НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 25

 

 

 

 

388 

 

 

В  современном  мире,  где  технологии  развиваются  быстрыми  темпами

необходимо своевременное подключение к сети Интернет. Такое подключение 
должно  быть  качественным,  как  и  образование,  которое  в  век  цифровизации 
зависит  напрямую  от  ИКТ

Наблюдается  увеличение  в  два  раза  показателей 

в

 

сравнении с прошлым годом

 (33,9%). 

Из всех 7

 

047 дневных государственных 

общеобразовательных  школ  подключены

 

к  широкополосной  сети  Интернет

 

со 

скоростью 4 Мбит/с и выше 4 

354 

школы

 (61,8%) 

(

рис. 4

.3.30

)

. В 2017

 

г.

 

большинство 

регионов  значительно  преодолели  среднереспубликанский  показатель

В

 

доступе к широкополосной сети Интернет пока нуждаются

 

школы ВКО, ЮКО,

 

Кызылординской, Костанайской

 

и Актюбинской

 

областей

 

 

РИСУНОК 4

.3.30. 

Доля школ, обеспеченных доступом к широкополосному Интернету со скоростью от 

4 Мбит/с и выше, от общего количества школ, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Согласно  показателям  группы 

в  2017  г

индекс  материально

-

технического 

обеспечения  и  ИКТ

 

наиболее высокий  в  школах

 

г. Алматы,  СКО, Павлодарской 

и

 

Акмолинской

 

областей

Низкие показатели наблюдаются в ЮКО, Костанайской

 

и Атырауской областях

 

(рис. 4.3.31).

 

 

 

94,9

93,6

92,5 91,9

83,3 81,9

72,0

68,9 68,9

63,2

62,2

61,8

41,6

39,4 37,5 36,8

29,9

4

2

,3

9

8

,0

4

1

,8

4

6

,8

7

2

,6

2

2

,7

3

8

,0

2

1

,4

4

3

,3

2

3

,0

6

2

,5

3

3

,9

3

4

,7

2

2

,7

2

9

,7

25

,5

2

5

,5

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

120,0

2017

2016

 

 

389 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

 

РИСУНОК 4

.3.31. 

Индекс МТО И ИКТ школьного образования по показателям группы 

 

 

 

По средневзвешенной оценке

 

двух групп С и 

был рассчитан индекс сводного 

показателя  «Ресурсообеспеченность»,  по  результатам  которого  Павлодарская 
область и г. Алматы набрали выше значения 0,7 и

 

возглавили рейтинг 

(рис. 

4.3.32).

 

Ниже значения 0,5 находятся ЮКО и Атырауская область

 

 

РИСУНОК 4.3

.32. 

Индекс сводного показателя «Ресурсообеспеченность»

 

 

 

 

0,967

0,932

0,854

0,840

0,775

0,749

0,724

0,717

0,711

0,665

0,588 0,586

0,561

0,552

0,454 0,441

0

,9

8

4

0

,8

4

5

0

,7

9

2

0

,8

1

3

0

,8

2

3

0

,7

1

1

0

,8

5

0

0

,7

0

9

0

,7

3

8

0

,6

5

8

0

,6

5

8

0

,6

1

6

0

,5

4

1

0

,6

7

7

0

,5

7

0

0

,7

1

5

0,000

0,200

0,400

0,600

0,800

1,000

1,200

2017

2016

0,789

0,764

0,682

0,644

0,619

0,617 0,613

0,575

0,564

0,540

0,537 0,528 0,524 0,505

0,436

0,411

0

,7

8

0

0

,8

1

9

0

,5

8

3

0

,6

0

9

0

,6

0

7

0

,6

1

9

0

,6

8

2

0

,5

3

5

0

,6

1

7

0

,5

0

5

0

,5

0

7

0

,4

8

5

0

,5

0

0

0

,4

8

0

0

,4

7

2

0

,5

0

8

2017

2016

 

 

390 

 

 

По  критериям  результативности  и  ресурсообеспеченности  рассчитан  индекс 
эффективности  школьного  образования.  По  данным  ранжирования

 

самыми 

эффективными  в  сфере  общего  среднего  образования  являются  г.  Алматы, 
Павлодарская

 

область

 

и  СКО 

(рис.

 4.3.33).

 

Низкий  индекс  эффективности  общего 

среднего образования наблюдается в

 

Атырауской, Алматинской

 

области и ЮКО

 

 

РИСУНОК 4.3

.33. 

Индекс эффективности общего среднего образования

 

 

 

 

Выводы 

 

 

 

Наблюдается  возрастающая  динамика  по  числу  учащихся  9

-

х  классов,  не 

продолживших дальнейшее обучение, до 1 084 человек (2016 г. 

629 чел.).

 

 

 

Учащиеся  всех

 

14  областей  и  гг.  Астаны

 

и  Алматы  в  PIRLS

-2016 

продемонстрировали результаты выше среднего значения стран

-

участниц 

в мире (500 баллов). Самый лучший результат показали школьники СКО 

575 баллов, что выше среднего показателя по Казахстану на 39 баллов.

 

 

 

Охват  учащихся  дополнительным  образованием  в  городской  местности 
в

 

2017  г.  сократился  на  2,5%  и  составил  25,1%.  Увеличен  разрыв  между 

максимальным и минимальным значениями данного показателя в разрезе 
регионов 

57,1%  (2016  г. 

55%,  2016  г.  –

 

57,1%).  В  селе

 

данный  разрыв 

увеличился более чем в 11 раз.

 

 

 

В  2017  г.  доля  расходов  на  общее  среднее  образование  в  рамках  МБ

 

осталась  на  том  же  уровне,  что  и  в  2016  г.  В  номинальном  выражении 
расходы по стране на общее среднее образование выросли на 73,5 млрд 
тенге.

 

0,735

0,731

0,687

0,658

0,657

0,623

0,607 0,605 0,604 0,600

0,572

0,539

0,494

0,449 0,444

0,378

0

,7

0

0

0

,7

5

1

0

,6

4

0

0

,6

9

5

0

,6

5

4

0

,6

0

7

0

,6

3

8

0

,6

0

7

0

,5

9

5

0

,6

1

3

0

,5

6

4

0

,5

6

6

0

,5

0

1

0

,4

9

8

0

,4

7

7

0

,4

1

3

2017

2016

 

 

391 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

Рекомендации 

 

 

 

За счет ГЧП важно продолжить строительство новых школ для сокращения 
дефицита  ученических  мест  в  общеобразовательных  организациях 
образования, ликвидации аварийных и трехсменных школ. 

 

 

За  счет  местного  бюджета  и  привлечения  частных  инвестиций  в  сферу 
среднего образования также следует активизировать работу по созданию 

 

и  улучшению  условий  к  качественному  образованию  детей  с  ООП 
(инклюзивное 

образование) 

и 

развитию 

сети 

организаций 

дополнительного образования.

 

 

В  целях  повышения  качества  образования  в  регионах  МИО  следует 
продолжить  и  активизировать  работу  по  переходу  на  обновленное 
содержание,  а  также  по  улучшению  показателей  ВОУД,  международных 
исследований 

PISA, TIMSS, PIRLS.  

 

 

 

392 

 

 

4.4. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

В 2012 г. Казахстан один из первых среди Стран независимых государств начал 
модернизацию  системы  ТиПО.  Студенты  колледжей  получили  возможность 
присвоения  нескольких  прикладных  квалификаций  в  рамках  одного  учебного 
заведения. Законодательством закреплено право на получение первой рабочей 
профессии  бесплатно.  Разрабатываются  новые  подходы  в  обновлении 
содержания  образовательных  программ  ТиПО.  У  Казахстана,  как  участника 
Туринcкого процесса, появилась возможность выработать действенные шаги по 
развитию системы ТиПО.

 

 

Рынок  труда  рабочего  класса,

 

необходимого  и  значимого  в  современном 

социальном контексте, ставит новые вызовы в системе ТиПО.

 

 

4.4.1.  Группа  А.  Качество  технического  и  профессионального  образования  и  иные 
конечные результаты

 

 

В  Казахстане  отсутствует  эффективная  система  профориентационной  работы. 
Уровень  подготовки  специалистов  не  в  полной  мере  соответствует  запросам 
рынка труда. Качество и доступность образования являются основополагающими 
критериями  для  оценки  достижений  образовательных  систем  в  регионе.  Для 
расчета показателя качества образования и иных конечных результатов включены 
4 показателя 

(табл. 4.4.1).

 

 

ТАБЛИЦА

 4.4.1.

 

Показатели качества образования и иных конечных результатов

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

А1

 

Доля выпускников организаций ТиПО, 

 

получивших диплом с отличием, 

 

от общего количества выпускников ТиПО

 

А2

 

Количество медалей, полученных в Национальном 

чемпионате WorldSkills Kazakhstan

 

ед.

 

А3

 

Доля выпускников организаций ТиПО, обучившихся по 

государственному образовательному заказу и 

трудоустроенных в первый год после окончания 

обучения, от их общего количества

 

А4

 

Доля государственных колледжей, прошедших 

процедуру аккредитации, от общего количества 

государственных колледжей

 

 

На  рынке  труда  всегда  востребованы  выпускники,  завершившие

 

обучение  на 

отлично. В 2017 г. число отличников на 287 человек больше предыдущего года 
и

 

составляет 13 966 человек. Прирост в 2017 г. составил 0,3%

.

 

Наибольшая доля 

выпускников,  получивших  диплом  с  отличием,  находятся  в  гг.  Астана,  Алматы 

 

 

393 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

и

 

ВКО.  Наименьшее  количество  отличников  приходится  на  СКО,  Жамбылскую 

и

 

Мангистаускую области 

(рис.

 4.4.1)

 

 

РИСУНОК 4.4.

1. 

Доля выпускников организаций ТиПО, получивших диплом с отличием,

 

от общего количества выпускников ТиПО, %

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 

Активным  инструментом  карьерного  наставничества  и  повышения  престижа 
профессий  ТиПО  являются  чемпионаты  профессионального  мастерства 

WorldSkills

.  В  2014  г

Казахстан  стал  70

-

й  страной

-

участницей  Ассоциации 

WorldSkills

.  Впервые  Национальный  чемпионат 

WorldSkills  Kazakhstan 

прошел 

в

 

2015 г

по 7 компетенциям, в 2016 г. 

15, в 2017

 

г.

 - 30. 

 

В Национальном чемпионате  2017  г.  охват  конкурсантов  составил  221 человек. 
Работу конкурсантов оценивали более 300 экспертов, в том числе независимых, 
и

 

мастеров  производственного  обучения  со  всех  регионов  страны.  Всего 

в

 

региональных  чемпионатах  участвовали  более  2  000  студентов  колледжей 

и

 

более 400 экспертов из системы образования и бизнеса.

 

 

В медальном зачете лидирующее место занял г. Алматы: 5 золотых, 6 серебряных, 
5 бронзовых медалей. На втором и третьем месте

 

находятся Акмолинская область 

и

 

г.  Астана

  (

15  и  10  медалей

 

соответственно).  В  разрезе  двух  лет  количество 

медалей увеличилось в два раза (в 2016

 

г. 

45 медалей, в 2017

 

г. 

86 медалей). 

Медали

 

не получили Алматинский и Кызылординский регионы

 

(рис. 4.4.2).

 

 

14,0

12,0 11,7

10,8

10,3

10,1

9,5

9,5

9,2

9,0

9,0

8,8

7,8

7,4

6,9

6,5

4,5

1

4

,2

9

,1

1

1

,4

1

0

,2

1

1

,4

9

,9

7

,9

9

,2

9

,8

9

,5

1

0

,5

8

,8

7

,7

7

,2

6

,6

5

,8

5

,1

2017

2016

 

 

394 

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

2. 

Количество медалей, полученных в Национальном чемпионате

 

WorldSkills Kazakhstan

, ед.

 

 

Источник: НАО «Холдинг «Кәсіпқор»

 

 

 

Эволюция рынка труда обозначила перед системой ТиПО новые вызовы, в т.

 

ч. 

трудоустройства. 

Именно 

в 

настоящее 

время 

наиболее 

актуальна 

конкурентоспособность  выпускников.  В  2017  г.  показатель  количества 
выпускников  организаций  ТиПО,  обучившихся  по  госзаказу  и  трудоустроенных 
в

 

первый  год  после  окончания  обучения,  вырос  на  19%  и  составил  92% 

по

 

республике 

(рис. 4.4.3).

 

Наибольшее количество выпускников трудоустроилось 

в

 

Акмолинской, Карагандинской областях и СКО. В целом все регионы показали 

значительный рост данного показателя. 10 регионов смогли достичь и преодолеть 
республиканский  уровень.  В  числе  отстающих  регионов  Мангистауская, 
Жамбылская и Кызылординская области.

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

3. 

Доля выпускников организаций ТиПО, обучившихся по государственному 

образовательному заказу и трудоустроенных в первый год после окончания 

обучения, от их общего количества, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

16

15

10

10

6

6

5

4

4

3

2

2

2

1

7

7

6

5

2

4

3

3

2

0

3

1

0

1

1

0

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

2017

2016

99

98

96

95

94

93

92

92

92

92

92

91

91

85

84

83

83

76

78

74

69

72

79

76

84

85

77

73

62

61

64

70

62

70

2017

2016

 

 

395 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

В 2017 г. в рейтинг регионов впервые включен показатель «Доля государственных 
колледжей,  прошедших  процедуру  аккредитации,  от  общего  количества 
государственных колледжей». В 2017 г. из 477 прошли процедуру аккредитации 
34  колледжа,  что  составляет  7% 

(рис.  4.4.4).

 

Согласно  ГПРОН  данный  показатель 

к

 

2019 г. планируется довести до 60%. Следует учитывать, что данный индикатор 

является  новой  задачей  МИО  и  показатели  недостаточно  высокие. 
Карагандинская  область,  а  также  гг.  Астана,  Алматы  показывают  наиболее 
высокие  результаты  по  аккредитации  своих  колледжей.  Помимо  них 
общереспубликанское  значение  смогли  преодолеть  еще  4  региона. 
Аккредитацию не прошли колледжи в Акмолинской, Жамбылской, Костанайской 
областях и ВКО.

 

 

Процедура  аккредитации  является  добровольной  и  проводится  на 
коммерческой  основе.  Высокая  оплата  является  одной  из  причин  низких 
значений по данному показателю.

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

4. 

Доля государственных колледжей, прошедших процедуру аккредитации,

 

от общего количества государственных колледжей,

 

2017 г.,

 % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Третий

 

год

 

подряд г. Астана занимает 1

-

е место по индексу качества технического 

и  профессионального  образования

.

 

С  приростом  данного  индекса  следуют 

 

г.  Алматы  и  Карагандинская  область.  Самые  низкие  позиции  занимают 
Кызылординская, Мангистауская и Жамбылская

 

области 

(рис.

 4.4.5)

 
 

33

23

17

13

11

9

7

7

5

5

4

4

2

0

0

0

0

0

5

10

15

20

25

30

35

 

 

396 

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

5. 

Индекс качества технического и профессионального образования

 

и иных конечных результатов по показателям группы А

 

 

 

 

4.4.2. Группа В. Доступность технического и профессионального образования

 

 

В  странах  ОЭСР  ТиПО  развивается  на  основе  коллективной  ответственности 
образования, работодателей и заинтересованных сторон. Система ТиПО является 
инструментом интеграции социально

-

уязвимых групп молодежи.

 

 

Для  оценки  доступности  ТиПО  предложены  следующие  3  показателя

оценивающие региональные образовательные системы МИО 

(табл. 4.4.2).

 

 

ТАБЛИЦА

 4.4.2.

 

Показатели доступности ТиПО

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

B1 

Охват молодежи типичного возраста (14

-24) 

техническим и профессиональным образованием

 

B2 

Доля обучающихся в организациях ТиПО за счет 

средств работодателей, от общего количества 

обучающихся в организациях ТиПО

 

B3 

Доля обучающихся в организациях ТиПО за счет 

государственного образовательного заказа, от общего 

количества обучающихся в организациях ТиПО

 

 

0,859

0,818

0,638

0,600

0,499 0,482

0,450

0,437 0,405

0,388

0,378 0,373

0,362

0,321

0,269

0,245

0

,9

5

2

0

,7

1

5

0

,6

0

7

0

,7

2

6

0

,4

1

5

0

,4

5

7

0

,4

1

5

0

,4

6

2

0

,5

6

0

0

,4

5

8

0

,2

9

4

0,

26

2

0

,4

1

9

0

,2

3

4

0

,2

9

5

0

,1

0

2

2017

2016

 

 

397 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

В  2017  г.,  аналогично  предыдущему,  охват  молодежи  типичного  возраста 

 

(14-24 

лет

ТиПО  составил  16,6% 

(рис.  4.4.6).

 

Согласно  ГПРОН  данный  показатель 

к

 2019 

г.  должен  быть  доведен  до  18%.

 

На  протяжении  последних  3

-

х  лет 

лидирует г. Алматы, у которого наблюдается ежегодный рост доли по данному 
показателю. 

Затем 

высшие 

показатели 

демонстрируют 

Актюбинская 

и

 

Карагандинская  области.  Среднереспубликанский  уровень  преодолели 

регионов и 2 города республиканского значения. Также течение 3

-

х лет отстают 

Жамбылский, Южно

-

Казахстанский и Алматинский регионы.

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

6. 

Охват молодежи типичного возраста (14

-24)  

техническим и профессиональным образованием, %

 

 

Источник: КС МНЭ РК

 

 

 

В  республике  обучение  студентов  за  счет  средств  работодателей  находится  на 
низком  уровне,  что  свидетельствует  о  недостаточной  вовлеченности 
работодателей  в  процесс  подготовки  специалистов  ТиПО.  В  2017  г.  доля 
обучающихся в организациях ТиПО за счет средств работодателей упала на 0,3% 
и  составляет  0,6% 

(рис.  4.4.7).

 

Наибольшую  заинтересованность  проявляют 

работодатели  Карагандинской,  Жамбылской  областей  и  г.  Алматы.  Ниже 
общереспубликанского уровня находятся 9 регионов.

 

 
 
 

 
 
 

26,5

18,9

18,8 18,6 18,3

18,2

17,8 17,8 17,5 17,3 16,9

16,6

16,0

14,1

14,0

13,6

9,4

2

4

,6

1

8

,1

1

9

,0

1

8

,6

1

9

,7

17

,7

1

8

,2

2

3

,0

1

7

,5

1

7

,9

1

7

,3

1

6

,6

1

5

,8

1

4

,1

1

3

,6

1

3

,0

9

,5

2017

2016

 

 

398 

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

7. 

Доля обучающихся в организациях ТиПО за счет средств работодателей,

 

от общего количества обучающихся в организациях ТиПО, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Наблюдается рост показателя и по обучению студентов за счет госзаказа. В 2017 г. 
более половины контингента организаций ТиПО (53,6%) обучались на бюджетной 
основе

,

 

что выше показателя 2016 г. на 3,7%. Наибольшее количество студентов, 

получающих  образование  по  госзаказу,  приходится  на  Карагандинскую, 
Акмолинскую  области  и  СКО.  По  сравнению  с  2016  г.  практически  во  всех 
регионах, кроме Костанайского и Мангистауского, наблюдается увеличение доли 
обучающихся  за  счет  бюджета.  В

 

г.  Астане  при  неизменной

 

доле

 

наблюдается 

увеличение студентов с 11 804 до 29

 023 

(рис. 4.4.8)

 

 

РИСУНОК 4.4.

8. 

Доля обучающихся в организациях ТиПО за счет средств государственного 

образовательного заказа, от общего количества обучающихся в организациях ТиПО,

 

%

 

 

Источник: НОБД

 

 

1,6

1,3

1,1

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

0,3

0,3

0,3

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,0

2

,2

1

,0

1

,4

0

,8

1

,2

0

,2

0

,5

0

,9

0

,6

0

,2

0

,6

0,

3

1

,5

0

,5

1

,9

2017

2016

72,5 71,0

68,0

61,0 58,6

56,5 56,4 56,3 54,8 53,6

51,6 51,4 49,9 49,9 48,2

46,6 44,8

5

3

,5

6

7

,6

6

3

,9

5

6

,3

5

0

,9

5

3

,0

5

0

,5

5

0

,5

7

2

,0

4

9

,9

3

9

,8

4

6

,4

42

,4

4

6

,8

4

2

,4

5

6

,6

4

4

,8

2017

2016

 

 

399 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

Результат  анализа  показателей  доступности  ТиПО  показал,  что  Карагандинская 
область является лидером на протяжении двух лет в индексе доступности ТиПО

.

 

Вторым  и  третим  следует  г.  Алматы  и  Павлодарская  область.  Наименее 
доступным ТиПО является в г. Астане, ЮКО и Алматинской области 

(рис.

 4.4.9)

 

 

РИСУНОК 4.4.

9. 

Индекс доступности ТиПО по показателям группы В

 

 

 

 

По

 

результатам  оценки  групп  А  и  В  получен  индекс  сводного  показателя 

«Результативность». Карагандинская, Акмолинская

 

области

 

и

 

г. Алматы занимают 

наиболее

 

высокие позиции в индексе сводного показателя «Результативность»

,

 

ЮКО,

 

Мангистауская и Алматинская области 

низкие.

 

Также наблюдается

 

разрыв 

между максимальными и минимальными значениями среди регионов более чем 
в 2 раза

 

(рис. 4.4.10)

 

 

РИСУНОК 4.4.

10. 

Индекс сводного показателя «Результативность»

 

 

 

0,607

0,533

0,488

0,478 0,458

0,384

0,344

0,328 0,325 0,313 0,306 0,297

0,282

0,214 0,183

0,151

0

,6

9

1

0

,5

7

5

0

,4

9

8

0

,4

3

9

0

,4

3

7

0

,3

2

6

0

,3

2

1

0

,6

0

3

0

,5

3

0

0

,2

9

8

0

,5

8

1

0

,5

4

3

0

,3

0

5

0

,4

3

5

0

,1

6

6

0

,1

7

0

2017

2016

0,675

0,623

0,539 0,537

0,494

0,433

0,410 0,382

0,366

0,351

0,343

0,309

0,294

0,294 0,287 0,269

0

,6

4

5

0

,6

4

9

0

,5

8

3

0

,6

9

4

0

,4

5

7

0

,3

9

1

0

,4

2

8

0

,5

3

2

0

,3

6

0

0

,4

1

2

0

,2

8

0

0

,3

8

8

0

,2

1

2

0

,3

6

3

0

,4

3

8

0

,3

1

4

2017

2016

 

 

400 

 

 

4.4.3. Группа С. Финансовые и кадровые ресурсы

 

 

Качество обучения

 

в организациях ТиПО во многом зависит от финансирования. 

Расходы ТиПО в Казахстане в 2,5

-

3 раза ниже показателей развитых стран мира.

 

 

Присутствует  дефицит  педагогических  кадров  и  мастеров  производственного 
обучения,  обусловленной  низким  уровнем  зарплаты.

 

В  развитых  странах 

преподаватели  и  мастера  производственного  обучения  поддерживают  свою 
квалификацию  через  непрерывную  практику/стажировку  на  реальном 
производстве.

 

 

Для  оценки  показателей  финансовых  и  кадровых  ресурсов  в  системе  ТиПО 
рассмотрены следующие параметры 

(табл. 4.4.3).

 

 

ТАБЛИЦА

 4.4.3.

 

Показатели финансовых и кадровых ресурсов

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

С1

 

Доля расходов на ТиПО в затратах местного бюджета

 

С2

 

Расходы на обучение одного специалиста организаций 

ТиПО

 

тыс. тг.

 

С3

 

Доля преподавателей ТиПО, имеющих высшую и 

первую категории, от общего количества 

преподавателей организаций ТиПО

 

С4

 

Доля привлеченных из производства мастеров от 

общего количества мастеров производственного 

обучения организаций ТиПО

 

 

Доля расходов на систему ТиПО из местного бюджета уменьшилась на 0,1% по 
сравнению  с  2016  г.  и  составила  2,3%

.

 

В  2017  г.  лидерами  стали  ЗКО, 

Карагандинская  и  Костанайская  области.  Среднее  значение  по  затратам 
преодолели  11  регионов.  Меньше  всех  затрат  на  ТиПО  наблюдается  в  СКО, 
Атырауской области и в г. Астане 

(рис. 4.4.11)

 

 

РИСУНОК 4.4.

11. 

Доля расходов на ТиПО в затратах местного бюджета, %

 

 

Источник: МФ

 

РК, НОБД

 

 

3,1

3,1

2,9

2,9

2,7

2,5

2,5

2,5

2,3

2,3

2,3

2,3

2,2

2,1

2,1

1,4

1,3

3

,3

4

,1

2

,8

3

,6

3

,2

2

,1

2

,7

2

,4

2

,9

1

,7

2

,4

2

,4

1

,7

2

,9

1

,8

1

,2

1

,3

2017

2016

 

 

401 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

 

Расходы  на  обучение

 

одного  специалиста  организации  ТиПО  в  среднем 

по

 

республике составили в 2017 г. 381,1 тыс. тенге 

(рис. 4.4.12),

 

что на 48,8 тыс. тенге 

больше показателей 2016 г. Больше всего тратят на обучение одного специалиста 
организации ТиПО гг. Алматы, Астаны и Кызылординской области. В 5 областях 
наблюдаются  затраты  выше  среднего  значения  по  стране.  В  целом  видна 
динамика  существенного  роста  затрат  по  областям,  кроме  Кызылординского, 
Южно

-

Казахстанского,  Акмолинского  и  Актюбинского  регионов,  где  средние 

расходы 

на 

обучение 

сократились. 

Разрыв 

между 

максимальным 

 

и минимальным уровнем затрат в 2017 г. составил 189,1 тыс. тенге.

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

12. 

Расходы на обучение одного специалиста организаций ТиПО, тыс. тг.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Уровень квалификации ИПР определяет качество подготовки специалистов ТиПО. 
В  2017  г.  доля  преподавателей

 

ТиПО,  имеющих  высшую  и  первую  категории 

в

 

среднереспубликанском значении, составляет 43,6% 

(рис. 4.4.13).

 

Большее число 

квалифицированных  специалистов  приходится  на  Павлодарский,  Западно

-

Казахстанский  и  Карагандинский  регионы.  Меньше  всего  они  представлены 
в

 

Жамбылской области, ЮКО и г. Алматы.

 

 

479,3

460,5

433,8

433,5 432,2 425,1

400,4

384,0 381,1

355,8 354,7 354,4 349,8

346,8

323,4

316,1

290,2

3

6

0

,7

3

4

4

,0

4

4

4

,3

3

8

9

,2

4

1

2

,5

4

1

1

,7

2

9

0

,8

2

9

0

,2

3

3

2

,3

2

6

7

,0

3

0

6

,0

2

3

9

,1

2

8

0

,0

3

4

8

,7

2

8

5

,7

3

4

8

,1

2

9

2

,1

2017

2016

 

 

402 

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

13. 

Доля преподавателей ТиПО, имеющих высшую и первую категории,

 

от общего количества преподавателей организаций ТиПО, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Привлечение  мастеров  производственного  обучения  является  важным  для 
обучения  студентов  практическим  навыкам,  приближенным  к  реалиям 
современного  производства.  Однако  в  2017  г.  наблюдается  снижение  доли 
мастеров  производственного  обучения,  привлеченных  с  производства,  с  7  %  до 
5,7%.  Большое  количество  мастеров  с  предприятий  приходится  на  Западно

-

Казахстанский, Мангистауский и Актюбинский регионы. Меньше всего привлекают 
мастеров в Павлодарской, Акмолинской областях и г. Астане 

(рис.

 4.4.14)

 

 

РИСУНОК 4.4.

14. 

Доля привлеченных из производства мастеров от общего количества мастеров 

производственного обучения организаций ТиПО, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

53,9

48,3 47,4 47,4 47,2

46,6

46,2 45,6

44,9 44,4 43,6

43,1

42,4 42,2 41,2

38,8 37,9

5

3

,4

4

6

,7

46

,8

4

6

,3

4

6

,7

4

6

,9

4

6

,1

4

4

,1

4

5

,9

4

6

,1

4

4

,4

4

1

,7

4

4

,3

4

3

,6

4

1

,7

3

9

,4

4

1

,6

0,0

10,0

20,0

30,0

40,0

50,0

60,0

2017

2016

15,5

13,0

9,0

7,9

7,4

6,9

6,2

5,7

5,6

5,0

3,6

3,6

3,1

3,0

1,3

1,3

0,3

2

0

,6

4

,8

1

0

,6

3

,8

1

8

,4

5

,6

6

,7

6

,7

8,

4

4

,1

4

,0

2

,2

5

,4

3

,8

4

,3

4

,1

2017

2016

 

 

403 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

 

В

 

2017  г

по  индексу

 

обеспеченности  финансовыми  и  кадровыми  ресурсами 

в

 

системе  ТиПО  первые  три  места  продолжают  занимать

 

ЗКО,  Павлодарская 

и

 

Кызылординская 

области. 

При 

этом 

показатели 

Павлодарской 

и

 

Кызылординской областей снизились по сравнению

 

с

 2016 

г.

 

Среди отстающих 

регионов находятся ЮКО, Атырауская и Акмолинская области

 

(рис. 4.4.15).

 

 

 

РИСУНОК 4.4.

15. 

Индекс финансовых и кадровых ресурсов по показателям группы С

 

 

 

 

4.4.4. Группа 

D

. Материально

-

техническое обеспечение и ИКТ

 

 

В современных условиях Казахстана и мира особенно актуально своевременное 
обновление и надлежащее содержание МТБ, а также продолжение повышения 
уровня  информатизации  обучения  в  организациях

 

ТиПО,  в  т.ч.  подключение 

к

 

сети Интернет со скоростью от 4 Мбит/сек и выше.

 

 

Так как в колледжах обучаются учащиеся со всех регионов, в перечень по оценке 
показателей включен индикатор обеспеченности местами в общежитиях. Работа 
МИО  также  оценивается  по  показателю  доли  учебно

-

производственных 

мастерских  и  лабораторий  государственных  колледжей,  оснащенных 
современным обучающим оборудованием.

 

 

Для  оценки  состояния  материально

-

технического  обеспечения  ТиПО  и  ИКТ 

включены следующие показатели 

(табл. 4.4.4).

 

 
 

0,729

0,613

0,540 0,532

0,498

0,484 0,471 0,471 0,458

0,415 0,414 0,409

0,377

0,328 0,316

0,292

0

,7

8

1

0

,6

8

0

0

,7

0

2

0

,3

9

6

0

,5

6

4

0

,5

8

3

0

,3

9

6

0,

29

8

0

,3

3

8

0

,3

4

4

0

,5

0

5

0

,2

9

2

0

,3

0

5

0

,4

1

2

0

,1

7

3

0

,4

0

6

2017

2016

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz