НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 21

 

 

 

 

324 

 

 

робототехнике

Поставлено

 400 

новых

 

кабинетов

 

робототехники

На данный

 

момент

 

в

 704 (10%) 

школах

 

открылись

 

клубы

 

робототехники

 

(рис. 3.3

.9)

 

РИСУНОК 3.3

.9. 

Количество кружков робототехники и контингент

 

детей

 

 

Источник: НОБД

 

 

В

 

2017  г.  утверждены 

новые  образовательные  программы  курсов 

повышения 

квалификации 

учителей 

информатики:

 

«Основы

 

робототехники»,

 

«Особенности  организаций  теоретических  и  внеклассных 

работ по ІТ

-

технологиям в условиях реализации робототехники» и элективный 

курс  «Робототехника».  730  педагогов  прошли  курсы  повышения

 

квалификации по

 

робототехнике.

 

 

По 

IT-

направлениям страны обучаются 33

 

тыс. студентов

 

в 84 вузах, 24 тыс. 

300 колледжах. 

 

Ежегодно

 

выпускается более 10 тыс.

 

студентов

 

вузов,

 8 

тыс

учащихся колледжей.

 

Данный спрос продиктован запросами работодателей. 

Так,  по  итогам  опроса 

IT-

директоров

 

крупнейших  компаний  Казахстана

  

в  2017

 

г.  показал,  что  на  рынке  ощущается

 

дефицит  навыков  у  сотрудников 

таких

 

направлений,  как

 

цифровизация  (64%)

,  Big  Data 

и  аналитика  (82%)

.

267

  

С

 

опорой  на  существующий

 

спрос  в

 

Классификатор  профессий 

 

и

 

специальностей ТиПО внесены 5 новых специальностей:

 

                                                

267

 

Деловой

 

аналитический

 

журнал

.-

№1(31) 2018.

 

48

86

133

51

151

59

278

60

288

61

98

230

56

29

25

48

707

1723

3208

601

2839

1433

7177

1524

2041

2098

2515

6916

740

851

1688

2633

Акмолинская

Актюбинская

Алматинская

Атырауская

ЗКО

Жамбылская

Карагандинская

Костанайская

Кызылординская

Мангистауская

ЮКО

Павлодарская

СКО

ВКО

г.Астана

г.Алматы

в них детей

кол

-

во кружков

 

 

325 

Цифровизация образования

 

 

«Компьютерные сети и телекоммуникации» (квалификация «Техник 
автоматизированных систем связи»)

 

«Программирование» (Техник

-

программист)

 

«Вычислительная техника и компьютерное оборудование» (Техник 

 

по обслуживанию компьютерных устройств)

 

«Информационная безопасность» (Техник по защите информации)

 

«Микроэлектроника и мобильные устройства» (Техник

-

программист). 

 

По  направлению  «Информационные  технологии  и  системы»  завершили 
обучение  порядка

  1 

тыс.

 

студентов.  Студенты  всех  специальностей  с

 2016 

г

изучают  дисциплину  «Информационно

-

коммуникационные  технологии»  на 

английском  языке

 

в  объеме  3  кредитов.  С

  1 

сентября  2018  г

в  вузах  будут 

внедрены  новые  образовательные  программы  в  рамках  специальностей 
«Информатика», 

«Вычислительная 

техника 

и

 

программирование». 

Утверждены 10 профессиональных стандартов

 

в 

IT-

образовании

.

268

 

 

Новым  направлением  подготовки  национальных 

IT-

кадров  является 

«Кибербезопасность»

Анализ  мнения  руководителей 

IT-

организаций

 

в  РК

 

свидетельствует, что только

 

за последние 2 года

 

60% 

компаний испытывали 

на себе кибератаки.

269

 

Сегодня обучение по кибербезопасности

 

реализуется 

в

 7 

вузах  страны,  где  обучаются  563  студента,  6  человек  обучаются 

в

 

Великобритании.

 

Количество  выделенных  грантов  179.  В  рамках 

специальности  «Системы  информационной  безопасности»  внедрены  новые 
образовательные  программы,  такие  как

 

«Безопасность  промышленных 

систем»,  «Криптоанализ  в  информационной  безопасности»,  «Аудит 
информационной безопасности», «Криптографическая защита информации», 
«Аппаратные 

средства 

защиты 

информации» 

и

 

«Безопасность 

инфокоммуникационных систем». В 

вузах 

ЕНУ им.

 

Л.Н.

 

Гумилева, КазНУ им. 

аль

-

Фараби,  КазНИТУ  им.

 

К.И.

 

Сатпаева,  МУИТ  и

 

КБТУ 

открываются  центры 

по

 

кибербезопасности.

 

 

Казахстан  в  2018  г.  впервые  примет  участие  в  международном 
исследовании компьютерной и информационной грамотности 

ICILS.

 

В мае 

2017 г

было проведено апробационное исследование. В нем приняли участие 

682 (из 703 отобранных) школьника из 38 школ (20 городских и 18 сельских) 
Алматинской,  Атырауской  областей,  ЮКО,  ВКО  и  г.  Астаны.  12  школ 

 

с  казахским  языком  обучения,  8  школ  с  русским  языком  обучения, 

 

                                                

268

 

Приказ

 

НПП

 

«Атамекен» № 171 от

 17.07.2017 

г

269

 

Деловой аналитический журнал.

-

№1(31) 2018.

 

 

 

326 

 

 

18 

смешанных  школ.  Участие  Казахстана  в 

ICILS

 

позволит  оценить 

информационную  и  компьютерную  грамотность  учащихся  8

-

х

 

классов, 

получить разносторонние данные по факторам, влияющим на данные виды 
грамотности 

(социально

-

экономические, 

педагогические), 

сравнить 

результаты  казахстанцев  с

 

рядом  развитых  и  развивающихся  стран. 

Ожидается,  что  результаты  ICILS

-

2018  позволят  активизировать  развитие 

 

IT-

образования  РК  путем  использования  его  выводов  в  улучшении

 

формирования  ИКТ

-

навыков  школьников,  подготовки  и  повышения 

квалификации учителей, применения ИКТ в образовании и оснащения школ 
соответствующим оборудованием.

 

 

В  рамках  обновления  содержания  среднего  образования  школ  страны 
предоставлен  доступ  к  цифровым  ресурсам,  разработанным  АОО  «НИШ»

Портал

 

«Системно

-

методический комплекс для

 

учителей общеобразовательных 

школ»

 

(http://sk.nis.edu.kz)

 

и

 

портал  ЦПМ

 

(http://www.cpm.kz/ru/portal/programs)

 

являются  обширными  онлайн

-

платформами,  созданными  с  целью  оказания 

методической поддержки педагогическим работникам. Портал СМК

 

для

 

учителей 

содержит документы для использования в работе:

 

такие как ГОСО, ТУПы, учебные 

программы  и  планы.  Посредством  данных  Интернет

-

ресурсов  учителя  могут 

получать не только методическую помощь, но и

 

обмениваться опытом

публикуя

 

свои работы

 

и обсуждая интересующие темы

 

на форуме.

 

 

В Казахстане также существует единая платформа с электронным учебным 
контентом 

BILIMLand.kz

,  созданная

 

в  2014  г. 

Данной  системой  могут 

пользоваться не только учащиеся школ и колледжей, но и дети дошкольного 
возраста. Обучающие ресурсы доступны на трех языках

 

(казахском, русском 

и

 

английском). В 2017 г.  к порталу bilimland.kz открыт  доступ 7 069  школам

создано 201 808 аккаунтов. Ресурсы

 

доступны как в онлайн, так и

 

в офлайн

-

режиме. В школах, где нет доступа к Интернету или недостаточная скорость 
связи,  все  материалы

 

записаны

 

на  школьный  сервер.

 

Платформа  содержит 

более 40 тыс. электронных уроков

 

и более 1 млн мультимедийного материала

 

по большинству школьных предметов. Планируется дальнейшее обогащение 
интерактивного контента платформы «Bilimland», в т.ч.

 

путем сотрудничества 

с  ведущими  мировыми  провайдерами  учебного  цифрового  контента 

Microsoft, Intel, Global University Systems и D

iscovery Education. 

 

Цифровизация управления образованием

 

 

На основе ведущих информационных систем, функционирующих в отрасли, 
планируется  создание  единой  системы  управления  образованием.

  

По  планам  МОН

 

данная  система,  используя  технологии 

Big  Data 

(большие 

 

 

327 

Цифровизация образования

 

данные)

в  перспективе  позволит  отследить  траекторию  обучения  ребенка 

с

 

детсада до получения диплома 

PhD

, профессионального развития педагога, 

прогнозировать  движение  контингента  обучающихся  и  педагогов,  дефицит 
ученических  мест,  строительство  организаций  образования  и  т.д.  Онлайн

-

аналитика в различных ракурсах предоставит возможность

 

руководить всеми 

процессами из одного ситуационного центра.

 

В качестве основных источников 

данных 

рассматриваются 

информационная 

система 

«Национальная 

образовательная  база  данных»  (НОБД)

«Kundelik.kz»

 

и  облачная 

бухгалтерия.

270

 

 

Запуск  НОБД  в  2013  г.  позволил  существенно  сократить  нагрузку  на 
педкадры  в  части  выполнения  ими  обязанностей  по  заполнению 
отчетности.

 

На  сегодняшний 

день 

количество 

форм 

отчетности, 

предоставляемой регионами, сокращено более чем в 3 раза 

с 467 в 2012 г

до 138 форм в 2017

 

г

НОБД

 

открывается для заполнения ежеквартально, ввод 

сведений осуществляют сами

 

организации

 

образования и подтверждают

 

ЭЦП

При  этом  ответственное  лицо  заполняет  только

 

паспорт  своей  организации 

и

 

информацию, относящуюся

 

непосредственно к ее деятельности.

 

 

По  состоянию  на  конец  2017  г.  в  НОБД

 

зарегистрированы  более  20  тыс.

 

организаций

 

дошкольного, 

общего 

среднего, 

технического 

 

и

 

профессионального  образования,  а  также  организации  дополнительного 

образования 

для 

детей, 

детские 

лагеря, 

приюты 

и 

детдома, 

реабилитационные  центры  и  центры  адаптации  несовершеннолетних  и  т.д. 
Ежегодно  статданные  НОБД  ложатся  в

 

основу  публикуемых  Национального 

сборника  «Статистика  системы  образования  РК»  и  Национального  доклада 
о

 

состоянии и развитии системы образования.

 

 

НОБД обеспечивает МОН статинформацией необходимой для мониторинга 
развития  образования  и  позволяет  формировать  нерегламентированные 
отчеты  по  запросу  госорганов  и  международных  организаций  без 
обращения  в  школы.

 

Ввод  системы  позволил  полностью  отказаться 

 

от бумажной отчетности и исключил дублирование статистических данных.

 

 

Благодаря  НОБД  с  2017  г

отменен  подворовой  обход,  который  учителя 

проводили  дважды  в  год  для  обеспечения  полного

 

охвата  учащихся 

(Всеобуч)

.

271

 

НОБД

 

позволяет  отслеживать  информацию  по  сети,  типам 

                                                

270

 https://online.zakon.kz/Document//?doc_id=39175686#pos=5;-181 

271

 https://informburo.kz/novosti/uchitelya-dolzhny-zapolnyat-tolko-pyat-dokumentov-mon-rk-.html 

 

 

328 

 

 

и

 

видам  организаций  образования  в  разрезе  республики,  области,  районов 

и

 

городов.  В  нее

 

включены  показатели,  необходимые

 

для  принятия 

управленческих  решений

По  запросу  эти  сведения

 

предоставляются 

в

 

различные органы как в стране,

 

так и на международном уровне.

 

 

Ежегодно  НОБД  совершенствуется  путем  оптимизации  его  показателей

включения  новых  инструментов,  в  т.ч.  форматно

-

логического  контроля

Планируется  развивать  НОБД  путем  ее  интеграции  с  информационными

 

системами  МОН  и  других  ведомств

Такая  интеграция

 

сделает  возможным 

перекрестную  проверку  данных  для  исключения  «человеческого  фактора»

предотвращать  социальные  потрясения  в  образовательной  среде

своевременно выявлять и оказывать помощь детям, находящимся в трудной 
жизненной ситуации и мн. др

 

 

 

330 

 

 

Страны мира второй год живут в эпоху реализации Целей устойчивого развития 
ООН.

 

Как известно, в 2015 г. мир перешел от Целей развития тысячелетия (ЦРТ

)

 

(

вставка 

3.4.1)

 

к Целям устойчивого развития (ЦУР). В

 

сентябре 2015 г. на пленарном 

заседании Генеральной Ассамблеи ООН были приняты 17 ЦУР на период с 2015 
по 2030 гг. Главной задачей ЦУР является комплексное решение экономических, 
социальных и экологических проблем всего мира. Все 193 государства

-

участника 

ООН  взяли  на  себя  обязательство  по  содействию  достижения  новой  более 
глобальной повестки дня.

 

 

ВСТАВКА 

3.4.1.

 

Итоги реализации ЦРТ

 

 

ООН  в своем  Докладе о результатах  реализации  ЦРТ  с  2000 по  2015 гг.  отметил,  что 
мировому сообществу благодаря значительным усилиям на глобальном и региональном 
уровнях удалось в существенной мере достичь поставленных целей. Две из восьми ЦРТ 
были напрямую ориентированы на преобразование системы образования: 2

-

я ЦРТ была 

нацелена на полное обеспечение начальным школьным образованием всех детей мира 
и  3

-

я  ЦРТ 

на  ликвидацию  гендерного  неравенства  в  сфере  начального  и  среднего 

образования.  Результатом  реализации  2

-

й  ЦРТ  стало  увеличение  охвата  начальным 

образованием в развивающихся странах и стремительное снижение количества детей, 
не посещающих организации начального и среднего образование. 3

-

я ЦРТ, ликвидация 

гендерного  неравенства  в  сфере  начального  и  среднего  образования,  также  была 
достигнута в развивающихся регионах. Казахстан, свою очередь, с самого начала был 
нацелен  на  решение  задач  более  высокого  уровня.  Ключевой  задачей  того  периода, 
поставленной  Главой  государства,  было  обновление  системы  образования  на

 

основе 

опыта передовых стран.

 

 

ЦРТ с 2000

-

2015 гг.

 

 

 

 

Принятые в 2015 г

ЦУР являются трансформированной и более масштабной

 

версией ЦРТ.

 

В основе достижения ЦУР лежит комплексное решение задач, 

основанное на тесном международном сотрудничестве. Обновленные цели, 
принятые  до  2030  г.,  в  отличие  от  ЦРТ  отходят  от  традиционной  модели 

 

 

331 

Глобальная повестка образования до 2030 года

 

развития

ключевыми ориентирами ЦУР являются права и интересы человека 

(экономические,  гражданские,  культурные,  политические  и  социальные) 

 

и защита планеты. Достижение всех поставленных ЦУР возможно только при 
наличии 

и 

выделении 

необходимых 

ресурсов 

и 

политической 

приверженности 

(табл. 3.4

.1).

 

 

ТАБЛИЦА 

3.4.1.

 

Особенности ЦРТ и ЦУР

272

 

 

Методология ЦУР является важной основой доказательной политики, в ней 
имеется  четкая  и  разветвленная  система  задач,  стратегий  и  индикаторов. 

Немаловажным  различием  ЦРТ  от  ЦУР  является  то,  что  в  рамках  ЦУР  ООН 
выстроил  глобальную  архитектуру  мониторинга  и  оценки

,

 

контролирующую 

ход  реализации  поставленных  задач  всеми  странами  мира,  и  подчеркнул 
важность проведения доказательной политики.

 

Уникальной характеристикой 

ЦУР  является  то,  что  при  разработке  целей  использовалась  технология 
декомпозиции  общемировых  целей  устойчивого  развития  по  различным 
направлениям. 8 ЦРТ состояли из 18 задач и 48 индикаторов, в то время как 
17  ЦУР  состоят  из  169

 

задач

 

и  304  индикаторов  для  измерения  прогресса 

 

в  достижении  целей.

 

Кроме  того,  применительно  к  каждой  ЦУР 

разрабатываются  возможные  или  рекомендуемые

 

стратегии.  Так,  в  рамках 

4- 

й  ЦУР  «Качественное  образование»  Всемирной  Инчхонской  декларацией 

определены 62 стратегии

.

 

 

Впервые  в  мире  термин  устойчивого  развития  был  использован  в

 

1987  г. 

 

и  определен  как  «развитие,  при  котором  удовлетворение  потребностей 
нынешних  поколений  осуществляется  без  ущерба  для  возможностей 
будущих  поколений  удовлетворять  свои  собственные  потребности»

.

273

 

Концепция  устойчивого  развития  сформировалась  в  результате  трех 

                                                

272

 

Источник

: Sustainable Development, Millenium Development Goals (MDGs) and Sustainable 

Development Goals (SDGs) (Hezri Adnan) - https://www.slideshare.net/HannaatUNU/sustainable- 
development-millenium-development-goals-mdgs-and-sustainable-development-goals-sdgs-hezri-
adnan 

273

 

Keeble, B. R. (1988). The Brundtland report: ‘Our common future’. Medicine

 and War, 4(1), 17-25. 

ЦРТ

 

ЦУР

 

ЦРТ

 

предназначены в большей степени для 

развивающихся стран

 

ЦУР универсальны 

 

Цели, направленные на развитие,

 

разрозненны

 

17 ЦУР включают 169

 

задач, интегрирующих

 

3 области устойчивого развития

 

ЦРТ исходили от Секретариата ООН

 

ЦУР были согласованы с членами ООН

 

Средства имплементации, мониторинга и 
последующего исследования не определены

 

Средства

 

имплементации были согласованы 

на межправительственном уровне, была 
задана глобальная архитектура и система 
мониторинга

 

 

 

332 

 

 

направлений:  экономического,  экологического  и  социального.  Развитие 
технологического прогресса, климатические изменения, военные конфликты, 
глобализация,  новые  ценности

 

материализма  заставили  человечество 

задуматься  о  будущем,  которое  останется  для  нового  поколения.  Сегодня 
устойчивое  развитие  требует  не  только  определения  баланса  между 
развитием  технологий,  с  одной  стороны,  и  охраной  окружающей  среды, 

 

с другой, но и трансформацией сознания людей. Трансформация заключается 
в  изменении  образа  жизни,  отношении  человека  к

 

природе  и  окружающей 

среде, а также к другим культурам и народам.

 

 

В  Казахстане  принципы  и  подходы  устойчивого  развития  отражены 

 

в  программе  «Рухани  жанғыру».

 

Программа  была  разработана  на  основе 

статьи

 

Главы  государства  «Взгляд  в  будущее:  модернизация  общественного 

сознания»

 

и  подчеркивает  важность

 

культурной  открытости,  прагматичного

 

использования

 

ресурсов, защиты

 

окружающей среды, умения

 

рационального 

планирования будущего

 

и др. «Рухани жанғыру» направлено на

 

укрепление 

нравственных и культурных ценностей, воспитание гражданина, отвечающего

 

новым  глобальным  вызовам

и  создание  благополучных  условий  для 

будущего поколения. Таким образом, эффективно реализуя и продвигая эту 
программу, Казахстан следует принципам и целям устойчивого развития всего 
мира,  в  числе  которых  обеспечение  доступа  всех  к  качественному 
образованию

 

Согласно  проводимому  опросу

 

в

 

Казахстане  высоко  ценят  доступ 

 

к  качественному  образованию,

 

соответствующий 

4-

й  ЦУР.

 

В  соответствии 

 

с последовательным порядком ЦУР

 

первые три места занимают ликвидация 

нищеты  и  голода,  здоровье  и  благополучие.  Качественное  образование 
следует  за  этими  основными  жизненными  потребностями  как  один  из  их 
элементов.  В  Казахстане  доступ  к  качественному  образованию  занимает 
лидирующую  позицию.  Эта  тенденция  обусловлена  тем,  что  население

 

Казахстана  склонно  к  образованию  и  обучению  в  целом.  В  качестве  других

 

немаловажных

 

приоритетов

 

для  граждан  Казахстана  выступают

 

здоровье 

 

и  благосостояние  (ЦУР  3),  а  также

 

надежные  органы  правосудия  (ЦУР  16). 

Инструментом  для  текущей

 

оценки  приоритетов  стран  мира

 

является 

проводимый  ООН  глобальный  опрос  «МойМир2030»

Для

 

большинства 

опрошенных

 14 

тыс.

 

человек здоровье и благосостояние (ЦУР 3), качественное 

образование (ЦУР 4) и ликвидация нищеты (ЦУР 1) представляют наибольшее

 

значение

 

во всем мире, в то время как партнерство в интересах устойчивого 

развития  пока  не  находит  должного  отклика  в  Казахстане  и  во  всем  мире 

 

в целом.

 

 

 

333 

Глобальная повестка образования до 2030 года

 

 

Определение 

нового 

курса 

на 

предоставление 

всем 

доступа 

 

к  качественному  образованию. 

Из  17  ЦУР,  утвержденных  ООН, 

4-

й  ЦУР 

относится  к  обеспечению  всеохватного  и  справедливого  качественного 
образования и поощрению возможности обучения на протяжении всей

 

жизни 

для всех. Руководство по реализации 

4-

й ЦУР

 - 

повестки «Образование 2030» 

является  результатом  совместной  работы  мировых  экспертов  в  области 

образования, достижением которой стала Инчхонская декларация, принятая 
в  мае  2015  г

на  Всемирном  форуме  по  образованию.  В  ноябре  2015  г

.  

в  Париже  184  государства

-

члена  ЮНЕСКО  приняли  Рамочную  программу 

действий  «Образование

-

2030»,  которая  является  дорожной  картой 

 

к  выполнению  взятых  на  себя  обязательств  в  Инчхоне.  Дорожная  карта 
содержит  рекомендации  по  практической  реализации  и  имплементации 

 

4-

й ЦУР

 

в национальные стратегические документы.

 

 

При  адаптации  международного  опыта  и  заимствования  лучших  практик 
необходимо руководствоваться инструментальной доказательной политикой. 

Суть  доказательной  политики  состоит  в  принятии  обоснованных  решений, 
основанных  на  оценке  регулирующего  воздействия

274

,  консультациях 

 

и обсуждениях с заинтересованными сторонами, в т.ч

с общественностью, учете

 

аналитических  и  исследовательских  обзоров  и  др.

275

 

(рис. 

3.4.1).

 

В  развитых 

странах  мира  государственная  политика  строится  на  обоснованных  решениях, 
вырабатываемых аналитическими центрами. Несмотря на экономический спад, 
индустрия  «фабрик  мысли»  («мозговых  центров»)  в  мире  продолжает  бурно 
развиваться. Такие центры играют роль «моста» между

 

властью, экспертными 

 

и  научными  кругами,  специализируясь  на  исследованиях  эффективности 
политики  внутри  страны  и  за  ее  пределами,  переводя  фундаментальные 

 

и  прикладные  исследования  на  доступный  для  государственного  аппарата 

 

и  общественности  язык.  По  данным  рейтинга  Пенсильванского  университеа 
«

Global  Go  To  Think  Tank  Index

»,  в  мире  за  последние  10  лет  количество 

аналитических  центров  возросло  на  53,8%,  составив  7

 

815  центров

.

276

 

Казахстанский  институт  стратегических  исследований  традиционно  занимает 
высокие места:

 140-

е место в мире (за исключением

 

США) и 2

-

е в Центральной 

                                                

274

 

Оценка регулирующего воздействия 

процесс определения проблем и целей регулирования, 

выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного 
регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, 
применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, 
полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив. 

A Comparative 

Analysis of Regulatory Impact. Assessment in ten EU Countries. Dublin, May 2004. 

275

 

Волошинская, А. А., & Комаров, В. М. (2015). Доказательная государственная политика: проблемы 

и перспективы. Вестник Института экономики Российской академии наук, (4), 90

-102. 

276

 

Научно

-

аналитический журнал «Қоғам және Дәуір» № 2/2018, КИСИ

 

 

 

334 

 

 

Азии.  Всего  в  топ

-

65  фабрик  мысли  с  центрально

-

азиатского  региона  вошли 

13 

казахстанских институтов. Среди них Институт экономических исследований 

(8-

е

 

место),  Центр  анализа  общественных

 

проблем  (28

-

е

 

место),  Институт 

мировой  экономики  и  политики  (51

-

е

 

место),  Информационно

-

аналитический 

центр (58

-

е

 

место) и др.

277

 

 

РИСУНОК 

3.4.1. 

Исследование 

Политика 

Практика

 

 

 

Как не должно быть выстроено взаимодействие 

       

Как должно быть выстроено взаимодействие

 

Источник: Рисунок заимствован и переведен со след. источника: Linking youth research, policy 

and practice. 

Álfgeir Logi Kristjánsson, Jón Sigfússon. Centre for Social Research and Analysis 

Reykjavik University, Iceland. 2009. http://slideplayer.com/slide/8998608/ 

 

Международные сопоставительные исследования являются важной частью 
доказательной политики и реализации 

4-

й ЦУР.

 

С

 

2015 г.

 

ОЭСР в своих отчетах 

учитывает  задачи  ЦУР.  Кроме  того,  в  результате  проводимых  мероприятий 

 

и  сотрудничества  с  лучшими  экспертами

 

ОЭСР  регулярно  обновляет 

содержание  проводимых  исследований,  направленных  на  выявление 
сильных 

и 

слабых 

сторон 

национальных 

систем 

образования 

 

и  предоставления  общих  рекомендаций  по  их  дальнейшей  модернизации. 
Казахстан принимает участие в исследованиях ОЭСР

 

и 

IEA

278

 

на оценку знаний 

и  компетенций  различных  возрастных групп:  6

-

10  лет 

исследования  TIMSS 

 

и PIRLS; 11

-

15 лет 

исследования ICILS, TIMSS и PISA; и 16

-

65 лет 

исследования 

PIAAC и TALIS. Согласно базе данных Института

 

статистики ЮНЕСКО, Казахстан 

в числе

 

стран, имеющих

 

высокий показатель полноты и доступности данных.

 

 

В  Казахстане  для  имплементации  и  дальнейшей  реализации  задач 

 

по

 

достижению

 4-

й ЦУР

 

проведена самооценка программных документов 

 

в сфере образовательной политики в соответствии с ЦУР.

279

 

Основной целью 

                                                

277

 

«2017 Global Go To Think Tank Index Report» James G. McGann, Universit

y of Pennsylvania 

278

 IEA - 

Международная

 

ассоциация

 

по

 

оценке

 

учебных

 

достижений

 (International Association for the Evaluation 

of Educational Achievement). 

279

 

Подробнее в Приложении 

3.

 

 

 

335 

Глобальная повестка образования до 2030 года

 

данного задания является обеспечение исполнения обязательств РК согласно 
принятой  Инчхонской  декларации.  Исходя  из  анализа  образовательной 
политики  Казахстана  выявлено,  что 

4-

й  ЦУР  во  многом  перекликается 

 

с целями и задачами развития национальной системы образования. Многие 
инициативы, предложенные в его рамках, уже нашли свое отражение в таких 
стратегических документах и программах

как Стратегический план развития 

РК  до  2020  г.

Законы  РК

 

«Об  образовании»,  «О

 

правах  ребенка», 

«О

 

социальной защите инвалидов», «О социальной и медико

-

педагогической 

коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», ГПРОН

 

на  2016

-2019 

гг.,  Стратегический  план  МОН  РК  на  2017

-2021 

гг.,  стратегии 

«Казахстан

-

2030»  и  «Казахстан

-

2050»  и  др.  Для  оценки  уровня 

имплементации стратегий

 4-

й

 

ЦУР

 

в Казахстане была использована

 

методика 

оценки  уровня  реализации  реформ  Европейского  фонда  образования.

280

 

Оценка включает в себя 5 основных уровней реализации реформ: (1) система 
отсутствует,

 

но  имеются  отдельные  примеры;  (2)

 

проведение  переговоров 

 

и  организация  планирования; 

(3) 

точка  перелома; 

(4) 

уровень  внедрения 

 

и выделения ресурсов; 

(5) 

мониторинг, оценка и обратная связь

 

(

рис. 3.4.2

)

 

РИСУНОК

 3.4.2. 

Методика ЕФО по определению уровня

 

реализации реформ

 

 

Источник: АО «ИАЦ», 2017

 

г.

 

                                                

280

 

Подробнее в Приложении 

4. 

 

 

336 

 

 

Согласно проведенной предварительной оценке в Казахстане большинство

 

предложенных стратегий реализации 4

-

й ЦУР

 

находится на этапе внедрения 

и  выделения  ресурсов. 

Из  62  возможных  стратегий,  предложенных 

 

в Рамочной программе действий «Образование

-

2030» 

4-

й ЦУР, 46 (74%) в той 

или иной степени уже реализуются в Казахстане: 38 стратегий находятся на 
этапе внедрения и выделения ресурсов (4 уровень), 8 стратегий соответствуют 
3 уровню и требуют дальнейшей работы и 12 стратегий находятся на стадии 
ведения переговоров и планирования (2 уровень

)

 (

рис. 3.4

.3).

 

 

РИСУНОК 

3.4.3. 

Визуализация предварительной оценки имплементации 62 возможных стратегий 

4-

й ЦУР по основным задачам

 

 

Источник: АО «ИАЦ», 2017

 

г.

 

 

Положительная  динамика  достижения  Казахстаном 

4-

й  ЦУР  во  многом 

связана с внедрением механизмов мониторинга и оценки. 

На сегодняшний 

день в республике сложилась и функционирует национальная система оценки 
результатов  обучающихся

 

(рис. 

3.4.4).

 

Фактические  данные,  получаемые 

каждой из звеньев этой системы, позволяют оценить эффективность системы 
образования и своевременно реагировать на появляющиеся сложности. Еще 
одним  важным

 

национальным  механизмом  мониторинга  образования 

является ежегодный Национальный доклад о состоянии и развитии системы 

 

 

337 

Глобальная повестка образования до 2030 года

 

образования  РК,  публикуемый  с  2006

 

г

Данный  доклад  помимо  описания 

состояния, прогресса и перспектив каждого из уровней образования

 

содержит 

рейтинг  региональных  систем  образования.  По  данным  ЮНЕСКО  Казахстан 

 

в числе 96 стран, которые публикуют мониторинговый отчет в образовании

.

281

 

 

РИСУНОК 

3.4.4. 

Система оценки результатов учащихся в Казахстане

 

Мониторинг

оценка

 

и 

сравнительный анализ

 

национальных достижений с 

международными

 

 

Мониторинг

 

учебных достижений, оценка

 

эффективности учебного процесса, 

сравнительный анализ

 

качества услуг

 

 

Источник: АО «ИАЦ», 2017

 

г.

 

 

4-

й ЦУР

 

служит важным общемировым ориентиром в образовании, в русле 

которого Казахстан получил признание 3 глобальных институтов развития.

 

В

 

условиях  эпохи  ЦУР

 

Казахстан  продолжает  обновлять

 

свою  систему 

образования в соответствии с лучшими мировыми стандартами.

 

Стремление 

Казахстана  интегрироваться  в  международные  базы  количественных 

 

и качественных данных образования и науки были высоко оценены ведущими 
мировыми  институтами  развития.  Так,  в  2017  г.  РК

 

избрана

 

Председателем 

Совета Международного бюро просвещения 

(IBE)

 (

вставка 3.4

.2)

 

на 2018

-2019 

гг. 

В  конце  прошлого  года  Казахстан  обрел

 

статус  «Участника»  в  2  Комитетах

 

                                                

281

 http://gem-report-2017.unesco.org/en/makeitpublic-national-education-monitoring-reports-map/ 

•Внутри

-

организационное 

текущее и итоговое 

оценивание согласно 

ГОСО и учебным 

программам

Внутренняя оценка

•Оценка достижений 

учащихся согласно 

ГОСО и учебным 

программам

Национальная 

внешняя оценка

•Участие Казахстана 

в международных 

сопоставительных 

исследованиях 

Международная 

внешняя оценка

 

 

338 

 

 

ОЭСР:  образовательной  и  научно

-

технологической  политики.

 

В  том  же  году 

IEA

,  учитывая  высокие  достижения  страны  в 

TIMSS-2015, 

удостоила

 

республику

 

чести  проведения  59

-

го  съезда  Генеральной  Ассамблеи 

Международной  ассоциации  образовательных  достижений  учащихся 

 

в октябре 2018 г. в г.

 

Астане

ВСТАВКА 

3.4.2.

 

Международное бюро просвещения ЮНЕСКО

 

 

Международное  бюро  просвещения  (МБП)  было  основано  в  1925  г.  в  Швейцарии  при 
Институте  педагогических  наук  имени  Ж.Ж.  Руссо.  С  1969  г.  МБП  вошло  в  состав 
ЮНЕСКО, сохранив при этом интеллектуальную и функциональную автономию. С

 1934 

г.

 

МБП каждые два года организовывает Международную конференцию по образованию. 
МБП  отвечает  за  содержание  образования,  методы  и  стратегии  обучения  на  основе 
подготовки учебных программ

 

В  2011  г

на  36

-

й  сессии  Генеральной  конференции  ЮНЕСКО  МБП  было  объявлено 

глобальной  организацией,  обладающей  самым  передовым  опытом  в  составлении 
учебных программ и смежных вопросах. На сегодняшний день ключевой обязанностью 
МБП является укрепление потенциала стран

-

участниц ООН в разработке и внедрении 

учебных  программ,  обеспечивающих  справедливость,  качество,  актуальность 

 

и ресурсоэффективность систем образования и обучения с целью достижения 

4-

й ЦУР.

 

 

Источник: http://www.ibe.unesco.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz