НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 24

 

 

 

 

372 

 

 

В  PIRLS

-

2016  Казахстан  представили  четвероклассники  всех  14

 

областей 

и

 

гг.

 

Астана  и  Алматы.  Наибольшее  количество  детей  участвовало  из

 

ЮКО

 

и

 

Алматинской  области.  Значительную

 

часть  (60%)  представили  учащиеся 

с

 

казахским языком обучения

 

Анализ результатов регионов Казахстана показал, что учащиеся всех 14

 

областей 

и гг.

 

Астаны,

 

Алматы продемонстрировали

 

результаты выше среднего значения 

PIRLS 

(500 баллов)

Лучший результат показали

 

школьники СКО

 (575 

баллов), что 

выше  среднего  уровня  по  Казахстану  на  39  баллов.  Такие  высокие  показатели 
могут  быть  обусловлены  выборкой  исследования.  В

 

сравнении  с  другими 

регионами  в  выборку  СКО

 

попало  небольшое

 

количество  учащихся 

всего  65 

четвероклассников. В

 

сравнении, например, с ЮКО

 

участников СКО меньше в

 16 

раз.  Подобная  выборка  участников  может  существенно  влиять  на  итоговые 
показатели  регионов.

 

Кроме  того,  в

 

выборке  СКО

 

доминировали

 

учащиеся 

с

 

русским языком обучения, которые в среднем по

 

стране продемонстрировали 

более высокие результаты, чем учащиеся с

 

казахским языком обучения. Тем не 

менее,  нужно  учитывать,  что  высокие  показатели  СКО

 

являются  и  результатом 

хорошо сформированных читательских навыков учащихся.

 

 

Затем  хорошие  результаты  отмечаются  у  школьников  Кызылординской

 

и

 

Костанайской

 

областей

Минимальный 

показатель 

среди 

регионов 

наблюдается в Алматинской, Мангистауской

 

и Атырауской

 

областях

 

(рис. 4.3.10).

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.10. 

Результаты казахстанских учащихся в международном исследовании 

PIRLS-2016 

по читательской грамотности

 

 

Источник: Результаты Казахстана в 

PIRLS-2016

 

 

575

555

554

553

551

549

542

541

540

540

539

536

536

528

521

511

501

 

 

373 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

В  результате  анализа  и  сопоставлений  показателей  группы  А  получен  индекс 
качества

 

общего среднего

 

образования

В 2017 г. за последние 3 года оно выше 

в

 

г. Алматы с отметкой 0,8, чем в остальных регионах.

 

Вторую и третью позиции 

в

 

рейтинге

 

занимают  ВКО

 

и  Жамбылская  область.  Последние  два

 

года  подряд

 

индекс  качества  общего  среднего  образования  на  низком  уровне 
в

 

Мангистауской

Алматинской и Атырауской областях. У 13 регионов и 1 города 

республиканского значения наблюдается прогресс в росте показателей данного 
индекса  по  сравнению  с  2016  г

Разрыв  между  наивысшими  и  наименьшими 

показателями очень значительный

 

(рис. 4.3.11).

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.11. 

Индекс качества общего среднего образования и иных конечных результатов 

 

по показателям группы А

 

 

 

 

4.3

.2. Группа В. Доступность общего среднего и дополнительного образования

 

 

Доступ к общему среднему образованию в государственных школах гарантирован 
Конституцией РК. К такому доступу также имеют право дети с ООП. Поэтому во 
всех  регионах  продолжается  усовершенствование  системы  инклюзивного 
образования  в  школах,  где  имеется  потребность  в  педагогах  со  специальным 
образованием и методическом сопровождении. В разрезе доступности общего 
среднего образования нужно принимать во внимание дефицит ученических мест,

 

в результате которого

 

вводится

 

трехсменная форма обучения. Развитие школьной 

инфраструктуры не в полной мере удовлетворяет имеющиеся потребности.

 

 

Из года в год превышаются

 

сроки

 

эксплуатации

 

некоторых школ, где запрещено 

продолжать учебный процесс. В

 

населенных пунктах, где отсутствуют школы либо 

существуют  расстояния  больше  3  км,

 

также  приоритетной  является

 

задача, 

требующая решения у МИО

 

в

 

обеспечении

 

комфортабельным подвозом к школе 

и обратно домой

0,883

0,730 0,723 0,722 0,699

0,641 0,622 0,614 0,595

0,529 0,526 0,491

0,396 0,364

0,336

0,318

0

,9

1

3

0

,6

8

7

0

,6

8

6

0

,6

6

8

0

,6

5

9

0

,6

3

5

0

,5

9

5

0

,5

0

8

0

,5

3

0

0

,4

5

7

0

,4

8

5

0

,4

6

6

0

,3

4

2

0

,2

9

8

0

,2

9

6

0

,3

3

0

2017

2016

 

 

374 

 

 

 

Исходя  из  вышеперечисленного,  в  оценку  доступности  общего  среднего 
образования  для  полноценной  картины  включены  следующие  показатели 

(табл.

 4.3.2). 

 

ТАБЛИЦА

 4.3.2.

 

Показатели доступности общего среднего образования и 

дополнительного образования

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

В1

 

Доля школ, создавших условия для инклюзивного 

образования, от количества дневных государственных 

общеобразовательных школ

 

В2

 

Доля учащихся, охваченных дополнительным 

образованием в городской (а) и сельской (b) 

местностях, от общего количества учащихся школ

 

В3

 

Дефицит ученических мест

 

человек

 

В4

 

Доля школьников, охваченных комфортабельным 

подвозом к школе и из школы домой, от общего 

количества детей, нуждающихся в подвозе

 

 

Показатель «доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от 
количества дневных государственных общеобразовательных школ»

 

применяется 

впервые с целью оценки в качестве одного

 

из способов доступности к общему 

среднему  образованию.  В  2017  г.  в  55%  школ  РК  созданы  условия  для 
инклюзивного  образования,  что  соответствует  плановому  показателю  ГПРОН. 
Данный  показатель  выше  среднего  уровня  по  РК  в  8  регионах,  из  которых 

 

100%-

ный

 

охват наблюдается в школах

 

г. Астаны, в тройку лидеров также входят 

г.  Алматы  и  ЮКО

Результаты  остальных

 

8  регионов  ниже  запланированного 

показателя

Самые  низкие  позиции

 

в  рейтинге  занимают

 

Кызылординская

Актюбинская

 

и Алматинская

 

области

 

(рис. 4.3.12)

.

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.12. 

Доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от

 

общего 

количества

 

дневных государственных общеобразовательных

 

школ

2017 г.

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

100,0

88,1

64,5 61,0 60,8 59,7 58,2 56,9

55,0 53,3 52,3 52,1 48,2 47,0

40,3 38,2 36,0

 

 

375 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

В 2017 г

функционировали 850 внешних организаций в системе

 

образования, что 

на 16 больше в сравнении с

 

2016 г

.

, из них 758 государственных, 92 частных (в 2016 

г

.  - 

95  частных).  Несмотря  на  увеличение  организаций,  количество

 

учащихся 

сократилось по стране на 3 114 человек (в 2016 г. 

651 409 

чел., в 

2017 

г

. 648 295 

чел

.) 

и составило 21,3% от общего количества школьников по стране.

 

 

По  охвату  учащихся  дополнительным  образованием

 

наиболее  высокие 

показатели в

 

ЗКО

СКО и Костанайской областях.Низкие показатели в

 

г.

 

Алматы, 

ЮКО и Алматинская область

 

(рис. 4.3.13).

 

Слабый охват учащихся

 

дополнительным 

образованием  зачастую  объясняется  тем,  что  есть  частные  организации 
дополнительного  образования,  которые  предоставляют  более  широкий  спектр 
образовательных услуг.

 

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.13. 

Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием, 

 

от общего количества учащихся школ

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Как  и  в  2016  г

., 

разрыв  между  максимальным  и  минимальным  значениями 

охваченных  дополнительным  образованием  в  городской  местности  растет 
и

 

составляет 57,1% (ранее 55%). Охват учащихся дополнительным

 

образованием 

в 2017 г.

 

сократился в городе почти на 2,5% и составил

 25,1% 

(рис. 4

.3.14).

 

 
 
 

 

57,6

43,7

41,8

36,7

30,9

30,5

28,0

26,3

23,6

21,8 21,3

21,3

20,5

16,8

11,8

10,5

8,4

5

9

,8

4

1

,9

3

9

,4

3

6

,8

3

0

,5

3

0

,7

2

7

,5

2

3

,3

2

2

,4

1

8

,6

1

9

,2

2

2

,2

19

,7

1

6

,3

1

3

,2

1

6

,0

1

0

,3

2017

2016

 

 

376 

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.14. 

Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием в городской местности, 

от общего количества учащихся школ

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

В сельской местности разрыв между максимальным и минимальным значениями 
составляет

 

более  чем  в  11  раз 

(рис.  4

.3.15).

 

Лучшие  показатели  по  охвату  детей 

дополнительным  образованием  на  селе  показывают  ЗКО,  Костанайская 
и

 

Павлодарская области. Низкий охват зафиксирован в

 

Алматинской области.

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.15. 

Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием в сельской местности,

 

от общего количества учащихся школ

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

66,7

63,5

47,4

42,5

37,5

35,4

34,5

32,1 30,9

25,1

25,0 24,4

22,2

16,8

12,6 11,8

9,6

6

6

,5

6

3

,4

4

5

,8

3

5

,4

4

1

,9

3

4

,6

3

5

,1

3

0

,0

3

1

,2

2

7

,5

21

,5

2

1

,3

3

0

,1

1

6

,3

2

4

,4

1

3

,2

1

1

,4

2017

2016

47,1

35,6

35,0

34,3

29,1

27,2

25,0

23,9

18,4

18,1

16,7

11,0

8,8

7,3

4,1

5

2

,9

3

2

,6

2

6

,5

3

0

,5

2

6

,7

2

4

,5

2

4

,8

2

4

,4

1

5

,1

1

7

,1

1

6

,2

11

,3

9

,3

6

,9

2017

2016

 

 

377 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

В современном мире глобализации демографические и миграционные вопросы 
не могли обойти Казахстан стороной, где население страны активно

 

и мобильно

В

 

связи  с  этим  возрастает  плотность  населения  тех  или  иных  регионов,  что 

напрямую 

и 

косвенно 

влияет 

на 

дефицит 

ученических 

мест 

 

в

 

общеобразовательных школах. Дефицит в 2017 г

составил

 123 9

94 ученических 

места

 

(в  2016  г

.  -  105  401

).  Такой  дефицит  в  основном  преобладает  в  городах

например,  в

 

ЮКО,  Алматинской  области

 

и  г.

 

Алматы.  Проблемы  с  дефицитом 

практически смогли решить Костанайская

 

область

ЗКО и СКО

 

(рис.

 4.3.16).

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.16. 

Дефицит ученических мест, чел.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Примечание:

 

Формула расчета дефицита ученических мест: проектная мощность дневных 

государственных  общеобразовательных

 

школ  ×  коэффициент  сменности* 

контингент 

школы 1

-

12 классы = дефицит 

 

* - 

ввод школы в эксплуатацию до 1991 года 

на 1 учащегося 1,5 

 

   - 

ввод  школы  в  эксплуатацию  с  1991  года 

на  1  учащегося  2  (1  и  3  сменные  школы  не 

рассчитываются)

 

Для охвата детей доступным образованием немаловажным

 

фактором

 

является 

подвоз детей, проживающих

 

в отдаленных населенных пунктах

 

без

 

школ. В 2017

 

г. 

100%-

ный

 

охват

 

зафиксирован

 

в

 

8 регионах, где

 

рекордное

 

достижение с 52,1% до 

100% отмечается в

 

Кызылординской области.

 

Данный показатель ниже среднего 

значения по РК

 (97,5%

) в

 

Костанайской

 

области

 

и ЮКО

 

(рис. 4.3.17).

 

В этих регионах

 

часть  детей  проживает

 

у  родственников,  на  квартирах,  а  также  добирается 

в

 

школу самостоятельно.

 

 

40461

17079

15013

9819

7055 6632 6155 5812 5270 4922

2305 1320 1236

359

349

207

33208

14969

9987

7421

2352

6421

6050

6281

4548

2999

2484

314

929

2612

197

2352

2017

2016

 

 

378 

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.17. 

Доля школьников, охваченных комфортабельным подвозом к школе и из школы 

домой, от общего количества детей, нуждающихся в подвозе

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

По индексу доступности общего среднего образования по показателям группы В 
на протяжении трех

 

лет 

1-

е

 

место в рейтинге занимает ЗКО

 

(рис. 4

.3.18).

 

Второй год 

подряд в  тройке лидеров  также

 

СКО  и  Костанайская область. Нижние  позиции 

 

в

 

рейтинге доступности общего среднего образования в г. Алматы, Алматинской 

области и ЮКО.

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.18. 

Индекс доступности общего среднего образования по показателям группы В

 

 

 

 

100

100

100

100

100

100

100

99,9

99,9

99,8

99,3

98,4

97,5

95,5

78,4

9

6

,5

100

100

100

5

2

,1

100

9

1

,5

6

9

,6

100

9

9

,5

9

8

,4

9

6

,5

9

1

,0

9

5

,5

100

2017

2016

0,787

0,769

0,725

0,725

0,648

0,620

0,618

0,615

0,597

0,590

0,575

0,563

0,563

0,539

0,433

0,267

0

,9

8

5

0

,8

6

5

0

,8

1

0

0

,8

2

0

0

,7

0

0

0

,7

5

8

0

,7

0

2

0

,6

8

2

0

,6

8

3

0

,7

6

5

0

,6

9

8

0

,6

4

2

0

,4

3

1

0

,2

9

1

0

,6

1

1

0

,3

8

7

2017

2016

 

 

379 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

По

 

результатам  оценки

 

групп  А  и  В

 

получен  индекс  сводного  показателя 

«Результативность»,  по

 

которому  г.  Алматы,  ЗКО  и  СКО  получили  наибольшие 

значения 

(рис.  4

.3.19).

 

Наименьшие  в

 

Мангистауской,  Алматинской  областей 

и

 

ЮКО, где последние 2 области находятся внизу рейтинга данного индекса три 

года  подряд

Также  необходимо  отметить  разрыв  между  максимальными 

и

 

минимальными значениями среди регионов более чем в 2 раза.

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.19. 

Индекс сводного показателя «Результативность»

 

 

 

 

4.3

.3. Группа С. Финансовые и кадровые ресурсы

 

 

Для  достижения,  а  также  повышения  качества  общего  среднего  образования 
важную  составляющую  роль  играют  финансовые  возможности  страны,  в  т

.

ч

и

 

МИО.

 

 

В  современном  мире  профессиональная  подготовленность  кадров  зависит  от 
приобретения современных навыков

При отборе учителей необходимо отдавать

 

предпочтение  молодым  специалистам,  а  также  специалистам  со  степенью 
магистра.  Они

 

более  инновационно  подходят  к  решению  различных  задач 

и

 

проблем.  При

 

этом  нужно  не  забывать  о  богатом  опыте  старших  поколений, 

огромном багаже знаний

которые они передают молодым

 

кадрам. Необходимо 

в  целях  повышения  статуса  и  престижа  профессии  учителя  привлекать 
выпускников школ в получении образования в сфере педагогики через выделение 
местных (региональных) грантов с их дальнейшим увеличением.

 

 

Для  оценки  финансовых  и  кадровых  ресурсов  МИО

 

предлагаются  следующие 

показатели

 

(табл.

 4.3.3).

 

 

0,711

0,691 0,691 0,689 0,683 0,671

0,642

0,631

0,627 0,621

0,570

0,540

0,480 0,456

0,375

0,331

0

,6

0

2

0

,7

5

8

0

,6

8

6

0

,6

9

3

0

,7

2

8

0

,6

9

4

0

,6

5

5

0

,5

4

5

0

,6

3

4

0

,6

7

7

0

,5

8

3

0

,6

1

5

0

,4

9

0

0

,4

9

7

0

,4

7

1

0

,3

6

5

2017

2016

 

 

380 

 

 

ТАБЛИЦА

 4.3.3.

 

Показатели финансовых и кадровых ресурсов

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

C1 

Доля расходов на среднее образование в затратах 

местного бюджета

 

C2 

Доля учителей, имеющих степень магистра, от общего 

количества учителей дневных государственных 

общеобразовательных школ

 

C3 

Доля учителей с высшей и первой категориями от 

общего количества учителей дневных государственных 

общеобразовательных

 

школ

 

C4 

Доля молодых учителей (в возрасте от 25 до 34 лет) от 

общего количества учителей дневных государственных 

общеобразовательных школ

 

 

В  2017  г

доля  расходов  на  общее  среднее  образование  в  рамках

 

местного 

бюджета

 

осталась на том же уровне, что и в 2016 г

(рис. 4

.3.20).

 

В номинальном 

выражении

 

расходы  по  стране  на  общее  среднее  образование  выросли  на 

73,5 

млрд тенге. Большие расходы у Жамбылской, Алматинской областей и ЮКО.

 

Среднереспубликанский

 

уровень  по  расходам  превысили  9

 

регионов. 

Значительно сократились расходы в Кызылординской области более чем в 2 раза 
(с  31,9%  до  13,4%).  Наименьшая  доля  затрат  на

 

общее

 

среднее  образование 

в

 

гг.

 

Алматы и

 

Астана.

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.20. 

Доля расходов на среднее образование в затратах местного бюджета, %

 

 

Источник: МФ

 

РК, НОБД

 

 

 

24,2

23,1

22,4

21,1

19,7

18,8

18,2 17,8

17,8

17,8

17,5 17,0 16,3

15,6

13,4

8,1

6,7

1

8

,2

2

5

,5

2

0

,1

2

2

,2

2

0

,5

1

4

,5

2

0

,8

1

9

,4

1

4

,4

1

7

,8

2

2

,2

2

0

,9

1

3

,5

1

4

,5

3

1

,9

6

,4

6

,7

2017

2016

 

 

381 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

С  каждым  годом  повышается

 

уровень  педагогического  состава,  в  т.

 

ч.  через

 

привлечение

 

специалистов со степенью магистра

 

образования

 

согласно мировой

 

тенденции. Например, в 17 странах ОЭСР требуется степень магистра для работы 
в школе. В 2017 г

в школах работало 

3971 

учитель

-

магистр, что составляет 1,4 % от 

общего количества учителей дневных общеобразовательных школ. Увеличение

 

по данному показателю демонстрируют

 

9 регионов и 2 города республиканского 

значения. В лидерах второй год подряд гг. Алматы и Астана. Замыкает рейтинг

 

Мангистауская область

 

(рис. 4.3.21)

 

 

РИСУНОК 4

.3.21. 

Доля учителей, имеющих степень магистра, от общего количества учителей 

дневных государственных общеобразовательных школ, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Доля учителей с

 

высшей и первой квалификационными категориями от общего 

количества  учителей  дневных  государственных  общеобразовательных  школ

 

является

 

показателем  качественного

 

педагогического  состава.  По  сравнению 

с

 

2016  г

в  отчетном  году

 

доля  учителей  с  высшей  и  первой

 

категориями 

повысилась на 0,7% и составляет 51,5% 

(рис. 

4.3.22).

 

Данный показатель ежегодно 

растет. Высокие результаты

 

продемонстрировали Павлодарская, Карагандинская 

области  и  г.  Алматы.  Общереспубликанский  уровень  смогли  преодолеть 

областей  и  2  города

 

республиканского  значения.  Низкие  показатели 

наблюдаются в ЗКО, Актюбинской и Мангистауской областях.

 

 
 
 
 

 

3,7

3,5

2,1

2,0

1,6

1,5

1,4

1,4

1,3

1,2

1,0

1,0

0,9

0,9

0,8

0,7

0,7

3

,3

2

,9

1

,6

1

,9

1

,4

1

,4

1

,3

1

,3

1

,1

1

,1

1

,0

0

,9

1

,1

0

,7

0

,8

0

,7

0

,7

0,0

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

2017

2016

 

 

382 

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.22. 

Доля учителей с высшей и первой категориями от общего количества учителей 

дневных государственных общеобразовательных школ, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Количество молодых учителей

 

в возрасте 

25-

34 лет значительно увеличилось

 

по 

сравнению  с  прошлым  годом  на

  20  4

27  человек  и  составила

  115  723  (39%) 

человека

 

от  общего  количества  учителей  в  дневных  государственных 

общеобразовательных  школах

9  областей  преодолели  общереспубликанский 

уровень по данному показателю. Обновление педагогического состава в школах 
гг.  Астаны

Алматы  и  Карагандинской  области  идет  незначительными  темпами

 

(рис. 4.3.23).

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.23. 

Доля молодых учителей

 

в возрасте

 

от 25 до 34 лет от общего количества учителей 

дневных государственных общеобразовательных школ, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

60,6

56,1 55,5 54,8 53,7 53,2 52,2

51,5 51,0 50,9 50,4 50,3 50,1 50,0 49,4

47,8

42,2

5

9

,9

5

6

,6

5

3

,9

5

3

,1

5

4

,0

5

4

,3

4

6

,2

5

0

,8

4

8

,3

5

0

,9

5

0

,7

5

0

,5

48

,8

5

0

,6

4

8

,4

4

7

,3

4

1

,5

0,0

10,0

20,0

30,0

40,0

50,0

60,0

70,0

2017

2016

49,6 48,0

45,2

42,7 41,2 41,0

39,8 39,7 39,2 39,0 38,1 37,5

36,7 36,3

34,2 34,1 33,8

4

1

,4

4

3

,7

3

8

,6

3

6

,6

3

5

,2

4

1

,5

3

6

,2

3

4

,5

3

3

,3

3

4

,7

3

3

,8

3

3

,7

3

1

,5

3

2

,8

3

3

,2

3

4

,2

2

8

,4

2017

2016

 

 

383 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

Итоги  совокупного  индекса  финансовых  и  кадровых  ресурсов  в

 

данной  группе 

показали, что

 

передовыми являются такие

 

регионы

как Павлодарская область, 

г.

 

Алматы и СКО

Смогли преодолеть значение в 0,5 два города республиканского 

значения и три региона. Низкие позиции занимают Атырауская, Кызылординская 
и Мангистауская области

 

(рис. 4.3.24).

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.24. 

Индекс финансовых и кадровых ресурсов по показателям группы С

 

 

 

 

4.3

.4. Группа 

D

. Материально

-

техническое обеспечение и ИКТ

 

 

Инфраструктура  общего  среднего  образования  требует  ускоренных  темпов 
развития на этапе к переходу на обновленное содержание. Низкий уровень МТБ 
школ всегда будет сдерживать учащихся в получении качественного образования. 
Все еще не решены проблемы аварийности школ в регионах, также к их числу 
постепенно  могут  переходить  школы  с  превышающим  сроком  эксплуатации. 
Вследствие  этого

 

рост

 

аварийных  школ  может  привести  к  увеличению 

трехсменных  занятий.  Данная  проблема  до  сих  пор  не  имеет  окончательного 
системного 

решения. 

Также 

немаловажную 

роль

 

играют 

вопросы 

необеспеченности

 

предметными кабинетами новой модификации и учебниками. 

В быстро развивающемся Казахстане, где новые подходы в образовании имеют 
большую  значимость

необходимо  должным  образом  уделить  внимание  и  на 

расширение использования ИКТ в обучении и менеджменте.

 

 

Для оценки МИО в создании условий в обеспечении МТБ и ИКТ использовались

 

следующие показатели 

(табл.

 4.3.4).

 

 
 

0,647

0,561

0,524 0,521

0,502

0,495 0,487 0,485

0,461 0,460 0,458

0,435 0,418

0,381

0,379

0,369

0

,7

1

5

0

,6

5

4

0

,3

5

4

0

,5

0

4

0

,5

1

4

0

,4

2

8

0

,3

9

8

0

,4

1

3

0

,3

4

2

0

,4

1

5

0

,2

8

2

0

,4

2

6

0

,3

7

5

0

,3

0

0

0

,5

2

2

0

,2

7

2

2017

2016

 

 

384 

 

 

ТАБЛИЦА

 4.3.4.

 

Показатели материально

-

технического обеспечения и ИКТ

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

D1 

Доля аварийных школ от общего количества школ

 

D2 

Доля дневных государственных общеобразовательных 

школ, ведущих занятия в три смены, от общего 

количества школ

 

D3 

Доля общеобразовательных школ, обеспеченных 

столовыми/буфетами, от общего количества 

общеобразовательных школ

 

D4 

Доля учащихся, обеспеченных учебниками, от общего 

количества учащихся

 

D5 

Доля детей из малообеспеченных семей, охваченных 

бесплатным горячим питанием, от общего количества 

учащихся из малообеспеченных семей

 

D6 

Доля школ, обеспеченных доступом к 

широкополосному Интернету со скоростью от 4 Мбит/с 

и выше, от общего количества школ

 

 

По сравнению с предыдущим годом в 2017 г

общее количество аварийных школ 

сократилось с 64 до 43 (

-

21 школа, 

рис. 4

.3.25

). На протяжении последних двух лет 

проблема  аварийности  школ  решена  в  СКО,  Мангистауской,  Павлодарской 
областях

 

и в гг. Астана, Алматы. А в 2017 г.

 

проблему смог решить Алматинский 

регион. Тема безопасных школ все еще актуальна в 10 регионах страны. Из них: 
значительно  сократили  количество  аварийных  школ  Кызылординская  область 
и

 

ЮКО

 (-

12 и 

-

7 школ соответственно); не смогли изменить ситуацию к лучшему 

Акмолинская,  Карагандинская  и  Атырауская  области.  Динамика

 

ухудшения 

в

 

сравнении с 2016 г. видна в Костанайской области

 

(+3 аварийных

 

школ) и ЗКО 

(+4 аварийных школ)

 

 

РИСУНОК 4

.3.25. 

Количество аварийных школ от общего количества школ, шт.

 

 

Источник: НОБД

 

 

0

0

0

0

0

0

1

1

3

3

3

3

5

5

6

13

1

13

5

3

0

5

1

9

6

20

0

5

10

15

20

25

2017

2016

 

 

385 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

Школы с трехсменным обучением отсутствуют в Кызылординской, Павлодарской 
областях и в г. Алматы 

(рис. 4.3.26).

 

По сравнению с 2016 г.

 

количество трехсменных 

школ сократилось на 3 единицы и составило

 

в 2017 г.

 

130 школ. Уменьшить

 

число 

школ,  ведущих  занятия  в  три  смены,  смогли  только  ВКО  (–2),  ЮКО  (–

8), 

Карагандинская  (–1),  Жамбылская  (–1)  и  Алматинская  (–22)  области. 
Одновременно  наблюдается  увеличение  школ  с  трехсменным  обучением 

 

в  г.  Астане  (+3),  СКО  (+4),  ЗКО  (+2),  Костанайской  (+3),  Мангистауской  (+3), 
Атырауской (+7), Акмолинской (+7) и Актюбинской (+9) областях.

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.26. 

Количество

 

дневных государственных общеобразовательных школ,

 

ведущих занятия в три смены, от общего количества школ, шт

 

Источник: НОБД

 

 

 

В  2017  г

из  7

 0

47  дневных  общеобразовательных  школ  обеспечены 

столовыми/буфетами 6 

509

, что составляет 92,4% по стране от общего количества 

общеобразовательных школ и выше на 0,6% по сравнению с 2016 г

Максимально 

обеспечены столовыми/буфетами школы гг. Алматы и Астаны

а также ЗКО, СКО

Павлодарской

 

и  Мангистауской

 

областей.  На  протяжении  последних  двух  лет 

существенное  увеличение  столовыми/буфетами  требуется  в  Костанайском, 
Алматинском и Карагандинском

 

регионах

 

(рис. 4.3.27).

 

 
 
 
 
 

0

0

0

2

3

3

4

4

6

6

8

11

12

15

25

31

1

4

4

0

5

0

4

3

5

4

5

23

16

53

0

10

20

30

40

50

60

2017

2016

 

 

386 

 

 

 

РИСУНОК 4

.3.27. 

Доля общеобразовательных школ, обеспеченных столовыми/буфетами,

 

от общего количества общеобразовательных школ, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Родителей, а также МИО

 

ежегодно волнует вопрос обеспеченности школьными

 

учебниками. В 2017 г.

 

доля доступности учебниками учащихся по стране составила

 

96,4%,  что  больше  на  1

,4% 

данных  2016  г

При  этом  увеличилось  количество 

учащихся  с  2

 855 

804  человек  до  2

 972 

319.  Преодолели  100%

-

ный

 

барьер  по 

обеспеченности учебниками г. Алматы (106,1%) и Павлодарская область (100,1%). 
За  ними  следует  Карагандинский  регион  с  показателем  в  99,5%.  Отставание 
наблюдается в

 

Актюбинской, Атырауской областях

 

и ЮКО

 

(рис. 4.3.28).

 

 

Необходимо  отметить,  что  цикл  фондирования  проводится  раз  в  4  года,  т.е.

 

если 4 года назад были обеспечены все учащиеся определенного предмета по

 

всему

 

классу, то через 4 года с увеличением количества

 

учащихся книг может 

быть  недостаточным.  Есть  также  практика  перекидки  учебников  в  рамках 
одного района.

 

 
 
 
 
 
 
 

99,5

98,7

97,8

97,6

97,6

96,6 96,3

96,1 95,9

93,3

92,4 91,9

89,6 89,4

87,7

87,0

85,4

9

9

,5

99

,5

9

7

,9

9

4

,8

9

8

,8

93

9

4

,8

9

6

,6

9

6

,6

9

4

,8

9

1

,8

9

1

,6

8

9

,3

8

8

,3

8

7

,0

8

6

,6

8

5

,1

75

80

85

90

95

100

105

2017

2016

 

 

387 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

 

РИСУНОК

 4.3.28. 

Доля учащихся, обеспеченных учебниками,

 

от общего количества учащихся, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Во  всех  регионах

 

наблюдается  небольшое  снижение

 

показателей  количества

 

детей

 

из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным горячим питанием

Только Павлодарская

 

область смогла обеспечить 100%

-

ный

 

уровень 

(рис. 4

.3.29).

 

По

 

стране  данный  показатель  составил

 

96%.  Значительно  снизился  уровень 

обеспеченности  бесплатным  питанием  в  Атырауской  (

-

7%),  Костанайской  (

-8%), 

Алматинской (

-

9%), Жамбылской (

-

9%) областях и ЮКО (

-12%). 

 

 

РИСУНОК 4

.3.29. 

Доля детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным горячим 
питанием, от общего количества учащихся из малообеспеченных семей, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

106,1

100,1 99,5

98,7

98,5 98,3

97,9 97,2 97,1 96,5

96,4 96,2

94,9

94,5 92,5 91,6

90,7

9

8

,1

9

9

,7

9

3

,8

9

9

,7

9

2

,5

96

9

9

,4

9

9

,9

9

8

,2

9

8

,7

95

9

3

,8

9

7

,5

9

4

,3

8

4

,4

90

,6

94

0

20

40

60

80

100

120

2017

2016

100

99

99

99

99

99

98

98

98

97

97

96

93

92

91

91

88

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

82

84

86

88

90

92

94

96

98

100

102

2017

2016

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz