НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 22

 

 

 

 

340 

 

 

Основными  принципами  государственной  политики  в  области  образования 
являются  доступность  образования

 

всех  уровней  для  населения  с  учетом 

интеллектуального  развития,  психофизиологических  и  индивидуальных 
особенностей каждого лица, равенство прав всех граждан страны на получение 
качественного образования

.

282

 

 

Эффективность  реализации  ГПРОН  имеет  непосредственную  зависимость 
от

 

достижения  конкретных  целевых индикаторов  и  показателей, обозначенных 

в

 

стратегических  документах  развития  образования  страны.  Комплекс 

индикаторов  и

 

показателей

 

состояния  и  развития  образования  позволяет 

измерить

 

условия  функционирования  системы  образования  в  том  или  ином 

регионе, в т.ч.

 

экономических и социальных факторов воздействия.

 

  

По  результатам  сопоставительного

 

анализа  каждый  регион  получит 

возможность  сравнить  свои  показатели  с  результатами  по  РК  и  других 

 

регионов

определить,

 

по

 

каким  параметрам  и  на  каком  уровне  образования 

он

 

опережает или отстает от других. Также

 

рейтинг позволит

 

выявить причины 

неудовлетворительного  состояния  региональных  образовательных  систем 
и

 

определить

 

тенденции  их

 

развития  в  динамике.  Независимая  оценка

 

даст 

возможность  для  государственных  органов  всех  уровней  принятия 
обоснованных  управленческих  решений  в  переориентировании  своих  планов

 

для государственных органов всех уровней

 

С

 

2016 г.

 

оценка эффективности деятельности региональных систем образования 

проводится по новой

 

методике

 

Данная методика формирует современные подходы к оценке с учетом Стратегии 
вхождения Казахстана до 2050 г

в 

30 

высокоразвитых стран мира, а также задач, 

сформулированных  в  ГПРОН.  Выбранная  методика  необходима  для  анализа 
образования в межрегиональном и международном сопоставительном аспектах 
с  учетом  широко  используемых  в  мировой  практике  международных 
индикаторов оценки образования ОЭСР.

 

 

В  рамках  методики

 

проведено  ранжирование  регионов  Казахстана  по  итогам 

2017  г

В  методике

 

представлена  многоуровневая  система  оценки,  которая 

позволяет  получить  как  интегральный  индикатор,  так  и  дезагрегированные 
показатели  оценки:  по  уровням  образования  (ДВО,  общему  среднему 
образованию,  ТиПО);  по  критериям  эффективности  (результативность 
и

 

ресурсообеспеченность  образовательного  процесса);  по  содержательным 

                                                

282

 

Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007 г. №319

-III. 

 

 

341 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

блокам критериев: качество образования, доступность образования,

 

финансовые 

и кадровые, материально

-

техническое обеспечение и ИКТ

 

(рис.

 4.1).

 

 

Интегральный индекс эффективности

 

каждого уровня образования рассчитан по 

49  показателям  4  групп  (качество  и  доступность  образования,  финансовые 
и

 

кадровые ресурсы, материально

-

техническое обеспечение и ИКТ

). 

 

Впервые  включены  результаты  участия  учеников  4

-

х  классов  в 

PIRLS-2016 

и

 

использована  система  индикаторов  развития  умений  и  навыков  детей 

дошкольного  возраста.

 

Это  дополнительно  позволило  учесть  независимую

 

оценку каждого региона.

 

 

 

РИСУНОК 4.1.

 

Многоуровневая система оценки эффективности

 

деятельности 

 

региональных систем образования

 

 

 

 

 

 

Отличительной  особенностью  методики  является  переход  от  балльной  оценки 
к

 

индексу  показателя,  который  рассчитывается  на  основе  сравнения  значения 

базового показателя региона за отчетный год с максимальными (минимальными) 
значениями показателей всех регионов Казахстана за последние 3 года. В случае 
отсутствия  необходимой  отчетной  информации  расчет  индекса  ведется  по 
статистическим данным за последние 

1-

2 года

 

 

 

342 

 

 

Переход  к  многоуровневой  системе  оценки  от  индексов  индивидуальных 
показателей  к  агрегированным  индикаторам  сопровождается  процедурами 
взвешивания показателей. Средневзвешенные оценки определяются на основе 
весовых коэффициентов значимости.

 

 

Формирование  рейтинга  регионов  осуществляется  по  значению  интегрального 
индикатора эффективности в порядке убывания, при этом регион с наибольшим 
значением индекса получает наивысший ранг.

 

 

Основные преимущества новой

 

методики

 

предложена целостная и сбалансированная система показателей качества 
образования, ресурсного обеспечения и системы управления

 

 

обеспечена  возможность  получения  многоуровневой  системы  оценок 
(по

 

образованию  в  целом  и  по  уровням,  критериям  эффективности, 

группам  индикаторов  результатов  и  ресурсов,  отдельным  показателям) 
и

 

рейтингов  в  зависимости  от  поставленных  задач  анализа  и  уровня 

детализации

 

 

оценка  позволяет  учитывать  динамику  развития  образования  в  регионе 
за

 

последние  несколько  лет  и  сравнивать  с  самыми  различными 

значениями (лучшими/худшими, мировыми 

- benchmarking) 

показателей.

 

 

 

 

 

343 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

4.1. ИТОГОВЫЙ ИНДЕКС РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

 

В  2017  г

.

,  как  и  2016  г

., 

индекс  эффективности  деятельности  региональных 

образовательных систем снижен в 13 регионах страны. Это связано с включением 
в  оценочный  рейтинг  6  новых  показателей,  из  них

 

5  новых

 

и  1  показатель 

с

 

изменениями.

 

 

В  итоговом  рейтинге  индекса  интегрального  показателя  «Эффективность 
деятельности  региональных  образовательных

 

систем»  первенство  занимает 

г.

 

Алматы, затем следуют Павлодарская область и СКО.

 

При этом Павлодарская 

область  показывает  снижение  индекса  на  протяжении  трех

 

лет.  Второй  год 

подряд

 

низкие  показатели  наблюдаются  в

 

Атырауской,  Алматинской  областях

 

и

 

ЮКО

 

(рис. 4.1.1).

 

 

Данные  графика  показывают,  что

 

ни  из  один  регионов

 

не  смог  достичь 

максимально  возможного  значения  индекса  эффективности,  равного  1,

 

что 

обусловлено сравнением отчетных

 

данных

 

с лучшими значениями показателей 

регионов  за  последние  2

-

3  года.  Таким  образом

можно  констатировать,  что

 

регионам  следует  продолжить  работу  с  целью  повышения  эффективности 
деятельности  образовательных  систем.  Для  этого  необходимо  ускоренно 
принимать управленческие решения на местах абсолютно по всем показателям 
доступности  качественного  обучения,  финансовых  и  кадровых,  материально

-

технических и информационно

-

коммуникационных ресурсов.

 

 

 

РИСУНОК 4.1.

1. 

Индекс интегрального показателя

 

«Эффективность деятельности региональных образовательных систем»

 

 

 

 

0,659

0,643

0,621

0,581

0,579 0,576 0,573 0,572

0,544 0,531 0,530

0,491 0,478

0,441 0,432

0,361

0

,6

3

9

0

,7

2

5

0

,5

7

5

0

,5

5

4

0

,6

0

8

0

,6

5

1

0

,5

9

2

0

,6

0

2

0

,5

8

3

0

,5

8

7

0

,5

3

5

0

,5

2

8

0

,5

0

9

0

,4

7

5

0

,4

8

0

0

,4

0

8

2017

2016

 

 

344 

 

 

По итогам рассчитанных индексов интегральных показателей эффективности за 
2017  г

региональные  системы  образования  ранжированы  на  очень  высокую, 

высокую, среднюю и низкую эффективность 

(табл.

 4.1.1).

 

 

По  итогам  ранжирования  ни  один  из  регионов  не  достиг  очень  высокого 
и

 

высокого  показателей.  Деятельность  образовательных  систем  гг.  Астана 

и

 

Алматы, Павлодарской, Жамбылской, Карагандинской областей, ЗКО, ВКО, СКО 

оценена  по  шкале  эффективности  как  «средняя»  (больше  или  равно  0,55, 
но

 

меньше  0,7).  Оставшиеся  8  регионов  демонстрируют  низкий  уровень 

эффективности деятельности систем образования (меньше 0,55).

 

 

ТАБЛИЦА 

4.1.1.

 

Ранжирование регионов по интегральному показателю 

«Эффективность деятельности региональных образовательных систем» за 2017 г.

 

 

Регион

 

Эффективность

 

Очень высокая

 

Высокая

 

Средняя

 

Низкая

 

г. Алматы

 

 

 

0,659 

 

Павлодарская

 

 

 

0,643 

 

СКО

 

 

 

0,621 

 

Жамбылская

 

 

 

0,581 

 

Карагандинская

 

 

 

0,579 

 

ЗКО

 

 

 

0,576 

 

г. Астана

 

 

 

0,573 

 

ВКО

 

 

 

0,572 

 

Акмолинская

 

 

 

 

0,544 

Кызылординская

 

 

 

 

0,531 

Костанайская

 

 

 

 

0,530 

Актюбинская

 

 

 

 

0,491 

Мангистауская

 

 

 

 

0,478 

Атырауская

 

 

 

 

0,441 

Алматинская

 

 

 

 

0,432 

ЮКО

 

 

 

 

0,361 

 

Примечание:

 

Шкала эффективности:

 

очень высокая –

 

больше или равно 0,8;

 

высокая –

 

больше или равно 0,7, но меньше 0,8;

 

средняя –

 

больше или равно 0,55, но меньше 0,7;

 

низкая –

 

меньше 0,55

Данная шкала построена на основе измерений уровней показателей индекса человеческого 
развития, используемого в Отчете о человеческом развитии ПРООН.

 

 

В  целях  определения  слабых  мест  и  потенциала  для  роста  интегрального 
показателя  эффективности  образовательных  систем  рейтинг  индекса 
эффективности  регионов  представлен  по  уровням  образования 

(табл.

  4.1.2).

 

Значения индикаторов позволят совершенствовать деятельность того или иного 
уровня образования в каждом регионе.

 

 

 

 

345 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

Согласно  рейтингу  индекса  эффективности  регионов  по  уровням  образования 
за

 

2017 г

., 

в ДВО

 

Жамбылская, Карагандинская области и СКО

 

занимают первые 

три  места  за  счет  лучших  показателей  результативности.  Низкие  показатели 
по

 

группе  материально

-

технического  обеспечения

 

наблюдаются  в

 

ЗКО,  ЮКО

 

и

 

Кызылординской области

 

В  общем  среднем  образовании  в  тройке  лидеров

 

находятся  г.  Алматы, 

Павлодарская  область  и

 

СКО.  Такие  успехи  достигнуты  благодаря  показателям 

результативности  и  ресурсообеспеченности. Замыкают  рейтинг  данного  уровня 
образования по этим

 

показателям Атырауская, Алматинская

 

области

 

и ЮКО

 

Лидирующие

 

места  в  рейтинге

 

по

 

системе

 

ТиПО  заняли  г.  Алматы, 

Карагандинская и

 

Павлодарская области в системе ТиПО. Из

-

за слабого доступа 

к

 

образованию

недостаточного  финансирования  и  кадрового  обеспечения 

не

 

смогли достичь

 

более высоких результатов ЮКО, Алматинская и Атырауская 

области по сравнению с другими регионами

 

ТАБЛИЦА

 4.1.2.

 

Рейтинг

 

индекса эффективности регионов

 

по

 

уровням образования за 2017 г.

 

 

Регион

 

Дошкольное 

воспитание 

и обучение

 

Регион

 

Общее 

среднее 

образование

 

Регион

 

ТиПО

 

Жамбылская

 

0,637 

г. Алматы

 

0,735 

г. Алматы

 

0,632 

СКО

 

0,580 

Павлодарская

 

0,731 

Карагандинская

 

0,581 

Карагандинская

 

0,525 

СКО

 

0,687 

Павлодарская

 

0,549 

г. Алматы 

 

0,495 

ЗКО

 

0,658 

г. Астана

 

0,520 

Мангистауская 

 

0,489 

ВКО

 

0,657 

ЗКО

 

0,504 

Павлодарская

 

0,489 

г. Астана

 

0,623 

Акмолинская

 

0,484 

Костанайская

 

0,486 

Кызылординская

 

0,607 

ВКО

 

0,461 

г. Астана

 

0,484 

Жамбылская

 

0,605 

Костанайская

 

0,433 

Атырауская

 

0,472 

Акмолинская

 

0,604 

Кызылординская

  0,433 

Алматинская

 

0,448 

Карагандинская

 

0,600 

СКО

 

0,426 

Актюбинская

 

0,442 

Костанайская

 

0,572 

Мангистауская

 

0,394 

Акмолинская

 

0,436 

Актюбинская

 

0,539 

Жамбылская

 

0,392 

ВКО

 

0,432 

Мангистауская

 

0,494 

Актюбинская

 

0,384 

ЗКО

 

0,425 

Атырауская

 

0,449 

ЮКО

 

0,361 

Кызылординская

 

0,407 

Алматинская

 

0,444 

Алматинская

 

0,358 

ЮКО

 

0,321 

ЮКО

 

0,378 

Атырауская

 

0,356 

 
 

 

 

 

346 

 

 

4.2. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

 

 

В  период  глобальных  вызовов

 

современное  образование  должно  быть 

на

 

переднем  крае  многих  преобразований.  Все  изменения  в  образовании 

должны  достигаться  только  за  счет  высокого  уровня  человеческого  капитала. 
Новые  образовательные  стратегии  и  политики  способствуют  этапу 
модернизации  казахстанской  системы  образования,  что  предполагает 
доступность  каждого  к

 

качественному

 

образованию,  в  т.ч.

 

дошкольному.

 

Значительный  прогресс  Казахстана  в  охвате  детей  от  1  до  6  лет  дошкольным 
воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе «Образование для всех 

2000-

2015 гг: достижения и вызовы».

 

ЮНЕСКО рекомендует странам развивать 

ГЧП, при этом государственное финансирование направлять

 

в малонаселенные 

и отдаленные пункты.

 

 

4.2.1. 

Группа А. Качество дошкольного воспитания и обучения

 

 

Как обозначено в ГПРОН, значимость дошкольного периода развития ребенка как 
основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности 
год от

 

года растет

.

283

 

 

В  Казахстане  до  2017

 

г

отсутствовали  качественные  показатели  оценки 

дошкольного  воспитания  и  обучения.  С  2017  г.

согласно  Плану

 

мероприятий 

реализации  ГПРОН  РК  на  2016

-

2019  гг.

уполномоченным  государственным 

органом  разработана  и  внедрена  система  индикаторов  по  отслеживанию 
развития  умений  и  навыков  у  детей

 

в

 

дошкольных  организациях.  Данный 

индикатор

 

позволит  дать  оценку  результативности  ДВО

Оценка  качества 

дошкольного образования состоит из одного показателя 

(табл.

 4.2.1).

 

 

ТАБЛИЦА

 4.2.1.

 

Показатели качества дошкольного образования

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

А1

 

Доля детей 5

-

6 лет с высоким и средним уровнями 

умений и навыков в соответствии с системой 

индикаторов развития умений и навыков детей 

дошкольного возраста

 

Данный  показатель  впервые  разработан  для  оценки  качества  дошкольного 
образования  и  включен  в  перечень  базовых  показателей  для  оценки 

                                                

283

 

ГПРОН 2016

-

2019 гг. Указ Президента РК от 01.03.2016 г. №205

 

 

 

347 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

эффективности  деятельности  региональных  образовательных  систем.  Данные 
параметры будут отправной точкой в этой категории для последующих сравнений 
и анализа.

 

 

По  итогам  первого  мониторинга  высокий  и  средний  уровень  развития  умений 
и

 

навыков выявлен у более чем

 

60% детей в возрасте 5

-

6 лет. Лидерами по данному 

показателю  являются  Жамбылская

 

область

 

и  СКО.  Общереспубликанский  порог 

смогли  преодолеть  также 

регионов.  Остальные

 

регионы  отстают  с  очень 

маленьким интервалом

Наименьшие показатели в

 

Павлодарской и Мангистауской 

областей

 

(рис. 4.2.1).

 

 

 

РИСУНОК 4

.2.1. 

Доля детей 5

-

6 лет с высоким и средним уровнями умений и навыков

 

 

в соответствии с системой индикаторов развития умений и навыков 

 

детей дошкольного возраста

, % 

 

Источник: МОН РК

 

 

 

Поскольку в расчете индекса качества дошкольного образования по показателю 
группы А участвовал только один индикатор, рейтинг регионов в данном индексе 
будет  аналогичным  к  показателю  доли

 

детей  5

-

6  лет  с  высоким  и  средним 

уровнями  умений  и  навыков  в  соответствии  с  системой  индикаторов  развития 
умений и навыков детей дошкольного возраста 

(рис

. 4.2.2). 

 

 

62,4

61,6

60,2 60,2

60,1 60,1 60,1

60,0 60,0 60,0

59,9 59,9 59,9 59,9 59,9 59,8

59,7

 

 

348 

 

 

 

РИСУНОК 4

.2.2. 

Индекс качества

 

дошкольного образования по показателю группы А

 

 

 

 

4.2.2. 

Группа В. Доступность дошкольного воспитания и обучения

 

 

Право детей на дошкольную подготовку закреплено на законодательном уровне 
и  является  важной  составляющей  для  выравнивания  стартовых  возможностей

 

детей

 

перед поступлением в школу

 

В  целях  реализации  МИО

 

обеспеченности

 

всех  детей  качественным  ДВО

 

создаются  условия  по  охвату  детей

 

от  3  до  6  лет.

 

В  регионах,  где  отсутствует 

дефицит  дошкольных  мест

охват  осуществляется  с  одного  года  с  созданием

 

соответствующих условий для раннего развития.

 

Для

 

охвата детей ДВО регионами 

активно открывались мини

-

центры с кратковременным днем пребывания детей.

 

 

Глобализация  в  мире  обусловливает  создание  инклюзивного  общества. 
Казахстан

руководствуясь  общемировыми

 

трендами  в  этом  направлении, 

предусматривает  принцип  равного  доступа

 

на  образование  детей  с  ООП.  Чем 

раньше они

 

будут интегрированы в образовательную среду, тем быстрее и легче 

будет их социальная адаптация

 

Таким  образом,

 

оценка  доступности  дошкольного  образования  состоит  из 

следующих показателей 

(табл.

 4.2.2). 

 

 
 
 

1,000

0,690

0,185 0,185

0,148 0,148 0,148

0,111 0,111

0,074 0,074 0,074 0,074 0,055

0,037

0,000

 

 

349 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

ТАБЛИЦА

 4.2.2.

 

Показатели доступности дошкольного образования

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

В1

 

Доля детей 3

-

6 лет, охваченных ДВО, от численности 

детей данной возрастной группы

 

В2

 

Доля мини

-

центров с кратковременным днем 

пребывания от общего количества дошкольных 

организаций

 

В3

 

Доля детских садов, создавших условия для 

воспитания и обучения детей с особыми 

образовательными потребностями, от общего 

количества детских садов

 

 

За  последние  годы  в  Казахстане  наблюдается  положительная  динамика  роста 
населения. С учетом фактора расширения сети дошкольных организаций также 
видна  динамика,  что  в  свою  очередь  демонстрирует  значительный  прогресс 
охвата детей от 3 до 6 лет

 

ДВО

 

за последние годы.

 

 

В  2017  г.  данный  показатель  по  РК  вырос  на  4,7%  в  сравнении  с  предыдущим 
годом  и  достиг  90,5%.  В  12  регионах  страны  показатели  превышают  средний 
уровень  по

 

РК.  Высокие  позиции  в  рейтинге

 

закреплены  за  тремя

 

регионами

Павлодарская,

 

Кызылординская

 

области

 

и  ВКО

 

(рис.  4

.2.3).

 

Нижние  позиции 

в

 

рейтинге  занимают  гг.  Астана,  Алматы  и  ЮКО

При  этом  в  данных  регионах 

в

 

сравнении с данными 2016 г. наблюдается рост показателей, к примеру

в ЮКО 

прирост составил +14,2%.

 

Необходимо

 

отметить, что аутсайдер

 

рейтинга 2016 г. 

Мангистауская  область 

показала  значительный  прогресс  (+11,6%),  преодолев

 

средний  уровень  по  РК  в

 

2017  г.  Прирост  показателя  продемонстрировали  все 

регионы, кроме ЗКО

 (-1,1%), 

СКО

 (-

6,4%) и Жамбылской (

-

5,5%) области.

 

 

 

РИСУНОК 4

.2.3. 

Охват детей в возрасте от 3 до 6

 

лет дошкольным образованием, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

100    100

100

99,7 98,9

98,7 97,9 95,8 94,9 93,9

93,6

93,1 90,5

84

82,2 81,2

76,4

100

100

9

1

,1

100

100

9

4

,8

9

6

,7

9

4

,8

9

1

,6

9

3

,1

100

8

1

,5

8

5

,8

8

9

,5

68

8

0

,2

7

3

,7

2017

2016

 

 

350 

 

 

В

 

2017  г.,  как  и  в  предыдущем

наблюдается  снижение  доли  мини

-

центров 

с

 

кратковременным  днем  пребывания  от  общего  количества  дошкольных 

организаций  с  23,5%  до 

19,8

%  на  общереспубликанском  уровне 

(рис. 

4.2.4).

 

По

 

данному показателю демонстрируют хорошие

 

показатели ЮКО

 

и

 

Кызылординская 

область,  а

 

в

 

Мангистауском

 

регионе

 

на  протяжении  последних  трех  лет

 

потребность  в

 

мини

-

центрах  отсутствует.  Отдельно  нужно  отметить,  что 

Кызылординская  область  приложила  усилия  для  улучшения  своей  позиции 
в

 

рейтинге

 

с 8

-

го места

 

до 2

-

го

 

(с 17,7% до 0,6%).

 

 

За последние 3 года наибольшая доля мини

-

центров с кратковременным днем 

пребывания  от  общего  количества  дошкольных  организаций  приходится  на 
Костанайский

 

(в 2015 

53,5%, в 2016 

47,7% и в 2017 

- 45,8), 

Западно

-

Казахстанский 

и Атырауский регионы.

 

 

 

РИСУНОК 4

.2.4. 

Доля мини

-

центров с кратковременным днем пребывания

 

от общего количества дошкольных организаций

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

На  сегодняшний  день  доступность  образования

 

автоматически

 

подразумевает 

включение в образовательную среду детей дошкольного возраста с ООП. Для них 
необходимо  создавать

 

безбарьерную  среду,  в  т.

 

ч.

 

воспитание  и  обучение 

со

 

специальными педагогами, УМК

 

и

 

материально

-

технической базой.

 

 

По стране в 2017 г

соответствующие условия для данной категории детей создали

 

15% 

детских садов, что выше показателя 2016 г. на 4,9

(

рис

. 4.2.5).

 

Наибольшая 

доля  организаций  ДВО,  создавших  условия  для  детей  с  ООП,  отмечается

 

в

 

Карагандинской,  Костанайской  областях  и

 

СКО

Показатели  выше 

республиканского  значения  в

 

8  регионах  и  г.  Астане.  В  целом  в  10  регионах

  

и  2  городах  республиканского  значения  наблюдается  существенный  рост  доли 
детских садов, создавших

 

условия для воспитания и обучения детей с ООП

45,8

40,5 39,7

35,8 34,8 33,9

30

26,1

19,8

13,9 13,4

11

7,5

7

6,4

0,6

0

4

7

,7

43

4

2

,6

3

8

,1

42

35

3

2

,3

3

0

,3

2

3

,5

1

6

,8

1

6

,9

1

1

,5

8

,2

8

,4

7

,5

17

,7

2017

2016

 

 

351 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

 

РИСУНОК 4

.2.5. 

Доля детских садов, создавших условия для воспитания и обучения детей 

 

с

 

ООП,

 

от общего количества детских садов

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

На  основании  итогов  анализа  указанных  выше  показателей  получен  индекс 
доступности дошкольного образования 

(рис. 4

.2.6).

 

 

На

 

протяжении последних 3

-

х лет продолжает удерживать первенство в рейтинге 

доступности ДВО

 

Павлодарская область, с небольшим отрывом за ним следует 

Карагандинская

 

и замыкает тройку Кызылординская. В 11

 

регионах

 

наблюдается 

положительная  динамика  по  доступности  дошкольного  образования 
по

 

сравнению  с

 

данными

 

2016  г

Низкий  индекс  доступности  дошкольного 

образования  по  показателям  группы  В  наблюдается  в  г.  Алматы,  Актюбинской 
и

 

Атырауской областях

 

 

РИСУНОК 4

.2.6. 

Индекс доступности дошкольного образования по показателям группы В

 

 

 

 

34,4

26,9 26,9

24,4 23,0

21,3 20,6 20,0

18,1

15,0

13,0

12,0 10,9 10,1 10,0 9,8

7,9

1

4

,2

6

,2

6

,3

3

6

,9

1

8

,0

1

8

,6

1

6

,0

1

2

,7

3

9

,5

1

0

,1

13

,4

0

,5

1

,1

5,0

4,6

4,1

1

1

,6

2017

2016

0,785

0,782 0,745

0,683 0,664 0,652

0,648

0,629 0,610 0,608

0,555

0,540 0,529 0,520 0,518

0,426

0

,8

8

2

0

,5

6

3

0

,5

2

4

0

,5

3

6

0

,5

4

8

0

,6

1

3

0

,6

8

0

0

,5

8

5

0

,4

9

8

0

,4

4

2

0

,7

5

3

0

,3

6

7

0

,4

3

8

0

,4

2

3

0

,4

8

9

0

,4

5

5

2017

2016

 

 

352 

 

 

Оценка

 

результативности

 

деятельности

 

региональных  образовательных  систем 

проведена по показателям качества и доступности дошкольного образования. По 
показателям групп А и

 

В получен индекс сводного показателя «Результативность», 

где  наибольшее  значение

 

в  2017  г

получила  только  Жамбылская  область

его 

значение

  0,7

.  Результативность  со

 

значением  ниже  0,5  демонстрируют

 

12 

областей

 

и

 

гг.  Астана,  Алматы

Низкие  результаты  обусловлены  тем,  что 

в

 

отчетном

 

году  был  добавлен  показатель  по  оценке  качества  дошкольного 

образования, по которому

 

в регионах наблюдается

 

слабый индекс

 

(рис.

 4.2.7).

 

 

 

РИСУНОК 4

.2.7. 

Индекс сводного показателя «Результативность»

 

 

 

 

4.2.3. 

Группа С. Финансовые и кадровые ресурсы

 

 

Повышение качества и доступности дошкольного образования напрямую зависит 
от эффективности

 

финансирования и квалифицированных

 

кадров. При высоких 

количественных  показателях

 

охвата  детей  качество  услуг,  предоставляемых 

дошкольными  организациями,  все  еще  остается  на  недостаточном  уровне. 
В

 

значительной  степени  это  является  следствием

 

непрестижного  социального 

статуса профессии воспитателя и

 

низкой зарплаты. Так, ежемесячная оплата труда

 

воспитателя  (среднемесячная  номинальная  зарплата

 

77,7  тыс.  тг.

значительно 

ниже

 

средней

 

зарплаты по Казахстану

.

284

 

 

Для  оценки  эффективности  управления  финансовыми  и  кадровыми  ресурсами 
в

 

ДВО

 

использованы следующие показатели

 

(табл.

 4.2.3). 

 

                                                

284

 

КС МНЭ РК

 

0,824

0,650

0,428 0,411 0,406 0,400 0,396

0,370 0,363 0,351 0,351 0,342 0,338

0,307 0,297

0,268

0

,6

8

0

0

,4

9

8

0

,5

6

3

0

,8

8

2

0

,5

4

8

0

,5

2

4

0

,4

4

2

0

,5

8

5

0

,6

1

3

0

,4

8

9

0

,7

5

3

0

,5

3

6

0

,4

3

8

0

,3

6

7

0

,4

2

3

0

,4

5

5

2017

2016

 

 

353 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

ТАБЛИЦА

 4.2.3.

 

Показатели финансовых и кадровых ресурсов

 

 

Обозначение

 

Наименование показателя

 

Единица 

измерения

 

С1

 

Доля расходов на дошкольное образование в 

затратах местного бюджета

 

С2

 

Доля педагогических работников дошкольных 

организаций с высшим и техническо

-

профессиональным образованием по 

специальности «Дошкольное воспитание и 

обучение» от общего количества педагогических 

работников дошкольных организаций

 

С3

 

Доля педагогов с высшей и первой категориями от 

общего количества педагогических работников 

дошкольных организаций

 

С4

 

Доля молодых педагогических работников (в 

возрасте до 30 лет) с высшим и техническо

-

профессиональным образованием по 

специальности «Дошкольное воспитание и 

обучение» от общего количества педагогических 

работников дошкольных организаций

 

С5

 

Доля мест в частных дошкольных организациях от 

общего количества вновь открытых мест

 

 

Доля  расходов  на  дошкольное  образование  в  затратах  местного  бюджета

 

в 

среднем по республике составила

 3,5% 

(рис. 4

.2.8),

 

что меньше на 0,5%

 

показателей 

2016 

г

Больше  всего  финансовые  средства  на  дошкольное  образование 

выделяются в ЮКО, Мангистауской и Жамбылской

 

областях. Во многих регионах 

наблюдается  сокращение  доли  финансирования  в  рамках  местного  бюджета. 
Наименьшее

 

финансирование получают в г. Алматы, Алматинской и Атырауской 

областях. В

 

г. Алматы финансирование выросло незначительно (+

2,5 

млрд

 

тг

). 

 

 

РИСУНОК 4

.2.8. 

Доля расходов на дошкольное образование в затратах местного бюджета, %

 

 

Источник: МФ РК, НОБД

 

 

6,1

5,2

5,0

4,9

4,4

3,8

3,8

3,5

3,1

3,1

2,9

2,7

2,6

2,3

2,3

2,2

2,2

6

,6

5

,4

2

,1

6

,4

6

,6

4

,0

4

,6

4

,0

4

,5

3

,8

6

,1

1

,8

2

,3

1

,0

1

,9

3

,4

3

,2

2017

2016

 

 

354 

 

 

Открытие  частных  дошкольных  организаций  за  счет  механизмов  ГЧП  станет

 

положительным вкладом в решение

 

проблем/задач по сокращению очередности 

и охвату

 

детей.

 

 

Увеличение

 

сети  дошкольных  организаций  способствовало  росту  численности 

педагогических кадров: с 84 796 человек в 2016 г

до 90 

671 

в 2017 г

. (+5 

875 чел.

). 

Одной  из  важных  задач  в  ГПРОН  является  повышение  качественного  состава 
педагогов  дошкольных  организаций.  Запланировано  к  2019  г

повысить  долю

 

педагогических  работников  дошкольных  организациях

 

с высшим  и  техническо

-

профессиональным  образованием  по  специальности  «Дошкольное  воспитание 
и

 

обучение»  от  общего  количества  педагогических  работников  дошкольных 

организаций

 

до  50%.  В  рамках  ГПРОН  данный  показатель

 

в  2017  г

должен 

составлять не менее 40%.

 

 

В  период  с  2014  по  2016  гг.  наблюдалась  тенденция  увеличения  доли 
педагогических  работников  с  высшим  и  техническо

-

профессиональным 

образованием по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» с 32% до 
35,1%.  Однако

 

в  2017  г.  общереспубликанский  уровень  снизился  до  33,5% 

(рис.

 4.2.9).

 

Преодолели данное значение всего 11 регионов и  г. Алматы

Однако 

в

 

13 регионах наблюдается отставание от прошлогоднего темпа.

 

 

 

РИСУНОК 4

.2.9. 

Доля педагогических работников дошкольных организаций с высшим 

 

и техническо

-

профессиональным образованием по специальности 

 

«Дошкольное воспитание и обучение» от общего количества педагогических 

работников дошкольных организаций

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

54,8

48,7 47,3 46,8

40

38,3

37,1

36,7

36,4 35,2 34,3 33,7 33,5

25,4 24,6

23

21,5

5

5

,8

5

1

,1

4

8

,6

5

0

,6

2

7

,8

3

9

,8

3

5

,4

3

3

,5

4

0

,4

3

5

,6

4

0

,5

3

3

,9

3

5

,1

2

9

,2

2

5

,4

2

5

,1

2

5

,7

2017

2016

 

 

355 

Рейтинг образовательных систем регионов

 

В  течение  3

-

х  лет  по  данному  показателю

 

сохраняет  первенство  Атырауская 

область  (54,8%)  с  небольшим  понижением  результата  прошлого  года  (

-1%). 

Лидирующие  позиции  также  занимают  Карагандинская  область  и  ЗКО. 
Значительный  прирост  значений  данного  показателя  отмечается  в  г.  Алматы: 
с

 

27,8%  до  40%.  Таким  образом,  план  ГПРОН  на  2017  г.  был  выполнен  ЗКО, 

Атырауским, Карагандинским, Актюбинским регионами и г. Алматы (выше 40%).

 

 

Показателем

 

высокого  профессионализма  в  сфере  педагогики

от  которого 

зависит  качество  дошкольного  образования

является  присвоение

 

педагогам 

высшей и первой категорий

 

В 2017 г. численность

 

педкадров

 

системы ДВО

 

с высшей и первой категориями

 

увеличилась 

(+

144 чел.

и составила 20,1% по РК. Лидирующие позиции в рейтинге

 

по  данному  показателю  по

-

прежнему  сохраняют  г.

 

Алматы

Карагандинская

 

и

 

Павлодарская

 

области

Средний  показатель  по  стране

 

смогли  преодолеть  11 

регионов.  Отрицательная  динамика  данного  показателя  наблюдается  в  ВКО, 
Атырауской,  Алматинской  областях.  Низкие  показатели  –

 

в  Алматинской, 

Кызылординской областях и ЮКО 

(рис. 4.2.10).

 

 

 

РИСУНОК 4

.2.10. 

Доля педагогов с высшей и первой категориями от общего количества 

педагогических работников дошкольных организаций

, % 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Развитие  сети  дошкольных  организаций  способствовало  росту  численности 
педагогических  кадров,  в  т.ч.

 

молодых  специалистов.

 

В  2017  г

количество 

молодых

 

педагогов

 

в возрасте до 30 лет составило

 8 

412 человек

 (

9,3% от общего 

количества  педработников  дошкольных  организаций)

Превалирующая

 

доля 

молодых специалистов приходится

 

на

 

Актюбинскую

Атыраускую области и ЗКО

В  10  регионах  страны  наблюдается  отметка  выше  республиканского  значения. 

31,3

28,3

28

23,6

22,9

22,3 21,5 21,2 20,9 20,3 20,1 20,1

19,1

19

16,3

16,2

13,4

32

2

7

,7

2

6

,2

2

3

,6

2

4

,2

2

1

,3

2

0

,8

2

0

,6

2

0

,3

1

9

,5

1

8

,4

1

9

,8

1

8

,1

1

9

,2

1

5

,8

1

6

,8

1

3

,2

2017

2016

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     20      21      22      23     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz