся 9–11 классов. 

Муниципальный этап олимпиады проводиться в один тур для 7-8 классов, в два тура для 

9-11 классов. Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участ-

ник олимпиады (9-11 класс) определяет самостоятельно. 

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 

наце-

лен

 на:  

 

дальнейшее 

стимулирование  интереса

  обучающихся  к  изучению  развития  об-

щества, роли человека в этом процессе, мотивам его деятельности;  

 

отбор  наиболее  талантливых,  интересующихся  общественными  науками  школь-

ников, которые могли бы впоследствии выступать на региональном и всероссий-

ском этапах Олимпиады;  

 

выявление мотивированных обучающихся, обладающие наиболее высоким уров-

нем знаний и умений, выявление степени владения культурой мышления, способ-

ности к восприятию, обобщению и анализу информации. 

Требования к проведению муниципального этапа олимпиады разрабатываются предмет-

но-методической  комиссией  регионального  этапа  Олимпиады  и  утверждаются  организато-

ром муниципального этапа Олимпиады (п. 48 Положения). Муниципальный этап олимпиады 

проводится по разработанным региональными предметно-методическими комиссиями зада-

ниям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего 

общего образования 

углублённого уровня

 и соответствующей направленности (профиля), для 

7-11 классов. 

«В  городах  федерального  значения  Москве  и  Санкт-Петербурге  муниципальный  этап 

Олимпиады проводится с учетом установленных в указанных субъектах Российской Федера-

ции особенностей организации местного самоуправления» (п. 51 Порядка). 

91 

 

Муниципальный  этап  Олимпиады  проводится  организатором  указанного  этапа  Олим-

пиады ежегодно не позднее 25 декабря (п.45 Порядка). Конкретные даты проведения муни-

ципального этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету устанавливают-

ся  органом  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  осуществляющим  го-

сударственное управление в сфере образования. 

2. Разработка заданий муниципального этапа Олимпиады 

2.1. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олим-

пиадных заданий для муниципального этапа 

Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, состав-

ленным  региональными  предметно-методическими  комиссиями  «на  основе  содержания  об-

разовательных  программ  основного  общего  и  среднего  общего  образования 

углубленного 

уровня

 …» (п. 28 Порядка). 

В соответствии с требованием Порядка содержание заданий Олимпиады по обществоз-

нанию определяется: 

-  Федеральным компонентом государственного стандарта основного  общего и среднего 

(полного)  общего  образования  по  обществознанию  (приказ  Минобразования  России  от 

5 марта 2004 г. № 1089)

1

-  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного  общего  обра-

зования  (Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  17.12.2010 

№1897)  и  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  среднего  (полного) 

общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 

07.06.2012 №24480). 

Специфика  заданий  Олимпиады  по  отношению  к  традиционным  формам  контроля,  те-

кущей  и  итоговой  аттестации  учащихся  за  курс  основной  общей  и  средней  полной  школы 

определяется: 

- нормативными требованиями к уровню подготовленности учащихся по предмету; 

- творческим характером соревнований; 

- необходимостью оценки эрудированности и общей культуры участников. 

 

                                                 

1

 

Примечание.

 Действительно для 9-11 классов, не осуществивших переход на ФГОС ООО 

и ФГОС С(П)ОО. 

92 

 

2.2. Принципы формирования олимпиадных заданий по обществознанию 

Предлагаются  следующие  принципы  формирования  олимпиадных  заданий  на  муници-

пальном уровне: 

1. 

Учет  возрастных  особенностей

  учащихся  в  определении  сложности  заданий  с  ее 

нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся. 

2. 

Рост  объема  времени

  в  сочетании  с  ростом  числа  заданий,  исходя  из  возраста  уча-

щихся и этапов Олимпиады. Конкретное число заданий и время на их выполнение на  муни-

ципальном этапе Олимпиады определяет региональная предметно-методическая комиссии в 

зависимости от сложившейся традиции проведения Олимпиад, организационных возможно-

стей  и  санитарных  норм  с  учетом  рекомендаций  центральной  предметно-методической  ко-

миссии. 

3. 

Отражения  в  заданиях  всех  содержательных  линий  курса

  и  степени,  глубины  их 

рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях 

соревнований обращением к максимально большему числу этих содержательных линий. 

4. 

Проверка  соответствия  готовности  участников  Олимпиады  требованиям  к 

уровню  их  знаний

,  пониманию  сущности  изучаемых  событий  и  процессов,  умениям  по 

предмету через разнообразные типы заданий. 

5. 

Сочетание заданий

 с кратким ответом и развернутым текстом. 

6. 

Введение  заданий  на  выбор  участника

  (например,  при  выборе  из  списка  заданий 

творческого характера для краткого рассказа или сочинения-эссе) с сохранением как основы 

заданий инвариантных. 

7. 

Представление  заданий  через  различные  источники  информации

  (отрывок  из  до-

кумента, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.). 

8. 

Опора на межпредметные связи

 в части заданий. 

Возможен  следующий 

алгоритм

  подготовки  заданий  Олимпиады  по  обществознанию 

для  каждой  параллели участников  муниципального  этапа,  основанный  на  отражении целей 

проведения каждого этапа в контексте общих подходов к проведению Всероссийской олим-

пиады школьников: 

1)  определение  того,  какие  содержательные  линии,  в  какой  степени и  на  основе  какого 

учебно-методического  комплекса  изучены  школьниками  данной  параллели  к  началу  этапа 

Олимпиады; 

2)  вычленение  дидактических  единиц,  вынесение  которых  в  олимпиадные  задания  наи-

более целесообразно; 

93 

 

3)  выделение типов заданий, доступных для  выполнения  учащимися данной параллели, 

позволяющих в наибольшей степени выявить уровень их подготовленности, творческие за-

датки; 

4)  определение  ориентировочного  времени  выполнения  каждого  из  предлагаемых  зада-

ний для вывода о возможном наборе комплекта для параллели. 

Соответствие требований нового образовательного стандарта и заданий муниципального 

тура Олимпиады приведены в таблице, представленной ниже (См. таблицу 2). 

Таблица 2 

Проверка универсальных учебных действий в заданиях Олимпиады 

 

Проверяемые УУД 

Муниципальный этап 

Знание ряда ключевых поня-

тий базовых для школьного 

обществознания наук: социо-

логии, экономической теории, 

политологии, культурологии, 

правоведения, этики, соци-

альной психологии и филосо-

фии. 

Задания  с  рядами  понятий,  имен,  фактов  обще-

ственной жизни и т.д.: 

1.  По  какому  принципу  образованы  ряды?  Назо-

вите  общее  для  приведенных  ниже  элементов, 

объединяющее их. 

2. Продолжите ряды (вариант с дополнительным 

заданием —  приведите  примеры,  характеризую-

щие дополнительные элементы рядов). 

3. Заполните пропуск в ряду. 

4.  Выявление  лишнего  в  ряду  и  объяснение  сво-

его выбора. 

Обществоведческий кроссворд

 

Умение  объяснять  явления  и 

процессы  социальной  дейст-

вительности  с  научных,  соци-

ально-философских  позиций; 

рассматривать  их  комплексно 

в контексте сложившихся реа-

лий и возможных перспектив. 

Работа с таблицами, графиками и диаграммами 

по анализу приведенных данных 

Способности 

анализировать 

реальные  социальные  ситуа-

ции,  выбирать  адекватные 

способы деятельности и моде-

Познавательные задачи 

-анализ правовой ситуации 

-рассмотрение  исторического  примера  через 

призму обществоведческого анализа). 

94 

 

Проверяемые УУД 

Муниципальный этап 

ли  поведения  в  рамках  реали-

зуемых  основных  социальных 

ролей. 

Задания по работе с изобразительным рядом

 

- опознание элементов изобразительного ряда, их 

группировка, соотнесение с обществоведческими 

понятиями, теориями, социальными явлениями. 

Умение  выполнять  познава-

тельные  и  практические  зада-

ния,  в  том  числе  с  использо-

ванием  проектной  деятельно-

сти  на  уроках  и  в  доступной 

социальной практике: 

-причинно-следственный  ана-

лиз; 

-определение  сущностных  ха-

рактеристик; 

-поиск  и  извлечение  инфор-

мации по заданной теме; 

-перевод  информации  из  од-

ной  знаковой  системы  в  дру-

гую. 

Выбор  из  перечня.  Поиск  в  данном  перечне  эле-

ментов по определенным критериям. 

1.  Определение  правильности  или  ошибочности 

утверждений («да» — «нет»). 

Работа со схемами 

1) составьте схему, используя все предложенные 

понятия и термины. В схеме отразите их соотно-

шение; 

2)  начертите  схему,  которая  отражает  принципы 

взаимодействия,  например,  государства,  права  и 

личности  в  демократическом  правовом  государ-

стве  с  использованием…  (дается  список  терми-

нов). 

Работа с таблицами, графиками и диаграммами 

по анализу приведенных данных 

Проанализируйте  графические  изображения  эко-

номических процессов 

Заполните сравнительную таблицу 

Работа с обществоведческими текстами: 

1. Заполнение пропущенных слов и словосочета-

ний (варианты: из данного списка; без приведен-

ного списка). 

2.  Выделение  в  тексте  положений,  характери-

зующих различные позиции. 

3.  Задания  к  тексту  по  его  анализу,  поиску  при-

меров,  характеризующих  основные  теоретиче-

ские положения, содержащиеся в тексте. 

4. Поиск и исправление ошибок в тексте. 

Объяснение  изученных  поло-

Формулирование краткого ответа на задание

95 

 

Проверяемые УУД 

Муниципальный этап 

жений  на  конкретных  приме-

рах. 

«Представьте  себе  такую  ситуацию.  Вам  нужно 

убедиться  в  том,  что  социальные  нормы,  с  кото-

рыми  вы  ознакомились,  являются  правовыми. 

Сформулируйте пять вопросов, которые позволят 

вам убедиться в этом» 

Сформированность 

умений 

обобщать,  анализировать  и 

оценивать  информацию:  тео-

рии, 

концепции, 

факты, 

имеющие  отношение  к  обще-

ственному  развитию  и  роли 

личности  в  нём,  с  целью  про-

верки  гипотез  и  интерпрета-

ции данных различных источ-

ников. 

Владение  знаниями  о  много-

образии  взглядов  и  теорий  по 

тематике общественных наук. 

В предлагаемом ниже тексте «смешались в кучу» 

особенности  трех  ведущих  направлений  совре-

менной теории, главные произведения известных 

представителей этих направлений, их портреты. 

Приведите информацию в порядок. 

Определение 

собственного 

отношения  к  явлениям  совре-

менной жизни. 

Сочинение-эссе 

Сформированность  мировоз-

зренческой, 

ценностно-

смысловой  сферы  обучаю-

щихся,  российской  граждан-

ской идентичности, поликуль-

турности, толерантности, при-

верженности  ценностям,  за-

креплённым 

Конституцией 

Российской Федерации. 

Формирование 

целостного 

восприятия 

всего 

спектра 

природных, 

экономических, 

Все типы заданий 

96 

 

Проверяемые УУД 

Муниципальный этап 

социальных реалий. 

 

Задания для каждой параллели должны строиться по принципу расширения изученного 

материала: в задания для 7 класса должны быть включены задачи по курсу для 5-6 класса, и 

т. д. Задания для  9–11 класса должны включать задачи по всему школьному курсу  общест-

вознания — с 5 по 11 класс. На муниципальном этапе Олимпиады целесообразно включить 

задания, отражающие региональный компонент школьного курса обществознания. 

Задания  муниципального  этапа  должны  быть  сформированы  из  двух  частей.  Комплект 

заданий олимпиады для 7-8 классов должен включать не более 8-9 заданий, отражающих все 

основы общественных наук, включенных в обществоведческий курс. Заключительное зада-

ние  должно  быть  интегративным.  В  качестве  такого  задания  для  7-8  классов  может  быть 

предложен обществоведческий кроссворд, составление развернутого плана ответа на вопрос, 

один из пунктов которого может быть раскрыт (приведены теоретические положения, про-

иллюстрированные  фактическими  примерами,  почерпнутые  из  различных  источников  ин-

формации), анализ социальной информации. 

Задания первого этапа олимпиады для 9-11 классов включают 9-10 задач, отражающих 

все  основы  общественных  наук,  включенных  в  обществоведческий  курс.  На  втором  этапе 

участникам  должно  быть  предложено  написание  обществоведческого  эссе  на  одну  из  тем, 

отражающих все обществоведческие модули, чтобы соблюдался принцип сбалансированно-

сти содержания.  

Целесообразно  наличие  в  заданиях  для  каждой  параллели  логической  задачи,  заданий 

культурологической тематики, правовых и экономических задач. 

Общее число заданий рассчитывается, исходя из времени, которое дается на их решение. 

Темы, на которые следует ориентироваться при составлении заданий для 7 класса пред-

ставлены в таблице 3. 

Таблица 3 

 

№ 

п/п 

Тема 

Природа человека 

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности 

Что связывает людей в общество 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..