НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (2017 год) - часть 18

 

 

 

 

276 

 

 

 

 

ВСТАВКА 3.1.

3. 

Результаты взаимодействия детей с ООП со сверстниками 

 

в инклюзивной среде

 

 

Учащиеся с ООП, взаимодействуя с детьми с высокими навыками общения, часто имитируют 
их поведение и навыки в будущем.

 

 

Дети без ООП учатся быть более понимающими и дружелюбными по отношению к детям

 

с 

ООП.

 

 

Школьники без ООП, обучающиеся совместно с детьми с ООП, достигают более высоких 
результатов по чтению и математике Включение детей с ООП в массовую образовательную 
среду положительно  или нейтрально  отразилось на  успеваемости  их одноклассников без

 

нарушений здоровья.

 

 

Дети  с  ООП,  обучившиеся  в  инклюзивной  школьной  среде,  имеют  более  успешную 
послешкольную жизнь в сравнении с их сегрегированными сверстниками, так как у них есть 
более  значимые  социальные  навыки  в  контексте  основных  областей  образования, 
трудоустройства и независимой жизни.

 

 

Школьники  с  ООП,  обучающиеся  инклюзивно,  имеют  в  два  раза  больше  вероятность 
обучиться в колледже или вузе в сравнении с детьми с ООП, обучающимися в специальных 
школах

.

207

 

 

 

 

Дошкольное воспитание и обучение

 

 

Согласно НОБД в 2017 г. в Казахстане проживают 31 405 детей с ООП в

 

возрасте 

от  1  до  6  лет,  что  составляет 

1,6

%  от  общего  количества  населения  этой 

возрастной  категории. 

Для  них  функционируют  43  специальные  дошкольные 

организации

 

и 469 специальных групп

 

в 201 массовой дошкольной организации, 

оказывающих

 

психолого

-

медико

-

педагогическую  коррекционную  поддержку. 

Такая  форма  обучения  способствует  развитию  частично  инклюзивной  среды 

 

в системе ДВО

 

Вместе  с  тем

 

создаются  условия  для  воспитания  и  обучения  детей  с  ООП 

в

 

инклюзивной  среде.

 

В  2017  г.  показатель  ГПРОН  «Доля  дошкольных 

организаций,  создавших  условия  для  воспитания  и  обучения  детей  с

 

ООП» 

достигнут и составил 15% с охватом 1

 

452 детей

 

с ОПП 

(рис. 3.1.2)

Следует отметить, 

что  от  40  до  60%  выпускников  детских  садов,  получивших  раннюю 
коррекционную педагогическую поддержку, обучаются в общеобразовательных 
школах наравне с другими детьми.

 

 
 

                                                

207

 Banda, Hart, & Liu-Gitz, 2010; Holahan & Costenbader, 2000; Odom&Bailey, 2001;Cole, Waldron, & Majd, 

2004;Kalambouka, Farrell, Dyson, & Kaplan, 2007; Ruijs & Peetsma, 2009; Ruijs, Van der Veen, & Peetsma, 2010; 
Sermier Dessemontet & Bless, 2013; Haber et al., 2016; Ryndak, Ward, Alper, Montgomery, & Storch, 2010; Test, 
Mazzotti, Mustian, Fowler, Kortering, & Kohler, 2009; Rojewski, Lee, & Gregg, 2015. 

 

 

277 

Инклюзивность системы образования

 

 

 

РИСУНОК 3.1.2.

 

Доля дошкольных организаций, создавших условия

 

для воспитания и обучения детей с

 

ООП, %

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Существуют  сложности  в  обучении  детей  с  ОПП  по  общим  программам 
воспитания  и  обучения.

 

Эта  работа

 

затрудняется  отсутствием  нормативных 

положений  о  включении  детей  с  ООП  в  общие  группы,  а  также  недостатком 
специальных навыков у воспитателей для индивидуальной работы с ребенком. 
Посещение массовых дошкольных организаций

 

экспертами АО

 

«ИАЦ» в рамках 

исследования показало, что только в отдельных детских садах разрабатываются 
индивидуальные развивающие программы для детей с

 

ООП

.

208

 

 

В регионах имеется локальный положительный опыт оказания коррекционно

-

педагогической  поддержки  воспитанникам  с  ООП.

 

В  некоторых  дошкольных 

организациях поддержка оказывается через деятельность

 

кабинетов коррекции 

и  инклюзивного  образования  (ККиИО).  Они  ведут  раннюю  комплексную 
коррекцию для неорганизованных детей с ООП раннего и дошкольного возраста. 

                                                

208

 

Рамка мониторинга инклюзивного образования РК. –

 

Астана: АО «ИАЦ», 2017.

 

18

13,4

1,1

11,6

39,4

18,6

14,2

6,2

5

4,6

4,1

36,9

6,3

16

12,7

0,5

10,1

23

13

10,9

7,9

18,1

21,3

34,4

26,9

10,1

10

9,8

24,4

26,9

20,6

20

12

15

Акмолинская

Актюбинская

Алматинская

Атырауская

ЗКО

Жамбылская

Карагандинская

Костанайская

Кызылординская

Мангистауская

ЮКО

Павлодарская

СКО

ВКО

г.Астана

г.Алматы

РК

2016

2017

 

 

278 

 

 

Комплектование  в  кабинетах  осуществляется  по  заявлению  родителей  и  на 
основании  заключения  ПМПК.  Отдаленность  проживания  детей  с  ООП  от 
районных КППК и областных РЦ является зачастую причиной их неохваченности 
обучением  и  коррекционно

-

педагогической  поддержкой.  В  данном  случае 

функционирование ККиИО на базе организаций образования по месту жительства 
является выходом из ситуации. Однако опыт функционирования ККиИО имеется 
лишь в незначительном количестве детских садов по стране. Кроме того, только 

 

в  некоторых  детских  садах  функционируют

 

Службы  ранней  помощи, 

консультативные пункты для родителей, лекотеки.

209

 

 

Общее среднее образование

 

 

Наибольшую  долю  школьников

 

с  ООП  (7

-1

8  лет)  составляют  дети,  которые 

испытывают постоянные или временные трудности в

 

получении образования 

по состоянию здоровья (102

 

610 чел.). 

Для них функционируют 100

 

специальных 

организаций  (14

 

579  чел.)  и 

2  379 

специальных  классов  по  видам  нарушения 

здоровья детей при 640 дневных государственных общеобразовательных школах 

(11 

352  чел.)

.

210

 

По  мнению

 

некоторых  родителей

-

участников  исследования 

 

АО «ИАЦ», «в специальных классах меньше детей и больше внимания к каждому 
ребенку,  качественнее  оказывается  коррекционно

-

педагогическая  поддержка, 

а

 

на  переменах  и  внеклассных  мероприятиях  есть  возможность  для  общения 

 

со здоровыми сверстниками».

 

 

Кроме  того,  создается  инклюзивная  среда

 

для

 

обучения  детей

 

с  ООП 

в

 

общеобразовательных  школах.

 

По  данным  исследования  АО  «ИАЦ», 

большинство родителей детей с ООП желают, чтобы их

 

ребенок учился в

 

обычной 

школе

воспринимая

 

это  как  хороший  шанс  общения  с  обычными  детьми, 

получения  образования  и  профессии  в  будущем.  Также  и  учителя,  принявшие 
участие  в  опросе,

 

констатируют,  что  «в  школе,  где  дети  учатся  понимать 

особенности  друг  друга,  возникает  атмосфера  доверия,  развиваются  такие 
качества,  как  толерантность,  забота,  доброта»

По  состоянию  на  2017  г.  в

 3 873 

школах  (55%),  создавших  условия  для  инклюзивного  образования,  обучались 

23 

940 детей с ОПП. В динамике за 3 года доля таких школ увеличилась более чем 

в 2 раза 

(рис. 

3.1.3).

 

 
 
 

 

                                                

209

 

Лекотека 

ресурсный центр и игровая библиотека с различными игрушками, дидактическими материалами 

и игровым оборудованием для семей с детьми раннего возраста с ООП. Впервые появились в Швеции, в США 

в 1980 г., России 

в 1992 г., в Казахстане 

в 1994 г. Источник: Рамка мониторинга инклюзивного образования 

РК. 

Астана: АО «ИАЦ», 2017

 

210

 

Закон РК «О социальной и медико

-

педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными 

возможностями». http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000343

 

 

 

279 

Инклюзивность системы образования

 

 

РИСУНОК 3.1.3.

 

Доля общеобразовательных школ, создавших условия

 

для инклюзивного образования, %

 

  

Источник: НОБД

 

 

 

Дети с ООП, включенные в общеобразовательную организацию, обучаются как 
по общеобразовательным учебным, так и специальным учебным программам 
в соответствии с ГОСО РК и рекомендациями ПМПК.

 

По предметам начального 

образования  для  учащихся  с  ООП  Национальной  академией  образования 
им

Ы

Алтынсарина разработаны учебные программы с учетом возраста и вида 

нарушения  здоровья  (утверждены  приказом  МОН  РК  от  18

.06.

2015  г

  393). 

Данные программы применяются учителями для работы в специальных классах. 
Учащиеся,  включенные  в  инклюзивное  образование,  обучаются  по

 

общей 

школьной программе. 

 

 

В зависимости от вида ООП обучающихся учителя могут адаптировать Типовые 
учебные программы по общеобразовательным

 

предметам.

211

 

В  большинстве 

школ  учителя  затрудняются  при  адаптации  учебных  программ  и  составлении 
индивидуальных 

программ 

психолого

-

педагогического 

сопровождения

 

обучающихся  с  ООП.  Кроме  того,  педагоги  испытывают  трудности  при 
оценивании учебных достижений детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

 

Это свидетельствует о необходимости предоставления методической поддержки 
педагогам 

по 

составлению 

индивидуальных 

программ 

психолого

-

педагогического сопровождения, оцениванию учебных достижений и

 

адаптации 

учебных программ для детей с ООП по видам нарушений здоровья.

 

 

В  соответствии  с  рекомендациями  ПМПК  для  3  388  детей,  обучающихся  на 
дому, разработаны индивидуальные программы обучения.

 

Согласно п

5 ст

. 8 

Закона  РК  «Об  образовании»  для  граждан,  которые  по  состоянию  здоровья 

 

в

 

течение  длительного  времени  не  могут  посещать  организации  начального, 

                                                

211

 

Особенности обучения в общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, 

инструктивно

-

методическое письмо. НАО

 

им

Ы

Алтынсарина

. - 

Астана

, 2016 

21,8

44,7

55

2015

2016

2017

 

 

280 

 

 

основного 

среднего, 

общего 

среднего 

образования, 

организуется 

индивидуальное  бесплатное  обучение  на  дому  или  в  лечебных  организациях. 
Обучающиеся

 

на  дому  при  отсутствии  медицинских  противопоказаний, 

несколько раз в неделю приходят в школу на уроки, внеклассные мероприятия, 
тем самым получая возможность социализации.

 

 

Таким образом, школьникам

 

с ООП предоставляются

 

различные

 

возможности 

получения  образования.

 

В  РК  практикуются  различные  формы  организации 

системы  обучения  детей  с  ООП

 

(рис. 

3.1.4).

 

Наглядные  данные  демонстрируют 

преимущество  инклюзии  от  изолированной  формы  обучения  (сегрегация)

 

и

 

ограниченного  доступа

 

к  образованию  (эксклюзия).  При  инклюзии 

обеспечивается  равное  совместное  обучение  для  всех  учащихся,

 

т.е.  система 

обучения  подстраивается  под  ребенка.  Интеграция  предполагает  процесс 
включения  в  общеобразовательные  школы  (путем  создания  специальных 
классов)

 

учащихся  с  ООП,  требующий  от  них  соответствия  стандартизованным 

требованиям учебных заведений

 

 

РИСУНОК 3.1.4.

 

Охват детей с ООП школьного возраста обучением в дневных государственных 

общеобразовательных школах, подведомственных МИО и МОН РК

 

 

 

 

 

 

3 388 детей 

 

с ООП обучаются 

на дому

 

 

11 352 ребенка 

 

с

 

ООП обучаются 

в

 

специальных

 

классах 

общеобразовательных 

школ

 

23 940 учащихся 

 

с ООП обучаются в 

общеобразовательных 

школах

 

Для 14579 детей 

с

 

ООП

 

образование 

предоставляется 

в

 

специальных 

организациях 

образования

 

 

 

281 

Инклюзивность системы образования

 

По рекомендации ПМПК и на основании заявления родителей дети

-

инвалиды, 

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства могут обучаться по дистанционным 
образовательным 

технологиям

Организация 

учебного

 

процесса 

регламентируется

 

Правилами организации учебного процесса по дистанционным 

образовательным технологиям, утвержденными приказом МОН

 

РК от 20 марта 

2015  г

№  137.

 

По  данным  МТСЗН  РК

в  2016

-

2017  учебном  году  2

 

180  детей

-

инвалидов получили в бесплатное пользование компьютеры для дистанционного 
обучения. Из них наибольшее количество приходится на Алматинскую (811 чел.), 
Жамбылскую (596), Атыраускую (157)

 

области

СКО (195), ЗКО (1

85).

212

 

 

В  связи  с  неопределенностью  понятия  «условия  для

 

инклюзивного 

образования»  показатели  регионов  по  их  созданию  не  отражают  достаточно 
объективную  картину

В

 

разрезе  регионов  по  созданию  инклюзивной  среды 

лидируют гг. Алматы и

 

Астана, где 100% школ создали условия для обучения детей 

с  ООП.

 

В  ЮКО,  СКО,  Павлодарской,  Костанайской  областях  показатели  выше

 

среднего

 

значения  по  РК

Показатели  ниже  среднего  республиканского  уровня 

(55%)  зафиксированы  в  Атырауской

 

и

 

Алматинской  областях

 

(рис.

  3.1.5). 

Однако 

следует принять во внимание, что при расчете показателя

 

«Доля школ, создавших 

условия  для  инклюзивного  образования»

одна  школа  учитывает  физический 

безбарьерный  доступ,  другая

  - 

учебно

-

методические  ресурсы,  третья

  - 

комплексное обеспечение условий инклюзивного образования и т.д.

 

В этой связи 

необходимо  уточнение  понятия  «условия  для  инклюзивного  образования»

  

на нормативном уровне

 

 

РИСУНОК 3.1.5.

 

Доля общеобразовательных школ, создавших условия

 

для инклюзивного образования, 2017 г.

 

 

Источник: НОБД

 

 

                                                

212

 

Информация о ходе исполнения третьего этапа (2016

-

2018 гг.) Плана мероприятий по обеспечению прав и 

улучшению качества

 

жизни инвалидов в РК на 2012

-

2018 гг.

 https://convention.enbek.gov.kz/ 

58

38

36

52

52

53

48

60

40

47

64

61

61

57

88

100

 

 

282 

 

 

В НПА по инклюзивному образованию недостаточно раскрыто содержательное 
описание  условий  для  обучающихся  с  ООП  с  учетом  их  индивидуальных 
потребностей. 

К  примеру,  в  Законе  РК  «Об  образовании»  дано  определение 

термина  «специальные  условия  для  получения  образования»,  но  не 
представлено описание конкретных условий с учетом категорий ООП. Внесение 
данных  условий  в  подзаконные  акты  будет  способствовать  созданию  более 
ясного  видения  политики  инклюзивности  образования  и  эффективной 
реализации  инклюзивных  практик.  Это  подчеркивает  важность  комплексного 
учета  как  материально

-

технических,  так  и  учебно

-

методических

кадровых 

условий для инклюзивного образования.

 

 

Чтобы  сделать  школу  доступной,  безбарьерной,  необходимо  не  только 
установить пандусы при входе, они должны быть по пути следования ученика. 

Также  необходимо  привести  санитарные  комнаты  в  соответствии  с  нормами, 
а

 

для  детей  с  нарушением  слуха,  зрения  следует  установить  сигнальные 

и

 

звуковые  устройства,  тактильные  плитки  и  т.д.

 

Слабое  учебно

-

методическое 

(учебники,  выполненные  шрифтом  Брайля,  укрупненным  шрифтом  и

 

др.) 

и

 

материальное  оснащение  школ  с  учетом  особых  потребностей  детей 

наблюдается  практически  во  всех  школах  РК.  В  некоторых  школах  создание 
архитектурного  безбарьерного  доступа  представляет  трудность  в  связи 
с

 

устаревшей  архитектурой  здания  школы,  специфическим  географическим 

расположением (в низине, холмистой местности).

 

 

В  массовой  школе  необходимо  эффективное  психолого

-

педагогическое 

сопровождение процесса обучения детей с ООП.

 

В некоторых школах имеется 

опыт  создания  Службы  психолого

-

медико

-

педагогического  сопровождения 

обучающихся  с  ООП.  Для  распространения  данного  опыта  необходима 
разработка  Типовых  правил  деятельности  Службы.

 

По  данным  зарубежных 

исследований,  дети  с  ограниченными  возможностями  в  три

 

раза  больше 

подвержены различным формам буллинга.

213

 

Поэтому в школе важно создание 

благоприятного психологического климата, в частности, для детей с ООП.

 

 
 

В  сотрудничестве  с  общественными  фондами  поднимаются  вопросы  по 
созданию и улучшению условий в организациях дополнительного образования

.

 

В

 

сентябре  2017  г

во  Дворце  школьников  были  открыты  специальные  секции 

 

по  каратэ  и  плаванию.  Во  многих  организациях  дополнительного  образования 
созданы  условия  для  детей  с  ООП  для  занятий  в

 

творческих  и  спортивных 

                                                

213

 

Sullivan P M, Knutson J F (2000), “Maltreatment and disabilities: A 

population-

based epidemiological study”, Child 

Abuse and Neglect, 24, pp1257-1273. 

 

 

283 

Инклюзивность системы образования

 

кружках.

214

 

Однако  сегодня  менее

 

50%  учащихся  с

 

ООП  имеют  возможность 

принимать участие во внеклассных мероприятиях. С

 

целью социальной инклюзии 

важно  проводить  совместные  занятия  спортом,  дополнительные  занятия, 
посещение кружков.

 

 

Для 

оказания 

научно

-

методической, 

организационно

-

консультативной 

помощи  педагогам  и  родителям  функционируют  7  ресурсных  центров 
инклюзивного  образования.

 

Они  действуют  в  Актюбинской,  Акмолинской, 

Карагандинской,  Кызылординской  областях,  ЗКО,  КазНПУ  им.  Абая.  Открытие 
таких  центров  актуально  и  для  других  регионов  страны.  В  РК  работают 
Национальный  научно

-

практический  центр  коррекционной  педагогики  и

 

Центр 

инклюзивного  образования  при  НАО  им.  Ы.  Алтынсарина.  Отмечается 
положительный опыт функционирования Координационного совета по развитию 
инклюзивного образования Акмолинской области. В других областях отсутствует 
опыт создания аналогичного органа. Необходимо распространить данный опыт 
на  другие  регионы  и  создать  республиканский  Координационный  совет  по 
развитию инклюзивного образования.

 

 

Существует  потребность  организаций  образования

 

в

 

специальных  педагогах.

  

В

 

2017  г

в  дневных  государственных  общеобразовательных  школах  работали 

 

178 логопедов, 109 педагогов

-

психологов, 324 дефектолога, 66 сурдопедагогов, 

 

26  олигофренопедагогов,  6  тифлопедагогов.  Для  восполнения  кадрового 
дефицита  важно,  в  первую  очередь,  включить  должности

 

узких  специалистов 

(

учитель

-

логопед,  олигофренопедагог,  тифлопедагог,  сурдопедагог  и  др.) 

в

 

«Типовые  штаты  работников  государственных  организаций  образования». 

Также  необходимо

 

повышение  заработной  платы

 

специальных

 

педагогов 

(сегодня частная практика этих

 

специалистов более высокооплачиваема). Кроме 

того,  в

 

целях  стимулирования  и  повышения  статуса  педагогов,  работающих 

в

 

режиме  инклюзии,  важно  проводить  региональные  и

 

республиканские 

конкурсы  (например,  «Лучшая  школа  для  всех»,  «Лучший  ресурсный  центр 
инклюзивного  образования»  и  др.),  курсы,  тренинги,  выездные  семинары 

 

в отечественных и зарубежных организациях образования с

 

успешным опытом 

реализации инклюзии.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

                                                

214

 http://astana.gov.kz/ru/modules/material/15265

 

 

 

284 

 

 

 

 

ВСТАВКА

 3.1.4. 

PR-

мероприятия за рубежом, направленные на развитие инклюзивного образования

 

 

В Германии с 2009 г. проводится национальный конкурс Jakob Muth Preis на лучшую школу 
с

 

инклюзивным обучением.

215

 

 

В  России  с  2014  г.  проводится  ежегодный  Всероссийский  конкурс  «Лучшая  инклюзивная 
школа России». Также организуется Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» среди 
обучающихся  старших  классов  образовательных  организаций  для  обучающихся 
с

 

интеллектуальными нарушениями. Проводится ежегодный Всероссийский конкурс «Лучший 

педагог

-

психолог».

216

 

 

 

 

В  Казахстане  создаются  условия  для  инклюзивного  образования  детям, 

 

у

 

которых 

ООП

 

обусловлены 

социальными, 

психологическими, 

экономическими,  лингвистическими,  культурными  причинами.

 

В

 

понятие 

инклюзивного образования в широком смысле включены

 

и

 

представители других 

языковых  и  культурных  групп,  религий,  лица,  проживающие  в  сельской 
местности,  принадлежащие  к

 

маргинальным  группам.  Они  также  относятся 

 

к категории людей с ООП, потому что социокультурный формат их воспитания, 
обучения  и  жизни  отличается  от  установленных  в

 

государстве  стандартов.  Эти 

дети  нуждаются  в  особом  подходе  для  получения  качественного  образования 

 

и  успешной  социализации.  В  связи  с  этим  в  РК  большое

 

внимание  уделяется 

функционированию  МКШ  и  школ  с  обучением  на  языке  национальных 
меньшинств,  предоставлению  образования  иностранцам  и

 

лицам  без 

гражданства

.

217

 

 

Техническое и профессиональное образование

 

 

В 2017 г. в организациях ТиПО обучалось 2

 

522 студента с ООП. 

Для увеличения 

доступа лиц с ООП к обучению в системе ТиПО выделяется квота на поступление 
в размере 1% от общего количества абитуриентов. В

 

основном студенты с ООП 

обучаются  по  таким  профессиям  и  специальностям,  как:  мастер  отделочных 
строительных работ, штукатур

-

маляр, столяр, лечебное дело, слесарь

-

ремонтник 

сельскохозяйственной  техники,  автомеханик,  повар,  швейное  производство, 
моделирование  одежды,  мастер  по  ремонту  обуви,  дизайн,  музыкальное 
исполнительство, информационные системы, библиотечное дело и др.

 

 

Во всех регионах наблюдается рост организаций ТиПО, создавших условия для 
инклюзивного  образования.

 

В  отчетном  году  показатель  ГПРОН  (25%)  по 

созданию  условий  для  инклюзивного  образования  в  организациях  ТиПО 

                                                

215

 https://www.european-agency.org/country-information/germany/national-overview/special-needs-education-within-

the-education-system 

216

 

Васильева О.Ю. назвала лучшие инклюзивные школы России. 25 октября 2016 г.

 

217

 

Подробнее в подглаве 2.1.

 

 

 

285 

Инклюзивность системы образования

 

достигнут

.

218

 

При  этом,  как  и  на  уровне  школьного  образования,  в  понятие 

«равные  условия  и  безбарьерный  доступ»  должны  входить  материально

-

технические

 

(подъемные  устройства,  пандусы,  специальные  приспособления 

 

в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальные парты и столы и др

.), 

кадровые  и

 

учебно

-

методические

 

ресурсы.  Однако  колледжи  по  данному 

показателю  учитывают  вышеуказанные  условия  не  комплексно,  в

 

связи  с  чем 

результаты  мониторинга  недостаточно  объективно  представляют  реальную 
картину в РК.

 

 

 

РИСУНОК 

3.1.6. 

Количество организаций ТиПО, создавших условия

 

для инклюзивного образования, ед.

 

 

Источник: НОБД

 

 

 

Условия  обучения  в  колледжах  пока  еще  не  являются  соответствующими 
для

 

успешной 

реализации 

инклюзивного 

образования. 

Для 

более 

качественного  обучения  в  колледжах  необходимы  специальные  мастерские, 
технические

 

вспомогательные 

(компенсаторные) 

средства 

обучения 

 

и спецоборудование. Существуют физические барьеры для доступа к обучению 
студентов с ООП

Не менее актуальным является обеспечение

 

учебных заведений 

                                                

218

 

Там же.

 

23

18

19

35

39

24

29

33

40

35

12

10

56

18

31

29

30

27

59

14

24

23

44

32

21

16

59

38

22

60

20

33

2017

2016

 

 

286 

 

 

специальными  педагогами  и  организация

 

непрерывного  повышения 

квалификации действующих ИПР.

 

 

Начата  работа  по  адаптации  учебных  программ  с  учетом  индивидуальных 
возможностей  учащихся  с  ООП. 

Согласно  ГОС  ТиПО  содержание  учебных 

программ  менялось  до  50%  по  каждой  дисциплине,  производственному 
обучению  и  профессиональной  практике,  при  этом  возникали  трудности  в  их 
адаптации  под  индивидуальные  возможности  студентов  с  ООП.  В  2017  г. 

 

НАО «Холдинг «Кәсіпқор» начал работу по реализации государственного задания 
«Создание методологии по разработке специальных учебных программ для лиц 

 

с ООП».  В соответствии  с ПП  РК от  23.08.2012

 

г. №  1080  разработаны Типовые 

учебные  планы  технического  и  профессионального  образования  для  лиц 
с

 

ограниченными возможностями слуха по специальностям: 1211000

 - 

Швейное 

производство  и  моделирование  одежды,  304000

  - 

Вычислительная  техника 

 

и программное обеспечение (по видам), экспериментальный рабочий учебный 
план  по  специальности  1304000 

«Вычислительная

 

техника  и  программное 

обеспечение».

219

 

 

Инклюзивное образование на уровне ТиПО способствует успешной социальной 
адаптации  и  самореализации. 

Студенты  с  ООП  обеспечены  бесплатным 

питанием,  общежитием,  им  предоставляются  доплаты  к

 

стипендии,  выдаются 

проездные  билеты.  Кроме  этого,  им  предоставляется  возможность  участия 

 

в конкурсах профессионального мастерства и таланта, культурных и спортивных 
мероприятиях в

 

масштабе республики и мира. Так, в 2017 г. Казахстан впервые 

присоединился  к  международному  движению  по  профессиональному 
мастерству  Abilympics  и  по  слуху  DeafSkills.  Участие  в  подобных

 

конкурсах  даст 

молодежи  с  ООП  мотивацию  к  труду  и  повышению  квалификации,  повысит 
престиж  рабочих  профессий.  За  время  обучения  в

 

ТиПО  у  обучающихся  с  ООП 

формируется  уверенность  в  будущем  через  получение  профессии, 

 

у  их  сокурсников  и  преподавателей 

толерантное  отношение,  отзывчивость 

 

и желание оказать необходимую посильную помощь.

 

 

Для  успешной  социализации  выпускников  с  ООП  первостепенной  является 
задача  их  трудоустройства. 

Некоторыми  отечественными  колледжами 

и

 

профессиональными  лицеями  наработан  опыт  организации  трудоустройства 

выпускников с ООП через заключение соглашений с предприятиями, фабриками.

 

На  базе  колледжей  проводятся  встречи  старшекурсников  с  работодателями, 
мастер

-

классы,  тренинги,  имеется  банк  данных  вакансий  для  выпускников. 

Организуемые учебными заведениями базы производственных практик являются 

                                                

219

 http://opencollege.kz/inklyuzivnoe-obrazovanie-2017.html 

 

 

287 

Инклюзивность системы образования

 

привлекательным  местом  работы  для  дальнейшего  трудоустройства.

 

Однако 

такие мероприятия не имеют системный характер.

 

 

Вопрос  разработки  механизмов  по  содействию  в  трудоустройстве  лиц 
с

 

инвалидностью  остается  острым.

 

В  разрезе  освещаемого  вопроса  ОЭСР 

выделил  такие  проблемы  развития  инклюзивного  образования,  как  введение 
норм об обязательном квотировании рабочих мест на предприятии, компенсации 
на  обучение  лиц  с  инвалидностью  для  работодателей,  компенсации 

 

на переоборудование рабочего места. В Казахстане 13 июня 2016 г. утверждены 
Правила квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью, согласно которым

 

работодатели

 

должны

 

предоставлять

 

работу

 

инвалидам.

 

Квота

 

для

 

их

 

трудоустройства

 

устанавливается

 

МИО

 

в

 

размере

 

от

  2 

до

  4% 

от

 

численности

 

рабочих

 

мест,

 

определяемыми

 

уполномоченным

 

органом

 

по

 

вопросам

 

занятости

 

населения.

 

В  связи  с  этим  для  гарантированного  трудоустройства  необходимо 

квотирование

 

рабочих мест на предприятии (независимо от форм собственности) 

для выпускников с ООП.

 

 

Государство  поддерживает  работодателей,  берущих  на  себя  социальную 
ответственность.

 

По  данным  Ассоциации

 

развития  гражданского  общества

,  

в

 

2015 г. были способны нанять к себе на работу людей с инвалидностью

 

лишь 

 

7%  работодателей

.

220

 

В  связи  с  этим  стали  предприниматься  меры  с  учетом 

интересов

 

работодателей

компенсации  для  работодателей  на  их  обучение, 

компенсации  на  переоборудование  рабочего  места,  льготы  по  участию 

 

в госзакупках организациям, где успешно трудоустроены люди с

 

инвалидностью

Так,  если  более  51%  работников  предприятия 

это

 

люди  с

 

инвалидностью, 

компания освобождается от уплаты НДС и корпоративного подоходного налога, 

 

а также пользуется льготами по земельному и

 

имущественному налогу.

 

Эти меры 

позволяют

 

трудоустроиться на имеющиеся в базе вакансий свободные рабочие 

места выпускников ТиПО с ООП.

 

Однако такая практика бессистемна и действует 

не по всей стране.

 

 

 

ВСТАВКА

 3.1.5. 

Стимулирующие меры государств по трудоустройству лиц с инвалидностью

 

 

Правительство  Швеции  стимулирует  работодателей,  трудоустраивающих  лиц  с 
инвалидностью,  выплатой  дотаций  на  каждого  такого  работника.  В  законодательстве 
закреплена обязанность работодателя по приему их на работу.

 

Во Франции предусмотрено 

право лиц с  инвалидностью на переобучение

 

и

 

профессиональную подготовку, а также на 

обязательное трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места (размер квоты 
составляет  6%  от  общего  числа  рабочих  мест).

 

Государство  стимулирует  работодателей, 

                                                

220

 http://expertonline.kz/a13387/ 

 

 

288 

 

 

заключивших трудовой контракт с таким работником на срок не менее 12 месяцев. Такому 
работодателю  выплачивается  премия

 

в  размере  1  600  евро.  Существуют 

специализированные предприятия с облегченным режимом труда, ориентированные под их 
трудоустройство.

 

 

В  Германии  действуют  исходя  из  следующего  принципа:  реабилитация,  социальная 
адаптация и последующее трудоустройство людей с инвалидностью экономически выгоднее, 
чем их постоянное обеспечение пенсиями и пособиями. 

 

 

В США работодатели, отказывающие в трудоустройстве людей с инвалидностью, облагаются 
значительным штрафом, а компаниям, принимающим их на работу, предоставляются льготы 
по налогообложению. 

 

 

В  ряде  стран  работодатель  может  «обменять»  обязательство  нанять  определенное  число 
людей,  имеющих  инвалидность,  на  обязательство  уплатить  определенную  сумму 

 

в специальный фонд, средства которого будут расходоваться на содействие занятости людей, 
имеющих инвалидность (quota

-levy system).

221

 

 

 

Не  все  выпускники  с  ООП  могут  трудоустроиться  по  специальности  в  связи 
с

 

проблемами  здоровья.

 

Механизмом  решения  данной  задачи  является 

внесение соответствующих изменений и дополнений в Классификатор профессий 
и специальностей технического, профессионального, послесреднего образования 
и расширение спектра профессий (профиль труда): помощник повара, помощник 
механика,  помощник  слесаря,  помощник  электрика  и  т.д.  Также  в  целях 
безбарьерного доступа к

 

трудоустройству следует приспособить инфраструктуру 

города, села для людей с ООП.

 

 

В  системе  ТИПО  будут  готовить  учителей  физкультуры  для  работы  с  детьми 
с

 

ООП. 

В  специальность  «Физическая  культура  и  спорт»  включена  новая 

квалификация  «Учитель  коррекционной  физической  культуры»  со  сроками 
обучения  3  года  10  месяцев  на  базе  основного  среднего  образования,  2  года 

10 

месяцев на базе общего среднего образования.

 

 

Высшее и послевузовское образование

 

 

Для увеличения доступа лиц с ООП к обучению в вузах

 

выделяется квота для 

поступления. 

Государство  предусматривает  льготное  поступление  в  вузы  для 

сельской молодежи, детей

-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 

инвалидов 

I, II 

групп и

 

инвалидов с детства и др.

222

 

Однако, по мнению экспертов 

ОЭСР,  этих  мер  недостаточно  и  необходимо  доработать  механизм  включения 
детей с ООП в инклюзивную среду вуза

Так, высшее образование для молодых 

людей с ООП сегодня малодоступно (для сравнения: если в школах обучаются 

                                                

221

 

Там же.

 

222

 

Подробнее в подглаве 2.1.

 

 

 

289 

Инклюзивность системы образования

 

388  детей  с  инвалидностью,

223

 

в  колледжах 

-  2 

522,  в  вузах 

-  1 054 

студента).

224

 

 

Требуется  активизировать  работу  по  созданию  условий  для  инклюзивного 
образования в вузах. 

Согласно

 

ГПРОН

 

в

 2017 

г.

 

была

 

поставлена

 

задача

 

достичь

 

15% 

доли

 

вузов,

 

создавших

 

равные

 

условия

 

и

 

безбарьерный

 

доступ

 

для

 

обучения

 

студентов

 

с

 

ОПП

.

 

В

 

настоящее

 

время

 

казахстанские вузы

 

еще

 

не

 

готовы

 

в

 

полной

 

мере

 

реализовать

 

инклюзивное

 

образование.

 

В

 

основном

 

поддержка

 

оказывается

 

в

 

материальном

 

обеспечении

 (

выдача

 

талонов

 

на

 

питание

подвозе

 

на

 

специальном

 

такси

  - 

инватакси).

 

Существует

 

ряд

 

проблем

 

при

 

поступлении

 

в

 

вузы

в

 

период

 

обучения

 

(отсутствуют

 

проводники

сурдопереводчики

 

и

 

др.

 

помощники,

 

не

 

предусмотрено

 

дополнительное

 

время

 

на

 

вступительных

 

и

 

выпускных

 

экзаменах

 

и

 

др.).

 

В

 

вузах

 

достаточно

 

слабо

 

развита

 

инфраструктура

 

для

 

безбарьерного

 

доступа

 

(специальные

 

лифты

санитарные

 

комнаты,

 

пандусы

 

и

 

др.).

 

Во

 

многих

 

университетах

 

требуется

 

функционирование

 

центров

 

поддержки

 

студентов

 

с

 

ООП.

 

 

Работа  центров  по  оказанию  помощи  студентам  с  ООП  и  ППС,  работающим 
в

 

инклюзивной среде, должна быть системной и осуществляться во всех вузах

независимо  от  формы  собственности

.

 

Необходимо  создать  Центр  поддержки 

студентов  с  ограниченными  возможностями,  разработать  и  внедрить 
практические  инструкции  по  инклюзии  в  вузе,  чтобы  молодые  люди  с  ООП 
получили  качественное

 

образование,  были  конкурентоспособными  на  рынке 

труда  и  могли  реализовать

 

себя  как  личности.

225

 

Подобная  работа  ведется 

 

в

 

Назарбаев  Университете  и  Казахском  национальном  педагогическом 

университете им

Абая

 

Центры  должны  контролировать  наличие  в  вузах  специальных  условий  для 
обучения  лиц  с  ООП  с  целью 

безбарьерного  доступа.  К  ним  относятся 

материально

-

техническое  обеспечение  и  оснащенность  образовательного 

процесса  для  студентов  с  ООП:  оборудованные

 

учебные

 

кабинеты,  в  т.ч.  для 

практических  занятий;  библиотеки  и

 

объекты

 

спорта

средства

 

обучения 

и

 

воспитания. Также следует вести работу по

 

сотрудничеству с поликлиниками;

 

организации

 

доступа  к  информационным  системам  и  информационно

-

телекоммуникационным 

сетям, 

по 

созданию 

мест 

в 

общежитиях

приспособленных

 

для студентов с ООП

В компетенцию центров должны входить 

вопросы  кадрового  потенциала  вузов  (повышение  квалификации  ППС  в

 

сфере 

реализации  инклюзивного  обучения,  контроль  над  наличием

 

в  штате  вуза 

                                                

223

 

НОБД

 

224

 

КС МНЭ РК

 

225

 http://www.kp.kz/6330

 

 

 

290 

 

 

специалистов  по  сопровождению  лиц  с  инвалидностью:  педагог

-

психолог, 

специальный  педагог,  социальный  педагог

 

и  др.

и  обеспечения

 

адаптированными

 

образовательными

 

программами

Такие  центры  будут 

оказывать  помощь  в  организации  социально

-

психолого

-

педагогического 

сопровождения (мероприятия

 

по социализации и адаптации, тренинги, конкурсы, 

клубы,  социальные  проекты)  с  целью  создания  толерантной  социокультурной 
среды,  волонтерской  помощи  обучающимся

-

инвалидам.  Важны  центры 

 

и в вопросах организации

 

профработы с абитуриентами с ООП, их родителями 

 

и законными представителями

содействия

 

трудоустройству выпускников

 

В

 

целях

 

поддержки

 

университетов

 

в

 

плане

 

обучения

 

лиц

 

с

 

ООП,

 

конкурентоспособных

 

наравне

 

с

 

другими

 

студентами,

 

стали

 

открываться

 

волонтерские

 

центры.

 

С

  2015 

г.

 

в

 

вузах

 

постепенно

 

стали

 

открываться

 

центры,

  

где

 

координаторы

 

предоставляют

 

специальную

 

поддержку

 

студентам

  

с

 

инвалидностью

 

(Казахский

 

национальный

 

педагогический

 

университет

 

им.

 

Абая,

 

Казахский

 

национальный

 

университет

 

им.

 

аль

-

Фараби,

 

Таразский

 

государственный

 

университет

 

им.

 

Дулати,

 

Алматы

 

Менеджмент

 

Университет

 

и

 

др.).

226

 

 

Вузы ведут подготовку специалистов инклюзивного образования. 

В Казахстане 

образование по  специальности «5В010500

-

Дефектология»  (бакалавриат)  может 

быть  получено  в  17  вузах  по  9  направлениям:  «Олигофренопедагог,  учитель 
начальных,  средних,  старших  классов  вспомогательных  школ»;  «Сурдопедагог, 
учитель  начальных  классов  школ  для  детей  с  нарушениями  слуха,  учитель 

 

по  слуховой  работе;  «Логопед  дошкольных  и  школьных  учреждений», 
«Тифлопедагог,  учитель  начальных  классов  школ  для  детей  с  нарушениями 
зрения», «Учитель коррекционного обучения в общеобразовательных школах», 
«Педагог  дошкольных  специальных  учреждений  для  детей  с  нарушениями 
интеллекта»,  «Педагог  дошкольных  специальных  учреждений  для  детей 

 

с

 

нарушениями слуха; «Педагог дошкольных специальных учреждений для детей

 

с

 

нарушениями 

зрения; 

«Специалист 

по 

раннему 

вмешательству».

  

По

 

программам магистратуры «6М010500

-

Дефектология» 

2 вуза, докторантуры 

«6D010500

-

Дефектология» 

1 вуз.

 

 

Несмотря  на  предпринимаемые  меры,  в  организациях  образования

 

пока 

сохраняется  потребность  в  учителях

-

дефектологах

.

 

Госзаказ  на  подготовку 

специальных педагогов в 2017 г. увеличился в 1,62 раза и составил 470 грантов: 

 

на очное отделение 

425, на заочное 

- 45 (

для сравнения: 

20

16 г

. - 

290 мест

). 

Также 

выделено  30  грантов  на  обучение  в  магистратуре  и 

5  - 

в 

PhD 

докторантуре. 

Следует отметить, что необходимо в «Классификаторе специальностей высшего 

 

                                                

226

 https://www.zakon.kz/4917649-kak-realizuyutsya-prava-lyudey-s.html 

 

 

291 

Инклюзивность системы образования

 

и  послевузовского  образования  в  РК»  переименование  специальности 
«Дефектология» на «Специальное образование и/или специальная педагогика» 

 

в  связи  с  тем,  что  это  общепонятный  международный  педагогический  термин. 

 

Он  сообразуется  с  современными  гуманистическими  ориентирами  мировой 
системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка.

 

 

С  2016  г

в  вузах  страны  введена  обязательная  дисциплина  «Инклюзивное 

образование»  на  всех  педагогических  специальностях.

 

Данная  дисциплина 

представлена  в  объеме  2  кредитов,  что  составляет  1,6%  от  всех  кредитов 
теоретического обучения за весь период обучения

.

227

 

Данный объем достаточен 

лишь  для  того,  чтобы  получить  базовые  знания  в  области  инклюзивного 
образования,  но  недостаточен  для  того,  чтобы  получить  практические  навыки 

 

по  методикам  преподавания,  приемам  и  методам  обучения  детей  с  ООП. 

 

Для  сравнения:

 

в  Германии  порядка  5%  содержания  программы  подготовки 

учителей направлено на инклюзивное образование.

 

 

Для  качественной  подготовки  педагогов,  готовых  работать  в  условиях 
инклюзии, необходимо обновление содержания образовательной программы 
в

 

соответствии  с  требованиями  рынка  труда:

 

подготовка  к  профессиональной 

деятельности  с  различными  категориями  учащихся  с  ООП,  работа  в  условиях 
КППК,  ПМПК,  РЦ,  в  условиях  инклюзии  в  массовых  учебных  заведениях  и  др. 
Необходимо  совершенствовать  методики  преподавания  в  колледжах  и  вузах, 
увеличивать количество практических занятий.

 

 

Педвузы  должны  переориентироваться  на  рынок  труда,  где  востребованы 
тьюторы  (ассистенты  педагога).

 

В  соответствии  с  мировым  опытом  тьютор

 

должен 

быть 

квалифицированным

 

специалистом

 

с

 

педагогическим 

образованием. Он должен преподавать совместно с другим учителем в классе, 
где  учатся  дети  без/с  ООП,  уделяя  последним  особое  внимание.

 

Необходимо 

нормативно  установить  требования  к

 

квалификационным  характеристикам 

тьюторов

 

с использованием лучшего международного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

227

 

Об утверждении Типовых учебных планов по специальностям высшего и послевузовского образования. 

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 16.08.2013 г. №

 343. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

 

 

источники информации - http://eljastary.kz