ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ - часть 5

 

 

Таблица 6 . Освоение квот вылова рыбы и поступления платежей за пользование рыбными ресурсами по республике за 2010 и 2011
год (без учета морских видов рыб в Каспийском море)
За 2010 год
За 2011 год
Наименование
Платежи за
Платежи за
п/п
водоемов и областей
Лимит
Освоение
Лимит
Освоение
%
пользование
%
пользование
тн.
тн.
тн.
тн.
тыс.тенге
тыс.тенге
Водоемы международного, республиканского значения
1
Урало-Каспийский бассейн
41964,9
26115,9
62,2
258950,8
22802,0
8958,4
39,3
124938,1
2
Балхаш-Алакольский бассейн
11944,61
8922,6
74,7
101467,6
12164,39
10137,0
83,3
121063,2
3
Зайсан-Иртышский бассейн
8919,2
6759,0
75,8
60294,4
8909,3
8130,7
91,3
81223,5
4
Арало-Сырдарьинский
4467,8
4467,80
100,0
39341,6
5955,0
5955,0
100,0
56080,9
бассейн
Водоемы местного значения
5
Акмолинская область
909,1
855,7
94,1
7877,8
771,21
512,5
66,5
4521,3
6
Актюбинская область
221,815
136,4
61,5
1314,1
131,99
132,0
100,0
1371,8
7
Жамбылская область
153,507
149,0
97,1
1800,2
170,76
166,3
97,4
2290,3
Западно-Казахстанская
1185,182
1059,68
89,4
12313,8
1132,629
942,6
83,2
9929,9
8
область
9
Карагандинская область
364,049
353,059
97,0
3507,4
387,123
377,3
97,4
4244,4
10
Костанайская область
916,45
795,0
86,7
7051,6
645,9
633,9
98,1
6155,4
11
Кызылординская область
785,003
760,953
96,9
6452,6
966,0
948,1
98,1
16490,2
12
Павлодарская область
290,881
288,7
99,2
2753,0
578,75
472,2
81,6
18613,2
13
Северо-Казахстанская область
967,3
927,8
95,9
7919,1
879,6
810,2
92,1
7598,8
14
Южно-Казахстанская область
172,955
132,3
76,5
1658,3
162,0
162,0
100,0
2273,9
Итого
73262,7
51723,9
70,6
512702,4
55656,692
38338,1
68,9
456794,8
68
ЧАСТЬ II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ И ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ ПО
СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ, ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
2.1. Национальные стратегии и планы действий, международные правовые
акты
Первая Национальная Стратегия и План действий по сохранению и
сбалансированному использованию биоразнообразия Казахстана разработаны и
утверждены в 1999 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Концептуальная основа данного документа соответствует разделу «Стратегии развития
Республики Казахстан до 2030 года» по экологическим вопросам, где четко определены
приоритетные цели и соответствующие задачи.
Стратегические задачи рассмотрены в контексте приоритетных проблем
сохранения in-situ, ex-situ, сбалансированного использования и воспроизводства
компонентов биологического разнообразия, оценены существующие в республике
предпосылки для решения поставленных задач. Стратегия нацелена на необходимость
совершенствования нормативно-правовой базы, структуры управления и контроля при
использовании биологических ресурсов и организации сети ООПТ.
В соответствии со стратегическим планом устойчивого развития страны
Национальная стратегия предусматривала выполнение ряда приоритетных задач, среди
которых:
оценка состояния и специфики биологического разнообразия, как переходящей
ценности и общего достояния человечества;
выявление и ликвидация угрозы существованию видов и экосистем при
антропогенном воздействии;
использование суверенных прав государства на свои ресурсы, особенно их
уникальные объекты, и ответственность за их сохранение;
установление традиционной зависимости местного населения от сохранения и
рационального использования биологического разнообразия, в том числе
агробиоразнообразия, в целях удовлетворения потребностей населения в
продовольствии, здравоохранении, топливно-строительных, сырьевых, промысловых,
технических, рекреационных и других ресурсах;
выявление оптимальных условий оздоровления среды и снижения парниковых
эффектов в результате увеличения СО2
(углеродной эмиссии) при сохранении
биологического разнообразия;
разработка нормативно-правовых основ изъятия и охраны биоресурсов, определение
баланса экономических и социальных экологических выгод при неистощительном
использовании биологических ресурсов на региональном национальном и местном
уровнях;
уменьшение угроз и обеспечение сохранения биологического разнообразия;
совершенствование системы координации деятельности по проблемам
биологического разнообразия;
экологическая реконструкция и восстановление нарушенных экосистем;
обеспечение информированности и широкого просвещения местного населения,
общественных негосударственных организаций о проблемах сохранения и
сбалансированного использования биологического разнообразия. Для реализации
стратегии был разработан План действий по сохранению биоразнообразия.
Приоритетные задачи были определены на основе экспертной оценки по ряду
критериев:
редкие, хозяйственно ценные и экологически значимые виды и экосистемы,
69
необходимость завершения инвентаризации слабо изученных звеньев
биологического разнообразия;
высокая степень биологического разнообразия, уязвимость к внешним
воздействиям и деградированность, ресурсно-экономическая значимость;
богатство генофонда потенциальных ресурсов для создания устойчивых сортов
культурных растений и пород домашних животных
(естественные очаги
генофонда);
необходимость совершенствования правовых и экономических предпосылок
сохранения биоразнообразия.
Среди объектов биоразнообразия этим приоритетам соответствуют ленточные и
островные боры, дикоплодовые и тугайные леса, горные редколесья, засушливые степи на
черноземах, редкие экосистемы пустынь, речные и озерные экосистемы.
План действий ориентирован, прежде всего, на решение общих экологических
трансграничных и национальных проблем, а также первоочередных фундаментальных
проблем завершения инвентаризации, совершенствования управления и организации
мониторинга.
План действий по сохранению и сбалансированному использованию
биологического разнообразия на ближайший период объединил 27 проектов в пределах
шести разделов: инвентаризации, сохранения, сбалансированного использования,
контроля, институциональных основ и укрепления международных связей.
Однако, данная Национальная стратегия, разработанная в
1999 г., не была
утверждена Правительством в качестве программного документа, поддержанного
государственным финансированием и обязательного к исполнению. Многие положения в
Национальной Стратегии и Плане действий по сохранению и сбалансированному
использованию биоразнообразия Казахстана относятся к сфере деятельности различных
Министерств и ведомств, не подчиненных бывшему Министерству природных ресурсов и
охраны окружающей среды
(ныне
- Министерство окружающей среды и водных
ресурсов), поэтому учет положений этого документа в секторальных планах слабо
выражен.
В соответствии с решениями X и XI Конференции сторон по сохранению
биологического разнообразия, в Казахстане в настоящее время завершается разработка
новой Национальной стратегии по сохранению биоразнообразия, при поддержке
ПРООН/ГЭФ/Правительства РК. Стратегия должна быть готова к утверждению в июне
2014 г.
В целом, действующие казахстанские программы, нацеленные на сохранение
биосферы во всем ее многообразии в сочетании с улучшением жизни людей, должны
решить задачи по сохранению биоразнообразия и предотвращение опустынивания и
деградации земель; реабилитации зон экологического бедствия, полигонов военно-
космического и испытательного комплексов; предупреждению загрязнения шельфа
Каспийского моря; предупреждению истощения и загрязнения водных ресурсов;
ликвидации исторических загрязнений, предотвращению загрязнения воздушного
бассейна, радиоактивного, бактериологического и химического загрязнений, в том числе
трансграничного; сокращению объемов накопления промышленных и бытовых отходов;
предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение указанных задач достигается в том числе путем: совершенствования и
систематизации
законодательства
республики,
экономических
механизмов
природопользования, государственного экологического контроля и экологического
мониторинга; оптимизации разрешительной системы природопользования и
экологической экспертизы; развития научно-исследовательских работ в области охраны
70
окружающей среды, экологической статистики, экологического образования,
экологической пропаганды и участия общественности; расширения международного
сотрудничества, в том числе по вопросам сохранения и устойчивого биологического
разнообразия экосистем.
Национальные программы и планы учитывают роль страны в глобальном
контексте. Казахстан, как субъект международных отношений, присоединился к ряду
международных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и
биоразнообразия, и взял на себя ряд обязательств перед мировым сообществом,
направленных на рациональное, эффективное и безопасное использование природной
среды. Страна (еще до отчетного периода) присоединилась, подписала, одобрила и/или
ратифицировала пять приоритетных межгосударственных договоров, непосредственно
действующих в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия:
Конвенцию о биологическом разнообразии (CBD, 19 августа 1994 г), Конвенцию об охране
всемирного культурного и природного наследия
(29 июля
1994 г.), Конвенцию о
сохранении мигрирующих видов диких животных (CMS, или Боннскую, 13 декабря 2005
г.), Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение
(или
Рамсарскую, 13 декабря 2005 г.), Конвенцию о международной торговле видами дикой
фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES, 6 апреля 1999 г.), а
также близкую по тематике Конвенцию Организации Объединённых Наций по борьбе с
опустыниванием (UNCCD).
Дополнительным документом к Конвенции по биоразнообразию стал Картахенский
протокол по биологической безопасности, ратифицированный Казахстаном в июле 2008
года и призванный снизить потенциальный риск от трансграничной торговли и
непредвиденного распространения живых генетически модифицированных организмов.
Предпосылки для создания благоприятной среды обитания, сохранения ресурсного
потенциала на фоне высоких темпов развития нашли отражение во внешнеполитических
инициативах Казахстана
(Энергоэкологическая стратегия, Программа Партнерства
«Зеленый мост»), получивших поддержку на крупнейших министерских конференциях
стран Азии, Тихого океана, Европы (2010, 2011 гг.); Всемирного саммита Земли по
устойчивому развитию (2012 г.).
В Казахстане принята новая политика, направленная на переход к
«зеленой»
экономике развития. Концептуальную основу стратегии по переходу к
«зеленой»
экономике составляют: Стратегия развития Казахстана до 2030 года; Стратегический план
развития Республики Казахстан до 2020 года; Стратегия индустриально-инновационного
развития на
2003-2015 годы; Государственная программа по форсированному
индустриально-инновационному развитию на
2010-2014 годы; Программа
«30
корпоративных лидеров Казахстана», а также другие программы в сфере
индустриализации; Послание Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие -
новый экономический подъем - новые возможности Казахстана»; Энергоэкологическая
стратегия; Программа Партнерства стран Европы, Азии и Тихого океана по реализации
Астанинской Инициативы «Зеленый мост» на 2010-2014 годы; Отраслевая программа
«Жасыл Даму» на 2010-2014 годы.
Одним из целевых индикаторов программных документов, направленных на
сохранение биоразнообразия и устойчивое развитие общества, является увеличение в 2-3
раза производительности труда в агропромышленном комплексе. Это обуславливает
снижение неблагоприятного антропогенного воздействия на природные системы и
здоровье населения, включая повышение качества атмосферного воздуха; снижение
дефицита и загрязнения водных ресурсов. Основными направлениями по решению задач в
области восстановления и сохранения устойчивости экосистем предусмотрено: создание
71
условий для перехода к устойчивому развитию; предотвращение изменения климата и
адаптация; сохранение биоразнообразия, предотвращение опустынивания и деградации
земель; реабилитация зон экологического бедствия и загрязненных территорий.
Экоэффективное использование природных ресурсов и инвестиции в
экосистемные услуги способствуют стабилизации природных ресурсов и росту
инвестиций в следующих программных областях:
Техническая, информационная и экспертная поддержка в целях развития и
укрепления трансграничного сотрудничества в интересах экологического
мониторинга.
Комплексная оценка и планирование использования экосистем.
Пропаганда экономических инструментов для охраны биоразнообразия, в том числе
для устойчивого рыболовства и предупреждения антропогенного загрязнения
земельных, водных экосистем.
Поощрение передовой практики в отношении интегрированного управления
экосистемами, реализации новых моделей управления экосистемами и
эффективного использования природных ресурсов.
Разработка системы мониторинга для эффективного использования природных
ресурсов, которая будет применяться в рамках международных торговых
соглашений.
Разработка и внедрение устойчивых методов управления заповедниками и парками
глобального экологического значения совместно с международными
организациями и другими партнерами; улучшение доступа к знаниям о
существующих и надежных технологиях рационального использования водных
ресурсов и механизмах для передачи этих технологий.
Для реализации новой политики развития страны, Указом Президента Республики
Казахстан от 30 мая 2013 года
№ 577 утверждена Концепция по переходу Республики
Казахстан к «зеленой экономике».
«Зеленая экономика» определяется как экономика с высоким уровнем качества
жизни населения, бережным и рациональным использованием природных ресурсов в
интересах нынешнего и будущих поколений и в соответствии с принятыми страной
международными экологическими обязательствами, в том числе с Рио-де-Жанейрскими
принципами, Повесткой дня на XXI век, Йоханнесбургским планом и Декларацией
Тысячелетия. «Зеленая экономика» является одним из важных инструментов обеспечения
устойчивого развития страны. Переход к «зеленой экономике» позволит Казахстану
обеспечить достижение поставленной цели по вхождению в число
30-ти наиболее
развитых стран мира. По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой
экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП на 3%, создать более 500 тысяч
новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг,
обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения. В целом объем
инвестиций, необходимый для перехода на «зеленую экономику», составит порядка 1%
ВВП ежегодно, что эквивалентно 3-4 млрд. долларов США в год.
Табл. 7. Цели и целевые индикаторы «зеленой экономики» (дополнительные цели
выделены)
Сектор
Описание цели
2020 г.
2030 г.
2050 г.
Водные ресурсы
Упразднение
Обеспечить
Обеспечить
Решить раз и
дефицита водных
водой
водой
навсегда
ресурсов на
население
сельское
проблемы
национальном
хозяйство (к
водоснабжения
уровне
2040 г.)
72
Ликвидация
Максимально
Отсутствие
дефицита водных
быстрое
дефицита по
ресурсов на уровне
покрытие
каждому
бассейнов
дефицита по
бассейну
бассейнам в
целом (к 2025
г.)
Сельское хозяйство
Производительность
Увеличение в
труда в сельском
3 раза
хозяйстве
Урожайность
1,4
2,0
пшеницы (т/га)
Затраты воды на
450
330
орошение (м3/т)
Энергоэффективность
Снижение
25% (10% к
30%
50%
энергоемкости ВВП
2015 г.)
от уровня 2008 г.
Электроэнергетика
Доля
Солнечных и
30%
50%
альтернативных
ветряных: не
источников1 в
менее 3% к
выработке
2020 г.
электроэнергии
Доля газовых
20%
25%
30%
электростанций в
выработке
электроэнергии
Газификация
Акмолинская
Северные и
регионов
и Караган-
Восточные
динская
области
области
Снижение
Уровень 2012
-15%
-40%
относительно
года
текущего уровня
выбросов
углекислого газа в
электроэнергетике
Загрязнение воздуха
Выбросы оксидов
Европейский
серы и азота в
уровень
окружающую среду
выбросов
Утилизация отходов
Покрытие
100%
населения вывозом
твердых бытовых
отходов
Санитарное
95%
хранение мусора
Доля
40%
50%
переработанных
отходов
Основными приоритетными задачами по переходу к
«зеленой экономике»
являются: 1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных,
биологических и др.) и управления ими; 2) модернизация существующей и строительство
новой инфраструктуры; 3) повышение благополучия населения и качества окружающей
73
среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду; 4) повышение
национальной безопасности, в том числе водной безопасности.
Концепция, отмечая существующее положение дел и критические области,
намечает пути достижения поставленных целей. В числе ряда приоритетных направлений,
в Концепии указано
«Сохранение и эффективное управление экосистемами».
Комплексное управление природными экосистемами должно осуществляться в
соответствии с принципами устойчивого развития в целях повышения их значимости и
экономического потенциала. В лесном хозяйстве подчеркнута необходимость
реализации проектов, направленных на эффективное сохранение лесных ресурсов,
контроль обезлесения, внедрение современных методов управления лесным хозяйством и
развитие соответствующих навыков в стране.
В рыбном хозяйстве отмечено сокращение выловов - за период с 1960 по 1990 г.
сократились с 111,9 тыс. тонн до 68,6 тыс. тонн, а с 2010 года снижение этого показателя
составило еще 51,7 тыс. Произошло сокращение численности занятых в рыбной отрасли с
110 тыс. в
40-х годах до
4-5 тыс. человек. В условиях тенденции к сокращению
численности отдельных промысловых объектов альтернативой для промысла рыбы
является развитие товарного рыбоводства. Поэтому, постепенная переориентация от
рыболовства к товарному рыбоводству позволит снять промысловый пресс с рыбных
ресурсов естественных водоемов. В свою очередь товарное рыбоводство даст
мультипликативный социально-экономический эффект. Так, рост деловой активности по
развитию товарных рыбоводных хозяйств будет способствовать созданию
дополнительных рабочих мест преимущественно в сельской местности. Необходима
реализация проектов, направленных на увеличение экономического потенциала рыбной
отрасли.
В части управления живой природой отмечена ее уникальность и
привлекательность для развития устойчивой охоты и спортивного рыболовства, развития
экотуризма, организации фото-сафари, воспроизводства диких животных в условиях
вольерного и полувольного содержания и других направлений, что, по сути, является
«зелеными» инвестициями. Подчеркнута перспективность охотничьего туризма.
Экологический туризм отмечен как один из наиболее перспективных туристических
продуктов и указано, что непременным условием в этой связи является сохранение
предназначенных для экотуризма ландшафтов.
Предусмотрена работа по кадровому обеспечению, воспитанию среди широкой
общественности новой экокультуры по охране окружающей среды, формированию
ответственного и экономного отношения к использованию энергии, воды и других
природных ресурсов, а также полноценное включение тем, связанных с охраной
окружающей среды, в учебные планы образовательных организаций, проведение
широкой коммуникационной кампании и образовательных программ для повышения
осведомленности населения в вопросах использования ресурсов и экологических проблем.
Для координирования исполнения Концепции и контроля перехода к «зеленой
экономике» создан Совет по переходу Казахстана к «зеленой экономике» при Президенте
Республики Казахстан.
В настоящее время, основным программным документом страны, прямо
ориентированным на сохранение биоразнообразия, является программа «Жасыл даму»
переводе с казахского «Зеленое развитие»), утвержденная Постановлением Правительства
Республики Казахстан от 10 сентября 2010 года № 924. Отраслевая программа "Жасыл
даму" на 2010-2014 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Указа
Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом
плане развития Республики Казахстан до 2020 года" и в рамках исполнения поручений
Главы государства, данных в ходе посещения Западно-Казахстанской и Восточно-
Казахстанской областей в сентябре - октябре 2008 года.
74
В рамках оптимизации действующих программных документов в Программу
интегрированы Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-
2015 годы, Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий
Республики Казахстан до 2030 года, Программа "Охрана окружающей среды Республики
Казахстана на 2008-2010 годы", Программа "Жасыл ел" на 2008-2010 годы, Программа по
сохранению и рациональному использованию животного мира и развитию сети особо
охраняемых природных территорий до 2010 года, Программа по комплексному решению
проблем Приаралья на 2007-2009 годы.
Достижение целей программы «Жасыл даму» будет осуществляться в соответствии
со Стратегическим планом Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК на
2009-2011 гг. и
2011-2015 гг. и мерами, определенными в Экологическом кодексе
Республики Казахстан.
Программа ориентирована на применение прогрессивного принципа "зеленой
экономики", которая предусматривает устранение зависимости между использованием
ресурсов и экологическими последствиями от экономического роста.
Определены мероприятия по развитию международных отношений, научного
обеспечения охраны окружающей среды и природопользования, системы мониторинга
окружающей среды и природных ресурсов, вопросы экологического образования,
просвещения и повышения информированности населения.
Программа носит межотраслевой и обязательный характер, и должна
способствовать комплексному решению многих вопросов, включая: выбросы парниковых
газов, загрязнение атмосферного воздуха, зоны экологического бедствия, особо
охраняемые природные территории, отходы производства и потребления, водные ресурсы,
озеленение и другие.
В Программу включен блок лесного хозяйства и животного мира, особо
охраняемых природных территорий. Одной из основных целей общества, как
утверждается в Программе, является сохранение биологического разнообразия и
обеспечение устойчивого развития страны.
Действия по отраслям расписаны по годам, с указанием ответственного ведомства,
формы и сроков отчетности.
Для определения общей успешности выполнения Программы предусмотрены
индикаторы, в частности:
процент снижения выбросов в атмосферу вредных веществ к 2014 г. по сравнению
с 2009 годом должен составить не менее 5,9 %
уровень снижения сбросов загрязняющих веществ к 2014 г. по сравнению с 2009
годом составит не менее 3,5 %
доля переработки отходов к их образованию к 2014 году составит 21,9 %
динамика изменений объемов выбросов парниковых газов к 2014 году составит 1 %
снижения к 1992 году
увеличение численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов
диких копытных животных к 2014 году составит - тугайный олень 2 %, кулан 4 %;
джейран 4 %, архар - 2 %, сайгак - 10%
доведение выпуска в естественные водоемы и водохранилища жизнестойкой
молоди ценных промысловых рыб к 2014 году составит 170,0 млн. шт.
создание 13 новых особо охраняемых природных территорий, и расширение 7
территорий
увеличение объемов лесопосадок в 2014 году составит 65,0 тыс. га.
увеличение времени заблаговременности штормовых предупреждений об опасных
и стихийных гидрометеорологических явлениях до 72 часов в 2014 году
75
На реализацию Программы предусматривается финансирование общим объемом
161714,06 млн. тенге (или около 1 млрд. 80 млн. долл. США по среднему курсу 2010-2013
гг.), из них из республиканского бюджета -
93759,21 млн. тенге, из местного бюджета -
46351,6 млн. тенге, из международных грантов 405,5 млн. тенге, в том числе, из средств
займов - 3850,75 млн. тенге, из собственных средств природопользователей - 17347,0 млн.
тенге.
2.2. Изменения в национальном законодательстве и структуре
управления
В период с 2010 по
2013 г. в Казахстане произошел ряд изменений в
природоохранном законодательстве и в структурах, отвечающих за сохранение
биоразнообразия.
Работа над предложениями по улучшению законодательства шла на протяжении
нескольких лет. В результате, 25 января 2012 г. Президентом РК был подписан Закон
Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в
некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного
мира и особо охраняемых природных территорий». Изменения и дополнения были
внесены в Уголовный кодекс Республики Казахстан, в Кодекс Республики Казахстан об
административных правонарушениях, в Земельный кодекс Республики Казахстан, в
Лесной кодекс Республики Казахстан, в Водный кодекс Республики Казахстан, в
Экологический кодекс Республики Казахстан, в Кодекс Республики Казахстан «О налогах
и других обязательных платежах в бюджет», в Закон Республики Казахстан
«Об
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике
Казахстан», в Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании
животного мира», в Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных
территориях», в Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в
Республике Казахстан».
В общем, изменения были направлены на уточнение ряда положений, исключение
двойного толкования статей, на усиление рыночных механизмов сохранения
биоразнообразия, ужесточение ответственности за нарушение природоохранного
законодательства, уточнение и разграничение полномочий государственных органов
различного уровня и т.п. Отметим, что в законодательстве впервые появился термин
«ключевая орнитологическая территория» (IBA), в качестве одного из видов объектов
государственного природно-заповедного фонда. Особенно масштабные изменения были
произведены в вопросах лесного хозяйства. В сумме, все принятые поправки и
дополнения позволили значительно укрепить природоохранную законодательную базу.
Вместе с тем, ряд проблем, особенно в охотничьем хозяйстве, остался нерешенным
- это вопрос гарантий охотпользователям и компенсации их капитальных вложений в
случае изъятия земель охотхозяйств для государственных нужд, вопросы возмещения им
убытков в случае незаконной охоты на их территориях, конфликты интересов
охотпользователей и землепользователей и др.
В начале 2014 г., подготовлены дополнительные предложения по улучшению и
гармонизации природоохранного законодательства, в настоящее время проходящие
согласование в заинтересованных министерствах и парламенте РК. Соответственно,
готовится ряд поправок в существующие подзаконные акты и разрабатываются новые
«Правила...», «Порядки...» и т.п.
Из перечисленных выше законов и кодексов, два целиком относятся к
сохранению биоразнообразия: это законы РК
«Об охране, воспроизводстве и
использовании животного мира», и «Об особо охраняемых природных территориях».
76
Роль кодексов, рассматриваемые вопросы и предусматриваемые меры для
сохранения биоразнообразия
Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477 (статьи 3, 61,68).
Лесное законодательство РК основывается на принципах восстановления, сохранения и
охране лесов. Ведение государственного мониторинга лесов, участия населения и
общественных объединений в охране и защите лесного фонда.
Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года N 481 (статьи 40-63).
Предусматривает согласование планов местных исполнительных органов областей
(города республиканского значения, столицы) по рациональному использованию водных
объектов и документов, связанных с водоохранными полосами и зонами; управление
водными ресурсами в соответствии с утвержденными генеральными бассейновыми
схемами комплексного использования и охраны водных объектов. Восстановление и
охрана водных объектов, государственный контроль в области использования и охраны
водного фонда. Требования, обеспечивающие рациональное использование, охрану и
улучшение состояния вод. Экологические требования при использовании водных
объектов и водохозяйственных сооружений. Государственный мониторинг водных
объектов.
О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)
Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года N 99-IV (статьи 499-502).
Определяет плату за пользование животным миром: порядок платы при выдаче
разрешения на изъятие этих животных из природной среды, ставки платы и даты уплаты
Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года N 212 (статьи
7-10, 23, 24, 29, 39, 40, 47,82,111, 137, 142,149,173,176, 195, 203, 205, 207, 219, 225, 227,
236-269). В Экологическом кодексе обозначены объекты охраны окружающей среды,
компетенция специально уполномоченных государственных органов в области охраны,
воспроизводства и использования растительного и животного мира; нормативы качества
окружающей среды, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Оценка
биоразнообразия при проведении экологической экспертизы и экологического аудита,
государственного контроля, государственный экологический мониторинг, ведение единой
системы государственных кадастров природных ресурсов. Определение и действия при
чрезвычайной экологической ситуации и экологическом бедствии. Порядок разработки и
утверждения экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной
деятельности. Экологические требования при общем пользовании животным миром.
Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан от 30
января 2001 года № 155 (статьи 35, 126, 282-300, 307). Административная ответственность
за нарушения правил: охраны мест произрастания растений и среды обитания животных;
использования лесного фонда; рыболовства и охраны рыбных ресурсов и других водных
животных, охоты и других видов пользования животным миром; содержания и защиты
зеленых насаждений, охраны растений и животных при размещении, проектировании и
строительстве населенных пунктов, предприятий и других объектов. Повреждение
сенокосов и пастбищных угодий, а также незаконное сенокошение и пастьба скота, сбор
лекарственных растений и технического сырья на землях лесного фонда, повреждение или
уничтожение объектов селекционно-генетического назначения прав государственной
собственности на животный и растительный мир.
Уголовный Кодекс Республики Казахстан, от 16 июля 1997 года N 167 (статьи
287-294). Незаконные: добыча рыбных ресурсов и других водных животных и растений,
охота, порубка деревьев и кустарников; обращение с редкими и находящимися под
угрозой исчезновения видами растений и животных и (или) их частями и дериватами, а
также с растениями и животными и (или) их частями и дериватами, изъятие которых
запрещено. Нарушение правил охраны животного мира, режима особо охраняемых
природных территорий. Уничтожение или повреждение лесов.
77
За совершение правонарушений к юридическим лицам и физическому лицу
применяются административные взыскания
- административный штраф; лишение
специального права; лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного
аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид
деятельности либо совершение определенных действий; приостановление или запрещение
деятельности индивидуального предпринимателя; принудительный снос незаконно
возводимого или возведенного строения; административный арест; административное
выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
Лица, совершившие экологические правонарушения, обязаны возместить
причиненный ими ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными
законодательными актами Республики Казахстан.
За уголовное правонарушение физические лица наказываются штрафом, либо
исправительными работами на срок установленный судом, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишением
свободы.
Что касается структуры управления, то до
2013 г. Министерство сельского
хозяйства РК являлось центральным исполнительным органом Республики Казахстан,
осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством,
межотраслевую координацию разработки и реализации государственной политики в сфере
сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных
территорий, управления водными ресурсами, ресурсами растительного и животного мира
республики, в области сельскохозяйственного машиностроения, ветеринарии,
фитосанитарии, племенного животноводства, мелиорации, ирригации и дренажа,
обрабатывающей промышленности в части производства пищевых продуктов.
Министерство охраны окружающей среды РК являлось центральным
исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство,
межотраслевую координацию и выполнение функций государственного контроля в
области охраны окружающей среды. Министерство имеет территориальные органы в
организационно-правовой форме государственных учреждений
- областные, городов
Астаны и Алматы управления охраны окружающей среды и республиканское
инспекционное управление.
Указом Президента РК от 16 января 2013 г. Министерство охраны окружающей
среды Республики Казахстан было наделено функциями и полномочиями по реализации и
контролю за государственной политикой развития «зеленой экономики» с передачей ему
функций и полномочий в области: охраны и надзора за рациональным использованием
природных ресурсов, формирования государственной политики управления водными
ресурсами, а также функций и полномочий по управлению водными ресурсами и
развитием рыбного хозяйства, за исключением вопросов мелиорации, - от министерства
сельского хозяйства Республики Казахстан; вопросов утилизации твердых бытовых
отходов
- от агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-
коммунального хозяйства; формирования государственной политики в сфере развития
возобновляемых источников энергии - от министерства индустрии и новых технологий
Республики Казахстан. В составе министерства были образованы Комитет лесного и
охотничьего хозяйства и Комитет рыбного хозяйства, с удалением этих комитетов из
состава Министерства сельского хозяйства. Фактически, Комитеты с той же внутренней
структурой и кадровым составом поменяли подчиненность.
Указом Президента РК от 29 октября 2013 г. Министерство охраны окружающей
среды Республики Казахстан было преобразовано в Министерство окружающей среды и
водных ресурсов Республики Казахстан (МОСиВР РК) с передачей ему функций и
полномочий по формированию и реализации государственной политики в области подачи
78
воды до водопользователей или их объединений и ее отвода в целях гидромелиорации
земель от Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, а также функций
рационального и комплексного использования подземных вод, за исключением
геологического изучения недр в части подземных вод, от Министерства индустрии и
новых технологий Республики Казахстан.
Таким образом, МОСиВР РК в настоящее время обеспечивает выполнение
государственной политики и контроль в области управления и охраны животного мира,
особо охраняемых природных территорий, лесного, охотничьего и рыбного хозяйства, а
также вопросов качества и сохранения окружающей среды, использования водных
ресурсов и др.. В данное время оно является уполномоченным органом, полностью
отвечающим за выполнение Конвенции по биоразнообразию, а также за выполнение всех
других международных соглашений Казахстана, имеющих отношение к вопросам
сохранения биоразнообразия и окружающей среды.
2.3.
Осуществление программ и планов на отраслевом и
межсекторальном уровнях
Казахстан, как сторона Конвенции БР ООН, предусматривает тесное
взаимодействие национальных и отраслевых программ, а также международных
конвенций и соглашений, для успешного выполнения своих обязательств по сохранению и
сбалансированному использованию биологического разнообразия.
МОСиВР РК является центральным исполнительным органом, осуществляющим
руководство, межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации
государственной политики в сфере охраны окружающей среды и управления
природопользованием на территории РК.
Мероприятия в области использования сельскохозяйственных угодий
координируются Министерством сельского хозяйства РК, в области науки
(научного обеспечения мероприятий по сохранению биоразнообразия)
-
Комитетом науки Министерства образования и науки РК.
Деятельность, прямо связанная с сохранением биоразнообразия, описана
ниже.
2.3.1. Мероприятия по улучшению пастбищных угодий и обводнению
Проведение оценки потенциала обводнения пастбищных угодий в целях развития
отгонного животноводства
В текущем году Комитетом по управлению земельными ресурсами Министерства
регионального развития Республики Казахстан завершена работа, запланированная на
2011-2013 годы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, в том числе
пастбищ на общей площади 30,6 млн. га. Это делалось с целью определения состояния
обводненности и потенциала использования пастбищ для отгонного животноводства,
совместно с акиматами областей.
По предварительным результатам было выявлено 4,4 тысячи земельных участков с
общей площадью 2,0 млн. га неиспользуемых по целевому назначению, в том числе 313
тыс. га пашни, 13,3 тыс. га орошаемых земель и 1,6 млн. га пастбищ. Наибольшее число
земельных участков, не используемых по целевому назначению, отмечено в Восточно-
Казахстанской, Акмолинской и Карагандинской областях. Большая часть пастбищных
земель, не используемых по целевому назначению, изъята у землепользователей, по
остальным материалы переданы в территориальную инспекцию для принятия
79
административных мер. На больших площадях пастбищ возобновлено целевое
использование.
Более
40% исследованных пастбищ обводнено естественными водоемами, на
остальных существует проблема с водопоями. Это обусловливает недоиспользование
отгонов, концентрацию скота у поселков и на ограниченных территориях с перевыпасом
на этих участках и деградацией пастбищ и биоразнообразия.
По результатам инвентаризации выявлено, что в целом по стране требуется
восстановление, ремонт или сооружение более
9900 шахтных колодцев, скважин и
самоизливающихся скважин. Это число является не окончательным, ожидается выявление
дополнительных потребностей. Работы по обводнению пастбищ запланированы в рамках
государственной программы
«Агробизнес-2020», и уже ведутся в ряде областей.
Обводнение отгонов и рассредоточение скота позволит снизить локальные нагрузки на
пастбища и деградацию угодий, что положительно скажется на биоразнообразии.
2.3.2. Карантин и защита растений
На территории Казахстана распространено около 50 видов многоядных и свыше
100 видов специализированных вредителей, более 70 видов болезней, 300 видов сорняков,
10 видов карантинных объектов, наносящих ущерб сельскохозяйственному производству.
Отдельные из них (саранчовые, серая зерновая совка, клоп-черепашка, гессенская муха,
хлебный жук, хлопковая совка и паутинный клещ, ржавчина и септориоз зерновых)
являются особо опасными, причиняющими значительный экономический и экологический
ущерб. Распространение особо опасных вредных организмов с численностью выше
экономического порога вредоносности может привести к потере
15-30% урожая
сельскохозяйственных культур. В этой связи, фитосанитарный мониторинг, а также
фитосанитарные мероприятия против особо опасных вредных организмов и карантинных
объектов проводятся за счет бюджетных средств.
За период
2010-2013 гг. в Республике Казахстан по программе
003
«Защита
растений» за счет республиканского бюджета фитосанитарные мероприятия по борьбе с
особо опасными вредными организмами на различных сельскохозяйственных культур
проведены на площади 3212,5 тыс.га, 4030,4 тыс.га, 4379,2, тыс.га и 5833,6 тыс. га
соответственно.
По программе 004 «Карантин растений» мероприятия по выявлению, локализации
и ликвидации очагов карантинных объектов за период
2010-2013 гг. проведены на
площади
-
146,8 тыс.га, 169,46 тыс.га, 161,6 тыс.га и 201,12 тыс. га соответственно.
2.3.3. Рыбное хозяйство
Основные показатели и управление в рыбном хозяйстве
Основу рыбного хозяйства страны составляет рыбохозяйственный фонд водоемов,
в состав которого входят значительные акватории Каспийского и Аральского морей, озеро
Балхаш, Бухтарминское, Капшагайское, Шардаринское водохранилища, Алакольская
система озер и другие водоемы общей площадью свыше 3 млн. га, в которых обитают
свыше 70 видов рыб, в том числе наиболее ценные в коммерческом отношении осетровые,
судак, сазан, белый амур, толстолобик и др.. Вместе с этим в водоемах республики
имеются интродуцированные виды
(пелядь, сиг и др.), также имеющие высокую
коммерческую ценность.
80
Рыбное хозяйство имеет большое значение в качестве источника доходов, базы для
экономического роста, обеспечения занятости населения, источником питания, других
потенциальных возможностей и является возобновляемый ресурсом.
В целях осуществления функций государственного управления рыбным хозяйством
в 2003 году постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2003 года
№ 714 был образован Комитет рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства
Республики Казахстан, с января 2013 г. переданный в МООС РК (ныне МОСиВР РК).
В целях эффективного осуществления функций охраны, воспроизводства и
рационального использования рыбных ресурсов создание структурных подразделений
Комитета проводилось по бассейновому принципу.
В настоящее время Комитет имеет
8 межобластных бассейновых инспекций
рыбного хозяйства: Арало-Сырдарьинская, Балхаш-Алакольская, Ертисская, Жайык-
Каспийская, Есильская, Тобол-Торгайская, Шу-Таласская и Нура-Сарысуская
межобластные бассейновые инспекции.
Придание статуса государственных служащих инспекторскому составу
территориальных органов и бассейновый принцип государственного управления рыбными
ресурсами и другими водными животными на крупных рыбохозяйственных водоемах
международного и республиканского значений независимо от административно-
территориального деления позволило более эффективно проводить государственный
контроль, охрану, воспроизводство и использование рыбных ресурсов и других водных
животных.
Повседневная деятельность территориальных инспекций Комитета нацелена на
обеспечение сохранения разнообразия рыбных ресурсов.
Особую роль играет и работа проводимая Комитетом в рамках международного
сотрудничества. Ежегодно в пятистороннем формате рыбохозяйственные органы
прикаспийских государств проводят заседания Комиссии по водным биоресурсам
Каспийского моря. На данных заседаниях обсуждаются и принимаются решения по
сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов Каспийского моря.
В рамках межгосударственных комиссий по определению правового статуса Каспийского
моря принимается участие по определению рыболовной зоны Республики Казахстан.
На постоянной основе ведется работа по предупреждению, выявлению и
пресечению фактов незаконного лова рыбы. Ежегодно проводится порядка 9 тысяч рейдов
инспекционных групп, составляется более
7 тысяч протоколов о нарушении
природоохранного законодательства; в 2012-2013 гг. в виде штрафов и исков поступало в
бюджет около 50 миллионов тенге, у нарушителей изымались сотни транспортных
средств (табл. 8).
Регулирование использования рыбных ресурсов с 2006 года осуществляется путем
долгосрочного закрепления рыбохозяйственных водоемов за пользователями. Еще в 2006
году Комитетом рыбного хозяйства была проведена большая работа по проведению
конкурсов по закреплению рыбохозяйственных водоемов (участков) за пользователями
сроком на 10 лет, которая продолжается до настоящего времени. За пользователями
ведется регулярный контроль.
На сегодня 1791 рыбохозяйственных водоемов (участков) закреплено за
1004
пользователями, с которыми заключены договоры на ведение рыбного хозяйства.
Пользователи водоемов взяли на себя обязательства в течение 10 лет вкладывать
собственные средства на цели охраны, воспроизводства рыбных ресурсов, научные
исследования и укрепление материально-технической базы.
За 2006-2013 годы пользователями по данным направлениям инвестировано более
10 млрд. тенге (табл. 9, рис. 21).
Лимит
- предельный объемов изъятия рыбных ресурсов
- утверждается
Правительством ежегодно на основе научного биологического обоснования и
государственной экологической экспертизы.
81
Таким образом, обеспечивается межвидовой баланс водных биологических
ресурсов в рыбохозяйственных водоемах с учетом природных и антропогенных факторов.
Объем финансирования, потраченного на рыбохозяйственные
мероприятия в 2010-2013 гг.
1200000,0
Общ ая сумма
1000000,0
Воспроизводство,
800000,0
выпуск мальков
600000,0
Исследования
400000,0
Оборудование и
технологии
200000,0
0,0
2010
2011
2012
2013
Год
Рис. 21. Объем финансирования (из всех источников), потраченного на
рыбохозяйственные мероприятия в 2010-2013 гг.
На сегодня нормативно-правовая база рыбного хозяйства в целом основана на
Законе Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного
мира» принятой в 2004 году.
В целях усиления борьбы с нарушениями природоохранного законодательства
принимаются меры по совершенствованию законодательства; ряд изменений был внесен в
январе
2012 г., еще некоторые обсуждаются в настоящее время. Готовятся
соответствующие подзаконные акты, так как именно в рыбном хозяйстве нормативная
база все еще имеет наибольшее число пробелов.
82
Таблица 8. Контрольно-инспекционная деятельность территориальных подразделений Комитета рыбного хозяйства на 2010-2013
годы
Основные показатели
2010
2011
2012
2013
Проведено рейдов
9467
10886
9554
8467
Организовано рыбоохранных постов
604
327
252
275
Составлено протоколов о нарушении рыбоохранного
9949/9482
9547/9056
8094/7694
7639/7168
законодательства (протокол/чел)
Открыто нарушений совместно с сотрудниками
421
487
417
477
правоохранительных органов (протокол)
Направлено дел в суд (дел)
790
412
393
551
Привлечено судом к уголовной ответственной (чел)
27
17
28
35
Привлечено судом к административной
1269
303
194
875
ответственности (чел)
Наложено штрафов (тыс. тенге)
54057,2
57 525,0
48 956,00
53 186,79
Взыскано штрафов (тыс. тенге)
44565,2 (82,4%)
46 061,3 (80,1 %)
43 007 (87,8 %)
43 694,9 (82,1 %)
Предъявлено исков (тыс. тенге)
14966,7
13 830,4
13 235,10
20 680,50
Взыскано исков (тыс. тенге)
5724,0 (38%)
6 115,1 (44,2 %)
4 425,8 (33,4
6 601,37 (32,9 %)
%)
Агитационно-массовая работа (выступление
по
441 (154/287)
329 (113/216)
454 (139/262)
радио, ТВ и опубликовано статьей)
465 (222/243)
Изъято у нарушителей:
рыбы (кг.)
63851,0
65664,5
46000,9
82516,5
орудий лова (ед.)
10095
10912
8015
6954
плавательных средств (ед.)
139
469
384
449
83
Таблица 9. Финансовых средства, использованные рыбохозяйственными организациями для развития рыбного хозяйства за 2010-
2013 гг.
Год
Объем финансовых средств на
Объем финансовых средств на
Объем финансовых средств на
ВСЕГО
научные работы по оценке
техническое и технологическое
воспроизводство, в т.ч. выпуск
состояния животного мира, (в
перевооружение, в
молоди, при минимальном
тыс.тг.)
соответствии с планом
объеме 100 тыс. тг. (в тыс. тг.)
развития, при минимальном
объеме 100 тыс. тг. (в тыс. тг.)
План
Факт
%
План
Факт
%
План
Факт
%
План
Факт
%
2010
60649,6
35679,6
58,8
467004,4
481283,3
103,1
154998,5
139093,7
89,7
682717,5
656056,6
96,1
2011
63090,6
46464,7
73,6
455268,9
462111,4
101,5
223669,2
308743,5
138,0
742028,6
817319,6
110,1
2012
82934,3
67781,7
81,7
553102,6
697822,7
126,2
311002,9
221047,2
71,1
947039,8
986651,6
104,2
2013
364436,8
62280,3
17,1
812900,2
692385,6
85,2
1075046,7
301182,8
28,0
2252383,6
1055848,8
46,9
84

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..