НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 19

 

 

 

 

292 

 

 

 

 

ВСТАВКА

 3.1.6. 

Функции тьюторов в зарубежных странах

 

 

В  Великобритании  в  организациях  дошкольного  и  среднего  образования  Координатор  по 
особой  образовательной  поддержке  (SENCO)  выполняет  как  стратегические  (реализация 
особой  образовательной  политики),  так  и  оперативные  (повседневное  регулирование 
учебного процесса) функции.

 

 

В Сербии в случае необходимости привлекаются ассистенты педагогов, которые оказывают 
поддержку при выполнении школьных обязанностей детей (регулярное посещение занятий, 
выполнение домашнего задания  и др.),  стимулируют  их к  участию в  мероприятиях школы, 
оказывают языковую поддержку, помогают социализироваться. 

 

 

В США распространена практика преподавания специального педагога совместно с

 

обычным 

педагогом в одном классе. Они помогают другим учителям адаптировать учебную программу 
индивидуально  под  каждого  ребенка  с  ООП.  Специальные  педагоги  должны  иметь  статус 
«высококвалифицированных».  Специальные  учителя

-

помощники,  кроме  обучения  в  ВУЗе 

 

и  стажировки  (объемом  не  менее  300  часов/12  кредитов),  проходят  двухгодичные 
специализированные курсы обучения для получения специальной квалификации (не менее 
60 кредитов).

 

 

В  Швеции  и  Германии  специальные  педагоги  или  ассистенты  также  проводят  совместные 
уроки,

 

оказывают  мобильную  помощь  и  консультации  учителям  массовых  школ,  работают 

с

 

учеником как в массовом классе, так и индивидуально.

228

 

 

 

 

О  необходимости  тьюторов  в  работе  с  детьми  с  ООП  разрабатываются 
социальные 

проекты.

 

В 

2017 

г. 

Исааком 

Мустопуло 

вместе

 

с

 

единомышленниками создан

 

проект «Индиго», о

 

роли

 

тьютора.

 

«Если ребенку 

что

-

то  становится  непонятно, 

говорит  автор  проекта  Исаак  Мустопуло,  юный 

ученый

-

астрофизик, 

тьютор  должен  помочь  ему  это  понять.  Объяснить 

понятным  языком.  Также  тьютор  должен  налаживать  контакты  между  своим 
подопечным  и  его  одноклассниками.  Тьютор  на  своем  примере  должен 
показывать, что такой студент или ученик, как я, например, это обычный ребенок, 
с которым можно общаться, играть и

 

заниматься».

229

 

                                                

228

 National Coordinating Center. Think College. http://www.thinkcollege.net/about-us/think-college-grant-

projects/national-coordinating-center. Germany 

 ANED Country Profile. Academic Network of European Disability 

experts. April 2009. http://www.disability-europe.net/downloads/395-germany-aned-country-profile. Sweden. European 
Commission. 
https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index.php/Sweden:Special_Education_Needs_Provision_within_Ma
instream_Education. 
Monitoring Framework for Inclusive Education in Serbia, 2014. 
http://socijalnoukljucivanje.gov.rs/wp-content/uploads/2014/11/Okvir-za-pracenje-inkluzivnog-obrazovanja-u-Srbiji-
eng.pdf  

229

 

18.07.2017 г. прошла тематическая сессия «Образование и инновации для устойчивого развития» на 

площадке EXPO

-

2017 в рамках Проекта «Изменение восприятия», разработанного по инициативе 

генерального директора Представительства ООН в Женеве совместно с Международной организацией по 
стандартизации (ISO), Казахстанским институтом стандартизации и сертификации, Детским фондом ООН 
(ЮНИСЕФ), Женевским университетом (ЮНИГЕ) и др. Хедлайнер мероприятия 

- 15-

летний школьник из г. 

Тараз Исаак Мустопуло. Столкнувшись с трудностями, которые возникают на пути детей с ДЦП, Исаак вместе 

 

 

293 

Инклюзивность системы образования

 

 

 

ВСТАВКА 3.1.7.

 

Проект «Индиго» о тьюторах, разработанный Исааком Мустопуло

 

вместе с единомышленниками

 

 

 

 

Источник: 

https://bnews.kz/ru/special/expo-2017/view-

unii_genii_iz_taraza_sozdal_proekt_v_pomoshch_invalidamkolyasochnikam 

 

 

Для 

формирования 

у 

общественности 

правильного 

представления 

 

об инклюзии, получения взаимоподдержки и взаимопомощи активизирована 
информационно

-

разъяснительная работа.

 

За период деятельности по развитию 

инклюзивного  образования  в  РК  сложились  различные  представления 

 

об инклюзивном образовании (нередко это неправильное либо узкое понимание 
инклюзивного  образования).  В  рамках  медийного  сопровождения  ГПРОН 
рассмотрены приоритетные направления  развития образования,  в  т.ч.  вопросы 
инклюзивного образования. В 2017 г. были подготовлены новостные дайджесты 
(например, на тему «Инклюзивное образование», «Малокомплектные школы»

), 

статьи  в  печатных  СМИ  и

 

Интернет

-

ресурсах.  Также  велась  работа

  

по  продвижению  официальных  аккаунтов  и  постов  (публикаций)  в  социальных 
сетях,

 

размещению их

 

в популярных блогах и платформах. В 2017 г. неоднократно 

был презентован проект «Единая рамка мониторинга инклюзивного образования 
РК», реализуемый центром АО «ИАЦ» по заказу МОН, на диалоговых площадках 
Назарбаев  Университета,  Кокшетауского  государственного  университета 

 

                                                

с единомышленниками разработали проект «Индиго». Цель 

отобрать тьюторов из числа выпускников 

педвузов для работы с детьми с ООП.

 

 

 

294 

 

 

им.  Ш.  Уалиханова,  а  также  на  Республиканском  августовском  педагогическом 
совещании «Перспективы развития специального и инклюзивного образования 

 

в РК» (г.

 

Караганда).

 

 
 
 

 

 

РИСУНОК

 3.1.7. 

Презентация проекта «Единая рамка мониторинга инклюзивного образования»

 

 

 

 

 

 

В  Казахстане  подрастает  поколение,  призывающее  к  развитию  инклюзивной 
системы  в  нашем  обществе. 

В  качестве  примера  такой  работы  является 

деятельность  центра  «Education  for  All»,  созданного  по  инициативе  студентов 
Назарбаев  Университета.  Им  созданы  комфортные  классы  на  кампусе 
университета, ведется подготовка к поступлению в лучшие школы, организованы 
бесплатные  занятия  творчеством  и  спортом.  Занятия  проводятся  три  раза 

 

в неделю, студенты данного вуза на волонтерской основе преподают математику, 
английский, 

IELTS,  TOEFL

,  помогают  детям  с

 

поступлением  в  НИШ  для 

дальнейшего  обучения.  Также  волонтерский  отряд  «Феникс»  из  студентов 
Кокшетауского  государственного  университета  им.  Ш.

 

Уалиханова  проводит 

различные  мероприятия  по  формированию  инклюзивной  культуры  у  детей 
младшего школьного и подросткового возраста.

 

 

Открытие  социальных  кафе,  где  могут  работать  люди  с  особенностями 
развития,  как  одни  из  первых  шагов  к  развитию  инклюзивности  в  обществе.

 

В

 

2015  г.  ОО  «Психоаналитическая  ассоциация»

 

при  финансовой  поддержке 

 

 

295 

Инклюзивность системы образования

 

Фонда  Сорос

-

Казахстан,  открыт

 

«

Training  Cafe

»,  где  работают  молодые  люди 

 

с нарушениями ментального здоровья из психоневрологического дома

-

интерната 

г. Алматы. Перед выходом на работу проводятся мероприятия по подготовке их 

 

к общению и работе. В подобные кафе люди с

 

ООП полноценно устраиваются на 

работу и перестают быть изолированными в

 

обществе.

 

Кафе работает третий год 

и  является  примером  проекта,  помогающего  людям  с  инвалидностью 
адаптироваться и интегрироваться в

 

общество.

 

 

В

 

2017  г

социальное  кафе  открылось  в

 

Астане  по  инициативе  студентов 

Назарбаев  Университета.

 

В  проекте  участвуют  102  подопечных  ЛПМ 

Медицинского  центра  психического  здоровья,  их  родители,  друзья,  психологи 
и

 

психиатры, студенты Назарбаев университета и профессионалы ресторанного 

бизнеса. В рамках проекта «

Kunde

» был создан тренинговый центр, где сначала 

их  обучают  простым  навыкам:  готовить  еду,  мыть  посуду,

 

а  затем 

более 

сложным: печь хлеб и принимать заказы. Перед работой в «Kunde» необходимо 
встать  на  учет  в  психиатрическом  отделении  при  медицинском  центре 
психического  здоровья  Астаны,  а  также  пройти  обучение  и  трудовую  терапию 
в

 

центре социальной адаптации. Период терапии зависит от диагноза и занимает 

от  двух  месяцев  до  полугода,  затем  командой  психологов,  медицинских 
работников  и  родителей/опекунов  принимается  решение  о  соответствующей 
работе молодому человеку с ООП.

 

 

Успешная социализация и интеграция

 

в рынок труда молодежи с ООП до

 

сих 

пор  является  одной  из  главных  задач  государства.

 

Согласно

 

опросу,

 

проведенному

 

Ассоциацией

 

развития

 

гражданского

 

общества,

 

за

  2017 

г.

  

в

 

Казахстане

 

зарегистрировано

 

около

  630 

тыс.

 

инвалидов.

 

Из

  40 

тыс.

 

живущих

  

в

 

Алматы

 

людей

 

с

 

ограниченными

 

возможностями

 

работают

 

всего

  3,5 

тыс.

 

человек,

 

а

  25 

тыс.

  - 

трудоспособного

 

возраста

 

с

 

высшим

 

образованием

 

и

 

с

 

профессиональной

 

квалификацией

 

не

 

могут

 

устроиться

 

на

 

работу.

 

Все

 

это

 

влияет

 

на

 

экономику

 

страны.

 

В  докладах  Всемирного  банка  и  Всемирной 

организации  здравоохранения  за  2014

-

15  гг.  опубликованы  исследования 

финансовых потерь  в странах ОБСЕ из

-

за игнорирования проблем ментального 

здоровья населения. Речь идет о неиспользуемой рабочей силе 

убытки могут 

достигать до 5

-10% 

от ВВП каждый год.

 

 

Реализация  инклюзивного  образования  имеет  значительное  влияние  на 
экономическое  развитие.

 

Исследование  ЮНЕСКО  2009  г.  показало,  что, 

по

 

оценкам,  потери  от  нетрудоспособности  части  населения  в  Европе 

 

 

 

296 

 

 

и

 

Центральной  Азии  составляют  не  менее  35,6%  общемирового  ВВП.

230

 

Результаты исследования, проведенного в Канаде, показывают, что, если лица 
с

 

ограниченными  возможностями  не  являются  участниками  рынка  труда, 

производственные потери достигают 7,7% ВВП ($55,8 млрд). Всемирный банк 
признает,  что  общая

 

стоимость  ВВП,  потерянного  вследствие  инвалидности, 

составляет от $1,4 млрд до $1,9 млрд.

231

 

Все это свидетельствует о важности 

и

 

необходимости развития в Казахстане инклюзивной культуры, инклюзивного 

бизнеса и инклюзивного образования на всех уровнях, в

 

особенности в ТиПО 

и

 

вузах.

 

 

                                                

230

 

Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. ЮНЕСКО

, 2009. 

http://unesdoc.unesco.org/images/0017/001778/177849r.pdf 

231

 World Bank, Cited in Richler, D, UNESCO , EFA monitoring report - 

commissioned study ‘Quality Education for 

Persons 

with Disabilities’, 2005

 

 

 

298 

 

 

Интернационализация продолжает оставаться в списке основных направлений 
развития 

провайдеров 

высшего 

образования.

 

Интернационализация 

способствует  устойчивому  развитию  высшего  образования  на  национальном 
уровне  и,  следовательно,  формированию  конкурентоспособного человеческого 
капитала.  Несмотря  на  то,  что  интернационализация  остается  центральным 
стратегическим  направлением  вузов,  многие  стейкхолдеры  в  сфере  высшего 
образования все еще имеют смутное представление о данном феномене.

 

Каждый 

из  них  интерпретирует  данное  понятие  по

-

своему,  при  чем  большинство  лиц 

понимают интернационализацию исключительно как привлечение иностранных 
студентов.

232

 

 

Интернационализация 

представляет 

собой 

процесс 

интеграции 

международных, межкультурных и глобальных перспектив в систему высшего 
образования

 

и,  таким  образом,  улучшения  качества  образования  и

 

исследования.

233

 

Данный  процесс  включает  мобильность  студентов  и  ППС 

(входящая/исходящая), 

разработку 

совместных 

образовательных 

программ/дипломов,  массовые  открытые  онлайн

-

курсы  (

MOOCs), 

совместные 

исследовательские проекты.

234

 

Интернационализация увеличивает доступность, 

инновационность 

высшего 

образования, 

обеспечивает 

появление 

международных  стандартов,  расширяет  и  укрепляет  международное 
сотрудничество.

 

 

В  вузах

-

лидерах  мирового  рейтинга  университетов 

QS  WUR 

деятельность  по

 

интернационализации  вуза  включает  множество  направлений  развития

  - 

от 

разработки  стратегического  плана  развития  вуза  до  предоставления 
дистанционного обучения

235

 

(рис. 

3.2.1).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                

232

 https://www.jobs.ac.uk/media/pdf/careers/resources/the-internationalisation-of-higher-education-whitepaper.pdf 

233

 Hans de Wit, http://www.erasmusplus.kz/index.php/en/component/content/article/14-sample-data-articles/161-faq-

rus 

234

 http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2013052818005080 

235

 

МИТ, Стэнфордский, Гарвардский университеты, Калифорнийский технологический институт, 

Кембриджский университет.

 

 

 

299 

Интернационализация высшего образования

 

 

РИСУНОК 

3.2.1. 

Модель стратегических направлений развития интернационализированного вуза

 

 

 

Источник

: The Internationalisation of Higher Education Whitepaper 

 

 

Интернационализация высшего образования положительно сказывается как на 
локальном  (вуз),  так  и  на  национальном  уровнях  (страна).

 

Благодаря 

интернационализации  высшего  образования  увеличивается  количество 
иностранных  студентов,  которые  в  свою  очередь  повышают  ВВП  страны 

 

и способствуют открытию новых рабочих мест. Так, в США иностранные студенты 
привнесли $36,9 млрд и заняли более 450 тыс. рабочих мест в экономике США 

 

в течение 2016

-

2017 академического года.

236

 

Во Франции 300

 

тыс. иностранных 

студентов принесли  $2 млрд в год чистой прибыли в

 

экономику страны. Более 

того, 41% иностранных студентов работают во время пребывания в стране, тем 
самым внося дополнительный вклад в

 

здравоохранение и пенсионные фонды, 

которые они редко сами используют

.

237

 

 

Привлечение иностранных студентов также является механизмом повышения 
привлекательности  страны  на  мировой  арене

,  в  результате  идет  приток 

большего  числа  туристов.  Так,  во  Франции  90%  иностранных  студентов 
рекомендовали  бы  Францию  для  жизни,  путешествий  и  обучения.  85% 
опрошенных респондентов намереваются посетить страну в будущем в качестве 
туриста.

238

 

 

                                                

236

 https://www.iie.org/en/Research-and-Insights/Open-Doors/Data/Economic-Impact-of-International-

Students 

237

 http://thepienews.com/news/international-students-contribute-e1-6bn-french-economy/ 

238

 https://thepienews.com/news/international-students-contribute-e1-6bn-french-economy

 

 

 

 

300 

 

 

Другим долгосрочным эффектом

 

интернационализации высшего образования 

является  подготовка  кадров,  способных  эффективно  работать  в  меняющихся 
условиях  мирового  рынка.

 

По  результатам  исследования  Международного 

отдела  высшего  образования  Соединенного  Королевства,  участие  студентов 

 

в программах академической мобильности повышает шансы их трудоустройства 
за рубежом на 15

-20%.

239

 

 

ГПРОН  на  2016

-

2019  гг.

 

подчеркивает  необходимость  приведения  как 

содержания,  так  и  структуры  системы  высшего  образования  в  соответствии 

 

с принципами Болонского процесса.

 

Ключевыми шагами ГПРОН на 2016

-

2019 гг. 

в

 

области интернационализации являются развитие академической мобильности

 

студентов, в т.ч. привлечение иностранных студентов, развитие международной 
стипендии  «Болашақ»,  улучшение  уровня  владения  населения  английским 
языком,  разработка  новых  образовательных  программ  на  английском  языке, 
развитие двудипломного образования, повышение имиджа казахстанских вузов 
за рубежом

 

Стержневым

 

направлением  госполитики  интернационализации

 

является 

развитие академической мобильности студентов

. Всего за 2017 г. вузами были 

направлены для обучения за рубеж 2 495 студентов, что в 2,6 раза

 

превышает тот 

же  показатель  за  2016  г.  Данный  показатель  обеспечивает  реализацию  задачи 
«Обеспечение  качества  внешней  мобильности»  Стратегии  академической 
мобильности  в  РК  на  2012

-

2020  гг.:  наблюдается  ежегодный  рост  контингента 

студентов,  выезжающих  в  страны  ЕПВО  на  один  период  обучения,  на  50%.

240

 

Однако  это  значительно  малая  доля  от  общего  числа  студентов  в  2017

 

г. 

-  

только 0,5%.

 

 

В

 

2017 г

1 763 человека отправились за рубеж за счет внебюджетных средств

 

(71%), в то время как государство профинансировало остальные 732 человека 

(29%).

 

Проблемы  с  финансированием  являются  одной  из  основных  причин 

низкой  доли  студентов,  обучающихся  по  исходящей  академической 
мобильности. При этом данная проблема характерна не только для Казахстана. 
Согласно  данным  аналитической  компании  BusinessBecause,  90%  претендентов 
на MBA рассматривают возможность обучения за рубежом. В то же время более 
60%  респондентов  заявили,  что  не  смогут  получить  MBA  без  финансовой 
помощи.

241

 

Таким  образом,  вузам  необходимо  диверсифицировать  источники 

                                                

239

http://eprints.lse.ac.uk/19383/1/Studying_Abroad_and_the_Effect_on_International_Labor_Market_Mobility_Evidenc

e_from_the_Introduction_of_Erasmus.pdf 

240

 

Стратегия развития академической мобильности в РК, 201

http://enic-

kazakhstan.kz/images/doc/akadem_mobilnost/strategia-acad-mob-2020.pdf  

241

 https://www.studyinternational.com/news/funding-studies-mba-loans-help-international-students/

 

 

 

301 

Интернационализация высшего образования

 

финансирования для стимуляции академической мобильности студентов, чтобы 
не зависеть только от государственного бюджета.

 

 

В  2017  г

большинство  студентов  (73,3%)  предпочло  для  обучения  страны 

Европы, 24,

1

% распределились по странам СНГ и Азии. 

Только 2,6% студентов 

отправились для обучения в США. Обучение в американских вузах несоразмерно 
стоимости академического семестра в казахстанском вузе, что ограничивает вузы 
в выборе данной страны для отправки студентов за рубеж

 

(рис. 3.2.2)

 

 

РИСУНОК 

3.2.2. 

Распределение студентов вузов по странам

 

в рамках академической мобильности, 2017

 

г., чел.

 

 

 

Источник: Центр Болонского процесса и академической мобильности

 

 

 

В мире идет

 

жесткая глобальная конкуренция за лучшие умы.

 

Университеты, 

образовательные консорциумы и целые страны сегодня всеми силами пытаются 
привлечь  международных  студентов.  Война  за  таланты  ведет  к  стремительной 
дифференциации образовательных учреждений. Появление  в начале  2000

-

х  гг. 

международных  рейтингов  университетов  (QS,  ARWU,  THE)  предоставило 
возможность сравнивать между собой вузы из разных стран, что стало началом 
эры глобальной конкуренции.

242

 

В качестве интересного факта можно привести 

пример: 39% американцев 

Нобелевских призеров по химии, медицине и физике 

с 2000 по

 

2017 гг.

 - 

являются иммигрантами.

243

 

 

                                                

242

 

Обзор международных новостей образования АО «ИАЦ». Выпуск №27

 

243

 https://www.forbes.com/sites/stuartanderson/2017/10/08/immigrants-keep-winning-nobel-prizes/#1a82f08a117b.  

602 

1 829 

64

 

 

 

302 

 

 

За  последние  40  лет  количество  иностранных  студентов  в  мире  увеличилось 

 

в 8 раз

.

244

 

Крупнейшие мировые державы разрабатывают отдельные стратегии 

 

в  области  привлечения  иностранных  студентов.  Такие  студенты  помимо 
экономических выгод в плане поддержки рабочих мест и обеспечения притока 

 

в страну денежных средств (расходы на оплату обучения и проживание в стране)

 

также  дают  положительный  эффект  повышения  статуса  высшего  образования 

 

в стране и репутации государства в целом. Кроме этого, иностранные студенты 
положительно  влияют  и  на  студентов  принимающей  страны.  Исследование 
шотландских университетов 

(Universities Scotland) 

подтвердило, что выпускники 

университетов  с  высоким  количеством  иностранных  студентов  могут 
продемонстрировать  глобальное  видение,  понимание  и  уважение  культурного 
разнообразия,  а  также  лучшие  языковые  навыки

.

245

 

Данные  «мягкие»  навыки 

(soft skills) 

высоко ценятся на

 

мировом рынке труда.

 

 

Страны

 

в различных уголках мира ставят амбициозные задачи по

 

привлечению 

иностранных  студентов.

 

Ирландия  в  новой  стратегии

 

«Irish  Educated.  Globally 

Connected

»  поставила  цель  увеличить  долю  иностранных  студентов  до  15% 

 

к  2020  г.

  (2016 

г. 

-  8,8%). 

Германия  превзошла  свою  долгосрочную  цель 

привлечения  350  тыс.  иностранных  студентов  к  2020  г.  на  три  года  раньше 
запланированного

 

срока

.

246

 

По  последним  статистическим  данным Германской 

службы  академических  обменов  DAAD,  число  иностранных  студентов  за  2016 
учебный год уже достигло 358 895 студентов

.

247

 

Малайзия ставит целью привлечь 

минимум

 2

00 тыс. иностранных студентов к 2020 г. (2017

 

г. 

90 тыс.). В мае 2017 г. 

Россия инициировала приоритетный проект «Экспорт образования», в результате 
которого  число  иностранных  студентов  должно  вырасти  с

 

220  тыс.  до  710  тыс. 

 

к 2025 г.

 

 

В Казахстане увеличение доли иностранных студентов является стратегическим 
направлением ГПРОН на 2016

-

2019 гг.

 

и Национальной экспортной стратегии РК

 

на 2018

-

2022 гг.

248

 

В 2017 г. количество иностранных студентов в вузах Казахстана 

составило 13 898 человек, или 2,8%

 

(рис. 3.2.3)

. В ГПРОН обозначена цель

 

достичь 

3%  доли  иностранных  студентов  от  общего  контингента  к  2017  г.  Показатель 
практически  достигнут,  однако  все  еще  мал.  По  сравнению  с  2016  г.  число 
иностранных  студентов  увеличилось  только  на  8,3%.  Для  сравнения:  доля 
иностранных студентов в США составляет 24%, странах ОЭСР 

- 9-

10%, России 

- 5%. 

 

 

 
 
 

                                                

244

 J.A. Douglass, R.Edelstein: The Global Market for International Students: American Perspectives, 2015

 

245

 http://www.foreignstudents.com/student-news/cultural-importance-international-students-scotland/10606 

246

 http://thepienews.com/news/ireland-sets-e2bn-goal-for-international-education-industry-by-2020/ 

247

 https://thepienews.com/news/germany-surpasses-international-student-target-three-years-early/ 

248

 economy.gov.kz/sites/default/files/.../nes_rk_na_2018-2022_rus.doc...

 

 

 

303 

Интернационализация высшего образования

 

 

 

РИСУНОК 

3.2.3. 

Количество иностранных студентов и их доля

 

от общего числа студентов

 

 

Источник: Центр Болонского процесса и академической мобильности

 

 

 

Большинство  иностранных  студентов,  обучающихся  в  казахстанских  вузах 

 

(7 828 

чел.), прибывают из стран СНГ.

 

Среди причин такого распределения можно 

отметить  географическую  близость,

 

тесные

 

связи

 

в  экономике

возможности 

заработка и язык обучения. Второе место по количеству иностранных студентов 
после  выходцев  из  Узбекистана  занимают  граждане  Индии  (

2  425 

чел.).

249

 

Основными  мотивами  их  обучения  в  вузах  РК  являются  сложности  или 
дороговизна

 

поступления  в  национальные  медицинские

 

вузы,  а  также 

относительно хороший уровень подготовки медицинских кадров

 

(рис.

 3.2.4)

 

 

РИСУНОК 

3.2.4. 

Распределение иностранных студентов по странам прибытия, 2017

 

г.

, % 

 

Источник: КС МНЭ

 

РК

 

 

 

                                                

249

 UNESCO Institute for Statistics 

477 074

496 209

12 837

13 898

2016

2017

Всего

Иностранные студенты

39%

31%

14%

8%

8%

Иное 

СНГ

Китай

Афганистан

Монголия

2,7% 

2,8%

 

 

304 

 

 

Для привлечения большего количества иностранных студентов казахстанскими 
вузами проводится системная работа.

 

В 80 из 90 опрошенных вузов действуют 

структурные  подразделения  по  поддержке  иностранных  студентов 

департаменты/управления/отделы  международного  сотрудничества,  центры 
академической  мобильности  и  международных  образовательных  программ, 
отделы по работе с иностранными студентами, офис

-

регистраторы и др. В 72 вузах

 

(80%

) имеются разделы на сайтах, предназначенные для иностранных студентов. 

С помощью данных разделов иностранные студенты могут найти необходимую 
информацию  по  программам  и  сопутствующие  требования  по  подготовке 
документов 

и 

т.д. 

(http://www.enu.kz/ru/sotrudnichestvo/inostrannym-studentam/; 

http://kgu.kz/priem-inostrannyh-grazdan; http://foreign.kaznu.kz/ru).

 

В 61 вузе также имеются 

студенческие  организации,  содействующие  адаптации  иностранных  студентов, 
например,  KaISA  (Kazakh  International  Students  Association)  в  Казахском 
национальном  медицинском  университете  им.  С.Асфендиярова,  Альянс 
студентов Восточно

-

Казахстанского государственного технического университета, 

Молодежная студенческая организация «Достық» в Таразском государственном 
университете им. М.Х. Дулати и др.

 

 

 

ВСТАВКА 

3.2.1. 

Способы привлечения иностранных студентов в зарубежных вузах

 

 

Одним из эффективных способов привлечения иностранных студентов являются социальные 
медиа и новые технологии.

 

59%  абитуриентов  с  высокой  академической  успеваемостью  и  финансовыми  ресурсами 
используют смартфоны для поиска университета, 31% 

используют планшет.

 

 

Источник:

 

Всемирная служба образования (World Education Services)

 

 

 

В  мировой  практике  поддержка  иностранных  студентов  осуществляется, 
в

 

первую очередь, через создание комфортных

 

условий в стране пребывания.

 

Напомним,  что  67%  студентов  при  выборе  вуза  учитывают  именно  условия 
обучения

.

250

 

К  примеру,  Турция  намерена  войти  в  топ

-

5  стран  мира,  куда 

отправляются для обучения иностранные студенты. Для трехкратного увеличения 
числа иностранных студентов с 115 тыс. до 350 тыс. Президент Турции Реджеп 
Эрдоган  объявил  о  намерении  предоставить  иностранным  студентам 

 

и выпускникам разрешение на работу от государства. Кроме того, иностранные 
студенты, прибывшие в Турцию, смогут сразу получить медицинскую страховку, 
когда ранее необходимо было ожидать три месяца

.

251

 

 

                                                

250

 

https://www.timeshighereducation.com/news/facilities-key-students-university-choice. 

Также подробнее в 

подглаве 2.2.

 

251

 

https://www.dailysabah.com/education/2018/05/12/foreign-students-in-turkey-will-receive-health-insurance-work-

permission-erdogan-says

 

 

 

305 

Интернационализация высшего образования

 

Количество казахстанских студентов, обучающихся за рубежом, растет быстрее, 
чем  количество  иностранных  студентов  в  Казахстане.

 

По  данным  Института 

статистики  ЮНЕСКО,  в  2017  г.  89  660  казахстанских  студентов  получали 
образование за рубежом

.

252

 

Это в 6,5 раза

 

превышает количество иностранных 

студентов

 

в  казахстанских  вузах.  В  целом

 

подавляющему  большинству  стран

-

лидеров по исходящей мобильности студентов не удается привлечь иностранных 
студентов больше, чем выезжающих на обучение за рубеж. 

69 895 

студентов (78%) 

обучаются в российских вузах, что делает Казахстан лидером по числу студентов 

 

в  вузах  России.

253

 

В  РФ  принята  стратегическая

 

программа

 

развития  экспорта 

российских  образовательных  услуг,  специалистами

 

проводится  планомерная 

работа по выявлению основных препятствий для развития

 

экспорта

 

образования. 

Вузы России заблаговременно до ЕНТ проводят выездные приемные комиссии 

 

в казахстанские школы и принимают выпускников на основе письменных/устных 
экзаменов.  Кроме  этого,  вузы  России  принимают  казахстанских  абитуриентов 

 

на льготных условиях, предоставляют места в общежитиях и в отдельных случаях

 

содействуют в трудоустройстве.

 

 

В  Казахстане  сложился  стереотип,  что  зарубежное  образование  более 
престижное и качественное отечественного.

 

На самом деле желание получить 

образование  за

 

рубежом 

мировой

 

тренд,  актуальность  которого  в  условиях 

глобализации будет с каждым годом только увеличиваться. К примеру, в Китае 
отмечается  рост  числа  студентов,  желающих  учиться  в  зарубежных  вузах. 

 

Так, в период с 1978 по 2016 гг. более 4,58 млн

 

студентов из Китая обучались за 

рубежом (2016 г. 

544,5 тыс. студентов)

.

254

 

Только в США треть всех иностранных 

студентов 

родом  из  Китая

.

255

 

По  данным  Института  статистики  ЮНЕСКО, 

отрицательное  сальдо  студентов  исходящей  и  входящей  студенческой 
мобильности в 2017 г. составило 

709 519 

человек. С целью удержания «своих» 

студентов китайские власти в начале 2017 г. объявили о планах создания 16 новых 
университетов мирового класса до 2030 г. Такая инициатива поможет

 

привлечь 

таланты  для  обучения  в  отечественных  вузах.  Кроме  этого,  данная  тенденция 
поддержки сограждан находит

 

продолжение и на рынке труда. Китай становится 

центром  инноваций,  а  крупнейшие  технологические  компании 

Alibaba,  Baidu  

и Tencent предлагают высокую заработную плату, большие возможности и темпы 
карьерного  роста  для  привлечения  репатриантов.  Так,  многие  китайские 

 

IT-

специалисты,  получившие  высшее  образование  в  США,  становятся  главной 

движущей  силой экономики Китая.  Они  бросают  работу  в

 

Кремниевой

 

долине 

 

                                                

252

 http://today.kz/news/kazahstan/2018-05-03/765342-skolko-kazahstanskih-studentov-uchitsya-za-

granitsej/ 

253

 http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow 

254

 http://news.xinhuanet.com/english/2017-12/18/c_136835296.htm 

255

 https://www.bbc.com/news/business-32969291

 

 

 

306 

 

 

и возвращаются домой, поскольку родная страна открывает для них несравнимо 
больший  простор  для  роста  и  возможность  открыть  собственный  прибыльный 
бизнес

.

256

 

 

Казахстан стремится стать образовательным хабом Центральной Азии. 

Это одна 

из  инициатив  задачи  «Интеграция  образования  в  глобальную  среду»

 

Стратегического плана развития РК до 2025 г. В

 

мировой практике страны создают 

международные  образовательные  хабы  как  прямой  ответ  на  «утечку  мозгов». 
Сегодня хабы служат механизмом перехода от нефтяной экономики к экономике 
знаний,  модернизации  национального  высшего  образования,  привлечения  как 
местных, так и

 

иностранных студентов, развития инноваций, генерации дохода. 

Так,  в  Сингапуре,  Малайзии,  ОАЭ,  Гонконге,  Катаре,  Гане  показатели  оттока 
меньше, чем в других странах, а входящая мобильность выросла в 1,5

-

6,5 раза 

благодаря развитию хабов.

 

 

 

ВСТАВКА 

3.2.2. 

Образовательный хаб как третье поколение

 

интернационализации 

 

высшего образования

 

 

Генерация 

 

Основной фокус

 

Описание

 

Первая 
генерация

 

Мобильность студентов/ППС

 

Мобильность студентов 
в

 

зарубежные вузы для получения 

образования и ППС для 
преподавания и проведения 
исследований

 

Программа для получения степени или 
краткосрочная программа мобильности 
в

 

целях обучения, стажировки, 

проведения совместных проектов

 

и т.п.

 

Вторая 
генерация

 

Мобильность программ или 
провайдеров

 

Мобильность образовательных 
программ или филиалов для 
обучения студентов

 

Мобильность программ:

 

программы 

сотрудничества (твиннинг), двойного 
диплома, массовые открытые 

 

онлайн

-

курсы

 

Мобильность

 

провайдеров:

 

открытие 

филиалов, виртуальный университет

 

Третья 
генерация

 

Образовательные

 

хабы

 

Страны привлекают иностранных 
студентов, исследователей, 
сотрудников, образовательные 
программы, провайдеров обучения, 
научно

-

исследовательские 

компании для обучения, 
производства знаний и развития 
инноваций

 

Студенческий хаб

 - 

студенты, 

провайдеры образования и программы 
перемещаются в зарубежную страну 

 

в образовательных целях

 

Хаб талантов

 - 

студенты, работники 

переезжают в зарубежную страну 

 

в целях получения образования, 
переподготовки и

 

трудоустройства

 

Образовательный/инновационный хаб

 - 

ученые, исследователи, вузы, 

 

научно

-

исследовательские институты 

перемещаются в зарубежную страну 

 

для производства знаний и инноваций

 

 

Источник

:

 

Knight (2014) Three Generations of International Academic Mobility 

 

                                                

256

 https://hightech.fm/2018/01/13/chinese-silicon-valley 

 

 

307 

Интернационализация высшего образования

 

Сегодня  национальная  политика  в  области  международного  сотрудничества 
сфокусирована  исключительно  на  развитии  академической  мобильности 
студентов.

 

Теория  генераций

 

Дж.  Найт  показывает 

(вставка  3.2.2

),

 

что  Казахстан

 

находится  на  первом  этапе  развития  интернационализации  высшего 
образования.

 

Необходимо  сформировать  единый  государственный  подход 

 

к

 

развитию  интернационализации

 

высшего  образования  с  тщательно 

проработанной концепцией и национальной стратегией

.

257

 

 

Исторической вехой в истории высшего образования стал 1993 г

. - 

год основания 

международной  стипендии  «Болашақ»

.

 

Стипендия  инициирована  указом 

Президента  РК

 

Н.А.Назарбаева  с  целью  развития  кадрового  потенциала, 

конкурентоспособного  на  международной  арене.  Сегодня

 

обучение  учителей 

 

и ППС в рамках стипендии стало важным направлением ГПРОН на 2016

-

2019 гг.

 

 

За  всю  историю  реализации  программы  «Болашақ»  была  выдана  12

 831 

стипендия

,  из  которых  большинство  студентов  обучалось  в  Великобритании 

и

 

Ирландии (5

 

671 чел.

), 

а также США и Канаде (5

 

094 чел

.). 

Превосходство вузов 

Северной  Америки  и  Соединенного  Королевства  Великобритании  и  Северной 
Ирландии  вызвано  превалированием  вузов  этих  регионов  в  международных 
академических  рейтингах.  Согласно  ежегодно  формируемому  списку

 

ведущих 

зарубежных вузов, рекомендуемых к присуждению стипендии, для прохождения 
обучения  они  должны  входить  в  число  70  лучших  по  версии  международных 
академических  рейтингов

.

258

 

К

 

примеру,  в  мировом  рейтинге  вузов 

QS  WUR  

в 2017 г. в топ

-

70 было отмечено 28 вузов Северной Америки (40%) и 11 вузов 

Великобритании и Ирландии (15,7%)

 

(рис. 3.2.5

). 

 

                                                

257

 

Последующий обзор политики высшего образования ОЭСР, 2017 г.

 

258

 https://www.bolashak.gov.kz/ru/pretendentu/perechni/spisok-rekomenduemykh-vuzov.html

 

 

РИСУНОК 

3.2.5. 

Распределение стипендиатов программы «Болашақ» по странам, 2017

 

г.

, % 

 

Источник: АО «ЦМП»

 

 

4,8% 

6% 

44,2% 

5,3% 

39,7% 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz