РУКОВОДСТВО 2229р ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     РУКОВОДСТВО 2229р ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

РУКОВОДСТВО 2229р ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ - часть 3

 

 

требованиям чертежей или согласованы для применения ОАО «РЖД» для данного
типа тяговых двигателей.
11.10 Находящийся в баках пропиточный лак или компаунд ежедневно перед
применением, а также после добавления составляющих компонентов, контролиро-
вать по внешнему виду с проверкой вязкости.
Не реже одного раза в неделю проверять пропитывающую способность ком-
паундов и количество основы в пропиточном лаке.
Контрольные испытания лаков и компаундов, применяемых при ремонте тяго-
вых двигателей, проводить не реже одного раза в месяц на соответствие требовани-
ям стандартов и действующих инструкций.
11.11 Режимы сушки и пропитки обмоток контролировать соответствующими
контрольно-измерительными приборами с регистрацией времени сушки, температу-
ры, давления и сопротивления изоляции обмоток. Значения показателей записывать
на ленте или в специальном журнале.
12 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2
ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
12.1 Сразу после постановки локомотива на позицию ТО-2, проверить нагрев
крышек якорных подшипников всех тяговых электродвигателей.
Максимальная температура нагрева подшипниковых узлов не должна превы-
шать 80ºС. Повышенный нагрев крышек подшипниковых щитов более допустимой
температуры указывает на возможные неисправности в подшипниковом узле.
При нагреве подшипниковых узлов выше допустимой температуры, двигатель
с локомотива снять для определения причины нагрева и последующего его ремонта
в электромашинном отделении.
12.2 Проверить плотность прилегания к остову и исправность крышек коллек-
торных люков.
32
Между крышками люков и остовом не должно быть видимых просветов. По-
врежденные уплотнения на крышках, а также неисправные запорные устройства за-
менить или отремонтировать.
12.3 Открыть нижние смотровые коллекторные люки.
12.4 Осмотреть в доступных местах коллектор, изоляционный конус, щётко-
держатели, кронштейны щёткодержателей и их пальцы, кабельный монтаж, травер-
су, стеклобандаж и покровную изоляцию полюсных катушек.
12.4.1 Коллектор должен иметь полированную блестящую поверхность (поли-
туру) светло-коричневого цвета, чередующуюся с тёмно-коричневыми оттенками
без царапин, рисок, вмятин и подгаров от перебросов электрической дуги на рабо-
чей поверхности.
Грязь и следы смазки удалить с коллектора салфеткой, смоченной в техниче-
ском спирте или нефрасе. При наличии значительного количества смазки в остове,
тяговый двигатель перевести в ТР-3.
Небольшие царапины, выбоины, следы переброса электрической дуги на ра-
бочей поверхности коллектора устранить шлифовкой брусками или мелкозернистой
шлифовальной шкуркой.
Шлифовку коллектора выполнять с прокручиванием якоря от постороннего
источника питания при вывешенной колесной паре.
При необходимости, восстановить изношенные фаски коллектора, величина
которых должна быть 0,2 мм под углом 45º. Очистить межламельные промежутки
коллектора от угольной пыли.
Коллектор, имеющий затягивание меди в межламельное пространство, очи-
стить неметаллической (капроновой) щёткой с повторением операции 2-3 раза с по-
следующей продувкой сухим сжатым воздухом.
12.4.2 Щёткодержатели и их кронштейны, имеющие следы оплавления, тре-
щины, заменить.
Замене подлежат щёткодержатели, имеющие поврежденный нажимной меха-
низм.
33
Изоляторы кронштейнов не должны иметь повреждений изоляционной по-
верхности более 20 % длины возможного перекрытия электрической дугой. При по-
вреждении более 20 %, изоляторы очистить салфеткой, смоченной в техническом
спирте или нефрасе, и покрыть электроизоляционной эмалью холодной сушки.
Щётки, изношенные по высоте более допустимого предела (Приложение А,
п.57), имеющие сколы более 10 % контактной поверхности, трещины, ослабление
заделки или обрыв жил шунтов более 15 % общего сечения, заменить. При установ-
ке щёток произвести притирку их рабочей поверхности к поверхности коллектора.
Для выполнения операции необходимо проложить между притираемыми щётками и
коллектором стеклянное полотно шероховатой поверхностью к щёткам.
Притирку производить путем протягивания бумаги вперед и назад, прижимая
её к коллектору, до придания рабочей поверхности щёток формы коллектора. При-
тирку производить при естественном давлении пружин щёткодержателя, нажим на
щетку рукой не допускается.
После замены щётки, измерить и при необходимости отрегулировать нажатие
нажимных пальцев на щётку, которое должно соответствовать величине приведен-
ной в Приложении А, п.56.
12.4.3 Проверить крепление кабельных наконечников покачиванием их рукой.
При необходимости произвести подтяжку болтов крепления кабельных наконечни-
ков.
12.4.4 Проверить крепление траверсы и исправность разжимных и стопорных
устройств.
12.5 При наличии записи локомотивной бригады об отклонениях в работе тя-
говых двигателей в журнале технического состояния локомотива, произвести ос-
мотр двигателей через верхние и нижние смотровые люки с проворотом траверсы
(при её наличии).
При этом:
- проверить состояние всех щёткодержателей, кронштейнов, изоляционных
пальцев, щёток;
34
- измерить расстояние от корпуса щёткодержателя до рабочей поверхности
коллектора и зазор между петушками коллектора и корпусом щеткодержате-
ля.
- измерить сопротивление изоляции обмоток тяговых двигателей. При сопро-
тивлении изоляции менее 1,5 МОм произвести сушку изоляции обмоток
ТЭД. Если сопротивление изоляции не восстановилось, то тяговый двигатель
перевести в ТР-3;
- поврежденным узлам произвести ремонт, отрегулировать расстояния и зазо-
ры.
12.6 Проверить остукиванием головок болтов молотком крепление главных и
добавочных полюсов в нижней части остова, букс моторно-осевых подшипников,
подшипниковых щитов, их крышек.
Ослабление полюсных болтов в верхней части остова определять по выкраши-
ванию компаундной массы.
Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми граня-
ми на головках заменить. Залить компаундной массой головки болтов согласно тре-
бованиям чертежа.
12.7 На электровозах серии ЧС проверить люфт карданной передачи и отсут-
ствие течи смазки из полости якоря.
12.8 Проверить наличие маслёнок (пробок) и надёжность их крепления на
трубках для добавления смазки в якорные подшипники. Проверить состояние самих
трубок.
12.9 Проверить уровень смазки в заправочных камерах моторно-осевых под-
шипников. При необходимости добавить смазку до уровня. В зимнее время слить
конденсат из букс моторно-осевых подшипников.
12.10 В случае повышенного нагрева тяговых двигателей, измерить количест-
во охлаждающего воздуха.
При уменьшении количества охлаждающего воздуха, установленного для
данного типа двигателей, на 10% и более произвести регулировку шиберов.
35
12.11 Осмотреть состояние патрубков для подвода и выброса охлаждающего
воздуха.
Патрубки с разрывами, потёртостями и следами замасливания заменить, при
нарушении их крепления на горловинах остова и кузова - восстановить крепление.
12.12 Закрыть коллекторные люки, убедиться в плотности прилегания крышек
к остову и проверить исправность запирающих устройств.
12.13 В зимнее время проверить наличие и состояние съёмных металлических
козырьков и заглушек на отверстиях выхода охлаждающего воздуха из остова.
13 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-3
ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
13.1 Перед постановкой локомотива в цех, тяговые двигатели очистить от гря-
зи, а зимой от снега и льда и обдуть сухим сжатым воздухом.
13.2 Измерить сопротивление изоляции силовых цепей локомотива.
Если сопротивление изоляции измеряемой цепи менее 1,5 МОм, необходимо
произвести отсоединение тягового двигателя от общей силовой цепи и измерить со-
противление изоляции обмоток тягового двигателя.
При пониженном сопротивлении изоляции обмоток тягового двигателя произ-
вести его сушку под локомотивом.
13.3 Открыть коллекторные люки тяговых двигателей с предварительной очи-
сткой прилегающих участков от пыли и загрязнений.
13.4 Доступные внутренние поверхности тяговых двигателей протереть сухи-
ми безворсовыми салфетками.
В случае наличия следов переброса, замасливания, подгаров, поверхности
протереть салфетками, смоченными в техническом спирте, бензине или нефрасе, а
затем протереть сухими салфетками.
13.5 Произвести осмотр коллектора.
Рабочая поверхность коллектора должна быть чистой, гладкой и не иметь за-
диров, оплавлений, подгаров и других повреждений.
36
При наличии брызг металла от перебросов или кругового огня на коллекторе, по-
вреждённые места зачистить шлифовальной шкуркой ГОСТ 6456-82 без нарушения
формы коллектора с продорожкой рядом находящихся ламелей.
Устранить затяжку меди на рабочей поверхности коллектора и восстановить фас-
ки (0,2 мм под углом 45º).
Произвести очистку дорожек между коллекторными пластинами с помощью
капроновой щётки. При наличии незначительных механических повреждений рабо-
чей поверхности коллектора, не вызывающих сколы щёток и ухудшение коммута-
ции, разрешается эксплуатация двигателя до очередного текущего ремонта.
В случае необходимости (при повреждениях, влияющих на работу щёточно-
коллекторного узла), произвести шлифовку рабочей поверхности коллектора тягового
двигателя при вывешенной на домкратах и зафиксированной колесной паре на высо-
те 20-30 мм от головки рельса с подключением двигателя к постороннему источнику
питания и со скоростью вращения 300-400 об/мин.
Шлифовку коллектора производить шлифовальными брусками, используя
специальный суппорт, или наждачной бумагой, закрепленной на специальной ко-
лодке с радиусом, равным радиусу коллектора и шириной не менее 2/3 длины рабо-
чей поверхности коллектора.
После окончания шлифовки прочистить канавки между коллекторными пла-
стинами волосяной щёткой и продуть внутреннюю полость двигателя сухим сжатым
воздухом давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см²).
Осмотреть состояние петушков коллектора на предмет обнаружения дефектов
пайки (сварки) и следов выплавления припоя. Наличие данных дефектов говорит о
перегреве коллектора вследствие неудовлетворительной коммутации или плохом
охлаждении тягового двигателя, для чего следует произвести настройку коммутации
и проверить работу системы охлаждения тяговых двигателей.
Загрязнённые участки петушков протереть салфетками, смоченными в техни-
ческом спирте, бензине или нефрасе.
13.6 Произвести осмотр бандажа переднего нажимного конуса коллектора.
37
Поверхность бандажа должна иметь гладкую и чистую поверхность. Потем-
невшие и закопчённые места бандажа протереть салфеткой, смоченной в техниче-
ском спирте, бензине или нефрасе. Подгоревшие и поврежденные места зачистить
мелкой стеклянной шлифовальной наждачной бумагой до удаления верхнего лако-
вого слоя, протереть и окрасить электроизоляционной эмалью холодной сушки до
получения глянцевой поверхности. Щели и углубления между торцом коллектора и
краем бандажа заполнить электроизоляционным герметиком или замазкой.
В случае ослабления или размотки ленточного бандажа, наличия вздутий,
прожогов или трещин стеклоленты, тяговый двигатель перевести в ТР-3.
13.7 Проверить крепление и состояние щёткодержателей и щёток.
Величина момента затяжки болтов крепления щёткодержателей к кронштей-
нам должна составлять 245-295 Нм.
На поверхности корпуса щёткодержателя недопустимо наличие трещин, за-
усенцев и оплавлений, препятствующих свободному перемещению щёток в окнах.
При наличии вышеперечисленных неисправностей корпуса щёткодержателя, а
также при потере упругости или изломе пружин нажимного механизма, щёткодер-
жатель заменить.
Проверить положение щёткодержателей относительно коллектора якоря, при
необходимости произвести регулировку.
Осмотреть состояние всех щёток с выемкой их из щёткодержателя.
Щётки с высотой менее допустимой величины, трещинами, сколами, односто-
ронней выработкой граней, обрывом шунтов более 15% общего сечения и ослабле-
нием их заделки в теле щётки, а также с несоответствием марки, указанной в пас-
порте двигателя - заменить.
Контактная поверхность прилегания щётки должна быть не менее 95% от
площади её сечения и не должна иметь двойной зеркальной поверхности.
Щётки в окнах щёткодержателей должны перемещаться свободно, без переко-
сов и заеданий. При необходимости, щупами проверить зазоры между щёткой и
стенками окна щёткодержателя, которые должны соответствовать величинам, ука-
занным в Приложении А, п.106.
38
При замене повреждённых или изношенных щёток необходимо обеспечить:
- качественную притирку щёток по коллектору;
- постановку на двигатель щёток одинаковой высоты с разницей не более 5-7
мм;
- постановку на двигатель щёток одной марки;
- нажатие на щётки в пределах установленной нормы.
Поверхность прилегания вновь установленных щёток должна быть не менее
75% рабочей поверхности. Притирку щёток производить на установке с барабаном
одинакового с коллектором диаметра, обёрнутом шлифовальной шкуркой на бу-
мажной основе с последующим притиранием по поверхности коллектора.
Щётки, не подлежащие притирке, приподнять. При замене полного комплекта
щёток, тяговый двигатель должен проработать на холостом ходу 20-30 мин.
После притирки щёток произвести продувку внутренней полости тягового
двигателя.
13.8 Проверить состояние изоляционных пальцев щёткодержателей и их креп-
ление к траверсе (кронштейнам подшипникового щита).
Загрязнённую и закопчённую поверхность изоляционных пальцев (изолято-
ров) протереть салфеткой, смоченной в техническом спирте, бензине или нефразе.
Пальцы из пластмассы с повреждением электрической дугой более 20% длины
поверхности, с трещинами, а также с ослаблением в посадке прессовочного мате-
риала, заменить.
При повреждении поверхности пальца менее 20%, повреждённую поверхность
зачистить мелкозернистой шлифовальной наждачной бумагой и покрыть электро-
изоляционной эмалью холодной сушки не менее двух раз.
Пальцы с фарфоровыми изоляторами, имеющими трещины, сколы, повреж-
дённую глазурь и неплотную посадку, заменить. Разрешается оставлять пальцы с
фарфоровыми изоляторами, имеющими точечные повреждения глазури от воздейст-
вия брызг расплавленного металла.
13.9 Проверить крепление траверсы и исправность разжимных и стопорных
устройств.
39
Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми граня-
ми на головках заменить.
13.10 Осмотреть в доступных местах состояние выводных и соединительных
кабелей и межкатушечных соединений.
Кабели с повреждением верхнего слоя изоляции в виде потёртостей и трещин
восстановить, кабели с повреждением внутреннего слоя изоляции - заменить.
Проверить укладку и крепление кабелей и межкатушечных соединений на по-
люсах и остове.
Пайка жил кабелей к наконечникам не должна иметь следов выплавления
припоя. При необходимости, произвести перепайку наконечников.
13.11 Осмотреть состояние покровной изоляции катушек полюсов и проверить
плотность их посадки на сердечниках.
Плотность посадки катушек определять по видимым следам смещения, а так-
же перемещением катушек от руки.
При обнаружении катушек с повреждённой изоляцией, а также с признаками
ослабления посадки на сердечниках, тяговый двигатель подлежит смене для прове-
дения ремонта в электромашинном цехе.
13.12 Осмотреть в доступных местах состояние бандажей обмотки якоря.
Бандаж не должен иметь поперечных или продольных трещин, расслоений,
надрывов и вырывов отдельных волокон или полосок по окружности, сползаний,
ослаблений и прожогов. Наличие глухого звука при лёгком остукивании бандажа
молотком указывает на отслоение бандажа от якорных катушек.
13.13 Проверить состояние крышек коллекторных люков.
Повреждённые уплотнения исправить, внутреннюю поверхность крышек про-
тереть и, при необходимости, покрыть электроизоляционной эмалью.
Неисправные запирающие устройства - отремонтировать.
13.14 Установить на место крышки смотровых люков, обеспечивая их плотное
прилегание к остову.
13.15 Проверить крепление главных и добавочных полюсов, подшипниковых
щитов и подшипниковых крышек.
40
Ослабленные полюсные болты, залитые компаундной массой, определять по
состоянию заливки. Наличие трещин и выкрашиваний компаундной массы указыва-
ет на ослабление болтов.
Ослабленные болты - подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми гра-
нями на головках - заменить. После подтяжки или замены полюсных болтов, произ-
вести заливку головок болтов компаундной массой там, где это предусмотрено чер-
тежом.
13.16 На тяговых двигателях с моторно-осевым подвешиванием проверить от-
сутствие течи смазки, плотность прилегания крышек к буксам, исправность замков,
надёжность затяжки болтов крепления букс к остову тягового двигателя.
При отсутствии на болтах контровки, болты подтянуть, контровку восстано-
вить.
Через технологические окна проверить состояние вкладышей моторно-осевых
подшипников на отсутствие признаков выплавления или раздавливания баббита.
Проверить уровень смазки в заправочных камерах моторно-осевых подшип-
ников. При необходимости добавить смазку до соответствующего уровня.
13.17 Проверить состояние выводных и подводящих кабелей и защитных чех-
лов на них, а также прочность подвешивания и крепление кабелей в клицах.
Повреждение изоляции кабелей в виде потёртостей и трещин восстановить без
удаления основной изоляции с применением прорезиненной или хлорвиниловой
изоляционной ленты. При повреждении внутреннего слоя изоляции без нарушения
токоведущих жил дефектные места изоляции кабеля вырезать, края основной изоля-
ции срезать на конус по длине 20-25 мм. Новую изоляцию из стеклоткани ЛСЭ-02
наложить плотно, без морщин, в полуперекрышу последовательно от одного края
вырезанной части изоляции к другому. При этом слой стеклоткани при наложении
должен перекрывать на 10-15 мм основную часть изоляции. Общая толщина нало-
женных слоев изоляции должна быть не менее толщины основной изоляции. Поверх
последнего слоя наложить в полуперекрышу два слоя прорезиненной или хлорвини-
ловой изоляционной ленты, перекрывающие нижние слои на 50-110 мм.
41
При наличии на кабелях вздутия изоляции, а также резкого изгиба сделать
продольный разрез изоляции и осмотреть состояние жил кабелей. При обнаружении
поврежденных жил кабель заменить.
При необходимости, устранить трение кабелей об остов тягового двигателя и
раму локомотива, ослабленные болты на клицах - подтянуть.
Повреждённые и замасленные защитные чехлы на кабелях заменить.
13.18 Произвести наружный осмотр остовов тяговых двигателей, подшипни-
ковых щитов и крышек на наличие трещин.
При осмотре обратить особое внимание на возможные трещины:
- в углах коллекторных люков;
- у горловин остова под подшипниковые щиты;
- в кронштейнах и опорных носиках подвески тяговых двигателей;
- в приливах подшипниковых щитов под болты крепления к остову.
Трещины на деталях не допускаются.
13.19 Проверить свободный ход (люфт) карданной передачи тяговых двигате-
лей электровозов серии ЧС.
13.20 Осмотреть состояние трубок подвода смазки к якорным подшипникам и
проверить наличие и затяжку пробок (маслёнок) на них.
Трубки подвода смазки должны быть надёжно закреплены к подшипниковым
щитам и не должны иметь трещин, прожогов, деформаций и других повреждений.
13.21 Осмотреть состояние патрубков для подвода и выброса охлаждающего
воздуха.
Проверить целостность и плотность прилегания патрубков к горловинам, за-
тяжку болтов крепёжных хомутов.
Повреждённые и замасленные патрубки заменить на новые, ослабленные кре-
пёжные хомуты подтянуть. Очистить засоренные предохранительные сетки возду-
ховодов.
13.22 Проверить состояние накладок опорных носиков тяговых электродвига-
телей.
42
Ослабленные накладки приварить по периметру. На место отсутствующей
пластины приварить новую, обеспечив точную её подгонку относительно опорного
носика.
13.23 Тяговые двигатели, повреждения которых не могут быть устранены на
месте, а также с сопротивлением изоляции ниже установленных норм, с локомотива
снять для проведения ревизии с разборкой и устранением выявленных неисправно-
стей.
14 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
14.1 До постановки электровоза в цех ТР-1 произвести тщательную наружную
и внутреннюю обдувку тяговых двигателей.
Обдувку производить сухим сжатым воздухом давлением 0,25-0,3 МПа (2,5-
3,0 кгс/см²) на специализированной позиции. При необходимости, наружные по-
верхности тяговых двигателей очистить скребком.
14.2 Произвести виброакустическую диагностику моторно-якорным и мотор-
но-осевым подшипникам, при вывешенной на домкратах и зафиксированной колес-
ной паре на высоте 20-30 мм от головки рельса с подключением тягового двигателя
к постороннему источнику питания постоянного тока.
14.3 Измерить сопротивление изоляции силовой цепи локомотива.
При сопротивлении изоляции силовой цепи ниже 1,5 МОм, произвести её по-
элементную проверку, т. е. каждого тягового двигателя в отдельности.
Увлажнение изоляции тяговых двигателей устранить калориферной сушкой.
14.4 Произвести в доступных местах осмотр остовов тяговых двигателей, под-
шипниковых щитов и крышек на наличие трещин.
При осмотре обратить особое внимание на возможные трещины:
- в углах коллекторных люков;
- у горловин остова под подшипниковые щиты;
- в кронштейнах и опорных носиках подвески тяговых двигателей;
- в приливах подшипниковых щитов под болты крепления к остову.
43
Трещины на деталях не допускаются.
14.5 Проверить крепление главных и добавочных полюсов, подшипниковых
щитов и подшипниковых крышек путём остукивания головок болтов молотком.
Вибрация болтов при остукивании указывает на их ослабление.
Ослабленные полюсные болты, залитые компаундной массой, определять по
состоянию заливки. Наличие трещин и выкрашиваний компаундной массы указыва-
ет на ослабление болтов.
Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми граня-
ми на головках заменить. После подтяжки или замены полюсных болтов, произвести
заливку головок болтов компаундной массой там, где это предусмотрено чертежом.
14.5 Проверить состояние подвески тяговых двигателей на раме тележки.
Ослабленные болты крепления кронштейна подвески и предохранительных
упоров подтянуть. Лопнувшие накладки на носике тягового двигателя, а также дос-
тигшие предельного износа заменить.
14.6 Проверить крепление и целостность корпусов букс моторно-осевых под-
шипников, а также плотность посадки вкладышей.
Ослабленные болты подтянуть согласно регламентированному моменту за-
тяжки.
Проверить контровку головок болтов крепления корпусов букс. При её отсут-
ствии или после подтяжки болтов произвести контровку болтов попарно проволокой
диаметром 3 мм.
Произвести ревизию моторно-осевым подшипникам с выемкой всех подбивок
(кос) и польстерных устройств.
Слить конденсат из корпусов букс и добавить смазку в заправочные камеры.
14.7 Открыть крышки коллекторных люков тяговых двигателей.
14.8 Проверить крепление и состояние щёткодержателей, изоляционных паль-
цев и щёток с проворотом траверсы (при её наличии).
14.9 Произвести осмотр щёткодержателей, кронштейнов и изоляционных
пальцев.
44
На поверхности корпуса щёткодержателя недопускается наличие заусенцев,
следов оплавлений от электрической дуги, трещин, а также изломов стопорящего
выступа.
Нажимные устройства щёткодержателя должны поворачиваться вокруг своих
осей без заеданий. При устранении заеданий нажимных устройств или при их смене,
предварительно очищенные отверстия под оси должны быть смазаны пастой ВНИ-
ИНП-232 ГОСТ 14068-79.
Осмотреть нажимные спиральные пружины щёткодержателей, а также пру-
жины нажимных пальцев (рычагов). Трещины, следы оплавлений, потеря упругости
пружин не допускаются. При наличии указанных дефектов пружины заменить.
На тяговых двигателях типа ЭДУ-133 проверить стопорение фиксаторов.
Вращение фиксатора указывает на наличие излома зубьев самого фиксатора или
среза стопорящего выступа в нижней части корпуса щёткодержателя. При наличии
указанных дефектов фиксатор или весь щёткодержатель заменить.
Щёткодержатели с повреждениями, которые не могут быть устранены на мес-
те, снять с двигателя для проведения ревизии с разборкой и устранением выявлен-
ных неисправностей.
14.10 Проверить крепление щёткодержателей на пальцах.
Ослабленные крепёжные болты - подтянуть, болты с сорванной резьбой и за-
битыми гранями на головках - заменить.
На тяговых двигателях типа ЭД-118, ЭДУ-133 при ослаблении прессовой по-
садки щёткодержателя на пальцах, произвести его демонтаж из двигателя с после-
дующей заменой пальцев.
При обнаружении щёткодержателя с ослабленным креплением на пальце или
при его замене, обеспечить правильную его установку.
Проверить положение всех щёткодержателей относительно коллектора якоря
и при необходимости произвести их регулировку.
14.11 Проверить состояние изоляционных пальцев и их крепление к траверсе
(к кронштейнам подшипникового щита).
45
Пыль и копоть с изоляционных пальцев (изоляторов) удалить протерев их
чистой технической салфеткой, слегка смоченной в техническом спирте, бензине
или нефрасе.
Пальцы из пластмассы (прессматериала) с повреждением электрической дугой
более 20% длины поверхности, с трещинами, а также с ослаблением в посадке прес-
совочного материала, заменить.
При повреждении поверхности пальца менее 20%, повреждённую поверхность
зачистить мелкозернистой шлифовальной наждачной бумагой и покрыть электро-
изоляционной эмалью холодной сушки не менее двух раз до получения глянцевой
поверхности.
Пальцы с фарфоровыми изоляторами, имеющими трещины, сколы, повреж-
дённую глазурь и неплотную посадку, а также пальцы с ослабленными в посадке и
повреждёнными втулками - заменить. Разрешается оставлять пальцы с фарфоровы-
ми изоляторами, имеющими точечные повреждения глазури от воздействия брызг
расплавленного металла.
14.12 Проверить состояние кронштейнов и накладок крепления щёткодержа-
телей.
Копоть и загрязнения на поверхности кронштейнов и накладок протереть сал-
феткой, смоченной в техническом спирте, бензине или нефрасе.
Осмотреть кронштейны и накладки на предмет обнаружения трещин, изломов
и оплавлений.
Оплавления на кронштейнах и накладках зачистить напильником и шлифо-
вальной шкуркой, после чего покрыть электроизоляционной эмалью холодной суш-
ки.
Кронштейны и накладки с трещинами и изломами заменить.
14.13 Проверить состояние щёток с выемкой их из щёткодержателя и изме-
рить щупом зазоры между щёткой и гнездом щёткодержателя по толщине и ширине
щётки.
При обнаружении щёток, имеющих предельный износ по высоте, сколы, тре-
щины, обрыв жил шунтов более 15%, произвести их замену.
46
Перед установкой новых щёток, произвести их притирку мелкозернистой
шлифовальной шкуркой до прилегания рабочей поверхности к коллектору не менее
75%.
При замене повреждённых или изношенных щёток необходимо обеспечить:
- качественную притирку щёток по коллектору;
- постановку на двигатель щёток одинаковой высоты с разницей не более 5-7
мм;
- постановку на двигатель щёток одной марки;
- нажатие на щётки в пределах установленной нормы.
После установки новых щёток их шунты скрутить друг с другом во избежание
свисания их с корпуса щёткодержателя в сторону траверсы и петушков коллектора.
Шунт не должен попадать между нажимным пальцем и щёткой, перетирание его не-
допустимо. Наконечники шунтов должны быть надежно закреплены болтами с со-
ответствующей контровкой.
Наиболее целесообразно менять на тяговом двигателе сразу все щётки или
щётки одной полярности.
Щётки в окнах щёткодержателей должны перемещаться свободно, без переко-
сов и заеданий.
Щупами проверить зазоры между щёткой и стенками окна щёткодержателя,
которые должны соответствовать величинам, указанным в Приложении А, п.106.
14.14 Измерить величину нажатия пальцев (нажимных рычагов) щёткодержа-
теля на щётки.
Нажатие пальцев на щётки должно соответствовать величинам, указанным в
Приложениях А, п.56 и Б, п.53.
Величины нажатия на все щётки одного щёткодержателя и щёткодержателей
одной полярности не должны отличаться более чем на 10% во избежание неравно-
мерного распределения тока.
Нажатие регулировать путём изменения затяжки пружин.
При осмотре и во время измерения нажатия, пальцы следует опускать на щет-
ки плавно, резкое их опускание недопустимо.
47

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..