НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 26

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 26

 

 

 

 

404 

 

 

ТАБЛИЦА

 4.4.4.

 

Показатели материально

-

технического обеспечения и ИКТ

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

D1 

Доля обеспеченных местами в общежитиях от общего 

количества нуждающихся в общежитиях

 

D2 

Доля учебно

-

производственных мастерских и 

лабораторий государственных колледжей, 

оснащенных современным обучающим 

оборудованием, от их общего количества

 

D3 

Доля колледжей, внедривших основные принципы 

дуального обучения по технологическим, техническим 

и сельскохозяйственным специальностям,

 

от общего 

количества организаций ТиПО

 

D4 

Доля организаций ТиПО, подключенных к Интернету со 

скоростью от 4 Мбит/с и выше, от общего количества 

организаций ТиПО

 

 

В  каждом  регионе  открытым  стоит  вопрос  по  обеспечению  учащихся 
общежитиями.  Тем  не  менее

 

количество  необеспеченных  в  общежитиях 

учащихся сократилось на 2 133 человека и составляет 12 628. Доля обеспеченных 
местами  в  общежитиях  от  общего  количества  нуждающихся  в  общежитиях 
составила 72,5% 

(рис. 4.4.16).

 

Максимально постарались решить вопрос с местами в 

Южно

-

Казахстанской,  Алматинской  и  Жамбылской  областях.  Существенный 

прирост  доли  составил  в  Павлодарской  области  (+20,9%).  Также  необходимо 
добавить,  что  многие  регионы  заключают  договоры

 

аренды  квартир  и  таким 

способом 

обеспечивают 

студентов 

жилплощадью

Низкий 

уровень 

обеспеченности общежитиями наблюдается в ЗКО, Мангистауской и Атырауской 
областях.

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

16. 

Доля обеспеченных местами в общежитиях

 

от общего количества нуждающихся в общежитиях, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

94,3

88,1 85,4

82,9

73,8

73,3

72,5 69,4 68,9

68,2

64,3

62,2

61,0

58,9

53,8 52,9

40,2

9

0

,3

8

3

,1

84

,0

9

0

,2

7

4

,2

6

8

,0

7

2

,9

8

1

,1

7

0

,5

4

7

,3

7

4

,3

71

,3

6

0

,1

7

0

,6

7

2

,0

5

6

,6

4

1

,3

2017

2016

 

 

405 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

С  2017  г.  впервые  для

 

оценки  региональных  образовательных  систем  включен 

показатель  доли

 

учебно

-

производственных  мастерских  и  лабораторий 

государственных 

колледжей, 

оснащенных 

современным 

обучающим 

оборудованием, от их общего количества. Согласно первичным данным хорошо 
оснащены таким оборудованием организации ТиПО г. Алматы (74,6%) 

(рис. 4.4.17),

 

затем  в  ЗКО  и  Кызылординской  области.  Рубеж  среднереспубликанского 
значения  (45,2%)  смогли  преодолеть  Жамбылский,  Южно

-

Казахстанский, 

Восточно

-

Казахстанский  регионы  и  г.  Астана.  В  конце  рейтинга  находятся  СКО, 

Актюбинская и Павлодарская области

 

 

РИСУНОК 4.4.

17. 

Доля учебно

-

производственных мастерских и лабораторий государственных 

колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием,

 

от их общего количества,

 

2017 г.,

 % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Внедрение  дуального  обучения  является  важным  для  развития  системы  ТиПО 

 

в соответствии с запросами рынка труда. В 2017 г. доля

 

колледжей, внедривших 

основные  принципы  дуального  обучения  по  технологическим,  техническим 

 

и сельскохозяйственным специальностям, в среднем по стране составляет 55,1% 
(2016 г. 

52,4%). Второй год лидируют Павлодарская (90%), Кызылординская (70%) 

и  Мангистауская  (69,2%)  области.  Дуальное  обучение  внедрили  свыше  50% 
организаций ТиПО в ряде регионов страны, кроме г. Алматы, ЮКО и Алматинской 
области,  которые  второй  год  занимают  нижние  позиции.  Существует  разрыв 

 

в  3  раза  между  показателями  Павлодарской  и  Алматинской  областей 

 

по внедрению дуального обучения 

(рис. 4.4.18).

 

 
 

74,6

70,7

56,6

49,3

47,1 47,0 46,7 45,2

42,3 40,2 40,0

38,5

35,5 34,0 33,7

30,7 29,7

 

 

406 

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

18. 

Доля колледжей, внедривших основные принципы дуального обучения по 

технологическим, техническим и сельскохозяйственным специальностям,

 

от общего количества организаций ТиПО, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

В отчетном году количество колледжей, подключенных к сети Интернет, возросло 
с 560 до 594,

 

что составило 72,1% по стране 

(рис. 4.4.19)

. Большинство колледжей 

подключены к Интернету свыше 4 Мбит/сек. Высокие показатели наблюдаются 
в

 

гг.  Астана,  Алматы  и  Павлодарской  области.  Почти  во  всех  регионах 

прослеживается  рост  доли  организаций  ТиПО,  подключенных  к  сети  Интернет. 
Второй  год  Актюбинская  и  Жамбылская  области  занимают  низкие  позиции 
по

 

данному показателю.

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

19. 

Доля организаций ТиПО, подключенных к Интернету со скоростью от 4 Мбит/с и 

выше, от общего количества организаций ТиПО, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

90,0

70,0

69,2 68,4 68,0 66,0 65,8

60,0

60,0 55,6 55,1 54,5 53,7

52,8

41,0 40,4

29,7

9

1

,8

7

4

,2

6

5

,4

5

9

,0

5

5

,6

6

3

,3

57

,9

6

4

,0

5

3

,7

4

2

,5

5

2

,4

5

3

,7

5

0

,6

5

2

,9

4

1

,5

3

8

,5

3

2

,9

2017

2016

91,7

84,3 84,0

76,3 73,6 73,1 72,5 72,1 72,0

70,0 68,3 67,6 67,0 65,8

64,0

63,6

58,0

8

8

,2

8

1

,7

7

9

,6

6

6

,7

6

9

,9

6

5

,4

6

5

,9

6

8

,5

7

2

,0

6

7

,7

6

6

,7

6

3

,0

64

,8

6

5

,8

6

6

,7

6

1

,0

5

5

,1

2017

2016

 

 

407 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

В 2017 г. индекс материально

-

технического обеспечения и ИКТ по показателю 

группы 

в системе ТиПО демонстрирует, что в тройку лидеров входят колледжи 

г.  Алматы,  ЗКО  и  Кызылординской  области 

(рис.  4.4.20).

 

По  данному  индексу 

наблюдается

 

снижение показателей в 13 регионах и 1 городе республиканского 

значения. Завершают рейтинг Алматинская, Атырауская и Актюбинская области.

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

20. 

Индекс МТО И ИКТ системы ТиПО по показателям группы 

 

 

 

По

 

результатам оценки двух групп 

С

 

и

 D 

получен индекс сводного показателя 

«Реcурсообеспеченность»,  по

 

которому  ЗКО,  Павлодарская  и  Кызылординская 

области  получили  наибольшие  значения.  Низкие  показатели  наблюдаются 
в

 

Акмолинской, Актюбинской и Атырауской областях. Существует разрыв между 

максимальными  и  минимальными  значениями  среди  регионов  почти  в  2  раза 

(рис. 4.4.21).

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

21. 

Индекс сводного показателя «Ресурсообеспеченность»

 

 

 

0,687

0,651

0,631 0,619 0,612

0,586 0,562 0,558

0,541 0,518 0,518 0,514 0,505

0,474

0,428

0,398

0

,5

9

3

0

,5

5

0

0

,7

0

2

0

,7

4

0

0

,6

4

7

0

,6

9

5

0

,6

3

1

0

,5

9

0

0

,6

6

2

0

,5

7

6

0

,6

5

1

0

,6

1

6

0

,5

3

1

0

,5

2

4

0

,5

4

2

0

,5

6

7

2017

2016

0,690

0,616

0,585

0,579

0,530

0,525

0,510

0,500

0,495

0,494

0,466

0,446 0,443 0,416 0,406

0,372

0

,6

6

5

0

,7

1

0

0

,7

0

2

0

,4

4

6

0

,5

9

7

0

,5

2

3

0

,4

7

0

0

,5

2

0

0

,4

8

6

0

,5

5

7

0

,4

3

1

0

,4

6

0

0

,5

0

1

0

,5

3

4

0

,5

3

6

0

,3

5

7

2017

2016

 

 

408 

 

 

 

По  критериям  результативности  и  ресурсообеспеченности  рассчитан  индекс 
эффективности  технического  и

 

профессионального

 

образования.  Самыми 

эффективными в сфере ТиПО являются г. Алматы, Карагандинская и Павлодарская 
области 

(рис.  4.4.22).

 

В  конце  рейтинга  по  данному  индексу  находятся  ЮКО, 

Алматинская и Атырауская области.

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

22. 

Индекс эффективности ТиПО

 

 

 

 

Выводы

 

 

 

На рынке труда всегда востребованы выпускники, завершившие обучение 
на отлично. В 2017 г. выпустилось 13

 

966 отличников, что на 287 человек 

больше в сравнении с 2016 г. (13

 

679 чел.). Прирост составил 0,3%.

 

 

 

Активным  инструментом  карьерного  наставничества  и  повышения 
престижа  профессий  ТиПО  являются  чемпионаты  профессионального 
мастерства 

WorldSkills. 

Национальный  чемпионат 

WorldSkills  Kazakhstan 

прошел по

 30 

компетенциям

В медальном зачете лидирующее место занял 

г.  Алматы:  5  золотых,  6  серебряных,  5  бронзовых  медалей.  На  втором 
и

 

третьем  месте  Акмолинская  область  и

 

г.  Астана,  по  15  и  10  медалей 

соответственно

 

 

В республике обучение студентов за счет средств работодателей находится 
на  низком  уровне,  что  обусловлено  невысоким  уровнем  вовлеченности 
работодателей  в  подготовку  специалистов  для  рынка  труда.  Так,  доля 

0,632

0,581

0,549

0,520

0,504

0,484

0,461

0,433 0,433 0,426

0,394

0,392

0,384

0,361 0,358

0,356

0

,5

5

5

0

,6

2

6

0

,5

7

1

0

,6

1

5

0

,5

2

6

0

,5

6

1

0

,4

6

6

0

,5

1

2

0

,5

3

0

0

,4

4

3

0

,4

7

6

0

,3

2

8

0

,4

3

9

0

,4

2

5

0

,3

6

6

0

,3

1

5

2017

2016

 

 

409 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

студентов, обучающихся за счет работодателей упала на 0,3% и составляет 
0,6% (2017 г. 

- 2 

740 чел., 2016 г. 

- 4 

098 чел.).

 

 

 

По  обучению  за  счет  государственного  образовательного  заказа 
представлены  высокие  показатели.  Практически  большая  половина 
контингента  организаций  ТиПО  (53,6%  по  республике)  обучается  на 
бюджетной основе.

 

 

 

В  2017  г.  расходы  на  обучение

 

одного  специалиста  организаций  ТиПО 

в

 

среднем  по  стране  составили  381,1  тыс.  тенге,  что  на  48,8  тыс.  тенге 

больше,  чем  в  2016  г.  Разрыв  между  максимальным  и  минимальным 
уровнем затрат по регионам составляет 189,1 тыс. тенге.

 

 

 

Несмотря  на  значимость  привлечения  мастеров  производственного 
обучения в систему ТиПО с производства, в 2017 г. наблюдается снижение 
их доли с 

7 % 

до 5,7%.

 

 

 

В  каждом  регионе  открытым  остается  вопрос  по  обеспечению  учащихся 
общежитиями.  Количество  необеспеченных  в  них  сократилось  на  2

 133 

человека  и  составляет  12

 

628  студентов  по  стране.  Доля  обеспеченных 

местами в общежитиях от общего количества нуждающихся в общежитиях 
составила 72,5%.

 

 

 

С  2017  г.  впервые  в  Национальном  докладе  для  оценки  региональных 
образовательных 

систем 

включен 

показатель 

доли

 

учебно

-

производственных мастерских и лабораторий государственных колледжей, 
оснащенных  современным  обучающим  оборудованием.  Согласно 
первичным  данным  высокое  оснащение  современным  обучающим 
оборудованием наблюдается в г. Алматы (74,6%).

 

 

Рекомендации 

 

 

 

Для  увеличения  количества  желающих  среди  молодежи  учиться  в

 

ТИПО 

важно  МИО  с  привлечением  частных  инвестиций  создание  мест 

 

в общежитиях путем их строительства,

 

а также совершенствование условий 

инклюзивного образования для студентов с ООП.

 

 

Увеличение  финансирования  оплаты  труда  высококвалифицированных 
ИПР  в  колледжах,  в  т.ч.  мастеров  производственного  обучения  позволит 
сократить их дефицит.

 

 

Необходимо  активизировать  работу  по  вовлечению  работодателей 

 

в  развитие  системы  ТиПО

 

с  целью  подготовки  конкурентоспособных 

студентов, необходимых региональному рынку труда

 

 

 

 

410 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

 

Академическая 

мобильность

 

перемещение 

обучающихся 

или 

преподавателей

-

исследователей для обучения или проведения исследований 

на определенный академический период (семестр или учебный год) в другой 
вуз (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных 
учебных  программ,  дисциплин  в  виде  кредитов  в  своем  вузе  или  для 
продолжения учебы в другом вузе.

 

 

Аккредитация

 - 

процедура признания аккредитационным органом соответствия 

образовательных услуг установленным стандартам (регламентам) аккредитации 
с  целью  предоставления  объективной  информации  об  их  качестве 
и

 

подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения.

 

 

Мягкие

 

или

 

гибкие  навыки  (

soft  skills)  - 

комплекс  неспециализированных, 

надпрофессиональных  навыков,  которые  отвечают  за  успешное  участие 
в

 

рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть 

не связаны с конкретной предметной областью.

 

 

Доказательная  политика  (

evidence-based  policy)

  - 

государственная  политика, 

основанная на широком использовании научно обоснованных доказательств.

 

 

Доступ  к  образованию

 

политика,  при  которой  государство  или  организации 

образования  обеспечивают  всех  желающих  равными  возможностями 
для

 

получения образования.

 

 

Дуальное  обучение

  - 

форма  подготовки  кадров,  сочетающая  обучение 

в

 

организации  образования  с  обязательными  периодами  обучения  и  практики 

на

 

предприятии с предоставлением

 

рабочих мест и компенсационной выплатой 

обучающимся  при  равной  ответственности  предприятия,  учебного  заведения 
и

 

обучающегося.

 

 

Инклюзивное  образование 

процесс,  обеспечивающий  равный  доступ 

к

 

образованию  для  всех  обучающихся  с  учетом  особых  образовательных 

потребностей и индивидуальных возможностей.

 

 

Интернационализация  образования

  - 

процесс  интеграции  межнационального, 

межкультурного и глобального измерения с целями, функциями и организацией 
предоставления образовательных услуг.

 

 

Качество 

образования

 

соответствие 

образования

 

многообразным 

потребностям, интересам личности, общества и

 

государства

 

 

411 

Глоссарий

 

 

Лицо с особыми образовательными потребностями

 

лицо, которое испытывает 

постоянные или временные трудности в

 

получении образования, обусловленные 

здоровьем.  Нуждается  в  специальных,  общеобразовательных  учебных 
программах и

 

образовательных программах дополнительного образования.

 

 

Малокомплектная школа

 - 

общеобразовательная школа с малым контингентом 

обучающихся,  совмещенными  класс

-

комплектами  и  специфической  формой 

организации учебных занятий.

 

 

Международная стипендия «Болашақ»

 - 

стипендия, учрежденная Президентом 

РК для обучения граждан в ведущих зарубежных вузах по очной форме обучения 
или  прохождения  стажировки  в  зарубежных  организациях  работниками, 
категории  которых  определяются  Республиканской  комиссией  по  подготовке 
кадров за рубежом.

 

 

Наблюдательный  совет 

орган  корпоративного  управления,  контролирующий 

деятельность и содействующий в управлении организацией образования.

 

 

Некоммерческое  акционерное  общество

  - 

юридическое  лицо,  выпускающее 

акции  с  целью  привлечения  средств  для  осуществления  своей  деятельности, 
доходы которого используются исключительно на развитие этого общества.

 

 

Общественный совет

 - 

консультативно

-

совещательный, наблюдательный орган, 

образуемый  министерством,  центральным  исполнительным  органом,  а  также 
органами местного государственного управления на республиканском и местном 
уровне, и обладающий автономностью и самостоятельностью.

 

 

Оценка  регулирующего  воздействия

  - 

процесс  определения  проблем  и  целей 

регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей с целью исключения 
излишнего  и  необдуманного  регулирования  и  с  использованием  научных 
и

 

поддающихся  последующей  проверке  техник,  применяемых  на  всей 

имеющейся  доступной  информации,  а  также  с  учетом  различных  мнений, 
полученных  в  ходе  консультаций,  анализа  издержек  и  выгод  выбранных 
альтернатив.

 

 

Попечительский  совет

  - 

коллегиальный  орган  управления,  осуществляющий 

общественный контроль в организациях образования.

 

 

Профессиональная 

ориентация

 

предоставление 

информации 

и

 

консультационной  помощи  обучающемуся  в  реализации  его  прав  в  области 

образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном 
выборе  профессии  и  места  учебы  в  соответствии  с  профессиональными 

 

 

412 

 

 

интересами,  индивидуальными  способностями  и  психофизиологическими 
особенностями.

 

 

Феминизация  педагогической  профессии

  - 

возрастание  количества  женщин

 

в

 

профессии педагога.

 

 

Цифровизация  образования

  - 

расширение  с  помощью  цифровых  решений 

и

 

информационных систем доступа обучающихся к образовательным ресурсам

.  

 

QS  World  University  Rankings

  - 

ежегодно  публикуемый  рейтинг  лучших

 

университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli 

Symonds. 

 

PIAAC  (Programme  for  the  International  Assessment  of  Adult  Competencies) 

-

программа

 

международной

 

оценки

 

компетенций

 

взрослых

созданная

 

ОЭСР 

и

 

реализуемая Консорциумом ведущих международных организаций. Оценивает 

математическую,  читательскую  и  компьютерную  грамотность  взрослого 
населения в возрасте от 16 до 65 лет.

 

 

Shanghai  Academic  Ranking  of  World  Universities

  - 

глобальный  рейтинг  лучших 

университетов мира по версии

 

азиатского

 

агентства

 ShanghaiRanking Consultancy. 

 

THE World University Rankings 

глобальное исследование и сопровождающий его 

рейтинг  лучших  университетов  мирового  значения  по  версии  британского 
издания Times Higher Education.

 

 

 

 

413 

Список сокращений

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

 

АО «ИАЦ»

 

Акционерное общество «Информационно

-

аналитический центр»

 

АО «ЦМП»

 

Акционерное общество «Центр международных программ»

 

АОО НИШ

 

Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

АТУ

 

Алматинский технологический университет

 

АУНГ

 

Атырауский университет нефти и газа

 

АУП

 

Административно

-

управленческий персонал

 

ВВП

 

Валовой внутренний продукт

 

ВКГТУ им. 
Д. 

 

Серикбаева

 

Восточно

-

Казахстанский государственный технический университет 

 

им. Д. 

 

Серикбаева

 

ВКО

 

Восточно

-

Казахстанская область

 

ВОУД

 

Внешняя оценка учебных достижений

 

ВЭФ

 

Всемирный экономический форум

 

ГИК

 

Глобальный индекс конкурентоспособности

 

ГОНС

 

Государственная образовательная накопительная система

 

ГОСО

 

Государственный общеобязательный стандарт образования

 

ГПИИР

 

Государственная программа индустриально

-

инновационного развития 

Республики Казахстан на 2015

-

2019 гг.

 

ГПРОН

 

Государственная программа развития образования и науки Республики 
Казахстан на 2016

-

2019 гг.

 

ГУ им. Шакарима

 

Государственный университет им. Шакарима г. Семей

 

ГЧП

 

Государственно

-

частное партнерство

 

ДВО

 

Дошкольное воспитание и обучение

 

ДО

 

Дошкольная организация

 

ЕНТ

 

Единое национальное тестирование

 

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

 

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

 

ЕС

 

Европейский союз

 

ЕФО

 

Европейский фонд образования

 

ЖГУ им. 
И. 

 

Жансугурова

 

Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова

 

ЖКТ

 

Желудочно

-

кишечный тракт

 

ЗКАТУ им. Жангир 
хана

 

Западно

-

Казахстанский аграрно

-

технический университет им. Жангир хана

 

ЗКИТУ

 

Западно

-

Казахстанский инженерно

-

технологический университет

 

ЗКО

 

Западно

-

Казахстанская область

 

ИКТ

 

Информационно

-

коммуникационные технологии

 

ИнЕУ

 

Инновационный Евразийский Университет

 

ИПР

 

Инженерно

-

педагогические работники

 

КазГосЖенПУ

 

Казахский государственный женский педагогический университет

 

КазНАУ

 

Казахский национальный аграрный университет

 

КазНИТУ им.Сатпаева

 

Казахский национальный исследовательский технический университет им. 
К.И. Сатпаева

 

КазНПУ им. Абая

 

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

 

КазНУ им. аль

-

Фараби

 

Казахский национальный университет им. аль

-

Фараби

 

КазУМОиМЯ

 

Казахский университет международных отношений и мировых языков им. 
Абылай хана

 

 

 

414 

 

 

КарГТУ

 

Карагандинский государственный технический университет

 

КарГУ им. Е.А.Букетова

 

Карагандинский государственный университет им.

 

академика Е.А. Букетова

 

КАТУ им. 
С.Сейфуллина

 

Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина

 

КБТУ

 

Казахстанско

-

Британский технический университет

 

КГУ им.

 

А. Байтурсынова

 

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова

 

КГУ им.

 

Ш. Уалиханова

 

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

 

КИМЭП

 

Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования

 

ККиИО

 

Кабинеты коррекции и инклюзивного образования

 

КН МОН РК

 

Комитет науки Министерства образования и науки Республики Казахстан

 

КППК

 

Кабинеты психолого

-

педагогической коррекции

 

КПСиСУ

 

Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной 
прокуратуры РК

 

КС МНЭ РК

 

Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики 
Казахстан

 

КызГУ им. Коркыт Ата

 

Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата

 

КЭУ Казпотребсоюза

 

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

 

МБ

 

Местный бюджет

 

МБП

 

Международное бюро просвещения

 

МЗ РК

 

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

 

МИО

 

Местные исполнительные органы

 

МИР РК

 

Министерство по инвистициям и развитию Республики Казахстан

 

МКТУ им. Х.А.Яссави

 

Международный казахско

-

турецкий университет им. Х.А.Яссави

 

МКШ

 

Малокомплектные школы

 

МОН РК

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

МСКО

 

Международная стандартная классификация образования

 

МТБ

 

Материально

-

техническая база

 

МФ РК

 

Министерство финансов Республики Казахстан

 

НААР

 

Независимое агентство аккредитации и рейтинга

 

НАО

 

Некоммерческое акционерное общество

 

НАО им. 
Ы.

 

Алтынсарина

 

Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина

 

НИИ

 

Научно

-

исследовательский институт

 

НИР

 

Научно

-

исследовательская работа

 

НКАОКО

 

Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества 
в

 

образовании

 

НОБД

 

Национальная образовательная база данных

 

НПА

 

Нормативный правовой акт

 

НПО

 

Неправительственная организация

 

НПП «Атамекен»

 

Национальная палата предпринимателей «Атамекен»

 

НСЛ

 

Национальная студенческая лига

 

ООП

 

Особые образовательные потребности

 

ОУР

 

Образование в интересах устойчивого развития

 

ОЭСР

 

Организация экономического сотрудничества и развития

 

ПГУ им. 
С.

 

Торайгырова

 

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

 

 

 

415 

Список сокращений

 

ПМПК

 

Психолого

-

медико

-

педагогическая консультация

 

ППС

 

Профессорско

-

преподавательский состав

 

РГКП «НЦТ»

 

Республиканское государственное казенное предприятие «Национальный 
центр тестирования»

 

СКГУ им.

 

М. Козыбаева

 

Северо

-

Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева

 

СКО

 

Северо

-

Казахстанская область

 

СМИ

 

Средства массовой информации

 

СМК

 

Система менеджмента качества

 

СНГ

 

Содружество Независимых Государств

 

СО

 

Среднее образование

 

США

 

Соединенные Штаты Америки

 

ТарГУ им. М.Х. Дулати

 

Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати

 

ТиПО

 

Техническое и профессиональное образование

 

ТУП

 

Типовой учебный план

 

УМК

 

Учебно

-

методический комплекс

 

ЦОР

 

Цифровой образовательный ресурс

 

ЦРТ

 

Цели развития тысячелетия

 

ЦУР

 

Цели устойчивого развития

 

ШПД

 

Широкополосный доступ в Интернет

 

ЮКГИ им. 
М.Сапарбаева

 

Южно

-

Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева

 

ЮКГПУ

 

Южно

-

Казахстанский государственный педагогический университет

 

ЮКГУ им.

 

М. Ауэзова

 

Южно

-

Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова

 

ЮКГФА

 

Южно

-

Казахстанская государственная фармацевтическая академия

 

ЮКО

 

Южно

-

Казахстанская область

 

ЮНЕСКО

 

United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization 

Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по 
вопросам образования, науки и культуры

 

ЮНИСЕФ

 

Международный чрезвычайный детский фонд ООН

 

ARWU 

Shanghai Academic Ranking of World Universities 

Шанхайский рейтинг университетов

 

мира

 

EF EPI 

Education First English Proficiency Index 

Индекс

 

уровня

 

владения

 

английским

 

языком

 Education First 

ENQA 

European Association for Quality Assurance in Higher Education 

Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования

 

EQAR 

The European Quality Assurance Register for Higher Education 

Европейский реестр обеспечения качества высшего образования

 

ICILS 

International Computer and Information Literacy Study 

Международное исследование компьютерной и информационной 
грамотности

 

IEA 

International Association for the Evaluation of Educational Achievement 

Международная Ассоциация по оценке учебных достижений

 

IT 

Information Technology 

Информационные технологии

 

MBA 

Master of business administration 

Магистр

 

бизнес

-

администрирования

 

MOOC 

Massive open online courses 

 

 

416 

 

 

Массовый

 

открытый

 

онлайн

-

курс

 

PIAAC 

Programme for the International Assessment of Adult Competences 

Международная программа по оценке компетенций взрослого населения

 

PIRLS 

Progress in International Reading Literacy Study 

Международное исследование степени усвоения навыков чтения

 

PISA 

Programme for International Student Assessment 

Программа

 

международной

 

оценки

 

студентов

 

QS EECA 

Quacquarelli Symonds Emerging Europe and Central Asia University Rankings 

Рейтинг лучших университетов в странах Восточной Европы и Центральной 
Азии QS

 

QS WUR 

Quacquarelli Symonds World University Rankings 

Мировой

 

рейтинг

 

университетов

 QS 

TALIS 

Teaching and Learning International Survey 

Международное исследование преподавания и обучения

 

THE Rankings 

Times Higher Education World University Rankings 

Мировой рейтинг университетов Times Higher Education

 

TIMSS 

Trends in Mathematics and Science Study 

Исследование тенденций в области обучения математике и естественным 
наукам

 

 

 

 

417 

Приложение

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 

1. 

 

Динамика показателей Казахстана по субфактору 

 

«Образование» в рейтинге 

IMD

286

 

 

Показатели

 

2008 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

+/- 

1.Общие 
государственные 
расходы на 
образование, 

 

49 

49 

48 

43 

49 

50 

35 

48 

50 

47 

+3 

% ВВП

 

3,2 

3,2 

3,6 

3,89 

3,46 

3,58 

4,3 

3,6 

3,4 

3,7 

 

2.Общие 
государственные 
расходы на 
образование на 
душу населения

 

45 

50 

47 

47 

47 

46 

43 

43 

45 

46 

-1 

$ на душу 
населения

 

171 

168,51  300,84 

276,51 

311,75  403,56 

520 

492 

447 

389 

 

3.Общие 
государственные 
расходы на 
образование на 
ученика (среднее 
образование)

 

  

 

Введен в 2014 году

  

 

  

45 

52 

54 

36 

+18 

% от ВВП на душу 
населения

 

   

12 

13 

11,2 

19,0 

 

4.Соотношение 
ученик/учитель 
(начальная школа)

 

31 

29 

33 

36 

37 

38 

40 

33 

37 

39 

-2 

  

17,27 

16,77 

16,53 

16,63 

16,41 

16,25 

16,36 

16,19 

16,48 

16,86 

 

5.Соотношение 
ученик/учитель 
(средняя школа)

 

14 

16 

13 

12 

12 

+2 

  

10,99 

10,9 

10,39 

10,01 

9,71 

9,35 

8,87 

8,6 

8,73 

8,66 

 

6.Численность 
учащихся в средней 
школе

 

28 

32 

37 

32 

31 

28 

30 

39 

29 

17 

+12 

% от 
соответствующей 
возрастной группы 
очной формы 
обучения

 

88,81 

87,84 

86,2 

85,07 

86,02 

88,19 

89,6 

86,3 

92,7 

95,9 

 

7.Получение 
высшего 
образования  

 

27 

26 

26 

24 

19 

17 

+3 

% от населения, 
получивших 
высшее 
образование в 
возрасте 25

-34 

лет

 

26,4 

29,3 

33,3 

37,3 

41 

42,9 

50 

50,1 

54,2 

60,0 

 

8.Женщины со 
степенями

 

  

Введен в 2015 году

  

 

35 

36 

38 

-2 

% бакалавров и 
магистров

 

  

  

  

  

  

  

  

57,5 

56,3 

55,8 

 

9.Мобильность 
студентов внутри 
страны

 

31 

32 

32 

39 

42 

43 

44 

46 

49 

49 

 

                                                

286

 

IMD World Competitiveness Yearbook 2009-2018

 

 

 

418 

 

 

число иностранных 
студентов, 
обучающихся в 
казахстанских 
ВУЗах, на 1000 
жителей

 

0,61 

0,71 

0,77 

0,69 

0,65 

0,73 

0,62 

0,53 

0,51 

0,63 

 

10.Мобильность 
студентов за 
пределами страны

 

12 

12 

13 

13 

13 

14 

15 

14 

+6 

число 
казахстанских 
студентов, 
обучающихся в 
ВУЗах зарубежом, 
на 1000 жителей

 

1,93 

1,81 

1,93 

1,91 

2,65 

2,23 

2,23 

2,55 

2,85 

3,81 

 

11.Оценка качества 
образования, PISA

 

  

  

  

46 

46 

46 

46 

46 

46 

39 

+7 

математика, балл

 

  

  

  

  

  

  

432 

432 

432 

460 

 

естествознание, 
балл

 

  

  

  

  

  

  

425 

425 

425 

456 

 

12.Знание 
английского языка

 

 - 

48 

51 

49 

49 

50 

52 

52 

52 

53 

-1 

баллы TOEFL

 

  

77 

74 

78 

79 

79 

80 

80 

80 

80 

 

13.Система 
образования 
(Опрос) не 
соответствует / 
соответствует 
потребностям 
экономики

 

39 

36 

35 

37 

37 

44 

36 

38 

43 

29 

+14 

 

1 - min, 10 - max

 

3,75 

4,22 

4,13 

4,56 

4,63 

4,28 

4,83 

4,85 

4,34 

5,95 

 

14.Научные 
дисциплины 
(Опрос) не 
преподаются / 
преподаются в 
достаточной мере в 
школах 

 

  

  

24 

30 

24 

39 

23 

27 

41 

22 

+19 

 

1 - min, 10 - max

 

  

  

5,24 

4,87 

5,22 

4,71 

5,33 

5,44 

4,78 

5,98 

 

15.Университетское 
образование 
(Опрос) не 
соответствует / 
соответствует 
потребностям 
экономики

 

50 

49 

41 

45 

41 

49 

44 

37 

52 

30 

+22 

 

1 - min, 10 - max

 

3,6 

4,02 

4,56 

4,55 

4,7 

4,33 

4,63 

5,21 

4,37 

5,87 

 

16.Управленческое 
образование 
(Опрос) не 
соответствует / 
соответствует 
потребностям 
бизнес

-

сообщества

 

48 

44 

42 

45 

41 

45 

40 

47 

56 

39 

+17 

 

1 - min, 10 - max

 

3,83 

4,42 

4,73 

4,9 

5,13 

4,76 

5,01 

5,04 

4,45 

5,79 

 

17.Языковые 
навыки, не 
удовлетворяют 
/удовлетворяют 
потребности 
предприятий 
(Опрос)

 

Введен в 2014 году

 

37 

39 

47 

35 

+12 

1 - min, 10 - max 

  

  

  

  

  

  

5,15 

5,2 

4,7 

5,83 

 

18.Безграмотность 
уровень 
безграмотности 
взрослых (старше 
15 лет

), % от 

общего населения

 

 

 

 

419 

Приложение

 

Приложение 

2. 

 

«Профиль Казахстана в Индексе сетевой готовности ВЭФ 2016 г.»

287

 

 

Индикатор

 

Место

 

Значение

 

1-

й показатель: Политическая и законодательная среда

 

1.01 

Эффективность законодательных органов

 

30 

4.5 

1.02 

Законы, касающиеся

 

ИКТ

 

38 

4.6 

1.03 

Независимость судебных органов

 

72 

3.8 

1.04 

Эффективность правовой системы в урегулировании споров

 

48 

4.0 

1.05 

Эффективность правовой системы в оспаривании юридических 
норм

 

52 

3.7 

1.06 

Защита интеллектуальной собственности

 

70 

3.9 

1.07 

Уровень пиратства программного обеспечения, % 
установленного программного обеспечения

 

73 

74 

1.08 

Количество процедур для подписания договора

 

58 

36 

1.09 

Количество дней для подписания договора

 

16 

370 

2-

й показатель: Бизнес и инновационная среда

 

2.01 

Наличие современных технологий

 

89 

4.4 

2.02 

Наличие венчурного капитала

 

59 

2.9 

2.03 

Общая налоговая ставка,

 

% прибыли

 

34 

29.2 

2.04 

Количество дней для создания бизнеса

 

26 

2.05 

Количество процедур для создания бизнеса

 

22 

2.06 

Интенсивность местной конкуренции

 

94 

4.7 

2.07 

Валовой коэффициент охвата высшим образованием, %

 

59 

46.0 

2.08 

Качество управления средним образованием

 

101 

3.7 

2.09 

Государственные закупки передовых технологий

 

63 

3.4 

3-

й показатель: Инфраструктура

 

3.01 

Производство электроэнергии 

 

квтч / на душу населения

 

38 

5598.3 

3.02 

Покрытие мобильной сети, % населения.

 

123 

86.6 

3.03 

Высокоскоростной международный доступ к Интернету кб/с / 
на пользователя

 

49 

51.5 

3.04 

Безопасные Интернет

-

серверы / млн. населения

 

86 

14.5 

4-

й показатель: Доступность

 

4.01 

Мобильные сотовые тарифы, ППС $ / мин

 

29 

0.12 

4.02 

Фиксированные широкополосные Интернет

-

тарифы ППС $ / 

месяц

 

20 

20.71 

4.03 

Индекс конкуренции в секторах Интернета и телефонии

 

75 

1.87 

5-

й показатель: Навыки

 

5.01 

Качество системы образования

 

67 

3.7 

5.02 

Качество математического и естественнонаучного образования

 

71 

4.1 

5.03 

Показатель охвата средним образованием, брутто%

 

21 

109.1 

5.04 

Уровень грамотности взрослого населения, %

 

99.8 

 

                                                

287

 http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/ 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz