РУКОВОДСТВО 2229р ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     РУКОВОДСТВО 2229р ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

РУКОВОДСТВО 2229р ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ - часть 2

 

 

производящего ремонт и депо приписки и утверждаться начальниками служб локо-
мотивного хозяйства.
Перечень и объёмы плановых работ текущих ремонтов тяговых двигателей
могут уточняться с учётом условий эксплуатации локомотивов и технического ос-
нащения депо.
6.3.2 При ТР-3 все тяговые двигатели должны быть демонтированы с электро-
воза. Узлы и детали, поступившие в ремонт, после разборки и очистки, должны ос-
матриваться и проверяться. Запись необходимого ремонта машины, с указанием
фактического её состояния, должна заноситься в журнал электромашинного цеха
ТУ-151.
6.3.3 При выполнении ТР-3 должны быть выполнены следующие работы:
- освидетельствование с записью в журнале соответствующей формы (при не-
обходимости ремонт) электрической части остова, с проверкой состояния межкату-
шечных соединений, перемычек и выводных проводов, правильности установки
(при необходимости их крепление) главных и добавочных полюсов, плотности по-
садки катушек на сердечниках и компенсационных катушек в их пазах;
- покрытие изоляции обмотки полюсных катушек электроизоляционной эма-
лью или пропитка в остове полюсных катушек с последующим покрытием эмалью;
- освидетельствование с записью в журнале соответствующей формы и ремонт
механической части остова и карданной передачи (для тяговых двигателей электро-
возов ЧС);
- освидетельствование с записью в журнале соответствующей формы, провер-
ка, ремонт якоря, замена ослабленных или повреждённых бандажей, клиньев и под-
бандажной изоляции;
- обточка, продорожка, шлифовка и полировка коллектора;
- пропитка лаком или компаундом соответствующего класса нагревостойкости
и покрытие обмоток сердечника изоляционной эмалью;
- ревизия и ремонт подшипниковых щитов и моторно-осевых букс (шапок),
крышек, уплотнительных и лабиринтовых втулок и колец, щёткодержателей и их
кронштейнов, траверс, крышек люков, механической части остова;
16
- проверка симметрии магнитной системы остова, качества крепления межка-
тушечных соединений и проверка якоря на межвитковое замыкание;
- сборка ТЭД с настройкой геометрической нейтрали;
- приёмо-сдаточные испытания электрических машин на испытательной стан-
ции.
6.3.4 Замена деталей электрических машин новыми или восстановление изно-
шенных должны проводиться на основании требований норм допусков и износов
настоящего Руководства (приложения А, Б).
6.3.5 Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте
двигателей, должны соответствовать стандартам и техническим условиям. На каж-
дую партию материалов, полуфабрикатов и запасных частей, поступивших в депо,
должен быть сертификат соответствия. Соответствие материалов, комплектующих
изделий, требованиям нормативных документов, поступающих для ремонта тяговых
двигателей, должно проверяться при входном контроле в соответствии с требова-
ниями ГОСТ 24297-87.
6.3.6 Ответственные детали машин по перечню (Приложение Ж) должны под-
лежать обязательному неразрушающему контролю. Перечень деталей, подлежащих
неразрушающему контролю в депо, может быть расширен по согласованию со
службой локомотивного хозяйства.
6.3.7 Изготовленные детали и узлы ремонтируемым двигателям должны мар-
кироваться согласно чертежам.
6.3.8 При проведении ТР-3 мастер или бригадир должен участвовать при вы-
полнении следующих работ, проверок и испытаний:
- разборка тягового двигателя, дефектация остова, подшипниковых щитов, мо-
торно-осевых букс, щеткодержателей, подшипников, катушек, якоря и вентилятора;
- проверка остова, моторно-осевых букс и подшипниковых щитов;
- монтаж и проверка катушек в остове;
- проверка щёткодержателей и кронштейнов;
- проверка якоря;
- проверка сборки тягового двигателя;
17
- испытание собранного тягового двигателя;
- проверка комплектности двигателя, исправности узлов и деталей и двигателя
в целом после ремонта и испытаний.
6.3.9 Выпускаемые из ТР-3 тяговые двигатели, как правило, должны иметь ос-
товы и якоря, прошедшие один вид ремонта. Допускается при необходимости сбор-
ка машин из остовов и якорей с разницей не более, чем на одну ступень ремонта.
6.3.10 В процессе ремонта мастера соответствующих цехов и участков должны
принимать от бригадиров и исполнителей работы по ремонту и сборке узлов маши-
ны.
6.3.11 При проведении ТР-3 все отремонтированные или изготовленные части
и детали перед сборкой двигателей, а также двигателей после сборки, должны быть
проверены и испытаны в соответствии с установленными нормами для соответст-
вующего типа тягового двигателя.
6.3.12 Предъявление собранной машины из ТР-3 приёмщику локомотивов
производится до окраски, после испытания, отделки и устранения всех обнаружен-
ных при осмотре дефектов. Приёмка оформляется актом за подписями приёмщика
локомотивов и начальника (мастера) электромашинного цеха.
6.3.13 Если при выполнении текущих ремонтов обнаруживается износ или по-
вреждение деталей и узлов, восстановление которых предусмотрено средним или
капитальным ремонтом, данный тяговый двигатель (остов, якорь) переводится в
указанный вид ремонта независимо от пробега и отправляется на завод.
Перевод тяговых двигателей (остовов, якорей) в более высокий вид ремонта
допускается по представлению мастера электромашинного цеха по согласованию с
начальником (заместителем) депо и приёмщиком локомотивов.
18
7 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЁННОСТИ ДЕПО И ПТОЛ ДЛЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЭД
7.1 Общие требования.
7.1.1 Средства измерений, контроля и диагностики должны содержаться в по-
стоянной исправности и подвергаться периодической поверке или калибровке в за-
висимости от области применения в установленные руководителем депо сроки. Ис-
пытательное оборудование, применяемое при ремонтах должно проходить периоди-
ческую аттестацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568-97.
7.1.2 Оборудование, применяемое при ремонте, измерениях, контроле и испы-
таниях должно иметь необходимые сертификаты соответствия, эксплуатационную и
ремонтную документацию.
7.1.3 Для описания процессов технического обслуживания и текущего ремонта
тяговых двигателей всех типов, которым производится ТО и ТР, в депо должны
иметься комплекты документов на технологические процессы, разработанные в со-
ответствии с требованиями Единой системы технологической документации
(ЕСТД), настоящего Руководства, Правил и Инструкции по охране труда для слеса-
рей по ремонту ТПС. Для каждого рабочего места должны быть разработаны и ут-
верждены установленным порядком технологические карты.
7.2 Требования к оснащению ПТОЛ.
В пунктах технического обслуживания локомотивов должны быть в наличии
передвижные домкраты для вывешивания колесных пар, установки для сушки изо-
ляции двигателей под локомотивом, источники питания пониженного напряжения
для прокрутки ТЭД, устройства дозированной заправки МОП и кожухов зубчатых
передач, средства измерения сопротивления изоляции, давления охлаждающего воз-
духа и температуры нагрева электрических машин, комплект средств измерений,
допускового контроля и оснастки для выполнения операций в соответствии с требо-
ваниями настоящего Руководства.
7.3 Требования к оснащению для выполнения ТР-1, ТР-2.
Дополнительно в локомотивных депо выполняющих ТР-1, ТР-2 тяговых дви-
гателей, должны быть в наличии средства технического диагностирования подшип-
19
никовых узлов, оценки качества изоляции неразрушающими методами, настройки
геометрической нейтрали и проверки биения коллекторов. Для прокручивания тяго-
вых двигателей должен применяться источник питания пониженного стабилизиро-
ванного напряжения.
Ремонтные стойла, на которых производится ТР-1, должны быть оборудованы
стационарными или передвижными домкратами для вывешивания колесно-
моторных блоков, устройствами для продувки электрических машин сухим сжатым
воздухом с отсосом пыли, сварочным оборудованием.
7.4 Требования к оснащению для выполнения ТР-3.
В цехах по ремонту электрических машин должно иметься оборудование для
выполнения следующих видов операций:
очистки тяговых двигателей в сборе и их составных частей (остова, якоря,
подшипниковых щитов, траверс, щеткодержателей);
разборки ТЭД - механизированные рабочие места с комплектом оснастки и
приспособлений, индукционные нагреватели для нагрева упорных, лабиринтных и
внутренних колец подшипников, индукторы для нагрева горловин подшипниковых
щитов и остовов;
выпрессовки и запрессовки подшипников в подшипниковые щиты;
ремонта магнитной системы остова с возможностью замены полюсов;
заварки трещин остовов, наплавки и восстановления посадочных поверхно-
стей подшипниковых щитов тяговых двигателей;
бандажировки, продорожки, шлифовки, полировки и динамической баланси-
ровки якорей;
проверки качества изоляции, активного сопротивления, наличия межвитковых
замыканий в обмотках;
сушки с регистрацией сопротивления изоляции и температуры нагрева обмо-
ток; вакуум-нагнетательной или ультразвуковой пропитки изоляции тяговых двига-
телей;
неразрушающего контроля вала якоря и полюсных болтов;
20
испытаний электрических машин в соответствии с требованиями ГОСТ 2582-
81, ГОСТ 11828-86 и настоящего Руководства.
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБ-
СЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ
8.1 Общие требования безопасности
8.1.1 Основные требования безопасности при ремонте и техническом обслу-
живании электрических машин электровозов установлены ГОСТ 12.3.002-75. и ПОТ
РО-32-ЦТ-668-99 и распространяются на все работы, выполняемые в локомотивных
депо и пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
8.1.2 Содержание вредных веществ не должно превышать предельно допусти-
мых концентраций и уровня воздействия, установленных ГОСТ
12.1.005, ГН
2.2.5.1313, ГН 2.2.5.1314, ГН 2.2.5.686.
8.1.3 Уровень шума и вибрации на рабочих местах не должен превышать зна-
чений, установленных ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-90
8.1.4 Освещённость рабочих мест в помещениях и на открытых площадках де-
по, ПТОЛ должна соответствовать требованиям СНиП 23-05, ОСТ 32.120-96 и РД
32.15-91.
8.1.5 Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в
рабочей зоне, в помещениях, а также содержание вредных веществ в воздухе на ука-
занных рабочих местах должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88.
8.1.6 Пожарная безопасность и взрывобезопасность должны обеспечиваться
соблюдением требований ГОСТ 12.1.004-91 и ГОСТ 12.1.010-76, ППБО-109.
8.1.7 Электросварочные и газосварочные работы должны производиться в соот-
ветствии с требованиями ГОСТ12.3.003-86, правилами пожарной безопасности при
проведении сварочных и других огневых работ.
21
8.2 Требования безопасности при техническом обслуживании и текущих
ремонтах ТР-1, ТР-2
8.2.1 Перед проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов электрических ма-
шин электровозов, должны быть выполнены следующие операции:
- выключены вспомогательные машины и аппараты;
- опущены токоприёмники с визуальной проверкой их положения;
- перекрыты разобщительные краны к клапанам токоприёмников;
- снята реверсивная рукоятка;
- включены заземляющий контактор или разъединитель заземления;
- сняты емкостные заряды с силовой и вспомогательных цепей, разряжены
конденсаторы;
- открыты двери высоковольтных камер;
- на электровозах переменного тока и двойного питания заземлен главный
ввод тягового трансформатора.
8.2.2 Перед проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов электрических ма-
шин тепловозов, должны быть выполнены следующие операции:
- остановлен дизель-генератор;
- снята реверсивная рукоятка;
- открыты двери высоковольтной камеры;
- обесточены электрические цепи;
- выключен рубильник аккумуляторной батареи;
- вынуты предохранители на пульте управления и в высоковольтной камере
тепловоза;
- отсоединены кабельные наконечники от зажимов аккумуляторной батареи;
- надеты колпачки из изоляционного материала на контакты пусковых контак-
торов;
8.2.3 Работы по ТО и ТР электрических машин, связанные с прокруткой ко-
лёсных пар для проверки щёточно-коллекторного узла, состояния моторно-якорных
и моторно-осевых подшипников, должны производиться по распоряжению и под
наблюдением мастера или бригадира.
22
При прокручивании колёсных пар тяговых двигателей нахождение в смотро-
вой канаве иных работников, кроме проверяющих, не допускается. За действиями
работников, находящихся в смотровой канаве, должен наблюдать специально выде-
ленный работник.
8.2.4 Внешние электрические сети для питания переносных приборов диагно-
стирования напряжением более 42 В переменного тока или 110 В постоянного тока
должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) или устройством
защитного отключения.
8.2.5 Обточка и шлифовка коллекторов отдельных тяговых двигателей на
электровозе должны осуществляться после вывешивания данной колёсной пары и
подключения тягового двигателя к источнику питания постоянного тока напряжени-
ем не более 110 В. Крайние колёсные пары с обеих сторон электровоза должны быть
подклинены и заторможены ручным тормозом.
Обточку коллектора производить в защитных очках и диэлектрических пер-
чатках.
8.3 Требования безопасности при текущем ремонте ТР-3
8.3.1 Производственные помещения цеха, где производится ремонт электриче-
ских машин ТПС, должны удовлетворять требованиям Санитарных норм и Правил, а
также Правилам техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и
содержании зданий и сооружений на железнодорожном транспорте, утверждённых
МПС России ЦК Профсоюза ЖД транспорта и Транспортного строительства.
8.3.2 Подъёмно-транспортное оборудование, применяемое при производстве по-
грузочно-разгрузочных и транспортировочных работ, должно удовлетворять требова-
ниям ГОСТ 12.2.003-91, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и
технических условиях на оборудования конкретного вида.
8.3.3 Устройство, освидетельствование и эксплуатация подъёмных механизмов и
съёмных грузозахватных приспособлений, а также тара должны соответствовать требо-
ваниям действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъём-
ных кранов» ЦТ/3106.
23
Подъёмно-транспортные устройства, вспомогательные приспособления для
стропальных и такелажных работ должны быть испытаны и иметь клейма, таблички
или бирки с ясно указанными на них датами испытания, грузоподъёмности и инвен-
тарного номера.
На применяемых при транспортировке грузов автокарах и электрокарах долж-
ны быть приспособления, предохраняющие от падения груза.
При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать тре-
бования безопасности, изложенные в ГОСТ 12.3.009-76 и ГОСТ 12.3.002-75.
8.3.4 Разборка, ремонт, сборка электрических машин должны производиться с
помощью соответствующих исправных инструментов, приспособлений и стендов, с со-
блюдением требований Инструкции по охране труда для слесарей по ремонту элек-
тровозов и электропоездов в ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением 2595р от
29.12.2006.
8.3.5 Электросварочные и газосварочные работы должны производиться в соот-
ветствии с требованиями ГОСТ 12.3.003-86, правилами пожарной безопасности при
проведении сварочных и других огневых работ.
8.3.6 Концентрация паров растворителей и вредных газов в воздухе рабочих зон
не должна превышать предельно-допустимой концентрации, установленной ГОСТ
12.1.005-88.
8.3.7 Все работы, связанные с выделением в воздух вредных веществ, должны
производиться только при наличии исправных вентиляционных установок. При отклю-
чённой или неисправной вентиляции, а также в случае превышения предельно-
допустимых норм содержания в воздухе токсических веществ производить работы за-
прещается.
8.3.8 Всё электрическое оборудование (стенды, приспособления, шкафы, пульты
и др.) электромашинного участка должно быть исправным, отвечать паспортным дан-
ным, надёжно заземлено согласно требованиям Правил устройства электроустановок.
8.3.9 К обслуживанию испытательной станции допускаются лица, прошедшие
специальную подготовку по устройству и эксплуатации станции, у которых должно
быть проверено знание должностных инструкций и правил техники безопасности при
24
работе на испытательной станции и стенде для испытания электрической прочности
изоляции, о чём должна быть сделана запись в соответствующих документах.
8.3.10 Все работники испытательной станции должны иметь соответствующую
квалификационную группу, дающую право работать на установках высокого напряже-
ния.
8.3.11 Испытательная станция должна быть оборудована сигнализацией и блоки-
ровкой, действующей в течение всего времени испытания.
Стенд для испытания электрической машины должен иметь надёжное заземле-
ние, перед началом испытаний должны быть выставлены ограждения и вывешены пла-
каты, обеспечивающие безопасное проведение работ.
Во время испытаний запрещается:
оставлять без присмотра проходящую испытание электрическую машину;
заниматься работой, непосредственно не относящейся к данным испытаниям;
находиться внутри защитного ограждения стенда испытания электрической
прочности изоляции при закрытой двери.
8.3.12 Помещения, участки или специально отведённые места, где проводятся ра-
боты с применением лаков и эмалей, оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией,
взрывобезопасной осветительной аппаратурой, исключающей возможность появления
искры или огня, необходимым противопожарным инвентарём.
8.3.13 Рабочие места, где проводятся работы с растворителями, сушильные печи,
шкафы, обеспечиваются вытяжной вентиляцией.
8.3.14 Работать в помещениях при производстве пропиточно-сушильных работ
при отключённой проточно-вытяжной вентиляции запрещается.
8.3.15 В пропиточно-сушильном отделении, где производятся любые работы с
лакокрасочными материалами, категорически запрещается курение и использование
открытого огня или раскалённых предметов. Сушильные печи и обогреваемые автокла-
вы должны быть оборудованы взрывобезопасными нагревателями.
8.3.16 Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов, произ-
водятся в специальной вентилируемой камере. Рабочие проходы между стенками каме-
ры и окрашиваемой машиной должны быть шириной не менее 0,75 м.
25
8.3.17 Работы, связанные с применением пропиточных покровных составов, ла-
ков, эмалей и растворителей, следует производить в комбинезонах, защитных фартуках.
Без спецодежды такие работы производить категорически запрещается.
8.3.18 Для защиты кожных покровов от воздействия растворителей смол и
пропиточных составов необходимо пользоваться полихлорвиниловыми или «биоло-
гическими перчатками», защитными очками и защитными пастами и мазями.
9 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
9.1 Поступившие в ремонт тяговые двигатели продуть сухим сжатым возду-
хом под давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2 ). Очистку тяговых двигателей в соб-
ранном виде производить в моечных установках, в которых в качестве моющей
жидкости использовать средства, предназначенные для обмывки изоляции. При ис-
пользовании других моющих средств необходимо принять меры, исключающие по-
падание жидкости внутрь двигателя.
Разрешается очистка тяговых двигателей с помощью скребков, обтирочного
материала. Запрещается разборка и ремонт неочищенных тяговых двигателей.
9.2 Выпрессовку и запрессовку подшипниковых щитов производить с помо-
щью специальных приспособлений, прессов, индукционных нагревателей или от-
жимных болтов с равномерным давлением, без перекосов, ударов и повреждений.
Запрещается поднимать и передвигать катушки полюсов тяговых двигателей
за выводные провода.
9.3 Проходные отверстия под болты и заклепки при относительном смещении
в соединяемых деталях, не допускающем постановку болта соответствующего диа-
метра, исправлять рассверловкой или развертыванием, либо заваривать и вновь про-
сверливать.
9.4 При креплении деталей тяговых двигателей запрещается оставлять или
устанавливать вновь болты и гайки, имеющие разработанную, сорванную или заби-
тую резьбу, забитые грани головок или трещины. Резьбу болтов, гаек и отверстий
для крепления полюсных сердечников, подшипниковых щитов, кронштейнов щет-
26
кодержателей, вентиляторов, нажимных шайб коллекторов, кронштейнов подвески
проверять резьбовыми калибрами степени точности 7Н и 8g.
9.5 Подшипниковые щиты устанавливать в горловины остова с натягом, соот-
ветствующим чертёжным размерам.
9.6 Подшипниковые щиты должны плотно прилегать к торцевой поверхности
остова, общая длина местных неплотностей допускается не более одной восьмой
длины окружности.
Не допускаются задиры, заусенцы и забоины на привалочных и посадочных
поверхностях.
9.7 Радиальные зазоры в подшипниках и осевой разбег якоря должны нахо-
диться в пределах норм (Приложения А, п.п. 108, 110; Б, п.п. 89, 91).
9.8 Ремонт подшипников производить согласно инструкции ЦТ/330.
9.9 Консистентную смазку в подшипники закладывать между роликами и се-
паратором, а также между сепаратором и буртами наружного кольца. Внешнее ла-
биринтное уплотнение и камеру подшипникового узла с каналом заполнить смазкой
полностью; вторую камеру заполнять от одной до двух третей ее объема (на одну
треть, если она меньше, на две трети, если она больше первой камеры и на одну вто-
рую - при камерах равного объема). Внутреннее уплотнение промазать смазкой.
Атмосферные камеры и каналы продуть сжатым воздухом, смазкой не заполнять.
9.10 Щеткодержатели установить так, чтобы расстояние от них до рабочей
поверхности коллектора и до петушков было выдержано согласно нормам, а щетки в
обоих крайних положениях якоря оставались на рабочей части коллектора.
9.11 В случаях, когда после настройки коммутации и установки щеток на ней-
траль возникает необходимость замены кронштейнов (пальцев) или щеткодержате-
лей, производить подбор их по установочным размерам, обеспечивая установку ще-
ток на прежнее место на коллекторе.
9.12 В процессе сборки или на собранном тяговом двигателе необходимо про-
верять:
- радиальные зазоры в роликовых подшипниках;
- разбег якоря в осевом направлении;
27
- зазоры между щетками и щеткодержателем;
- равномерность расстановки щеток по окружности коллектора и нажатие на
щетки;
- расстояние от корпуса щеткодержателя до рабочей поверхности коллектора;
- зазор между петушками коллектора и щеткодержателем (при наибольшем
смещении якоря в сторону щеткодержателя);
- биение коллектора;
- расстояние по диаметру между серединами сердечников полюсов и расста-
новку полюсов по окружности якоря;
- положение отверстий под болты кронштейнов относительно осей полюсов
тяговых двигателей (при необходимости);
- наличие зазора между щитами и крышками подшипниковых щитов при ро-
ликовых подшипниках;
- зазоры между крышкой подшипникового щита и упорной втулкой, между
крышкой подшипникового щита и лабиринтным кольцом;
- плотность прилегания подшипниковых щитов к остову;
- торцовое биение подшипников тяговых двигателей;
- прочность крепления болтовых соединений;
- натяг и прочность крепления вентилятора;
- соответствие концов выводных проводов отметке на корпусе.
9.13 После приемки тяговых двигателей головки полюсных болтов, где это
предусмотрено конструкцией, залить расплавленной компаундной массой или гер-
метизировать другим материалом, согласно утвержденной документации. На вы-
водные провода тяговых двигателей надеть защитные рукава согласно чертежу.
Окрашивание поверхности тягового двигателя производить согласно чертежу.
9.14 После испытания тягового двигателя добавить смазку в подшипниковую
камеру через трубки маслоподачи по норме добавления в эксплуатации.
28
10 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ
СВАРОЧНЫХ РАБОТ
10.1 Все сварочные работы при ремонте деталей и узлов тяговых двигателей
выполнять согласно инструкции ЦТ/336.
10.2 Сварочные работы должны выполняться сварщиками, выдержавшими
периодические испытания и имеющими квалификационный разряд, соответствую-
щий разряду выполняемых работ.
10.3 Электроды и присадочные материалы, применяемые для сварочных ра-
бот при ремонте тяговых двигателей, должны удовлетворять требованиям соответ-
ствующих стандартов и технических условий.
10.4 Заварку трещин и приварку вставок на остовах тяговых двигателей, под-
шипниковых щитах и других деталях производить с учетом уже имеющихся подоб-
ных исправлений на данной детали. Для этого, наряду с проверкой частей и деталей
двигателя, надлежит руководствоваться данными технического паспорта.
10.5 Ремонтируемые наплавкой детали тяговых двигателей по наплавляемым
поверхностям доводить до размеров новой детали или до ремонтных размеров, с
обеспечением восстановления натяга между сопрягаемыми деталями (см. Приложе-
ния А и Б).
10.6 Замену литых и штампованных деталей тягового двигателя деталями
сварной конструкции, а также крепление деталей приваркой, если это не предусмот-
рено чертежами двигателя, производить только в соответствии с чертежами, утвер-
жденными ОАО «РЖД».
10.7 Детали тяговых двигателей перед сваркой должны иметь температуру,
соответствующую температуре помещения, в котором производят сварочные рабо-
ты, но не ниже температуры +5ºС.
10.8 Чисто обработанные поверхности деталей и изолированные части тяго-
вых двигателей, расположенные вблизи места сварки, при ее выполнении, закрывать
асбестовым листом или другим подобным материалом, во избежание попадания на
них брызг расплавленного металла или касания электродом.
29
При сварочных работах избегать соприкосновения изолированных узлов и де-
талей с нагреваемым металлом.
10.9 Запрещается производство сварочных работ:
- при несоответствии типа электродов требованиям инструкции или установ-
ленной технологии;
- при несоответствии температуры цеха установленным требованиям;
- при неправильной подготовке и разделке швов перед их сваркой;
- если на место сварки попадают вода или масло;
- вблизи свежеокрашенных частей двигателя, когда краска (лак) еще не высо-
хли;
- при неисправности изоляции токоподводящих проводов;
- без выполнения мер, предотвращающих прохождение сварочного тока через
подшипники качения ремонтируемого двигателя.
10.10 Сварку обмоток с петушками коллектора производить согласно черте-
жам и в соответствии с технической документацией, согласованной в установлен-
ном порядке.
11 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СУШКЕ И ПРОПИТКЕ ОБМОТОК
ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
11.1 Пропитка обмоток якорей и остовов (без демонтажа полюсных катушек)
тяговых двигателей должна осуществляться вакуум-нагнетательным или ультразву-
ковым методом согласно инструкции по пропитке и руководствам по эксплуатации
на соответствующее оборудование.
В качестве исключения, допускается пропитка методом окунания и покрытие
обмоток эмалью с последующей сушкой по утвержденной технологии.
11.2 Перед пропиткой лаком или компаундом якорь, остов, моноблоки, снятые
полюсные катушки очистить от загрязнений и высушить. Сушку, пропитку и окра-
ску обмоток производить согласно требованиям чертежей и технологических инст-
рукций.
30
11.3 Обмотки должны сушиться в циркулярной или вакуумной печи, или ав-
токлаве. Окончательная сушка изоляции после пропитки лаком и покрытия эмалью
должна производиться при нормальном атмосферном давлении с применением сис-
темы приточно-вытяжной вентиляции.
11.4 По окончании установленного времени сушки обмоток сопротивление
изоляции проверить мегаомметром.
Минимальное сопротивление изоляции обмотки якоря, полюсных катушек и
компенсационной обмотки (установленных в остове), после пропитки и сушки
должно быть при температуре от +130 до +135ºС не ниже 1 МОм. При меньшем со-
противлении изоляции сушку продолжить до получения сопротивления изоляции
указанной величины.
Запрещается пропитка лаком или компаундом обмоток электрических машин,
не прошедших сушку в установленном режиме.
11.5 Полюсные и компенсационные катушки, моноблоки полюсов пропитать в
компаунде или лаке в нагретом состоянии. Неснятые катушки тяговых двигателей
пропитать, наполняя остов лаком, уровень которого должен быть выше верхней
кромки катушек.
11.6 Пропитку якорей производить в вертикальном (коллектор наверху) поло-
жении в нагретом состоянии. Уровень лака при пропитке не должен доходить до пе-
тушков коллектора.
11.7 Пропитанные якоря и катушки не должны иметь воздушных мешков и
скопления непросохшего лака. После пропитки и сушки якорь и катушки покрыть
электроизоляционной эмалью.
11.8 Поверхность изоляционного конуса коллектора должна быть запечена и
покрыта ровным слоем, без подтеков, электроизоляционной дугостойкой эмалью со-
гласно требованиям чертежа.
11.9 Электроизоляционные лаки, компаунды и эмали, используемые для про-
питки и покрытия якорей, полюсных катушек и компенсационных обмоток, должны
соответствовать классу нагревостойкости применяемых изоляционных материалов и
31

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..